1 Конспект лекций по социально-экономической сущности финансов и их функции в развитии общества. No. 1 ЛЕКЦИЯ. Назначение и обязанности финансов (Авторский коллектив)

Справочник /
Лекторий Справочник /
Лекционные и методические материалы по финансам /
Сущность и функции финансов

Конспект лекции по дисциплине «Сущность и функции финансов»,
pdf

Что такое финансы?

Финансы – это система экономических отношений, непосредственно возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

На сегодняшний день можно выделить следующие отличительные признаки финансов:

  • обменно-распределительный характер;
  • перераспределение стоимости между различными экономическими субъектами;
  • денежная форма отношений;
  • формирование доходов и расходование денежных средств, связанных с получением таких доходов.

Среди основных причин способствующих возникновению финансов можно выделить следующие:

  • возникновение государства как особой категории;
  • быстрые темпы развития товарно-денежных отношений;
  • существование обязательных налоговых платежей;
  • перераспределение капитала, активов.

Отличительной особенностью финансовых отношений от прочих видов экономических отношений является тот факт, что такие отношения в обязательном порядке регламентируются на государственном уровне, т. опосредованы введенными в действие законодательными, нормативными, рекомендациями государственных органов, стандартами.

Стоит отметить, что финансы ни в коем случае не тождественны деньгам, они имеют особую специфику и общественное назначение, которое выражается в основном в выполняемых ими функциях.

Значительное влияние на финансы хозяйствующих единиц оказывает налоговая политика, виды начисляемых налогов, их ставки, возможность применения различного рода квот.

Также финансы являются важнейшим элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, кроме заработной, входят затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Понятие финансов. Роль финансов в экономике. Функции финансов

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего «доход, платеж при сделке». Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII–XV веках. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений.

Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

4) создание централизованного государства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД.

С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX–XX веков, а также с расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие. Основные ресурсы государства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах — бюджетах, внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части национального дохода (от 30 до 50 %).

Направление затрат изменилось. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, НИОКР, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) — вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

На стадии производства создаются ВВП и НД и подготавливаются условия для появления этой категории. На второй стадии процесса производства — распределения (первичного и вторичного) — возникают финансовые отношения. Без участия финансов созданная стоимость не может быть распределена. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием стоимости ВВП и НД.

Воздействуя на производство, распределение и использование (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисным категориям.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

При экономическом кризисе, спаде производства, росте безработицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается жизненный уровень, уменьшается прибыльность хозяйствующих субъектов и, как следствие, появляются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяются бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

— общественные финансы;

— финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но ее можно свести к трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы, и темпы развития отрасли или региона ускоряются, или, наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами — через:

— эффективное вложение финансовых ресурсов;

— создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др

— использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

— использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять.

Распределительная функция финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

2) образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

3) осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между сферами и социальными группами;

4) создавать необходимые резервы как на уровне предприятий, так и государства.

Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс. Контрольная функция, которую выполняют финансы, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

1 Конспект лекций по социально-экономической сущности финансов и их функции в развитии общества. No. 1 ЛЕКЦИЯ. Назначение и обязанности финансов (Авторский коллектив)

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

Оглавление

Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

Понятие «финансы», их экономическая сущность

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть финансов.

Термин «финансы» возник в VIII–IX вв. в торговых городах Италии.

К тому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность. Сначала он обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение. Теперь он употребляется как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данное понятие имело следующие характерные черты:

1) наличие денежных отношений между двумя субъектами, т. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

2) субъекты обладали разными правами: один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

3) в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось сбором налогов и другими платежами государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата, или аппарата принуждения. В настоящее время это — налоговая инспекция.

Читать также:  ЮНОГО ФИНАНС Я

Но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал деньги взаймы другому. Возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают.

Но это не финансовые отношения, поскольку государство эти отношения не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях.

Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения — это финансовые отношения.

Финансы обладают такими признаками, по которым их можно безошибочно распознать среди других возможных денежных отношений.

Они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Нефинансовые денежные отношения такими актами не регулируются. Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

Деньги: их необходимость и происхождение

В мировой экономике существует две теории происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.

Согласно рационалистической теории, деньги представляют собой результат соглашения между людьми, которые изобрели их как специальный инструмент, используемый для обмена товаров. Более серьезное исследование природы денег содержится в другой теории — эволюционной, которая была предложена К. Марксом.

Ее суть заключается в том, что деньги появились в результате обмена товаров независимо от желания людей, когда путем длительного эволюционного процесса из всех них выделился особый товар, играющий роль денег.

Маркс тесно связывал эволюционную теорию происхождения денег с трудовой теорией стоимости, из которой следует, что стоимость товара измеряется количеством затраченного на его производство труда, который, в свою очередь, измеряется деньгами. При сравнении трудоемкости изготовления товаров возникают конкретные пропорции при обмене, когда одно количество товара обменивается на какое-то количество другого товара, при этом даже если обмен вообще не планируется, то товаропроизводителю необходимо определить его стоимость, а это нельзя сделать без товара-соизмерителя.

Первоначально стоимость одного товара выражалась при случайном обмене в результате приравнивания его к определенному количеству другого товара, служащего ему эквивалентом, — это так называемая простая форма стоимости. Со временем при регулярных обменах сложились определенные пропорции приравнивания товаров, и стоимость одного товара могла быть выражена в пропорциях сразу нескольких товаров-эквивалентов — это развернутая форма стоимости.

Позднее при дальнейшем развитии обмена на каждом отдельном местном рынке стал выделяться товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту или наибольшей ликвидностью. Это был товар, который мог храниться длительное время, хорошо делиться, в котором нуждалось большинство людей. Даже кому он не требовался, все равно был согласен обменять на него свой товар, поскольку с его помощью можно было получить тот товар, который был необходим.

В результате на каждом местном рынке выделился какой-то свой наиболее ликвидный товар, который в рамках этого рынка служил всеобщим эквивалентом (меха, скот, соль и т. ), — это так называемая всеобщая форма стоимости.

На отдельных рынках в качестве всеобщего эквивалента были перепробованы сотни видов товаров.

Таким образом, деньги — это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом и выражающий стоимость других товаров (со-измеритель).

Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства

Сущность денег проявляется в их функциях:

1) деньги как средство обращения. Эта функция вытекает из того, что деньги признаются приемлемым платежным средством повсеместно. Именно необходимость наличия инструмента обмена или купли-продажи привела к материализации денежных единиц в виде монет, а позднее и банкнот, которые сами по себе превращались в товар, передаваемый при обмене на другие товары или услуги. Приемлемость денег как средства платежа основывается на вере как продавца, так и покупателя в то, что эти деньги могут быть использованы в дальнейшем при оплате других товаров и услуг;

2) деньги как мера стоимости. Деньги должны служить в качестве общего знаменателя для стоимости различных по своей сути товаров и услуг.

Это позволяет устанавливать стоимость товаров, которые не имеют между собой ничего общего. Данное действие стало возможным благодаря некой третьей единице, называемой мерой стоимости, которая выполняет функцию денег. Функцию установления цены вывел К. Маркс;

3) деньги как средство накопления. В материальной форме или в виде записей на банковском счете, деньги — это удобный способ сохранения богатства, в котором нет нужды в данный момент. Поэтому, чтобы выполнить данную функцию, материальная форма денег должна быть долговечной. Отсюда и исторические предпочтения, отдаваемые металлам;

4) деньги как средство платежа. Деньги — это такое средство, которое может быть использовано для выдачи займов и кредитов, с тем чтобы возникшая задолженность могла быть возвращена в виде соответствующей суммы в условленное время в будущем;

5) поскольку существуют международные экономические отношения, деньги функционируют не только внутри страны, но и на мировом рынке. В связи с этим деньгам присуща еще одна функция, которая называется — мировые деньги.

Помимо перечисленных функций деньги должны обладать шестью отличительными чертами:

1) приемлемость. Чтобы выполнять свои функции, деньги должны быть приемлемы повсеместно в данном обществе. В принципе, это гарантируется и принудительно (законодательно). С момента учреждения денег никто из членов общества не вправе требовать иного платежного средства или иной формы оплаты. Однако если население потеряет веру в достоинство своих официальных денег (инфляция), никакое законодательство не сможет запретить отказаться от них. Граждане могут требовать платежей в иной валюте, которую считают на данный момент более стабильной;

2) портативность. В своей материальной форме деньги должны быть удобны, для того чтобы их можно было перемещать из одного места в другое. Монеты и банкноты этому требованию отвечают;

3) долговечность. Материальная форма денег должна быть долговечной, т. долго не изнашиваться;

4) стоимость. Сама по себе материальная форма денег обладает соответствующей стоимостью. Современные банкноты и монеты обладают сугубо символичной стоимостью (номинальной), так как их больше не чеканят из драгоценных металлов;

5) возможность количественного исчисления. Важным требованием, предъявляемым к деньгам, является возможность их количественного исчисления, чтобы сложное понятие стоимости могло быть выражено в простых числовых показателях, легко доступных для понимания.

Это позволяет без затруднения сравнивать стоимость ряда вещей и расходы на них. Деньги должны также легко поддаваться делению, чтобы можно было осуществлять платежи различных размеров;

6) дефицит. Денег должно быть меньше спроса на них. Это является сугубо необходимым, для того чтобы деньги могли хорошо выполнять функцию всеобщего средства обращения.

Существование в народном хозяйстве всеобщего эквивалента, выполняющего перечисленные выше функции, т. денег, играет огромную прогрессивную роль в процессе воспроизводства, особенно в условиях рыночной экономики:

1) деньги существенным образом облегчают и ускоряют процесс товарообмена;

2) деньги обеспечивают экономию общественного богатства, поскольку при натуральном обмене излишки произведенной продукции приходилось растрачивать, а с появлением денег появилась возможность их сберегать и накапливать (в денежной форме);

3) деньги способствуют установлению оптимальных пропорций в народном хозяйстве, поскольку невозможность реализовать товар за деньги зачастую указывает на его ненужность или перепроизводство;

4) деньги позволяют четко соизмерять затраты и прибыль и, следовательно, способствуют повышению эффективности производства и улучшению качества товаров;

5) существование денег дает возможность привлекать заемные средства, что ускоряет процесс расширения и модернизации производства;

6) существование полноценного народного хозяйства возможно именно благодаря деньгам, поскольку они позволяют перераспределять часть созданного в обществе продукта и, таким образом, содержать нематериальную сферу, а также поддерживать определенные отрасли материального производства.

Формы и виды денег

Различные формы денег, которые использовались и используются сейчас, соответствуют ряду критериев, хотя и не обязательно всем, описанным выше.

Те деньги, которые используются сейчас, называются универсальными, так как они могут отдаваться и приниматься в качестве платежного средства за что угодно.

В своем развитии деньги выступают в следующих видах:

1) действительные деньги — это те деньги, у которых номинальная стоимость равна реальной стоимости (золото, серебро);

2) заменители действительных денег, или знаки стоимости. Это деньги, у которых номинальная стоимость выше их реальной стоимости. Это металлические деньги, бумажные купюры, которые государство наделило принудительным курсом;

3) в современной финансовой системе существуют также и денежные суррогаты. Они представлены прежде всего кредитными картами. Кредитная карта сама по себе деньгами не является, но служит заменителем немедленного денежного платежа. Кредитные карты выпускаются банками на базе счета клиента в форме пластиковой карточки с нанесенной на ней встроенной микросхемой. Выделяют также карты, которые называются «карточки хранящейся стоимости» или «умные» карточки. Ими можно платить за товары, не ссылаясь на банковский счет (схема 1).

1 Конспект лекций по социально-экономической сущности финансов и их функции в развитии общества. No. 1 ЛЕКЦИЯ. Назначение и обязанности финансов (Авторский коллектив)

Схема 1. Современные деньги и их классификация

Финансы появились одновременно с возникновением госу-царства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв. ) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе прогекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

Читать также:  Генеральный контролер финансов во франции это

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др. ) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов.

Появились новые государственные расходы: на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Однако несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.

Бюджеты всех стран характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений — отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов — денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через финансовые фонды специального целевого назначения.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы — это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Первичные доходы не образуют общественных денежных

фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные, доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения финансового законодательства, своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Взаимосвязь финансов с другими категориями

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Являясь количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, но сама не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Это вычленяется на стадии обмена при помощи финансов и заработной платы. Именно благодаря им в процессе первичного распределения образуются различные виды денежных доходов, накоплений и отчислений.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Но они тесно связаны между собой: с одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с другой — заработная плата, начисление которой по времени не сходится с выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте предприятия между начислением и выплатой, заработная плата выступает источником формирования оборотных средств.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Опираясь на взаимосвязь финансов с важнейшими экономическими категориями, необходимо особое значение придавать вопросам финансового менеджмента, т. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники.

Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и по-гребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения.

Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по

мобилизации дополнительных капиталов.

Большое значение имеет финансовый менеджмент и для государственных финансов, включая бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Читать также:  Организационная структура системы управления финансами предприятия зависит от ответ предприятий

В связи с переходом к рыночным отношениям наблюдается тенденция значительной децентрализации финансовых ресурсов. Развитие внебюджетных фондов ведет к рассредоточению средств, не дает возможности мобильного их использования, концентрирования на приоритетных направлениях развития экономики, ослабляет контроль за расходованием государственных средств. Поэтому необходимо обратить особое внимание на развитие финансового менеджмента, на основе которого следует строить финансовую политику.

Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Она включает в себя три основных элемента:

1) определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;

2) разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение. Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Чтобы определить и сформировать финансовую политику, необходима достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т. объективных возможностях государства.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу — обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы проводят политику, направленную на разрушение действующей и формирование новой системы общественных отношений.

Роль финансовой политики в критические моменты жизни трудно переоценить, так как в первую очередь происходит радикальное перераспределение финансовых ресурсов.

Первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства, — борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

Социально-экономическая сущность финансов

Сущность финансов в социально-экономическом смысле заключается в отношениях, которые существуют между государством и прочими странами, частными лицами и хозяйствующими единицами по распределению, формированию и использованию финансовых ресурсов, которые формируются в специализированных фондах денежных средств.

Система денежных и распределительных отношений и представляет собой экономическую сущность финансов как отдельной категории, без этого невозможно обращение производственных фондов.

В настоящее время социально экономическая сущность финансов отражается в их функционале.

Переход к модели рыночной экономики придал финансам большее значение, в значительной степени усилив их роль, так как именно от финансового состояния предприятий и организаций зависит их процветание в будущем. Несмотря на то, что роль финансов очень многообразна, выделяют их следующие основные функции:

  • обеспечение производственного процесса, которое вырежется в покрытии расходов за счет финансовых ресурсов;
  • воздействие на национальную экономику и решение социальных процессов посредством финансов;
  • стимулирование эффективного расходования производственных ресурсов;

Финансы в значительной мере оказывают влияние абсолютно на все этапы процесса общественного воспроизводства:

  • Первый этап – производство. В данном случае финансы предопределяют состав и количественное выражение расходов, непосредственно связанных с производством (элементы затрат, нормы амортизационных платежей), области предпринимательской деятельности, системы налогообложения в зависимости от вида деятельности и прочих особенностей бизнеса;
  • Второй этап– обмен. В данном случае финансы регулируют порядок расчетов, оказывают непосредственное влияние на ценообразование;
  • Третий этап – распределение. В данном случае финансы оказывают влияние посредством установления норм оплаты труда, различных ограничительных мер;
  • Четвертый этап – потребление. В данном случае финансы оказывают влияние на процесс формирования и расходование финансовых ресурсов. Фонд накопления формируется хозяйствующей единицей для расширения воспроизводства. Фонды общественного потребления, как правило, используются для финансирования образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Расширенное воспроизводство подразумевает под собой непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост внутреннего валового продукта, непрерывное воспроизводство рабочей силы и производственных отношений, что благотворно влияет на развитие социально-экономической сферы.

Государство оказывает непосредственное влияние на воспроизводственный процесс посредством финансирования хозяйствующих единиц или отдельных отраслей хозяйства, регулирования расходов на социальные цели и налоговой политики.

Стоит отметить, что в условиях административно-командной экономики эффективность расходования государственных средств на финансирование народного хозяйства была на довольно низком уровне. На данном этапе развития вырос объем незавершенного строительства и не введённого в эксплуатацию оборудования, в том числе импортного.

В условиях непрерывного реформирования экономической сфере была осуществлена перестройка системы финансовых отношений. За счет сформированных централизованных фондов финансовых ресурсов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, помимо этого осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение денежных средств для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных субъектов федерации.

В настоящее время, несмотря на заметное сокращение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства в значительной мере облегчены вследствие увеличившейся доли чистого дохода, которая остается в хозяйстве, величина амортизационных отчислений на периодической основе пересматривается в ходе переоценки стоимости основных фондов.

Другие Экономические предметы

Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.

Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.

Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:

  • Предприятиями в процессе реализации товаров и услуг и приобретения товарно-материальных ценностей;
  • Предприятиями и вышестоящими инстанциями в процессе создания централизованных фондов денежных средств и их распределения;
  • Государством и его гражданами при уплате налогов;
  • Предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами в процессе внесения платежей и получения ресурсов;
  • Страховыми организациями и предприятиями/населением в процессе уплаты страховых взносов;
  • Отдельными элементами бюджетной сферы.

Субъекты финансовых отношений в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).

Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.

Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:

  • Распределительный характер отношений (источники – этика ведения бизнеса и правовые нормы);
  • Движение денежных средств в одностороннем порядке;
  • В результате отношений создаются денежные фонды различного характера – централизованные (бюджет государства, внебюджетные фонды) и децентрализованные (формируются вне финансов государства и муниципалитетов, принадлежат физических и/или юридическим лицам).

Источники денежных фондов:

  • ВВП (валовой внутренний продукт – показатель макроэкономики, который отражает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг на территории государства во всех отраслях экономики, которые предназначены для конечного употребление (потребление, экспорт, накопление));
  • Доходы организаций государственного и муниципального характера, от приватизации имущества, внешнеэкономической деятельности, государственный/муниципальный кредит, эмиссия денег/ценных бумаг (уровень органов местного самоуправления и государства);
  • Прибыль, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит, амортизация, продажа акций (уровень хозяйствующих субъектов);
  • Заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с личным имуществом, потребительский кредит (уровень населения).

Функции финансов

Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).

Распределительная функция. Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.

Контрольная функция. Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы предприятий. Финансовый контроль необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.

Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.

Регулирующая функция. Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.

Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).

Фискальная функция. С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *