[1] Совет по аудиторской деятельности, являющийся подразделением Министерства финансов Российской Федерации, создан с целью проведения экспертизы и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности социально значимых организаций финансового рынка за 2021 и 2022 годы. Пресс-центр ААС СРО

498. В каком из следующих случаев независимость аудитора не считается нарушенной:

а) аудитор оказывал проверяемому экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности;

б) аудитор состоит в близком родстве с учредителями, собственниками или руководителями проверяемого экономического субъекта;

в) аудитор оказывал управленческую услугу по обучению персонала проверяемой компании пользованием компьютерной системой.

499. Аудитор, являющийся учредителем предприятия, проводить проверку этого предприятия:

а) может, но только при условии наличия лицензии;

в) не может.

500. Исходя из принципа соблюдения налоговых отношений, форма предоставления клиентам рекомендаций и советов в области налогообложения может быть:

а) только устной;

б) только письменной;

в) выбирается по усмотрению аудитора.

501. Аттестованный аудитор за последние полгода поменял 5 аудиторских фирм. Каждое место работы он покидал внезапно, ссылаясь на плохие условия работы. Заявление на увольнение он направлял руководителю в установленные законом сроки – за две недели до дня увольнения. Оцените действия аудитора:

а) аудитор, внезапно покидая аудиторскую фирму, наносит ей определенный ущерб, в связи с чем нарушает профессиональную этику;

б) аудитор действует в рамках закона и не нарушает никаких этических принципов.

Тема № 36. Лицензирование аудиторской деятельности

502. Лицензирующий орган проводит проверку деятельности лицензиатов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов) с целью контроля за:

а) соблюдением лицензионных требований и условий;

б) сохранностью выданной лицензии;

в) достоверностью данных, представленных лицензиатом в ежегодном отчете.

503. При проведении проверки лицензирующим органом лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки в том числе:

а) аудиторские заключения и рабочую документацию;

б) аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

504. Проверка лицензирующим органом аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проводится:

а) в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа;

б) в соответствии с программой проверки, утвержденной руководителем группы проверяющих;

в) в зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для проверки.

505. Для проведения проверки лицензирующим органом аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов уполномоченное должностное лицо лицензирующего органа определяет:

а) руководителя проверки;

б) руководителя проверки и состав группы проверяющих;

в) срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководителя.

506. Срок проведения проверки лицензирующим органом аудиторской организации (индивидуального аудитора), как правило, не должен превышать:

а) 15 календарных дней;

б) 25 календарных дней;

в) 45 календарных дней.

507. Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключение случаев, когда:

а) проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг;

б) проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

508. Проверку качества аудита назначает:

а) Министерство финансов РФ;

б) Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ;

в) учебно-методический центр по обучению и повышению квалификации аудиторов.

509. Правомерно ли решение аудиторской организации использовать имеющуюся у нее информацию о деятельности предприятий и организаций для проведения платных консультаций на фондовой бирже:

а) это запрещено;

б) такая информация представляет наибольшую ценность для клиентов фондовой биржи, поэтому данное направление деятельности аудиторская организация должна развивать;

в) новое направление деятельности не должно отвлекать аудиторов от проведения проверок.

017 с.

Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляет:

а) Президент РФ;

б) Правительство РФ;

в) Министерство финансов РФ;

г) Государственная Дума.

Цель создания Совета на аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ:

а) государственное регулирование аудиторской деятельности;

б) проведение аттестации, обучение и повышение квалификации аудитора;

в) осуществление внешнего контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

г) учет мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности.

Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять:

а) обязательный аудит;

б) инициативный аудит;

в) сопутствующие аудиту услуги.

С проведением обязательного аудита совместимо:

а) проведение инициативного аудита;

б) составление бухгалтерской отчетности;

в) постановка бухгалтерского учета;

г) составление налоговых деклараций.

Для организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту, критерии устанавливает:

а) Указ Президента РФ;

б) Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности»;

в) постановление Правительства РФ;

г) Письмо Министерства финансов РФ.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг:

а) имеют право;

б) имеют право, если этот вид деятельности указан в уставе организации;

в) имеют право только аудиторские организации;

г) не имеют права.

Заключать договор на проведение обязательного аудита только по итогам проведения открытого конкурса могут организации:

а) в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержаться сведения, составляющие государственную тайну;

в) в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта не менее 25%.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы разглашать сведения, составляющие аудиторскую тайну:

а) могут по решению суда;

б) могут с письменного согласия лиц, в отношении которых проводится аудит;

в) могут с письменного согласия руководителя аудиторской организации, если содержание сведений затрагивает интересы третьей стороны;

г) не могут.

Проведение инициативного аудита у экономического субъекта совместимо с:

а) ведением бухгалтерского учета;

б) восстановлением бухгалтерского учета;

в) контролем начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

г) оценкой активов и пассивов;

д) все вышеперечисленное.

Оказание сопутствующих аудиту услуг регламентируется;

а) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

б) Российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»;

в) постановлением Правительства РФ;

г) Письмом Министерства РФ.

По результатам выполнения сопутствующих аудиту услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы составляют:

а) аудиторское заключение;

б) письменный отчет;

в) акт приема-передачи выполненных услуг;

г) письменную информацию аудитора руководству и (или) собственнику экономического субъекта.

Для выполнения сопутствующих аудитору услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы:

а) должны иметь лицензии на каждый вид деятельности;

б) должны иметь лицензии только на те виды деятельности, которые подлежат лицензированию;

в) должны иметь общую лицензию на осуществление аудиторской деятельности;

г) не должны иметь лицензию.

Требования независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов от экономического субъекта при оказании ему сопутствующих аудиту услуг:

б) обязательны только в отношении сопутствующих услуг, не совместимых с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

в) обязательны только в отношении сопутствующих услуг, совместимых с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

г) не обязательны.

Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов РФ, лицензирование аудиторской деятельности входит в компетенцию:

а) Правительства РФ;

б) Министерства финансов РФ;

в) Совета по аудиторской деятельности при МФ РФ;

г) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Ответственность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за нарушение законодательства РФ об аудите определяет:

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

а) ГК РФ;

б) НК РФ;

в) Кодекс РФ об административных правонарушениях;

г) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;

д) Трудовой кодекс РФ;

Е) Уголовный кодекс РФ.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает уровней:

II уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности образуют нормативные документы, такие как:

а) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

б) федеральные и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности;

в) международные и российские стандарты аудиторской деятельности;

г) федеральные, российские и внутренние правила (стандарты) аудиторских объединений.

Аудиторские организации в РФ по объему оказываемых услуг подразделяются на:

а) малые, средние и крупные;

б) малые и крупные;

в) российские и зарубежные.

026 с.

30 сентября 2021 15:34

Разъяснение позиции Комитета по правовым вопросам аудиторской деятельности

Позиция Комитета

Осуществлять аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с периодом проведения аудита отчётности (в 2023 году проводится аудит отчётности за 2022 год).

Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, определены на период до 01. 2023 г и после 01. 2023 для целей формирования соответствующих реестров.

Проводить аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР за 2021 и 2022 годы вправе аудиторские организации, не включенные в соответствующий реестр. При этом дополнительные требования к численности штатных сотрудников – аудиторов, установленные для внесения аудиторской организации в указанные реестры, не применяются.

Руководителем аудита отчётности ОЗО со дня вступления в силу Закона №359-ФЗ (с 01. 2022) может быть назначен аудитор, являющийся работником аудиторской организации по основному месту работы, а также имеющий квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01. 2011 года.

Правовое обоснование

Федеральным законом от 02 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – «Закон №359-ФЗ») внесены изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30. 2008 г. (далее – «Закон №307-ФЗ»), в частности, касающиеся требований к проведению аудита ОЗО и ОЗО ФР. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона №359-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

В соответствии ч. 6 ст. 16 Закона №359-ФЗ начиная с отчетности за 2023 год в отношении услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с 1 января 2023 года в отношении сопутствующих аудиту услуг, оказываемых ОЗО и ОЗО ФР, будут применяться положения частей 2 и 3 статьи 5. 1 Закона №307-ФЗ об оказании аудиторских услуг ОЗО и ОЗО ФР только теми аудиторскими организациями, сведения о которых будут внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, ведение которых предусмотрено статьей 5. 4 Закона №307-ФЗ.

Соответственно, условием проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчетности за 2023 год будет являться внесение сведений об аудиторской организации в соответствующий реестр.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №307-ФЗ одним из условий внесения сведений об аудиторских организациях в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям является: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее трех, с 1 января 2023 года не менее пяти. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона №307-ФЗ одним из условий внесения сведений об аудиторских организациях в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке является: численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года не менее двенадцати.

Согласно ч. 1 ст. Закона №307-ФЗ руководитель аудита ОЗО должен соответствовать следующим требованиям:
1) являться работником аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, по основному месту работы;
2) иметь опыт участия в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям в течение трех лет, непосредственно предшествовавших году начала оказания аудиторской услуги. Статьей 16 Закона №359-ФЗ специальный срок для вступления в силу указанных положений не предусмотрен.

Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе. При изменении таких фактов или обстоятельств, содержание ответа может измениться.

Позиция СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме, поскольку в его распоряжении может иметься более детальная информация относительно фактов и обстоятельств, связанных с заданным вопросом.

Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждает:

Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.

Какие правила (стандарты) аудиторской деятельности можно отнести к ноу-хау?

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности носят характер:

обязательный, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер;

рекомендательный, за исключением положений, носящих обязательный характер.

Укажите верное утверждение. Международные стандарты аудита в России:

используются в качестве базы для разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

используются в качестве национальных стандартов;

определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности;

не используются.

Разработка и практическое применение внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности:

обязательны для всех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

обязательны только для аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит;

обязательны, если только общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат на это прямые указания;

не обязательны и осуществляются по усмотрению аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Какова правовая форма договора на проведение обязательной аудиторской проверки?

договор возмездного оказания услуг;

договор на выполнение научно-исследовательских работ

Для чего аудиторские организации составляют письмо о проведении аудита?

исключительно для того, чтобы выразить согласие на приглашение провести аудит;

для того, чтобы выразить согласие на приглашение провести аудит, а также определить условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации и обязательства экономического субъекта;

для того, чтобы выразить согласие на приглашение провести аудит и признательность за то, что предприятие предпочло данную аудиторскую организацию другим.

Письмо о проведении аудита при первоначальном аудите:

является обязательным для составления аудиторской организацией;

является желательным для составления аудиторской организацией;

никогда не составляют.

Отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры обсуждать с работниками, членами совета директоров и ревизионной комиссии аудируемого лица аудитор:

Читать также:  Финансовая система Российской Федерации

Устанавливают уровень существенности для аудита на этапе:

составления общего плана аудита;

подготовки программы аудита;

оценки аудиторских доказательств, выявленных н ходе проверки, и подготовки аудиторского заключения.

В организации оприходованы основные средства, поступившие в порядке безвозмездной передачи, которые должны быть оценены по стоимости:

Аудитор должен быть членом инвентаризационной комиссии при проверке сохранности основных средств:

да, в особых случаях;

Запись результатов подсчета основных средств при инвентаризации ведет:

материально ответственное лицо;

один из членов комиссии.

В документ, составляемый при инвентаризации, включаются основные средства, находящиеся на временном хранении, не принадлежащие данной организации:

да, в особых случаях, обусловленных договорами;

Присутствие материально ответственного лица при проведении инвентаризации основных средств обязательно:

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ осуществляет:

Государственная Дума РФ;

Министерство финансов РФ.

С проведением обязательного аудита совместимы (в рамках одного договора) следующие услуги:

Для организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту, критерии обязательного аудита устанавливаются:

согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» и другим федеральным законам;

указом Президента РФ;

приказом Министерства финансов РФ.

Имеют ли право аудиторские организации и индивидуальные аудиторы заниматься какой-либо иной пред предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих и прочих аудиторских услуг?

да, если этот вид деятельности указан в уставе организации;

да, только аудиторские организации;

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут разглашать сведения, составляющие аудиторскую тайну:

Могут ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при разработке внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности руководствоваться международными стандартами аудита?

могут в любом случае;

могут при отсутствии общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита;

могут с разрешения Минфина России;

Кто устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних (внутрифирменных) правил (стандартов) аудиторской деятельности?

аудиторские организации и индивидуальные аудиторы самостоятельно.

Какие правила (стандарты) аудиторской деятельности действуют в настоящее время в России?

027 с.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, предметом Федерального закона «Об аудиторской деятельности» являются правовые основы регулирования аудиторской деятельности и особенности саморегулирования в этой сфере (ранее — правовые основы регулирования аудиторской деятельности).

Одновременно в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях» установлено, что особенности саморегулирования в сфере аудиторской деятельности устанавливаются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Расширен состав законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными актами Банка России (ранее — Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности). Среди других федеральных законов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование аудиторской деятельности, например, — Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», «О консолидированной финансовой отчетности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В целях регулирования отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и Банком России должны быть приняты акты, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами. В частности:

Правительство Российской Федерации — положение о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Минфин России — перечень и сроки раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на их Интернет-сайтах, порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, порядок ведения реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, правила открытых конкурсов на закупку аудиторских услуг общественно значимыми организациями;

Федеральное казначейство — порядок рассмотрения документов представляемых аудиторскими организациями для внесения сведений в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, порядок направления предписаний и запросов аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Банк России — дополнительные требования к раскрытию в аудиторском заключении результатов исполнения обязанностей, возложенных другими федеральными законами на аудиторскую организацию на финансовом рынке, дополнительные требования к перечню и срокам раскрытия информации о деятельности аудиторских организаций на финансовом рынке на их Интернет-сайтах, дополнительные требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.

Уточнено понятие стандартов аудиторской деятельности

В соответствии с новой редакцией Федерального закона «Об аудиторской деятельности» под стандартами аудиторской деятельности понимаются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее — международные стандарты аудита и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

В связи с этим аудиторская деятельность ведется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (т. международными стандартами аудита), а также иными требованиями, установленными Банком России (для аудиторских организаций на финансовом рынке), саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее — в соответствии с международными стандартами аудита и стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов).

Расширен состав органов регулирования аудиторской деятельности

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ, органами регулирования аудиторской деятельности являются Минфин России, Банк России и саморегулируемая организация аудиторов (ранее — Минфин России, Совет по аудиторской деятельности, а также саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов). Основные полномочия по регулированию аудиторской деятельности распределены между этими органами и организациями следующим образом:

Минфин России — выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов (в том числе введение в действие для применения в Российской Федерации международных стандартов аудита), координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере аудиторской деятельности и обеспечение их взаимодействия с саморегулируемой организацией аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг (ранее — выработка государственной политики, принятие нормативных правовых актов, анализ состояния рынка аудиторских услуг);

Банк России — принятие нормативных актов в сфере аудиторской деятельности на финансовом рынке, согласование документов саморегулируемой организации аудиторов в случаях, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее — полномочия в данной сфере отсутствовали);

саморегулируемая организация аудиторов — допуск в профессию, регулирование отдельных вопросов деятельности профессии, контроль деятельности членов, методическая и информационная поддержка членов, представление интересов профессии во взаимоотношениях с государственными органами.

В связи с наделением полномочиями в сфере аудиторской деятельности Банк России получил право запрашивать у саморегулируемой организации аудиторов копии решений ее органов управления и специализированных органов, а также иные необходимые документы и информацию (ранее — такое право имели только Минфин России и Федеральное казначейство).

Упразднены Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган

Новой редакцией Федерального закона «Об аудиторской деятельности» не предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа (ранее — действовали при Минфине России). Большинство полномочий Совета передан саморегулируемой организации аудиторов.

Читать также:  БИЗНЕС СРЕДА ФИНАНСЫ

Однако Концепцией развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года предусмотрено активное привлечение представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиков аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах, к участию в работе Минфина России по государственному регулированию аудиторской деятельности. Кроме того, должны быть приняты меры по расширению форм взаимодействия саморегулируемой организации аудиторов с Минфином России.

Расширены регуляторные полномочия саморегулируемой организации аудиторов

Во исполнение Концепции развития аудиторской деятельностью в Российской Федерации до 2024 года в целях дальнейшего развития саморегулирования Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ перераспределены регуляторные функции в сфере аудиторской деятельности. Саморегулируемой организации аудиторов передан ряд дополнительных полномочий по регулированию профессии и аудиторской деятельности:

регистрация и учет аудиторов и аудиторских организаций (ранее — совместно с Минфином России);

принятие кодекса профессиональной этики аудиторов (ранее — принятие кодекса, одобренного Советом по аудиторской деятельности);

принятие правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — принятие правил, одобренных Советом по аудиторской деятельности);

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (ранее — Минфин России).

Упразднены избыточные функции Минфина России

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов;

определение порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;

ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и оказание государственной услуги по выдаче выписок из этого реестра.

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3709-р <1>.

<1> См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности;

правовые основы регулирования аудиторской деятельности;

деятельность аудиторских организаций;

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ вступает в силу 1 января 2022 г. , за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В законодательство об аудиторской деятельности введены следующие новые термины и понятия:

Термин/понятиеОпределениеИсточникОбщественно значимая организацияорганизация, поименованная в части 1 статьи 5. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»часть 1 статьи 5. 1Общественно значимая организация на финансовом рынкеобщественно значимая организация, поименованная в пунктах 2 — 5 части 1 статьи 5. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»часть 3 статьи 5. 1Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациямаудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациямчасть 2 статьи 5. 1Аудиторская организация на финансовом рынкеаудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынкечасть 3 статьи 5. 1Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациямперечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям; реестр ведет Федеральное казначействочасть 2 статьи 5. 1, статья 5. 4Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынкеперечень аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке; реестр ведет Банк Россиичасть 3 статьи 5. 1, статья 5. 4Аудиторское заключение ненадлежащее в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельностиаудиторское заключение, содержащее ошибочное аудиторское мнение при существенно искаженной бухгалтерской (финансовой) отчетности и составленное с нарушением обязательных требованийчасть 7 статьи 6Обязательные требованиятребования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторовподпункт «б» пункта 3 части 3 статьи 5. 2Руководитель аудитааудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группучасть 5 статьи 4Надзор за деятельностью аудиторских организаций на финансовом рынкенадзор соблюдения аудиторскими организациями на финансовом рынке обязательных требований при оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке; осуществляет Банк Россиистатьи 10 и 10

Уточнены отдельные термины и их определения

Уточнены следующие термины и понятия, а также их определения:

Термин/понятиеОпределениеИсточникСтандарты аудиторской деятельностимеждународные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее — МСА и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов)часть 2 статьи 1Бухгалтерская (финансовая) отчетностьотчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация (ранее — отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете», изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация)часть 3 статьи 1Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, аудиторов (ранее — внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов)контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами обязательных требований, требований, установленных саморегулируемой организацией аудиторов, а также исполнения решений Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов о применении мер воздействия, принимаемых по результатам такого контроля; осуществляют Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторовстатьи 10, 10. 1 — 10. 2Присвоение статуса саморегулируемой организации аудиторов (ранее — внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов)принятие решения о присвоении статуса саморегулируемой организации аудиторов Минфином Россиистатья 22

Исключены отдельные термины

Из законодательства об аудиторской деятельности исключены такие термины и понятия, как: «стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов» (заменен понятием «требования к аудиторским процедурам, установленные саморегулируемой организацией аудиторов»), «внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов» (заменен понятием «внешний контроль деятельности аудиторской организации, аудитора»), «контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов», «государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *