15 июня 2010 года Министр финансов Республики Казахстан издал приказ № 281 «О теоретических основах и основных характеристиках системы бухгалтерского учета государственных учреждений Республики Казахстан»

В статье рассматриваются методологические основы и общие характеристики системы учета в государственных учреждениях РК.

Регулирование общих вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан через Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности.

В Казахстане активно проводится процесс реформирование бухгалтерского учета общественного сектора. Оно связано с выполнением одной из главных задач — создание прозрачной и ясной системы управления активами государства, что позволит эффективно контролировать финансовые ресурсы страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан с 1 января 2013 года все государственные учреждения переходят на новую систему ведения бухгалтерского учета.

С этой целью разработаны и утверждены нормативные правовые акты в сфере бухгалтерского учета государственных учреждений в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС) по методу начисления, в том числе План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 (далее — План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений) и Правила ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393, действие которых вступает в силу с 1 января 2013 года.

Совершенствование бухгалтерского учета началось в Республике Казахстан в начале девяностых годов прошлого века и продолжается в наши дни параллельно с развитием молодого государства. За эти годы произошли кардинальные преобразования.

В соответствии с пунктом 94 раздела 25 «Переходные положения» Учетной политики, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444, при переходе на ведение бухгалтерского учета методом начисления государственное учреждение переносит сальдо баланса по состоянию на 1 января 2013 года, составленного в соответствии с Инструкцией № 30 на соответствующие сальдо бухгалтерского баланса по Схеме перехода на План счетов бухгалтерского учета государственных учреждений с учетом критериев признания активов и обязательств.

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с МСФООС оказывает немаловажное значение на бюджетную систему РК.

С применением МСФООС появляется возможность более эффективно использовать информацию для:

  • принятия управленческих решений;
  • управления государственными ресурсами;
  • реального планирования бюджетных расходов.

Регулирование общих вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности осуществляет Министерство финансов Республики Казахстан через Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности, в функции которого входит:

  • организация разработки и рассмотрения проектов национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
  • совершенствования организационных форм и методов бухгалтерского учета в Республики Казахстан;
  • методологического обеспечения внедрения современной технологии сбора и обработки учетной информации;
  • разработки рекомендаций по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров.

В настоящее время утверждены, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан, опубликованы в СМИ и размещены на сайте Министерства (www. minfin. kz, раздел «МСФООС»), следующие нормативные правовые акты:

  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 03 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6443 от 25 августа 2010 года), с учетом изменений и дополнений внесенных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 348 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 августа 2010 года № 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 7873 от 23 августа 2012 года) (далее — Правила ведения бухгалтерского учета);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 07 сентября 2010 года № 444 «Об утверждении учетной политики» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6505 от 22 сентября 2010 года), с учетом изменений и дополнений внесенных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21 сентября 2012 года № 433 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 «Об утверждении учетной политики» (далее — Учетная политика);
  • приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 02 августа 2011 года № 390 «Об утверждении Альбома форм бухгалтерской документации для государственных учреждений Республики Казахстан» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 7126 от 15 августа 2011 года) (далее — Альбом форм);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6314 от 29 июня 2010 года) с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 июля 2012 года № 338 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 7830 от 06 августа 2012 года) (далее — План счетов);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 08 июля 2010 года № 325 «Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6352 от 26 июля 2010 года) с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 сентября 2012 года № 418 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 июля 2010 года № 325 «Об утверждении форм и правил составления и представления финансовой отчетности» (далее — Правила составления финансовой отчетности);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 июня 2010 года № 303 «Об утверждении Правил составления администраторами бюджетных программ консолидированной финансовой отчетности» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6339 от 19 июля 2010 года) с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 сентября 2012 года № 417 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 июня 2010 года № 303 «Об утверждении Правил составления администраторами бюджетных программ консолидированной финансовой отчетности» (далее — Правила составления консолидированной финансовой отчетности);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2011 года № 387 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 февраля 2009 года № 89 «Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями и администраторами бюджетных программ» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 7131 от 15 августа 2011 года) (далее — Правила составления бюджетной отчетности);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года № 423 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 7197 от 22 сентября 2011 года) (далее — Правила проведения инвентаризации);
  • приказ Министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2011 года № 219 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 февраля 2011 года № 95 «О некоторых вопросах государственного регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 6965 от 20 мая 2011 года) (далее — Годовые нормы износа по долгосрочным активам).
Читать также:  ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ ЧАЛДАЕВА 2020

Внесены изменения в статью 117 Бюджетного кодекса Республики Казахстан по уточнению перечня финансовой отчетности (Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам» от 5 июля 2011 года № 452-IV).

Администраторы бюджетных программ по согласованию с центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности и соблюдением ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях и Учетной политикой.

В функции и задачи Государственного казначейства входит разработка нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, использующих бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

Последним звеном в системе органов, которые определяют методику и методологию бухгалтерского учета бюджетных учреждений, является само учреждение.

Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан» определены основные положения относительно прав и обязанностей субъекта хозяйствования по ведению учета.

Порядок ведения бюджетного учета определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

15 июня 2010 года Министр финансов Республики Казахстан издал приказ № 281 "О теоретических основах и основных характеристиках системы бухгалтерского учета государственных учреждений Республики Казахстан"

Рисунок 1. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

В связи со специфическими особенностями деятельности бюджетных учреждений, которые обусловлены действующим законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях также имеет свою специфику (Рисунок 1).

Важнейшим условием обеспечения единства системы бюджетного учета является его организация в разрезе статей бюджетной классификации.

Бюджетные учреждения и организации реализуют свои права в отношении регулирования вопросов бухгалтерского учета в виде:

  • выбора организационной формы;
  • разработки модели системы внутрихозяйственного учета и контроля деятельности учреждения или организации;
  • Создания схемы документооборота;
  • выбора способа обработки и фиксации информации на соответствующих носителях;
  • выбора программного обеспечения бухгалтерского учета;
  • планирование развития методики бухгалтерского учета по конкретным условиям деятельности учреждения или организации.

Предприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана

Программный продукт «1С:Прдприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8. 2» и прикладное решение «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана».

Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281 утвержден план счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, который следует применять для ведения учета в государственных учреждениях Казахстана, начиная с 2013 года.

Учитывая выше сказанное фирма «1С» в феврале 2012 года выпустила редакцию 3. 0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» на платформе «1С:Предприятие» версии 8. В основе конфигурации — план счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, утвержденный Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281.

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

Выпуск новой редакции прикладного решения «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» дает возможность всем государственным учреждениям Республики Казахстан, планирующим вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями нового плана счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, заранее ознакомится и спокойно планировать переход на ведение учета в новой редакции с 2013 года.

Ведение учета по нескольким учреждениям

В конфигурации существует возможность ведения бухгалтерского учета по нескольким учреждениям для дальнейшего получения консолидированной отчетности.

Ведение учета в разрезе статей классификации расходов бюджета

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях ведется по нескольким статьям, включающим в себя источники финансирования, коды платных услуг, функциональную и экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по статьям бюджетной классификации в конфигурацию был добавлен справочник «Классификация расходов», предназначенный для организации комплексной аналитики в бюджетном плане счетов.

Учет плана финансирования

Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет не только вести учет плана финансирования, а также изменений в плане финансирования, но и формировать отчет «План финансирования» с помесячной разбивкой.

Регистрация договоров

Регистрация договоров, заключенных с поставщиками, вести учет исполнения обязательств, вводить заявки на основании заключенных договоров и формировать реестр заключенных договоров в соответствии с введенными данными.

Учет финансовых разрешений

В соответствии с планом финансирования в течение финансового года государственному учреждению выделяются денежные средства. Учет полученного финансирования ведется с помощью специального документа, что позволяет сформировать следующие отчеты:

  • финансовое разрешение;
  • отчет об исполнении плана финансирования.

Настройка и формирование платежных документов

Формирование платежных документов (заявок и счетов к оплате) является важной частью функционирования государственного учреждения. Конфигурация позволяет вводить заявки на основании заключенных договоров, а счета к оплате — на основании зарегистрированных заявок.

Настройка печатных форм платежных документов осуществляется с помощью специального регистра сведений. Использование такой настройки позволяет государственному учреждению не зависеть от требований регионального казначейства и самостоятельно осуществлять настройку платежных документов.

Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяет отслеживать суммы невыполненных обязательств.

Учет обязательств также организован на основании данных заявок и счетов к оплате. При проведении этих документов формируются необходимые проводки по забалансовому счету 912 «Обязательства». Это позволяет избавить пользователя от дублирования ввода информации. На основании информации о полученном финансировании, зарегистрированных обязательствах и кассовых расходов формируется отчет «Форма 4-20».

Кадровый учет

В конфигурацию включена подсистема кадрового учета, включающая в себя приказы о приеме, об отпуске, об увольнении, а также о различных кадровых перемещениях. Подсистема кадрового учета позволяет формировать не только печатные формы кадровых приказов, но и различные отчеты, например, личная карточка работника, лицевой счет сотрудника или список работников.

Немаловажной особенностью кадрового учета является возможность учета стажа работников, начиная с расчета начального стажа работника при приеме на работу и заканчивая ежемесячным контролем изменения стажа (для правильного расчета базовых коэффициентов и, соответственно, окладов работников).

Заработная плата

В конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» предусмотрена возможность начисления заработной платы с использованием различных форм оплаты труда. Помимо этого, существуют разнообразные варианты расчета надбавок и доплат, а также возможность расчета ночных праздничных и сверхурочных.

Механизм расчета среднедневной заработной платы существенно расширен и позволяет осуществлять корректную индексацию всех необходимых видов начислений.

Автоматизирован расчет заработной платы преподавателей и военнослужащих.

Расчет обязательных пенсионных взносов, индивидуального подоходного налога, социального налога, социальных отчислений также автоматизирован. При этом в случае начислений за счет нескольких статей классификации расходов бюджета суммы налогов, взносов, отчислений и удержаний корректно разбиваются по нужным статьям бюджетной классификации. В конфигурацию также добавлена возможность формирования SWIFT-файлов для перечисления заработной платы, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

В конфигурации реализована возможность расчета резервов по неиспользованным дням трудового отпуска с формированием формы №463 «Расчет резерва по неиспользованным отпускам».

Еще одна функциональная возможность — перечисление сумм удержаний по исполнительным листам на лицевые или карт-счета.

Наличие в конфигурации разнообразных отчетов (расчетных ведомостей в различных разрезах, расчетных листков, сводов по заработной плате (в том числе по статьям классификации расходов бюджета), а также регистра налогового учета по ИПН и СН делает возможным практически любой анализ начислений и удержаний.

Учет расчетов с подотчетными лицами

Для учета расчетов с подотчетными лицами в конфигурацию добавлен документ «Авансовый отчет», а также ведомость перечисления подотчетных сумм. На основании ведомости перечисления вводится счет к оплате и формируется SWIFT-файл для перечисления на лицевые и карт-счета.

Конфигурация также позволяет производить зачисление и снятие сумм на корпоративную карту государственного учреждения.

Учет запасов включает в себя

  • оприходование запасов с помощью документа «Поступление ТМЗ и услуг». При этом возможна как регистрация прихода от поставщика, так и регистрация безвозмездных поступлений, а также поступлений и передачу на ответственное хранение;
  • внутреннее перемещение и списание;
  • списание продуктов питания по нормам расхода;
  • учет ГСМ и списание горюче-смазочных материалов по километражу и мотто-часам;
  • реализация запасов с выпиской счета-фактуры;
  • проведение инвентаризации запасов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
  • оборотные ведомости;
  • карточки учета.
Читать также:  ПРИНЦИП САМОФИНАНСИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ

Учет долгосрочных активов включает в себя

  • оприходование активов, полученных от поставщиков, а также от безвозмездных поступлений;
  • ввод активов в эксплуатацию с помощью документа «Принятие к учету активов»;
  • внутреннее перемещение;
  • списание (с возможностью оприходования ТМЗ) и безвозмездная передача;
  • создание комплектов долгосрочных активов;
  • модернизация активов (незавершенное строительство, капитальные вложения);
  • обесценение долгосрочных активов;
  • переоценка долгосрочных активов;
  • проведение инвентаризации долгосрочных активов, с возможностью формирования инвентарной описи и сличительной ведомости;
  • групповой учет активов;
  • ежемесячное начисление амортизации;
  • создание резервов на обесценение и переоценку активов;
  • формирование оборотных ведомостей и ведомостей остатков;
  • формирование разработочной таблицы расчета амортизации;
  • формирование инвентарных карточек.

Учет расчетов с контрагентами

Учет расчетов с контрагентами включает в себя единый документ «Поступление ТМЗ и услуг» оприходования активов, товарно-материальных запасов, а также списания услуг, оказанных сторонними организациями. Помимо этого существует возможность проведения взаимозачета и списания задолженности. При этом, учет взаиморасчетов с контрагентами ведется с использованием счетов авансов.

Регламентные операции

В конфигурации реализована возможность автоматического формирования проводок по регламентным операциям, производимым на конец месяца (квартала, года). К таким операциям относятся:

  • Расчет амортизации долгосрочных активов;
  • Списание резерва по переоценке долгосрочных активов;
  • Переоценка валютных средств;
  • Закрытие подотчетных сумм;
  • Закрытие дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом;
  • Закрытие счетов доходов и расходов;
  • Заключительные обороты по кассовым расходам;
  • Перенос финансового результата отчетного года.

Стандартные отчеты

  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • шахматная ведомость;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету;
  • анализ счета;
  • обороты счета;
  • карточка счета;
  • анализ субконто;
  • обороты между субконто;
  • карточка субконто;
  • сводные проводки;
  • отчет по проводкам;
  • диаграмма и другие.

Использование стандартных отчетов позволяет получить развернутую информацию по любым участкам учета.

Мемориальные ордера

Все мемориальные ордера формируются в разрезе статей классификации расходов бюджета.

Бюджетные отчеты

Бюджетная отчетность включает в себя необходимые формы годовой и квартальной отчетности для государственных учреждений, в частности, отчет об исполнении плана финансирования, отчет об исполнении плана доходов и расходов, отчет по благотворительным средствам, отчет по депозитным средствам, отчеты о движении активов, отчет о движении запасов, а также отчетность по дебиторской и кредиторской задолженности.

Регламентированные отчеты

К регламентированным отчетам относятся:

  • Финансовая отчетность;
  • Налоговая отчетность;
  • Государственная статистическая отчетность;
  • Прочие.

В группу «Финансовая отчетность» включены такие отчеты как бухгалтерский баланс, отчет об изменениях в активах и обязательствах, отчет о движении денег на счетах государственного учреждения по источникам финансирования, пояснительная записка.

В группу «Налоговая отчетность» включены декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200) и декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства (форма 210).

В группу «Государственная статистическая отчетность» включен отчет по труду (формы №1-Т (месячная и квартальная) с приложением №1 к месячной форме).

В группу отчетов «Прочие» включены такие отчеты как расчет по исчислению и удержанию индивидуального подоходного налога и исчислению социального налога, карточка учета ОПВ, карточка учета СО, справка о заработной плате, справка о суммах дохода, выплаченного физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, справка с места работы о доходах за последние двенадцать месяцев перед наступлением социального риска.

При покупке любой программы «1С:Предприятие» (кроме базовых версий) в обычном порядке или по схеме апгрейда пользователи имеют право на льготный период сопровождения равный 3 месяцам. В этот период стандартный объем услуг, включенный в договор 1С:ИТС Казахстан уровня ПРОФ, оказывается пользователям без дополнительной оплаты. Подтверждением того, что пользователь имеет право на льготное сопровождение, является купон, вложенный в коробку с программным продуктом. Купон нужно заполнить своими данными и передать партнеру, у которого был куплен программный продукт. Купон должен быть зарегистрирован партнером в фирме «1С» так же, как и договор сопровождения.

Зарегистрированные пользователи Базовой версии имеют право на бесплатное получение :

  • услуг линии консультаций по телефону и электронной почте
  • обновлений программы и форм отчетности на сайте поддержки пользователей или через партнеров фирмы «1С»

Итого по всем пунктам: 0тг.

  • НаименованиеИнтересЦенаКол-во
  • 1 1С:Предприятие 8 Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана
  • 2 1С:Предприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана (USB)
  • 3 1С:Предприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана. Комплект на 5 пользователей

Список литературы

  • Бюджетным кодексом Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV. С изменениями и дополнениями на 01.04.2015г.
  • minfin.kz
  • Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *