22. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетном процессе

Бюджетные
полномочия РФ можно разделить на две
группы:

1) полномочия,
связанные с определением общих принципов
и основ организации и функционирования
бюджетной системы на всех ее уровнях;

2) полномочия,
относящиеся непосредственно к федеральному
уровню власти.

К
первой группе полномочий относятся,в
частности:

1) установление
общих принципов организации и
функционирования бюджетной системы
РФ, основ бюджетного процесса и
межбюджетных отношений;

2) определение
основ составления и рассмотрения
проектов бюджетов, утверждения и
исполнения бюджетов, утверждения отчетов
об их исполнении и осуществления контроля
за их исполнением;

3) установление
порядка составления и представления в
федеральные органы исполнительной
власти бюджетной отчетности;

4) установление
порядка разграничения расходных
обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований;

5) определение
основ формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов бюджетной системы
РФ;

6) определение
порядка установления нормативов
отчислений от федеральных, региональных
и местных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами, в бюджеты бюджетной системы
РФ;

7) определение
общих принципов предоставления и форм
межбюджетных трансфертов;

8) установление
порядка осуществления заимствований
РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований, управления долгом РФ,
субъектов РФ и муниципальных образований,
погашения и обслуживания государственного
долга РФ; 9) установление бюджетной
классификации РФ и общего порядка ее
применения.

Ко
второй группе полномочий относятся:

а) составления
и рассмотрения проектов федерального
бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;

б) утверждения
и исполнения федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;

в) осуществления
контроля за их исполнением;

г) утверждения
отчетов об исполнении федерального
бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;

д) составления
отчета об исполнении консолидированного
бюджета РФ;

2) определение
порядка установления и исполнения
расходных обязательств РФ;

3) установление
нормативов отчислений от федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, в
бюджеты бюджетной системы РФ;

4) предоставление
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета;

5) осуществление
государственных заимствований РФ и
предоставление кредитов иностранным
государствам, управление государственным
долгом РФ и др.

1. Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

2. Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти, местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными фондами вся необходимая информация.

Комментируемая статья определяет бюджетную компетенцию таких участников бюджетного процесса, как законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления.

В письме от 24.10.2013 N 02-07-03/44830 Минфин России отметил, что положения перечисленных в пункте 1 статьи 153 БК РФ федеральных законодательных актов не предусматривают проведение представительными органами муниципальных образований контрольных действий в отношении объектов муниципального финансового контроля, а также действий, связанных с применением мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Однако указанными полномочиями наделены органы внешнего муниципального финансового контроля, каковыми являются контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Согласно основам статуса контрольно-счетных органов, определенным статьей 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным представительным органом муниципального образования и подотчетным ему. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Минфин России сделал вывод, что контрольно-счетный орган должен быть создан вне состава представительного органа муниципального образования.

Министерство
финансов РФ (Минфин России)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
платежей, определения таможенной
стоимости товаров и транспортных
средств, инвестирования средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии, организации и проведения
лотерей, производства и оборота защищенной
полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы,
противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, и
финансированию терроризма.

Минфин
России осуществляет следующие полномочия
в бюджетном процессе (согласно Положению
о Минфине России, утв. постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г.
№ 329):

1) на
основании и во исполнение Конституции
РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и
Правительства РФ Министерство принимает
следующие нормативные правовые акты:

– порядок
формирования отчетности об исполнении
федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
бюджетов бюджетной системы РФ и
консолидированного бюджета РФ;

– порядок
ведения сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;

– порядок
применения бюджетной классификации
РФ;

– составление
проекта федерального бюджета;

– утверждение
и ведение сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;

– доведение
до главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств федерального
бюджета показателей сводной бюджетной
росписи в форме уведомлений о бюджетных
ассигнованиях, лимитов бюджетных
обязательств и объемов финансирования;

– ведение
учета операций по кассовому исполнению
федерального бюджета, составление и
представление в Правительство РФ
отчетности об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета
РФ;

– открытие
в ЦБ РФ и кредитных организациях счетов
по учету средств федерального бюджета
и иных средств в соответствии с
законодательством РФ, установление
режимов счетов федерального бюджета;

– открытие
и ведение лицевых счетов главных
распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального
бюджета;

– ведение
сводного реестра главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;

– организацию
распределения доходов от уплаты
федеральных налогов и сборов между
уровнями бюджетной системы в соответствии
с законодательством РФ;

– управление
в установленном порядке средствами
Стабилизационного фонда РФ;

– методическое
руководство в области бюджетного
планирования, направленного на повышение
результативности бюджетных расходов;

– методологическое
обеспечение кассового обслуживания
органами федерального казначейства
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

Читать также:  Экономика предприятия, Экономика и Финансы организаций. Учебник

– организацию
ведения главными распорядителями
средств федерального бюджета мониторинга
бюджетного сектора;

– обеспечение
предоставления бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов в пределах лимита средств,
утвержденного федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной
финансовой год, и в порядке, установленном
Правительством РФ;

– организацию
перечисления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ и муниципальных образований;

– осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Министерства
и реализацию возложенных на Министерство
функций.

Министерство
финансов РФ
в соответствии с Положением, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 6
марта 1998 г. № 273, является федеральным
органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в Российской Федерации
и координирующим деятельность в этой
сфере иных федеральных органов
исполнительной власти. Министерство
финансов РФ осуществляет свою деятельность
во взаимодействии не только с другими
федеральными органами исполнительной
власти, но и с органами исполнительной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.

Основными
задачами Министерства финансов РФ
являются:

  • совершенствование
    бюджетной системы РФ, развитие бюджетного
    федерализма;
  • разработка
    и реализация единой финансовой,
    бюджетной, налоговой и валютной политики
    в Российской Федерации;
  • концентрация
    финансовых ресурсов на приоритетных
    направлениях социально-экономического
    развития Российской Федерации;
  • разработка
    проекта федерального бюджета и
    обеспечения его исполнения; составление
    отчета об исполнении федерального
    бюджета и консолидированного бюджета
    Российской Федерации;
  • осуществление
    в пределах своей компетенции
    государственного финансового контроля;
  • разработка
    и реализация единой политики в сфере
    развития финансовых рынков в РФ;
  • участие
    в разработке и проведении единой
    политики в сфере формирования и
    использования государственных ресурсов
    драгоценных металлов и драгоценных
    камней и другие.

Федеральное
казначейство Российской Федерации
создано Указом Президента РФ от 8 декабря
1992 г. № 1556. Единую централизованную
систему органов федерального казначейства
возглавляет руководитель Федерального
казначейства — начальник Главного
управления Федерального казначейства
Министерства финансов РФ.

В
соответствии с Положением о Федеральном
казначействе РФ, утвержденным
постановлением Совета Министров —
Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №
864, единая централизованная система
органов федерального казначейства
состоит из Главного управления
федерального казначейства Министерства
финансов РФ и подчиненных ему
территориальных органов федерального
казначейства по республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям,
автономным образованиям, городам Москве
и Санкт-Петербургу, городам (за исключением
городов районного подчинения), районам
и районам в городах. Казначейство
подчиняется Министерству финансов РФ.
Органы казначейства подчиняются своему
вышестоящему органу и руководителю
казначейства — начальнику Главного
управления Федерального казначейства
Министерства финансов РФ

Органы
казначейства взаимодействуют с органами
государственного управления субъектов
Федерации в процессе зачисления доходов
и взаиморасчетов между бюджетами, а
также координации работы по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации.

Казначейство
информирует законодательные и
исполнительные органы государственной
власти Российской Федерации о результатах
исполнения федерального бюджета, иных
финансовых операциях Правительства
РФ, а также о состоянии государственных
(федеральных) внебюджетных фондов и
бюджетной системы Российской Федерации.

В
целях улучшения организации работы и
усиления контроля за исполнением
федерального бюджета Главное управление
Федерального казначейства Министерства
финансов РФ взаимодействует с Банком
России, с Государственной налоговой
службой РФ, иными федеральными органами
исполнительной власти РФ. Органы
казначейства осуществляют контрольные
функции во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти,
налоговыми, правоохранительными органами
и банками; материалы по фактам нарушений,
за которые предусмотрена уголовная
ответственность, передают правоохранительным
органам. В определенных случаях органы
казначейства предъявляют иски в суд и
в арбитражный суд.

Главные
задачи органов казначейства:

  • организация,
    осуществление и контроль за исполнением
    федерального бюджета, управление
    доходами и расходами этого бюджета на
    открываемых в банках счетах казначейства,
    исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование
    финансовых отношений между федеральным
    бюджетом и государственными (федеральными)
    внебюджетными фондами, финансовое
    исполнение этих фондов, контроль за
    поступлением и использованием
    внебюджетных (федеральных) средств;
  • сбор,
    обработка и анализ информации о состоянии
    государственных финансов, представление
    высшим законодательным и исполнительным
    органам государственной власти РФ
    отчетности о финансовых операциях
    Правительства РФ по федеральному
    бюджету, о государственных (федеральных)
    внебюджетных фондах, а также о состоянии
    бюджетной системы Российской Федерации;
  • осуществление
    краткосрочного прогнозирования объемов
    государственных финансовых ресурсов,
    а также оперативное управление этими
    ресурсами в пределах установленных на
    соответствующий период государственных
    расходов;
  • управление
    и обслуживание совместно с Центральным
    банком РФ и другими уполномоченными
    банками государственного внутреннего
    и внешнего долга РФ;
  • разработка
    методологических и инструктивных
    материалов по вопросам, относящимся к
    компетенции казначейства, обязательных
    для органов государственной власти,
    предприятий, учреждений и организаций,
    включая организации, распоряжающиеся
    средствами государственных (федеральных)
    внебюджетных фондов;
  • ведение
    операций по учету государственной
    казны РФ.

СТ 165 БК РФ

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:

на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;

осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

Читать также:  Для использования бакалаврами направления 38.03.01 (080100.62)

представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;

представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации;

ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации;

учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;

организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета;

устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;

устанавливает порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных указанным порядком;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство;

представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологию порядка формирования информации по статистике государственных финансов;

утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);

устанавливает порядок представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

обеспечивает предоставление бюджетных кредитов, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации;

устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса;

осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;

устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса;

исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

представляет в судах интересы Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) иными нормативными правовыми актами;

определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения;

формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета;

устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящей статьей;

устанавливает перечень платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации, а также утверждает порядок, формы и сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;

Читать также:  ТЕМЫ ДОКЛАДОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ФИНАНСАМ

получает от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений;

утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

устанавливает единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при предоставлении государственной гарантии Российской Федерации осуществляет проверку (анализ) финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Российской Федерации;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;

формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета, а также перечень источников доходов Российской Федерации;

устанавливает федеральные стандарты внутреннего финансового аудита;

устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящим Кодексом;

осуществляет методическое обеспечение планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов, а также формирования финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме;

Комментируемая статья регулирует полномочия Минфина России в бюджетных правоотношениях.

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».

Вопросы Министерства финансов Российской Федерации регулируются Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 N 185.

Необходимо учитывать, что положения абзаца 42 статьи 165 БК РФ о том, что Минфин России формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета, применяются с 01.01.2016 (Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ).

Комментарий к Ст. 165 Бюджетного кодекса РФ

Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета.

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены полномочия Минфина России в бюджетном процессе. Перечень полномочий подробный, однако он не является исчерпывающим (Минфин России «осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и другими актами бюджетного законодательства Российской Федерации»).

Органы управления федеральным бюджетом. Бюджетные полномочия Министерства финансов рф.

Федеральный
бюджет РФ —
основной финансовый план правительства
России
на текущий финансовый год, имеющий силу
закона. В соответствии с Бюджетным
кодексом,
правительство
России
вносит на рассмотрение Государственной
Думы
проект федерального бюджета
на очередной финансовый год не позднее
26
августа.
Федеральный бюджет разрабатывается в
соответствии с положениями ежегодного
Бюджетного
послания
Президента
РФ.

Федеральный
бюджет рассматривается Госдумой в трёх
чтениях. В 1 чтении принимаются основные
параметры бюджета. По Бюджетному кодексу,
в процессе первого чтения Госдума не
имеет права увеличивать доходы и дефицит
федерального бюджета,
если на эти изменения отсутствует
положительное заключение правительства.
Госдума может отклонить проект бюджета;
в этом случае формируется согласительная
комиссия совместно с правительством.
Во 2 чтении Госдума утверждает бюджет
по разделам, а в 3-м — по подразделам.
После принятия федерального бюджета
Госдумой он утверждается Советом
Федерации
и подписывается Президентом РФ.

Министерство
финансов РФ выступает в бюджетном
процессе на федеральном уровне в качестве
органа, ответственного за составление
и исполнение федерального бюджета.
Полномочия Минфина РФ определены ст.
165 БК РФ, а также Положением о Министерстве
финансов РФ.

К
полномочиям Минфина РФ в частности
относятся:

1) составление
проекта федерального бюджета и
представление его в Правительство РФ;

2) представление
интересов государства в договорах о
предоставлении средств федерального
бюджета на возвратной основе и гарантий
за счет средств федерального бюджета;

3) составление
и ведение сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;

4) осуществление
управления государственным долгом РФ;

5) организация
исполнения федерального бюджета;

6) представление
отчета об исполнении федерального
бюджета и отчета об исполнении
консолидированного бюджета РФ в
Правительство РФ.

Соседние файлы в предмете Бюджетная система РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *