3 финансовые функции и их значение при нестабильной экономической системе государства

Сущность и функции финансов

Высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающие расширение финансовых возможностей государства, возможны только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.

Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. История термина «финансы» прошла несколько этапов. Первоначально, в XII—XV вв. , он обозначал денежный платеж. Несколько позднее (с XVI по XIX в. ) в научной литературе финансы стали связывать с формированием государственных доходов и с расходованием. В России на рубеже XIX—XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.

Финансы — инструмент, активно использующийся государством при управлении обществом. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задач по обеспечению условий для расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и путем бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
  • государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный к рыночной системе хозяйствования период. При этом в отношении централизованных фондов государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т. Однако в отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается совсем поиному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В том случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и пр.

Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

В экономической сфере существует и такое понятие, как «финансовые ресурсы». Однако следует заметить, что финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения.

Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.

Финансы во многом зависят от финансовой политики, которая осуществляется в ходе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях финансов. Назовем четыре основные функции финансов: распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную. При этом первые две осуществляются одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция. Она означает участие финансов в распределении национального дохода, т. в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы, образующиеся при распределении национального дохода среди участников материального производства, делятся на две группы: зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано со следующим:

  • межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В итоге формируются вторичные, или производные, доходы, а также доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, доходы от налогов.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

  • производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
  • отраслями материального производства;
  • отдельными регионами страны;
  • формами собственности;
  • социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Читать также:  Санкт петербургский государственный университет экономики и финансов новгородский филиал

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает и производственную, и непроизводственную сферы, т. весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (подробнее см. главу 6 «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большей степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция. Она заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода к рыночным отношениям и их динамичного развития.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма — финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются:

  • информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;
  • комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
  • выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;
  • отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

  • первый год — год, на который составляется бюджет;
  • второй и третий годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

В 2007 г. во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», впервые разработка параметров федерального бюджета осуществлялась на среднесрочный трехлетний период — на 2008—2010 гг.

Среднесрочный горизонт бюджетного планирования предполагается закрепить в рассматриваемой Государственной Думой новой редакции Бюджетного кодекса РФ.

Представляемые на данном этапе проекты федерального бюджета разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007—2009 гг. , утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 1860-р.

За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. , а также предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г. , рассмотренных Правительством Российской Федерации, доработанных и представленных Министерством экономического развития и торговли РФ в Министерство финансов РФ 14 марта 2007 г.

Основными отличительными особенностями подготовки проектов федерального бюджета на 2008—2010 гг. являются: их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона; изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазовоготрансферта, направляемого на расходы федерального бюджета; выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений; определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме, эквивалентном 2,5 и 5% расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008—2010 гг. вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 г. около 38% доходов консолидированного бюджета и 50% доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности).

В настоящее время благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств — на начало 2007 г. его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.

Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Слово “финансы” (фр. finance от ср. -лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Деньги — обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежную форму.

Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он, по сути, представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)

и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех видах деятельности экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. ВВП на стадии производства рассчитывается по рыночным ценам, т. включает чистые налоги на произведенные продукты и импорт.

Читать также:  КУРСОВЫЕ СТАБИЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Национальный доход — исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (трудом, капиталом, землей, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому общественному продукту за вычетом потребленных в процессе производства средств производства (сырья, топлива, электроэнергии, амортизационных отчислений) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и организаций в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между хозяйствующими субъектами и людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

  • государством и организациями по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета затрат ряда организаций;
  • государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • организациями и вышестоящими органами при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
  • организациями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
  • организациями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
  • организациями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
  • организациями и их работниками при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, хозяйствующими субъектами, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, организациями и гражданами.

В понятие “финансы” включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и организаций. К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности в организациях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и товарообменные операции, занимающие еще заметное место, к сожалению, во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе.

В понятие “финансы” включаются только те денежные отношения, которые связаны с формированием, распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т. ) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

  • экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;
  • в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

Финансы как экономическая категория представляют собой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у субъектов хозяйствования, государства, используемые для решения экономических и социальных задач.

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), т. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение национального дохода в государстве.

Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.

Распределение валового внутреннего продукта и национального дохода государства представлено на рис.

Рис. Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации

Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей определяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:

  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
  • необходимостью обеспечения социального развития;
  • важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные) и местные бюджеты (муниципальных образований).

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка экономики, выделение приоритетных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов организаций.

При реализации продукции у организаций образуется выручка и, соответственно, доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении организаций на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.

Читать также:  КОНСУЛЬТАНТ МИНИСТРА ФИНАНСОВ

Посредством распределительной функции финансов организации образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая важная функция финансов — контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством финансов в организациях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и др.

Но самое главное в организации — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению.

Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри организации, но и во взаимоотношениях между организациями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Он производится во взаимоотношениях между организациями при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность организаций контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распределения финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды. И выделять третью функцию путем расчленения распределительной функции, на наш взгляд, нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Он включает: формы финансовых отношений в государстве; институты (порядок, правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

Необходимость финансов в рыночном хозяйстве

Финансы возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и ростом его потребностей в денежных ресурсах (в докапиталистических формациях большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет натуральных податей и сборов, повинностей).

Быстрый рост расходов капиталистических государств послужил толчком к развитию финансов. Материальную основу финансов образуют деньги. В процессе научно-технического прогресса деньги становятся мерилом затрат на производство продукции, рабочую силу и средством собирания налогов.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления.

В условиях развития рынка необходимость финансов возрастает. Понятие “рынок” и его роль в экономике трактуются по-разному. Одни экономисты под рынком понимают полную свободу купли-продажи, разгул стихийных сил, ничем не ограниченную спекуляцию, исключая регулирование основных категорий рынка. Другие видят в рынке чудодейственное лекарство, способное излечить экономику от всех ее недугов, утверждая, что якобы рынок все отрегулирует. На практике получается далеко не так.

Рынок в экономическом смысле — это категория обмена. Цивилизованный рынок — это обмен, организованный по объективным экономическим законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения.

Планово организуемый рынок был при социализме, с соответствующими ему категориями (цена, спрос, предложение и др. ) и разумными методами регулирования. Регулируемый рынок при социализме служил важным фактором обеспечения планомерного развития экономики.

В результате реформ 1990-х гг. категории организованного социалистического рынка были разрушены, в стране стал создаваться капиталистический неорганизованный рынок, что привело к спаду почти во всех отраслях экономики и росту кризисных явлений.

В общей системе экономического развития рынок должен выступать как связующее звено между производством и потреблением, служить мощным рычагом снижения производственных расходов.

Рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

Финансы — это экономическая категория, особенность которой, как отмечалось, заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

Существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Необходимостью обеспечивать кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

Наличием государства. С появлением государства возникли налоги как материальная основа его существования.

Поскольку государство выполняет хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции, оно должно располагать соответствующими финансовыми ресурсами в виде денежных фондов.

Потребностями государства и организаций в распределении общественного продукта и национального дохода.

Без финансов, которые являются категорией распределения, невозможно организовать распределение общественного продукта. Для того чтобы организовать распределение, нужно осуществить накопление денежных фондов государства и организаций. Государству необходимы экономические связи с зарубежными странами с использованием финансовых отношений.

Организациям необходим обмен продуктами их труда с использованием финансовых отношений (купли и продажи за деньги).

Финансы — неотъемлемая часть экономических отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

К финансовым отношениям государства с населением относятся также налоговые платежи населения в бюджет и внебюджетные фонды, различные формы кредитования населением государства (в частности, займы, лотереи, вклады населением временно свободных денежных средств в сберегательные банки). Государство, в свою очередь, выдает населению кредиты на строительство жилья, покупку товаров, кредиты на предпринимательские проекты и др.

Таким образом, финансовые отношения охватывают практически все стороны экономической жизни общества.

Финансовые отношения являются одной из важных форм проявления производственных отношений общества. В то же время финансы активно воздействуют на изменения в производственных отношениях и системе хозяйственных связей. От совершенства финансовых отношений в значительной мере зависит рост эффективности производства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *