3. Функции финансов. Финансы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа: с. 28, 1 табл. , 17 источников.

ФИНАНСЫ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.

Объектом исследования функции финансов.

Предметом исследования финансы во всех их функциональных зависимостях

Цель работы — раскрыть понятие и взаимосвязь функций финансов.

Методы исследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.

Исследования и разработки: раскрыта суть понятия «финансы», «функции финансов», выяснено, какие функции существуют у финансов, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

«Финансы» как понятие произошло с латинского и означает наличность, доход. Однако в современной трактовке финансы — это отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Таким образом, финансы — это гораздо более емкое понятие, чем деньги. Естественно, как и у каждого явления, у финансов есть функции: распределительная и контрольная. Цель работы будет раскрыть понятие функций финансов, отразить взаимосвязь этих функций между собой.

Финансы присутствуют в государстве как на централизованном уровне (государственный бюджет), так и децентрализованном (субъекты хозяйствования). Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Ведь от того, как распорядится собственник своими финансовыми ресурсами, зависит будущий успех, будь то государственное финансирование социальных программ, либо распределение чистой прибыли предприятия по различного рода фондам: добавочный, резервный и т.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Естественно в процессе распределения денежных средств нельзя обойтись без контроля. Причем контроль подразумевает не просто легальность распределения средств, но и ведение статистики, чтобы в дальнейшем ее использовать в планировании и прогнозировании. Таким образом, появляется контрольная функция. На государственном уровне данная функция возлагается на компетентные органы, которые несут ответственность за целевое распределение средств.

Нельзя не сказать о важности данной темы относительно экономики Республики Беларусь. В условиях трансформационных процессов необходимо не допустить каких-либо диспропорций в экономике. С этой целью в стране ведется довольно жесткий финансовый контроль со стороны государства. Также распространен независимый аудит.

Говоря о дискуссиях по поводу понятия «финансы» и «функции финансов». Существуют абсолютно противоположные точки зрения. До сих пор нет единодушия по поводу понятия «финансы».

Степень изученности вопроса функций финансов является довольно высокой. Довольно большой круг ученых занимается вопросом финансов и определения их функций. При этом речь идет не только об иностранных ученых, но и советской школе. Анализируя литературу, можно сделать вывод, что, несмотря на расхожесть мнений, понятие финансов и их функций было похожим у большинства ученых.

Таким образом, задачами данной курсовой работы являются:

Раскрыть сущность распределительной функции финансов;

Раскрыть сущность контрольной функции финансов;

Показать взаимосвязь контрольной и распределительной функций;

Описать существующие дискуссионные вопросы сущности финансов и функций финансов.

Предметом исследования финансы во всех их функциональных зависимостях.

Понятие термина «функции финансов». Распределительная функция и ее содержание

Финансы (фр. finance от лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций:

— меры стоимости;

— средства обращения;

— средства платежа;

— средства образования накоплений и сбережений;

— мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечения отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств.

Конкретный механизм действия распределительной функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению и перераспределению той части общественного продукта, действие которого происходит в условиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и национального дохода. Таким относительно самостоятельным элементом, выступающим в денежной форме без соответствующего вещественно-натурального обеспечения, является чистый доход.

Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом. Именно чистому доходу присущи все особенности и черты, носящие характер распределения и последующего перераспределения.

Распределительный характер части совокупного общественного продукта (чистого дохода) заключается в том, что только эта обособленная часть совокупного продукта может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств в соответствии с требованиями и необходимостью расширенного воспроизводства. В соответствии с установленными пропорциями часть чистого дохода направляется на пополнение фонда возмещения израсходованных средств производства (основных и оборотных фондов), на восполнение израсходованной рабочей силы и ее воспроизводство, обеспечивая этим элементам воспроизводственного процесса расширенное воспроизводство. Тем самым финансовые отношения через механизм формирования и распределения чистого дохода обратно воздействуют на процесс производства, ускоряя или замедляя этот процесс, т. все элементы (С + V) воспроизводственного процесса, не являясь сами непосредственными объекта и финансовых отношений, ощущают активное воздействие чистого дохода, без которого процесс расширенного воспроизводства невозможен. Такое воздействие финансовых отношений через распределительные отношения на все элементы движения совокупного продукта (обеспечивая ему расширенное воспроизводство) носит исторический характер и присуще всем общественно-экономическим формациям.

Одновременно чистый доход как основной объект финансовых отношений является главным источником формирования централизованных фондов государства. Государство в соответствии со своей финансовой политикой определяет структуру распределения денежных фондов между хозяйствующими субъектами и государством. Какие элементы воспроизводственного процесса являются объектами перераспределительного процесса? Фонд возмещения израсходованных средств производства (С) в составе совокупного продукта изъятию и централизации его государством не подлежит, поскольку он должен быть полностью возмещен из полученной выручки с тем условием, чтобы продолжался и обеспечивался воспроизводственный процесс.

Что касается другого элемента (V) воспроизводственного процесса — стоимости рабочей силы, то этот элемент совокупного продукта также не подлежит изъятию, так как должен полностью возмещаться за счет полученной выручки.

Итак, основным объектом создания централизованного фонда денежных средств государства может быть только чистый доход. Этот элемент совокупного продукта полностью отвечает всем признакам финансовых отношений: носит исторический характер, присущ всем общественно-экономическим формациям, обеспечивает кругооборот фондов, регулирует процесс расширенного воспроизводства, формирует децентрализованные фонды денежных средств, обеспечивает формирование централизованных фондов государства, связан с конечными результатами производства, носит финансовый характер.

Читать также:  Тема 9. Финансы организаций

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли и продажи).

Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и сами активно участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс расширенного воспроизводства.

Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, то его другая часть перераспределяется и направляется в централизованные денежные фонды государства. В результате перераспределительных процессов и изъятия части чистого дохода образуются доходы государства, финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на него функций.

Итак, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.

Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.

Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного и вторичного распределения (перераспределения) части совокупного продукта (чистого дохода). Но прежде чем начать процесс распределения, необходимо определить форму и границы движения совокупного общественного продукта. Без такого определения нельзя рассматривать распределительные процессы, поскольку они носят абстрактный характер и их практическое применение невозможно.

Формой выражения движения совокупного общественного продукта является цена. Однако цена не является формой выражения тех финансовых отношений, которые опосредуют движение составных элементов совокупного общественного продукта и являются финансовыми. Но поскольку основной объект финансовых отношений — чистый доход активно воздействует на все элементы и составные части совокупного общественного продукта, обеспечивая им расширенное воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения финансовых отношений. Без решения проблемы взаимодействия и взаимосвязи цены и финансов невозможно определить сущность и функции финансов. Традиционные рассуждения о сущности, функциях, природе и месте финансов не востребованы практикой, ибо они носят самый общий характер.

Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент отщепления части чистого дохода и направления его в денежные фонды на расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств производства и воспроизводства рабочей силы.

Для другой части чистого дохода началом перераспределения является момент отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды).

Через уровень цен государство производит распределительные и перераспределительные процессы, влияя на уровень издержек и накопления. В осуществлении финансовой политики государства цена выступает как важнейший рычаг распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода). Практика показывает, что в зависимости от конкретных экономических условий в отдельные периоды государства в большой мере прибегали к регулированию распределительных процессов с помощью цен (период индустриализации и кризисных явлений, социальных конфликтов и войн и т.

Цена, выступая как денежное выражение стоимости, опосредует процесс распределения стоимости, выступает как исходное, базовое условие, определяющее в процессе распределения доходы и расходы участников общественного производства. Цену следует рассматривать как фактор, непосредственно влияющий на содержание распределительных отношений, на удовлетворение экономических интересов участников производства.

Финансы и форма их выражения — цена удовлетворяют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности, т. без них нельзя осуществить сам процесс распределения стоимости общественного продукта, соизмерить удовлетворение экономических интересов между его участниками.

Но первичное распределение совокупного продукта через цену удовлетворяет не только потребности расширенного воспроизводства, но и служит предпосылкой и основой для вторичного распределения (перераспределения) и создания централизованных денежных фондов государства (госбюджета), достаточных для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечения обороноспособности, а также развития непроизводственной сферы, где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и науки, здравоохранения, государственного управления, социального страхования и социального обеспечения и др.

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств, перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство. Существует много стадий и отношений перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем стадия использования этих же фондов (доходов) — направление части на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и т. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения вторичного, третичного и т. порядков перераспределения. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов. Через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает опять в сферу материального производства с тем, чтобы начать новый цикл первичного распределения совокупного общественного продукта с его последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, государственное правление и т.

Таким образом, сущность финансов проявляется через одну из основных функций — распределение. При этом речь идет о распределении чистого дохода. Именно чистому доходу присущи такие черты, которые носят характер распределения и последующего распределения. Тем самым финансы не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях.

2 Контрольная функция финансов. Ее содержание и взаимосвязь с распределительной функцией

Контрольная функция количественно через движение финансовых ресурсов отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной (денежной) форме, получает выражение в образовании финансовых ресурсов, формировании и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства за процессами стоимостного распределения общественного продукта. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. Распределительный характер денежных отношений характеризуется их предварительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов и закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядок их исчисления и т. ), финансирования из бюджета (порядок открытия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта контроля. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного финансирования обслуживается финансами в распределительной функции. Но все эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика контрольной функции — контрольная функция является производной распределительной функции.

Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.

Реализуется контрольная функция финансов с помощью стоимостных показателей, используемых для измерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупного общественного продукта, то объектом контроля является показатель себестоимости производства, выступающий денежным выражением затрат живого и овеществленного труда. Особенность этого показателя — в способности сигнализировать о состоянии воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в возможности его использования в качестве средства контроля. Объектом контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений просвещения, здравоохранения, культуры, науки и т.

Читать также:  ФИНАНСЫ КРЕДИТЫ ГОСБЮДЖЕТ

Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе может быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Финансовая дисциплина основана на соблюдении государственной задолженности с применением к ее нарушителям финансовых санкций.

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов организации финансового контроля.

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

— внутрифирменным контролем;

— контролем со стороны коммерческих банков за организациями;

— независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в табл.

Таблица 1 — Классификация форм финансового контроля

Признак классификации
Форма финансового контроля

Регламент осуществления
Обязательный, инициативный, внешний и внутренний

Время проведения
Предварительный, текущий и последующий

Субъекты контроля
Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)

Объекты контроля
Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти. В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. — КГК. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Совете Министров, Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции. Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Читать также:  ФИНАМ КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, контрольная функция может быть определена как вторая основная функция финансов. Контрольную функцию нельзя рассматривать отдельно от распределительной. Так как именно при распределении финансов появляется необходимость контроля за распределением в соответствии с нормативными актами. Тем самым рождается контрольная функция. С другой стороны распределительная функция также не могла бы существовать без контрольной, так как анархичное распределение финансов нельзя назвать таковым.

3 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Единой общепринятой точки зрения по поводу финансов не существует. В зависимости от экономических школ, точки зрения тех или иных ведущих ученых-экономистов существуют некоторые расхождения при определении сущности и функций финансов. Такое же положение наблюдается и в других областях теории экономических дисциплин, поскольку абстрагирование, выделение сущностных сторон экономических категорий дает возможность, исходя из общих посылок, несколько по своему каждому ученому определять эти сущностные стороны и взаимосвязи или акцентировать изучение категорий на отдельных группах связей.

Если рассматривать финансы как совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей категории — «финансы», но характеризующихся своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных средств (доходов) и различной значимостью в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом, следует отметить, что, несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия и многочисленных дискуссий, предмет исследования (понятие, сущность, природа, структура, особенности, место финансов), в отличие от других экономических финансовых категорий, в системе производственных отношений не определен.

Существует много определений понятия и сущности финансов. Еще в 1962 г. известный экономист, профессор Д. Аллахвердян определил понятие финансов следующим образом: «Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых на основе планового распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме образуются фонды денежных ресурсов, используемые на нужды расширенного воспроизводства и удовлетворения других общегосударственных потребностей».

Современные исследователи этой проблемы В. Родионова, Н. Сычев, Л. Дробозина, Н. Гаретовский и др. лишь в различной степени интегрировали и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта.

Если это так, то каково место финансов в каждой из этих фаз или стадий движения совокупного общественного продукта?

К сожалению, общее определение финансов не позволяет реализовать те финансовые категории, которые можно использовать в практике хозяйствования в современных условиях.

Оригинальное определение финансов дает профессор Э. Вознесенский, который считает, что «финансы социализма представляют собой систему императивных денежных отношений, выражающихся в формах планомерного движения главным образом чистого дохода, образования и использования централизованных и децентрализованных денежных доходов с целью удовлетворения потребностей социалистического государства». В этом определении автор справедливо конкретизирует основной сущностный признак — движение чистого дохода. Другая особенность финансов, по мнению автора, состоит в том, что процессы формирования и использования чистого дохода контролируются и регламентируются государством; в силу этого таким отношениям государство придает императивный характер, т. финансовые отношения связаны и обусловлены только функционированием государства. Другие стоимостные отношения распределения, считает Э. Вознесенский, входят в отношения производства и обмена.

Последователи этого научного направления, в частности Б. Сабанти, развивая эту идею, также ошибочно считают, что финансов предприятий нет. Все денежные отношения по поводу образования и использования доходов, ресурсов и средств на уровне предприятий и между ними относятся к денежному хозяйству и не являются финансами. Термин «финансы» относится к ресурсам государства в целом.

Такой же позиции придерживается профессор А. Казак, рассматривая «финансы фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями»,. В определении А. Казака полностью отсутствуют характеристика первичного распределения совокупного общественного продукта, признается лишь его перераспределительный характер. За основной сущностный признак принят совокупный общественный продукт. Из этого определения можно только догадываться, что финансовой категорией перераспределения является чистый доход и механизм его перераспределения в форме налогов. В предложенном понятии также нет места процессу формирования децентрализованных денежных фондов, поскольку они формируются на предприятиях и, по мнению A. Казака, не являются объектом финансовых отношений.

Преувеличение роли государства в перераспределении части совокупного продукта может привести к субъективизму и волюнтаризму. Многолетняя практика хозяйствования имеет немало примеров, когда чрезмерные изъятия не только прибавочного продукта, но и части необходимого привели к необратимым последствиям в развитии некоторых отраслей.

Верный ход исследования был избран профессором B. Гаретовским, который правильно определил основной объект исследования — чистый доход и показал его взаимосвязь с процессами как первичного распределения, так и его перераспределения, но в определении финансов, к сожалению, этой специфики и особенностей не отразил и дал традиционное определение, не отличающееся от определений, данных другими исследователями этой проблемы.

К числу дискуссионных вопросов относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов (Б. Федосов, Д. Аллахвердян, Л. Дробозина, C. Огородник, В. Родионова) считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная.

По мнению Э. Вознесенского, финансы выполняют функции формирования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную. Такой же точки зрения придерживаются Н. Сычев, Б. Болдырев, А. Казак.

Внутреннее содержание финансов составляют распределительные отношения. Это признано большинством авторов и здесь противоречий между содержательными принципами финансов и их функциями не может быть. Первичным процессом, вытекающим из сущности финансов, является процесс распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта. Процесс распределения финансовых ресурсов может как стимулировать общественное производство, так и его сдерживать. Такой процесс является производным и субъективным по отношению к системе распределения. Рассматривая финансы как базисную категорию в системе производственных отношений, можно сделать вывод, что распределительные отношения являются объективными, как и другие стадии и фазы движения совокупного общественного продукта, другие свойства финансов, опосредованные от функции распределения. Такими опосредованными субъективными свойствами (не функциями) будут обладать и стимулирующие свойства.

Функция распределения финансов является первичной по отношению к воспроизводственной функции. Воспроизводственный процесс базируется и исходит из процесса распределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода) с последующим направлением части его на расширенное воспроизводство, и в этом своем качестве воспроизводственная функция является производной от распределительной функции финансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *