6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

Великий русский реформатор: Михаил Михайлович Сперанский

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

Виртуальная выставка, посвященная великому русскому реформатору, основателю российской юридической науки и теоретического правоведения Михаилу Михайловичу Сперанскому.

Сперанский Михаил Михайлович  (1772—1839) —  граф, русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии, почётный член Императорской Российской академии и Императорской Академии наук. Воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича.

Сперанский составил план финансов, который требовал «сильных мер и важных пожертвований». Эти сильные меры сводились: 1) к изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.

Сперанский, несомненно, является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы. Полное осуществление его проектов ускорило бы эволюцию России в направлении помещичье-буржуазной монархии.

Важнейшие труды М. Сперанского

1. Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. Составлено из актов, хранящихся во II-м Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии. СПб., 1833; СПб., 1837; Одесса, 1889 (Издание Одесского юридического общества в память пятидесятилетия со дня смерти М.М.Сперанского).

2. Правила высшего красноречия. Сочинение Михаила Сперанского. СПб., 1844.

3. Руководство к познанию законов. Сочинение графа Сперанского. СПб., 1845.

4. О монетном обращении. Сочинение графа Сперанского. М., 1873.

5. О законах. Беседы графа М.М.Сперанского с Его Императорским Высочеством Государем Наследником цесаревичем великим князем Александром Николаевичем с 12 октября 1835 по 19 апреля 1837 года // Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 30. СПб., 1881. С. 325-491.

6. Проект Уложения государственных законов М.М.Сперанского. СПб., 1899.

7. План государственного преобразования графа М.М.Сперанского. М., 1905.

Цитата из трудов М.М. Сперанского:

Александров А.А. Философия реформ в России и Западной Европе: взгляды М.М. Сперанского //Новый исторический вестник.-2001.-№ 4.

Александров А.А. Европейские земельные реформы XVIII – первой половины XIX вв. и предложения М.М. Сперанского по крепостной проблеме //Новый исторический вестник.-2004.-№ 11.

Владимирова Т.Е. Концептуальные подходы М.М. Сперанского к определению юридической природы основных законов российской империи / Владимирова Т.Е., Кодан С.В. //Историко-правовые проблемы: новый ракурс: Сборник научных статей. — Курск: КГУ , 2012, Вып. 5. — С. 192-214

Дианов С.А. Полемика о природе денег в произведениях Н.М. Карамзина и М.М. Сперанского //Инновации в науке.-2013.-№ 16-2.

Дружинина Т.А. Дополнения к биографии и личностной характеристике М.М. Сперанского по переписке его с П.Г. Масальским //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.-2008.-№ 13.

Иванов В.С. Проблемы систематизации законодательства Российской империи по М.М. Сперанскому //Законность и правопорядок в современном обществе.-2010.-№ 1.

Иванов В.С. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.-2010.-№ 2

Иванов В.С. Проект конституционного преобразования М.М. Сперанского //Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.-2010.-№ 3.

Карева А.В. Традиции и новации в истории отечественной государственности: план государственных преобразований М.М. Сперанского // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.-2013.-№ 1

Кодан С.В. М.М. Сперанский и формирование теоретических основ юридической техники систематизации  законодательства в России (1820-1830-е гг.) //Юридическая техника.-2012.-№ 6.

Косумова М.Ю. Восточный (османский) деспотизм в сочинениях М.М. Сперанского //Международный научно-исследовательский журнал.-2015.- № 1—2.

Муравьева Л.А. Конституционные взгляды и реформы М.М. Сперанского //Вестник Финансовой академии.-1999.-№ 3

Николаенко П.Д. Сотрудничество министра внутренних дел В.П. Кочубея и М.М. Сперанского в 1802 — 1807 гг. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.-2011.-Т.4, № 3.

Румянцева Н. Педагогические советы Сперанского // Высшее образование в России.-2006.-№ 6.

Румянцева Н. М.М. Сперанский и русская речь // Высшее образование в России.-2006.-№ 8.

Саврадым В.М. Фискальная реформа М.М. Сперанского: предпосылки, результаты, значение /В.М. Саврадым, М.М. Балахничева //Международный научный журнал. -2015. -№ 2.

Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мироворения //Правоведение -2001.-№ 3.

Томсинов В.А. Судьба определила всем обществам человеческим менять только пороки»: М.М. Сперанский о технологии проведения государственных преобразований в издании //Законодательство. 2016. № 8. С. 88–94. № 9. С. 88–94. № 10. С. 88–94. № 11. С. 86–94. № 12. С. 78–85.

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Русская экономическая мысль IX –XVIII вв.

2. Экономическая мысль в России XIX – начала XX вв.

3. Отечественная экономическая мысль XX в. в трудах А.В.Чаянова, Н.Д.Кондратьева и Л.В.Канторовича

4. Экономическая мысль в СССР и современной России

5. Экономическая природа финансового кризиса 1998 и 2008 гг.

6. Роль экономических школ в регулировании экономических кризисов

7. Теория циклов в экономической науке

8. Роль экономических школ в современной российской экономике

9. Систематизация экономической науки в эволюции экономических учений

Основные понятия:государство, эволюция, древнерусское право, дворянство, крестьянство, купечество, крепостное право, идейная составляющая экономических учений, финансы, крестьянский социализм, капитализм, капиталистический способ производства, империализм, коммунистическая партия, революция, социализм, изоцены, длинные волны, циклы, планирование, кибернетика.

1. Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

2. Экономические воззрения в России в XVIII в.

3. Революционное направление экономической мысли в России в первой половине XIX в.

4. Академическая и университетская экономическая наука в России в начале XX в.

5. Отечественная экономическая наука в СССР.

6. Отечественная экономическая мысль в период перехода к рыночным отношениям.

1. Зарождение экономической науки в России (И.Т. Посошков).

2. Вклад А.Н. Радищева в развитие экономической науки.3. Сущность теории «крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевского.4. Специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского.5. Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.6. Теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова.

7. Денежная реформа С.Ю. Витте.

8. Причины кризисного состояния отечественной экономической науки в 90-е годы.

1. Свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

2. Новый свод законов, принятый при Иване Грозном, внесший изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства — опричнина.

3. Автор произведения «Книга о скудости и богатстве».

4. Инициатор создания первой организации экономистов России – Вольного экономического общества.

5. Период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, организационного становления российской экономической мысли.

6. Автор первого учебника в России по политической экономии.

7. Основатель Конституции в России, благодаря этому государственному деятелю было отменено крепостное право в России.

8. Знаменитый учёный России, финансист, автор трактата «План финансов».

9. Автор теории «крестьянского социализма».

10. Родоначальник введения централизованного планирования.

11. Экономист и статистик, один из первых русских представителей математической школы.

12. Российский экономист, математик и статистик, считается одним из создателей ординалистского подхода к оценке полезности благ, автор эффекта дохода и замещения.

13. Видный российский деятель, провозгласил конец политической экономии и изложил основные идеи планового хозяйства при социализме.

14. Линии на карте, соединяющие точки поверхности, имеющие одинаковые цены на этот продукт.

15. Создатель теории больших циклов в экономике.

16. Российский математик и экономист, является основоположником теории линейного программирования, единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

а) экономической модели нового общества — государственного социализма;

б) анализа монополистической стадии капитализма;

в) процесс формирования российского рынка, вовлечения крестьянских хозяйств в систему рыночных отношений.

15. В своем произведении «Экономике переходного периода» Н.И. Бухарин рассматривает социализм: а) как натуральное хозяйство; б) экономическую модель нового общества; в) единое трудовое предприятие, где все работают по строго рассчитанному плану;

г) распределение продуктов на основе учета потребностей и учета запасов.

16. Концепция больших циклов, разработанная Н.Д. Кондратьевым, позволяет представить: а) продолжительность циклов; б) общие закономерности социально-экономического развития, присущие как отдельным странам, так и общемировому процессу; в) постоянный характер инвестиций. 17. Метод линейного программирования разработал: а) Н.Д. Кондратьев; б) А.А. Богданов; в) Н.Н. Кутлер; г) Л.В. Канторович. 18. Переход к рынку начался (1992г.): а) с пересмотра традиционных взглядов на развитие экономических процессов; б) по модели «шоковой терапии»; в) с совершенствования планирования и управления.

1. Эволюция памятников древнерусской экономической мысли

2. Становление и развитие русского меркантилизма

3. Становление и развитие русского физиократизма

4. Развитие идей марксизма в России

5. Концепции перехода России к рыночной экономике

6. Антикризисные программы экономического регулирования

7. Современные подходы к экономическому регулированию в России

Задания по горизонтали:

1. Свод законов, принятый при Иване Грозном

2. Автор теории крестьянского социализма, разработчик «политической экономии трудящихся»

3. Критик революционной диктатуры пролетариата, считал, что марксизм представляет собой научное объяснение развития капитализма в России

4. Легендарный деятель конца XVIII начала IX вв., выступавший за отмену крепостного права и обновление экономического курса России

5. Основной инструмент повышения производительности труда в командно-административной экономике

6. Реформатор государственного управления и финансов, автор знаменитого произведения «План финансов»

Задания по вертикали:

7. Российский экономист, писатель, изобретатель, сторонник меркантилизма, сочетающий идеи реформирования России с воззрениями физиократов

8. Привилегированный социальный слой в России, третий после дворянства и духовенства

9. Новационные экономические разработки 60-х гг.XXвв.

10. Монополистическая стадия капитализма

для подготовки к семинарскому занятию:

1. Абалкин Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М., 2000.

2. Абалкин Л.И. Очерки по истории российской социально-экономической мысли. Тамбов, 2009.

3. Абалкин Л.И. Курсом ускорения. М.: Политиздат, 1986.

4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.

5. Бакунин М.А. Государственность и анархия. М.: Правда, 1998.

6. Булгаков С.Н. О рынках при капиталистическом производстве» (1897). М.: АСТ-Астрель, 2006.

7. Бунге Н.Х. Заметки о современном экономическом кризисе в России // Журнал для акционеров. 1860. № 195.

8. Бунге Н.Х. О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

9. Вознесенский Н.А. Военная экономика в СССР в период Отечественной войны. М., 1947.

10. Даниельсон Н.Ф. Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства // Слово. 1880. № 10.

11. Канкрин Е.Ф. Граф Канкрин и его очерки политической экономии и финансии. СПб., 1894.

12. Корнай Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма // Вопросы экономики, 2000.

13. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч. Т. 27.

14. Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3.

15. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (1895). М.: Госполитиздат, 1949.

16. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

17. Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб.. 1894.

18. Татищев В.Н. Представление о купечестве и ремеслах (1748) // Избранные произведения. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979.

Читать также:  Финансовая система Российской Федерации

19. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. 4-е изд. Пг., 1917.

20. Туган-Барановский М.И. Социальная теория распределения (1913). СПб., 1913.

21. Чаянов А.В. Что такое аграрный вопрос? М., 1928.

22. Чаянов А. В. Оптимальные размеры сельскохозяйственных предприятий. М., 1928.

23. Чернышевский Н.Г. О земле как элементе богатства // Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. Т. 2. М., 1948.

24. Чернышевский Н.Г. Экономическая деятельность и законодательство // Чернышевский Н.Г. Избранные экономические произведения. М., 1948.

25. Чернышевский Н.Г. Капитал и труд // Избранные экономические произведения. М., 1948.

26. Чернышевский Н.Г. Примечание к политической экономии Милля // Избранные экономические произведения. М., 1948.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

План финансов Сперанского М.М.

Состояние государственных финансов в начале 19 века служило зеркальным отражением экономических. социальных и политических проблем, стоящих перед Россией.

Еще Петром 1 была заложена традиция ведущей роли государства и государственных расходов в экономической системе. И с начала 18 века крайне остро стала проблема финансовых источников, обеспечивающих государственную политику. Российские императоры стремились и были вынуждены расходовать не меньше европейских правительств, в то время как финансовая база страны была крайне слаба и неустойчива.

К началу 19 века буржуазные формы хозяйствования стали ведущими: заканчивалась перестройка классовой структуры. Для предпринимателя и фермера мотивом деятельности служит прибыль, которая является объектом налогообложения. Основными мотивами деятельности, присущими доиндустриальным, в том числе федеральным обществам, являются сохранение и стабилизация уровня благосостояния. Структура менталитета не создает стремление к устойчивому росту и прибыли, в такой экономике рост налогообложения не стимулирует хозяйственных субъектов, а ведет к их обнищанию.

Если же при этом государство стремится выступать в роли двигателя капиталистического переустройства, то в своей финансовой политике оно обречено находиться между молотом и наковальней: цена обеспечения притока денег в казну- обнищание большинства народа. Причем проблема усугубляется тем, что гарантом уплаты налогов служит сохранение традиционные федеральных структур (главным образом общины), и даже радикально настроенное правительство вынуждено консервировать добуржуазные отношения. Порочный круг замыкается, при этом государственные расходы, как правило, покрыть доходами не удается, и число проблем растет: к ним прибавляются необеспеченная эмиссия- инфляция как способ покрытия бюджетного дефицита и расстройство денежного обращения.

Первые годы правления Александра 1 сопровождались рядом реформ в области государственного устройства. В 1802 году вместо прежних коллегий – органов центрального управления России, созданных при Петре 1, были образованы министерства. Среди них было учреждено и Министерство финансов. Первым в истории российской империи министром финансов был назначен граф Алексей Васильевич Васильев. В первые годы царствования Александра 1 эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченные возможности получения внешних и внутренних займов правительства вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 года достигло 579373880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 коп. серебром.

По смете 1810 года доходы государственного бюджета составляли 105 млн. руб., расходы- 230 млн. руб., при этом в обращении находились ассигнации, которые практически представляли собой государственный долг. Для сравнения в обращении находилось до 24 млн.руб. золота, 195 млн. руб. серебра, 98 млн. руб. меди. Инфляция была на лицо.

Инфляционный процесс в России обесценивал денежное накопление имущих слоев. Состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, созданное в конце 18 столетия, имело реальную ценность в начале 1810 года только в сумме 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года- 33 тыс. руб., в декабре 1810 года- не более 25 тыс. руб.

Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое сворачивание кредитных отношений. Учреждения акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

К 1809 году финансовые проблемы усугубились тем, что центральный рынок заемных капиталов- голландский- был закрыт. Внутренний заем дал всего 3,8 млн. руб., показав ограниченность российского рынка. В этой ситуации Александр 1 призвал к решению финансовой проблемы одного из величайших государственных умов России 19 века М.М. Сперанского.

Разработанный им при помощи Балугьянского А.А. и Мордвинова Н.С. — крупных специалистов в области экономической политики- план финансов был представлен всего через 2 месяца. 1 января 1810 года император лично внес план финансов на рассмотрение Государственного Совета, и уже 2 февраля он был обнародован в форме высочайшего манифеста.

План финансов состоял из двух частей:

1) устройство финансов на 1810 год;

2) устройство их с 1810 года на будущее время. Очевидно он представлял собой проект масштабной финансовой реформы.

Целями предлагаемой реформы были стабилизация денежной единицы, упорядочение государственного бюджета, пересмотр налоговой системы.

Корень большинства экономических и финансовых проблем Сперанский видел в дефицитности государственного бюджета и практически неконтролируемой необеспеченной эмиссии- выпуске ассигнаций. Решая сиюминутные проблемы, дефицитная эмиссия расстраивает цены- сигнальную систему рыночного хозяйства. Поэтому «на ассигнации нельзя смотреть иначе, чем на долги государственные», следует прекратить их выпуск и изъять из обращения за счет государственного имущества, установить несоразмерность государственных доходов и расходов сокращением издержек и приумножением доходов при строгом контроле за исполнением бюджета и правильно организовать налогообложение.

В плане Сперанского сформулированы принципы налогов; налоги бывают правильны:

1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;

2) когда распределяются уравнительно;

3) когда не прикасаются к капиталу, нужному для произведения, но отделяются от чистых прибытков;

4) когда способ взимания их для правительства дешев, а для частных лиц не притязателен.

Основной вид подушных налогов- подушную подать- Сперанский считал отвечающим приведенным выше условиям, особенно второму. Он был сторонником подоходного принципа обложения. В-пятых, условием положительного сальдо государственного бюджета служит устойчивый приток налогов, а исправность их поступления зависит от общей хозяйственной ситуации, которая , в свою очередь, базируется на стабильности денежной единицы, отсутствии инфляции. Поэтому задачей первостепенной важности является опять-таки изъятие ассигнаций и введение серебряного монометаллизма в России. Иначе постоянный рост цен, вызванный обесценением денег вследствие выпуска ассигнаций, приведет к дальнейшему увеличению государственного долга и новой эмиссии при «побочном эффекте» в виде расстройства конъюнктуры.

Для упорядочения кредита Сперанским было предусмотрено создание Центрального банка в форме смешанного акционерного общества, где государство имело право владеть только 1/3 акций. Так впервые возникла идея денежной системы от правительства.

Преобразования начались практически немедленно. Уже манифест от 2 февраля 1810 года пересекал новый выпуск ассигнаций. Была создана комиссия погашения долгов (т.е. изъятия ассигнаций). Средства для обеспечения денежной реформы обеспечивались двумя путями:

1) особый капитал погашения создавался за счет приватизации части государственного имущества (казенных лесов, арендных имений);

2) производился выпуск облигаций государственного займа на сумму не менее 100 рублей серебром с годовым доходом в процентах.

Расходная часть бюджета на 1810 год была сокращена на 20 млн. руб. Устанавливалось, что все доходы принадлежат казначейству и расходование каких бы то ни было сумм сверх бюджета допустимо только с разрешения Министерства финансов с последующим утверждением в Госсовете. Лишь с 1811 года в России началось составление ежегодных бюджетов в единообразной форме с группировкой расходов по отделам.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил серебряный рубль в качестве единственной монетной единицы. Для стабилизации государственного бюджета Сперанский должен был обратиться и к наименее популярной форме — повышению и введению новых налогов. В принципе интересам хозяйственного развития отвечает прямой подоходный налог, идеально соответствующий указанным выше принципам самого Сперанского. Но проблема состояла в том, что подоходного налога не с кого было брать. Для подавляющего большинства населения доход просто не был формой, отражающей результаты хозяйственной

исключением было купечество, но в структуре населения оно значительной роли не играло.

Поэтому подушную подать, по мысли Сперанского, можно было заменить поземельным налогом, хотя бы косвенно учитывающим финансовое положение налогоплательщика. Но в решении текущих проблем приходилось идти традиционным путем: до 2 рублей увеличивалась подушная подать с крестьян, казенные крестьяне дополнительно должны были уплачивать еще 2-3 рубля помимо оброчной подати, до 5 рублей увеличивалась подать с мещан.

Заслуживает внимания всё же предпринятая Сперанским первая в России попытка введения подоходного налога. Манифест 17 февраля 1812 г. вводил так называемый временный сбор с помещичьих доходов, который в последствии был распространен на недвижимое имущество, приносящее доход (земли и дома). Налог был прогрессивным: получающее доход до 500 рублей его не платили; для дохода от 500 до 2000 рублей ставка налога составляла 1%, от 2000 до 4000 — 2%, от 4000 до 6000 — 3%, свыше 18000 рублей — 10%. Этот налог выстрелил сопротивление как явное, так и скрытое — в виде уклонения от уплаты и преуменьшения декларируемых доходов. По росписи 1813 г. сумма сбора составила всего 5 млн. руб., в 1814 г. — 3,3 млн. руб. В 1820 г. этот налог был отменен. В области косвенных налогов было увеличено питейное обложение, предпринятое ради чрезвычайных сборов.

Сперанский был сторонником проведения протекционистской внешнеторговой политики, способствовавшей не только притоку денег от ввозных пошлин в казну, но и ограждению молодой национальной промышленности от конкуренции более дешевых импортных товаров. Французские товары, в основном предметы роскоши, впервые были обложены солидной пошлиной, а некоторые из них вовсе запрещены к ввозу.

Курс Сперанского даже при непродолжительном воплощении быстро принес плоды. В 1811 г. дефицит государственного бюджета был снижен до 6 млн., доходы бюджета ывросли до 300 млн. руб. К сожалению, война с Францией вызвала потребность в новых арсходах, следовательно — в новом выпуске ассигнаций в 1810 г. — на сумму 46,2 млн.руб., в 1812 г. — 64,5 млн. руб., в 1813 г. 103,4 млн.руб. В год окончательного прекращения эмиссии ассигнаций их сумма в обращении составила 836 млн. руб. В дальнейшем, при их погашении использовались принципы, разработанные Сперанским.

Для объяснения отторжения реформ Сперанского обычно используют три аргумента:

1. Отечественная война 1812 г.

2. Неподготовленность реформ.

3. Формулировки типа «Сперанский опередил свое время».

Неподготовленность не позволила последовательно осуществить задуманное. Меры, которые он предлагал, были очень нужными, но народ не готов был их принять, так как уровень мышления и интеллекта был на очень низком уровне. А люди, находившиеся в государственном аппарате управления не способны были подсчитать отдельные статьи бюджета. Также в то время господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были слабо развиты, поэтому мерами, предваряющими реформу, должны были стать меры в сфере народного хозяйства, которые бы способствовали товарно-денежных отношений. Остались без внимания бумажные деньги, которые так и не разменивались на золото и не были ничем обеспечены. Всё-таки, нужны были более глубокие реформы в промышленности. Денежный оборот в основном осуществлялся с казны. Но все меры, предлагаемые Сперанским, были большим шагом к стабильной экономике, ведь именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно он корнем всех бед считал дефицит бюджета и эмиссии ассигнаций, на борьбу с которыми он направил большинство мер. Поэтому, несмотря на все минусы, «план финансов» Сперанского- это шаг на пути к светлому будущему.

Читать также:  Какие составляющие образуют государственные финансы российской федерации

План мероприятий БИК

1941-1945. Мы помним,

К началу виртуальной выставки

Михаил Сперанский, сын священника, родился 1 января 1772 г., учился во владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. Вместе с тем Сперанский сделался домашним секретарем князя Алексея Борисовича Куракина и поселился в его доме, где сблизился с гувернером пруссаком Брюкнером, ревностным последователем взглядов Вольтера и энциклопедистов и либеральных взглядов того времени (еще в семинарии один учитель Сперанского «проповедовал» ученикам Вольтера и Дидро).

По вступлении на престол императора Павла, князь Куракин был сделан генерал-прокурором; в 1797 г. Михаил Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. Вскоре по восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел.

Как составитель разных докладов и отчетов по министерству, Михаил Сперанский скоро обратил на себя внимание государя, который в следующем году через министра князя Кочубея поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Этот неизданный и, по-видимому, неоконченный труд Сперанского известен в черновой редакции. «В правильном монархическом государстве» «государственный закон», определяющий права и отношения всех классов между собой, представляется Сперанским в следующих чертах:

1) «Все состояния государства» свободны и участвуют в законодательной власти.

2) «Власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающему «всякое законодательное действие».

3) «Есть общее мнение, оберегающее закон в исполнении его».

4) «Есть независимое сословие народа» (т. е. законодательное учреждение, основанное на народном избрании), перед которым «исполнители» ответственны.

5) «Существует система законов гражданских и уголовных, принятая народом».

6) «Суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут».

7) «Все действия правительства публичны, кроме некоторых определенных случаев».

8) Существует свобода печати в известных, точно определенных границах.

Нужно заметить, впрочем, что все это место зачеркнуто или по требованию Кочубея, или самим Михаилом Сперанским, несмотря на то, что он считал осуществление изложенного плана возможным лишь с известной постепенностью.

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

В числе подготовительных мер Сперанский предлагал учреждение Сената законодательного из сенаторов по назначению государя, в котором министры присутствуют только с совещательным голосом, и Сената исполнительного, разделяющегося на две части — судную и управления, все действия которого должны быть гласными. Со временем Сенат законодательный необходимо было бы составить, по мнению Сперанского, по другой, «лучшей системе», основанной на представительстве или первородстве. Это последнее место (впрочем, зачеркнутое) показывает, что Сперанский еще колебался, какой системе отдать предпочтение: более демократической французской системе представительства или английской — с верхней палатой из наследственных пэров.

Император Александр впервые лично познакомился со Сперанским в 1806 г., когда Кочубей во время своих частых болезней начал посылать его с докладами вместо себя; государь немедленно оценил выдающиеся способности Сперанского. В следующем году, отправляясь в Витебск для осмотра 1-й армии, император Александр взял его с собой, что повело к еще большему сближению, и тогда же Михаил Сперанский был уволен из министерства внутренних дел с оставлением в звании статс-секретаря. В 1808 г. он находился в свите государя во время его эрфуртского свидания с Наполеоном. Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому разные прежние проекты государственных преобразований и нередко проводил с ним целые вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету.

Главные черты преобразования должны были состоять в следующем:

1) Законодательное собрание не будет иметь власти санкционировать свои собственные постановления, но его мнения, совершенно свободные, должны быть точным выражением народных желаний.

2) Члены судебного сословия будут свободно выбираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охранение общественной безопасности будут лежать на правительстве.

3) Исполнительная власть должна принадлежать правительству, но, чтобы оно не могло исказить или уничтожить закон, необходимо сделать правительство ответственным перед законодательным собранием.

Эти общие принципы были развиты и обоснованы во «Введении к уложению государственных законов», составленном Сперанским к осени 1809 г. По его проекту, политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему состоянию; к последнему принадлежат купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью в известном количестве. Низшее состояние, в котором числятся помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны иметь общие гражданские права, но не имеют прав политических. Переход из низшего класса в средний открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве. Законодательное собрание носит название «государственной думы», которая составляется следующим образом. Каждые три года в волости из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, — волостная дума, в которую казенные селения посылают одного старшину от 500 душ. Эта волостная дума выбирает депутатов в окружную думу (губерния делится на 2 — 5 округов). Окружная дума, кроме выборов членов окружного совета и окружного суда, выбирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, кроме членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу из обоих состояний, имеющих политические права. Государственная дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной державной власти, но ни один закон не может иметь силы без рассмотрения в государственной думе. Участие государственной думы требовалось также для издания постановлений о налогах и общих повинностях и для продажи и залога государственных имуществ.

Дела предлагались государственной думе от имени державной власти одним из министров или членов государственного совета; но думе дозволялось возбуждать представления о государственных нуждах, об ответственности министров и о мерах правительства, нарушающих коренные законы. Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой — министром юстиции, а во второй — государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных.

Что касается власти исполнительной, то Михаил Сперанский устанавливает ответственность министров перед государственной думой. Предание суду министра могло состояться только с утверждения державной властью постановления о том государственной думы. В государственном совете рассматриваются проекты законов, уставов и учреждений. Предполагалось осуществить этот план в следующей постепенности: 1 января 1810 г. открыть государственный совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный новый проект гражданского уложения и стесненное положение финансов. 1 мая манифестом назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее 1 сентября. Начать действия ее с рассмотрения гражданского уложения, испытать и подготовить известным образом депутатов, и если не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а затем приступить и к устройству судебной части. 1 января 1810 г. был открыт в преобразованном виде Государственный совет, но далее не пошло исполнение вышеуказанной программы.

При преобразовании министерств в 1811 г. не были осуществлены предположения Сперанского об ответственности министров. Что касается Сената, то Михаил Сперанский предполагал образовать Сенат правительствующий, один для всей империи (из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений) и Сенат судебный (состоящий из сенаторов, назначаемых государем или непосредственно, или из кандидатов, выбранных дворянством), который должен был разместиться по четырем судебным округам. При рассмотрении этого проекта в Государственном совете слышались возражения, что назначение сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия, и хотя проект этот был принят большинством и утвержден государем, но осуществлен не был. Планы М. Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей «записке о древней и новой России», врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное.

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

Кроме выработки плана общих государственных преобразований, Михаил Сперанский исполнял и множество других работ и обязанностей. В конце 1808 г. он был назначен товарищем министра юстиции, и его специальному наблюдению была вверена комиссия законов. Не имея надлежащей юридической подготовки, Сперанский решился, однако, прямо приступить к составлению нового гражданского уложения, причем в значительной степени пользовался кодексом Наполеона. Профессор Пахман, указывая на то, что Михаила Сперанского упрекают в заимствованиях из французского кодекса, признает, что «упрек этот не безоснователен», но вместе с тем указывает на то, что «основные рубрики» его проекта гражданского уложения «не вполне совпадают с главными делениями французского кодекса. Правда, первая часть проекта по системе близко подходит к первой книге французского кодекса не только в целом, но и в частностях, но части, говорящие об имуществах и договорах, далеко не вполне совпадают с другими, последними книгами Наполеонова кодекса». По словам профессора Сергеевича, «весь этот труд Сперанского был плодом подражания французскому законодательству, многие статьи были прямо переведены с французского оригинала».

Две части проекта Сперанского были рассмотрены в Государственном совете в 1810 г., на общем собрании которого государь при этом всегда лично председательствовал; но решено было вновь пересмотреть их в исправленном виде, а в 1815 г., после нового пересмотра, решено было сначала составить и напечатать систематический свод действующих законов. Если консерваторы, в роде Карамзина и Ростопчина, были недовольны планами политических преобразований Сперанского, то аристократия и чиновничество были крайне раздражены выработанными им двумя указами 1809 г.: 1) о придворных званиях и 2) об экзаменах на гражданские чины.

Со времени Екатерины II звания камер-юнкера и камергера, хотя бы кто получил их и в колыбели, давали прямо чины: первое — 5-го, второе — 4-го класса, и таким образом, являлась возможность для молодых людей знатных фамилий, вступая на действительную службу, занимать прямо высшие места без необходимой подготовки. Указ 3 апреля 1809 года, издание которого было решено государем по предложению Сперанского, положил конец такому неправильному порядку; им повелевалось: имевшим уже звание камергеров и камер-юнкеров, которые не состояли в военной или гражданской службе, избрать в течение двух месяцев род действительной службы, а впредь эти звания, при пожаловании их вновь, считать отличиями, не приносящими никакого чина. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке.

Указом 8 августа того же года повелено было впредь никого не производить в чин коллежского асессора, хотя бы он и выслужил определенные лета, без предъявления свидетельства одного из русских университетов о том, что представляемый к производству успешно окончил в нем курс или выдержал особый экзамен. Такое же университетское свидетельство установлялось и для производства в статские советники, с тем еще, чтобы представляемый состоял на службе вообще не менее 10 лет и в это время не менее 2 лет занимал одну из особо поименованных должностей. Много времени потребовали и финансовые труды Сперанского.

Читать также:  ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ

При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Михаилу Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Северина Потоцкого, Н. С. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные.

На 1812 г. опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Михаил Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. Сперанский сопровождал императора Александра на сейм в Борго, им были написаны речи государя при открытии и закрытии сейма, им была составлена окончательная редакция проекта об устройстве финляндского совета (переименованного впоследствии в Сенат), он же был назначен канцлером Абосского университета, наконец, он был поставлен во главе комиссии финляндских дел в Петербурге, пока, с преобразованием комиссии, председателем ее не был назначен барон Армфельт, уроженец Финляндии, перешедший недавно из Швеции на русскую службу и рекомендованный на это место Сперанским.

6 реформатор государственного управления и финансов автор знаменитого произведения план финансов

1812 г. был роковым в жизни Сперанского. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Постепенно охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним расстаться. Михаил Сперанский внезапно был отправлен в ссылку, подавшую повод к распространению клеветы об его измене посредством сношений с иностранными посланниками. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он «иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело».

Армфельт сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Михаил Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков.

В подметных письмах Михаила Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн. «Все орудия этой колоссальной интриги, не посвященные в тайну конечной ее цели, — говорит Н.К. Шильдер, — действовали, как марионетки, нити которых были в руках лица, направлявшего весь ход этой загадочной драмы. Руководствуясь самыми разнообразными побуждениями, все привлеченные к делу лица усердно хлопотали о том, что уже давно было решено в уме Александра и чего они не знали, не сразу проникнув до понимания истинной подкладки интриги».

17 марта 1812 г., после 2 часовой аудиенции у государя, который, между прочим, сказал Сперанскому, что, ввиду приближения неприятеля к пределам империи, не имеет возможности проверить все взведенные на него обвинения, Михаил Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования — «первый и единственный источник всего, что случилось» с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится «к тем же основным идеям». Громадное большинство общества встретило падение Сперанского с великим ликованием, и только Н. С. Мордвинов открыто протестовал против его ссылки выходом в отставку от должности председателя департамента экономии государственного совета и уехал в деревню. По удалении Сперанского начала циркулировать записка на французском языке, автор которой утверждал, что Михаил Сперанский имел в виду своими нововведениями привести государство к разложению и полному перевороту, изображал его злодеем и предателем отечества и сравнивал с Кромвелем. Записка эта была составлена лифляндцем Розенкампфом, служившим в комиссии законов и ненавидевшим Сперанского за то, что тот затмил его своими талантами, и исправлена была Армфельтом.

В сентябре того же года, вследствие доноса о том, что в разговоре с архиереем Сперанский упомянул о пощаде, оказанной Наполеоном духовенству в Германии, Михаил Сперанский был отправлен в Пермь, откуда написал государю свое знаменитое оправдательное письмо. Он весьма убедительно опроверг в нем переданное ему Александром при прощании обвинение, будто бы он старался финансовыми мерами расстроить государство и вызвать увеличением налогов ненависть к правительству, и называл клеветой утверждение, что, порицая правительство, он разумел особу самого государя. Просьба Сперанского о дозволении ему поселиться в его новгородском имении была оставлена без ответа и исполнена лишь в 1814 г., после вступления наших войск в Париж и нового письма Сперанского к государю.

Вероятно, по переезде в деревню Михаил Сперанский набросал новые предположения о государственных преобразованиях, извлечения из которых Н. Тургенев напечатал в своей книге «La Russie et les russes» (III, 296 — 309), но которые он ошибочно слил воедино с проектом 1809 г. Ссылка имела то влияние на политические взгляды Сперанского, что вместо отвращения к преобладанию аристократии, которое он положительно высказывал в своем труде 1809 г., он стал искать гарантии политической свободы в усилении аристократии. По этому новому взгляду Сперанского правительство, опирающееся на основные законы, может быть или ограниченной монархией, или умеренной аристократией. В ограниченной монархии необходимо, чтобы высший класс наблюдал за охранением закона. Народ должен участвовать в составлении, если не всех, то, по крайней мере, некоторых законов; охранение законов он вверяет аристократии.

Образцом для устройства этого класса он считал теперь английскую аристократию и прямо утверждал, что в основании его должно быть положено право первородства. При собрании национального конгресса, первые четыре класса чинов составят верхнюю палату, а остальное дворянство должно заседать с депутатами от народа, и одной из первых мер конгресса будет восстановление закона Петра I о первородстве с тем, чтобы этот закон прилагался лишь ко вновь созданной аристократии.

Для выработки необходимых реформ Михаил Сперанский советует учредить комитет из министра финансов Гурьева, нескольких губернаторов (в том числе и его самого) и 2 — 3 губернских предводителей дворянства. В одной записке, составленной, вероятно, во время пребывания в Пензе, мы видим сочувствие автора конституционному строю, несмотря на неуверенность в возможности введения его в России. В марте 1819 г. Михаил Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором, причем государь в собственноручном письме писал, что этим назначением желал явно доказать, насколько несправедливо враги оклеветали Сперанского (о выработанных им проектах уставов и учреждений для Сибири). Служба в Сибири еще более охладила политические мечтания Сперанского. В заметках, начатых в Пензе в 1819 г. и оконченных в Сибири, он хотя и говорит, что польза «законодательного сословия» «может состоять в том, что правительство, поставив себя сим учреждением впереди народных желаний, станет вне опасности всякого внезапного движения», но в тоже время признает, что «возможность законодательного сословия сильного и просвещенного весьма мало представляет вероятности. Почему — одно из двух: или сословие сие будет простое политическое зрелище, или, по недостатку сведений, примет оно ложное направление».

В декабре 1820 г., т. е. уже из Сибири, Михаил Сперанский писал графу В.П. Кочубею в еще более скептическом тоне относительно государственных преобразований: «Все чувствуют трудности управления как в средоточии, так и в краях его. К сему присовокупляется недостаток людей. Тут корень зла; о сем прежде всего должно бы было помыслить тем юным законодателям, которые, мечтая о конституциях, думают, что это новоизобретенная какая-то машина, которая может идти сама собой везде, где ее пустят».

В марте 1821 г. Михаил Сперанский возвратился в Петербург, но уже совершенно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и резко высказывающий свои мнения; это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества даже перед Аракчеевым и не отступивший (1825) перед печатным похвальным словом военным поселениям. После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. Главным делом Сперанского в царствование императора Николая было составление «Полного Собрания» и «Свода Законов», обнародованных в 1833 г.

С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. В это время он был уже защитником правления неограниченного; в нем исчезло и сочувствие аристократии. В одной из бесед он сказал, что «там, где существует чистая форма монархическая, нет никаких основательных причин, нет материальных выгод для народа переходить в форму смешанную» (т. е. такую, где государь разделяет державную власть с парламентом), «даже и тогда, когда бы переход сей мог быть совершен без потрясения. Частные пользы некоторых классов народа» (тут Михаил Сперанский разумеет «класс родовой знаменитости, класс промышленный, класс наук и знаний») «не суть истинные пользы всего народа и часто даже бывают им противоположны».

Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Михаил Сперанский скончался 2 февраля того же года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *