6.4. Финансовая система. Государственный бюджет. Государственный долг

Финансы и кредит. Учебное пособие
Полякова Елена Валерьевна

3.1. Сущность и состав государственных финансов

Государственные финансы — это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.

Государственный бюджет — это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.

Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1) единство бюджетной системы;

2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);

3) полнота отражения доходов и расходов;

4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);

7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления — бюджетного федерализма.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней — межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции — к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государственные финансы
Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям хотелось

Государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ и др

2.1. Государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ и др.)
Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации.Муниципальные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального

Государственные реестры

Государственные реестры
В Российской Федерации, как в развитом и современном государстве мира, очень много ценных ресурсов. Одними из них являются такие особо ценные, информационные ресурсы, как государственные реестры. Законодатель закрепляет два вида государственных

Государственные финансы

8. Государственные финансы
Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.Специфическая часть государственных финансов – это

Государственные пенсионные пирамиды

Государственные пенсионные пирамиды
Нет ничего плохого в том, чтобы люди откладывали деньги на старость. Пенсия нужна всем. После трудовой жизни, если человек внес хотя бы малую лепту в благосостояние страны, справедливо, если в свои последние и непроизводительные годы

Государственные траты

Государственные траты
Наконец, есть еще Г, состояние государственного бюджета.В 2008 году большинство индустриальных стран имело бюджетный дефицит порядка 4% ВВП (США — 4,1%, Япония — 3,4%, Великобритания — 3,5%). Китай между тем гордился двузначным бюджетным профицитом в том же

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ
Глава 2 Закона о регистрации носит название «Государственные реестры». Она содержит общие принципы ведения государственных реестров, излагает их содержание, а также устанавливает правила, процедуру и условия предоставления сведений и

Глава XXI. Влияние на государственные финансы и расходы

Глава XXI. Влияние на государственные финансы и расходы
Цели управления системой государственных финансов и обеспечения страны удовлетворительной валютой совершенно различны и, по большей части, противоречат друг другу. Возлагать обе задачи на одно и то же ведомство

Государственные стандарты на документы

1.4. Государственные стандарты на документы
Государственный стандарт (ГОСТ) – это нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный уполномоченным органом, устанавливающий для всеобщего и

Государственные внебюджетные фонды

47. Государственные внебюджетные фонды
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:1) социальное обеспечение по

Государственные и муниципальные гарантии

53. Государственные и муниципальные гарантии
Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения гражданско—правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное

4 Государственные закупки

2.4
Государственные закупки
Рационализация закупок для государственных нужд таит в себе огромные возможности экономии бюджетных средств и, стало быть, снижения государственных расходов.Закупки товаров из консолидированного бюджета составили:в 2000 году — 342,9 млрд. руб.;в

19. Государственные и муниципальные гарантии
Бюджетный кодекс РФ признает государственные и муниципальные гарантии как способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование как гарант дает

Государственные займы

9. Государственные займы
Следующий путь накопления частного капитала в период нэпа — это накопление путём участия в наших государственных займах. Здесь мы имеем картину чрезвычайно интересную. На 1 октября 1926 г. вся сумма наших государственных займов составляла 417 млн.

Государственные закупки и инновации

19.5.1. Государственные закупки и инновации
Фирмы инвестируют в R&D и инновации, пока это выгодно. Учитывая вероятность инновации на единицу инвестиций в R&D и затраты на R&D на входе, математическое ожидание такой прибыли является основной движущей силой

2.1. Сущность и функции финансов
Финансы — часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги.Субъектами финансовых отношений являются физические и

Сущность и структура международных финансов

15.1. Сущность и структура международных финансов
Международные финансы представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами. Особенность международных

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов

1. Сущность финансов
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а

Сущность финансов

1. Сущность финансов
Финансы – это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.С возникновением государства появилась финансовая

2. История возникновения государственных и муниципальных финансов
Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха.С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике

Тема 8. Сущность и функции финансов (Ф). Роль финансов в рыночной экономике
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистика государственных финансов

ЛЕКЦИЯ № 2. Статистика государственных финансов
Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.Специфическая часть

Понятие и задачи статистики государственных финансов

39. Понятие и задачи статистики государственных финансов
Согласно российскому законодательству статистика государственных финансов включает в себя: статистику бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных бюджетов); государственных внебюджетных фондов;

2. Сущность финансов
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей,

Читать также:  КАФЕДРА ФИНАНСОВ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА УРГЭУ УЧЕБНИК

ЛЕКЦИЯ № 4 Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

ЛЕКЦИЯ № 4
Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег

1. Понятие «финансы», их экономическая сущность
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». В действительности же это не так, хотя без денег не может быть

1. Сущность финансов
Финансы– это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также части национального богатства.С возникновением государства появилась финансовая

3. Форма устройства бюджетной системы с точки зрения государственных финансов
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между собой. Структура бюджетной системы основывается на форме государственного устройства.

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга
Значительный объем предоставления гарантий Правительства Российской Федерации приходится на импортеров –

Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга

Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга
Все государственные гарантии, включенные в состав государственного внутреннего долга, предоставлялись на основании постановлений Правительства Российской Федерации и

Вопрос 1. Госбюджет.

Госбюджет – форма образования и использования централизованного денежного фонда для обеспечения функций органов государственной власти.

Это самый крупный денежный фонд.

В силу своего особого положения он взаимодействует с другими звеньями финансовой системы.

Госбюджет состоит из 2 взаимосвязанных и взаимодополняющихся частей:

1. Доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов;

2. Расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Вопрос 2. Бюджетная система и ее составные.

Бюджетная система государства – совокупность всех видов бюджетов, она включает 3 звена:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты административно-территориальных образований:

1) республиканские бюджеты республик в составе РФ;

2) краевые бюджеты;

3) областные бюджеты;

4) бюджеты автономных областей;

5) бюджеты автономных округов;

6) городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3. Местные бюджеты.

Бюджетное устройство – взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организация и принципы ее построения.

Вопрос 3. Состав и структура расходов федерального бюджета.

Расходы федерального бюджета классифицируются по различным признакам:

1) Затраты, связанные с финансированием материального производства;

2) Затраты, связанные с содержанием непроизводственной сферы;

1) Расходы на финансирование народного хозяйства;

2) Расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;

3) На оборону страны;

4) На содержание аппарата управления;

5) На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

6) Фундаментальные исследования и содействие НТП;

7) Расходы по обслуживанию государственного долга;

Все расходы бюджета состоят из:

  • Текущих расходов, включающих закупки товаров и услуг, заработную плату госслужащих и бюджетных работников, платежи по внутреннему и внешнему государственному долгу;
  • Капитальных расходов, включающих капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и ремонт.

Вопрос 4. Состав и структура доходов федерального бюджета.

В зависимости от органа, который взимает налог, его, используют, различают:

1) Федеральные налоги – НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, НДФЛ. Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами и платежи за использование природных ресурсов. НДС, акцизы, НДФЛ – регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты;

2) Региональные налоги – налоги национально-государственных и административно-территориальных образований. Налог на имущество предприятий, лесной налог, сбор на нужды образовательных учреждений;

3) Местные налоги – налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

1) Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) Доходы, поступающие от приватизации;

3) Доходы от внешнеэкономической деятельности;

4) Доходы целевых бюджетных фондов (федерального дорожного фонда, централизованного фонда социального развития).

Вопрос 5. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

Его возникновение обуславливается следующими причинами:

  • Спад общественного производства;
  • Завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • Возросшие затраты на оборону;
  • Рост целевого сектора экономики.

Источники финансирования дефицита бюджета:

1) Безвозмездная помощь и займы на льготных условиях;

2) Краткосрочное и долгосрочное финансирование;

3) Долгосрочные займы (свыше 10 лет);

  • Инфляционное внутреннее финансирование (дополнительная эмиссия денег). Доход, получаемый государством от выпуска ценных бумаг, называется сеньоранс;
  • Неинфляционное внутреннее финансирование (государственный внутренний займ).

Вопрос 6. Государственный долг и его обслуживание.

Государственный долг – вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или определенный срок.

  • Государственный внутренний долг – долговое обязательство Правительства РФ, выраженные в валюте страны перед физическими и юридическими лицами;
  • Государственный внешний долг – задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплаты по ним процентами.

Эти функции осуществляет ЦБРФ.

Затраты по обслуживанию долга производятся за счет средств федерального бюджета РФ.

Огромный государственный долг отражает экономический и финансовый кризис в стране.

В этих условиях Правительство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Вопрос 7. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных и региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Они являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Их появление произошло задолго до возникновения государственного бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили временный характер. С выполнением государством намеченных целей эти фонды прекращали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось. Их множественность создавала определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдался избыток средств, в других – их недостаток, и требовались дополнительные расходы на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях, на ряду с бюджетом, вновь повышается значение внебюджетных фондов. Наименование фонда отражает направление использования средств.

ПФРФ формируется за счет:

1) Страховых взносов работодателей;

2) Средств федерального бюджета;

3) Средств ФСС;

4) Доходов от обслуживания счетов ПФРФ банками;

5) Финансовых санкций;

6) Добровольных взносов физических и юридических лиц;

7) Доходов за счет капитализации части временно свободных средств фонда;

8) Кредитов и краткосрочных ссуд из местного бюджета.

Средства ПФРФ направляются на:

1) Выплаты государственной пенсии (за выслугу лет, по возрасту, по потери кормильца);

2) Пенсии по инвалидности и военнослужащим;

3) Компенсации пенсионерам;

4) Материальную помощь престарелым и инвалидам;

5) Пособия на детей от 1,5 до 6 лети одиноким матерям;

6) Пособия на детей инфицированных ВИЧ;

7) Пособия пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

8) Финансирование различных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;

9) Единовременные денежные выплаты.

Средства ФСС образуют за счет:

2) Страховых взносов граждан, занимающихся ИПД;

3) Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях;

4) Доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

5) Добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

6) Прочих доходов.

Средства ФСС используются на:

1) Обеспечение пособий по нетрудоспособности;

2) Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников;

3) Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС.

Средства ФОМС формируются за счет:

1) Части страховых взносов предприятий на ОМС;

2) Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ;

3) Ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

4) Добровольных взносов физических и юридических лиц;

5) Доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда.

Средства ФОМС используются на:

1) Оплату медицинских услуг;

2) Финансирование целевых медицинских программ;

3) Мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов;

4) На развитие медицинской науки;

5) На улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения;

Читать также:  Бабич а м павлова л н финансы денежное обращение кредит учебник

6) Другие цели.

Вопрос 8. Государственный кредит.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицам с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Государственный кредит обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства.

Он обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств.

Основой государственного кредита является:

  • Добровольность;
  • Возвратность;
  • Платность;
  • Использование на общегосударственные цели.

Функции государственного кредита:

  • Фискальная – с помощью государственного кредита формируется централизованный фонд государства;
  • Регулирующая – выражается в многовариантном воздействии на экономику:

1) На состояние денежного обращения через размещение займов;

2) На уровне процентных ставок, на рынке денег и капитала;

3) На занятость и производство (воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор и гарант).

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Из перечисленного выше видно, что финансовая система России как совокупность государственных органов и учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ (Минфин России), которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в ней финансовых взаимосвязей.

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства, и происходит их перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. К основным направлениям государственного регулирования посредством финансов относятся: налоговая система; ценообразование; внешнеэкономическая деятельность; денежное обращение; кредитование; формы платежей и расчетов; организация обращения ценных бумаг; бюджетное финансирование; состав и компетенция органов государственного регулирования; государственные гарантии; лицензирование и т.п.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Рисунок 1 — Финансовая система

Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Через бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Важным элементом финансовой системы является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. Они обеспечивают выполнение государством своих обязанностей в области экономического и социального развития, что приводит к необходимости централизации государством значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Следует отметить, что наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании. В России действуют универсальные и специализированные (по отраслям промышленности, видам страхования и т.п.) страховые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страхованию личных и имущественных рисков граждан и юридических лиц.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себе­стоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. На сегодняшний день основным источником доходов внебюджетных социальных фондов является единый социальный налог.

Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Основная часть расходов Пенсионного фонда направляется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицин­ского страхования.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Третьем звеном финансовой системы являются финансы страхования, предназначенные для возмещения возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Также звеном финансовой системы являются финансы предприятий. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Частные предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль. Предприятия самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя, в том числе и ресурсы финансового рынка.

Разновидностью коммерческих предприятий являются страховые организации. Они представляют значительную часть финансовой системы, связанной с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования.

Другим звеном финансовой системы являются некоммерческие организации, целью которых не является извлечение прибыли в результате осуществления коммерческой деятельности.

К основным целям некоммерческих организаций относятся:

• достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

• охрана здоровья граждан;

• развитие физической культуры и спорта;

• удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

• защита прав, законных интересов граждан и организаций;

• разрешение споров и конфликтов;

• оказание юридической помощи;

• иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Еще одной, пусть незначительной составляющей финансовой системы являются финансы физических лиц.

Финансы физических (частные финансы) лиц — это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица.

Читать также:  ООО МФО ФИНАНС СЕРВИС

Частные финансы формируются за счет следующих источников:

• заработная плата;

• доходы от предпринимательской деятельности;

• доходы от операций с личным имуществом;

• доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;

• доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

В результате обязанностей по уплате налогов и в процессе личного потребления у физических лиц возникают следующие расходы:

1. Налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.).

2. Потребительские расходы (расходы на приобретение повсе­дневных товаров и товаров длительного пользования).

3. Сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

4. Накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведения искусства и др.)

Из совокупности доходов и расходов семейного бюджета создается финансовый портфель.

Виды денежных расходов физических лиц:

1)налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.)

2)потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования)

3)сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.)

Из расходов семейного бюджета создаётся финансовый портфель -совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

1. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом.специальностям, специальности «Финансы и кредит»/под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб.и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с. С.30-33

2. Финансы и кредит: учебник/под ред.проф. М.В.Романовского, проф.Г.Н.Белоглазовой. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.:Издательство Юрайт, 2009. – 609 с. С.54-60

3. Финансы: учебник/под ред.д.э.н., проф. С.И.Лушина. д.э.н., проф. В.А.Слепова. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ. 2006., 268 с. С.104-111

Звенья государственных финансов;

Характеристика государственных финансов, их роль в перераспределении экономических ресурсов

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны.

Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся — государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Роль государственных финансов в верераспределении ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья:

· государственный бюджет;

· денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);

· государственный кредит;

· финансы государственных предприятий и организаций.

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.

Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:

· государственные целевые программы;

· оборона, охрана границ;

· обеспечение правопорядка;

· государственное управление;

· развитие социальной сферы;

· выполнение международных обязательств.

С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.

Местные бюджеты регулируют экономические процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.

20. Государственные доходы: состав и характеристика

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий — децентрализованных.

Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения.

Децентрализованные государственные доходы — образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счёт которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Помимо их к централизованным государственным доходам относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов — социального страхования, пенсионного, фонда занятости населения и др.

Объектами бюджетных отношений являются прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. Объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в период наступления чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.), в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы — внутренние и внешние.

К внутренним государственным доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

К внешним государственным доходам относится национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

21. Государственные расходы: состав и характеристика

Государственные расходы — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства.

Все государственные расходы предназначены для следующих целей:

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности.

финансовая поддержка субъектов хозяйствования;

инвестиционные и инновационные программы;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

обслуживание и погашение государственного долга;

формирование государственной собственности;

иные расходы экономического характера.

На социальные цели

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

содержание учреждений, находящихся в государственной собственности или в ведении органов государственной власти;

другие расходы на социальные цели.

На внешнеполитическую деятельность

осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, взносы в международные организации);

другие расходы в области международного сотрудничества и в соответствии с внешнеполитической программой государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *