A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

Основные
понятия: Понятие
финансов, история их возникновения.
Сущность и
функции
финансов. Сферы и типы финансовых
отношений.
Финансы
— экономическая категория. Финансы —
неотъемлемая часть денежных отношений.
Финансовые ресурсы и их состав. Роль
финансов в расширенном воспроизводстве.

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Термин
«финансы» происходит от латинского
«finansia»,
что означает доход, платеж. Зачастую
его употребляют как синоним денег,
точнее,  денежных фондов, предназначенных
для той или иной экономической
деятельности. Кроме того, под ним
понимают  совокупность
общественных экономических отношений,
связанных с движением денег,
что намного точнее выражает сущность
финансов.

Хотя
финансы по своему существу есть денежные
отношения,  не все денежные отношения
являются финансовыми, они  становятся
таковыми, лишь в процессе формирования
и использования денежных доходов участников
процесса воспроизводства. Главным
отличием финансов от денег являются
выполняемые ими функции.  Финансы –
это экономический инструмент распределения
и перераспределения национального
дохода, средство общественного контроля
процессов образования и использования 
денежных средств.

Таким
образом, финансы – это
совокупность экономических отношений,
связанных с формированием и использованием
денежных доходов и выполняющих функции
распределения и перераспределения
денежных средств в обществе.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, регулирующей, стимулирующей, фискальной.

Главной характеристикой финансо­вых отношений является их распределительный характер и соответ­ственно главной функцией финансов является распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Финансы обслуживают разные эта­пы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне органов местного само­управления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая раз­ные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Посредством финансов государство воздействует не только на пе­рераспределение национального дохода, но и на производство, накоп­ление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-техниче­ского прогресса и т. п.

Распределение национального дохода происходит как между про­изводственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в дру­гие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой по­литики государства, раскладом политических сил в стране.

В целом распределительная функция финансов позволяет: (1) создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйст­вующих субъектов, населения, государства, органов местного само­управления; (2) осуществлять внутрихозяйственное, внутриотрасле­вое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социаль­ными группами; (3) создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной к главным функциям финансов от­носят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же эконо­мического процесса. Основу контрольной функции финансов состав­ляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропор­ции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевре­менность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъек­тов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуще­ствляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимо­сти координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихий­но, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, пра­вил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный про­цесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финан­сов — регулирующей.

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уров­не государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собст­венно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которая постоянно видоизменяется с учетом тех процессов, которые происхо­дят в обществе.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства, развитие образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множест­во функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предна­значений. В этих функциях, по сути, и проявляется сущность фи­нансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования социально-экономической сис­темы того или иного уровня.

Применительно к финансам предприятий основ­ными функциями являются: инвестиционно-распределительная, фондооб­разующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечи­вающая и контрольная.

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение основных вопросов.

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределитель­ная функция финансов в большей степени свойственна государст­венным финансам, когда аккумулированные денежные средства рас­пределяются в основном на нужды потребления всех членов общест­ва и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распреде­лении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Безусловно, сущность распределительной функции коренным об­разом меняется в зависимости от уровня социально-экономической системы — не требует особой расшифровки очевидный тезис о том, что реализация данной функции в системе государственных финан­сов и в системе финансов предприятий весьма различаются по мно­гим критериям, параметрам, способам реализации и др.

В частности, если на уровне государства распределительная функция имеет импе­ративный, т. е. нормативный, предписательный, характер и не всегда исходит из приоритета экономической эффективности, то в прило­жении к предприятию ее характер — рекомендательный, а мотивиров­ка и реализация принципиально иные — исходя из требований эко­номической целесообразности. В рамках системы управления пред­приятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезирован­ном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда от­носительно большее или меньшее внимание уделяется тому или ино­му подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Ос­новным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций.

Читать также:  Денежные потоки предприятия. Анализируем и управляем

Если некоторое струк­турное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные фи­нансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при плани­ровании и реализации инвестиционных программ необходимо следо­вать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется «складывать все яйца в одну корзину».)

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимиза­ции — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные сред­ства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не ра­ботают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.

Фондообразующая, или источниковая, функция финансов пред­приятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. нсточниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кре­диторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвова­ния, целевые взносы и др.

Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнитель­ных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.

Что выгод­нее — масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цен­ных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы фи­нансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кре­дитов и др.— как раз и оценивается в терминах финансов и в извест­ном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функцио­нировании предприятия несут его собственники; они могут ликвиди­ровать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принад­лежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расшире­ние ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения диви­дендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет боль­шую отдачу в будущем, и т. п.

Иными словами, собственники долж­ны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымает­ся из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений.

Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли, благодаря чему капитал собственников возраста­ет, что при необходимости проявляется в получении ими дополни­тельных денежных средств по сравнению с исходными инвестиция­ми. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количествен­но выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение до­хода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй ас­пект — система расчетных отношений, поскольку в современной эко­номике любые отношения в системах «предприятие — предприятие», «предприятие — государство», «предприятие — работники», «предпри­ятие — собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денеж­ных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ре­сурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке.

Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной дея­тельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисципли­на, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выпол­няет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важ­ных индикаторов успешности его работы.

контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) инди­каторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наибо­лее действенный контроль за эффективным использованием ресурс­ного потенциала предприятия.

Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контраген­тами и государственными органами.

В частности, со стороны госу­дарства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предпри­ятия — организацией системы внутреннего аудита и т. п.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров пред­приятия.

Напомним, что модель взаимоотношений «принци­пал—агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории.

Эта тео­рия объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интере­сов между принципалами и агентами, состоящий в том, что послед­ние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных це­лей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала.

Среди основных причин: информацион­ная асимметрия, принципиальная невозможность составления полно­го контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если кон­фликт интересов не носит критического характера, говорят о конгру­энтности целевых установок всех заинтересованных лиц.

В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими, перед самой ком­панией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финан­совых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании дан­ной проблемы и ее решении исключительно высока.

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функ­ция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить не­исполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность ис­полнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозмож­ными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможно­стями снижения расходов и получения прямых и (или) косвенных доходов.

Большинство охарактеризованных функций финансов реализуют­ся на предприятии в рамках финансового менеджмента.

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

A обеспечивающую, b распределительную, c формирование фондов, d экономическую

Сущность финансов

Сущность
финансов наиболее полно раскрывается
при рассмотрении их функций, финансового
механизма и финансовой политики.

Под
финансовой
политикой понимают
совокупность разрабатываемых
правительством мер по мобилизации
финансовых ресурсов и их наиболее
рациональному использованию.

Основными
функциями финансов являются воспроизводственная,
распределительная, стимулирующая и
контрольная.

Воспроизводственная функция
обеспечивает постоянство кругооборота
средств, как в рамках страны, так и в
рамках каждого предприятия. В этой
функции финансы регулируют темпы и
пропорции в развитии хозяйства, изменение
его отраслевой и территориальной
структуры, определяют воспроизводство
отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная 
функция  финансов обслуживает
процесс распределения   
созданного продукта и  его перераспределения,
которое часто называют вторичным
распределением. Первичное
распределение осуществляется
непосредственно на предприятиях. Здесь
денежная выручка от реализации продукции,
работ и услуг разделяется, прежде всего,
на  следующие обязательные части:
амортизационный фонд, фонд оборотных
средств,  фонд оплаты труда работников
и их социального обеспечения, прибыль.
Вторичному распределению подвергается 
прибыль предприятия, часть которой
направляется на уплату налогов, процентов
за полученный в банке кредит, обязательств
по облигациям и дивидендов владельцам
акций. Остав­шаяся  часть прибыли
служит источником расширенного
воспроизводства, то есть превращается
в капитал, капитализируется.

Читать также:  Министр финансов россии и его заместители

Стимулирующая  и контрольная функции
финансов способствуют эффективному
экономическому росту и обеспечивают
согласование финансовых интересов
субъектов финансовых отношений.

Функции финансов

Финансы
представляют собой отношения по созданию
и перераспределению общественных благ
и богатств. В этом смысле они тесным
образом связаны с денежным обращением
и сферой кредита. Вместе с тем, деньги
выполняют различные функции, основной
из которых можно назвать функцию
всеобщего эквивалента, товара, который
служит измерителем ценности и стоимости
других товаров, работ и услуг. В отличие
от них, финансы представляют собой отношения,
т.е. являются инструментом накопления
и распределения богатства, что
осуществляется, в том числе, при помощи
денежных средств.

Финансы
также тесно связаны с кредитом: последний
создает основу для расширенного
воспроизводства и ускоренного накопления
богатства. Через кредитные отношения
частично реализуется распределительная
функция финансов и направляется движение
денежных и товарных потоков. Здоровое
функционирование финансов во многом
зависит от состояния денежного обращения
и кредита: чем более развита денежная
и кредитная системы, тем эффективнее
происходит накопление и перераспределение
общественного богатства.

1) распределительная
функция заключается
в создании основных или первичных
доходов путем распределения национального
дохода среди участников материального
производства, а также в создании вторичных
или производных доходов путем распределения
национального дохода между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями
материального производства, регионами,
формами собственности и социальными
группами. Стадия
распределения начинается
с распределения новой стоимости и
заканчивается формированием первичных
доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия
перераспределения  –
многоступенчатый этап, на котором
формируются общегосударственные фонды:
госбюджет, внебюджетные фонды, страховые,
банковские фонды и фонды предприятий.

1) Распределительная
функция –
объективное свойство категории финансов
осуществлять распределение стоимости
созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная
стадия отличается от распределительной
тем, что на этой стадии перераспределяются
ранее созданные доходы;

2) перераспределительная
функция –
перераспределение созданного продукта,
т. е. вторичное распределение между
членами общества. Весь процесс
перераспределения ВВП обслуживается
государственными финансами на основе
формирования и использования
централизованных фондов денежных
средств. К централизованным
фондам относят
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды. С помощью системы централизованных
финансов в РФ перераспределяется около
60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный
процесс обслуживает государственные
финансы;

3) контрольная
функция –
осуществление соблюдения пропорций в
распределительном процессе. Пропорции
для разных отраслей различны, складываются
при разных условиях, а также
объективны. Объектом
контроля выступает
распределительный процесс.

Главной
контролируемой пропорцией является
пропорция между фондами накопления и
потребления.

В
связи с развитием рыночных отношений,
кроме бюджетных отношений, появились
внебюджетные. Часть средств на проведение
социально-культурных мероприятий идет
через внебюджетные фонды. Мы сокращаем
бюджет, но при этом увеличивается
нагрузка на предприятия, которые
производят отчисления;

4) регулирующая
функция (финансы
могут как стимулировать производство,
так и угнетать его). Формирование
денежных фондов государства
означает аккумуляцию доходов в бюджеты
и внебюджетные фонды различных уровней.
В результате действия этой функции
происходит формирование бюджетных
фондов, обеспечивающих цели функционирования
государства. Использование
денежных фондов (доходов)
в государстве – обеспечение финансирования
бюджетных расходов. В результате действия
этой функции происходит обеспечение
финансирования расходов, принятых к
бюджетному финансированию.

Многие
финансисты считают, что к основным
функциям финансов относятся
распределительная и контрольная, а
остальные – производные от распределительной
функции.

Контрольная
функция финансов тесно связана с
распределительной. Среди огромного
многообразия финансовых отношений нет
ни одного, которое не было бы связано с
контролем за формированием и использованием
денежных фондов.

С
помощью финансов государство осуществляет
распределение общественного продукта
не только в натурально-вещественной
форме, но и по стоимости. В связи с этим
становится возможным и необходимым
контроль за обеспечением стоимостных
и натурально-вещественных пропорций в
процессе расширенного производства.

Финансы
осуществляют контроль на всех стадиях
создания, распределения и использования
общественного продукта и НД. Контроль
рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами,
соответствием этих затрат доходам,
формированием и использованием основных
фондов и оборотных средств.

Объектом
контрольной функции финансов
являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций.

В
зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают:

¨     
общегосударственный (вневедомственный)
финансовый контроль (осуществляют
органы государственной власти и
управления);

¨     
внутрихозяйственный финансовый контроль
(проводится финансовыми службами
предприятия);

¨     
общественный финансовый контроль;

¨     
независимый финансовый контроль
(осуществляют аудиторы).

Например
Государственный финансовый контроль
в РФ осуществляют высшие органы
государственной власти и управления –
Федеральное Собрание и его 2 палаты
(Государственная Дума и Совет Федераций).
Федеральное Собрание образует Счетную
палату как постоянно действующий орган
государственного финансового контроля.
Счетная палата осуществляет контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
законностью и своевременностью движения
средств бюджета в ЦБ РФ и иных
финансово-кредитных учреждениях РФ.

На
региональном уровне финансовый контроль
осуществляется как органами региональной
власти, так и специально создаваемыми
контрольными органами.

Контроль
за состоянием республиканского бюджета
и его исполнением осуществляет комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы РФ.

Министерство
финансов РФ осуществляет контроль за
производственно-финансовой деятельностью
предприятий, своевременным обеспечением
федерального бюджета финансовыми
ресурсами, рациональным их использованием.

Задача
контроля за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных
средств возложена на органы Федерального
казначейства Минфина РФ. Главной задачей
Казначейства является организация,
осуществление и контроль за исполнением
республиканского бюджета и государственных
внебюджетных фондов. Эффективный
контроль осуществляет и МНС РФ. Главная
его задача – контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой  и своевременностью
внесения в бюджеты.

Также
кроме видов контроля финансов есть и
сроки исполнения контроля

По
срокам проведения финансовый контроль
делится на:

а)
предварительный (производится на стадии
составления, рассмотрения и утверждения
финансовых планов, проектов бюджетов.
Призван не допустить нерационального
расходования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов);

б)
текущий (осуществляется в процессе
выполнения финансовых планов, его
задачей является своевременный контроль
правильности и целесообразности
произведенных расходов, полученных
доходов);

в)
последующий (организуется в форме
проверок и ревизий правильности,
законности и целесообразности
произведенных финансовых операций.
Основными его задачами являются выявление
недостатков и упущений в использовании
ресурсов; возмещение нанесенного ущерба;
привлечение к административной и
материальной ответственности виновных
лиц; принятие мер по предотвращению в
дальнейшем случаев нарушения финансовой
дисциплины).

Понятие финансов, сущность и функции финансов

Термин
finansia
возник в XIII-XV
вв. В торговых рядах Италии и сначала
обозначал любой денежный платеж.

Финансы
это
деньги и денежные отношения, связанные
с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

Сущность
финансов,
закономерности их развития, сфера
охваты­ваемых ими товарно-денежных
отношений и роль в процессе обще­ственного
воспроизводства определяются экономическим
строем об­щества, природой и функциями
государства.

Финансы

историческая
категория.
Они появились одновре­менно с
возникновением государства при расслоении
общества на классы.

Финансы
— неотъемлемая часть денежных отношений,
поэтому
их роль и значение зависят от того, какое
место денеж­ные отношения занимают
в экономических отношениях. Однако не
всякие денежные отношения выражают
финансовые отноше­ния.

Читать также:  Коломиец вынес на себе тяжесть значительных реформ Александра II и России. 2000-112000 в области финансов

Финансы
отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.

Финансы
— экономический инстру­мент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода, орудие контроля
за об­разованием и использованием
фондов денежных средств.

Главное
их назначение
в том, чтобы путем образования де­нежных
доходов и фондов обеспечить не только
потребности государства и предприятий
в денежных средствах, но и конт­роль
за расходованием финансовых ресурсов.

По
своему материальному
содержанию
финансы — это целевые фонды денежных
средств, в совокупности представляющие
собой финансовые ресурсы страны, главное
условие роста которых — увеличение
национального дохода. Следует разделять
понятия  — финансы и финансовые
ресурсы, — поскольку сами по себе
финансовые ресурсы не определяют ни
сущности финансов, не раскрывают ни их
внутреннего содержания, ни их общественного
значения.

Финансы
— это,
прежде всего,
распределительная категория.

С
их помощью осуществляется вторичное
распределение и  перераспределение
национального дохода.

Социально-экономическая
сущность
финансовых отноше­ний заключается в
исследовании — за счет кого государство
получает финансовые ресурсы и в чьих
интересах использует эти средства.

В
процессе исторического развития 
сущность перераспределительных процессов
существенно изменилась. Это, прежде
всего, выразилось в крупной доле средств,
направляемых на социальные цели. В связи
с требованиями научно-технической
революции особенно возросли расходы
на образование. Получили зна­чительное
развитие внебюджетные социальные фонды.

Таким
образом, финансы — это распределительная
катего­рия. Вместе с тем следует
отметить, что распределительные про­цессы
происходят не только через финансы, но
и путем использо­вания
цен и кредита.

Сущность
финансов,
как и каждой экономической категории,
проявляется в их
функциях.
Финансы выполняют функции, ресурсо
или фондообразующую, распределительную
и контрольную и регулирующую. Эти функции
выполняются финансами параллельно во
времени, так как каждая финансовая
операция включает, с одной стороны,
формирование и распределение общественного
продукта и национального дохода, а с
другой — контроль за этим распределением.

Фондообразующая
функция финансов заключается в
формировании фондов денежных средств.

Распределительная
функция финансов связана с распределением
ВВП и его общей части — национального
дохода. Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен.

Финансовые
взаимоотношения создаются на стадиях
распределения и перераспределения
национального дохода. Первичное
распределение осуществляется по месту
возникновения национального дохода,
т.е. в области материального производства.
Распределение происходит посредством
финансов на основе ряда параметров,
устанавливаемых государством, ставки,
нормы, тарифы, платежи, отчисления и
т.д.

Контрольная
функция финансов тесно связана с
распределительной. Финансы осуществляют
контроль на всех стадиях создания,
распределения и использования
общественного продукта и национального
дохода. Основное назначение контроля
— содействовать наиболее рациональному
использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств с целью повышения эффективности
общественного производства.

Помимо
распределительной и контрольной функций,
финан­сы выполняют также регулирующую
функцию.
Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный кредит)
в процесс воспроиз­водства.

Функции
финансов реализуются через финансовый
механизм,
представляющий
собой часть хозяйственного механизма.

Фи­нансовый
механизм
включает совокупность организационных
форм финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и
использования централизованных и
децентра­лизованных фондов денежных
средств, методы финансового планирования,
формы управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый финансо­вый
механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной
системой, внебюджетными фондами, органами
имущественного и личного страхования
и др.

Финансовая система государства и её звенья.

Финансовая система
– это система форм и методов образования,
распределения и использования фондов
денежных средств государства и
предприятий.

Государственная
финансовая система в развитых
капиталистических странах включает
четыре звена:

Каждое звено
финансовой системы представляет собой
определённую сферу финансовых отношений,
а финансовая система в целом –
совокупность различных сфер финансовых
отношений, в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Общественное
воспроизводство как известно, включает
4 стадии:

Производство
Обмен Распределение Потребление

В воспроизводстве
действуют различные экономические
субъекты:

Все
они потребляют множество экономических
ресурсов, получают доходы и несут
определённые расходы, то есть имеют
определённые бюджетные
ограничения.

Основные
доходы домашних
хозяйств:
оплата труда в форме з/п, ряд других
доходов (процентный, от сдачи имущества
в аренду, дивиденды).

Основные расходы
домашних хозяйств: приобретение
потребительских товаров и услуг, оплату
жилья, отдых и частично лечение.

Основные
доходы фирм:
доход от продажи продукции и услуг как
домашним хозяйствам, так и другим фирмам.

Основные
расходы фирм:
расходы,
уменьшающие их экономические выгоды в
результате выбытия определённых активов
(денежных средств, иного имущества).

Государство
как экономический субъект в силу своих
властных полномочий устанавливает
налоги, формирует свои доходы за счёт
налоговых платежей, сборов, отчислений.
А расходует их для создания общественных
благ для удовлетворения общественных
нужд.

Таким
образом, все субъекты имеют своеобразные
бюджеты, состоящие из доходной и расходной
частей. При этом у одних участников
возникает «профицит», у других «дефицит».
Это создаёт объективную необходимость
перераспределения сформировавшихся
денежных средств, что и осуществляется
с помощью финансов.Возникающий у
отдельных экономических субъектов
«профицит» бюджета перераспределяется
с помощью:1/ государственных финансов
(часть доходов аккумулируется в бюджете
и внебюджетных фондах в форме налогов
и сборов);

2/финансовых
посредников (коммерческих и сберегательных
банков, частных пенсионных фондов,
инвестиционных фондов, страховых
компаний) на основе добровольного
взаимовыгодного перераспределения
средств;3/ финансового рынка, на котором
осуществляется обмен свободных денежных
средств хозяйствующих субъектов и
домашних хозяйств на активы (финансовые
требования и ценные бумаги), приносящие
доход.

Таким образом,
происходит перераспределение ресурсов
в пользу тех субъектов, которые испытывают
«дефицит» бюджета.

В воспроизводственном
процессе денежные, кредитные и финансовые
отношения тесно переплетаются.

Соседние файлы в папке 4 курс_1

Функции финансов.

Сущность финансов
проявляется в их функциях. Финансы
выполняют две основные функции:

Каждая финансовая
операция означает распределение
общественного продукта и национального
дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная
функция
проявляется при распределении
национального дохода, когда происходит
создание так называемых основных, или
первичных доходов. Их сумма равна
национальному доходу.

Основные доходы
формируются при распределении
национального дохода среди участников
материального производства. Это: зарплата
рабочих, служащих, доходы фермеров,
крестьян, доходы предприятий сферы
материального производства.

Но первичные доходы
ещё не образуют общественных денежных
фондов, достаточных для развития
приоритетных отраслей народного
хозяйства, обеспечения обороноспособности
страны, удовлетворения материальных и
культурных потребностей населения.
Поэтому необходимо дальнейшее
распределение или перераспределение
национального дохода.

В результате
перераспределения образуются вторичные,
или производные доходы. К ним относятся
доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги
(подоходный налог с физических лиц и
др.). То есть благодаря распределительной
функции, финансы способствуют трансформации
пропорций, возникших при первичном
распределении национального дохода, в
пропорции его конечного использования.

Контрольная
функция
проявляется в контроле за распределением
ВВП по соответствующим фондам и
расходованием их по целевому назначению.

Главная задача
финансового контроля – проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым
вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств
перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных
обязательств предприятий и организаций
по расчётам и платежам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *