Александр, вы изучали экономику?

Канкрин, Егор Францевич — Краткое обозрение российских финансов /

Шифр хранения:
OMF Ф 1-79/1384

Описание

Во время своего правления Александр I держал курс на укрепление государства через реформы. Он создал Негласный комитет, в который входили его друзья юности: Строганов, Кочубей, Чарторыйский и Новосильцев.

В комитете были заложены первые идеи об отмене крепостного права. В 1803 году был издан указ «О вольных хлебопашцах», который давал право крестьянам освободиться от помещика за выкуп.

Александр I упразднил установленную Петром I коллегиальную систему управления. На смену ей пришла министерская система, которая состояла из 8 министерств: морского, военного, коммерции, финансов, иностранных дел, внутренних дел, министерства просвещения, министерства юстиции. Такой ход помог Александру I укрепить государство.

Александр, вы изучали экономику?

В 1809 году начал свою политическую деятельность М. Сперанский. Им был предложен проект первой Конституции, в основе которой лежал принцип разделения властей при абсолютном самодержавии. Сперанский предлагал разделить все население на три слоя: дворянство, среднее сословие и рабочий народ. Причем представители более низкого класса после приобретения какого-либо имущества становились на ступень выше. Сперанским был утвержден Государственный совет как законодательный орган.

Политика Александра I дала толчок для торговли. Был разрешен свободный выезд за границу, беспошлинная торговля через Одессу, ввоз сельскохозяйственной техники и оборудования для промышленности.

После Войны 1812 года Александр I продолжил работать над изменением государственного строя. В 1815 году была обнародована Польская Конституция. В 1818 году была дарована автономия Бессарабии.

Под руководством Новосильцева была создана Государственная Уставная Грамота Российской Империи, которая предусматривала разделение властей на Верховный Суд и исполнительную власть в лице монарха. Империя делилась на 12 наместничеств, которые имели свое самоуправление. В Грамоте закреплялись основные права и свободы человека: право частной собственности, свободы слова и печати.

Частично начиналась отмена крепостного права. В 1816 году было издано Положение «Об эстляндских крестьянах», которое освобождало крестьян Прибалтики. Чуть позже изменения затронули территории Курляндии и Лифляндии. Освобожденные крестьяне имели право купить землю или арендовать ее.

Под конец своего правления Александр I подписал военную реформу, предложенную министром военных дел П. Аракчеевым. В результате были образованы военные поселения, в которых солдаты, помимо военных обязанностей, в свободное время выполняли крестьянскую работу. Армия переходила на самообеспечение.

Автор поста: Частный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.

Александр, вы изучали экономику?

Вечером в субботу в Подмосковье погибла Дарья Дугина — 29-летняя дочь «философа» и политолога Александра Дугина, которого называют «мозгом» и «наставником» президента России Владимира Путина и идеологом «русского мира». Считается, что его идеи стали фундаментом российского СВО в Украине. Отец у А. Дугина- Гелий Александрович Дугин — генерал-лейтенант Главного разведывательного управления Генштаба Вооружённых сил СССР, мать — Галина Викторовна Дугина, украинка родом с Полтавщины — врач, кандидат медицинских наук

О Дугине писать много просто невозможно. Дугина называют националистом, но настоящие русские националисты не признают его. И никак с ним не связаны. Политическая деятельность Дугина направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз (ЕАС). То бишь СССР-2. Он имперец, графоман, неприятный тип. полный ненависти к людям, который, в силу малограмотности российских элит, стал пророком для воинственных невежд у власти.

Его теория, если можно это бред, этот назвать теорией, сводится к тому, что следует вернуться к традициям (между прочим, Дугин практически не моется). А его главная идея – идея археомодерна, сводится к тому, что в современной России есть традиционный народ и часть европеизированных элит. Так вот, эти элиты нужно уничтожить и заменить их традиционными.

Александр, вы изучали экономику?

Еще он много и сбивчиво пишет о смерти, но читать это практически невозможно: найти там какую живую мысль просто нереально. Но его фраза, написанная в одной из соцсетей: «Все, что не убивает меня – убивает кого-то еще» стала пророческой.

Дарья Дугина возвращалась с патриотического фестиваля «Традиция», когда ее внедорожник взорвался, проезжая по Можайскому шоссе. Дугина погибла на месте, следователи считают, что в ее автомобиле было заложено взрывное устройство. По некоторым данным, в машине должен был находиться ее отец, который, неожиданно в последний момент решил поехать на другом автомобиле.

Александр Дугин: «Убивать, убивать и убивать!»

Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что Украина не имеет к произошедшему никакого отношения. «Подчеркиваю, что Украина, безусловно, к этому не имеет отношения, потому что мы не криминальное государство, и тем более не террористическое государство», — подчеркнул он в эфире телемарафона.

Ранее глава самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин обвинил в убийстве Дарьи Дугиной «террористов украинского режима». Стало известно о странном эпизоде на парковке машины Дарьи ДугинойНа парковке рядом с местом проведения фестиваля «Традиция», где перед взрывом стояла машина Дарьи Дугиной, последние две недели не работали камеры видеонаблюдения, сообщает РЕН ТВ.

Новость не имеет официального подтверждения, однако о ней уже написали ряд СМИ. В том числе издание The Insider

Дугин с РПГ

29-летняя Дарья Дугина была идейным продолжателем своего отца, продвигающего концепцию «русского мира». Дугина закончила философский факультет МГУ и писала материалы о политике для RT и «Царьграда» под псевдонимом Дарья Платонова. В качестве эксперта она выступала и на телеканале «Звезда». Там Дугину представляли как политического обозревателя «Геополитики. ру» — небольшого портала, который, как сказано на самом сайте, «следует линии евразийского подхода».

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННО МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВО КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

Дугин с дочерью

Появились подробности о взрывном устройстве в машине ДугинойИсточник заявил что на бомбе стояла система дистанционного срабатывания. «Вероятнее всего, взрыв был осуществлен после звонка», — сказал он. Взрывное устройство оценивается в 350 граммов тротила. Его установили под сиденьем водителя, закрепив под днище рядом с топливными трубками.

СМИ: целью взрыва была Дугина, а не ее отецДевушка погибла сразу после срабатывания взрывчатки. Скорее всего, преступники заминировали её внедорожник на парковке на фестиваля «Традиция».

Финансовая реформа Александра 2 проводилась с 1860 по 1864 годы. Это одна из первых реформ императора, начало которой пришлось еще на период до отмены крепостного права. Необходимость начинать реформы именно в денежной сфере связана с тем, что финансы Российской Империи находились в плачевном состоянии после окончания крымской войны. Исправить ситуацию должен был статс-секретарь и экономист по образованию Валериан Алексеевич Татаринов.

Цели и задачи реформы

Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:

  • Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
  • Упорядочение бюджета.
  • Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.

Основные мероприятия реформы

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.

Очень важное событие произошло в сентябре 1860 года, когда был подписан указ «Об отмене частных откупов». Позже, в 1863 году эта система была заменена акцизами. Система откупов представляла собой модель, при которой государство передавало право сбора косвенных налогов третьим лицам. Они выкупали у государства это право, и поэтому назывались откупщиками. Разумеется, откупы были намного меньше той суммы, которую откупщики в дальнейшем собирали с населения. Александр 2 эту систему прекратил, чем значительно увеличил денежные поступления в бюджет.

Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М. Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Александр 2 подписал указ, согласно которому:

  • Министерство финансов назначалось единственным органом, отвечающим за бюджет (доходную и расходную часть).
  • Деятельность Министерства финансов контролируется Государственным Контрольным Управлением. Контрольное управление возглавил лично автор финансовой реформы — В.Татаринов.
  • Бюджет Российской Империи должен был утверждаться на Государственном совете.
  • Министерство финансов было обязано ежегодно публиковать подробные отчеты по общему состоянию бюджета, по доходам и по расходам.

Рейтерн запомнился тем, что в 1862-1863 годах пытался укрепить в России золотой стандарт. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые свободно менялись на бумажные рубли и обратно. Этот шаг оказался провальным, поскольку  золотого запаса не хватало для покрытия все денежной массы. Кроме того в 1863 году начался ажиотаж на золото с началом восстания в Польше.

Золотой рубль 1862 года

Развитием реформы стало основание в 1864 году контрольных (счетных) палат. Они создавались в каждой губернии и были независимыми: палаты не подчинялись местной администрации. Контрольная палата подчинялась напрямую Государственному контрольному управлению. Основная функция таких палат — следить за правильностью и эффективностью расходования денежных средств на местах.

Историческое значение

Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.

План финансов Сперанского М.

Состояние государственных финансов в начале 19 века служило зеркальным отражением экономических. социальных и политических проблем, стоящих перед Россией.

Еще Петром 1 была заложена традиция ведущей роли государства и государственных расходов в экономической системе. И с начала 18 века крайне остро стала проблема финансовых источников, обеспечивающих государственную политику. Российские императоры стремились и были вынуждены расходовать не меньше европейских правительств, в то время как финансовая база страны была крайне слаба и неустойчива.

Читать также:  Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 165, предоставляет возможность участия в бюджетном процессе в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 года

К началу 19 века буржуазные формы хозяйствования стали ведущими: заканчивалась перестройка классовой структуры. Для предпринимателя и фермера мотивом деятельности служит прибыль, которая является объектом налогообложения. Основными мотивами деятельности, присущими доиндустриальным, в том числе федеральным обществам, являются сохранение и стабилизация уровня благосостояния. Структура менталитета не создает стремление к устойчивому росту и прибыли, в такой экономике рост налогообложения не стимулирует хозяйственных субъектов, а ведет к их обнищанию.

Если же при этом государство стремится выступать в роли двигателя капиталистического переустройства, то в своей финансовой политике оно обречено находиться между молотом и наковальней: цена обеспечения притока денег в казну- обнищание большинства народа. Причем проблема усугубляется тем, что гарантом уплаты налогов служит сохранение традиционные федеральных структур (главным образом общины), и даже радикально настроенное правительство вынуждено консервировать добуржуазные отношения. Порочный круг замыкается, при этом государственные расходы, как правило, покрыть доходами не удается, и число проблем растет: к ним прибавляются необеспеченная эмиссия- инфляция как способ покрытия бюджетного дефицита и расстройство денежного обращения.

Первые годы правления Александра 1 сопровождались рядом реформ в области государственного устройства. В 1802 году вместо прежних коллегий – органов центрального управления России, созданных при Петре 1, были образованы министерства. Среди них было учреждено и Министерство финансов. Первым в истории российской империи министром финансов был назначен граф Алексей Васильевич Васильев. В первые годы царствования Александра 1 эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченные возможности получения внешних и внутренних займов правительства вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 года достигло 579373880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 коп. серебром.

По смете 1810 года доходы государственного бюджета составляли 105 млн. руб. , расходы- 230 млн. руб. , при этом в обращении находились ассигнации, которые практически представляли собой государственный долг. Для сравнения в обращении находилось до 24 млн. руб. золота, 195 млн. руб. серебра, 98 млн. руб. меди. Инфляция была на лицо.

Инфляционный процесс в России обесценивал денежное накопление имущих слоев. Состояние в 100 тыс. руб. ассигнациями, созданное в конце 18 столетия, имело реальную ценность в начале 1810 года только в сумме 50 тыс. руб. серебром, а в июле 1810 года- 33 тыс. руб. , в декабре 1810 года- не более 25 тыс. руб.

Обесценивание ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса ассигнаций уменьшилась реальная сумма задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое сворачивание кредитных отношений. Учреждения акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

К 1809 году финансовые проблемы усугубились тем, что центральный рынок заемных капиталов- голландский- был закрыт. Внутренний заем дал всего 3,8 млн. руб. , показав ограниченность российского рынка. В этой ситуации Александр 1 призвал к решению финансовой проблемы одного из величайших государственных умов России 19 века М. Сперанского.

Разработанный им при помощи Балугьянского А. и Мордвинова Н. — крупных специалистов в области экономической политики- план финансов был представлен всего через 2 месяца. 1 января 1810 года император лично внес план финансов на рассмотрение Государственного Совета, и уже 2 февраля он был обнародован в форме высочайшего манифеста.

План финансов состоял из двух частей:

1) устройство финансов на 1810 год;

2) устройство их с 1810 года на будущее время. Очевидно он представлял собой проект масштабной финансовой реформы.

Целями предлагаемой реформы были стабилизация денежной единицы, упорядочение государственного бюджета, пересмотр налоговой системы.

Корень большинства экономических и финансовых проблем Сперанский видел в дефицитности государственного бюджета и практически неконтролируемой необеспеченной эмиссии- выпуске ассигнаций. Решая сиюминутные проблемы, дефицитная эмиссия расстраивает цены- сигнальную систему рыночного хозяйства. Поэтому «на ассигнации нельзя смотреть иначе, чем на долги государственные», следует прекратить их выпуск и изъять из обращения за счет государственного имущества, установить несоразмерность государственных доходов и расходов сокращением издержек и приумножением доходов при строгом контроле за исполнением бюджета и правильно организовать налогообложение.

В плане Сперанского сформулированы принципы налогов; налоги бывают правильны:

1) когда они не осушают источников внутреннего богатства;

2) когда распределяются уравнительно;

3) когда не прикасаются к капиталу, нужному для произведения, но отделяются от чистых прибытков;

4) когда способ взимания их для правительства дешев, а для частных лиц не притязателен.

Основной вид подушных налогов- подушную подать- Сперанский считал отвечающим приведенным выше условиям, особенно второму. Он был сторонником подоходного принципа обложения. В-пятых, условием положительного сальдо государственного бюджета служит устойчивый приток налогов, а исправность их поступления зависит от общей хозяйственной ситуации, которая , в свою очередь, базируется на стабильности денежной единицы, отсутствии инфляции. Поэтому задачей первостепенной важности является опять-таки изъятие ассигнаций и введение серебряного монометаллизма в России. Иначе постоянный рост цен, вызванный обесценением денег вследствие выпуска ассигнаций, приведет к дальнейшему увеличению государственного долга и новой эмиссии при «побочном эффекте» в виде расстройства конъюнктуры.

Читать также:  Личная финансовая стратегия. Личная финансовая стратегия

Для упорядочения кредита Сперанским было предусмотрено создание Центрального банка в форме смешанного акционерного общества, где государство имело право владеть только 1/3 акций. Так впервые возникла идея денежной системы от правительства.

Преобразования начались практически немедленно. Уже манифест от 2 февраля 1810 года пересекал новый выпуск ассигнаций. Была создана комиссия погашения долгов (т. изъятия ассигнаций). Средства для обеспечения денежной реформы обеспечивались двумя путями:

1) особый капитал погашения создавался за счет приватизации части государственного имущества (казенных лесов, арендных имений);

2) производился выпуск облигаций государственного займа на сумму не менее 100 рублей серебром с годовым доходом в процентах.

Расходная часть бюджета на 1810 год была сокращена на 20 млн. руб. Устанавливалось, что все доходы принадлежат казначейству и расходование каких бы то ни было сумм сверх бюджета допустимо только с разрешения Министерства финансов с последующим утверждением в Госсовете. Лишь с 1811 года в России началось составление ежегодных бюджетов в единообразной форме с группировкой расходов по отделам.

Манифест от 20 июня 1810 г. установил серебряный рубль в качестве единственной монетной единицы. Для стабилизации государственного бюджета Сперанский должен был обратиться и к наименее популярной форме — повышению и введению новых налогов. В принципе интересам хозяйственного развития отвечает прямой подоходный налог, идеально соответствующий указанным выше принципам самого Сперанского. Но проблема состояла в том, что подоходного налога не с кого было брать. Для подавляющего большинства населения доход просто не был формой, отражающей результаты хозяйственной

исключением было купечество, но в структуре населения оно значительной роли не играло.

Поэтому подушную подать, по мысли Сперанского, можно было заменить поземельным налогом, хотя бы косвенно учитывающим финансовое положение налогоплательщика. Но в решении текущих проблем приходилось идти традиционным путем: до 2 рублей увеличивалась подушная подать с крестьян, казенные крестьяне дополнительно должны были уплачивать еще 2-3 рубля помимо оброчной подати, до 5 рублей увеличивалась подать с мещан.

Заслуживает внимания всё же предпринятая Сперанским первая в России попытка введения подоходного налога. Манифест 17 февраля 1812 г. вводил так называемый временный сбор с помещичьих доходов, который в последствии был распространен на недвижимое имущество, приносящее доход (земли и дома). Налог был прогрессивным: получающее доход до 500 рублей его не платили; для дохода от 500 до 2000 рублей ставка налога составляла 1%, от 2000 до 4000 — 2%, от 4000 до 6000 — 3%, свыше 18000 рублей — 10%. Этот налог выстрелил сопротивление как явное, так и скрытое — в виде уклонения от уплаты и преуменьшения декларируемых доходов. По росписи 1813 г. сумма сбора составила всего 5 млн. руб. , в 1814 г. — 3,3 млн. руб. В 1820 г. этот налог был отменен. В области косвенных налогов было увеличено питейное обложение, предпринятое ради чрезвычайных сборов.

Сперанский был сторонником проведения протекционистской внешнеторговой политики, способствовавшей не только притоку денег от ввозных пошлин в казну, но и ограждению молодой национальной промышленности от конкуренции более дешевых импортных товаров. Французские товары, в основном предметы роскоши, впервые были обложены солидной пошлиной, а некоторые из них вовсе запрещены к ввозу.

Курс Сперанского даже при непродолжительном воплощении быстро принес плоды. В 1811 г. дефицит государственного бюджета был снижен до 6 млн. , доходы бюджета ывросли до 300 млн. руб. К сожалению, война с Францией вызвала потребность в новых арсходах, следовательно — в новом выпуске ассигнаций в 1810 г. — на сумму 46,2 млн. руб. , в 1812 г. — 64,5 млн. руб. , в 1813 г. 103,4 млн. руб. В год окончательного прекращения эмиссии ассигнаций их сумма в обращении составила 836 млн. руб. В дальнейшем, при их погашении использовались принципы, разработанные Сперанским.

Для объяснения отторжения реформ Сперанского обычно используют три аргумента:

Отечественная война 1812 г.

Неподготовленность реформ.

Формулировки типа «Сперанский опередил свое время».

Неподготовленность не позволила последовательно осуществить задуманное. Меры, которые он предлагал, были очень нужными, но народ не готов был их принять, так как уровень мышления и интеллекта был на очень низком уровне. А люди, находившиеся в государственном аппарате управления не способны были подсчитать отдельные статьи бюджета. Также в то время господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были слабо развиты, поэтому мерами, предваряющими реформу, должны были стать меры в сфере народного хозяйства, которые бы способствовали товарно-денежных отношений. Остались без внимания бумажные деньги, которые так и не разменивались на золото и не были ничем обеспечены. Всё-таки, нужны были более глубокие реформы в промышленности. Денежный оборот в основном осуществлялся с казны. Но все меры, предлагаемые Сперанским, были большим шагом к стабильной экономике, ведь именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно при нем стала развиваться кредитно-банковская система, именно он корнем всех бед считал дефицит бюджета и эмиссии ассигнаций, на борьбу с которыми он направил большинство мер. Поэтому, несмотря на все минусы, «план финансов» Сперанского- это шаг на пути к светлому будущему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *