АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

Текущая версия страницы пока не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от версии
, проверенной 23 марта 2020 года; проверки требуют 4 правки
.

1. Сущность и органы
управления финансами

2. Финансовое
планирование и прогнозирование

3. Сущность и формы
финансового контроля

4. Методы финансового
контроля

В
качестве инструментов управления
финансами выступают планирование,
контроль, организация и информационное
обеспечение.

Планирование



включает
различные фазы: определение целей,
анализ проблем, прогнозирование, поиск
альтернатив, оценка принятых
решений.
За планированием, как правило, следует
этап, связанный
с
выполнением планов и соответственно
контролем



их
исполнения, который предполагает
установление расхождений между
планом
фактом
и установление причин этих расхождений.
Результаты контроля и анализа дают
информацию для последующего процесса
планирования. Задача организации



состоит
в обеспечении оптимального
достижения
цели посредством использования
специальных организационных моделей.
Если планирование и контроль являются
процессами, связанными с переработкой
информации, то организация занимается
структурированием информационных
связей. Информационное



обеспечение

,

включающее
в себя переработку, учет, анализ и прогноз
информации, представляет собой связующее
звено между планированием, контролем
и организацией.

Общее
управление финансами осуществляют
высшие органы вла­сти
и управления.

В
России главными властными структурами
по управлению финансами являются
Федеральное Собрание, Президент и
Правительство. Именно эти органы
принимают окончательное решение при
утверждении федерального бюджета и
отчета о его исполнении.

На
общегосударственном уровне аппарат
управления финансовой системой включает
следующие органы:

профильные комитеты
по бюджету,
налогам, банкам и финансам Государственной
Думы и Совета
Федерации; Счетная палата РФ;

Министерство финансов РФ
и его органы на местах; Центральный
банк РФ;
Мини­стерство
РФ по налогам и сборам; Федеральное
казначейство
и др.

На
Министерство
финансов РФ

возложены следующие задачи:

разработка и реализация единой
государственной финансовой по­литики;

составление проекта и исполнение
федерального бюджета;
осуществление финансового контроля за
рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджет­ных
фондов;
обеспечение устойчивости
государственных финансов и
осуществление мер по развитию финансового
рынка.

Основными
задачами органов Федерального
казначейства

явля­ются:

организация, осуществление и контроль
исполнения бюд­жета
Российской Федерации;

управление
доходами и расходами бюджета
на счетах Федерального казначейства в
банках, исходя из принципа
единства кассы; финансовое исполнение
государствен­ных
внебюджетных фондов;
краткосрочное
прогнозирование объ­емов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управле­ние
ими; управление совместно с Банком
России государствен­ным
внутренним и внешним долгом и
его обслуживание;
представление
законодательным и исполнительным
органам отчетно­сти
о финансовых операциях Правительства
РФ по бюджету, а также
о состоянии бюджетной системы Российской
Федерации в целом.

Счетная
палата РФ

является органом государственного
финансового
контроля, образуемым Федеральным
Собранием РФ
и ему подотчетным. Основными задачами
Счетной палаты
являются:

организация и осуществление
контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

определение эффективности и
целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной
собственности; регулярное
предоставление Совету Федерации
и Государственной Думе информации о
ходе исполнения федерального бюджета
и результатов проводимых контрольных
мероприятий
и т.д.

Министерство
РФ по налогам и сборам


и
его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей.

На
уровне
хозяйствующего субъекта




организационная
структура управления
финансами определяется его высшим
руководством и зависит
прежде всего от размеров предприятия
и видов его деятельности.

2.1. Сущность и методы управления финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования
конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на
для достижения поставленной цели или определенного результата.


грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить
и субъекты управления. Как отмечалось в первой главе, финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления
. Объектами управления являются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений
их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отношения и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами
, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в) финансовый
. Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование
занимает важное
в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою
, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как от дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне
бюджетов возложено на Федеральное казначейство.
доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает
и пассивами предприятия.
включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый
может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные
; товарообменные (бартерные)
; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования
исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление
представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Читать также:  СТАТС СЕКРЕТАРЬ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САЗАНОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль
представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций
сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Данный
осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное самоуправление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне
аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

  1. Счетную палату РФ;
  2. Министерство финансов РФ и его органы на местах;
  3. Центральный банк РФ;
  4. Федеральная таможенная служба;
  5. Федеральная таможенная служба;
  6. Федеральную комиссию по ценным бумагам;
  7. Министерство государственного имущества РФ;
  8. исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое
среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами
понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а)
(наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое
финансовой системы; в)
за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.
за состоянием финансов, а также правовое
финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.).
за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

  1. Органы управления финансами.

В управлении
финансами при определении целей и задач
финансовой политики, разработке и
утверждении финансового и связанного
с ним законодательства и подзаконных
актов участвуют законодательные и
исполнительные органы государственной
власти, органы местного самоуправления.

Общее
управление финансами в РФ в соответствии
с ее Конституцией возложено на высшие
органы государственной власти

– Федеральное собрание, аппарат
Президента, правительство. Именно эти
органы принимают окончательное решение
при утверждении федерального бюджета
и отчета о его исполнении.

Оперативное
управление финансами осуществляет
финансовый
аппарат

. С
его помощью государство руководит
финансовой д-тью во всех структурных
подразделениях народного хозяйства.
Именно финансовый аппарат выполняет
работу по оперативному финансовому
планированию, учету и анализу, контролю
и регулированию, составлению и исполнению
финансовых планов.

На
общегосударственном уровне аппарат
управления финансовой системой включает
следующие органы


:
· профильные комитеты по бюджету,
налогам, банкам и финансам Государственной
Думы и Совета Федерации; Счетная палата
РФ; · Министерство финансов РФ и его
органы на местах; · Центральный банк
РФ; · Министерство РФ по налогам и сборам;
· Федеральная налоговая служба РФ; ·
Государственный таможенный комитет
РФ; · Федеральная комиссия по рынку
ценных бумаг; · Министерство государственного
имущества; · исполнительные дирекции
внебюджетных фондов социального
назначения.

Управление
финансами на предприятиях и в отраслях
народного хозяйства

осуществляют финансовые отделы и службы
предприятий, организаций и учреждений,
а также финансовые отделы и управления
сохранившихся министерств и ведомств.
Сферой страховых отношений управляют
специальные страховые структуры.

Всю
работу по управлению государственными
финансами осуществляют Министерство
финансов



,
его нижестоящие финансовые органы, а
также Федеральная
налоговая служба



.

Среди
всех органов выделяется Министерство
финансов РФ

комплексным характером своих функций,
направленных в разные стороны финансовой
деятельности государства. Этот гос-ный
орган исполнительной власти обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в России и
координирует деятельность в этой сфере
других федеральных органов исполнительной
власти.

На
Министерство финансов возложены
следующие задачи

:
1) разработка и реализация единой
государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение
федерального бюджета; 3) осуществление
финансового контроля за рациональным
и целевым расходованием бюджетных
средств и средств федеральных внебюджетных
фондов; 4) обеспечение устойчивости
государственных финансов и осуществление
мер по развитию финансового рынка

Основными
подразделениями Министерства финансов

являются бюджетный департамент;
отраслевые департаменты финансирования
промышленности, строительства,
транспортных систем и связи, оборонного
комплекса и др.; департамент иностранных
кредитов и внешнего долга; департамент
налоговых реформ; департамент
государственных ценных бумаг и финансового
рынка; департамент государственного
финансового контроля и аудита; главное
управление Федерального казначейства.

Министерство
финансов РФ выполняет следующие функции

:
♦ участвует в работе по составлению
долговременных и кратковременных
прогнозов функционирования экономики,
совместно с федеральными органами
исполнительной власти определяет
потребность в государственных
централизованных ресурсах, подготавливает
предложения о распределении их между
федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами; ♦
организует работу по составлению проекта
федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета РФ,
разрабатывает проекты нормативов
отчислений от федеральных налогов,
сборов, размеров дотаций и субвенций
из федерального бюджета в бюджеты
субъектов Федерации; ♦ обеспечивает
исполнение федерального бюджета, а так
же государственных федеральных
внебюджетных фондов; ♦ разрабатывает
с участием Министерства РФ по налогам
и сборам, Федеральной налоговой службы
РФ предложения по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы;
♦ принимает участие в работе по
совершенствованию страховой деятельности
в стране; ♦ разрабатывает предложения
по формированию и развитию финансового
рынка; ♦ разрабатывает проекты программ
внешних заимствований РФ; ♦ управляет
государственным внутренним и внешним
долгом РФ;

Важным
подразделением Министерства финансов
является Главное
управление федерального казначейства


,
отвечающее за кассовое исполнение
бюджета.

Основными
задачами органов Федерального казначейства
являются

: 1)
организация, осуществление и контроль
исполнения бюджета Российской Федерации;
2) управление доходами и расходами
бюджета на счетах Федерального
казначейства в банках, исходя из принципа
единства кассы; 3) финансовое исполнение
государственных внебюджетных фондов;
4) краткосрочное прогнозирование объемов
государственных финансовых ресурсов
и оперативное управление ими;

Счетная
палата РФ

является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием Российской
Федерации и ему подотчетным. Основными
задачами Счетной палаты являются

:

организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;

определение эффективности и
целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;

финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных органов
государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов; регулярное
предоставление Совету Федерации и
Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и
результатов проводимых контрольных
мероприятий.
управление совместно с
Банком России государственным внутренним
и внешним долгом и его обслуживание;

представление законодательным и
исполнительным органам отчетности о
финансовых операциях Правительства РФ
по бюджету, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации в целом.

Министерство
РФ по налогам и сборам

и его органы на местах осуществляют
контроль за правильным исчислением,
полнотой и своевременностью внесения
взносов в бюджет всех обязательных
платежей. Территориальные
инспекции Министерства РФ по налогам
и сборам обязаны

:
♦ осуществлять контроль за соблюдением
налогового законодательства по вопросам
правильного исчисления, полноты и
своевременности внесения налогов в
бюджет и во внебюджетные фонды; ♦ вести
учет и проводить проверки налогоплательщиков;
♦ ежемесячно представлять финансовым
органам и органам Федерального
казначейства сведения о фактически
поступивших суммах налогов и других
платежей в бюджет; ♦ осуществлять
возврат излишне уплаченных налоговых
сумм и неправильно изъятых с
налогоплательщиков штрафов и пеней.

Читать также:  Корпоративные финансы это совокупность денежных отношений

25
октября 1991 года Указом Президента РСФСР
образован Государственный
таможенный комитет России

(ГТК). Г ТК является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным
делом в Российской Федерации. В
соответствии с возложенными на него
задачами Государственный таможенный
комитет РФ осуществляет следующие
функции

: ♦
организует систему контроля за
правильностью определения таможенной
стоимости товаров; ♦ обеспечивает
самостоятельно и во взаимодействии с
другими правоохранительными органами
контроль за соблюдением режима зоны
таможенного контроля, организует систему
охраны объектов таможенной инфраструктуры,
осуществляет другие меры по охране
таможенной границы Российской Федерации;
♦ организует осуществление таможенного
контроля, принимает меры по его
совершенствованию и упрощению без
ущерба эффективности такого контроля;
♦ участвует в организации экспортного
контроля, контроля за вывозом стратегических
и других жизненно важных для интересов
Российской Федерации материалов, а
также культурных ценностей; ♦ организует
осуществление в соответствии со своей
компетенцией валютного контроля; ♦
выполняет функции органа валютного
контроля; осуществляет контроль за
соблюдением должностными лицами
таможенных органов Российской Федерации
законности при производстве по делам
о контрабанде и об иных преступлениях
в сфере таможенного дела, осуществлении
оперативно — розыскной деятельности,
производстве по делам о нарушении
таможенных правил и их рассмотрении,
производстве по делам об административных
правонарушениях, посягающих на нормальную
деятельность таможенных органов
Российской Федерации.

Федеральная
налоговая служба (ФНС РФ)


является
федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет налогов и сборов,
в случаях, предусмотренных законодательством
РФ, за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в
соответствующий бюджет иных обязательных
платежей, а также за производством и
оборотом этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции и за
соблюдением валютного законодательства
РФ в пределах компетенции налоговых
органов. Кроме
того ФНС РФ

:
♦ представляет в соответствии с законом
РФ о несостоятельности (банкротстве)
интересы РФ по обязательным платежам
и (или) денежным обязательствам; ♦
рассматривает уведомления о проведении
стимулирующих лотерей; ♦ осуществляет
в установленном порядке проверку д-ти
юридических лиц, физических лиц,
крестьянских (фермерских) хозяйств в
установленной сфере д-ти; ♦ осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание службы
и реализацию возложенных на нее функций;
♦ обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну; ♦ организует
прием граждан, обеспечивает своевременное
и полное рассмотрение заявлений.

Федеральная
служба страхового надзора

осуществляет государственный надзор
за страховой деятельностью в целях
соблюдения требований законодательства
РФ о страховании, эффективного развития
страховых услуг, защиту прав и интересов
страхователей, страховщиков, иных
заинтересованных лиц и государства.
Также устанавливает общие требования
к лицензированию и ведению государственного
реестра страховых организаций,
осуществляет контроль за обеспечением
финансовой устойчивости страховщиков,
учета и отчетности, соблюдением
методологии страхования, межотраслевой
и межрегиональной координации по
вопросам страхования.

Президент
РФ


в своем
ежегодном послании Федеральному собранию
о положении в стране и о направлении
внутренней и внешней политики государства
формулирует, в том числе основные
принципы финансовой политики государства
на данный период. Это во многом определяет
финансовую деятельность Правительства
РФ на соответствующий период. Кроме
того, Президент осуществляет некоторые
кадровые назначения. Так с согласия
Госдумы он назначает Председателя
Правительства РФ, а по его предложению
заместителей Премьер-министра, федеральных
министров, в том числе министра финансов
и министра по налогам и сборам. Президент
представляет Госдуме кандидатуру
председателя ЦБ РФ. Президент РФ
подписывает и обнародует федеральные
законы, вносит в Госдуму законопроекты.
Он издает указы и распоряжения,
обязательные для исполнения на всей
территории РФ, являющиеся важным
элементом государственного управления
финансами.

Государственная
дума РФ


,
согласно Конституции РФ, принимает
федеральные законы, в том числе федеральные
законы по вопросам Федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов, финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования, которые подлежат
обязательному рассмотрению Советом
федерации. Однако законопроекты о
введении или отмене налогов, о выпуске
госзаймов, об изменении финансовых
обязательств государства и другие
законопроекты, предусматривающие
расходы, покрываемые за счет федерального
бюджета, могут быть внесены только при
наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдума контролируют
осуществление федерального бюджета. С
этой целью ими образуется Счетная
палата. При этом председателя Счетной
палаты и половину состава его аудиторов
назначает и освобождает от должности
Госдума, а заместителя председателя и
другую половину состава ее аудиторов
назначает Совет федерации.

Правительство
РФ

разрабатывает и представляет
Государственной думе федеральный бюджет
и обеспечивает его исполнение, а также
представляет Госдуме отчет об исполнении
бюджета. Правительство РФ обеспечивает
проведение в РФ единой финансовой и
денежно-кредитной политики. Правительство
РФ является важнейшим звеном стратегического
управления финансами государства. И
одновременно посредством Минфина и
других соответствующих федеральных
ведомств осуществляет функцию главного
организатора, регулятора и координатора
деятельности по оперативному
государственному управлению финансами
и кредитом.

Управление финансами
в Российской Федерации осуществляется
финансовым
аппаратом

,
под которым понимается совокупность
всех организационных структур,
осуществляющих управление финансами.

Финансовый
аппарат

на
общегосударственном


уровне

представлен: 1) Федеральным Собранием
РФ (Комитетами и комиссиями в ГД и СФ);
2) Аппаратом Президента Российской
Федерации; 3) ЦБ РФ; 4) Правительство
РФ, включая Министерства и ведомства,
в т.ч. и федеральные службы и агентства,
подчиняющиеся непосредственно
Правительству РФ, федеральные службы
и агентства, находящиеся в подчинении
федеральных министерств и ведомств. Важнейшее
направление деятельности руководящих
органов управления финансами – выработка
и осуществление государственной политики
и нормативно-правовое регулирование в
сфере бюджетной, налоговой, таможенной,
страховой, социальной, валютной,
банковской деятельности, государственного
долга, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности, других сфер в направлении
обеспечения стратегических целей
развития страны: повышение благосостояния
населения и уменьшение бедности на
основе динамичного и устойчивого
экономического роста, усиления
политической и экономической роли
России в мировом сообществе. На уровне
субъекта РФ

финансовый
аппарат

включает комиссию по бюджету и финансам
в законодательном (представительном)
органе и соответствующие структуры
исполнительной власти, подобные тем,
что есть на федеральном уровне
вышеназванных федеральных органов
исполнительной власти. Органы
законодательной

власти субъектов РФ рассматривают

и утверждают

законы

в области финансов в рамках своей
компетенции: Принципиально такая же,
как и на субъектном уровне, схема
финансового
аппарата

на
местном
(муниципальном) уровне


.
Представительные

органы местного самоуправления принимают
решения об утверждении местного бюджета
и отчета о его исполнении, а также
принимают решения по другим финансовым
вопросам, относящимся к ведению органов
местного самоуправления. В соответствии
с Конституцией РФ общее


управление финансами

в РФ осуществляют высшие
законодательные органы власти:

Федеральное
Собрание

– парламент РФ, является представительным
и законодательным органом РФ. Состоит
из двух палат: Совета Федерации и
Государственной Думы. Совет Федерации
состоит из 166 членов, по два представителя
от каждого субъекта РФ: по одному от
представительного и исполнительного
органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450
депутатов, избираемых на 4 года (в 2009
году принят закон, в соответствии с
которым депутаты будут избираться
сроком на 5 лет, президент – на срок 6
лет). Управление
финансами осуществляется Федеральным
Собранием в процессе:


1)
рассмотрения и принятия законов о
налогах, сборах, и обязательных платежах;
2) рассмотрения и утверждения Федерального
закона «О ФБ РФ на очередной финансовый
год» и утверждении отчета о его исполнении;
3) установления предельного размера
государственного внутреннего и внешнего
долга страны. Президент
Российской Федерации

— глава государства. В области управления
финансами осуществляет следующие
функции
:
1) вносит в Государственную Думу
законопроекты по финансово-бюджетным
вопросам; 2) подписывает и обнародует
федеральные законы; 3) обращается к
Федеральному Собранию РФ с ежегодным
бюджетным посланием о бюджетной политике
государства на очередной финансовый
год и среднесрочную перспективу; 4)
издает указы и распоряжения, затрагивающие
организацию финансовых отношений в
стране. Указы и распоряжения Президента
РФ обязательны для исполнения на всей
территории РФ; 5) использует средства
резервного фонда Президента РФ,
предусмотренного в федеральном бюджете
на финансирование непредвиденных
расходов; 6) назначает с согласия Госдумы
Председателя

Правительства РФ и принимает решение
об его отставке; 7) имеет право
председательствовать на заседаниях
Правительства РФ; 8) представляет Госдуме
кандидатуру для назначения на должность
Председателя ЦБ и ставит перед Госдумой
вопрос об освобождении его от должности.
9) по предложению Председателя Правительства
РФ назначает на должность и освобождает
от должности заместителей

Председателя

Правительства РФ и федеральных

министров
.
Правительство
РФ

осуществляет исполнительную власть в
РФ. Правительство РФ состоит из
председателя правительства РФ, его
заместителей и федеральных министров.
Правительство РФ в области управления
финансами осуществляет следующие
функции
:
1 разрабатывает и представляет Госдуме
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение; 2) представляет Госдуме
отчет об исполнении федерального
бюджета; 3) обеспечивает проведение в
РФ единой финансовой, кредитной и
денежной политики; 4) обеспечивает
проведение в РФ единой государственной
политики в области культуры, науки,
образования, здравоохранения, социального
обеспечения, экологии; 5) издает
постановления и распоряжения по текущим
финансовым вопросам и обеспечивает их
исполнение. Постановления и распоряжения
Правительства РФ обязательны к исполнению
на всей территории РФ; 6) организует,
регулирует, контролирует и координирует
деятельность по оперативному

Читать также:  ФУНКЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ПРИМЕР

государственному управлению финансами
в РФ.

ЦБ РФ

совместно с Правительством РФ разрабатывает
и проводит единую денежно-кредитную
политику, председатель Банка или его
заместитель участвует в заседаниях
правительства РФ, а Министр финансов и
Министр экономразвития участвуют в
заседаниях Совета директоров с правом
совещательного голоса. Оперативное

управление

финансами

в Российской Федерации осуществляют
финансовые
органы РФ


звенья единой системы государственного
управления финансами России. Финансовые
органы


это органы по оперативному управлению
финансами в стране. Финансовые
органы

РФ

включают:
1) Министерство финансов РФ; 2) финансовые
органы в субъектах РФ; 3) финансовые
органы муниципальных образований.
Министерство финансов РФ осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении служб, а также
контроль за исполнением Федеральной
таможенной службой нормативных правовых
актов по вопросам исчисления и взимания
таможенных платежей, определения
таможенной стоимости товаров и
транспортных средств.

Министерство
финансов РФ осуществляет следующие
полномочия



(в полном
объеме они указаны во 2-ом разделе
вышеуказанного Постановления)),
сформулируем их в обобщенном виде: 1)
вносит в Правительство РФ проекты
федеральных законов, нормативно-правовых
актов Президента и Правительства РФ и
другие документы, по которым требуется
решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к установленной сфере
ведения Министерства и к сферам ведения
подведомственных ему федеральных служб;
2) принимает нормативные правовые акты
по вопросам в установленной сфере
деятельности Министерства и подведомственных
министерству федеральных служб.

Для выполнения
задач и функций, возложенных на
Министерство финансов РФ, в структуре

его

центрального

аппарата

созданы соответствующие подразделения
– Департаменты. Кроме того, в ведении
МФ РФ находятся 4 федеральных службы:
Федеральная налоговая служба; Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральная служба страхового надзора
и Федеральное казначейство.

В составе
администраций
субъектов Российской Федерации

создаются финансовые
органы:

министерства
финансов (в республиках, а также в
некоторых краях и областях); департаменты
финансов; комитеты по финансам и бюджету;
финансовые управления. Их функции сходны
с функциями Министерства финансов РФ,
но в пределах компетенции исполнительных
органов власти субъектов РФ. Финансовые
органы субъектов РФ не подчиняются
Министерству финансов РФ. Тем не менее,
они представляют отчет об исполнении
своих бюджетов в Минфин России и в
координации с ним проводится кадровая
работа и работа по информатизации
управления финансами. Финансовые
органы в субъектах Федерации

осуществляют на соответствующей
территории управление финансами. Основные
задачи
,
решаемые финансовыми органами субъектов
РФ: 1) формирование проекта бюджета
субъекта Федерации и представление его
администрации субъекта РФ; 2) обеспечение
исполнение бюджета субъекта РФ,
составление отчета об исполнении бюджета
и представление его администрации
субъекта РФ и Министерству финансов
России; 3) организация и осуществление
контроля за исполнением бюджета субъекта
Федерации, целевым, рациональным и
результативным использованием бюджетных
средств; 4) разработка предложений по
увеличению доходной базы бюджета и
изысканию дополнительных финансовых
ресурсов; 5) разработка и реализация
единой финансовой политики администрации
субъекта Российской Федерации; 6)
обеспечение устойчивости финансовой
системы региона и ее активного воздействия
на ускорение социально-экономического
развития, повышение эффективности
хозяйствования на соответствующей
территории. Финансовые
органы в субъектах РФ финансируются за
счет регионального бюджета.

В
составе многих региональных финансовых
органов созданы собственные территориальные
казначейства для осуществления
учетно-контрольных функций по исполнению
региональных бюджетов в соответствии
с действующим бюджетным законодательством.
Вместе с тем, Конституцией Российской
Федерации (ст. 78) предусмотрена возможность
передачи части своих полномочий
федеральными органами исполнительной
власти органам субъектов РФ и наоборот.

12. Министерство
финансов РФ в системе управления
финансами: функции, полномочия,
организационная структура. Министр
финансов и его функции.

Министерство
финансов РФ

функционирует
в соответствии с Положением о Министерстве
финансов РФ, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в
редакции последующих постановлений),
является федеральным
органом исполнительной власти

и осуществляет функции

по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности;
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности; производства, переработки
и обращения драгоценных металлов и
драгоценных камней; таможенных платежей,
определения таможенной стоимости
товаров и транспортных средств;
инвестирования средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии;
организации и проведения лотерей;
производства и оборота защищенной
полиграфической продукции; финансового
обеспечения государственной службы.

Министерство
финансов РФ осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся в
его ведении служб, а также контроль за
исполнением Федеральной таможенной
службой нормативных правовых актов по
вопросам исчисления и взимания таможенных
платежей, определения таможенной
стоимости товаров и транспортных
средств.

Министерство
финансов РФ осуществляет следующие
полномочия



(в полном
объеме они указаны во 2-ом разделе
вышеуказанного Постановления)),
сформулируем их в обобщенном виде: 1)
вносит в Правительство РФ проекты
федеральных законов, нормативно-правовых
актов Президента и Правительства РФ и
другие документы, по которым требуется
решение Правительства РФ, по вопросам,
относящимся к установленной сфере
ведения Министерства и к сферам ведения
подведомственных ему федеральных служб;
2) принимает нормативные правовые акты
по вопросам в установленной сфере
деятельности Министерства и подведомственных
министерству федеральных служб.

Министерство
финансов РФ возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом РФ по
представлению председателя Правительства
РФ. Министр финансов РФ несет персональную

ответственность за выполнение возложенных
на Министерство полномочий

и реализацию

государственной политики в установленной
сфере деятельности. Министр имеет
заместителей
,
назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Правительством РФ. Количество

заместителей

Министра устанавливается Правительством
РФ. Структурными
подразделениями

МФ РФ являются департаменты

по основным направлениям деятельности
Министерства: Административный
департамент; Департамент управления
делами и контроля; Департамент бюджетной
политики и методологии; Департамент
бюджетной политики в отраслях экономики;
Департамент бюджетной политики в
отраслях социальной сферы и науки;
Департамент бюджетной политики в сфере
государственной военной и правоохранительной
службы и государственного оборонного
заказа; Департамент межбюджетных
отношений; Департамент международных
финансовых отношений, государственного
долга и государственных финансовых
активов; Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики; Департамент
регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
отчетности; Департамент финансовой
политики; Правовой департамент. В состав
департаментов включаются отделы
.
Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4
федеральных службы: Федеральная налоговая
служба; Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора; Федеральная
служба страхового надзора и Федеральное
казначейство.

Министр финансов
РФ


: 1)
распределяет обязанности между своими
заместителями; 2) утверждает положения
о структурных подразделениях Министерства,
о территориальных органах федеральных
служб, подведомственных Министерству;
3) в установленном порядке назначает на
должность и освобождает от должности
работников Министерства; 4) решает
вопросы, связанные с прохождением
федеральной государственной службы в
Министерстве; 5) утверждает структуру
и штатное расписание Министерства в
пределах установленных Правительством
РФ фонда оплаты труда и численности
работников, смету расходов на его
содержание в пределах утвержденных на
соответствующий период ассигнований,
предусмотренных в федеральном бюджете;
6) утверждает ежегодный план работы и
показатели деятельности подведомственных
Министерству федеральных служб, а также
отчет об их исполнении; 7) вносит в
Правительство РФ по представлению
руководителей подведомственных
федеральных служб проекты положений о
федеральных службах, предложения о
предельной численности в этих службах
и фонде оплаты труда их работников; 8)
отменяет противоречащие федеральному
законодательству решения подведомственных
Министерству федеральных служб; 9)
назначает на должность и освобождает
от должности по представлению руководителей
федеральных служб заместителей
руководителей этих служб, а также
руководителей территориальных органов
федеральных служб; и т.д., а также издает
приказы, имеющие нормативный характер,
а по оперативным и текущим вопросам –
приказы ненормативного характера.
Финансирование расходов на содержание
МФ РФ осуществляется за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете.
МФ РФ является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного
герба РФ со своим наименованием, иные
печати, штампы и бланки установленного
образца и счета, открываемые в соответствии
с законодательством РФ. Место нахождения
МФ РФ — город Москва


На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Киргизской республике к ним относятся Федеральное собрание, Президент КР, Правительство КР, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.


  1. 1



    2



    3



    4




    // Финансы. Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. — 2-е изд. Рекомендовано в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика». — М.
    : Проспект, 2004. — С. 36-59. — 636 с. — ISBN 5-98032-358-9
    .


Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *