АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ


  1. Nan Tian, Diego Lopes Da Silva, Xiao Liang, Lorenzo Scarazzato, Carolina De Oliveira Assis.
    Trends in world military expenditure, 2022

      SIPRI
    (24 апреля 2023). Дата обращения: 24 апреля 2023.

  2. SIPRI Military Expenditure Database

      S IPRI (2016). Дата обращения: 20 февраля 2017.
    Архивировано
    20 апреля 2017 года.


  3. Pieter D. Wezeman, Alexandra Kuimova, Siemon T. Wezeman.
    SIPRI Fact Sheet. Trends in international arms transfers, 2020

      SIPRI
    (15 марта 2021). Дата обращения: 17 марта 2021.
    Архивировано
    18 марта 2021 года.


Сравнение с другими странами

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Круговая диаграмма, показывающая глобальные военные расходы по странам на 2018 год в миллиардах долларов США, по данным Международного института стратегических исследований
АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Диаграмма, показывающая военный бюджет России, европейских членов НАТО и Китая в % от военных расходов США в 1988—2019 гг.

Финансирование и обеспечение

Финансирование вооружённых сил осуществляется из федерального бюджета России
по статье расходов «Национальная оборона».




Офицеры
российской армии и флота проходят службу только по контракту
. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание « лейтенант
». Первый контракт с курсантами
 — на весь период обучения и на 5 лет военной службы — заключается, как правило, на втором курсе обучения. Контракт о прохождении военной службы в офицерском звании имеют право заключить и граждане, находящиеся в запасе, в том числе и получившие звание «лейтенант» и определённые в запас
после обучения на военных кафедрах
(факультетах военного обучения, циклах, военно-учебных центрах) при гражданских вузах.

Рядовой
и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанные
граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву — один календарный год. Призывные кампании осуществляются дважды в год: весенняя — с 1 апреля по 15 июля, осенняя — с 1 октября по 31 декабря. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт
о заключении с ним первого контракта — на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта — 40 лет.

Читать также:  18 сентября 2014 года министр финансов Республики Казахстан издал приказ № 403 и несколько проблем с Единой бюджетной классификацией Казахстана

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Динамика абсолютных чисел родившихся мальчиков и численности 18-летних мужчин. Россия. 2003—2049 г. (тыс. чел.)
Динамика численности граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, в период проведения призывных кампаний [85]
Число призванных на военную службу по призывным кампаниям (до 1994-го года сведения о количестве призываемых считались закрытыми)


В штатную численность Вооружённых сил России входят: рядовой состав, младший командный состав
(сержанты и старшины), офицеры, проходящие службу в войсковых частях
, центральных, окружных и местных органах военного управления на воинских должностях, предусмотренных штатом тех или иных подразделений
, в комендатурах
, военных комиссариатах
, военных представительствах за рубежом, а также курсанты высших военных учебных заведений Министерства обороны и учебных военных центров.


АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Курсанты 282-го учебного центра войск РХБЗ отрабатывают навыки в боевой экипировке « Ратник
» и в противогазе ПМК-4
.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из окладов денежного содержания (оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию), стимулирующих и компенсационных (дополнительных) выплат. К дополнительным выплатам относятся:

  • за выслугу лет;
  • за классную квалификацию;
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • за особые условия военной службы;
  • за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  • за особые достижения в службе.

Помимо шести ежемесячных дополнительных выплат предусмотрены ежегодные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; установленный коэффициент к окладу военнослужащих, проходящих службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, за пределами территории России и так далее.


В 2011 году наиболее важным являлось оперативно-стратегическое учение «Центр-2011», а в 2012 году — стратегические командно-штабные учения « Кавказ-2012
». Крупные учения проходили и в последующие годы — « Запад-2013
», « Восток-2014
», « Запад-2017
».


Российские военные объекты за рубежом

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Военные базы России за рубежом (по состоянию на 2023 год):

 
Страны, на территории которых базы размещены согласно двустороннему договору

 
Страны, на территории которых наличие баз характеризуется как военная оккупация

Российские военные объекты за рубежом — различные формирования
и объекты Вооружённых сил, расположенные вне территории Российской Федерации.

В 2003 году Министерство обороны Российской Федерации
начало пересмотр ранее принятых решений о судьбе российских воинских контингентов
за рубежом. На фоне происходящего сокращения и реформирования Вооружённых сил России, российские воинские контингенты в ближнем зарубежье сокращаются незначительно, одновременно усиливаясь новыми авиационными и другими высокотехнологичными вооружениями (высокоточной артиллерией, средствами связи и разведки).

Ау, кабмин, вы все проспали

Михаил Делягин
, оценивая беспрецедентный рост затрат на нацбезопасность подчеркивает, что за всю пореформенную историю России в стране ничего и никогда так не росло.

«Это логика начала СВО, что мы сейчас за год освободим всю Украину за 23-й год, и дальше придется наводить порядок, поэтому расходы на армию будут снижаться, расходы на безопасность и правопорядок должны быть очень высокими. Было ясно летом, что эта логика уже не работает. Но людям, которые делали бюджет, то, что знает вся страна, неведомо», – заявил Делягин
.

Делягин уверен, что составители представленного проекта бюджета
игнорируют не только частичную мобилизацию, но и реалии СВО, сам конфликт с «совокупным Западом», который не краткосрочен и точно продлится весь этот период.

«Структура приоритетов бюджета не отражает реальность, очевидную задолго до его разработки, и тем самым делает бюджет контрпродуктивным, обрекая его на коренную переделку по ходу исполнения. Поэтому надо увеличить на 1 трлн рублей в каждый год финансирование обороны, включая модернизацию и армии, и ВПК, и науки, а также социального обеспечения военнослужащих, ветеранов и членов их семей», — считает Делягин.

Экономист также отмечает, что скачок расходов на оборону, безопасность и правопорядок буквально «куплен» резким — с 4,3 до 3,5 триллионов — сокращением расходов на экономику. И данный блок расходов нужно не сокращать, а, напротив, ежегодно увеличивать на 1 трлн рублей.

Экономист, специалист в области государственного управления экономикой
Никита Кричевский
отметил, что при анализе статей расходов на оборону и нацбезопасность «не надо брать первую цифру, как пенку с молока». » Кто считает, что все закончится — флаг им в руки. А источники финансирования любого государственного мероприятия могут быть из самых разных статей», — резюмировал Кричевский.

Уточним: в госбюджете доля расходов по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» в процентном соотношении в 2022 году составляет 10,1%. К 2025 году этот показатель в бюджетной ведомости увеличится до 14,9%. При таком перекосе на силовой блок раздел «Национальная экономика» потеряет 3,% — уменьшение с 15,6% до 12,3%.

На фоне изменений по статьям «оборона», «нацбезопасность» и «экономика» расходы на «образование» и «здравоохранение» практически не изменятся — 1,39 и 1,47 трлн соответственно. Расходы на социальный блок увеличатся с 6,45 трлн рублей до 7,34 триллионов. И рекордный скачок у засекреченного блока «иные разделы».

«В проекте нового бюджета заложено 6,5 трлн рублей (рекордные 22,66% всех расходов), о трате которых мы никогда ничего не узнаем — эти данные засекречены», — отметила
экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич.


АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Российский бюджет c 2011 по 2021 на оборону по данным IISS из отчёта The Military Balance 2022


Илья Плеханов, «Военные новости: игры супердержав
— кто кого?», Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 6 , ИноСМИ
, 07.10.2015.


Роль вооружённых сил в политике и обществе

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Д. А. Медведев
с высшими офицерами


Отношение общества к Вооружённым силам


Нарушение прав человека и военные преступления

Вооруженные силы Российской Федерации не один раз обвинялись в нарушении прав человека и военных преступлениях
.

  • Amnesty International
    и Human Rights Watch
    зафиксировали военные преступления России в Чечне
    [160]

    [161]

    [162]

    , Грузии
    [163]

    [164]

    , Украине
    [165]

    [166]

    [167]

    и Сирии
    [168]

    [169]

    [170]

    [171]

    .
  • « Врачи без границ
    » также задокументировали военные преступления в Чечне [172]

    .
  • В 2017 году Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
    (УВКПЧ) сообщило, что Россия применила кассетное
    и зажигательное оружие
    в Сирии, что представляет собой военное преступление в форме неизбирательных атак в районе гражданского населения [173]

    .

Дефицит и чем его покрыть

В ближайшие годы бюджет будет оставаться дефицитным. Правительство рассчитывает за три года сократить дефицит вдвое — с 3 трлн рублей (1,8% ВВП) в 2023 году до 1,5 трлн рублей (0,8% ВВП) в 2026-м. Дыру в бюджете закроют главным образом за счет внутренних заимствований. Минфин планирует увеличить госдолг на 37% в течение следующих трех лет. Если в 2023 году госдолг предварительно оценивается примерно в 29 трлн рублей (17,6% ВВП), то по итогам 2024 года объем превысит 32,5 трлн рублей (18,1% ВВП), 2025-го — 35,8 трлн рублей (18,8% ВВП), 2026-го — 40 трлн рублей (19,8% ВВП).

Соотношение госдолга к ВВП останется на безопасном уровне, хотя и вплотную приблизится к планке в 20%. « Это тот предельный долг, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть», — подчеркивала
замглавы Минфина Ирина Окладникова. По статистике Международного валютного фонда (МВФ), средний по миру уровень госдолга в развивающихся странах выше 60% ВВП. У некоторых развитых стран госдолг значительно выше. Например, в Японии — около 260% ВВП, в США — 122%, в Китае — 84%. Однако Россию сравнивать с этими странами некорректно, поскольку они могут позволить наращивать уровень долга благодаря низким процентным ставкам, отмечает эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.

В изоляции от зарубежных рынков капитала Минфину стало сложнее и дороже привлекать средства. Так, несколько аукционов за последнее время не состоялось, «поскольку инвесторы, банкиры предлагали слишком высокие проценты», объяснял
Силуанов. « Минфину сложно привлекать средства в облигации федерального займа (ОФЗ) с постоянным купоном при росте ставок в экономике и сохранении «жесткого» комментария ЦБ, — объясняет Миронюк. — В этом случае могут размещаться флоатеры (ОФЗ с переменным купоном), которые существенно увеличат нагрузку на обслуживание долга». При этом Минфин, вероятно, неохотно будет их размещать — в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики» ведомство зафиксировало
, что приоритет будет отдан предложению облигаций с постоянным купоном.

На фоне роста ключевой ставки расходы на обслуживание госдолга за три года вырастут примерно вдвое — с 1,5 трлн рублей в 2023 году до 2,3 трлн рублей (1,3% ВВП) в 2024-м, 2,8 трлн (1,6% ВВП) в 2025-м и 3,3 трлн рублей (1,6% ВВП) в 2026 году. Пока это комфортный уровень, оценивает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ+ Софья Донец.

Минфину достаточно внутренних заимствований. Привлекать финансирование у Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Латинской и Южной Америки сложно. « Исторически страны с формирующимися рынками, как правило, неактивно инвестируют друг в друга», — подчеркивает Донец. « Конвертировать индийские рупии в рубли до сих пор крайне сложно», — отмечает Евгений Миронюк. Валюты большинства «дружественных» стран можно конвертировать в рубли только через кросс-курсы. Часть государств, например Южной Америки, не обладают значительными ресурсами для кредитования других стран. 

Не повторить ошибки Афгана и Чеченской войны

Никита Масленников
считает бюджетный перекос в сторону нацбезопасности (а это весь силовой блок страны, вся система правопорядка) логичным и оправданным. Это, с одной стороны, может означать конец СВО, но, с другой стороны, начало разгула преступности.

«Не надо сравнивать данные статьи расходов на 2023 год с текущим годом, потому что только за 9 месяцев 2023 года государственные расходы выросли более чем на 3 трлн рублей, то есть более, чем на 20%. Сколько из них оборонных расходов — не афишируется. А небольшое снижение оборонных расходов в следующем году — это очень положительный сигнал, некий намек, что мы СВО к этому времени завершим», — считает Никита Масленников.

После этого роль «первой скрипкой» получит уже силовой блок России, а не армия.

«Во-первых, у нас в стране появится четыре новых региона. Во-вторых, люди вернутся из зоны проведения СВО. Вы помните, что было после Афгана и Чечни, когда домой возвращались участники боевых действий и они не сразу находили возможность начать новую жизнь? Какая-то часть этих людей уходила в преступные сообщества. В-третьих, даже если закончится СВО, то остаются прочие риски. Кто может поручиться, что не будут продолжать взрывать Крымский мост? Никто не может поручиться», — рассуждает Никита Масленников.

И добавляет: помимо вышеперечисленного в стране для силовиков по-прежнему много «текущей» работы. В их числе, борьба с коррупцией. » Когда генпрокурор отчитывается о том, что только у чиновников было конфисковано имущества на сумму свыше 2 млрд долларов, это говорит о многом. И это только те коррупционные дела, где уже были приняты судебные решения», — резюмировал Масленников.


АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Знамя Вооружённых сил Российской Федерации
. Лицевая сторона знамени
АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ
Знамя Вооружённых сил Российской Федерации. Оборотная сторона знамени

После Беловежских соглашений
21 декабря 1991 года государствами-участниками СНГ
был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР
маршала авиации
Евгения Шапошникова
командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединёнными вооружёнными силами СНГ (ОВС СНГ), а Министерство обороны СССР
преобразовано в Главное командование ОВС СНГ.


Вооружённые силы в 1990-е годы

После Первой чеченской войны новым министром обороны был назначен Игорь Родионов
, а в 1997 году — Игорь Сергеев
. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в Вооружённых силах России появились 4 категории частей и соединений:

  • постоянной готовности (укомплектованность личным составом — 95—100 % от штата военного времени);
  • сокращённого состава (укомплектованность — до 70 %);
  • базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность — 5—10 %);
  • кадрированные (укомплектованность — 5—10 %).


Вооружённые силы в 2000-е годы

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ

Демонстрация президенту России образцов новой военной формы. Январь 2008 года

В 2001 году министерство обороны России возглавил Сергей Иванов
. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне
решено было вернуться к предлагавшимся при Павле Грачёве планам перехода на контрактное комплектование войск: при этом, если части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, то остальные части и соединения, базы хранения вооружений и техники и различные учреждения по-прежнему предлагалось комплектовать срочниками. В 2003 году началось осуществление соответствующей Федеральной целевой программы.

В 2006 году была запущена Российская государственная программа развития вооружений на 2007—2015 годы
.


Вооружённые силы после войны в Грузии

АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ

Зал управления и взаимодействия Национального центра управления обороной Российской Федерации

Участие российской армии в войне в Грузии
и его широкое информационное освещение выявили основные недостатки вооружённых сил России: сложную систему управления и низкую мобильность. Управление войсками в ходе боевых действий осуществлялось «по цепочке» Генштаб
 — штаб Северо-Кавказского военного округа
 — штаб 58-й армии
и только потом приказы
и директивы доходили непосредственно до частей. Низкая возможность по манёвру
силами на больших расстояниях объяснялась громоздкой организационно-штатной структурой частей и соединений: по воздуху удалось перебросить в данный регион только части ВДВ
.

В ходе военной реформы полностью реорганизовано военно-административное устройство Российской Федерации. Вместо шести военных округов были созданы четыре округа, при этом штабам округов были переподчинены все объединения, соединения и части ВВС
, ВМФ
и ВДВ
.

Система управления Сухопутными войсками была упрощена, благодаря исключению дивизионного звена. Организационные изменения в войсках сопровождались резким наращиванием темпов роста военных расходов, которые увеличились с менее чем 1 трлн рублей в 2008 году до 2,15 трлн рублей в 2013 году. Это, а также ряд других мер, позволили форсировать перевооружение войск, существенно увеличить интенсивность боевой подготовки, повысить денежное довольствие военнослужащих.


Вооружённые силы России на фоне международных конфликтов

В феврале — марте 2014 года российские вооружённые силы сыграли одну из ключевых ролей в аннексии Крыма Россией
.

В 2015 году переформирована 20-я гвардейская общевойсковая армия
и вновь сформирована 1-я гвардейская танковая армия
. С 30 сентября 2015 года Вооружённые силы принимают участие в военной операции в Сирии
.


Вторжение России на Украину (2022)

Утром 24 февраля 2022 года Вооружённые силы Российской Федерации по приказу Верховного главнокомандующего
Владимира Путина
вторглись на территорию Украины
. Ракетно-бомбовые удары были нанесены по украинской военной инфраструктуре, военным аэродромам и авиации, объектам ПВО. Одновременно подразделения Народной милиции ДНР
и Народной милиции ЛНР
начали боевые действия против Вооружённых сил Украины
по всей линии фронта на Донбассе
.


  • Сайт Министерства обороны Российской Федерации
    Архивная копия
    от 25 ноября 2016 на Wayback Machine
  • Фильм про российскую армию
    Архивная копия
    от 15 апреля 2016 на Wayback Machine
  • Что такое современная армия России
    Архивная копия
    от 9 августа 2014 на Wayback Machine
    // Журнал «Коммерсантъ Власть», № 18 (521), 12.05.2003.
  • Карты
    Архивная копия
    от 16 октября 2014 на Wayback Machine
    // Журнал «Коммерсантъ Власть», № 18 (521), 12.05.2003.
  • Явное становится тайным
    Архивная копия
    от 11 ноября 2012 на Wayback Machine
    // Журнал «Коммерсантъ Власть», № 42 (896), 25.10.2010.
  • Что такое современная армия России
    Архивная копия
    от 15 января 2013 на Wayback Machine
    // Журнал «Коммерсантъ Власть», № 7 (610), 21.02.2005.
  • Сайт ФЦП «Служба по контракту»
  • Сайт Анализ Вооружённых Сил России «warfare.be»
  • Европейские эксперты считают, что Россия сильнее, чем признаётся
    Архивная копия
    от 23 февраля 2008 на Wayback Machine
  • Перевооружение с нулевым эффектом, ng.ru, 2008-05-28
    Архивная копия
    от 30 мая 2008 на Wayback Machine
  • Сайт Атрина посвящённый теме Отечественного кораблестроения в период между 1945—2005 годами
    Архивная копия
    от 8 февраля 2010 на Wayback Machine
  • Проблемы реформирования системы комплектования Вооружённых сил РФ
    Архивная копия
    от 19 ноября 2015 на Wayback Machine
    // Архив Егора Гайдара
  • Заседание коллегии Министерства обороны. 24.12.2019
    Архивная копия
    от 26 декабря 2019 на Wayback Machine

Вооружение и военная техника

На вооружении ВКС
состоят истребители МиГ-29
, МиГ-31
, Су-27
, Су-30
, Су-35
; фронтовые бомбардировщики Су-24
и Су-34
; штурмовики Су-25
; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3
, Ту-95
, Ту-160
. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22
, Ан-72
, Ан-124
, Ил-76
. Используются специальные самолёты: воздушные танкеры Ил-78
, воздушные командные пункты Ил-80
и Ил-96-300ПУ
, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50
. На вооружении ВКС имеются также боевые вертолёты Ми-8
, Ми-24
различных модификаций, Ми-35
М, Ми-28
Н, Ка-50
, Ка-52
; а также зенитные ракетные системы С-300
, С-350
и С-400
. Готовятся к принятию на вооружение Су-57
и МиГ-35
.

В составе Военно-морского флота имеется один авианесущий крейсер
проекта 1143.5
, ракетные крейсера проекта 1144
и проекта 1164
, эскадренные миноносцы и большие противолодочные корабли проекта 1155
, проекта 956
, сторожевые корабли и фрегаты проектов 11540, 1135, 1135М, 01090 и 11661К, корветы проекта 20380
, проекта 1124
, морские и базовые тральщики, десантные корабли проекта 775
. В составе подводных сил имеются многоцелевые торпедные подводные лодки проекта 971
, проекта 945
, проекта 671
, проекта 877
; многоцелевые АПЛ проектов 949
и 885
; ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ
, 667БДР
, 941
и 955
.


Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.

Кто получит деньги в 2024–2026 годах

На людях будут экономить, правоохранительные органы тоже, как ни странно, не получат дополнительное финансирование на успокоение недовольных людей. Все деньги уйдут на оборону: на армию и оборонные предприятия. С ВО — очень дорогая история.

Изначально на 2023 год расходы по статье «Национальная оборона» были запланированы на уровне 4,64 трлн рублей. Но уточнённые данные показывают, что ориентироваться стоит уже на 6,4 трлн рублей. В 2024 году на оборону потратят 10,77 трлн рублей — почти треть всего бюджета! То есть расходы вырастут ещё на 70% от фактических значений на 2023 год! В 2025–2026 годах расходы сократятся, но не критично — до 7,4 трлн или 21,9% от всех расходов. В правительстве явно не ожидают скорое завершение СВО.

Расходы госбюджета на оборону в 2023-2026 гг

Если в США военные расходы в 2024 году сократится
до 3% ВВП, то в России в следующем году вырастут с 3,9% до 6% ВВП. Польша, кстати, готовит
«армию наступления» за 4,4% от ВВП.

Военные расходы

«В структуре бюджета видно, что основной упор делается для обеспечения нашей победы — армия, обороноспособность, вооруженные силы, бойцы — все необходимое для фронта, все необходимое для победы в бюджете есть», — так глава Минфина Антон Силуанов 28 сентября обозначил
приоритетность трат государства. Структура бюджетных расходов достаточно красноречива и подтверждает слова министра: военные расходы в 2024 году впервые в новейшей истории России превысят социальные. 

В 2024 году правительство потратит 14 трлн рублей на оборону и силовые органы — это 38% от всех бюджетных расходов. Из них 10,8 трлн рублей, почти треть расходов, пойдет на раздел «Национальная оборона». Траты на этот раздел даже по сравнению с 2023-м годом вырастут почти на 70%, а по сравнению с 2021-м окажутся в три раза выше. На раздел «Нацбезопасность и правоохранительная деятельность» потратят 3,4 трлн рублей — всего на 5% больше, чем в 2023-м, но почти в полтора раза больше, чем было в 2021 году, до «спецоперации»*. 

Выполнение социальных обязательств государства перед гражданами оказалось только на втором месте в числе приоритетов бюджетных трат. В то время, как доля военных расходов в бюджете вышла на рекордные 29%, на «Социальную политику» придется 7,7 трлн рублей, или 21%, — это минимум с 2011 года. Впрочем, Силуанов заверил
, что «деньги есть» на то, чтобы государство выполнило социальные обязательства, даже в случае ухудшения ситуации. Традиционно основной упор в социальной политике направлен на поддержку семей с детьми. « Детский бюджет» в 2024 году составит 3 трлн рублей. Это расходы на восемь мер, включая материнский капитал, детские пособия и программу сохранения репродуктивного здоровья.

Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни


Подписаться

Наконец, на третьем месте в списке приоритетов, по словам Силуанова, оказалось «создание собственных компетенций и перевооружение производства и мощностей» в станкостроении, авиастроении, новых технологиях и т.д. Чтобы обеспечить финансирование приоритетных направлений при приемлемом уровне дефицита и учитывая ограниченные возможности для привлечения заимствований, государству пришлось пожертвовать частью затрат на так называемые «незащищенные» статьи (в них входит все, что не касается социальных обязательств — пенсий, зарплат, пособий и военных расходов). Всего затраты на них сократятся примерно на 500 млрд рублей, или на 10%. Силуанов подчеркивал, что это не «урезание» и не «секвестр», а деньги пойдут не только на «оборонку», но и на «новые технологические задачи». 

По ряду «мирных» статей расходов на следующий год планируется небольшое повышение, но в реальном выражении этот рост может «съесть» инфляция, которая, по прогнозу Минэкономразвития, составит 7,5% по итогам 2023 года и 4,5% — по итогам 2024-го. Например, расходы на здравоохранение в 2024 году повысят на 3% (до 1,6 трлн рублей), на образование — на 5,6% (до 1,5 трлн рублей), на ЖКХ — почти на 3% (до 881 млрд рублей).

Еще одна расходная новация бюджета — появление в нем трат на четыре региона, присоединенные в результате «спецоперации» (Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов). Ранее расходы на них не фигурировали в бюджете. При том что российский бюджет  оплачивал
 пенсии, пособия и зарплаты бюджетникам ДНР и ЛНР еще до присоединения.

Ранее Минфин никогда не обозначал даже примерный объем трат, признавая лишь, что они «значительные». Часть расходов по поручению администрации президента в 2022 году понесли регионы России — они взяли шефство над разными городами и районами по аналогии с моделью, которая применялась после присоединения Крыма. В 2024–2026 годах, помимо увеличения трат по нацпроектам и госпрограммам, появится отдельная программа «Восстановление и социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» с финансированием 653,5 млрд рублей. Это почти в три раза  больше
, чем выделено на Дальний Восток. 

Импульс к инфляции

В последние два года государство активно накачивало экономику деньгами, проводя стимулирующую бюджетную политику. В 2022–2023 году бюджетные вливания в экономику составили
рекордные 10% ВВП. В 2023 году вливания государства в экономику составили 5% ВВП, или около 8,3 трлн рублей — выше, чем в пандемийный 2020 год, когда бюджетный импульс достигал 4,6% ВВП. На поддержку экономики шли преимущественно средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) — накопленные за предыдущие годы нефтегазовые сверхдоходы. 

С одной стороны, значительные вливания государства в экономику позволили существенно смягчить падение ВВП. « Без столь значительного наращивания госрасходов экономика сократилась бы примерно на 3%, а не 2,1%», — оценивает замдиректора института «Центра развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Но с другой, это стало мощным проинфляционным фактором и одной из причин  перегрева
в экономике. Разгон спроса на фоне невозможности предприятий увеличить производство из-за санкций и дефицита кадров ускорили инфляцию, что вынудило ЦБ поэтапно повысить
ключевую ставку до 13%. 

С этой точки зрения риски сохраняются. « В 2024 году экспансивная направленность бюджетной политики сохранится с нормализацией к 2025 году», — пишет
Минфин. Ц Б констатирует
: в проекте бюджета заложен б о
льший бюджетный импульс, чем прогнозировал Банк России, что на среднесрочном горизонте будет вести к проинфляционным рискам и повлияет на решение ЦБ по ключевой ставке уже в октябре. 

Бюджет 2024 года характеризуется сильным ростом трат — государство берет на себя обязательства профинансировать расходы на внушительные 36,6 трлн рублей, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: «При этом, насколько реализуются намерения по доходам, — вопрос стечения обстоятельств и внешней конъюнктуры. Можно легко представить сценарий, при котором доходы не будут собраны в должном объеме, а расходы уже объявлены». При рисках недобора доходов масштаб бюджетного стимулирования выглядит более значительным, чем ожидалось, добавила экономист.

Налоговая политика останется непредсказуемой

Планирование бюджета обошлось без кардинальных изменений в налогообложении. « Вдумайтесь, у нас расходы увеличились до 36,6 трлн рублей за два года (на 48% по сравнению с 2021 годом. —  Forbes
), при этом мы не поменяли ни одну ставку базовых налогов», — подчеркивал
замминистра финансов Алексей Сазанов.  

Однако только в 2023 году было принято 23 закона с поправками в 177 статей Налогового кодекса, отмечал
председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, подчеркивая, что для бизнеса важна предсказуемость правил игры. « Если будет предсказуемость расходных обязательств, будет предсказуемость в налогах, — объяснял
замглавы Минфина. — Налоговая тактика вынужденно становится адаптивной, потому что у нас другого выбора нет. Поэтому мы выбираем из двух зол менее злое». 

Так, правительство «задним числом» ввело налог на сверхприбыль прошлых лет, 300 млрд рублей по которому  соберет
уже в этом году. «Сюрпризом»
для бизнеса стало введение с 1 октября до 2025 года «курсовых» пошлин на товары низкой степени переработки. Они принесут в бюджет 151 млрд рублей в этом году и 600 млрд рублей в 2024-м. Вместе с бюджетом был внесен налоговый законопроект
, который предусматривает существенное повышение акцизов — в частности, на вино в три раза и на 3% на табачную продукцию. Это дополнительно принесет в бюджет 150 млрд рублей в 2024–2026 годах. Кроме того, перед Федеральной налоговой службой стоит задача повысить
собираемость налогов на 14% в 2024 году за счет усиления администрирования.

«Пока у Минфина есть задел, чтобы не повышать НДС и налог на прибыль, а дооблагать крупную промышленность через чрезвычайные пошлины, снижение дисконта на нефть и точечные корректировки налоговых ставок и режимов, — отмечает Антон Табах. — Но в 2024 году начнется новый политический цикл и вероятны свежие идеи в налоговой сфере на 2025–2030 годы».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.






Уклонение от военной службы

Состав Вооружённых сил России

Вооружённые силы состоят из трёх видов вооружённых сил
, двух отдельных родов войск
и специальных войск
, не входящих в виды вооружённых сил и рода войск.


Самый многочисленный по боевому составу вид вооружённых сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов
и рубежей, нанесения огневых ударов
на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов
. В сухопутные войска Российской Федерации, в свою очередь, входят рода войск:

  • Мотострелковые войска
    [~ 1]

     — самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой моторизованную пехоту, оснащённую БМП
    , БТР
    и армейскими грузовыми автомобилями. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.
  • Танковые войска
    [~ 1]

     — основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные
    , высокомобильные войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды вброд
    и на переправочных средствах.
  • Ракетные войска и артиллерия

    предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов
    , а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.
  • Войска ПВО Сухопутных войск
    (ПВО СВ)

     — род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. П ВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.
  • Специальные войска
    и службы

     — совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных мероприятий по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооружённых сил
    . Специальные войска состоят из войск радиационной, химической и биологической защиты
    , инженерных войск
    , войск связи
    , войск РЭБ
    , автомобильных войск
    и др.

Главнокомандующий
Сухопутными войсками — генерал армии
Олег Леонидович Салюков
.



АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ

Полёты самолётов Су-30СМ 31-го иап

в ходе учений «Кавказ-2020». 22 сентября 2020 года

Род сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России
выделяются:

  • Дальняя авиация

     — основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно-морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
  • Фронтовая авиация

     — основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море.
  • Армейская авиация

    предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путём поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя
    и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.
  • Военно-транспортная авиация

     — обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов. Выполняет внезапные задачи в мирное время при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в том или ином регионе, создающих угрозу безопасности государства. Основным предназначением военно-транспортной авиации является обеспечение стратегической мобильности Вооружённых сил России, а в мирное время — обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах.
  • Специальная авиация

    предназначена для решения широкого спектра задач: дальнего радиолокационного обнаружения и управления, ведения радиоэлектронной борьбы, разведки и целеуказания, обеспечения управления и связи, дозаправки самолётов в воздухе, ведения радиационной, химической и инженерной разведки, эвакуации раненых и больных, поиска и спасения лётных экипажей и т. д.
  • Зенитные ракетные войска

     — предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.
  • Радиотехнические войска

     — предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.


Войска противовоздушной и противоракетной обороны

Род войск, предназначенный для противоракетной и противовоздушной обороны города Москвы
.


Род войск в составе Воздушно-космических сил (ВКС). Как отдельный род войск, космические войска существовали в Вооружённых силах России в 2001—2011 годах и предназначались для обеспечения безопасности России в космической сфере. С 1 декабря 2011 года прекратили самостоятельное существование, войдя в состав Войск воздушно-космической обороны. 1 августа 2015 года воссозданы как род войск в составе ВКС. Род войск предназначен для создания, развёртывания, поддержания и управления орбитальной группировки космических аппаратов
военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Также занимается доведением информации, предупреждающей о ракетном нападении. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы.
В структуре Космических войск выделяются:

  • 1-й Государственный испытательный космодром
    Министерства обороны Российской Федерации « Плесецк
    », в функции которого входит запуск космических аппаратов военного и двойного назначения (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром « Свободный
    », до 2008 года — Пятый государственный испытательный космодром « Байконур
    », впоследствии ставший гражданским космодромом);
  • 153-й Главный испытательный космический центр имени Г. С. Титова;
  • управление по вводу средств РКО;
  • военно-учебные заведения (основное учебное заведение — Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
    );
  • части обеспечения.


АРМИЯ РОССИИ ФИНАНСЫ

Пуск крылатой ракеты Х-35 «Уран»
малым ракетным кораблём «Смерч» проекта 1234

Вид вооружённых сил
, предназначенный для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий, проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России. Военно-морской флот (ВМФ) способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ
состоит из четырёх флотов ( Балтийского
, Северного
, Тихоокеанского
и Черноморского
) и Каспийской флотилии
. В составе Военно-морского флота выделяются:

  • Подводные силы

     — основная ударная сила флота
    . Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые подводные лодки и подводные ракетные крейсера.
  • Надводные силы

    обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.
  • Морская авиация

     — авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговым силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.
  • Береговые войска

    предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов
    , важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления. Включают в себя два рода сил:
  • Спецназ
    ВМФ

     — соединения, части и подразделения Военно-морского флота, предназначенные для проведения специальных мероприятий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.

Главнокомандующий Военно-морским флотом — адмирал
Николай Анатольевич Евменов
, начальник Главного штаба ВМФ — адмирал Александр Михайлович Носатов
.


Отдельные рода войск


Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

Род войск Вооружённых сил, главный компонент стратегических ядерных сил
России. Р ВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.

В структуре РВСН:

  • три ракетные армии
    (штаб-квартиры во Владимире
    , Оренбурге
    , Омске
    );
  • 4-й Государственный центральный межвидовой полигон
    Капустин Яр
    (в состав которого входит также бывший 10-й Испытательный полигон Сары-Шаган
    в Казахстане
    );
  • 4-й Центральный научно-исследовательский институт ( город Королёв
    в Московской области);
  • учебные заведения ( Военная академия РВСН имени Петра Великого
    в Балашихе
    , Серпуховской военный институт ракетных войск
    );
  • арсеналы
    и центральные ремонтные заводы
    , базы хранения вооружения и военной техники.

Командующий РВСН — генерал-полковник Сергей Викторович Каракаев
.


Воздушно-десантные войска (ВДВ)

Резерв Верховного главнокомандующего
, самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения, а также отдельные части. В ДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника.

В составе ВДВ находятся десантно-штурмовые и воздушно-десантные дивизии
и бригады, 45-я отдельная гвардейская бригада специального назначения
( Кубинка
), 38-я гвардейская бригада управления
( Медвежьи Озёра
), 242-й учебный центр подготовки младших специалистов ВДВ
(Омск), Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
, Тверское суворовское военное училище
.

Командующий ВДВ — генерал-полковник Михаил Юрьевич Теплинский
.


Составная часть вооружённых сил — совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений, осуществляющих тыловое обеспечение и по службам тыла техническое обеспечение войск и сил (флота и авиации). Состоит из железнодорожных
, трубопроводных
, дорожных
войск, войск информационных операций
, медицинской службы, военно-оркестровой службы
, частей МТО
, топографической службы
, частей специального назначения.

Что будет с доходами от нефтегаза

Несмотря на установленный западными странами ценовой потолок на российскую нефть и нефтепродукты, в 2023 году план по нефтегазовым доходам, по словам
Силуанова, будет перевыполнен. Минфин рассчитывает, что в 2024-м номинальный объем этих доходов приблизится к уровню рекордного 2022 года, составив 11,5 трлн рублей, или 33% всех доходов бюджета. На высоком уровне они сохранятся и в 2025–2026 годах, ожидает Минфин. 

Оптимизм российских финансовых властей поддерживает благоприятная для экспорта из России рыночная конъюнктура — на рынках основных товаров российских экспортеров складывается дефицит, отмечал
помощник президента по экономическим вопросам Максим Орешкин. Минэк ожидает, что экспортная цена на российскую нефть будет около $70 за баррель в 2024–2026 годах при курсе около 90 рублей за доллар — помешать реализации комфортного сценария может мировая рецессия и замедление темпов восстановления китайской экономики. 

Минфин рассчитывает на слабый рубль и достаточно комфортные цены на нефть, резюмировал главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. « Цены на нефть будут комфортными, если не случится жесткой посадки мировой экономики. А вот курс рубля в период высоких ставок может быть очень волатильным. Но опыт 2023 года показал, что, несмотря на колебания, власти достаточно хорошо справляются с прогнозированием», — отмечает он.

Из-за неопределенности при планировании бюджета на 2023 год Минфин установил базовые нефтегазовые доходы в 8 трлн рублей и заранее не брал на себя обязательства по расходам поступлений выше этой планки. К 2024 году правительство вернется к традиционному бюджетному правилу. Нефтегазовые сверхдоходы, которые должны пополнять ФНБ, будут считаться не из заранее определенного плана, а исходя из текущей рыночной конъюнктуры — все, что выше так называемой цены отсечения. В 2024 году она составит $60 за баррель, а с 2027 года будет расти на 2% в год. Минфин рассчитывает, что сможет не только «не проесть» ФНБ, но и нарастить его. « На конец 2023 года останется запас более 3 трлн рублей, не связанных никакими обязательствами, — подчеркивает Силуанов. — Остаток, не связанный с инвестициями, более чем удвоится за три года».

Увеличить сборы в бюджет позволит дальнейшее снижение дисконта цены на нефть, которая применяется для расчета налогов, с $20 до $15 за баррель в 2024 году, до $10 за баррель в 2025 году и до $6 за баррель в 2026 году. « Сокращение предельного дисконта позволит повысить эффективность рентного налогообложения нефтяной отрасли», — подчеркивает
Минфин. Дисконты, по сути, состоят из двух частей — дополнительных расходов на фрахт и санкционных рисков, объясняет президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Экспортеры нефти и нефтепродуктов относительно быстро адаптировались к эмбарго ЕС и ценовому потолку G7. В результате ставки фрахта российских нефтеналивных грузов снизились более чем на 50% с начала года. В совокупности это ведет к снижению дисконтов. Ужесточение налогообложения в нефтегазе, включая снижение вдвое компенсаций нефтяным компаниям (демпферных выплат), пополнит
казну на 7 трлн рублей. При этом налоговая нагрузка на сырьевой сектор скоро достигнет пика, признавал
замглавы Минфина Алексей Сазанов, — при дальнейшем увеличении налогов может начаться сокращение инвестиций. 

Год назад при планировании бюджета Минфин допускал
вероятность «катастрофического снижения» спроса на нефть из-за низкоуглеродной повестки. В материалах к новому проекту бюджета Минфин признает
, что «в случае реализации наиболее амбициозных сценариев «энергоперехода» вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже на горизонте трех-пяти лет». По мнению Марселя Салихова, энергопереход несет риски на долгосрочном горизонте, а не в следующие три-пять лет, — в азиатском регионе, куда теперь идут основные объемы российского нефтегазового экспорта, спрос на углеводороды должен расти. 


24 февраля 2022 года они начали агрессивную войну против Украины. Солдаты Вооружённых сил Российской Федерации совершали военные преступления и нарушения прав человека против граждан Украины, включая неизбирательное применение взрывчатых веществ в населенных пунктах и нападения на гражданских лиц, пытавшихся спастись бегством. В районах, оккупированных Вооружёнными силами Российской Федерации, имели место многочисленные казни, незаконное лишение свободы, пытки, жестокое обращение, изнасилования и другое сексуальное насилие. Таким образом, Вооружённые силы Российской Федерации несут ответственность за материальную поддержку действий, которые подрывали или угрожали территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *