Автор экономических реформ Витте и Xix начхв был министром финансов Российской империи. По мере форсирования модернизации росла социальная напряженность

Экономика России в конце 19 века отличалась вмешательством со стороны государства и практическим отсутствием частной собственности. В условиях форсированной модернизации в стране назревала необходимость взятия нового курса внутренней политики, осуществление которого связано с работой И. Бунге, И. Вышнеградкого и С. Витте.

Реформы Витте (1892-1903 годы) – это комплекс мероприятий, проводимых в Российской империи с целью ликвидации отставания отечественной промышленности от промышленности европейских стран.

Ученые часто называют реформы Витте индустриализацией России. Специфика преобразований заключалась в том, что они охватили все сферы жизни государства, позволив экономике совершить колоссальный рывок вперед. По этой причине сегодня применяется термин «золотое десятилетие» российской промышленности.

Общая характеристика реформ

Реформы характеризуются мероприятиями:

  • Увеличение поступлений от налогов. Налоговые поступления выросли примерно на 50%, однако в первую очередь речь идет о косвенных налогах;
  • Введение в 1895 году винной монополии. На продажу спиртных напитков была объявлена государственная монополия. Эта статья доходов составила 28% бюджета империи;
  • Золотое обеспечение рубля. С.Ю. Витте в 1897 году провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. В результате того, что банкноты стали свободно обмениваться на золотые слитки, экономика России стала интересна для зарубежного инвестирования;
  • Ускорение строительства железных дорог. В год строили примерно 2,7 тыс. км железных дорог. Это кажется незначительным аспектом реформы, однако для государства это было чрезвычайно важно. Достаточно указать, что в русско-японской войне одним из факторов поражения было недостаточное оснащение железными дорогами, что затруднило перемещение войск;
  • В 1899 году были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России;
  • В 1891 году увеличились таможенные тарифы на ввоз продукции. Этот вынужденный шаг поддерживал местных производителей. Благодаря ему внутри страны был создан потенциал.

Косвенные налоги — это обложение дополнительными налогами продаж товаров и услуг, которые ложатся на продавца.

От редакции. Среди экономических предпосылок, обусловивших революционные кризисы в России начала ХХ века, часто упоминаются преобразования, проведённые к концу XIX столетия на посту министра финансов видным русским экономистом и политиком Сергеем Юльевичем Витте, чей день рождения мы отмечаем 29 июня.

В материале молодого исследователя Александра Воскресенского речь пойдёт о том, чем руководствовался реформатор в своих действиях и насколько полно удалось реализовать первоначальные замыслы.

Социально-экономическое положение российского общества к последней четверти XIX века характеризовалось следующими основными параметрами: состоянием промышленности, транспорта, финансов и сельского хозяйства, с одной стороны, а с другой – изменениями в социальной структуре общества и в политической сфере. Переход огромной страны в индустриальное состояние при большом разнообразии составляющих её частей, резком социальном неравенстве шёл неравномерно и сложно.

Автор экономических реформ Витте и Xix начхв был министром финансов Российской империи. По мере форсирования модернизации росла социальная напряженность

Ступени роста: фон для преобразований

Пореформенная промышленность в России производила, в основном, предметы потребления, однако, начиная с 1880-х годов, растёт удельный вес средств производства в общей структуре выпускаемой продукции. Наряду со старыми, традиционными отраслями промышленности (текстильной и металлургической) возникали и развивались новые – угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Важным показателем развития капиталистических отношений в промышленности являлось и увеличение доли наёмного труда.

Рост капиталистической промышленности происходил относительно быстро. Если взять промышленные заведения в Европейской России с числом рабочих не менее 16 человек, то их количество увеличивалось в следующих размерах. В 1866 году таких промышленных заведений было примерно 2500-3000, в 1879-м – около 4500, а уже в 1890-м – около 66 тысяч. Количественный рост промышленности сопровождался качественными изменениями её структуры. Интенсивно протекали машинизация производства, модернизация технологии, расширение энергетической базы.

Однако промышленное развитие носило сложный характер и не поддаётся однозначной оценке. С одной стороны, создавались крупные промышленные предприятия. С другой, параллельно развивались и низшие формы промышленного производства – мелкотоварная и мануфактурная.

Развитие капитализма изменило и сам характер внутреннего рынка России. Старые дореформенные формы торговой связи – ярмарочная торговля, гужевой транспорт – не могли удовлетворить потребности развивающегося рынка. После реформы 1861 года получили широкое распространение новые виды транспорта, вызванные развитием капитализма. Началось широкое железнодорожное строительство, настоящий бум. За четверть века (с 1865 по 1890 год) русская железнодорожная сеть расширилась почти в 18 раз. Железнодородные тарифы были установлены таким образом, что для перевозки товаров на далёкие расстояния представлялись более льготные условия.

Именно железнодорожное строительство и сделалось первейшим фактором колоссального количественного и немалого качественного роста тех отраслей российской индустрии, что выпускали предметы производственного потребления. Только за время с 1895 по 1900 год, когда наблюдался промышленный подъём, выплавка чугуна, производство прокатного железа и стали в России увеличились более чем в два раза. Во второй половине 1880-х – 1890-е годы на карте страны появился новый очень перспективный экономический район — Южнорусский металлургический.

По темпам роста производства пальму первенства держало транспортное машиностроение. Выпуск железнодорожных вагонов увеличился в 3 раза (за период с конца 1880-х годов), паровозов — в 7 раз. В 1900 году паровозы производило 7 российских машиностроительных заводов. Ежегодно в России могли произвести 1200 штук паровозов, во Франции — 500, в Германии — 1400, в США — 3153. За исторически короткий срок в России было создано крупное транспортное машиностроение, в то же время доля импорта составляла около 25 % от потребностей транспортной отрасли.

Во второй половине XIX века изменилась и система кредита. До­реформенные кредитные учреждения (ассигнационный, заёмный и другие банки) находились в руках государства и обслуживали главным образом нужды дворянства. Теперь к банковскому делу был привлечён частный капитал. В 1870 году кроме государственного банка существовало 29 акционерных банков, 15 обществ взаимного кредита, городские банки, ссудно-сберегательные товарищества. Размеры банковских оборотов росли. Общая сумма выдач государственного банка увеличилась с 113 млн рублей в 1860-1863 годах до 620 млн рублей в 1884-1888 годах.

Успешная мобилизация и концентрация капиталов проходила в форме организации акционерных обществ. Если в 1861-1873 годах кредитные учреждения поглощают 20,2% всего акционерного капитала, железные дороги 62,6% и промышленные предприятия 11,4%, то в 1874-1881 годах отношения эти значительно изменяются: кредитные учреждения берут 0,8% всего акционерного капитала, железные дороги – 13,1%, промышленные предприятия – 58%.

Зачем пришёл Витте?

Автор экономических реформ Витте и Xix начхв был министром финансов Российской империи. По мере форсирования модернизации росла социальная напряженность

Таким образом, рост капитализма в промышленной сфере во второй половине XIX века протекал довольно интенсивно, но уже в этот период обозначились некоторые существенные проблемы, связанные как с особенностями капиталистического развития внутри страны, так и с тем, что Россия вступила в капитализм позднее других стран, достигших высокой степени его развития. То есть, как писал В. Воронцов, «ей (России) приходится конкурировать с опытными странами, а соперничество таких противников может совершенно заглушить слабые ростки вновь возникающего капитализма».

Актуально в данном контексте звучит мысль Сергея Витте (1849 – 1915) о том, что создание промышленности является «коренной не только экономической, но и политической задачей» Российской империи и промышленное отставание страны грозит самодержавию «потерей его политического могущества». Проблема форсированной индустриализации, создания более благоприятных условий для экономического подъёма к концу XIX века обозначилась достаточно остро.

Стремительное развитие капитализма встретило «упорное сопротивление полуфеодального дворянства и самодержавной бюрократии, так как лишало господствующего положения и прежних привилегий». Правительство в интересах своего самосохранения предприняло такой социально-политический подход, в соответствии с которым внутренняя политика России как бы пошла обратным ходом. Витте писал по поводу контрреформ: «Александр III взошёл на престол, окровавленный смертью отца. Понятно, что он стал на путь реакции. Многие из принятых в его царствование решений я не разделяю, нахожу, что они дали в дальнейшем неблагоприятные результаты».

Именно политика Александра III имеет большое значение для понимания логики выдвижения Витте как министра и реформатора. Потребности экономического развития страны требовали дальнейших реформ. Логика же самосохранения существующего государственного строя без изменений, напротив, требовала отказа от всяких широких реформ в стране. Этими интересами была обусловлена идея о возможности устойчивого экономического развития без либерализации политической жизни страны.

Идеология «национальной экономики»

В основу концепции социально-экономической модернизации России Витте была положена национальная идея. Его учителями были Фридрих Лист и Отто фон Бисмарк.

В 1889 году в Киеве вышла в свет книга Сергея Юльевича «Национальная экономика и Фридрих Лист». В ней автор изложил фундаментальные идеи своей программы преобразований. В предисловии он ставит перед собой достаточно скромную задачу – познакомить русского читателя с содержанием главного труда немецкого экономиста первой половины XIX века. В действительности Витте смог воспользоваться возможностью для изложения своей собственной точки зрения на задачи развития России. Как и Лист, русский автор подверг критике классическую политэкономию за космополитизм и игнорирование национальных интересов, за «безжизненный» материализм, не учитывающий нравственных и политических факторов, за партикуляризм, абстрагирующийся от роли государства, нации.

«Ни одна наука, – писал Витте, – не находится в настоящее время в этом положении, как политическая экономия. Одна из главных причин такого состояния заключается в том, что большинство экономистов недостаточно разграничивало экономические понятия по отношению отдельного лица, нации и человечества. Между тем одни и те же экономические положения или выводы, справедливые по отношению лица могут быть совершенно неправильными по отношению нации, могут быть вполне ошибочными по отношению человечества и т.

По мнению Витте, нельзя требовать лечения всех экономических недугов страны по рецептам космополитической экономики. Он выступил решительным сторонником «национальной экономики», которая ставит во главу угла интересы государства, политической нации. Богатство и сила государства тесно связаны с совершенной и независимой национальной экономической системой.

«В настоящее время, – писал Витте, – главная забота нации должна заключаться в сохранении, развитии и совершенствовании её национальности. В этом нет ничего несправедливого и эгоистического: это стремление разумно и совершенно согласно с интересом человечества, ибо оно естественно ведет к всеобщей ассоциации, которая может осуществляться посредством конфедерации постольку, поскольку народы достигают одинаковой степени культуры и могущества».

Основу такой независимой национальной экономической системы, по мнению Витте, должно составлять индустриальное развитие, на котором основана внешняя и внутренняя торговая. Развитие национальных производительных сил – такова была главная задача Витте.

Следуя Листу, он считал необходимым поощрять лишь промышленность страны, при развитии которой земледелие не может достичь значительного совершенства. К тому же и не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что вследствие развития заатлантической конкуренции наши земледельческие продукты со временем будут встречать всё менее и менее выгодный сбыт за границей.

Важнейшим средством развития национальной промышленности, по мнению Витте, должен служить таможенный протекционизм: «Нации отсталые для перехода из земледельческого состояния в мануфактурное должны принимать искусственные меры посредством создания таможенной системы: запрещения ввоза, вводных пошлин, ограничений, премий и т. Таможенная система не увеличивает непосредственно количества материального имущества, а, следовательно, и капитала, но развивает и укрепляет производительные силы, которые создают этот капитал».

Читать также:  Республиканский центр гигиены и эпидемиологии Департамента финансов Республики Беларусь, расположенный в Минске

Догнать и перегнать

От либеральной экономической политики 1860-х годов страна перешла вначале к покровительственным, а затем к почти запретительным тарифам. В первой половине 1880-х таможенные пошлины составляли 18 % к общей ценности ввезенных товаров, в 1885–1891 годах – 27 %, а после введения тарифа 1891 года – 34 %. Тариф 1891 года не только оградил отечественную фабрично-заводскую промышленность от конкуренции извне, но ещё и сделался источником крупных доходов казны.

Отрицательные последствия усиленной таможенной защиты отечественной перерабатывающей промышленности Витте отлично представлял. Но искренне полагал, что выбора нет, и поэтому категорически отметал всяческие предположения об ослаблении таможенного покровительства, шедшие из либеральной среды. Предложение вернуться ко временам свободной торговли высказывал, например, профессор Б. Чичерин.

Что же касается таможенного покровительства сельскому хозяйству, то, по словам Витте, это было связано с дешёвыми ценами на хлеб, это с одной стороны, а с другой – политическими причинами: установленные ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию в Европе были направлены, главным образом, против России.

«Из всех видов покровительства, – писал Витте, – таможенная система земледелия оправдывается наименее. Меры к подъёму сельского хозяйства должны быть иные – создание обширного внутреннего рынка путём развития местной промышленности, уменьшение накладных расходов посредством повышения техники и торговли сельскохозяйственными продуктами и подъём сельскохозяйственных знаний для лучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходов производства».

У Бисмарка Витте были заимствованы мысли о финансовых монополиях, прельщавших министра финансов И. Вышнеградского, о желательности перехода железных дорог в собственность государства, о колониальной политике. Хотя Лист и учил, что «войны ускоряют для стран земледельческих введение в них мануфактуры», для Витте внешние задачи страны – это задачи «мирного характера», и миссия её «охранительная и просветительская по отношению к востоку».

В своих всеподданнейших отчётах императору Витте, занимавший с 1892 года пост министра финансов, постоянно подчёркивал цель проводимой им политики. Он писал, что Россия «при громадном разнообразии её климатических и почвенных условий и неисчерпаемых естественных богатствах, заключает в себе все данные для полной национально-экономической независимости в будущем, при достижении которой не встретилось бы особенной надобности в поисках для русского хлеба иностранных потребительских рынков, а вместе с тем устранялась бы возможность затруднений, естественно неразлучных с обширным вывозом».

В первом отчёте Витте отмечал, что в России финансовое хозяйство по особым историческим условиям его сложения и развития не может замкнуться в строго определённых рамках, «предустанавливаемых потребностям государства» в общепринятом значении этого слова. В мировоззрении русского народа коренится исконное убеждение, что царской власти присущ почин во всём, до пользы и нужд народных касающемся. В частности, правительство должно иметь возможность «широко воздействовать на народную промышленность, направляя её соответственно общегосударственным потребностям».

Прежде всего, в программе выделялась мысль о необходимости учитывать особые условия и обстоятельства прошлого и будущего развития промышленности России по сравнению со странами Запада: «В западноевропейских государствах обрабатывающая промышленность развивалась медленно и постепенно, рука об руку с развитием техники, параллельно с общими изменениями бытовых и культурных условий жизни, частная предприимчивость должна была напрягаться там лишь для развития шаг за шагом, и рынок с его ценами подчинялся условиям развивающегося производства. Вместе с тем отдельные предприниматели всегда находили помощь и ограждение своих интересов в цеховых учреждениях, корпорациях.

Русская промышленность поставлена в гораздо трудные условия: она в своём развитии должна пропустить несколько исторических ступеней, во многих случаях при самом своем возникновении она должна удовлетворить всем требованиям усовершенствованной техники».

С учётом всего этого делалось заключение: «При необходимости быстрого приспособления обширного, еще недавно патриархального русского народного хозяйства к требованиям современной промышленной и торговой культуры успешное завершение великой задачи постановки отечественного хозяйства на самостоятельный путь может произойти лишь при широком и разностороннем положительном руководстве развитием промышленности и торговли со стороны правительства».

Тогда как в развитых странах правительства могут «действовать общими мероприятиями, имея в виду и промыслы и классы», правительство России должно учитывать интересы отдельных предприятий.

Таким образом, к рубежу ХIХ-ХХ веков экономическая программа Витте приняла вполне определённый и целенаправленный характер: в течение примерно 10 лет догнать в промышленном отношении более развитые страны Европы, занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Ускоренное промышленное развитие обеспечить путём проведения денежной реформы, привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью казённой винной монополии и усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов и поощрения вывоза.

Однако развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком. Основным противоречием развития экономики страны стал разрыв между сельским хозяйством, с его архаичными способами производства, и ростом промышленности, опирающейся на пе­редовую технологию.

Итак, в конце XIX столетия в России сформировалась целостная концепция социально-экономической модернизации, в основу которой легла программа экономических реформ Витте. Фундаментальной идеей данной концепции стала идея национальности. «Как характерное отличие выдвигаемой мной системы, – писал Витте, – я утверждаю национальность. Всё мое знание основывается на природе нации как среднего члена между индивидуумом и человечеством».

Таким образом, Сергей Юльевич выступил сторонником «национальной экономики», которая ставит во главу угла интересы государства, нации. Основу такой независимой экономики, по мнению Витте, должно составлять индустриальное развитие. Развитие промышленности было альфой и омегой взглядов реформатора. Рост промышленности Витте предлагал оформить с помощью протекционизма – системы государственных мероприятий, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции до тех пор, пока она не встанет на ноги и не сможет конкурировать с иностранцами «на равных».

Витте был сторонником решительного государственного вмешательства в народное хозяйство и именно высокую концентрацию власти намерен был использовать в качестве рычага для проведения ускоренной индустриализации. Идеи эти концом позапрошлого века не ограничились и нашли в препарированном виде воплощение в экономической политике советской власти.

Любая сколько-нибудь значительная экономическая концепция традиционно вызывается к жизни определённой исторической ситуацией. Если говорить о России конца XIX века, то перед ней стояла задача ликвидации экономической отсталости в условиях господства на мировом рынке монополий развитых капиталистических стран.

Что же важного изменил в стране Витте?

Во-первых, эти реформы являлись практической реализацией программы общей модернизации России, и в этом смысле нельзя не отметить логической последовательности автора реформ и теоретической их обоснованности.

Во-вторых, рассмотренные реформы носили системный характер, они находились в тесной взаимосвязи и были подчинены главной цели – созданию национальной российской промышленности.

Прежде всего, Витте завершил начатый его предшественниками процесс стабилизации рубля и ввёл в России золотое денежное обращение. В связи с этим был реформирован Государственный банк, ставший центральным эмиссионным учреждением, контролировавший общую денежную массу империи. Введение золотого стандарта обеспечило устойчивое положение рубля и открыло возможности для широкого привлечения в Россию иностранных капиталов в виде как займов, так и инвестиций. Доля иностранных капиталовложений с 35,5% в 1893 году выросла до 39% в 1900-м. Впоследствии иностранные капиталовложения составляли примерно одну треть всех инвестиций. К 1913 году на 14 млрд рублей отечественных капиталовложений приходилось 7,5 млрд иностранных средств.

Одновременно с привлечением иностранных капиталов Витте предпринял меры к накоплению внутренних ресурсов. Этой цели прежде всего служила система налогообложения. В 1898 году был утверждён новый промысловый налог, пополнивший доходы государства за счёт отчислений с промышленных предприятий. Резко возросли косвенные налоги. Одним из самых эффективных средств накопления внутренних ресурсов стала винная монополия, введенная в 1894-м. В целях развития отечественной промышленности Витте придерживался протекционистской системы. Её основы были заложены таможенным тарифом 1891 года.

Витте связывал экономическое развитие России при помощи ино­странных капиталов с активной борьбой за рынки сбыта на восточных окраинах России. Он надеялся, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет высокого уровня развития и сумеет занять на этих рынках прочные позиции. И результаты действительно были впечатляющими: при нём вступили в действие около 40% всех предприятий, действовавших в России к началу XX века. Россия заняла пятое место в мире по объемам промышленного производства.

Проводившееся Витте государственное вмешательство в экономику обычно оправдывалось необходимостью поддержки неокрепшей ещё частной инициативы, однако в действительности далеко выходило за эти пределы и препятствовало естественному развитию капиталистических отношений в стране. Заметим, что Сергей Юльевич так и не провёл реформы общего характера, которые создали бы условия для более свободного развития частной инициативы.

В самом начале XX века экономический курс Витте подвергся тяжелым испытаниям: в 1900-1903 годах разразился мировой экономический кризис, затронувший Россию. Немалую роль в его углублении сыграли чрезмерные централизаторские тенденции экономической политики правительства с упором на создание крупной промышленности, что привело к разбалансированию народного хозяйства, усилению отставания сельского хозяйства и обострению проблемы сбыта промышленной продукции. Все эти факты до сих пор заставляют историков ломать перья, оценивая личность реформатора. Но главное своё реформаторское слово в российской экономике к 1900 году Витте уже сказал.

Витте С. Воспоминания: В 2-х т. , 1923.

Всеподданнейший доклад министра финансов о государственной росписи доходов и расходов на 1894 год. // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1894. № 1.

Ананьич Б. Россия и международный капитал. 1897–1914 гг. Очерки истории финансовых отношений. , 1970.

Владимир Мединский. Любое 22 июня мы должны заканчивать 9 мая. О наступлении на историческом фронте

Иван Зацарин. Как эмигрировать правильно. К 94-летию отъезда Шаляпина

Олег Кропотов. XVII век: предисловие к русской регулярной армии

Иван Зацарин. Государство для катастрофы и государство для Победы. К 102-летию выстрела в Сараево

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. 22 июня. До и после

Андрей Смирнов. Петровские реформы: зачем, для кого и какой ценой

Иван Зацарин. Военный бунт как приговор государству. К 111-летию восстания на «Потёмкине»

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 7: мифы о Первой мировой и Русской Революции

Игорь Угольников. Чтобы дети играли в Чапаева: просто делать хорошее военное кино

Внутренняя политика Н. Бунге

Бунге Н.

Бунге занимал должность министра финансов с 1881 по 1886 года. Он считался сторонником политика протекционизма, направляя деятельность на продвижение отечественной продукции. Было введено увеличение таможенных пошлин, ликвидированы понятие «временнобязанного» крестьянства и выкупные платежи. В 1882 году по предложению Николая Христофоровича создан Крестьянский банк, предоставляющий жителям возможность приобретения новых земель. Также начинается работа по созданию в стране трудового законодательства. В 1884 году запрещен труд малолетних на фабриках, а рабочий день подростков (от 12 до 15 лет) становится 8-ми часовым. Продолжить деятельность по улучшению состояния народа у Н. Х Бунге не удалось, так как подобные нововведения не устраивали правых. В 1886 году он отстранен от должности.

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА МОСКВЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИСТА

Внутренняя политика И. Вышнеградского

Иван Алексеевич занимал должность министра финансов с 1887 по 1892 годы. Несмотря на то, что многие были недовольны ведением дел Н. Бунге, он взялся за продолжение его курса. В 1891 году принят обновленный Таможенный закон, который поднял пошлины для 63% импортируемых товаров, одновременно сократив их только для 2%. Росли косвенные налоги, а именно питейный акциз и гербовый сбор, появился акциз на нефтяную и спичечную продукцию. В период 1891 – 1892 годов начался перевод частных железных дорог государству, что способствовало стабильности финансовой системы.

Вышнеградский ушел в отставку в апреле 1892 года по состоянию здоровья.

Внутренняя политика С. Витте

Сергей Юльевич являлся государственным деятелем и квалифицированным дипломатом. Начатая предшественниками С. Витте на посту министра финансов политика достигла высот в период с 1893 по 1906 года (до 1903 года он являлся председателем комитета министров, а после – председателем Совета министров).

Все реформы С. Витте расцениваются как серьезная попытка модернизации России. Одним из направлений развития протекционизма стало ускоренное продвижение промышленности, усовершенствуются налоговая и аграрная отрасли.

Реформы финансов

В 1983 году представлена подробная программа Министерства финансов, включающая в себя проект реформирования налоговой системы. Проект являлся долгосрочным и предполагал следующие экономические изменения в стране:

  • Установление и жесткая регламентация новой таможенной политики;
  • Установление международных торговых связей на основе выгодных договоров (Германия, Австро-Венгрия, Франция и другие европейские государства);
  • Законодательное закрепление установленных железнодорожных тарифов;
  • Начало создания новой налоговой системы в области предпринимательства и торговли.

В 1893 – 1894 годах запускается процесс внедрения государственной монополии на производство этилового спирта и продажу винно-водочной продукции. Данное нововведение позволило установить дополнительные поступления в бюджет (миллион рублей в день).

В 1895 – 1896 годах принят ряд законов, касающихся введения новых принципов государственных заказов. С этого времени они финансировались на средства из бюджета страны и располагались только на ее территории.

В несколько этапов проводится обновление денежно – финансовой системы:

  • 1894 – 1896 гг. Осуществляется серия конверсионных займов на французской финансовой бирже в Париже, что в короткие сроки стабилизировало курс российской валюты и снизило инфляцию.
  • Введено золотое содержание рубля. С 1897 года кредитные билеты могли быть свободны обменены на слитки золота (империалы) и золотые монеты (полуимпериалы).
  • Государственный банк Российской империи стал монопольным эмитентом в сфере выпуска новых денежных единиц. Ограничение вводилось только на количество выпускаемых купюр – дополнительные билеты, которые не были обеспечены золотом, не должны превышать 300 миллионов рублей.

8 июня 1898 года введен основной и дополнительный промысловый налог, что обеспечило новые поступления в государственный бюджет за счет акцизных сборов со следующих товаров:

  • Водка;
  • Табак;
  • Спички;
  • Керосин;
  • Сахар.

Одним из направлений в политике Сергея Юльевича стало привлечение иностранного капитала в Россию. Так к началу ХХ века поступления от европейских держав составили 2,3 миллиарда рублей.

В процессе внедрения денежной политики С. Витте Россия значительно увеличила свой бюджет, а рубль стал стабильной мировой валютой.

Реформы в сфере железнодорожного хозяйства

В 1889 году издано Временное положение о железнодорожных тарифах, меняющее направления грузопотоков с опорой на отечественного производителя.

К 1902 году, за счет выкупа убыточных железных дорог, 2/3 путей на территории Российской империи находились в собственности государства. Развитию тяжелой промышленности способствовало строительство новых линий: Среднеазиатской, Пермь – Котласской, Вологодско-Архангельской и Транссибирской.

Реформы в области промышленности

Сергей Юльевич считал основой промышленного развития России увеличение числа квалифицированных кадров. К началу ХХ века в стране учреждены 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, 35 училищ торгового мореплавания, а также промышленно-художественные заведения, в том числе Строгановское училище технического рисования.

В 1897 году разработан закон о сокращении рабочего времени на фабриках, введены вознаграждения рабочим, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая в процессе работы. В 1903 году появляется новая должность – фабричный староста, осуществляющий надзор за исполнением законодательства на производстве.

Подготовка реформ

Витте до 1892 года работал на должности министра путей сообщения Российской Империи. Затем он перешел на должность министра финансов. Именно министр финансов на тот момент определял экономическую политику. Витте придерживался идеи комплексных преобразований экономики. Его оппонент Плеве пропагандировал классический путь. Александр III, понимая, что экономике на текущем этапе нужны реальные преобразования, принял сторону Витте, назначив его министром финансов, полностью доверив формирование государственной экономики.

Главная задача реформ конца XIX века была в том, чтобы Россия за 10 лет догнала западные страны и укрепилось на новых рынках Ближнего и Дальнего Востока.

Денежная реформа

Сегодня говорят о феноменальных показателях, достигнутых в результате сталинских пятилеток, однако их суть почти полностью была позаимствована у реформ Витте. Разница состояла в том, что новые предприятия в СССР не переходили в частную собственность. Витте предполагал индустриализацию страны провести за 10 лет. Финансы Империи находились в плачевном состоянии. Главная проблема заключалась в высоком уровне инфляции, порожденном непрерывными войнами и выплатами помещикам.

Чтобы решить эту проблему, в 1897 году С. Витте провел денежную реформу. Краткое содержание этой реформы состоит в том, что российский рубль начал обеспечиваться золотом, или иначе говоря – был введен золотой стандарт. В результате доверие возможных инвесторов к рублю увеличилось. Государство теперь выпускало такое количество денег, которое реально обеспечивалось золотом. В любой момент можно было произвести обмен банкнот на золото.

Результаты денежной реформы проявились очень быстро. В 1898 году в экономику России начали вкладывать значительный капитал, который в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капиталу стало возможно осуществление строительства железных дорог по стране. Китайско-восточная железная дорога и транссибирская магистраль были построены на иностранный капитал именно благодаря реформе Витте.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов экономической политики Витте стал приток в Россию иностранного капитала. Общая сумма инвестиций составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, инвестировавшие в российскую экономику в конце XIX-начале XX веков:

  • Бельгия – 382 млн;
  • Великобритания – 507 млн;
  • Германия – 442 млн;
  • США – 178 млн;
  • Франция – 732 млн.

Большое количество иностранного капитала имело как положительное, так и отрицательное значение. Построенная на западные деньги промышленность управлялась иностранными владельцами, которых интересовала только прибыль, но не развитие России. Конечно, государство контролировало эти предприятия, однако все решения принимались непосредственно на местах. Примером того, к чему это могло привести является Ленский расстрел.

Ленский расстрел (4 апреля 1912 года) — это события на приисках Ленского золотопромышленного товарищества. В результате забастовки и расстрела рабочих правительственными войсками пострадало от 250 до 500 человек.

Сегодня эта тема поднимается, чтобы обвинить Николая II в тяжелых условиях труда, но предприятие на самом деле контролировалось английскими промышленниками, действия которых привели к расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В обществе реформы воспринимались негативно. Главным критиком экономической политики был император Николай II, называвший министра финансов «республиканцем». Результатом стала парадоксальная ситуация. Сторонники самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем, а революционеры не любили за поддержку самодержавия. Однако именно реформы С. Витте укрепили позиции промышленников и капиталистов России.

Благодаря проведенным мероприятиям Россия вышла на 5 место в мире по общему объему промышленного производства.

Промышленный подъем в России и деятельность С. Витте

Промышленный подъем в России в конце 19 века обеспечил высокий темп развития тяжелой промышленности, дающей почти половину всех промышленных товаров. Бурное развитие происходило в железнодорожном строительстве, которое стимулировалось огромными вложениями со стороны государства. С 1890 по 1900 годы протяженность железных дорог в России возросла вдвое.

Итогами промышленного подъема в последнем десятилетии 19-го века являлись:

  • Общее увеличение выпуска промышленной продукции;
  • Существенная концентрация производства;
  • Техническое перевооружение производств;
  • Повышение производительности.

Промышленный подъем тесно связан с проведением экономической политики правительством и его главой С. Витте. Он, находясь последовательно на постах главы железнодорожного ведомства, министра финансов и премьер-министра, оказывал содействие индустриальному развитию государства, но при этом рассматривал данный фактор не как технический, а как процесс буржуазного прогресса, важный преобразующий фактор экономики, социальный инструмент, позволяющий стабилизировать политическую обстановку в стране.

По инициативе Витте была установлена винная монополия, что давало государству исключительное право на продажу алкоголя. Таким образом, увеличились поступления в государственный бюджет.

При этом экономическая политика все также оставалась противоречивой. Программа Витте и курс правительства не имели сбалансированности в потребностях сельского хозяйства и промышленности. Данная несбалансированность привела к экономическому кризису 1900-1903 годов, который стал завершением промышленного подъема. Однако, кризис повлиял только лишь на снижение темпов прироста промышленности в России, а ее поступательное развитие не остановилось.

В 1909-1913 годах в России произошел второй подъем промышленности в рамках которого тяжелая промышленность достигла 40% в общем объеме. Государство стало удовлетворять свои потребности в оборудовании и станках при помощи собственного производства. Но успешно конкурировать с западной промышленностью российская не могла, определенная доля успеха принадлежала регулирующей функции государства. Чтобы обеспечить повышенную доходность, правительство использовало эффективные и выгодные заказы, высокую эксплуатацию, монополизацию промышленности, колониальную политику.

Характеристика реформ Витте

Реформы Витте, проводимые в 1892-1903 годах, были нацелены на ликвидацию отставания промышленности России от стран Запада. Эти реформы часто называют индустриализацией. Их особенностью являлось то, что они охватывали все важнейшие области жизнедеятельности государства, тем самым позволяя экономике совершить колоссальный скачок в развитии.

Во время реформ Витте проводились следующие мероприятия:

  • Увеличивались налоговые поступления, в основном за счет косвенных налогов;
  • Вводилась винная монополия. После объявления продажи спиртных напитков монополией государства, эта статья доходов составила около 28% от всего госбюджета.
  • Подкрепление российского рубля золотом. В 1897 году в результате проведения денежной реформы Витте, рубль был обеспечен золотом. Банкноты можно было свободно обменять на золотые слитки, что сделало экономику России и ее валюту привлекательной для инвестирования.
  • Ускорение строительства железных дорог, что являлось важным аспектом реформ государства;
  • Снятие с 1899 года ограничений на вывоз капитала из страны и ввоз иностранного капитала;
  • Увеличение в 1891 году таможенных тарифов на ввоз товаров, что являлось вынужденным шагом, способствующим поддержке местного производителя. Это позволило создать внутренний потенциал страны.
Читать также:  В подсистему финансы хозяйствующих субъектов входят выберите один ответ

Таким образом, реформы Витте позволили:

  • Увеличить поступления в государственный бюджет за счет «винной» реформы;
  • Снизить инфляцию в стране;
  • Восстановить международное доверие в отечественной валюте;
  • Стабилизировать цены;
  • Создать условия для зарубежных инвестиций;
  • Ускорить темпы развития промышленности;
  • Увеличить поступления от налогов;
  • Обеспечить подъем экономики.

Денежная реформа и оценка деятельности Витте обществом

Говоря о денежной реформе Витте, стоит отметить, что сталинские пятилетки, позволившие достигнуть феноменальных экономических показателей, опирались именно на реформы Витте. Их отличие состояло лишь в том, что в СССР предприятия не переходили в руки частных лиц. Витте предполагал за 10 лет или же за пятилетку провести индустриализацию государства. На тот момент финансы страны находились в бедственном положении. Основной проблемой была высокая инфляция, порождаемая выплатами помещикам и непрерывными войнами.

Чтобы решить данную проблему, в 1897 году проводилась денежная реформа, инициированная Витте. Ее суть состояла в том, что российский рубль обеспечивался золотом, т. вводился золотой стандарт. Это позволило повысить уровень доверия инвесторов к российской валюте.

Вскоре проявились и результаты денежной реформы: с 1898 года в Россию начали вкладываться существенные суммы капитала, основная часть которого была иностранной. Данный капитал позволил осуществить масштабное строительство железных дорог по стране. Именно благодаря денежной реформе Витте была построена Транссибирская магистраль. На рисунке 1 представлены основные страны, которые вкладывали средства в российскую экономику.

Автор экономических реформ Витте и Xix начхв был министром финансов Российской империи. По мере форсирования модернизации росла социальная напряженность

Рисунок 1. Объемы инвестирования в экономику России в 1900-1917 годах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Российское общество негативно воспринимало реформы Витте, однако его действия позволили укрепить позиции капиталистов и промышленников в России. А это стало одной из причин краха Российской империи.

Проведенные мероприятия вывели Россию на 5 место в мире по общему объему промышленного производства.

Финансовый капитал

Одним из направлений успешного развития банков было их активное вмешательство в деятельность предприятий самых различных отраслей.

В результате путем объединения промышленного и банковского капиталов создавалась система финансового капитала.

В стране стали возникать объединенные промышленно­банковские монополии. Так, Русско-Азиатский банк контролировал деятельность ряда военных предприятий и многих железных дорог, Петербургский международный банк – деятельность судостроительных заводов, а также предприятий металлургической, горной, текстильной, стекольной и других отраслей промышленности. Азово-Донской коммерческий банк оказывал влияние на «Продамет» и «Продуголь», финансировал многие уральские металлургические заводы. Международный банк был тесно связан с трестом братьев Нобель и Англо-Голландским нефтяным трестом.

Крупнейшими отечественными банкирами в этот период были Вышнеградский и Путилов, фабрикантами – Нобель (нефтяная промышленность), Кнопп и Рябушинский (текстильная), Бродский (сахарная), Стахеев (хлебная торговля). Из числа помещиков выдвинулись крупные сахарозаводчики-Бобринский, Терещенко, Ярошинский.

Государственный бюджет и налоги

Состояние российских финансов было очень тяжелым.

Дефицит бюджета покрывался в основном иностранными и внутренними займами, а также выпуском бумажных денег. С конца 1880-х гг. бюджет стал сводиться без дефицита. В начале $XX$ в. в связи с русско-японской войной бюджет вновь оказался в тяжелом положении, только начиная с 1909 г. он вновь стал бездефицитным. Государственный бюджет Российской империи состоял из двух разделов: обыкновенного и чрезвычайного.

Каждый из них включал определенные статьи доходов и расходов, после чего они сводились по общему суммарному бюджету. Большие доходы обыкновенного бюджета обеспечивались через прямые и косвенные налоги. Налоги платили различные социальные слои населения, однако тяжесть налогового бремени была неодинаковой.

Значительную долю по прямым налогам платило крестьянство. Крестьяне платили государственный поземельный налог и выкупные платежи, которые поступали в доход госбюджета. В местный бюджет шли земские налоги. Размеры производимых выплат зависели от доходности земли. Важным источником пополнения бюджета были выкупные платежи, однако вследствие постоянного недобора в 1882 г. они были снижены, а после 1906 г. отменены.

Отмена выкупных платежей лишила казну ежегодных поступлений в размере более 90 млн. рублей. Они были компенсированы повышением ставок многих налогов, в том числе поземельного и промыслового.

Помещики платили государственный поземельный и земские налоги, ставка их была такая же, как и на крестьянские земли. Промышленники и торговцы платили в госбюджет промысловый налог (промналог). Он был установлен в 1898 г. и состоял из двух частей: основного (патентного) и дополнительного. При определении величины основного налога учитывались многие факторы, но основными были размеры полученной прибыли и величина основного капитала. Размер налога колебался от 500 до 1500 руб. для промышленных предприятий и от 12 до 500 руб. – для торговцев.

До 1906 г. в среднем промналог составлял 22,2% полученной в промышленности прибыли, затем его ставка была повышена в среднем до 30%. В начале $XX$ в. политика правительства была направлена на усиление роли косвенного налогообложения. Косвенные налоги выступали прежде всего в виде акцизов. Их доля в доходах бюджета 1913 г. составляла 47%, в то время как прямые налоги занимали 8%. Акцизы были установлены на такие виды товаров, как бумага, вино, водка, керосин, сахар, спички, табак и др. Поскольку они являлись товарами первой необходимости, то рост цен отражался прежде всего на малообеспеченных слоях населения. Первым по величине налогом в системе акцизного обложения был «питейный» налог, установленный на винно-водочную продукцию и дававший более 25% доходов бюджета 1913 г.

За ним следовал другой косвенный налог – таможенные пошлины. Большие доходы казна получала от экспорта продукции, прежде всего зерновых, а также от деятельности государственного сектора, доходы которого имели устойчивую тенденцию роста. В 1900 г. валовой доход государственного хозяйства к общей сумме государственных доходов составлял 31%, в 1913 г. – 34%.

Государственные расходы

Государственные расходы обыкновенного бюджета группировались по министерствам и главным управлениям. В самостоятельные статьи расходов были внесены платежи по государственным долгам, затраты на содержание императорского дома и высших государственных учреждений. Особенностью российского бюджета был постоянный рост непроизводительных расходов, в 1913 г. они составили 59% всей расходной части бюджета. К производительным расходам относились казенные затраты, направленные на развитие государственного и частного секторов экономики, социальной сферы (культура, медицина, образование и т

Самой крупной статьей расходов на развитие социальной сферы были расходы на просвещение, они составляли 4,3% расходов государственного бюджета. Россия имела большой государственный долг, который в начале $XX$ в. значительно вырос:

  • за период с 1881 по 1900 гг. государственный долг Российской империи вырос с 4,9 до 7,9 млрд. руб.,
  • в период с 1900 по 1914 гг. – с 7,9 до 12,7 млрд. руб.

Соответственно, увеличивались и статьи бюджета по обслуживанию этого долга.

Стабилизация финансовой системы. Витте

В августе 1892 года эстафету министра финансов принял С. Витте, которому предстояло пройти самый ответственный этап напряженного финансового марафона, начатого более десятилетия назад Николаем Бунге. Бывшие министры, и Н. Бунге, и А. Вышнеградский были не только незаурядными министрами, но и творческими учеными, умевшими подходить к практике со стратегических позиций. Благодаря этому они смогли в трудных условиях заметно укрепить государственные финансы и создать солидный золотой запас для будущих реформ. Однако, при всем уважении к ним, нельзя не признать, что С. Витте был на порядок выше и как стратег, и как организатор.

Автор экономических реформ Витте и Xix начхв был министром финансов Российской империи. По мере форсирования модернизации росла социальная напряженность

Николай II в январе 1897 г. на совещании финансового комитета, состоявший в основном из сторонников С. Витте, издал указ «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Действовавший до этого временный курс обмена кредитных денег (1:1. 5) был закреплен бессрочно. На его основе началась чеканка новых золотых монет достоинством 5, 7. 5 (пол-империала), 10 (червонец, основная монета), 15 (империал) рублей.

Спустя восемь месяцев вышел указ об основах производства и обращения серебренных монет: рубль, полтинник и 25 копеек чеканились из высокопробного серебра. Но сделки, оплачиваемые такой монетой, не должны были превышать 25 рублей, что подчеркивало ее вспомогательный характер. Разменной монетой служили мелкие деньги из низкопробного серебра и меди.

Большая заслуга С. Витте состояла также в эффективном изменении структуры доходной части государственного бюджета. Так, в 1903 году косвенные налоги, среди которых преобладали поступления от винной монополии, таможенные пошлины и государственные регалии составили 1154,4 млн. рублей или 57 % всех доходов. Казенный сектор, в основном государственные железные дороги, перечислил в бюджет 570. 7 млн. рублей. На его долю приходилось 28 % его доходной части.

Таким образом, денежная система находилась в хорошем состоянии. На 1 января 1914 г. сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, достигла 1665 млн. рублей, которые прочно опирались на 1695 миллионный запас золота.

Таким образом, обновленные деньги и финансы России в начале $XX$ века обладали достаточно солидным запасом прочности.

Итоги внутренней политики С. Витте

Реформы С. Витте внесли изменения в экономическую обстановку, сложившуюся в Российском государстве к концу XIX века. Страна вступила на стадию монополистического капитализма, продвинувшись на мировой арене. Естественное отставание в сравнении с другими европейскими державами в производственных темпах и объемах уже не считалось критическим. Оформляются первые нефтяные тресты и синдикаты («Продамет» в металлургической промышленности и «Продуголь» — в угольной).

Основа кредитной системы возлагается на Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки. Это способствует увеличению и сохранению капитала в российском бюджете, а также усиливает контроль в денежной политике.

С началом ХХ века Россия набирает обороты в развитии. Увеличивается численность жителей страны, выделяются промышленные пролетариат и буржуазия, делается акцент на отечественного производителя. Эти изменения позволили повысить авторитет государства, однако становится очевидным противоречие между феодализмом и капитализмом. Возникает необходимость поиска решения по ведению дальнейшей внутренней политики.

  • Политика контрреформ
  • Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
  • Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
  • Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов

Результаты экономической политики С. Витте

Значительно увеличилось количество предприятий промышленности. Также возросло производство:

  • чугуна в 3,7 раза;
  • паровозов в 10 раз;
  • нефти в 2,9 раза;
  • стали в 7,2 раза.

Россия по темпам роста промышленности занимала первое место в мире.

Основной акцент был сделан на развитие тяжелой промышленности, что осуществлялось за счет снижения доли лёгкой промышленности. Основные предприятия строились в черте города. В этих условиях пролетариат стал оседать в городских промышленных центрах. Началось переселение людей в город, что в дальнейшем сыграло ключевую роль в революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *