БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

Основные характеристики бюджета на 2023 год определены исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента. Бюджет сформирован с дефицитом в сумме 2 925,3 млрд рублей.

Основным источником покрытия дефицита станут внутренние госзаимствования.

Среди основных приоритетов бюджета, в частности, безусловное выполнение всех социальных обязательств.

В части социального обеспечения населения законом предусматривается следующее:

в 2023 году величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения установлена в размере 14 375 рублей, для трудоспособного населения — 15 669 рублей, пенсионеров — 12 363 рубля, детей — 13 944 рубля;

размер индексации сумм, выплачиваемых на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, составит 1,055;

размер индексации пособий, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими пособия детям военнослужащих и лиц, проходящих службу в некоторых правоохранительных органах, — 1,055;

размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих установлен в сумме 349 614,0 рубля.

Дата публикации на сайте: 05.12.2022

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дефицит снижается третий месяц подряд на фоне роста доходов. В октябре они стали максимальными в этом году. Почти половину всех поступлений обеспечили предприятия нефтегазового сектора. Они заплатили вдвое больше, чем месяцем ранее. Но дело не в росте результатов компаний: главную роль сыграли разовые факторы, которые в этом году больше работать не будут.

Разберемся, чем вызван октябрьский бум доходов, почему его повторения ждать не приходится и как рост бюджетных доходов влияет на курс рубля.

Почему выросли нефтегазовые доходы

В октябре 2023 бюджет пополнился за счет производителей нефти и газа на 1,64 трлн рублей, тогда как в сентябре сумма была в 2,2 раза меньше — 0,74 трлн, а в целом за год выше 0,81 трлн она не поднималась ни разу.

Такой резкий рост доходов стал возможен по совокупности причин, которые в октябре сложились воедино — максимально удачно для российского бюджета.

Дорогая нефть и дешевый рубль. В сентябре, по которому считаются октябрьские нефтегазовые налоги, российская нефть марки Urals достигла пиковой для этого года цены, преодолев отметку в 83 $ за баррель. Одновременно с этим среднемесячный курс доллара вырос до 97 ₽. И то и другое намного выше значений предыдущих периодов, что привело к значительному росту рублевых доходов экспортеров сырья и их отчислений в бюджет.

Уже само по себе ослабление курса на 1 ₽ дает российскому бюджету порядка 150 млрд рублей дополнительных доходов в течение года, подсчитал аналитик Bloomberg Economics Александр Исаков. А рост стоимости нефти на 1 $ приносит более 2 млрд долларов поступлений сверху. С января, когда конъюнктура рынка была наихудшей для бюджета в этом году, курс доллара вырос на 27 ₽, а цена на нефть — на 34 $.

В итоге поступления по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в октябре 2023 года выросли в два раза по сравнению с показателями первых месяцев года. Причем львиную долю этих доходов дали нефтяные компании, а газовая отрасль в этом году сильно просела на фоне снижения мировых цен и сокращения экспорта. Так, по данным Европейской сети операторов газотранспортных систем, экспорт «Газпрома» в Евросоюз по итогам января — сентября 2023 года сократился втрое в сравнении с аналогичным отрезком 2022.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Уплата квартального НДД. Налог на дополнительный доход (НДД) сырьевые компании платят при добыче углеводородов на определенных месторождениях. В отличие от НДПИ, который рассчитывается по объемам добычи, НДД напрямую зависит от выручки, а потому сильнее привязан к ценам на нефть.

Только этот налог принес в октябре 593 млрд рублей, то есть всех нефтегазовых доходов бюджета. Но больше рассчитывать на него в этом году не приходится: следующие выплаты НДД поступят теперь уже в 2024 году. Так что в ноябре сокращение доходов неизбежно.

Неработающий демпфер. В сентябре бюджет недосчитался порядка 300 млрд рублей, которые перечислили нефтеперерабатывающим компаниям в качестве компенсации за недополученную прибыль по топливному демпферу

. В октябре таких выплат не было совсем, потому что месяцем ранее биржевые цены на нефтепродукты вышли за допустимые этим механизмом пределы. Удорожание оказалось настолько сильным, что власти пошли на ограничение экспорта топлива.

Но это тоже разовый фактор — уже в ноябре выплаты по демпферу возобновятся и будут сокращать нефтегазовые доходы российского бюджета.

Как сокращается дефицит

Общие доходы российского бюджета в октябре стали максимальными с начала 2023 года и составили 3,37 трлн рублей. Это больше, чем за январь и февраль, вместе взятые, и почти на четверть больше показателя сентября.

Такой существенный рост поступлений закономерно привел к сокращению накопленного с начала года дефицита. По итогам октября он уменьшился до 1,2 трлн рублей — после 1,7 трлн месяцем ранее.

Дефицита не стать вовсе, вместе с ростом доходов сократились расходы. Но правительство, напротив, значительно нарастило траты — по отношению к сентябрю. Расходы госказны превысили 2,9 трлн рублей — это максимум с апреля этого года. С мая по сентябрь траты были гораздо более умеренными — в среднем по 2,1 трлн в месяц.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

С чем связан октябрьский рост расходов, Минфин не раскрывает. Но в целом такая динамика характерна для последнего квартала: на конец года обычно приходится максимальный объем трат. Так, в ноябре и декабре 2022 года государство израсходовало больше 9,3 трлн рублей, или от годового объема.

Под конец этого года траты ожидаются более умеренными, но тоже будут крупнее, чем в предыдущие месяцы. Если исходить из годового плана Минфина по расходам, в ноябре и декабре 2023 года государство намерено тратить в среднем по 4 трлн рублей в месяц. Это на треть больше максимальных трат в предыдущие месяцы.

Общий объем расходов по итогам года превысит 32,5 трлн рублей. Это ощутимо больше утвержденных в законе о бюджете 29,1 трлн. Дополнительные траты правительство может позволить себе благодаря значительному росту доходов, не связанных с добычей углеводородов. По НДС, налогу на прибыль и прочим поступлениям рост по итогам 10 месяцев составил по сравнению с результатами прошлого года, в то время как нефтегазовые доходы сократились почти на четверть.

Как ситуация с бюджетом влияет на курс рубля

В российской бюджетной системе есть правило, которое должно сглаживать колебания курса национальной валюты при росте и падении доходов. Когда поступления от сырьевого экспорта превышают определенную величину, Минфин должен покупать валюту на сумму превышения и пополнять за счет нее Фонд национального благосостояния.

То есть чем выше доходы, тем больше интервенции, которые при прочих равных должны ослаблять рубль. По логике бюджетного правила это должно сдерживать его от излишнего укрепления на фоне роста продаж валюты со стороны экспортеров, которые, собственно, и обеспечивают эти сверхдоходы. Так на валютном рынке должны сосуществовать две нейтрализующие друг друга силы.

Но в этом году бюджетное правило сломалось: летом рубль ослаб настолько, что ЦБ отказался от биржевых покупок в пользу Минфина. не это решение, то с октября по декабрь власти китайских юаней на триллион рублей. Это большой дополнительный спрос, точно повлиял на курс, и  наверняка не увидели того укрепления рубля, которое происходит с середины октября.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Интересно, что валюту в ФНБ все равно продолжают зачислять. Ц Б просто переписывает деньги внутри своего баланса — с рублевых счетов на валютные. Получается эмиссия наоборот: рубли из экономики абсорбируются в резервы, а наружу ничего при этом взамен не выводится.

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РФ И СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ЭТО

Важно помнить, что решение регулятора об отмене покупок валюты временное и действует до конца 2023 года. То есть уже с января он может вернуться на рынок. Но с другой стороны, ничего не мешает продлить заморозку, если того будет требовать ситуация. Курс рубля хоть и формально считается в России плавающим, но власти не отказывают себе в праве вмешиваться в его динамику, постоянно корректируя порядки.

В следующем году власти запланировали резкое увеличение доходов и расходов. В казну должно поступить 35,1 трлн рублей, а потратят при этом 36,7 трлн. К уровню 2023 года расходы увеличиваются на 16%, а доходы — на 22%. Такой динамики в новейшей истории России еще не было. По сравнению с бюджетом пятилетней давности расходы вырастут вдвое.

Рост бюджета обусловлен беспрецедентным наращиванием оборонных расходов. Вместе с затратами на силовиков они превысят 14,5 трлн рублей и составят почти всех бюджетных трат. Больше эта доля была только в советские времена.

При этом власти обещают выполнить все обязательства перед россиянами и закладывают увеличение социальных выплат.

Разбираемся, каким получился бюджет и откуда страна возьмет деньги, чтобы покрыть свои огромные расходы.

На что потратят госбюджет в 2024 году

По сравнению с предыдущими годами структура расходов госказны сильно изменилась.

Национальная оборона впервые станет самой большой статьей бюджета. В планах правительства потратить на нее 10,8 трлн рублей. Это всех расходов. Большая часть из них засекречена — в публичном доступе расписано только 2,2 трлн рублей.

К уровню 2023 года оборонные расходы увеличатся почти на 70%, а в сравнении с доконфликтным 2021 годом рост будет трехкратным. Примечательно, что еще год назад при проектировании трехлетнего бюджета предполагалось в 2024 году выделить на оборону вдвое меньше — около 5 трлн рублей.

И хоть мы не знаем, на что потратят львиную долю оборонного бюджета, есть мнение, что далеко не весь он связан с закупкой вооружений и техники. В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН допустили, что значительная часть увеличения расходов ориентирована на инвестиции в расширение мощностей оборонно-промышленного комплекса: производство станков, оборудования, строительные работы.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Социальная политика. Новый бюджет примечателен тем, что впервые в современной России военные расходы превысят затраты на социальную политику, которая исторически была крупнейшей статьей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты, детские пособия и прочие обязательства государства перед россиянами.

В 2024 году на эти цели израсходуют чуть меньше 8 трлн рублей — после 6,5 трлн в 2023. И хоть в денежном выражении траты растут, их доля в общем бюджете сильно падает: в 2021 году в 2024.

Номинальный рост связан в основном с индексацией пособий и пенсий. Так, страховые пенсии неработающим пенсионерам с 1 января вырастут на 7,5%. На это в бюджете предусмотрены дополнительные 234 млрд рублей. Средняя пенсия по стране составит 23 244 ₽. Также с 1 января увеличивается МРОТ — на 18,5%. Это повлияет на зарплаты бюджетников, затраты на которые тоже учтены в законе.

Здравоохранение и образование. Доля расходов на образование и здравоохранение в бюджете в последние три года тоже сокращается, хоть и не так ощутимо, — с 11 до 8,5%. При этом номинально в новом бюджете эти затраты почти не изменятся в сравнении с 2023 годом и в сумме составят 3,1 трлн рублей. Но в реальном выражении с учетом инфляции тратить на школы и больницы государство будет меньше. Особенно падение финансирования заметно на трехлетнем отрезке. Так, с 2021 года расходы на здравоохранение в стране вырастут только на 10% — это почти втрое ниже накопленной инфляции с учетом прогноза.

В Минфине заявили, что социальные расходы в 2024 году превосходят военные и в общей сложности составят 11,7 трлн рублей. Правда, для такой калькуляции пришлось не только сложить деньги, выделяемые на соцполитику, образование и здравоохранение, но и причислить в  группу инфраструктурные затраты на ЖКХ, которые составят почти триллион рублей.

Экономика — это самый пострадавший раздел бюджета. На нее потратят около 4 трлн рублей. Это меньше, чем в 2023 году, даже в номинальном выражении, а с учетом инфляции падение может составить до 10%. Доля экономических статей в бюджете опустилась ниже 11%, тогда как 3 года назад была около 18%.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Больше всего денег выделят на гражданскую промышленность, в том числе авиастроение и автопром. В приоритете также создание собственной отрасли микроэлектроники, развитие беспилотных технологий и искусственного интеллекта.

Обслуживание госдолга будет обходиться России все дороже. Через три года эти затраты превысят расходы на здравоохранение и образование.

В 2024 году на обслуживание госдолга из федерального бюджета выделят 2,3 трлн рублей — после 1,5 трлн в 2023. А к 2026 году сумма вырастет до 3,3 трлн и составит почти всех расходов. Это все еще сильно меньше, чем в дефолтном 1998 году, когда страна отдавала кредиторам почти своего бюджета, но уже вдвое больше, чем в 2022, когда эта доля составляла лишь 5%.

И дело не только в том, что правительству придется много занимать для покрытия растущих расходов. Затраты растут на фоне роста ключевой ставки. Дело в том, что почти внутреннего госдолга — это облигации ОФЗ с переменным купонным доходом. Выплаты по ним привязаны к ставке ЦБ, и теперь на них будет уходить гораздо больше денег, чем раньше. Сам объем госдолга в ближайшие три года должен вырасти на 37%.

Вырастут и другие расходы государства, которые зависят от уровня кредитных ставок, например отчисления банкам по льготным ипотечным программам: чем выше разница между льготной и рыночной ставкой, тем больше субсидии из бюджета.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

За счет чего вырастут доходы

Рост доходов за год должен составить почти 6,5 трлн рублей. Для российского бюджета это невиданные ранее темпы.

Еще год назад ничего подобного власти не планировали: в предыдущем трехлетнем бюджете ожидалось, что поступления в казну в 2024 году составят чуть больше 27 трлн рублей. Минфин замахнулся на 35 трлн, что с учетом неопределенности в российской экономике выглядит весьма оптимистично.

Чтобы этот план реализовался, необходимо максимально благоприятное стечение обстоятельств. Именно они заложены в прогнозы Минэкономразвития, на которые опирается бюджет. Там предусмотрен рост ВВП в 2024 году на 2,3%, средний курс доллара в районе 90 ₽ и цена нефти Urals 71 $ за баррель.

Эти прогнозы удивили не только независимых экономистов, которые назвали такой порядок чисел «художественным рисованием под стратегические задачи», но даже российскую Счетную палату. В своем заключении на проект бюджета она указала на «риски недостижения» даже 60 $ за баррель. Аудиторы припомнили, как цены опускались ниже этой величины в предыдущие кризисы.

Вот как Минфин планирует наращивать поступления в бюджет.

Нефтегазовые доходы вырастут на 2,6 трлн рублей — с 8,9 в 2023 году до 11,5 трлн в 2024. Как сказано выше, прогноз основан в первую очередь на ожиданиях высоких цен на нефть и благоприятного курса. Дешевый рубль дает бюджету дополнительные доходы за счет того, что экспортеры платят больше налогов роста своей валютной выручки, выраженной в рублях.

Также Минфин инициирует «донастройку законодательства» в нефтегазовой сфере. Предполагается «изменение порядка определения котировок российской нефти и других параметров налогообложения отрасли». Проще говоря, налоговая нагрузка на нефтяников и газовиков возрастет.

В частности, в 2024 году снизят с 20 до 15 $ за баррель дисконт цены на российскую нефть к эталонной марке Brent для расчета налогов. Еще один маневр предполагает повышение НДПИ

на газовый конденсат «Газпрома» и сокращение выплат по акцизу для нефтеперерабатывающих заводов, которые не выполняют обязательства по поставкам на внутренний рынок.

За счет увеличения отчислений предприятий отрасли правительство намерено не только финансировать возросшие расходы, но еще и пополнять резервы. В 2024 году в фонд национального благосостояния будут направлять доходы при цене нефти свыше 60 $. Дальше эту планку будут ежегодно поднимать. Если бюджетное правило будет работать штатно, то к концу 2026 года объем ФНБ составит 15 трлн рублей — против нынешних 13,5 трлн.

Прочие налоги и сборы. Рост доходов, не связанных с добычей углеводородов, ожидается еще более значительным — на 3,75 трлн рублей к показателям 2023 года.

Глава Минфина Антон Силуанов связывает эти ожидания с ростом поступлений от налога на прибыль, НДС и НДФЛ. По его словам, федеральной налоговой и таможенной службам «дали дополнительное задание по мобилизации налогов».

Помогут и введенные в октябре налоговые пошлины, привязанные к курсу рубля, которые работают по прогрессивной шкале: чем дешевле рубль, тем выше пошлина. Также рост поступлений обеспечит разовый налог на сверхдоходы крупных компаний — windfall tax, который они начали платить уже в этом году.

Читать также:  Финансы в правовом аспекте это

Увеличение поступлений в 2024 году обеспечит и растущая инфляция. Чем выше отпускные цены и прибыль предприятий, тем больше налоги.

Доходы федерального бюджета по видам поступлений, в трлн рублей

В целом рост поступлений увязывается с ожиданиями роста экономики, которую будут стимулировать, кроме прочего, бюджетными тратами, — в первую очередь речь о гособоронзаказе. Влияние таких расходов на экономику хоть и опосредованное, но тоже есть: они будут способствовать росту инвестиций и внутреннего спроса, в том числе через рост занятых в оборонном комплексе и увеличение их зарплат.

Обратная сторона этой медали — высокие ставки. Чем сильнее государство будет накачивать экономику деньгами из бюджета, тем жестче должна быть монетарная политика ЦБ, от которого потребуется подавлять кредитование в экономике в сопоставимом объеме, чтобы не допустить разгона инфляции.

Что в итоге

Бюджет 2024 года не похож на все предыдущие не только сверхвысокой динамикой доходов и расходов, но также и тем, что ему на смену придут гораздо более скромные бюджеты. Так, в 2025 году ожидается падение доходов на 1,5 трлн рублей и расходов на 2,3 трлн.

Такая отрицательная динамика для нашей страны тоже беспрецедентна. Она говорит о том, что авторы закона не видят необходимости сохранения столь высоких трат в будущем. Возможно, это связано с их ожиданиями нормализации внешнеполитической ситуации, а может быть, в правительстве просто не верят, что в стране найдутся ресурсы для второго рывка.

В любом случае бюджет 2024 года на фоне остальных выглядит как разовая акция с негарантированным исходом. Кроме сложностей с наполняемостью казны, на которой могут сказаться, кроме прочего, новые санкции, есть и риски не вписаться в установленные рамки по расходам. Так случилось в этом году: вместо утвержденных законом о бюджете 29,1 трлн рублей правительство, как ожидается, потратит почти 32. А в 2022 году расходы превысили план более чем на 7 трлн рублей.

Если реализуется один из этих рисков, то запланированный на 2024 год дефицит в размере 1,6 трлн рублей окажется выше. он выглядит совсем некритичным, особенно на фоне 3 трлн, которые ожидаются в этом году.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на  больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в , в  рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в  и 29,2 трлн — в 2025 году.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в , а в  Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Что будет с экономикой

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от  до 72,2 ₽. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на  в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Как будет расходоваться федеральный бюджет

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Читать также:  Kudryashov_Aleksei про Clover Health Investments, Corp., ContextLogic, Freedom Holding Corp

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно , сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.


БЮДЖЕТ НА ТЕКУЩИЙ ГОД МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили расходов.

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. , ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А , позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета в 2023 году, трлн рублей

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до  в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 ₽ за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *