БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Бюджетная политика как фактор развития – это совокупность мер бюджетного регулирования, направленных на обеспечение достаточности средств бюджетной системы для финансирования общества и государства и обеспечения полноценного развития государства в социально-экономическом плане.

Понятие и сущность бюджетной политики

Бюджетная политика представляет собой одно из направлений общеэкономической политики, реализуемой государством и подразумевающей разработку и использование государственного бюджета, а также бюджетов единиц территориально-административного характера, составляющих это государство.

В качестве основного инструмента формирования бюджета любого уровня выступают налоговые доходы, в связи с чем к бюджетной политики часто применяется термин «фискальная политика». Однако между этими терминами существует различие.

Бюджетная политика направлена на решение следующей основные задачи: осуществление выбора основных параметров или особенности бюджета. К числу таких параметров можно отнести следующие:

  • во-первых, показатель бюджетного дефицита или его отсутствие (в исключительных случаях показатель бюджетного профицита);
  • во-вторых, отсутствие или величина государственного и муниципального долга, сроки его погашения;
  • в-третьих, определение доли участия федерального центра, регионов, муниципальных образований в формировании доходной и расходной части бюджетов различного уровня, соотношение бюджетных разделов и прочее.

Бюджетная политика государства может различаться по степени своей жесткости.

Под бюджетной политикой понимается совокупность решений, принимаемых и реализуемых ответственными органами государственного и муниципального управления представительного и исполнительного характера и нацеленных на определение направлений развития бюджетных отношений и выработку конкретных способов использования этих отношений в интересах населения и государства.

«Бюджетная политика и ее значение в развитии РФ» 👇

Разработке бюджетной политике государства предшествует определение концептуальных основ развития бюджетной системы, оценка его значения в организации общественного воспроизводства в определенный период времени.

В последующем происходит определение целей и задач осуществления бюджетной политики, формируемых в соответствии с направлениями использования бюджетных отношений в интересах населения и государства. Затем в рамках реализации бюджетной политики вырабатываются меры, применяемые для достижения поставленных целей и задач бюджетного регулирования.

В функциональном смысле бюджетная политика включает в свой состав следующие элементы:

  • во-первых, фискальную политику, направленную на формирование доходной части бюджета;
  • во-вторых, политику расходной части бюджета;
  • в-третьих, политику обеспечения сбалансированности бюджетных доходов и расходов;
  • в-четвертых, политику управления муниципальным и государственным долгом;
  • в-пятых, политику межбюджетных отношений.

Роль бюджетной политики в развитии Российской Федерации

Основное назначение бюджетной политики в развитии Российской Федерации состоит в оказании содействия эффективному и устойчивому экономическому развитию государства за счет оптимизации налоговых и иных доходов и рационального подхода к осуществлению государственных и муниципальных расходов. Достижение этой цели обеспечивается такими условиями, как минимизация бюджетного дефицита и накопленного государственного долга.

Бюджетная политика представляет собой часть общей финансовой политики, осуществляемой государством, а также рассматривается в качестве средства осуществления социальной и экономической политики
государства.

Бюджетная политика выступает в качестве важнейшего инструмента, используемого государством для обеспечения своего развития в социально-экономическом плане. Результатом бюджетной политики является образование централизованных фондов денежных средств, позволяющих определять развитие государства в социально-экономическом плане, финансировать выполнение государственных и муниципальных функций.

Государственная бюджетная система
выступает проводником реализации экономической политики Правительства России и обеспечивает эффективное решение задач социально-экономического характера.

Российская Конституция закрепляет понимание страны в качестве социального государства, политика которого призвана формировать условия, позволяющие вести населению достойную жизнь и свободно развиваться каждой личности.

Бюджетная политика России направлена на обеспечение развития государства в социально-экономическом плане в разрезе следующих направлений:

  • во-первых, развитие и реализация сравнительных преимуществ экономики России в сфере науки, образования, энергетики, высоких технологий и иных сферах;
  • во-вторых, обеспечение интенсивности обновления обрабатывающей промышленности в инновационном плане и роста показателей производительности труда;
  • в-третьих, модернизация инфраструктуры
    транспортной и энергетической сферы;
  • в-четвертых, развитие институтов
    , оказывающих влияние на активность в предпринимательском и инвестиционном смысле, эффективность функционирования институтов государственного управления;
  • в-пятых, интеграция страны в евразийское экономическое пространство.

Перспективы влияния бюджетной политики на развитие государства в социально-экономическом плане определяются тем, по какому пути развития пойдет сама бюджетная политика точка В настоящий момент выбор ведется между инновационным и консервативным вариантом осуществления бюджетной политики. В первом случае речь идет о необходимости усиления инновационной составляющей экономического роста и укрепления российских позиций на мировом экономическом пространстве. Основу инновационного развития бюджетной политики составляет формирование конкурентоспособных секторов экономики, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с современными потребностями, применение энергосберегающих технологий. Во втором случае речь идет об умеренном экономическом росте преимущественно за счет энергосырьевого сектора.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

1.     Основные понятия и задачи
бюджетной политики Российской Федерации

2. Основы бюджетной политики        

4. Основные направления бюджетной
политики на перспективу

5. Бюджетная политика в ходе экономического
цикла                                        

1. Основные понятия и задачи
бюджетной политики Российской Федерации




Бюджетная политика как
целенаправленная деятельность государства
по определению основных задач и
количественных параметров формирования
доходов и расходов бюджета, управления
государственным долгом является одним
из основных инструментов экономической
политики государства.
Бюджетная
политика государства это совокупность
мероприятий в сфере организации бюджетных
отношений с целью обеспечения его
денежными средствами для выполнения
своих функций.

Бюджетная политика предполагает
определение целей и задач в области
государственных финансов, разработку
механизма мобилизации денежных средств
в бюджет, выбор направлений использования
бюджетных средств, управление
государственными финансами, налоговой
и бюджетной системой, организацию с
помощью фискальных инструментов
регулирования экономических и социальных
процессов. В этом состоит
социально-экономическая сущность
бюджетной политики государства.
Задача
Б. п. — выбор основных особенностей
( параметров

)
бюджета. Такими параметрами могут быть
следующие:

а) величина дефицита
бюджета


или же отсутствие
такового,

б) размеры или отсутствие государственного
долга

, а также время, отводимое на
его погашение,

в) определение долей Федерации и регионов
(субъектов Федерации) в доходах

и расходах

бюджета (проблема “бюджетного
федерализма”), соотношение основных
разделов бюджета и т. д.

В соответствии с намеченными целями,
формируются задачи
, которые определяют
стратегические направления и ориентиры
бюджетной политики. Как правило, это:

концентрация финансовых ресурсов на
решении приоритетных вопросов;

снижение налоговой нагрузки на экономику;

создание эффективной системы межбюджетных
отношений и управления государственными
финансами.

Так как наиболее важными направлениями
бюджетной политики являются сбор
бюджетных доходов, выполнение бюджетных
обязательств, управление бюджетным
дефицитом и государственным долгом, то
и эффективность всей бюджетной политики
может быть оценена по результативности
деятельности органов исполнительной
власти в указанных направлениях.

Инструментами реализации бюджетной
политики выступают бюджетное право и
бюджетный механизм. Однако для полной
реализации бюджетной политики и
обеспечения ее высокой результативности
необходимо, чтобы нормативно-правовая
база функционирования бюджета была
адекватна условиям развития страны, а
бюджетный механизм слаженно и эффективно
работал.

Читать также:  Финансы предприятий менеджмент и анализ а д шеремет а ф ионова

Государственный бюджет, являясь основным
финансовым планом государства, главным
средством аккумулирования финансовых
средств, дает политической власти
реальную возможность осуществления
властных полномочий, дает государству
реальную экономическую и политическую
власть.
От качества федерального
бюджета, заложенных в него параметров
зависят и уровень социальной защиты
граждан, и инвестиционные возможности
государства, и степень влияния России
на международной арене, и даже
предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами проведения
государственной бюджетной политики
выступают, прежде всего, такие фискальные
рычаги воздействия, как налоги,
государственные расходы, трансферты,
госзакупки и госзаймы.

2. Основы
бюджетной политики

Основу бюджетной политики составляют
стратегические направления экономии,
и социальной политики государства;
именно они определяют размеры и пропорции
централизуемых государством финансовых
ресурсов, перспективы использования
бюджетных средств в интересах решения
главных экономии, и социальных задач.
В условиях рынка бюджетной политики —
главный рычаг определения основных
направлений экономии, воздействия
государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности бюджетной
политики при ее разработке должны
соблюдаться определенные требования.
Главное из них — научный подход к ее
разработке, учитывающий реальное
состояние экономики, финансов и бюджетной
системы страны. Бюджетная политика не
может быть эффективной, если четко не
определены основные ее направления на
ближайший период и перспективу, не
сформулированы главные цели и
первоочередные задачи. При этом
обоснованность выдвигаемых мер и
предстоящих решений должна подкрепляться
соответстветствующими расчетами,
позволяющими определить не только общую
стоимость затрат государства в связи
с принимаемыми решениями, но и отдаленные
финансовые последствия. Результативность
бюджетная политика во многом зависит
также от соблюдения двух условий:
политической стабильности в стране и
высокого уровня профессионализма
работников бюджетной сферы. В разработке
бюджетной политики участвуют
законодательные (представительные) и
исполнительные органы власти, причем
полномочия разных ветвей и уровней
власти различаются в разных странах в
зависимости от особенностей государственного
устройства, исторических традиций,
сложившихся принципов разграничения
полномочий и т.п. Специфика конституционного
строя современной России обусловила
то, что приоритет в разработке бюджетной
политики принадлежит Президенту РФ,
который определяет основные ее
направления, цели и задачи на текущий
год и на перспективу в ежегодных посланиях
Федеральному Собранию. Именно Бюджетное
послание Президента РФ задает
стратегические и краткосрочные ориентиры
бюджетной политики, которые должны
соответствовать общим целям и задачам
экономической и социальной политики
государства.

Среди основных направлений бюджетных
мероприятий можно выделить:

— в области доходов
(дальше развивать
налоговую реформу, принимая
соответстветствующие главы Налогового
кодекса и трансформируя налоговую
систему в направлении более рационального
ее построения, исключения из нее налогов
и сборов, уплачиваемых с выручки от
реализации товаров),

— В области расходов
(расходная часть
федерального бюджета должна стать
активным инструментом решения важнейших
социальных и экономических задач,
изменение системы бюджетного финансирования
образовательных услуг, проведена
пенсионная реформа, изменен механизм
финансирования затрат в жилищно-коммунальном
хозяйстве),

— межбюджетных  отношений
(продолжена политика на установление
четкого разграничения расходных и
доходных полномочий между разными
уровнями власти, что позволит добиться
реальной финансовой самостоятельности
субъектов РФ и муниципальных образований,
повысить их заинтересованность и
ответственность за эффективное управление
бюджетными потоками, обеспечить
государственную финансовую поддержку
экономическому развитию территорий,
провести структурные реформы),

— управления государственным долгом
(создать единую систему управления
внутренним и внешним долгом, которая
включала бы в себя всеобъемлющую и
унифицированную систему учета
государственных долговых обязательств,
выработку и реализацию единой стратегии
управления государственным долгом.
Такая система должна обеспечить
соответствие уровня государственного
долга и его структуры экономическими
возможностям страны по обслуживанию и
погашению финансовых обязательств),

— совершенствования казначейских
технологий

(Важную роль в этом должен
сыграть единый счет Федерального
казначейства, призванный давать
оперативную информацию о доходах и
расходах федерального бюджета, сократить
срок прохождения бюджетных средств от
плательщиков налогов до бюджетополучателей,
снизить потребность федерального
бюджета в заемных средствах).

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Бюджет как инструмент государственной экономической политики

Бюджетная политика — это совокупность осуществляемых государством мероприятий касательно организации бюджетных отношений для получения государством денежных средств, необходимых для выполнения им своих функций.

В рамках бюджетной политики:

  • определяются цели и задачи в сфере государственных финансов
  • разрабатываются механизмы мобилизации в бюджет денежных средств,
  • выбираются направления расходования бюджетных средств,
  • осуществляется управление финансами
    государства,
  • производится управление бюджетной и налоговой системой,
  • с помощью фискальных инструментов регулируются социально-экономические процессы.

Исходя из намеченных целей производится формирование задач, определяющих стратегические ориентиры бюджетной политики. Типовыми задачами являются:

  • снижение налоговой нагрузки,
  • концентрация на решение ключевых вопросов доступных финансовых ресурсов,
  • упорядочение государственных обязательств,
  • создание эффективной системы управления государственными финансами
    ,
  • оптимизация межбюджетных отношений
    .

Бюджетная политика представляет собой одну из важнейших составляющих финансовой политики
. Именно бюджетная политика в значительной степени определяет экономический курс государственного развития. В бюджетной политике находят отражение государственные интересы, а также система приоритетов применительно к государственным функциям. Исходя из того, какие задачи ставит государство, определяется концепция не только бюджетной, но и налоговой, и инвестиционной политики. Не вызывает сомнений, что бюджетная политика представляет собой ключевое звено государственной экономической политики. Поэтому смело можно утверждать, что бюджетная политика служит основой и имеет первостепенное значение по отношению к финансовой политике. В рамках бюджетной политики находят отражение все финансовые отношения государства с гражданами и общественными институтами.

«Бюджетная политика РФ: сущность, цели, задачи и перспективы развития» 👇

Экономическая сущность, роль и функции бюджета реализуются через ряд организационных и финансовых категорий бюджетного управления:

  • система бюджетов,
  • бюджетное право
    ,
  • бюджетный механизм.

Все перечисленные элементы концентрированно выражаются в бюджетной политике. Каждое из указанных понятий обладает спецификой применительно к различным аспектам функционирования бюджетных отношений. В конечном счёте, все эти характеристики реализуются через бюджетную политику. Иными словами, бюджетная политика — это комплексная организационная финансовая категория управления бюджетными отношениями, базирующаяся на научных концепциях. Если правительство страны не пользуется научно обоснованными концепциями, говорить о бюджетной политике как таковой недопустимо. Бюджетная политика представляет собой область практической реализации научных знаний, является категорией прикладной финансовой науки.

Принципы бюджетной политики

Бюджетная политика на любом этапе экономического развития должна строиться на ряде принципов:

  • принцип объективности. Он значит, что в бюджетной политике отражаются объективные процессы, которые происходят в обществе, финансах, экономике. В качестве примера можно привести экономический рост. Политика будет объективной при условии беспристрастности, когда правительство не выдаёт желаемое за действительное,
  • принцип преемственности. Этот принцип предусматривает, что бюджетная политика на предстоящий финансовый год формируется на основе анализа достижений и задач предшествующих периодов. Благодаря преемственности обеспечивается эффективность управления всей бюджетной системой,
  • принцип обязательности. Любая политика, и бюджетная не является исключением, может быть признана действенной при условии её обязательности к исполнению. В противном случае речь может идти только о пустых политических лозунгах. Для того, чтобы принцип обязательности был реализован, эффективно должна работать как исполнительная, так и законодательная власть,
  • принцип гласности. Под гласностью бюджетной политики понимают её прозрачность, открытость и подконтрольность осуществляемых бюджетных отношений на каждой стадии бюджетного процесса. О бюджетной политики государства должно быть информировано население. У общественности должно быть полное представление о расходовании взимаемых налогов,
  • принцип финансовой безопасности.
Читать также:  Кредиты по налогу на добавленную стоимость и возврат бюджетных средств, начиная с 2022 года

Приведённые принципы представляют собой основополагающие требования, которые должны выполняться при формировании рациональной бюджетной политики любой страны, в том числе Российской Федерации.

Целевая направленность бюджетной политики

В зависимости от того, какие целевые приоритеты определены для бюджетной политики, выделяют следующие её типы:

  • доходная. Основное внимание уделяется доходной части бюджетной системы. Под доходы подстраивают контрольно-регулирующие задачи и объем бюджетных расходов. Вся деятельность ориентируется на максимизацию доходов бюджета
    , зачастую стратегические интересы при этом ущемляются,
  • расходная. В этом типе бюджетной политики планирование доходов подчиняется расходам. Первоначально производится определение объема общественных услуг и соответствующего объема государственных и муниципальных расходов, а затем объем источников доходов подводится под эти показатели,
  • контрольно-регулирующая. В этом типа бюджетной политики государство максимально использует контрольно-регулирующие свойства бюджета, государственные заказы и расходы, налоговые методы. При этом страдает такая цель бюджетной политики, как обеспечение общества высококачественными коллективными услугами на основе поступательного развития рыночной экономики,
  • комбинированная.

Равновесная (или комбинированная) политика в качестве целей провозглашает:

  • создание необходимых и достаточных условий для развития рыночной экономики;
  • увеличение количества и повышение качества государственных и муниципальных услуг;
  • обеспечение органов власти стабильными и достаточными собственными доходами,
  • активизацию инвестиционной деятельности и повышение контрольно-регулирующей эффективности бюджетного механизма.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Бюджетная политика – это совокупность мер государственного и муниципального управления
в бюджетной, ценовой, налоговой, кредитной и иных связанных с финансами сферах.

Сущность понятия «бюджетная политика»

Органам государственного и муниципального управления для осуществления своих функций и реализации задач, поставленных перед ними обществом, требуются денежные ресурсы, аккумулируемые в бюджетной системе страны.

Аккумулирование бюджетных средств, а также последующее их использование обеспечивает формирование системы финансово-кредитных отношений между государством, плательщиками налогов и получателями бюджетных средств. Основу регулирования этих отношений формирует бюджетная политика государства, разрабатываемая и реализуемая на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Бюджетная политика является сложным, многосторонним процессом, вовлекающим в себя огромное количество субъектов, как со стороны государства, так и со стороны населения.

Бюджетная политика – это совокупность мероприятий и действий, которые осуществляются органами государственного и муниципального управления с целью обеспечения наполнения бюджетной системы
страны и использования бюджетных средств для выполнения функций и задач государственной и муниципальной власти.

В качестве инструментов бюджетной политики выступают государственные расходы и налоги. Примеры их использования приведены ниже.

В сложных экономических условиях и падении доходов бюджетной системы ставка налога на добавленную стоимость была повышена с 18 до 20%.

«Понятие бюджетной политики, примеры» 👇

Содержание бюджетной политики

Понимание понятия бюджетной политики обеспечивается за счет раскрытия ее содержания, которое состоит в выявлении полного комплекса инструментов, используемых при реализации бюджетной политики.

Бюджетная политика направлена на решение следующих задач:

  • во-первых, определять целевую направленность и задачи развития бюджетной сферы;
  • во-вторых, разрабатывать механизмы, обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов в рамках бюджетной системы и внебюджетных фондов различного уровня;
  • в-третьих, выбирать направления использования средств бюджетов и внебюджетных фондов;
  • в-четвертых, управлять бюджетным процессом;
  • в-пятых, организовывать регулирующие процессы социально-экономического развития посредством ресурсов бюджетной системы.

Бюджетная политика, представляющая собой часть общей финансовой политики государства, направлена на обеспечение:

  • разграничения на законодательном уровне бюджетных полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отношении бюджетного процесса на всех его этапах;
  • реализации право самостоятельного принятия решений всеми органами государственного и муниципального управления относительно направлений и объемов использования средств бюджетной системы;
  • сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы за счет совершенствования налоговой системы
    , регулирования бюджетных доходов, получаемых из неналоговых и налоговых источников;
  • контроля целевого, экономичного, эффективного использования средств бюджетной системы на развитие государства в социально-экономическом плане.

В современных условиях бюджетная политика России ориентирована на стабилизацию экономической ситуации и преодоление системного кризиса.

Комплекс задач бюджетной политики

К числу задач бюджетной политики можно отнести следующие:

  1. обеспечение роста минимума государственных гарантий для общества в виде пенсий, пособий, минимальной заработной платы, а также проведение их своевременного регулирования сообразно росту потребительских цен;
  2. достижение стабильных показателей уровня жизни граждан, формирование условий в различных регионах страны, обеспечивающих защищенность уязвимых слоев населения, принятие мер, направленных на препятствование обнищанию граждан и минимизацию отрицательного влияния безработицы;
  3. обеспечение выравнивания условий развития региона в социально-экономическом плане с оказанием поддержки тем регионам, которые обладают стратегической значимостью;
  4. стабилизация функционирования экономики, выполняющей обеспечительную функцию государственной безопасности и жизнедеятельности общества;
  5. установление государственной монополии в сфере производства и оборота алкогольной и иной аналогичной продукции;
  6. централизация доходов и ресурсов на счетах Федерального казначейства для обеспечения оперативного вмешательства в предотвращение тех или иных негативных последствий различных событий;
  7. выполнение обязательств
    перед получателями бюджетных средств;
  8. реализация мер, направленных на перечисление дивидендов
    по государственным ценным бумагам и прибыли Центробанка в федеральный бюджет;
  9. обеспечение сбалансированности бюджетной системы, в том числе внебюджетных фондов;
  10. обеспечение роста значения бюджета развития России в качестве источника реализации инвестиционной политики
    государства и так далее.

Направления бюджетной политики России как пример ее реализации

К числу основных направлений бюджетной политики можно отнести следующие:

  • во-первых, формирование эффективной управленческой системы, направленной на регулирование финансов государства. В данном направлении необходимо обеспечить функционирование такого механизма учета, которая охватывает все бюджетные обязательства, разработку и внедрение процедуры расходования бюджетных доходов, инвентаризацию
    государственных активов;
  • во-вторых, разработкой мер, направленных на совершенствование бюджетной политики в части доходов бюджетной системы. Это направление предполагает работу надо эффективным функционированием системы сбора налогов, обеспечение роста эффективности управления имуществом государства, оптимизацию внешнеэкономических доходов;
  • в-третьих, создание эффективно функционирующей системы расходов бюджета, призванной стимулировать экономический рост и обеспечивать эффективность использования средств бюджетной системы. В этом направлении бюджетная политика государства ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих полное финансирование бюджетных обязательств, ориентацию расходов бюджетной системы на достижение запланированных показателей социально-экономического развития, приоритетность среднесрочного планирования бюджетной системы и так далее.
Читать также:  ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСЕХ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Содержание, цели, инструменты

1.
Бюджетная политика




с

оставная часть финансовой по­литики,
направленная на манипулирование доходами
и расходами государства, управление
государственным долгом и государствен­ными
активами.

2.
Бюджетная политика


это
совокупность принимаемых ре­шений,
осуществляемых органами власти мер,
связанных с опре­делением основных
направлений развития бюджетных отношений
и выработкой конкретных путей их
использования.

Субъектами
бюджетной политики




являются органы зако­нодательной
и исполнительной власти.

Объектами
бюджетной политики




являются:

бюджетные отношения и бюджетные
ресурсы, звенья и виды бюджетов, до­ходы
и расходы бюджетов.

  1. Определение
    концептуальных основ развития бюджета,
    его роли в общественном воспроизводстве.

  2. Формирование цели
    и задач бюджетной политики.

  3. Выработка конкретных
    путей достижения цели и решения
    поставленных задач.

  4. Определению доли
    валового внутреннего продукта,
    моби­лизуемой в бюджет.

  5. Установлению
    оптимальных взаимоотношений между
    фе­деральными органами власти и
    органами власти субъектов РФ по
    использованию бюджетных средств.

  6. Оптимизации
    структуры расходной части бюджета.

  7. Определению доли
    федерального бюджета в общей сумме
    консолидированного бюджета.

  8. Определению
    источников финансирования дефицита
    бюд­жета.

  9. Разработке
    механизма мобилизации денежных средств
    в бюджет.

  10. Выбору направлений
    использования бюджетных средств.

Основная
цель бюджетной политики

— это обеспечение условий для эффективного
функционирования государства. Эта цель
может конкретизироваться в следующих
задачах:

  • макроэкономической
    сбалансированности (между секто­рами,
    экономики, минимальной безработице);

  • сбалансированности
    бюджетов всех уровней;

  • поддержание
    стабильности национальной валюты;

  • сочетание
    экономических интересов государства
    и всех чле­нов общества.

  • создание эффективной
    системы межбюджетных отноше­ний на
    основе четкого разграничения расходов
    между уровнями бюджетной системы,
    повышения степени автономности налоговых
    полномочий и прозрачных процедур
    распределения финансовой поддержки
    регионам.

Бюджетная политика
разрабатывается и реализуется
Ми­ни­стерством финансов РФ.
Федеральные годовые бюджеты явля­ются
теперь составной частью перспективного
финансового плана, сформированного на
три года.

Доходы бюджета
расширенного правительства формируются
в основном за счет налоговых поступлений:
налог на прибыль, на­лог по доходам
физических лиц (НДФЛ), налог на добычу
полез­ных ископаемых (НДПИ), налог на
добавленную стоимость (НДС).

Бюджетная политика

реализуется с помощью бюджетного
ме­ханизма, который включает в себя
следующие элементы :
методы мобилизации
доходов, формы предоставления бюджетных
средств, межбюджетное распределение и
перераспределение средств.

Основными
инструментами проведения государственной
бюджетной политики выступают: бюджетные
кредиты, налоги, государственные расходы,
трансферты, государственные закупки и
государственные займы, федеральные
целевые программы и др.

  1. Бюджетный
    кредит


    — это средства,
    выделяемые из бюд­жетов юридическим
    лицам на возвратной и платной основе,
    не яв­ляющимся государственными или
    муниципальными унитарными предприятиями,
    бюджетными учреждениями.

  2. Дотация

    — сумма,
    выделяемая на безвозвратной основе из
    бюджета вышестоящего территориально
    уровня в бюджет нижестоя­­щего
    уровня, если имеет место недостаточность
    собствен­ных доходов.

  3. Субсидия

    — сумма из определенного фонда или
    вышестоя­щего бюджета на определенные
    цели. Выделяется одноразово на значимые
    расходы.

  4. Субвенция

    — форма денежной помощи местным
    бюдже­там из государственного бюджета
    для определенной цели. Если имеет место
    нецелевое использование, возвращаются
    в тот бюд­жет, из которого были
    получены.

  5. Компенсация

    — выплата, производимая для возмещения
    рас­ходов, выплачивается в заранее
    установленном размере для возмещения
    выпадающих доходов и покрытия
    дополнительных расходов, вызванных
    решениями органов власти.

  6. Бюджетная
    ссуда


    — сумма денежных
    средств, выделяе­мых из бюджета одного
    уровня в другой на возвратной основе

    (оформляется соглашением).

  7. Трансферт

    — денежные или натуральные выплаты,
    полу­чаемые населением из государственного
    и муниципального бюд­жета, внебюджетных
    социальных фондов и общественных
    органи­заций: пенсии, стипендии,
    пособия по социальному страхованию.

  8. Государственный
    заказ


    — это выдаваемый
    государствен­ными органами и
    оплачиваемый из средств государственного
    бюджета заказ на изготовление продукции,
    выпуск товаров, прове­дение работ, в
    которых заинтересовано государство.
    Такой заказ может выполняться не только
    государственными, но и другими
    предприятиями. Заказ обычно выдается
    на конкурсной основе.

  9. Государственные
    инвестиции


    — инвестиции,
    образуе­мые из средств государственного
    бюджета, из государственных финансовых
    источников.

Государственные
целевые программы



это инструмент государственного
регулирования экономики, обеспечивающий
достижение перспективных целей и задач
путем использования имеющихся ресурсов.

Контуры бюджетной
политики в России определяет Прези­дент
в ежегодных посланиях Федеральному
Собранию РФ. В рам­ках этих посланий
Правительство РФ разрабатывает проект
закона о бюджете, вносит их в Государственную
Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня
2010 года было подготовлено бюджетное
по­слание, которое содержит основные
направления и ориентиры бюджетной
политики в 2011—2013 годах.

Министерство
финансов является федеральным органом
ис­полнительной власти, осуществляющим
выработку единой госу­дарственной
финансовой, кредитной, денежной политики
и норма­тивное правовое регулирование
в финансовой сфере, включая бюджетную,
налоговую, страховую, валютную сферы,
сферу госу­дарственного долга и
межбюджетных отношений.

Бюджетное
законодательство Российской Федерации
состоит:

  • из Бюджетного
    Кодекса и принятых в соответствии с
    ним федеральных законов о федеральном
    бюджете на трехлетний пе­риод,

  • законов субъектов
    Российской Федерации о бюджетах
    субъ­ектов Российской Федерации на
    трехлетний период,

  • нормативных
    правовых актов представительных органов
    ме­стного самоуправления.

Изменения
в бюджетной политике

С
2000 г. в России в бюджетной политике
произошли значи­тельные изменения.
С 1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный
кодекс. В 2004 г. был создан Стабилизационный
фонд, который с февраля 2008 г. разделен
на Резервный фонд и Фонд националь­ного
благосостояния. Предпринята попытка
внедрения оправдав­ших себя на Западе
механизмов БОР (механизм по эффективному
расходова­нию бюджетных средств,
ориентация бюджета на ре­зультат).

Начато повсеместное
внедрение механизма государственных
закупок для государственных и муниципальных
нужд. Были реали­зованы приоритетные
национальные проекты в образовании,
здра­воохранении, сельском хозяйстве.
Они рассматривались как аль­тернативная
форма расходования бюджетных средств.
Начали фор­мироваться институты
развития: Инвестиционный фонд РФ, ОАО
«Особые экономические зоны», Банк
развития и внешнеэко­номи­ческой
деятельности, Российская венчурная
компания. С 2007 г. начался переход к
среднесрочному (трехлетнему) бюджетному
планированию.

Основные направления
бюджетной политики определяются в
законах. В настоящее время действует
Федеральный закон «О фе­деральном
бюджете на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов», принятый государственной
Думой 24 ноября 2010 года.

Основные
направления бюджетной политики России
в настоящее время:

  1. Политика сдерживания
    роста государственных расходов.

  2. Бюджетное
    планирование на основе прогнозов цен
    на ре­сурсы (нефть, газ, металлы).

  3. Обеспечение
    исполнения социальных обязательств
    госу­дарства.

  4. Ограничение
    размера бюджетного дефицита.

  5. Стимулирование
    инвестиционной активности в экономике.

  6. Совершенствование
    налогового администрирования: кон­троль
    за трансфертным ценообразованием,
    устранение двойного налогообложения,
    совершенствование налоговой отчетности.

  7. Увеличение
    неналоговых доходов бюджета:
    совершенство­вание дивидендной
    политики, продажа и сдача в аренду
    государст­венной собственности,
    расширение государственных услуг.

  8. Оптимизация
    установленных федеральным законодательст­вом
    льгот по региональным и местным налогам.

  9. Расширение
    налоговой автономии региональных и
    мест­ных властей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *