БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ

Министерство
финансов РФ (Минфин России)

является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
платежей, определения таможенной
стоимости товаров и транспортных
средств, инвестирования средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии, организации и проведения
лотерей, производства и оборота защищенной
полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы,
противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, и
финансированию терроризма.

Минфин
России осуществляет следующие полномочия
в бюджетном процессе (согласно Положению
о Минфине России, утв. постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г.
№ 329):

1) на
основании и во исполнение Конституции
РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и
Правительства РФ Министерство принимает
следующие нормативные правовые акты:

– порядок
формирования отчетности об исполнении
федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
бюджетов бюджетной системы РФ и
консолидированного бюджета РФ;

– порядок
ведения сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;

– порядок
применения бюджетной классификации
РФ;

– составление
проекта федерального бюджета;

– утверждение
и ведение сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;

– доведение
до главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств федерального
бюджета показателей сводной бюджетной
росписи в форме уведомлений о бюджетных
ассигнованиях, лимитов бюджетных
обязательств и объемов финансирования;

– ведение
учета операций по кассовому исполнению
федерального бюджета, составление и
представление в Правительство РФ
отчетности об исполнении федерального
бюджета и консолидированного бюджета
РФ;

– открытие
в ЦБ РФ и кредитных организациях счетов
по учету средств федерального бюджета
и иных средств в соответствии с
законодательством РФ, установление
режимов счетов федерального бюджета;

– открытие
и ведение лицевых счетов главных
распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального
бюджета;

– ведение
сводного реестра главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета;

– организацию
распределения доходов от уплаты
федеральных налогов и сборов между
уровнями бюджетной системы в соответствии
с законодательством РФ;

– управление
в установленном порядке средствами
Стабилизационного фонда РФ;

– методическое
руководство в области бюджетного
планирования, направленного на повышение
результативности бюджетных расходов;

– методологическое
обеспечение кассового обслуживания
органами федерального казначейства
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

– организацию
ведения главными распорядителями
средств федерального бюджета мониторинга
бюджетного сектора;

– обеспечение
предоставления бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов в пределах лимита средств,
утвержденного федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной
финансовой год, и в порядке, установленном
Правительством РФ;

– организацию
перечисления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам
субъектов РФ и муниципальных образований;

– осуществляет
функции главного распорядителя и
получателя средств федерального бюджета,
предусмотренных на содержание Министерства
и реализацию возложенных на Министерство
функций.




















1. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной
, налоговой
, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, имущественных отношений (за исключением гражданского оборота недвижимого имущества и полномочий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции), реализации Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями полномочий собственника имущества, прав участника корпоративного юридического лица и собственника имущества унитарного юридического лица, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением вопросов производства и оборота винодельческой продукции, предусмотренных Федеральным законом
«О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации») и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2005 N 793
, от 30.05.2007 N 336
, от 27.10.2007 N 707
, от 30.01.2008 N 42
, от 26.01.2010 N 24
, от 27.12.2010 N 1149
, от 29.08.2011 N 717
, от 05.05.2012 N 466
, от 30.04.2013 N 392
, от 26.08.2013 N 739
, от 23.09.2014 N 972
, от 13.04.2016 N 300
, от 12.11.2016 N 1173
, от 14.04.2017 N 446
, от 07.06.2017 N 684
, от 12.04.2020 N 491
, от 19.09.2020 N 1501
, от 16.02.2023 N 235
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает во взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации основные направления развития финансового рынка.

(в ред. Постановления
Правительства РФ от 26.08.2013 N 739)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Министерство финансов Российской Федерации осуществляет межведомственную координацию по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц.

(абзац введен Постановлением
Правительства РФ от 18.07.2018 N 845)


Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, распоряжения (в том числе посредством продажи на торгах) выморочным, движимым бесхозяйным, арестованным, конфискованным и иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением
Правительства РФ от 12.04.2020 N 491)











2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы
, Федеральной пробирной палаты
, Федеральной службы
по регулированию алкогольного рынка, Федеральной таможенной службы
, Федерального казначейства
и Федерального агентства по управлению государственным имуществом
.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2016 N 300
, от 20.03.2020 N 307
, от 12.04.2020 N 491
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



3. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления
Правительства РФ от 13.04.2016 N 300)

(см. текст в предыдущей редакции
)


4. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство
финансов Росси́йской Федерации


 
(
Минфин
России


)
 — федеральное
министерство Российской
Федерации,
обеспечивающее проведение единой финансовой
политики,
а также осуществляющее общее руководство
в области организации финансов в
Российской Федерации.

Министерство
финансов РФ обладает следующими
бюджетными полномочиями:

1)
составляет проект федерального бюджета
и представляет его в Правительство РФ,
принимает участие в разработке проектов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;

2)
по поручению Правительства РФ представляет
сторону государства в договорах о
предоставлении

средств
федерального бюджета на возвратной
основе и гарантий за счет средств
федерального бюджета;

3)
составляет сводную бюджетную роспись
федерального бюджета;

4)
разрабатывает прогноз консолидированного
бюджетаРФ;

5)
выступает в качестве эмитента
государственных ценных бумаг, проводит
регистрацию эмиссии государственных
ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных
ценных бумаг;

6)
осуществляет методическое руководство
по бухгалтерскому учету и отчетности
юридических лиц независимо от их
организационно-правовых форм;

7)
принимает в пределах своей компетенции
нормативные акты;

8)
получает от федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ,
государственных внебюджетных фондов
и органов местного самоуправления
материалы, необходимые для составления
проекта федерального бюджета, отчета
об исполнении федерального бюджета,
прогноза консолидированного бюджета
РФ, а также отчета об исполнении
консолидированного бюджета РФ;

9)
обеспечивает предоставление бюджетных
ссуд и бюджетных кредитов в пределах
лимита средств, утвержденного федеральным
законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год, и в порядке,
установленном Правительством РФ;

10)
предоставляет по поручению Правительства
РФ от имени РФ государственные гарантии
субъектам РФ, муниципальным образованиям
и юридическим лицам в пределах лимита
средств, утвержденного федеральным
законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год;

11)
проводит проверки финансового состояния
получателей бюджетных средств, в том
числе получателей бюджетных ссуд,
бюджетных кредитов и государственных
гарантий;

Читать также:  Какова цель финансов, и как они регулируют рыночную экономику? Каково назначение финансов и как они влияют на экономику?

12)
ведет государственные книги (реестры)
внутреннего и внешнего долга РФ;

13)
осуществляет в порядке, установленном
Правительством РФ, управление
государственным долгом РФ;

14)
организует исполнение федерального
бюджета, а также бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;

15)
исполняет федеральный бюджет в порядке,
установленном Налоговым кодексом;

16)
составляет отчет об исполнении
федерального и консолидированного
бюджета, а также бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов в случае заключения
соответствующих бюджетных соглашений;

17)
налагает на главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета, кредитные
организации штрафы в соответствии с
договорами и законодательством РФ;

18)
введет сводный реестр главных
распорядителей, распорядителей и
получателей средств федерального
бюджета и осуществляет регистрацию
бюджетных учреждений, деятельность
которых финансируется из средств
федерального бюджета;

19)
осуществляет иные полномочия в
соответствии с Налоговым кодексом РФ
и другими актами бюджетного законодательства
РФ.

К
основным 


задачам 

Министерства
финансов РФ относятся:

  • совершенствование
    бюджетной системы и развитие бюджетного
    федерализма;

  • разработка
    и реализация единой финансовой,
    бюджетной, налоговой и валютной политики
    в РФ;

  • концентрация
    финансовых ресурсов на приоритетных
    направлениях социально-экономического
    развития;

  • разработка
    проекта федерального бюджета и
    обеспечение исполнения федерального
    бюджета; составление отчета об исполнении
    федерального бюджета и консолидированного
    бюджета РФ;

  • разработка
    программ государственных заимствований
    и их реализация от имени Российской
    Федерации; управление государственным
    внутренним и внешним долгом РФ;

  • разработка
    и реализация единой политики в сфере
    развития финансовых рынков;

  • участие
    в разработке и проведении единой
    политики в сфере формирования и
    использования государственных ресурсов
    драгоценных металлов и драгоценных
    камней;

  • разработка
    единой методологии составления бюджетов
    всех уровней и отчетов об их исполнении;

  • осуществление
    государственного финансового контроля;

  • обеспечение
    методологического руководства
    бухгалтерским учетом и отчетностью, а
    также аудитом.

Министерство
финансов РФ выполняет следующие 


основные
функции:

  • подготавливает
    предложения и реализует меры по
    совершенствованию бюджетной системы
    РФ, развитию бюджетного федерализма и
    механизма межбюджетных отношений с
    субъектами РФ;

  • участвует
    в разработке прогнозов социально-экономического
    развития на долгосрочную, среднесрочную
    и краткосрочную перспективу;

  • участвует
    в разработке и осуществлении мер по
    финансовому оздоровлению и структурной
    перестройке экономики, поддержке и
    защите интересов отечественных
    производителей товаров, исполнителей
    работ и услуг;

  • участвует
    в подготовке предложений по основным
    направлениям кредитной, денежной
    политики, улучшению состояния расчетов
    и платежей в экономике, в формировании
    и осуществлении единой политики цен,
    в подготовке федеральных целевых
    программ, обеспечивает их финансирование
    за счет средств федерального бюджета;

  • разрабатывает
    меры, направленные на формирование и
    реализацию активной инвестиционной
    политики, участвует в разработке и
    финансировании федеральных инвестиционных
    программ и Бюджета развития РФ;

  • участвует
    в разработке проектов правовых актов;
    разрабатывает и принимает нормативные
    правовые акты по вопросам, относящимся
    к своей компетенции, обязательные для
    исполнения на территории РФ;

  • разрабатывает
    проекты федерального бюджета и прогноза
    консолидированного бюджета РФ; исполняет
    федеральный бюджет, составляет отчет
    об исполнении федерального бюджета и
    консолидированного бюджета РФ;
    осуществляет контроль за целевым
    использованием средств федерального
    бюджета;

  • подготавливает
    предложения и реализует меры, направленные
    на совершенствование структуры
    государственных расходов;

Соседние файлы в предмете Финансовое право

Субъекты финансового контроля их функции и задачи.

К субъектам внешнего финансового контроля относятся:

— Федеральная служба по бюджетному надзору;

— Счётная палата;

— Центральный банк РФ;

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство;

— органы представительной власти субъектов Федерации;

— контрольно-ревизионные службы органов власти;

— налоговые и таможенные органы.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

— содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;

— обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

— выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

— содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам);

— содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям.

Финансовый контроль выполняет следующие функции:

— проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

— проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

— проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Внешний и внутренний финансовый контроль. Парламентские органы контроля и органы контроля исполнительной власти.

Внешний финансовый контроль осуществляет Счетная палата России, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Внутренний контроль осуществляется Казначейством России, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований).

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.

К основным способам парламентского контроля относятся письменные и устные вопросы правительству, для которых предусмотрена специальная процедура на заседании парламента (в России носит название «правительственный час») и особая форма документа: парламентский запрос, направляемый в соответствующий орган всей палатой, или депутатский запрос отдельного её члена; интерпелляция, постановка вопроса о доверии, парламентское расследование, резолюция порицания.

В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления контрольных полномочий.

Независимые органы бюджетного контроля.

1. Независимый государственный финансовый контроль осуществляется счетной палатой государства (уполномоченным государственным органом) и контрольно-счетными органами государственно-территориальных субъектов.

2. Счетная палата государства (уполномоченный государственный орган) является высшим органом государственного финансового контроля, компетенция, организация и порядок деятельности которого определяются национальным законодательством.

3. Контрольно-счетные органы государственно-территориальных субъектов являются высшими органами государственного финансового контроля в регионах, действующими на основании конституций и уставов государственно-территориальных субъектов и законов государственно-территориальных субъектов о контрольно-счетных органах.

4. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной самостоятельностью и свою деятельность осуществляют только на основании закона. Контрольно-счетные органы подотчетны соответствующим органам государственной власти.

5. В пределах установленной законом компетенции контрольно-счетных органов все государственные органы и учреждения, а также организации и предприятия всех форм собственности обязаны предоставлять контрольно-счетным органам всю информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. Нарушение права контрольно-счетных органов на информацию влечет за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.

6. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль в следующих формах:

ü  предварительный контроль — при подготовке экспертных заключений по проекту соответствующего бюджета, бюджетов и смет внебюджетных фондов, проектов отраслевых программ и других нормативно-правовых актов соответствующих органов законодательной и исполнительной власти, затрагивающих бюджетные и финансовые вопросы;

ü текущий контроль — при проведении проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета;

ü последующий контроль — путем проведения внешнего аудита отчета об исполнении соответствующего бюджета, смет государственных внебюджетных фондов и итогов выполнения отраслевых программ.

Министерство финансов РФ, его полномочия и функции в области бюджетного контроля

Министерство финансов РФ (Минфин России) — федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.

a) подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

b) участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

c) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

d) участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета и т.д.

a) организует работу по составлению проекта федерального бюджета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

b) представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

c) осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

d)  разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

Читать также:  ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

e)  осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий и т.д.

Минфин — федеральный
орган исполнительной власти, который
обеспечивает проведение единой
финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ. Задачи, функции,
права Минфина РФ определены в Положении
принятом правительством РФ №329 от
30.06.2004 года. По конкретным направлениям
деятельности в структуре Минфина РФ
создаются подразделения (департаменты)

На него возложены
следующие задачи:

— разработка и
реализация единой государственной
финансовой политики; составление
проекта и исполнение государственного
бюджета; осуществление финансового
контроля за рациональным и целевым
расходованием бюджетных средств и
средств федеральных бюджетных фондов;-
обеспечение устойчивости государственных
финансови осуществление мер по развитию
рынка.

Деятельность
Министерства финансов РФ определяется
и регулируется положением «О
Министерстве финансов» утвержденным
постановление Правительства РФ.

Центральный аппарат
Министерства финансов включает следующие
подразделения:

1) Департамент
бюджетной политики – составляет проект
бюджета и организует его исполнение.2)
Департамент отраслевого финансирования
– определяет направление финансирования
отдельных отраслей промышленности,
АПК, выделение инвестиций, финансирование
транспорта, связи.3) Департамент
межбюджетных отношений – регулирует
взаимоотношения с бюджетами субъектов
федерации.4) Департамент управления
государственным внутренним долгом –
занимается эмиссией внутренних
государственных займов, выплатой
процентов и погашением.5) Департамент
управления государственным внешним
долгом – производит выпуск внешних
займов и их погашение.6) Департамент
аудита.7) Департамент бухгалтерского
учета и отчетности –.) 8) и другие
департаменты.

Федеральные службы,
подведомственные Минфину РФ:

Федеральная служба
финансово – бюджетного надзора

Федеральная служба
страхового надзора

Статья 165. Бюджетные
полномочия Министерства финансов
Российской Федерации

Министерство финансов
Российской Федерации обладает следующими
бюджетными полномочиями:

  • на основании и во
    исполнение настоящего Кодекса, иных
    актов бюджетного законодательства
    Российской Федерации, актов Президента
    Российской Федерации и Правительства
    Российской Федерации принимает
    нормативные акты в установленной сфере
    деятельности;

  • организует составление
    и составляет проект федерального
    бюджета, представляет его в Правительство
    Российской Федерации, принимает участие
    в разработке проектов бюджетов
    государственных внебюджетных фондов
    Российской Федерации;

  • осуществляет
    методологическое руководство в области
    составления и исполнения бюджетов
    бюджетной системы Российской Федерации;

  • разрабатывает и
    представляет в Правительство Российской
    Федерации основные направления бюджетной
    и налоговой политики;

  • ведет реестр
    расходных обязательств Российской
    Федерации;

  • разрабатывает
    прогноз основных параметров бюджетов
    бюджетной системы Российской Федерации,
    в том числе прогноз консолидированного
    бюджета Российской Федерации;

  • получает от
    федеральных органов исполнительной
    власти, органов исполнительной власти
    субъектов Российской Федерации, органов
    управления государственными внебюджетными
    фондами Российской Федерации и органов
    (должностных лиц) местных администраций
    муниципальных образований материалы,
    необходимые для составления проекта
    федерального бюджета, прогноза основных
    параметров бюджетов бюджетной системы
    Российской Федерации и прогноза
    консолидированного бюджета Российской
    Федерации;

  • проектирует
    предельные объемы бюджетных ассигнований
    по главным распорядителям средств
    федерального бюджета либо субъектам
    бюджетного планирования;

  • разрабатывает по
    поручению Правительства Российской
    Федерации программу государственных
    внутренних заимствований Российской
    Федерации, условия выпуска и размещения
    государственных займов Российской
    Федерации, выступает в качестве эмитента
    государственных ценных бумаг Российской
    Федерации, проводит государственную
    регистрацию условий эмиссии и обращения
    государственных ценных бумаг субъектов
    Российской Федерации и муниципальных
    ценных бумаг;

  • осуществляет по
    решению Правительства Российской
    Федерации сотрудничество с международными
    финансовыми организациями;

  • разрабатывает по
    поручению Правительства Российской
    Федерации программу государственных
    внешних заимствований Российской
    Федерации и является уполномоченным
    Правительством Российской Федерации
    федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим государственные
    внутренние и внешние заимствования,
    разрабатывает программу государственных
    гарантий Российской Федерации в
    иностранной валюте и программу
    государственных гарантий Российской
    Федерации в валюте Российской Федерации;

  • представляет
    Российскую Федерацию в договорах о
    предоставлении государственных гарантий
    Российской Федерации;

  • представляет
    Правительство Российской Федерации
    на переговорах о предоставлении
    государственных гарантий Российской
    Федерации и предоставляет (выдает) от
    имени Российской Федерации государственные
    гарантии Российской Федерации;

  • ведет Государственную
    долговую книгу Российской Федерации;

  • учитывает
    представляемую органами, ведущими
    государственные долговые книги субъектов
    Российской Федерации, информацию о
    долговых обязательствах, отраженных
    в соответствующих государственных
    долговых книгах субъектов Российской
    Федерации и муниципальных долговых
    книгах муниципальных образований;

  • осуществляет
    управление государственным долгом и
    государственными финансовыми активами
    Российской Федерации на основании
    полномочий, предоставленных Правительством
    Российской Федерации;

  • организует исполнение
    федерального бюджета, устанавливает
    порядок составления и ведения сводной
    бюджетной росписи федерального бюджета,
    бюджетных росписей главных распорядителей
    средств федерального бюджета и кассового
    плана исполнения федерального бюджета;

  • устанавливает
    порядок составления и ведения бюджетных
    смет федеральных бюджетных учреждений;

  • устанавливает
    порядок ведения сводного реестра
    главных распорядителей, распорядителей
    и получателей средств федерального
    бюджета, главных администраторов и
    администраторов доходов федерального
    бюджета, главных администраторов и
    администраторов источников финансирования
    дефицита федерального бюджета;

  • составляет и ведет
    сводную бюджетную роспись федерального
    бюджета и представляет ее в Федеральное
    казначейство;

Статья 166; Исключительные
полномочия руководителя Министерства
финансов Российской Федерации

1. Руководитель
Министерства финансов Российской
Федерации (далее в настоящем Кодексе —
министр финансов) имеет исключительное
право:

утверждать сводную
бюджетную роспись федерального бюджета;

вносить изменения
в сводную бюджетную роспись федерального
бюджета;

утверждать лимиты
бюджетных обязательств для главных
распорядителей средств федерального
бюджета;

вносить изменения
в лимиты бюджетных обязательств;

давать разрешение
на предоставление бюджетных кредитов
из федерального бюджета;

абзац утратил силу
с 1 января 2008 года. — Федеральный закон
от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

2. Министр финансов
имеет право запретить главным
распорядителям средств федерального
бюджета изменять целевое назначение
бюджетных ассигнований и (или) лимитов
бюджетных обязательств, в том числе на
основании представления Счетной палаты
Российской Федерации или Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора,
свидетельствующего о нарушении бюджетного
законодательства Российской Федерации
главным распорядителем средств
федерального бюджета.

3. Министр финансов
имеет право назначить в федеральные
органы исполнительной власти и бюджетные
учреждения уполномоченных по федеральному
бюджету при установлении случаев
нецелевого использования бюджетных
средств.

К уполномоченному
по федеральному бюджету переходят все
полномочия главного распорядителя,
распорядителя и получателя средств
федерального бюджета.

4. Министр финансов
Российской Федерации имеет право
запретить получателю средств федерального
бюджета осуществление отдельных
расходов.

Основаниями для
применения указанного запрета является
представление Счетной палаты Российской
Федерации или Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора,
свидетельствующее о нарушении бюджетного
законодательства Российской Федерации.

5. Министр финансов
имеет право выносить главным распорядителям
средств федерального бюджета и органам
управления государственными внебюджетными
фондами Российской Федерации обязательные
для исполнения предписания о ненадлежащем
исполнении бюджета (организации
бюджетного процесса).

(в ред. Федерального закона
от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:


на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;


организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;


осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;



разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления
бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 28.03.2017 N 48-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



ведет реестр
расходных обязательств Российской Федерации, а также утверждает порядок
, формы
и сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 02.08.2019 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;



получает от федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 14.04.2023 N 128-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования;



разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями;


разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации;

Читать также:  ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ САМАРА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ИНН


представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации;



представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 02.11.2007 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


ведет Государственную долговую книгу
Российской Федерации;


учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;


осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации;



организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядки
составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета;

(в ред. Федерального закона
от 14.11.2017 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)




устанавливает порядок
составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок
формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, порядок
составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ
, от 26.07.2019 N 199-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



устанавливает порядок
формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных указанным порядком;

(в ред. Федерального закона
от 28.12.2013 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство;

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;



устанавливает единую методологию бюджетной классификации
Российской Федерации, бюджетной отчетности
, методологию порядка
формирования информации по статистике государственных финансов;

(в ред. Федерального закона
от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;




утверждает коды
бюджетной классификации Российской Федерации, порядок
ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования;

(абзац введен Федеральным законом
от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 434-ФЗ
, от 27.12.2019 N 479-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);


направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета);


устанавливает порядок представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

(абзац введен Федеральным законом
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)



обеспечивает предоставление бюджетных кредитов, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6
настоящего Кодекса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)






осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок
формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2017 N 178-ФЗ
, от 27.12.2019 N 479-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)



устанавливает единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)



абзац утратил силу. — Федеральный закон
от 26.07.2019 N 199-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции
)


осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету
и отчетности
юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;




осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке
, определяемом Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ
, от 29.07.2017 N 262-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130
настоящего Кодекса;



в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при предоставлении государственной гарантии Российской Федерации осуществляет проверку (анализ) финансового состояния принципала, проверку достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона
от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


устанавливает основания, порядок
и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц;


устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;




осуществляет нормативное и методическое обеспечение
деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований;

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ
, от 14.04.2023 N 128-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)




осуществляет нормативное и методическое обеспечение
осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита, проведения финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента, а также осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля;

(в ред. Федерального закона
от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке
, предусмотренном настоящим Кодексом;


представляет в судах интересы Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) иными нормативными правовыми актами;

(абзац введен Федеральным законом
от 04.06.2018 N 142-ФЗ)


определяет состав
и устанавливает порядок
размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок
его создания и ведения;

(абзац введен Федеральным законом
от 07.05.2013 N 104-ФЗ)




формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета, а также перечень источников доходов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом
от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 479-ФЗ
, от 01.07.2021 N 244-ФЗ
)

(см. текст в предыдущей редакции
)


устанавливает федеральные стандарты
внутреннего финансового аудита;

(абзац введен Федеральным законом
от 26.07.2019 N 199-ФЗ)



устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным

законом
от 22.10.2014 N 311-ФЗ; в ред. Федерального закона
от 27.12.2019 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции
)


устанавливает перечень
платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

(абзац введен Федеральным законом
от 27.12.2018 N 504-ФЗ)


осуществляет методическое обеспечение
планирования и исполнения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в целях реализации инициативных проектов, а также формирования финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) информации о соответствующем бюджете в доступной и понятной для граждан форме;

(абзац введен Федеральным законом
от 20.07.2020 N 216-ФЗ)


осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *