Целью управления государственными финансами является определения регламента процесса управления

Понятие, сущность и функции управления государственными финансами

При Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Государственные и муниципальные финансы»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»

«Организация управления государственными финансами в Российской Федерации»

Студент группы ОС3-1

Нгуен Дык Ань

к.э.н. Гурович Андрей Михайлович

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИИ.. 4

1.1 Понятие, сущность и функции управления государственными финансами 4

1.2 Формы и методы управления государственными финансами. 8

1.3 Характеристика сфер и звеньев управления финансами государства 15

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 21

2.1 Система управления государственными финансами. 21

2.2 Особенности развития финансовой политики государства. 24

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 29

3.1 Современные проблемы управления государственными финансами 29

3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления государственными финансами. 33

Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).

Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Все выше сказанное подтверждает, что выбранная тема актуальна на сегодняшний день.

Объект исследования – государственный финансы.

Предмет исследования – управления государственными финансами в России.

Цель курсовой работы – рассмотреть систему управления государственными финансами в России и предложить пути по ее совершенствованию.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретико-методологические основы управления государственными финансами в России;

— изучить организацию управления государственными финансами в Российской Федерации;

— рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы управления государственными финансами в Российской Федерации.

Методами исследования в курсовой работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.

Источниками информации для написания курсовой работы послужили: нормативные правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, интернет – источники.

Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы. Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства. Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.

— разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

— поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

— финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

— регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

— осуществление мер по охране окружающей среды.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

-зависимость от конечной цели;

-макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

-соответствие интересам всех членов общества;

-использование экономических законов;

-учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную, действующие не изолированно, а в единстве. Эти функции используются государством, местным самоуправлением и хозяйствующими субъектами при осуществлении ими финансовой деятельности. Реализуя функции финансов, хозяйствующие субъекты, государство и местное самоуправление формируют фонды денежных средств, необходимые как для развития самого хозяйствующего субъекта, так и для удовлетворения общегосударственных потребностей или потребностей в пределах местного самоуправления. Направления и формы реализации функций финансов определяются при осуществлении финансовой деятельности, т.е. действий хозяйствующих субъектов, государства, местного самоуправления по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств.

— налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

— государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

— регулирование или контроль посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

— установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий)

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

Функциональное назначение – состоит в исполнении каждым звеном экономической системы собственных задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, юридическими лицами и населением; деньги организаций выражают отношения по созданию и применению валютных фондов созданных для обеспечения изначальных потребностей общественного воспроизводства).

Единство финансовой системы – предопределяется единой финансовой и политической основой страны. Это обуславливает общую экономическую политику, проводимую государством через централизованные экономические органы и общие цели. Управление всеми звеньями происходит на базе общих законодательных и нормативных актах.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.

Классификация финансовПравить

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта 1. Государство должно совершенствовать систему отношений, при­званных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально—экономического развития общества, осуществлять кон­троль за рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами — сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем2. Управляющая система — «финансовая систе­ма-» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управ­ляемая система — «система финансов» — совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Читать также:  КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Финансовая политика1 — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использо­вания финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реали­зуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

• управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;

• общность функций всех финансовых учреждений;

общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

Основными методологическими принципами проведения фи­нансовой политики, т. е. управления финансами, являются:

• зависимость от конечной цели; ‘

• макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хо­зяйства;

• соответствие интересам всех членов общества;

• использование экономических законов;

• учет внутренних и внешних экономических условий на осно­ве реальных возможностей.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэко­номической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов, общества.

Конкретными методами и формами управления финансами

• финансовое планирование;

• финансовое регулирование;

• финансовый контроль;

• принятие финансового законодательства;

• система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Система управления финансами представлена на рис. 2.1.1. В результате действия финансовой политики осуществляется пере­распределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней раз­вития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйству­ющих субъектов.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

• Президент Российской Федерации (администрация Прези­дента) — регламентирует деятельность финансовой систе­мы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

• Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финан­совое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).

• Правительство Российской Федерации — рассматривает фе­деральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реали­зацию финансовой политики, является Министерство фи­нансов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

• Министерство финансов Российской Федерации:

— осуществляет методическое руководство в сфере финансо­вого планирования и финансирования отраслей хозяй­ства;

— организует разработку федерального бюджетного плана;

— принимает активное участие (совместно с Министерст­вом экономики Российской Федерации) в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложе­ны организация исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

• получать от министерств, ведомств, предприятий, учрежде­ний материалы, необходимые для составления и исполне­ния бюджетного плана;

• ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

• проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Министерство государственного имущества РФ организует уп­равление государственным имуществом-с целью получения дохо­дов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует дея­тельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и фи­нансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует дея­тельностью других кредитных институтов.

Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Рос­сийской Федерации, ее основным назначением является кон­троль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собра­нию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Го­сударственной Думой на 6 лет.

Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно—территориальных и муниципальных образова­ниях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

2. Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на буду­щее. Можно подвести понятие «планирование» под более общее определение через «планомерность», которая означает объектив­ную необходимость и возможность согласования деятельности хо­зяйствующих субъектов. А именно, планирование — это практиче­ская реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности1. При­менительно к финансовому планированию —это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность — рациональное соотношение ме­жду величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по пред­приятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотноше­ния может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показате­лях плана социально-экономического развития, направлено на ко­ординацию деятельности всех органов финансовой системы. От­носительная обособленность отдельных звеньев системы финан­сов предопределяет необходимость разработки системы финансо­вых планов, отражающих:

• особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

• отраслевое и территориальное перераспределение финансо­вых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его обра­зования и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязатель­ного медицинского страхования, Государственного фонда занято­сти населения РФ. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты тру­да. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, вне­бюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образова­ний и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъ­ектов страховой фонд формируется и используется в плановом по­рядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхо­вателям. План образования и использования страхового фонда по­зволяет более маневренно и эффективно использовать средства. . Важное место в обеспечении пропорциональности и сбаланси­рованности общественного воспроизводства, регулировании де­нежного обращения занимаетСводный финансовый баланс госу­дарства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Эти документы разрабатываются Министерством экономики РФ при активном участии Министерства финансов РФ и других подразделений фи­нансовой системы. В балансе отражается формирование и исполь­зование ресурсов, планируемых в составе бюджетного фонда, вне­бюджетных фондов, страхового фонда, кредитного фонда, денеж­ных фондов предприятий и организаций, денежных средств граж­дан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов федерации, местных адми­нистраций; эффективно и обоснованно перераспределить средст­ва между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансо­вый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджет­ного и кредитного планов и других финансовых планов. 1 Непосредственно взаимосвязанным со сводным финансовым балансом является другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения. В нем отражается движение де­нежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме:

• заработная плата; ,

• доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

• пенсии и пособия;

• доходы от обмена товарами между группами населения;

• оплата товаров и услуг;

• налоги и добровольные взносы;

• сбережения во вкладах и займах.

Баланс определяет пропорции между доходами и расходами на­селения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим ба­ланс денежных доходов и расходов населения имеет большое зна­чение для планирования наличного денежного оборота, рознично­го товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам федерации Минис­терством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов финансовой системы.

Читать также:  ОТЗЫВЫ О ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ 89 ОТЗЫВОВ

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общест­ва. Целью финансового прогнозирования является определение ре­ально возможного объема финансовых ресурсов, источников фор­мирования и их использования в прогнозируемом периоде. Про­гнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, фор­мы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение раз­личных методов:

• построение эконометрических моделей, описывающих дина­мику показателей финансовых планов в зависимости от фак­торов, определяющих (влияющих на) экономические про­цессы;

• корреляционно-регрессионный анализ;

• метод непосредственной экспертной оценки. Финансовое программирование — метод финансового планирова­ния^. использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достиже­ния, предполагает:

• установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

• повышение эффективности расходования государственных средств;

• прекращение финансирования в соответствии с выбором

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциаль­ные потери от недостижения цели. Программирование, как важ­ный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мёр в об­ласти финансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

1. Каково назначение финансового планирования ?

2. Какие методы финансового планирования применяются в на­стоящее время?

3. Какие планы входят в Систему финансовых планов?

4. Почему «бюджетный план» является центральным в системе финансовых планов ?5. Какова роль финансового прогнозирования и финансового про­граммирования ?

Финансы государстваПравить

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении.

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

Личные финансыПравить

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

  • заработок;
  • причитающиеся пенсии и компенсации;
  • доход от банковских вкладов;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости;
  • доход от имеющихся ценных бумаг;
  • доход от авторских прав и лицензий;
  • прочие доходы.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

  • налоги;
  • оплата жилья и коммунальных услуг;
  • оплата питания;
  • медицинские услуги (в том числе медицинское страхование);
  • погашение кредитов;
  • покупка товаров длительного пользования;
  • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.);
  • отчисления на пенсионные накопления;
  • инвестиции;
  • прочие расходы.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Финансовые рынкиПравить

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

  • Фондовый рынок
  • Срочный рынок
  • Валютный рынок (Forex)
  • Денежный рынок (рынок денежных средств)

Особенности управления госфинансами

Управление финансами – это действия государства, которые связаны с осуществлением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства. Финансы необходимы правительству для реализации собственных целей и задач и выполнения функций и обязательств перед целевой аудиторией.

Система управления государственными финансами является составной частью экономической правительства, которая основана на тщательно запланированном курсе экономического развития.

Для эффективного руководства финансами следует обеспечить взаимодействие трех элементов: политика налогообложения; бюджетная политика; кредитно-денежная деятельность.

Основными инструментами управления финансами государства являются: принятие государственного бюджета; отчет о выполнении госбюджета; специальные финансовые законы; наличие госдолга, размер которого устанавливается правительством; принятие и отмена различных видов налогообложения.

Управление финансами осуществляют специальные органы посредством особых приемов и методов, а также разнообразных санкций и стимулов. Основными органами управления госфинансами считаются законодательные или общие институты и органы оперативного управления.

Читать также:  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ ЯВЛЯЮТСЯ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Финансовая экономикаПравить

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка — определение реальной ценности актива
    Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
  • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
  • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
  • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    ТоварыАкцииОблигацииИнструменты валютного рынкаПроизводные ценные бумаги
  • Товары
  • Акции
  • Облигации
  • Инструменты валютного рынка
  • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

Царь Мидас на золотой монете

Теория структуры капитала и дивидендной политики

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами?

Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

Финансы предприятийПравить

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *