ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Централизованные
финансы – это подсистема финансовых
отношений относительно формирования
централизованных денежных фондов,
которые сосредоточиваются в институтах
государственных органов власти для
выполнения государством своих функций,
а именно: административной, оборонной,
социально-экономической и правовой.

К этой сфере
принадлежат: государственный бюджет,
местные бюджеты (финансы местных органов
власти), государственные внебюджетные
целевые фонды, государственный кредит,
финансы государственных и муниципальных
предприятий.

Главным звеном
централизованных финансов является
бюджетная система, которая организационно
зависит от формы государственного строя
и, как правило, состоит из государственного
и местных бюджетов.

Государственный
бюджет – это главный централизованный
фонд денежных средств государства,
инструмент перераспределения национального
дохода.

Главными доходами
государственного бюджета являются
налоги, основными из которых являются:
налог на доходы физических лиц, налог
на прибыль предприятий, налог на
добавленную стоимость, акцизный сбор,
пошлина.

Основные расходы
государственного бюджета:

— расходы, связанные
с политическими функциями государства
(содержания армии, государственного
аппарата управления и власти);

— расходы на
социальные потребности (образование,
наука, здравоохранение, социальное
страхование и обеспечение);

— расходы, связанные
с экономическими функциями государства
(государственные инвестиции в отрасли
экономической инфраструктуры, субсидии
частному капиталу и государственным
корпорациям, расходы на внешнеэкономическую
деятельность и др.).

Местные бюджеты
(местные финансы) обеспечивают региональные
потребности в финансовых ресурсах,
имеют полную самостоятельность
(собственные и закрепленные доходные
источники и право определения направлений
их использования). В местных бюджетах
большая частица расходов направляется
на социальные потребности. Местные
бюджеты получают необходимые им
дополнительные средства в виде субсидий,
субвенций, дотаций из государственного
бюджета, а также путем выпуска ссуд под
определенные государственные обязательства
– муниципальные облигации.

Государственные
внебюджетные целевые фонды имеют целевое
назначение. Они используются для
расширения объема социальных услуг
населению, развития отраслей инфраструктуры,
предоставления общественной помощи
неработоспособным и малообеспеченным
гражданам.

Государственный
кредит непосредственно связан с бюджетным
дефицитом и является источником его
покрытия. Государственный кредит — это
совокупность экономических отношений,
которые возникают между государством
как заемщиком и кредиторами — физическими
или юридическими лицами (частными,
финансово-кредитными учреждениями,
корпорациями, иностранными правительствами
и международными финансовыми организациями)
в процессе формирования общегосударственного
фонда их ресурсов.

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды
– это средства государства, которые
имеют целевое назначение и не включаются
в государственный бюджет, находятся в
распоряжении центральных и местных
органов власти и являются составляющей
финансовых ресурсов местного уровня.

В настоящее время
роль внебюджетного фонда выполняют
обязательства налогоплательщика по
единому социальному взносу.

Единый
социальный взнос

на общеобязательное государственное
социальное страхование – консолидированный
страховой взнос на Украине, сбор которого
осуществляется в системе общеобязательного
государственного социального страхования
в обязательном порядке и на регулярной
основе. Основные положения, определяющие
порядок сбора ЕСВ, установлены Законом
Украины «О сборе и учете единого
взноса на общеобязательное государственное
социальное страхование» № 2464-VI от
8.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый
социальный взнос подлежит уплате в
Пенсионный фонд Украины. Он заменил
собой четыре ранее существовавших
обязательных государственных социальных
сбора: пенсионный, «безработицу»,
соцстрах (больничные), «несчастный
случай». Ставки ЕСВ дифференцированы
в зависимости от вида плательщика, а
также в зависимости от классов
профессионального риска вида деятельности.
В частности, для физических
лиц-предпринимателей он составляет
34,7%.
Для юридических лиц ставка единого
социального взноса определяется в
зависимости от класса предприятия,
присвоенного одновременно при регистрации
в Едином государственном реестре
юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей.

    Централизованные 
бюджетные фонды – 
экономические 
денежные отношения, связанные с 
формированием и использованием
фондов денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной 
бюджетной системе и 
правительственных
внебюджетных фондах.

    К централизованным
фондам денежных средств, или централизованным
финансам, относятся денежные средства,
поступающие в распоряжение государства
как властвующего субъекта. К ним относятся
прежде всего все средства, аккумулируемые
в бюджетной системе государства, централизованные
внебюджетные фонды государства, государственное
страхование — имущественное и личное,
кредит (государственный и банковский).
Централизованные бюджетные фонды

создаются путем распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в отраслях
материального производства. 

    Все централизованные 
бюджетные фонды можно поделить
на:

    К
целевым относятся следующие бюджетные
фонды:

   
Инвестиционный фонд РФ;

   
Дорожные фонды РФ .

 

    Инвестиционный 
фонд Российской Федерации

 

     Инвестиционный 
фонд Российской Федерации — часть средств 
федерального бюджета, подлежащая использованию 
в целях реализации инвестиционных
проектов, осуществляемых на принципах
государственно-частного партнерства.

     Бюджетные
ассигнования Инвестиционного фонда 
Российской Федерации, не использованные
в текущем финансовом году, направляются
на увеличение размера Инвестиционного 
фонда Российской Федерации в очередном
финансовом году и плановом периоде.

формирования и использования
бюджетных ассигнований Инвестиционного
фонда Российской Федерации устанавливается
Правительством Российской Федерации.

     Дорожный 
фонд Российской Федерации.

 

     Дорожный 
фонд — часть средств бюджета, подлежащая
использованию в целях 
финансового 
обеспечения дорожной деятельности
в отношении автомобильных 
дорог 
общего пользования.

     Базовый
объем бюджетных ассигнований Федерального
дорожного фонда на 2011 год устанавливается
в размере 254 100 000,0 тыс. рублей.

     Порядок
формирования и использования бюджетных 
ассигнований Федерального дорожного 
фонда устанавливается 
Правительством
Российской Федерации.

     Бюджетные
ассигнования Федерального дорожного 
фонда, не использованные в текущем 
финансовом году, направляются на увеличение
бюджетных ассигнований Федерального
дорожного фонда в очередном 
финансовом году.

 

     Дорожный 
фонд субъекта Российской Федерации

 

     Дорожный
фонд субъекта Российской Федерации создается
законом субъекта РФ (за исключением закона
субъекта о бюджете). Объем бюджетных ассигнований
дорожного фонда субъекта утверждается
законом о бюджете субъекта РФ на очередной
финансовый год (очередной финансовый
год и плановый период) в размере не менее
прогнозируемого объема доходов бюджета
субъекта от:

     — акцизов 
на автомобильный бензин, прямогонный 
бензин, дизельное топливо, моторные 
масла для дизельных и 
карбюраторных 
(инжекторных) двигателей, производимые
на территории РФ, подлежащих зачислению
в бюджет субъекта РФ;

    К
фондам, образованным в составе расходов
бюджета, можно отнести: фонды финансовой
поддержки; резервные фонды органов исполнительной
власти и местного самоуправления.

    Фонды
финансовой поддержки были образованы
в составе федерального бюджета РФ для
достижения целей государства на определенном
этапе развития экономики.

    Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ

    Федеральный
фонд финансовой поддержки субъектов
РФ(ФФПС). ФФПС был создан в составе федерального
бюджета в соответствии с Указом Президента
в 1993 году и является основным по значению
и по объему механизма перераспределения
части средств федерального бюджета между
субъектами Федерации, а также важным
инструментом межбюджетного регулирования.
Федеральный фонд финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации образуется
за счет дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации.

    Дотации
– межбюджетные трансферты, предоставляемые
на безвозмездной и безвозвратной основе
без установления направлений и (или) условий
их использования.

 

    Федеральный
фонд софинансирования расходов

 

    Федеральный
фонд софинансирования расходов образуется
в составе федерального бюджета в целях
софинансирования расходных обязательств,
возникающих при выполнении полномочий
органов государственной власти субъектов
РФ по предметам ведения данных субъектов
и предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов, и расходных
обязательств по выполнению полномочий
органов местного самоуправления в вопросах
местного значения. Фонд образуется в
результате предоставления субсидий.
Субсидии – межбюджетные трансферты,
предоставляемые бюджетам субъектов РФ
в целях софинансирования расходных обязательств,
возникающих при выполнении полномочий
органов государственной власти субъектов
РФ по предметам ведения субъектов РФ
и по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ, и расходных
обязательств по выполнению полномочий
органов местного самоуправления по вопросам
местного значения.

 

    Федеральный
фонд компенсаций.

 

    Совокупность
субвенций бюджетам субъектов Российской
Федерации из федерального бюджета образует
Федеральный фонд компенсаций. Под субвенциям
бюджетам субъектов РФ из федерального
бюджета понимаются межбюджетные трансферты,
предоставляемые бюджетам субъектов РФ
в целях финансового обеспечения расходных
обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных
образований, возникающих при выполнении
полномочий Российской Федерации, переданных
для осуществления органам государственной
власти субъектов РФ и (или) органам местного
самоуправления в установленном порядке.
Субвенции из Федерального фонда компенсаций
распределяются между субъектами РФ согласно
методике, утверждаемой Правительством
РФ в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса РФ, федеральных законов и нормативных
правовых актов Президента и Правительства
Российской Федерации.

 

     Резервные
фонды исполнительных органов государственной 
власти (местных администраций)

 

     В
расходной части бюджетов бюджетной 
системы Российской Федерации (за исключением 
бюджетов государственных внебюджетных
фондов) предусматривается создание
резервных фондов исполнительных органов 
государственной власти (местных 
администраций) — резервного фонда Правительства
Российской Федерации, резервных фондов
высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
резервных фондов местных администраций.

     В
расходной части бюджетов бюджетной 
системы Российской Федерации запрещается
создание резервных фондов законодательных
(представительных) органов и депутатов
законодательных (представительных) органов.

     Размер 
резервных фондов исполнительных органов 
государственной власти (местных 
администраций) устанавливается законами
(решениями) о соответствующих бюджетах
и не может превышать 3 процента утвержденного
указанными законами (решениями) общего
объема расходов.

     Средства 
резервных фондов исполнительных органов 
государственной власти (местных 
администраций) направляются на финансовое
обеспечение непредвиденных расходов,
в том числе на проведение аварийно-восстановительных
работ и иных мероприятий, связанных с
ликвидацией последствий стихийных бедствий
и других чрезвычайных ситуаций.

     Бюджетные
ассигнования резервного фонда Правительства
Российской Федерации, резервного фонда
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации,
резервного фонда местной администрации,
предусмотренные в составе федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации, местного бюджета, используются
по решению соответственно Правительства
Российской Федерации, высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, местной администрации.

     Порядок
использования бюджетных 
ассигнований
резервного фонда Правительства Российской
Федерации, резервного фонда высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, резервного фонда
местной администрации, предусмотренных
в составе федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации, местного
бюджета, устанавливается соответственно
Правительством Российской Федерации,
высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации,
местной администрацией.

Читать также:  Госсовет России создал рабочую группу по финансам и экономике

     Отчет
об использовании бюджетных 
ассигнований
резервных фондов исполнительных органов 
государственной власти (местных 
администраций) прилагается к ежеквартальному 
и годовому отчетам об исполнении соответствующего
бюджета.

 

     Резервный
фонд субъекта Российской Федерации

 

     Законом
субъекта Российской Федерации (за исключением 
закона субъекта Российской Федерации 
о бюджете субъекта Российской Федерации)
может быть предусмотрено создание
Резервного фонда субъекта Российской
Федерации.

     В
случае создания Резервного фонда субъекта
Российской Федерации порядок формирования
и использования средств 
указанного
Фонда устанавливается законом 
субъекта Российской Федерации (за исключением 
закона субъекта Российской Федерации
о бюджете субъекта Российской Федерации).

     Резервный
фонд субъекта Российской Федерации 
представляет собой часть средств 
бюджета субъекта Российской Федерации,
предназначенную для исполнения
расходных обязательств субъекта Российской
Федерации в случае недостаточности доходов
бюджета субъекта Российской Федерации
для финансового обеспечения расходных
обязательств.

 

     Резервный
фонд Президента Российской Федерации

 

     Федеральным
бюджетом на очередной финансовый год 
и плановый период предусматривается
создание резервного фонда Президента
Российской Федерации в размере не более
1 процента утвержденных расходов федерального
бюджета.

     Средства 
резервного фонда Президента Российской
Федерации используются на финансовое
обеспечение непредвиденных расходов.

     Использование
бюджетных ассигнований резервного
фонда Президента Российской Федерации 
осуществляется на основании указов
и распоряжений Президента Российской
Федерации.

     Использование
бюджетных ассигнований резервного
фонда Президента Российской Федерации
на проведение выборов, референдумов,
освещение деятельности Президента Российской
Федерации не допускается.

 

     Резервный
фонд представляет собой часть средств 
федерального бюджета, подлежащих обособленному 
учету и управлению в целях осуществления
нефтегазового трансферта в случае недостаточности
нефтегазовых доходов для финансового
обеспечения указанного трансферта.

     Федеральным
законом о федеральном бюджете 
на очередной финансовый год и 
плановый период устанавливается нормативная
величина Резервного фонда в абсолютном
размере, определенном исходя из 10 процентов
прогнозируемого на соответствующий финансовый
год объема валового внутреннего продукта,
указанного в федеральном законе о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период.

     Резервный
фонд формируется за счет:

     нефтегазовых 
доходов федерального бюджета в 
объеме, превышающем утвержденную на
соответствующий финансовый год 
величину нефтегазового трансферта
при условии, что накопленный 
объем Резервного фонда не превышает
его нормативной величины;

Анализ
закономерностей развития финансов в
разных условиях общественного
воспроизводства свидетельствует о
наличии общих признаков в их содержании.
Это обусловлено сохранением объективных
причин и условий функционирования
финансов. Среди этих условий необходимо
выделить, прежде всего, развитие
товарно-денежных отношений и существование
государства как субъекта этих отношений.
В отличие от таких стоимостных категорий,
как например, деньги, кредит и другие,
финансы органически связаны с
функционированием государства.

В
то же время, общие признаки всех финансовых
отношений не исключают определенные
различия между ними.

В
связи с этим финансовая
система как экономическая категория

представляет собой совокупность
различных сфер (звеньев) финансовых
отношений, каждая из которых характеризуется
особенностями в формировании и
использовании фондов денежных средств,
различной ролью в общественном
воспроизводстве 1
.

Необходимо
иметь в виду, что в учебной и научной
литературе

термин
«финансовая
система»

рассматривается и как система
финансовых органов 2

и представляет собой в данном случае
совокупность специальных органов
исполнительной власти государства и
местного самоуправления, основной целью
создания и существования которых
является управление финансами для
создания необходимых условий
функционирования государства и местного
самоуправления, для решения различных
вопросов развития общества, в котором
действуют товарно-денежные отношения.

Таким
образом, финансовая система рассматривается
в двух смыслах: как экономическая
категория и как категория управленческая.
Думается, что
во втором случае правильнее говорить
о совокупности органов, осуществляющих
финансовую деятельность, так как подмена
понятий (финансов органами) ведет к
неточности и неясности предмета изучения.

Необходимо
отметить, что понятие «финансовая
система» относительно динамичное. Его
содержание менялось и уточнялось в
связи с изменением общественного строя
в России, а также по мере развития
финансовой науки.

Так,
за последние 20 лет в финансовой системе
Российской Федерации произошли
существенные изменения в связи с новыми
экономическими и политическими условиями
(переход к рыночным отношениям, распад
СССР, изменение федеративных отношений,
становление местного самоуправления
и др.). Они коснулись как состава финансовой
системы (появились новые институты),
так и содержания вошедших в нее звеньев,
их внутреннего строения и взаимодействия.
В связи с этим рассмотрим мнения различных
ученых по поводу трактовки финансовой
системы как экономической категории,
а также определения ее состава.

Итак,
Н. И.
Химичева

под финансовой
системой в экономическом аспекте

предлагает понимать внутреннее строение
финансов, совокупность входящих в них
взаимосвязанных звеньев (институтов),
каждое из которых представляет
специфическую группу финансовых
отношений. Материальное выражение
звеньев (институтов) финансовой системы
составляют соответствующие их специфике
денежные фонды – бюджетные, внебюджетные
и т.д.

На
современном этапе в
финансовую систему Российской Федерации,

по мнению данного автора, входят:

  1. бюджетная
    система, состоящая из государственных
    бюджетов (федерального и бюджетов
    субъектов РФ) и местных бюджетов
    муниципальных образований;

  2. внебюджетные
    целевые государственные и муниципальные
    (местные) фонды;

  3. финансы
    предприятий, организаций, учреждений;

По
мнению
А. М. Ковалевой финансовая система РФ
включает

следующие звенья финансовых отношений:
1) государственный бюджет; 2) внебюджетные
фонды; 3) государственный кредит; 4) фонды
страхования; 5) фондовый рынок; 6) финансы
предприятий различных форм собственности 1
.

В. Б.
Алексеев

характеризует
финансовую
систему

как совокупность финансовых институтов
в их взаимодействии, в которую входят:

  1. бюджетная
    система, состоящая из федеральных,
    региональных и местных бюджетов;

  2. государственные
    внебюджетные фонды, состоящие из
    бюджетов:

  • Фонда
    социального страхования РФ;

  • Федерального
    фонда обязательного медицинского
    страхования;

  1. бюджет
    территориальных государственных
    внебюджетных фондов – обязательного
    медицинского страхования;

  2. финансы
    предприятий, организаций, отраслей
    народного хозяйства;

  3. кредит
    – состоящий из государственного (т.е.
    добровольного платежа физических и
    юридических лиц государству на
    приобретение ценных бумаг, государственных
    займов, лотерейных билетов) и банковского
    кредита (где мобилизация денежных
    средств всей банковской системы
    используется как ресурс для кредитования
    добровольного вложения вкладчиков на
    условиях возвратности, срочности и
    возмездности, так и для расходования
    средств путем выдачи кредитов на тех
    же условиях);

  4. негосударственные
    фонды (федеральные, региональные),
    состоящие из фондов пенсионных,
    страховых, банковских и других
    общественных организаций, а также иных
    юридических лиц 2
    .

Ю. И.
Шуплецова

отмечает,
что финансовую
систему РФ

составляют

следующие фонды денежных средств и
соответствующие им правовые институты:
1) бюджетная система; 2) внебюджетные
фонды; 3) финансы организаций; 4) фонды
страхования; 5) государственный и
банковский кредит 1
.

В
настоящее время большинство
ученых включают в финансовую систему

(с некоторыми вариациями) следующие
относительно самостоятельные сферы и
звенья:


государственный и муниципальный кредиты;


государственные внебюджетные фонды;


финансы домашних хозяйств 2
.

Ю. А.
Крохина

характеризует
финансовую
систему государства

как систему форм и методов аккумулирования,
распределения и использования фондов
денежных средств государства, муниципальных
образований, а также предприятий,
учреждений, организаций, отраслей
народного хозяйства.

Каждое
звено финансовой системы характеризуется
тем, что обслуживает определенную сферу
распределения и перераспределения
национального дохода посредством
применения специфических форм и методов
аккумулирования и использования фондов
денежных средств государства и (или)
муниципальных образований. Названные
особенности лежат в основе различий,
имеющихся между отдельными звеньями
финансовых отношений. Каждое звено
финансовой системы определенным образом
влияет на публичную финансовую
деятельность и имеет свои функции.

В
настоящее время,

по мнению данного автора, финансовая
система Российской Федерации состоит
из следующих звеньев:

  1. бюджетная
    система, которую
    образуют федеральный бюджет, бюджеты
    субъектов РФ, местные бюджеты;

  2. кредит
    (государственный и муниципальный);

  3. финансы
    предприятий различных
    форм собственности, объединений,
    организаций, учреждений, отраслей
    народного хозяйства 3
    .

Наконец,
Е. Ю.
Грачева

под
финансовой
системой

Российской
Федерации

предлагает
понимать совокупность финансовых
институтов, каждый из которых способствует
образованию и использованию соответствующих
денежных фондов.

Совокупность
финансовых институтов, их взаимодействие
по созданию, распределению и использованию
фондов денежных средств образуют
финансовую систему, которая отражает
особенности развития государства в
условиях перехода к рынку.

Финансовую
систему,

по мнению данного автора, составляют

следующие
фонды денежных средств: 1) государственные
финансы; 2) финансы хозяйствующих
субъектов; 3) местные финансы; 4) фонды
страхования; 5) кредит (государственный
и банковский) 2
.

Каждый
институт финансовой системы подразделяется
на подинституты

в соответствии с внутренней структурой
содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

  • Так,
    государственные
    финансы

    включают в себя бюджеты всех уровней,
    в том числе государственные внебюджетные
    фонды (пенсионный, социального
    страхования, обязательного медицинского
    страхования).

Необходимо
отметить, что центральное
место в финансовой системе

Российской
Федерации занимает бюджетная
система.

Это самое мобильное звено финансовой
системы, на его долю приходится наибольший
денежный поток в стране.

Согласно
ст. 6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации 3

от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
(далее – БК
РФ) «бюджетная система Российской
Федерации –
основанная
на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая законодательством
Российской Федерации совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов». К
бюджетам бюджетной системы РФ относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; местные бюджеты
(в том числе: бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских муниципальных
образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений)
(ст.10 БК РФ).

Читать также:  Финансовый аналитик Диана Степанова, вице-президент Финансовой академии имени Плеханова, выделила пять заблуждений, которые приводят к упущенной выгоде

  Денежные
фонды
в форме федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и муниципальных образований,
входящие в состав бюджетной системы
РФ, необходимы для реализации
общегосударственных или территориальных
социально-экономических планов и
программ, обеспечения обороны и
безопасности страны. Кроме этого, они
служат финансовой базой самостоятельности
субъектов РФ, развития местного
самоуправления.

Частью
средств федерального бюджета являются
формируемые в нем фонды резервного
назначения (гл.13.2 БК РФ). Так, согласно
ст. 96.9 БК РФ резервный фонд представляет
собой часть средств федерального
бюджета, подлежащих обособленному
учету, управлению и использованию в
целях обеспечения сбалансированности
(покрытия дефицита) федерального бюджета.

Средствами
бюджетной системы выступают в основном
налоги и иные обязательные платежи
организаций и физических лиц. Для
привлечения средств используется также
внутригосударственный и внешний кредит
на возвратной основе.

Таким
образом, бюджетная система является
организационной формой функционирования
бюджета. Централизованный фонд денежных
средств является публично-правовой
категорией, имеет нормативное закрепление
и служит исключительно для выражения
интересов общества. Посредством
распределения денежных средств через
бюджетную систему государство финансирует
реализацию публичных функций. Бюджет
тесно взаимосвязан с остальными звеньями
финансовой системы, именно через
него
осуществляется финансовая политика
государства. Бюджетная система, таким
образом, выступает важным элементом
социально-экономической деятельности
государства.

Важное
предназначение бюджета подтверждается
уровнем его правового регулирования.
Особое внимание на бюджет как основной
финансовый план государства обращает
Конституция РФ, согласно которой
федеральный бюджет относится к
исключительной компетенции Российской
Федерации (п. «з» ст.71). Все федеральные
законы по вопросам федерального бюджета,
принятые Государственной Думой РФ,
подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации (п. «а» ст. 106).
Конституционные нормы возлагают
разработку и организацию исполнения
федерального бюджета на Правительство
РФ, которое составляет проект федерального
бюджета, а по окончании финансового
года направляет отчет о его исполнении
на рассмотрение Государственной Думы
(п. «а» ч.1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ
и муниципальных образований Конституция
РФ также отводит определенные нормы.

Внебюджетные
фонды



представляют
собой совокупность денежных средств,
обособленных от соответствующего
бюджета, имеющие собственные доходные
источники и предназначенные для
материального обеспечения строго
определенных публичных мероприятий.

Обособленные
от бюджета фонды имеют строго целевое
назначение для привлечения дополнительных
ресурсов в приоритетные отрасли
экономики, развития проблемных отраслей
инфраструктуры, выполнения социальных
программ. Отдельные полномочия публичной
власти требуют постоянного бесперебойного
финансирования, что не всегда можно
осуществить посредством распределения
денежных средств через бюджетную
систему.

Внебюджетные
фонды особенно важны для финансирования
социально значимых, но одновременно и
наиболее затратных государственных
потребностей (пенсионное обеспечение,
здравоохранение).

Внебюджетные
фонды образуются за счет внесения
обязательных платежей юридических и
физических лиц, а также из добровольных
перечислений.

Внебюджетные
фонды имеют определенные правовые
особенности, отличающие их от бюджетов 1
.

Необходимо
отметить, что внебюджетные
государственные и муниципальные целевые
фонды 1


новое звено финансовой системы России,
появившееся в начале 1990-х гг. Их появление
связано со специальными расходами
органов исполнительной власти для
финансирования важных социальных и
экономических мероприятий государства,
так как через государственный бюджет
не всегда удавалось проводить те или
иные программы. Первый государственный
внебюджетный фонд в России – Пенсионный
фонд РСФСР – был создан постановлением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря
1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР» 2
.

Государственные
внебюджетные фонды создавались как на
федеральном уровне, так и на уровне
субъектов РФ. Муниципальные образования
также могли создавать свои целевые
фонды.

В
настоящее время, согласно ст. 15 БК РФ
каждое
муниципальное образование имеет
собственный бюджет ( бюджет
муниципального образования (местный
бюджет)), который предназначен для
исполнения расходных обязательств
муниципального образования. 
Использование
органами местного самоуправления иных
форм образования и расходования денежных
средств для исполнения расходных
обязательств муниципальных образований
не допускается.

В
зависимости от целевого назначения
внебюджетные фонды можно классифицировать
на: экономические и социальные. Бюджетный
кодекс РФ определяет правовые основы
деятельности именно социальных
государственных внебюджетных фондов 3
,

а
именно:
Пенсионного фонда РФ, Фонда социального
страхования РФ, Федерального и
территориального фондов обязательного
медицинского страхования.

Правовой
статус данных фондов, порядок формирования
доходов и использования поступающих
средств закреплены в гл. 17 БК РФ и иных
нормативных правовых актах. 

Согласно
ст. 144 БК РФ в
состав бюджетов государственных
внебюджетных фондов входят бюджеты
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации и бюджеты
территориальных государственных
внебюджетных фондов. Бюджетами
государственных внебюджетных фондов
РФ являются: бюджет Пенсионного фонда
РФ; бюджет Фонда социального страхования
РФ; бюджет Федерального фонда обязательного
медицинского страхования. Бюджетами
территориальных государственных
внебюджетных фондов являются бюджеты
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования.

Цели
создания социальных государственных
внебюджетных фондов вытекают из положений
Конституции РФ. Так, например, согласно
ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. В
соответствии со ст.41 Основного закона
каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.

Таким
образом, можно сделать вывод о том, что
основными
целями создания социальных государственных
внебюджетных фондов

являются:

  • реализация
    конституционных прав граждан на
    социальное обеспечение по возрасту;

  • социальное
    обеспечение по болезни, инвалидности,
    в случае потери кормильца, рождения и
    воспитания детей и в иных случаях,
    предусмотренных законодательством РФ
    о социальном обеспечении;

  • охрана
    здоровья и получение бесплатной
    медицинской помощи.

  • Институт

    финансов
    хозяйствующих субъектов

    объединяет
    такие децентрализованные фонды, как
    финансы предприятий, организаций,
    функционирующих на коммерческой основе;
    финансы учреждений и некоммерческих
    организаций; финансы общественных
    организаций.

Финансы
предприятий, организаций, учреждений
являются самостоятельным
звеном финансовой системы и представляют
собой обо­собленные
денежные фонды, находящиеся в распоряжении
на­званных субъектов, используются
ими для выполнения своих функций и
задач.

Для
современных условий характерно
много­образие форм собственности, на
основе которых функционирует данное
звено финансовой системы. В нем выделяются
финансы
коммерческих и некоммерческих
организаций 1
.

Коммерческие
организации, в отличие от некоммерческих
организаций, преследуют извлечение
прибыли в качестве основной цели своей
деятельности. Некоммерческие организации
могут осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
они созданы, и соответствующую этим
целям.

Необходимо
отметить, что финансы предприятий
(хозяйствующих субъектов) – исходное
звено, основа всей финан­совой системы,
поскольку они непосредственно связаны
с матери­альным производством, в
процессе которого создается националь­ным
доход, затем распределяемый и
перераспределяемый посред­ством
финансовой системы. В своем материальном
выражении – это обособленные денежные
фонды различного назначения, созда­ваемые
на каждом конкретном предприятии и
используемые для развития производства
и социальных нужд его работников.

Особое
место занимают финансы совместных
предприятий, со­здаваемые на основе
сотрудничества и объединения средств
оте­чественных и иностранных
хозяйственных организаций, акционерных
обществ. Такие предприятия владеют
имуществом, находящимся в общем
распоря­жении партнеров, что
распространяется и на денежные фонды.
Доля средств, приходящаяся на российского
партнера, вливается в общий объем
финансовых ресурсов страны.

Помимо
финансов предприятий, действующих в
сфере матери­ального производства,
функционируют также финансы других
хозяйствующих субъектов, которые
занимаются предпринима­тельской
деятельностью в иных сферах. Это банки
и небанков­ские кредитные организации,
страховые компании, различные фонды и
иные организации, оказывающие услуги
и осущест­вляющие свою деятельность
на коммерческой основе 1
.

  • Местные
    финансы

    как
    самостоятельный институт финансовой
    системы

    включают
    в себя средства местного бюджета,
    государственные, муниципальные ценные
    бумаги, принадлежащие органам местного
    самоуправления, другие финансовые
    ресурсы. Местные финансы определяются
    как совокупность денежных средств,
    формируемых и используемых для решения
    вопросов местного значения. Формирование
    и использование местных финансов
    основываются на принципах самостоятельности,
    государственной финансовой поддержки,
    гласности и осуществляются в соответствии
    с Конституцией Российской Федерации,
    Федеральным законом от 6 октября 2003
    года №131–ФЗ «Об общих принципах
    организации местного самоуправления
    в Российской Федерации» 2
    (в ред. 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) (далее –
    Федеральный закон №131–ФЗ), а также
    другими нормативными правовыми актами.

  • Страхование

    может
    быть охарактеризовано как экономическая
    категория и как категория правовая.

Так,
страхование в экономическом аспекте

представляет
собой систему экономических отношений
по поводу образования централизованных
и децентрализованных денежных и
материальных фондов, необходимых для
покрытия непредвиденных нужд общества
и отдельных его членов.

С
материальной точки зрения страхование

выступает
в виде созданных денежных или материальных
фондов, которые используются для
возмещения ущерба, возникшего в
результате стихийных бедствий и других
непредвиденных обстоятельств 1
.

В
Законе
РФ от 27 ноября 1992 года №4015-1
«Об
организации страхового дела в Российской
Федерации» 2
(ред. от 28.06.2013) закреплено понятие
страхования в правовом аспекте.

Так, согласно ст. 2 страхование

— отношения по защите интересов физических
и юридических лиц, Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований при наступлении
определенных страховых случаев за счет
денежных фондов, формируемых страховщиками
из уплаченных страховых премий (страховых
взносов), а также за счет иных средств
страховщиков.

Страховая
деятельность (страховое дело) — сфера
деятельности страховщиков по страхованию,
перестрахованию, взаимному страхованию,
а также страховых брокеров, страховых
актуариев по оказанию услуг, связанных
со страхованием, с перестрахованием.

Читать также:  УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ И ВЫБОР БАНКА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

(см.
текст в предыдущей редакции)

Целью
организации страхового дела является
обеспечение защиты имущественных
интересов физических и юридических
лиц, Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований при наступлении страховых
случаев.

Страхование
осуществляется в форме добровольного
страхования и обязательного страхования
(ст.3).

В
сфере страховых отношений

каждое
из звеньев, представленное особой
отраслью страхования подразделяются,
по видам: 1) личное страхование; 2)
имущественное страхование; 3) страхование
ответственности; 4) страхование
предпринимательских рисков; 5)
перестрахование.

  • Институт
    кредитования 3

    образуют:
    1) банковский кредит 4
    ;
    2) государственный (муниципальный)
    кредит 5
    .

Банковский
кредит –

предоставление
банками собственных или привлеченных
средств во временное пользование на
условиях возвратности и, как правило,
с уплатой процента 4
.

Как
экономическая категория банковский
кредит 5

– это одна из форм движения ссудного
капитала, при которой временно свободные
денежные средства государства,
муниципальных образований, юридических
и физических лиц, аккумулированные
кредитными организациями, предоставляются
хозяйствующим субъектам (а также
гражданам) на условиях возвратности.

В
процессе осуществления банковской
деятельности, в том числе и банковского
кредитования, кредитные организации
образуют множество фондов денежных
средств, которые, по мнению большинства
ученых, занимающихся проблемами
финансового права, включаются в финансовую
систему России. Однако имеет место быть
и иная точка зрения, согласно которой
банковская система кредитования не
входит в финансовую систему Российской
Федерации. Как справедливо отмечает
Н. И. Химичева, данная позиция вряд ли
приемлема. Исключать фонды денежных
средств кредитных организаций из
финансовой системы общества даже при
ликвидации государственной монополии
в сфере банковской деятельности
необоснованно, так как данные фонды
кредитных организаций обеспечивают
сбалансированное движение соответствующих
денежных потоков в процессе воспроизводства
общественного продукта. Необходимо
учитывать при этом и фонды денежных
средств Центрального банка РФ и других
кредитных организаций, функционирующих
на праве государственной или муниципальной
собственности, которые включаются
соответственно в государственные или
местные финансы.

Под
государственным
кредитом

понимают, прежде всего, отношения,
приводящие к образованию государственного
долга.
Согласно ст. 97 БК РФ «к государственному
долгу Российской Федерации относятся
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими и юридическими
лицами Российской Федерации, субъектами
Российской Федерации, муниципальными
образованиями, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями,
иными субъектами международного права,
иностранными физическими и юридическими
лицами, возникшие в результате
государственных заимствований Российской
Федерации, а также долговые обязательства
по государственным гарантиям,
предоставленным Российской Федерацией,
и долговые обязательства, возникшие в
результате принятия законодательных
актов Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых
обязательств третьих лиц, возникших до
введения в действие настоящего Кодекса».

Наукой
финансового права государственный
(муниципальный) кредит и государ­ственный
(муниципальный) долг всегда рассматривались
как взаимозависимые яв­ления. Публичный
кредит и публичный долг следует
рассматривать в аспекте таких философских
категорий, как «причина» и «следствие».
Государственный долг (муниципальный
долг) – результат функционирования
государственного кредита (муниципального
кредита) и одно из его юридических
последствий.

Государственный
(муниципальный) кредит является составной
частью финансовой системы РФ. На­ряду
с другими способами он используется
для привлечения дополнительных де­нежных
средств в распоряжение государства
(муниципальных образований) и решения
различных финансовых проблем.

Как
экономи­ческая категория государственный
(муниципальный) кредит

представляет собой систему экономических
денежных отношений, возникающих в связи
с привлечением госу­дарством и
муниципальными образованиями на
добровольных и платных началах для
временного использования свободных
денежных средств организаций и физических
лиц в целях формирования ссудного
фонда 1
.

Вместе
с тем государственный (муниципальный)
кредит является самостоятельным
институтом финансового права и комплексным
институтом законодательства.

Как
правовая категория

государственный
кредит –

это
самостоятельный институт финансового
права, представляющий собой совокупность
финансово-правовых норм, регулирующих
общественные отношения, складывающиеся
в процессе привлечения государством
временно свободных денежных средств
юридических и физи­ческих лиц на
условиях добровольности, возвратности,
срочности и возмезд­ности в целях
покрытия бюджетного дефицита и
регулирования денежного обращения, а
также предоставления государством
денежных средств в кредит зарубежным
государствам и иным субъектам
международного права.

Специфика
финансовых правоотношений, складывающихся
в области государственного (муниципального)
кредита, заключается в том, что в названных
отношениях государство выступает в
роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря
на это, именно оно в одностороннем
порядке определяет условия проведения
государственных займов, предоставления
гарантий и т.д., что обусловлено
государственно-властным характером
финансово-правовых норм 2
.

Необходимо
отметить, что в настоящее время легального
определения государственного
(муниципального) кредита в законодательстве
Российской Федерации не закреплено.
Однако Бюджетный кодекс РФ содержит
определение бюджетного кредита. Так,
согласно ст. 6 БК РФ «бюджетный
кредит — денежные средства, предоставляемые
бюджетом другому бюджету бюджетной
системы Российской Федерации, юридическому
лицу (за исключением государственных
(муниципальных) учреждений), иностранному
государству, иностранному юридическому
лицу на возвратной и возмездной основах».
Ранее бюджетный кредит рассматривался
в качестве одной из ключевых форм как
государственного, так и муниципального
кредита.

Все
звенья (институты)

финансовой системы можно сгруппировать
в подсистемы.

Так, в зависимости от формы собственности
выделяют государственные, муниципальные
и частные финансы (иначе – финансы
государственные, муниципальные и
субъектов хозяйствования), или более
обобщенно – публичные
и частные финансы 1
.

Отличия
частных финансов от публичных он видел
в следующем:

  • Государство
    (публичная власть) вправе в принудительном
    порядке обеспечить свои доходы
    посредством системы налогового
    обложения. У частных же лиц такая
    возможность отсутствует, потому они
    могут оказаться не в состоянии выполнить
    свои обязательства.

  • Денежная
    система 1
    ,
    связанная с публичными финансами, в
    большей мере управляется государством
    и не зависит от воли частного лица,
    распоряжающегося своими финансами.

  • Публичные
    финансы направлены на обеспечение так
    называемого общего интереса, частные
    – на получение прибыли.

  • Размеры
    частных финансов намного меньше размеров
    финансов публичных 2
    .

Необходимо
констатировать, что каждое из звеньев
финансовой системы концентрирует
определенные финансовые отношения, в
рамках которых формируются и используются
соответствующие виды денежных
фондов (ресурсов)

в целях удовлетворения различных
общественных потребностей. Эти фонды
могут быть:

Так,
централизованные

денежные
средства

в
определенных территориальных пределах
(например, федеральный, республиканский,
областной бюджеты) используются для
удовлетворения общих нужд соответствующей
территории.

Иными
словами, к централизованным фондам
денежных средств, или централизованным
финансам, относятся денежные средства,
поступающие в распоряжение государства
как властвующего субъекта. К ним
относятся, прежде всего, все средства,
аккумулируемые в бюджетной системе
государства, государственных внебюджетных
фондах, средства государственного
страхования (имущественного и личного),
кредита (государственного и банковского).

В
отношении централизованных фондов
государство выступает полноправным
хозяином и может принудительно
обеспечивать свои доходы через систему
налогов, сборов, пошлин, эмиссии денег
и т.д.

К
децентрализованным

относятся денежные фонды предприятий,
организаций, учреждений, используемые
для производственных и социальных целей
в соответствии с предназначением
названных субъектов и в их масштабах.

Финансовые
отношения предприятий обладают
определенной самостоятельностью, не
имеют вертикального взаимодействия, а
после уплаты всех причитающихся
обязательных платежей предприятия
самостоятельно распоряжаются оставшейся
прибылью.

Целевыми

денежными
фондами, в отличие от бюджета, являются
внебюджетные государственные фонды
(Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и др.). В сравнении с ними государственный
или местный бюджет – денежный фонд
общего
назначения.

Урок 3. Финансовая система и финансовые организации

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи – для себя лично или серьезной дискуссии.

Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, вы сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил, или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит, и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Структура финансовой системы

Финансовая система
– это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова – это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же, как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно также и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: централизованные и децентрантрализованные финансы.

Далее мы рассмотрим эти два вида более подробно, а пока предлагаем вам решить этот кейс, чтобы вы могли посмотреть, как финансовая система влияет непосредственно на вас и ваши решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *