ЧТО ГОВОРИТСЯ В БИБЛИИ О ФИНАНСАХ

Финансовая мудрость семьи

Каждой семье необходима финансовая мудрость. Она необходима для того, чтобы правильно распоряжаться в этой жизни всем тем, что дается человеку Богом. Учиться тому, как зарабатывать деньги, как их тратить, а на чем экономить. В Притчи 11:24 написано: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет». Библия говорит, что человек может щедро делиться и вкладывать свои финансовые и другие средства, но от этого становиться еще богаче. Но также человек может сильно экономить деньги и отказывать себе во всем, но от этого становиться еще беднее.

В Псалме 23:1 написано: «Господня земля и что наполняет ее, Вселенная и все живущее в ней». Нам важно всегда помнить, что все то, что мы имеем, на самом деле принадлежит не нам, а Богу. Когда мы родились, у нас ничего не было, также, когда мы умрем, мы ничего не заберем с собой в могилу.

В Екклесиасте 5:18 написано: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий». Все богатство и имущество, которое у нас есть, подарено Богом. Но оно дано нам во временное пользование, чтобы мы могли научиться им мудро распоряжаться.

Если мы хотим постичь духовную финансовую мудрость, то нам обязательно надо обратиться к Библии. Мы посмотрим на пять вещей, связанные с отношением к финансам, которые помогут христианским семьям быть более счастливыми и духовными.

Должны ли христиане платить десятину и сдавать пожертвования?

Я думаю, что десятина не заповедана христианам в Новом Завете. В то же время в Новом Завете говорится о пожертвованиях. Некоторые христиане не делают пожертвования для Бога, так как их сердца не расположены к этому. Я хочу узнать, как помочь исправить такое отношение, не давя и не заставляя их. Я верю, что если ты не отдаешь Богу, то крадешь, а если коротко – в грехе. Спасибо за ваш ответ.

Вы правильно заметили, что десятина в Новом Завете не заповедана для христиан (пожертвование десятой части дохода). Опираясь на такие отрывки как Колоссянам 2:13-15, Новый Завет дает понять, что христиане не подчиняются законам Ветхого Завета.

Поэтому строгая десятина не является требованием Христианской Эпохи. Некоторые церковные служители, пытаясь дать полезные рекомендации, привыкли упоминать 10% в качестве цели пожертвований для христиан, подразумевая что христиане должны быть готовы жертвовать по меньшей мере столько же, сколько жертвовали иудеи. Это может казаться полезным подходом, но привлечение закона Моисея — это опасная практика, даже в качестве рекомендации, поскольку люди склонны к формализму и установлению правил в личном поклонении Богу. Иные зашли еще дальше и учили что десятина — это доктринальный вопрос для христиан — последователей Иисуса Христа. Это не корректное использование Нового Завета.

Бог не только ожидает от нас что мы будем давать, но и то, что мы будем делать это щедро. Он так же говорит, по крайней мере в некотором смысле, что как мы даем, так и Он даст нам. Мой совет вам: в личном общении с людьми открывать такие отрывки как 2 Коринфянам 8 и 9 главы, чтобы показать им какова воля Бога в данном вопросе. Но при этом проявлять терпение и понимание, вместо вызывающих замечаний, с учетом того, что это может быть реакция людей на неверную практику в прошлом.

Джон Окс, 6 июля, 2005 года

Перевод: Алексей Черникин

Мудрость семейного бюджета или как дожить до зарплаты

Бюджет – это финансовый план доходов и расходов семьи. Бюджеты составляются во всех успешных организациях. Их составляют, как в больших, так и в маленьких предприятиях и фирмах, так и на уровне любого государства. Бюджеты составляют не для того, чтобы во всем экономить и отказывать себе во всем, но чтобы организация могла делать разумные траты и могла успешно развиваться. В бюджете проявляется финансовая мудрость любой организации.

Христианская семья — организация, созданная самим Богом. Бог хочет, чтобы наше благосостояние росло, и чтобы все в нашей семье чувствовали себя уверенными и удовлетворенными. Бог не хочет, чтобы мы нервничали, суетились, и жили от зарплаты до зарплаты.

Надо признать, что в наши дни через рекламу и всевозможные средства массовой информации идет сильная атака на наши мозги, и охота на наши кошельки. Современные рекламные технологии используют новые методы, чтобы влиять не только на сознание, но глубоко на нейронном уровне на наше подсознание. То есть нас хотят превратить в зомби, и запрограммировать наш мозг, только бы мы покупали нужную продукцию.

Сейчас появились социальные организации, которые борются с незаконным зомбированием, и стараются открыть людям правду. Недавно я посмотрел передачу про всемирно известную сеть ресторанов «Макдональдс». Их обвиняли в том, что они сканировали мозги разных женщин, чтобы подобрать разные вкусовые добавки, чтобы их продукт хотелось покупать и есть раз за разом. Также через вентиляционные окна впускали газ с вкусовыми запахами, чтобы клиенты хотели затем приходить много раз. Когда компании предъявили обвинения, они естественно отказывались, но когда предъявили доказательства, они признались, что проводили такие исследования и пообещали больше таким не заниматься.

Недавно провели интересное исследование. Люди выходили из большого супермаркета с покупками, и им задавали вопросы, сколько покупок они сделали запланированных, а сколько нет. Оказалось, что почти все купили около 80 % товаров, о которых до входа в супермаркет они даже не думали. Просто им понравился внешний вид, запах или просто большая скидка на товар.

На днях прочитал очень смешной анекдот: «Жена приходит домой из магазина и ведет на поводке слона. Муж в шоке: «Дорогая, что это такое???» Жена отвечает: «Извини, милый, не могла удержаться, ведь на него была скидка более 80%!».

Последних несколько лет назад я принял решение, когда захожу в магазин всегда звонить своей жене и советоваться, что нам надо покупать, а что нет. Обычно я покупаю в несколько раз меньше, чем хотел бы, а иногда не покупаю ничего.

Иисус оставил очень хорошее учение о семейном бюджете: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?». Наш месяц после зарплаты похож на башню, которую мы будем строить всей семьей. Нам важно оценить свои доходы, и расписать все расходы, которые мы планируем сделать в этом месяце. Также из всех расходов нам надо оценить, какие более важные, а какие нет. Обязательно надо оставить часть денег на непредвиденные расходы, но всегда записывайте, сколько вы потратили на разные покупки, и обязательно советуйтесь друг с другом перед тем, как что-то покупать.

В Псалме 19:5 написано: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит». Когда у меня есть намерения и желание в сердце жить по средствам, Бог обязательно меня благословит.

Библейский стих дня

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

Некоторые заметки, касающиеся христианского нормативного учения о проценте

Статья посвящена проблемам ссудного процента в христианском этосе. Выявлено различие между займом и ростовщичеством в ветхозаветном учении. Определен нравственный контекст ограничения процентных отношений в христианстве. Исследовано церковное законодательство о проценте в Средние века. Рассмотрено противоречие между христианским идеалом и практикой предпринимательства

Процент является, пожалуй, наиболее сложным и неоднозначным феноменом экономической сферы жизни общества, как с точки зрения позитивной экономической теории, так и при нормативном подходе. Он стал камнем преткновения для многих выдающихся экономистов. Да и в самом проценте, если сравнить, например древние ростовщические тридцать, а то и пятьдесят процентов и современный отрицательный реальный банковский процент краткосрочного периода высокой инфляции, произошли глубокие сущностные изменения.

В нормативном плане негативное отношение к отдаче денег в рост, взиманию процента, существовало не только у древних евреев. Хорошо известна позиция Аристотеля по отношению к ростовщичеству, обозначенная им в «Политике» и «Никомаховой этике». В других древних цивилизациях, Древнем Вавилоне и Древнем Китае, процент, постоянный спутник частной собственности воспринимался как неизбежное зло, предпринимались лишь попытки ограничить его117.

Ветхозаветное учение о лихве и росте

Законом Моисеевым запрещалось отдавать деньги и натуральные блага в рост, но делалось серьезное послабление — разрешалось отдавать в рост иноземцу: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»118, «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею»119. Послабление это объяснимо тем, что евреям приходилось жить среди враждебно настроенных к ним народов, среди которых ростовщичество процветало. С ними им приходилось торговать и вступать в кредитные отношения. Кроме этого, Израилю была необходима консолидация накануне жестокой борьбы не на жизнь, а на смерть с населяющими Палестину племенами. Указанное послабление не распространялось, однако, на обедневших пришельцев и поселенцев, живущих среди евреев: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтобы он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; (Я Господь,) чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли»120. Запрет отдачи таковым в рост и даже получения прибыли от них был одним из элементов в системе социальной защиты в Древнем Израиле. Заем деньгами или хлебом бедному, причем, не только единоплеменнику, но и пришельцу должен был иметь целью поддержание обедневшего ближнего. Пророк Исаия даже разделяет заем и отдачу в рост, приводя пары противоположных по своему положению людей. В одной паре — заемщик и заимодавец, в другой — ростовщик и дающий рост121.

Уже в древности ростовщический процент столкнулся с инфляцией, которая, однако, длительное время, вплоть до Нового Времени, была значительно слабее его. Темп древней инфляции был незначителен и реальный процент был немногим меньше номинального. Древняя инфляция проявлялась двояко. Во-первых, в форме снижения массы одноименных слитков золота или серебра, а впоследствии — монет. Например, находящийся в обращении серебряный сикль (шекель) потерял со временем половину своей массы (с 14,5 г. — такую массу более продолжительное время сохранял священный сикль, которым принимали церковные налоги — до приблизительно 7 г. Он назывался «простой сикль»). Таким же образом талант — слитки общей массой 43,5 кг (3000 священных сиклей) превратился в «народный талант» весом 18,75 кг (1290 священных сиклей), римский динарий, по данным профессора В. А. Федосика, с 217 г. до Р. Х. до 54 г. после Р. Х. уменьшился в массе с 4,55 г. до 3,41 г.128 К этому добавлялась и «порча металлов», масштабы которой определить, конечно, затруднительно.

Читать также:  Опубликованные материалы на сайте СМИ "Солнечный свет". Статья Управление капиталом и активами предприятия. Автор

Во-вторых, обесценение древних денежных единиц происходило в форме снижения реальной массы и объема однородных товаров, особенно сыпучих тел и жидкостей (зерна, масла и пр.) при сохранении их номинальной массы. По этой причине, между прочим, крайне затруднительно, анализируя те или иные древние источники, в том числе и Библию, сравнивать цены на товары, услуги или недвижимость в сделках, отделенных друг от друга во времени десятилетиями или столетиями. Несмотря на свой относительно низкий темп, инфляция была заметна древним, и они видели в этом проблему. Пророк Иезекииль, например, выступал как против роста и лихвы, так и против обесценения денег и уменьшения мер и весов. « Ефа и бат должны быть одинаковой меры,та чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера: мера их должна определяться по хомеру. В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину»129. Обязанность обеспечивать, выражаясь современным языком, стабильность покупательной способности денег лежит, считал Иезекииль, на князьях Израилевых, т.е. на правительстве130.

Новозаветный взгляд на лихву и процент

В Евангелии о взимании лихвы и отдаче в рост Спаситель говорит только в притчевой форме, в которой этот пример службы мамоне самым неожиданным образом становится средством понимания возвышенных духовных истин. В притчах о талантах131 и о минах132 говорится о том, что таланты, способности человека даны ему Богом «в рост». Они должны быть возвращены Ему преумноженными через дела во славу Божию.

Спаситель в своих проповедях ведет речь о состоянии души человека, давая понять, что все его поступки являются следствием этого состояния. В Нагорной проповеди Он недвусмысленно говорит о том, что совершенный человек дает взаймы, не надеясь получить обратно: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и к злым»133. Прямого запрета взимать лихву и отдавать в рост здесь нет, но совершенный человек, отдающий без надежды получить свою ссуду обратно, не нуждается в таком запрете. Внутреннее расположение совершенного человека должно быть таково, что он отдает взаймы, не беспокоясь о том, что долг будет возвращен, т.е. для него не существует понятия риска потери ссуды, поскольку он благотворительствует. Беспроцентную ссуду дают и грешники, надеясь получить обратно столько же. Совершенный же человек, не только не дает в рост (что подразумевается), но и дает взаймы, не надеясь получить обратно. Спаситель обозначает некоторые ступени на пути к совершенству. Не дающий в рост и не берущий лихвы совершеннее того, кто делает это. Не ожидающий получить отданное взаймы обратно со спокойной душой (на его внутреннее расположение не должно повлиять возвращение долга и даже возвращение его с неожиданной лихвой), совершеннее того, дает взаймы, надеясь получить назад столько же.

В словах Спасителя нет прямого запрета взимать лихву или процент. В широком смысле, в них присутствует заповедь относиться к своей собственности как не к своей. Состояние это, однако, является признаком высокой степени христианского совершенства, достичь которого удавалось немногим. В этой мысли укрепляет евангельское повествование о беседе Спасителя с богатым, но стремящимся к благочестию человеком138. Состояние это означает фактический добровольный отказ от частной собственности. Именно с таким настроем души из членов первохристианской общины Иерусалима «никто ничего из имения своего не называл своим»139.

Лихва и процент в церковном законодательстве и практике первых и последующих веков христианства

Процент и лихва были немыслимы в среде Иерусалимской первохристианской общины. Трудно представить их и в имущественных отношениях внутри христианских общин других городов Леванта и Византийской Империи в последующие десятилетия и первые века христианства. Вне своих общин многим христианам приходилось, однако, подобно Лидии из Фиатира140, заниматься производством товаров или оказанием услуг, используя как фактор производства собственный или заемный капитал. Благодаря этой деятельности они могли, помимо содержания своих семей, оказывать помощь своим братьям по вере и покрывать многие необходимые расходы общины (например, на строительство храма или покупку земли для устройства христианских кладбищ). Хозяйственная необходимость заставляла их быть и кредиторами. Капитал предоставлялся в ссуду по сложившейся цене, т.е. под определенные проценты. Св. апостолы и их преемники осознавали, что полный запрет брать процент и лихву для всех христиан станет для многих непосильным бременем. По этой причине, начиная с апостольских времен, церковные правила запрещают лишь клирикам, основным источником жизненных средств которых были пожертвования мирян, отдачу денег в рост и взимание лихвы. Так 44 правило святых Апостолов повелевает, чтобы «епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или престал, или был подвергнут извержению»141. Такая же норма содержится в 17 правиле Собора, в 10 правиле Собора, созвучно ей и 5 правило Карфагенского Собора142.

Важно заметить, что 17 правило Вселенского Собора запрещает для клириков и завуалированное взимание лихвы. По словам Матфея Властаря, « некоторые не делают сего (взимание лихвы и наложения роста — С. Л.) открыто, чтобы не быть уличенными в беззаконии, придумывают другой оборот для сего дела и, вручая другим деньги, соглашаются прибыль делить пополам, а в убытке не участвовать. Итак, изобретающих подобные ухищрения или измышляющих другую какую-либо постыдную прибыль правило подвергает извержению и удаляет из клира»143. Тем самым долевое участие в прибыли при ограничении ответственности приравнивается, по сути, к взиманию лихвы и процентов.

Также следует обратить внимание на то, что светские законодатели на христианском Западе в Средние века пытались порой превзойти церковное законодательство в строгости и вводили запрет на взимание процентов. Положительных результатов это не давало, а лишь усиливало раздвоение морали. Так, упомянутый выше запрет, введенный Аахенским имперским синодом Карла Великого в 789 г., способствовал изменениям, результатом которых спустя несколько веков стало появление институциональных кредиторов, акционерного предпринимательства, абстрагированию долговых обязательств. Физические кредиторы прятались за завесу юридического лица. Причем этим институтам давались названия святых, как, например, образованному в Генуе в начале века «Банку святого Георгия», прообразу будущих акционерных обществ. На Западе при запретах взимать проценты при ссудах создавались благотворительные учреждения (напр. Montes pietatis), которые, по сути дела, занимались ростовщичеством, причем по отношению к бедным.

Деловая неизбежность и идеал христианской жизни

Пропасть между деловой неизбежностью и идеалом христианской жизни даже после немалых усилий западнохристианской нормативной мысли устранить не удавалось, поскольку, по выражению М. Вебера, «предпринимательством занимались этически неустойчивые, а не преисполненные этического ригоризма люди».

Протестанты века поступили радикальнее: они просто перенесли идеал христианской жизни на сторону деловой неизбежности. Успех в делах рассматривался ими как плод благочестивой жизни. В частности, Ж. Кальвин считал, что человек должен искать подтверждения своей предопределенности ко спасению в успехе в профессиональной деятельности. Процент как уча­стие в доходе предприятия — заемщика стал считаться чем-то естественным, нормальным и законным. Отрицательное отношение к проценту в протестантской этике распространялось лишь на случаи, когда кредитование бедных приводило к еще большему их обнищанию. К середине века, однако, протестантский деловой импульс значительно ослабел. Западное общество бережливого аскетизма все больше трансформируется в гедонистическое общество потребления. Средний индивид умаляется как сберегатель и инвестор, и становится должником и кредитополучателем на рынке потребительского кредитования. Нормативное учение, потеряв религиозный характер, свелось к защите потребителя в широком смысле.

Православный нормативный подход продолжает новозаветную традицию. В нем нет запретов лихвы и процента для мирян, и в то же время ни одна из его форм не считается «безупречной в нравственном отношении». Попытки полностью соединить идеал христианской жизни и деловую неизбежность современной экономики признаются тщетными. Смущение богатого юноши, спрашивавшего Спасителя о совершенстве, оставляется всем православным предпринимателям, преуспевающим в бизнесе, особенно в бизнесе современном. Разрешить эту проблему каждый из них должен соответственно своим духовным силам. Одни, подобно св. Серафиму Вырицкому, бывшему миллионеру, находят силы, оставив бизнес, уйти на монашеский путь. Другие находят силы для широкой благотворительности. В веке, например, известные и очень богатые украинские предприниматели Терещенко установили традицию ежегодной раздачи бедным процентного дохода, получаемого ими от значительных депозитов в банках.

Вопросы о пожертвованиях в Библии

У меня есть вопрос насчет пожертвований в церкви — меня интересует десятина в Новом Завете. Я хотел бы написать вам о нескольких комментариях, которые вы сделали по поводу десятины на вашем сайте. Прежде всего, позвольте мне сказать, что я ценю ваш подход к проблемам неопределенных вопросов. С вашим очевидным интеллектом и образованием вы, конечно, оставляете у читателей ощущение, что их личные убеждения действительно имеют значение. Я опять же согласен с вами по этому вопросу.

Во-вторых, позвольте мне сказать, что десятина не описывается в Новом Завете. Любой аргумент на этот счет необходим больше, чем какой-либо отрывок для подтверждения чьей-то позиции. Я обеспокоен вашим комментарием на отрывок из Евангелия от Матфея о том, что десятина находится под вопросом:

Горе вам, учители закона и фарисеи, лицемеры! Ибо отдаёте десятую часть урожая аниса, мяты и тмина Богу, но пренебрегаете более важными учениями закона: справедливостью, милосердием и верой. Но именно это следует исполнять, не пренебрегая и тем. ( От Матфея 23:23)

Вы заявляете: «Иисус говорит с евреями, живущими по старому закону. Я не уверен, что стоит пытаться обратить эти слова к нам».

Предпосылка, которую вы выдвинули – что это не применимо из-за того, что это было время пред-Нового Завета. Иисус, конечно, не одобряет и не отказывается от нее. Хотя поверхностно комментируя Матфея 23 как отрывок о десятине, Я понимаю Вашу точку зрения. Однако предположение есть предположение.

Поэтому, принимая ваши рассуждения, любой отрывок в Евангелиях должен рассматриваться в рамках Ветхого Завета, т.к. Новый Завет не был установлен до дня Пятидесятницы. Это означало бы, что Иоанна 13:34-35 на самом деле не новозаветное учение, потому что оно было сказано при законах Ветхого Завета. Матфея 28:18-20 нельзя применять, т.к. это было сказано до дня Пятидесятницы.

Также я думаю, что вы ошибаетесь в том, что апостолы использовали Ветхий Завет в ряде случаев для поддержки новозаветных учений, например, для поддержки служителей. Библия говорит, что все, что написано было прежде, написано нам в наставление (Римлянам 15:4). В Ветхом Завете есть много удивительных параллелей с Новым Заветом, например, строительство храма и спасение душ, которые стали живым храмом Божиим. Я просто хочу сказать, что иногда вы можете быть слишком простым. Предположение есть предположение.

Читать также:  ТЕСТ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ ФИНАНСЫ ЭТО

Толкование 2 Коринфянам 8

Во 2 послании Коринфянам 8:5 сказано: «И давали они не так, как мы ожидали, а предавались прежде всего Господу, а потом и нам по воле Божьей». Как это понимать?

В самом вашем ответе и в этом отрывке содержится ответ.

Так вот, братья, мы хотим, чтобы вы узнали о благодати Божьей, посланной церквам в Македонии. Хотя и послано им было суровое испытание, их беспредельное ликование проявились в безграничной щедрости, несмотря на крайнюю их нужду. Я свидетель тому, что по собственной воле они давали, сколько могли, и даже сверх своих возможностей. Они непрестанно просили нас со всей настойчивостью о том, чтобы им была оказана милость служить людям Божьим. И давали они не так, как мы ожидали, а предавались прежде всего Господу, а потом и нам по воле Божьей. (2-е Коринфянам 8:1-5)

Македонские христиане делали пожертвования, предавшись прежде Господу, а затем и людям. На что апостол Павел здесь ссылается, так это на нужды местной церкви (прежде всего Господу), затем, когда нужды местной церкви удовлетворены, они жертвовали особый сбор, который собирался для Иерусалимской церкви.

Думаю, что здесь нет какого-то глубоко смысла больше. Я верю, что здесь больше речь идет о принципе, нежели о заповеди. Контекст это объясняет. Принцип в том, что местная церковь удовлетворяет местные нужды, а затем, если остаются средства, помогает в других служениях, другим церквям, например. Возможностей много. Под другими нуждами можно подразумевать различные служения, миссионерские нужды и много других вещей.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Больше статей по теме

Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Библейские стихи о деньгах

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

Двойственная ценность экономических благ

В статье представлен взгляд, согласно которому для христианина материальные блага, помимо земной ценности, имеют ценность как средства для небесных инвестиций, которыми являются пожертвования, благотворительность, социально ответственное поведение. Современный бизнес, если участвующие в нем люди имеют христианские убеждения, в определенной мере учитывает двойственную ценность материальных благ

В земной жизни христианин в той или иной степени оказывается погруженным в мир экономических благ, т.е. благ, желательное количество которых в данной экономической системе превышает их реальное количество. Распределение и перераспределение таких благ происходит либо через рыночный обмен при посредстве денег, либо через нормируемое распределение. В современной экономической науке господствует мнение, которое разделяет и автор статьи, что в первом случае экономические блага достаются тем, кто в них больше нуждается, что способствует максимизации благосостояния всех членов общества. Участвуя в экономическом обмене в качестве продавцов или покупателей труда, товаров и услуг, христиане, как и прочие люди, не относящие себя к христианам или относящие формально, ориентируются на сложившееся соотношение ценностей экономических благ, проявляющееся в их ценах. Они используют деньги в качестве меры ценности и средства обмена, а также как средство накопления. Участвуя в экономическом обмене, христианин ставит себя в определенные этические рамки, но, в целом земная ценность экономических благ, воспринимается им как нечто объективное. Он в этом обмене использует сложившееся соотношение цен. Здесь, пожалуй, уместно провести аналогию с языком, который люди, имеющие различное мировоззрение и выполняющие различные общественные функции, используют как средство коммуникации. Но, в отличие от тех, кто ограничивает свое представление о жизни земным бытием, экономические блага имеют для христианина еще и вторую, причем гораздо большую ценность — как средство духовного роста, источник небесных инвестиций. Ограниченность экономических благ и их платность дает христианину прекрасную возможность научиться жертвовать, причем жертвовать соответственно достигнутому уровню духовного роста.

Земная ценность экономических благ

Согласно ветхозаветным и христианским представлениям, экономические блага появились после проникновения в человеческую наследственность греха, после грехопадения прародителей. Непродолжительный эдемский период жизни первых людей, по мысли автора Книги Бытия, был жизнью в мире свободных благ. Полноценная и свободная личность обладает способностью к самоограничению, поэтому в воспитательных целях первым людям был дан единственный запрет — не вкушать плодов древа познания добра и зла. Нарушение этого запрета переместило их в мир ограниченных благ. Адам и Ева ощутили потребность в одежде, которой в готовом виде не оказалось, для прикрытия наготы. Для воспитания способности к самоограничению первые люди, согласно повествованию автора Книги Бытия, были помещены в более суровые условия, в которых пищу, одежду, жилище и пр., приходилось производить «в поте лица», т.е. тратить на это время и, следовательно, количество этих благ было ограничено. Доля экономических благ, таким образом, выросла. Приспособлением к новым условиям жизни стали разделение труда и обмен деятельностью и продуктами труда.

Небесная ценность земных благ для христианина

Помимо земной ценности, материальные блага имеют для христианина гораздо большую ценность как средства для небесных инвестиций. Более того, эта духовная или небесная ценность благ является для него их подлинной ценностью. Тот, кто следует учению Христа, ставит для себя нравственную планку на очень высоком уровне христианской морали. Эта нравственность и придает земным благам духовную ценность.

Земные блага имели духовную ценность для угождающих Богу людей еще в ветхозаветное время. Праведный Товит поучал своего сына творить милостыню при первой возможности. При этом он отмечал, что небесную ценность имеет не абсолютный, а относительный к доходу или имуществу, размер милостыни и пожертвования. « Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лицо Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу: ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех кто творит ее перед Всевышним.» (). В этой же книге приводятся слова ангела, обращенные к Товиту и его сыну Товии: «Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдой; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (). В Притчах Соломоновых благотворительность сравнивается с займом Богу: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (). В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится, что «Господь учтет всякую милостыню» ().

Тема небесных инвестиций и приоритета духовных ценностей усиливается в Новом Завете. В самом начале своего проповеднического служения, Иисус во время поста в пустыне претерпел три наиболее сильных для человека искушения: богатством, славой и властью. Во время искушения богатством Он однозначно говорит о приоритете духовных, небесных и вторичности земных, материальных ценностей: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (; )». В своих многочисленных дальнейших проповедях Иисус Хрисос учит о том, что человек не может служить двум господам, Богу и богатству, он может верно служить лишь одному из них: «Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (; )». Богатство, однако, может быть средством для служения Богу. В одной из своих проповедей Спаситель учил, что истинным богатством, критически важным для спасения, является благотворительность (накормить голодных, напоить жаждущих, одеть не имеющих одежды, предоставить приют странникам, посетить больных и заключенных) (). Благотворительность превращает, таким образом, богатство преходящее в богатство истинное, ценность материальную в ценность духовную. Средствами благотворительности являются, помимо прочего, материальные блага, имущество человека. По мысли св. Иоанна Златоуста, милостыня и благотворительность выше совершения чудес именем Божьим, поскольку именно это «больше всего и делает человека человеком» и уподобляет человека самому Богу. « Напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать мертвых. Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе. И награда тому, кто сам делает добро, а не тому, кто принимает его от другого. Здесь, при совершении чудес, ты сам делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты одалживаешь Бога»148.

В книгах Нового Завета неоднократно упоминается о том, как благочестивые ученики Христа служили Ему и Его ученикам своим имуществом, о помощи друг другу внутри общин, о помощи одной общины другой общине, о делах милосердия по отношению к другим людям. Например, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и другие, будучи, по-видимому, состоятельными по сравнению с другими учениками, служили Христу и апостолам, оказывая общине материальную помощь (). Иосиф Аримафейский взял на себя расходы по погребению умершего на кресте Учителя (). Благочестивая Лидия из города Фиатир, занимающаяся торговлей тканями, служила своим имуществом апостолу Павлу и его спутникам (). Книга деяний содержит краткое, но емкое повествование о помощи друг другу членов первохристианской общины Иерусалима: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (). Для членов апостольской общины материальные блага имели, тем самым и земную и небесную ценность. Они совершали с «внешними людьми» сделки купли-продажи, и, в то же время, в отношениях с братьями «никто из имения своего ничего не называл своим» (). Апостол Павел свидетельствует, что христиане Македонии оказывали материальную помощь своим братьям в Палестине «по силам и сверх сил» (). В качестве примера любви к ближнему, Иисус в одной из своих проповедей привел милосердного самаритянина, позаботившегося об избитом разбойниками совершенно незнакомом ему человеке ().

Исходя из приоритета духовной ценности материальных благ, христианское учение ориентирует христианина на то, чтобы использовать всякую возможность для осуществления небесных инвестиций. Христиане, достигавшие высоких ступеней духовного совершенства, относились к своему имуществу так, как призывал относиться к нему Спаситель в Своей нагорной проповеди: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (; ). Многие из них раздавали свое имущество нищим, надеясь на сокровища на небесах (). Например, это те, кто принимал монашество и давал обет нестяжания. Но и для этих христиан, достигших высокой степени совершенства, материальные блага имели земную ценность. В противном случае не было бы жертвы, не было бы волевого выбора, не было бы победы над грехом в себе. Эта земная ценность, правда, для них была ничтожна в сравнении с бесконечным благом будущей жизни. О таком выборе говорит Спаситель в притчах о человеке, нашедшем сокровище в поле и о купце, ищущем хороших жемчужин, которые продали все, что имели, чтобы купить то, что представляло для них гораздо большую ценность — сокровище в поле и редкая жемчужина ().

Читать также:  Управление проектами и статистика

Как в древности, так и в современном мире большинство христиан часть своего активного времени продают (либо прямо, либо опосредованно через бизнес) для получения жизненных благ от других людей через куплю-продажу, другую часть — дарят Богу, проводя его в молитве, заботе о близких и нуждающихся. Полученные от продажи своего рабочего времени блага, в свою очередь, не расходуются полностью на потребление, они используются и для дара, помощи, благотворительности. Доля, в которой время и материальные ценности индивида распадаются на потребление и небесные инвестиции, конечно, индивидуальна и зависит от его духовного возраста. Установившаяся еще в ветхозаветные времена традиция десятины, своеобразного церковного налога, носила всегда характер обязательного или рекомендуемого минимума небесных инвестиций.

Две стороны бизнеса как отражение двойственной ценности материальных благ

Современный бизнес, если участвующие в нем люди имеют христианские убеждения, также в определенной мере учитывает двойственную ценность материальных благ. Деятельность многих современных фирм это не просто производство товаров или оказание услуг, на которых специализируется предприятие, но и социально-ответственное поведение. Это два взаимозависимых и взаимодополняющих аспекта их деятельности. Социально-ответственное поведение помогает производственной деятельности, а производственная деятельность создает возможности для проведения социальной политики. В христианском понимании социально-ответственный бизнес — это богоугодная деятельность (в терминах католического социального учения — деятельность ради общего блага). Прежде всего, это благотворительная помощь слабым и мало защищенным членам общества. В Своде нравственных принципов и правил хозяйствования, документе Всемирного русского народного Собора, отмечается, что «Выделение части доходов на помощь пожилым и больным людям, инвалидам и обездоленным детям должно быть нормой для любого рентабельного предприятия, а также для любого состоятельного работающего человека, в том числе наемного работника»150. Социально ответственное ведение бизнеса проявляется также в своевременной и полной выплате вознаграждения работникам, привлечении их к участию в капитале предприятия, заботе об их отдыхе, ответственности за их духовное, интеллектуальное и физическое развитие; в участии фирмы в программах социального и пенсионного страхования работников; в экологической ответственности; в воздержании от видов бизнеса, деятельности, разрушающей нравственность причастных к предприятию лиц (стейкхолдеров) и народа в целом.

В современных концепциях корпоративной социальной ответственности (КСО) и практике социально ответственного бизнеса религиозная основа присутствует далеко не всегда. В хорошо известной концепции «бизнес-кейса для КСО» социально ответственное поведение фирмы служит увеличению объема продаж и, следовательно, росту прибыльности бизнеса. Согласно этим взглядам, социально ответственное поведение, например поддержка инвалидов или дружественные природе технологии, создают положительный имидж фирмы, что привлекает покупателей к ее продукту. Этические моменты, при этом чаще всего остаются вне поля рассмотрения, в частности вопрос о том, почему потребители отзывчивы на социально ответственное поведение фирмы. Такой взгляд на КСО не нов. Еще апостол Павел как о серьезном отклонении от учения Христа говорит о попытке сделать благочестие источником прибыли: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (). При таком подходе материальные блага имеют для субъекта только земную ценность, а КСО становится просто рекламной акцией. Св. Иоанн Златоуст, толкуя вышеприведенный стих апостола Павла, отмечает, что так поступают люди, ведомые страстью сребролюбия, которые все пытаются поставить на службу этой страсти. Он сравнивает их с теми, кто «держит у себя дурачков и карликов не из человеколюбия, а для удовольствия», с теми, кто не ради любви к животным, а ради своего удовольствия «в своих дворцах запирает рыб», выкармливает диких зверей, занимается собаками, украшает коней и заботится о них не меньше, чем о детях151.

Не имеют твердого этического основания также концепция КСО как общественного договора и деонтологическая концепция КСО. В первом случае шаткой опорой КСО служит некий гипотетический неформальный общественный договор между бизнесом и обществом, во втором — абстрактный кантианский принцип уважения личности. В конечном счете, в этих концепциях принимается во внимание лишь земная ценность материальных благ.

Таким образом, только в христианском подходе к социально ответственной деятельности создается прочная этическая база и отдается приоритет духовной ценности земных благ.

Десятина в Новом Завете и современная практика церкви

Хорошая точка зрения. Я бы только сделал следующее различие: весь Ветхий Завет – это слово Бога для нас, но не весь Ветхий Завет – это заповедь Бога для нас, христиан. Если заповедь не повторяется в Новом Завете, мы свободны от ее исполнения.

Странно, что нет никакого упоминания о десятине в книге Деяний или посланиях отцов церкви. Иоанна 13:34-35, Матфея 28:19-20 и т.д. написаны до дня Пятидесятницы, но появляются в различных формах в писаниях после дня Пятидесятницы. Кроме того, они предполагают новый порядок вещей; тогда как в Евангелии от Матфея 23 главе Иисус комментирует старый порядок вещей. Видите ли вы разницу?

Интересно, что очень мало исследователей Библии считают, что Новый Завет учит о десятине. Кто больше всего учит этому? Церковные лидеры – те, кто продвигают различные церковные программы. Многие христианские церкви и конфессии защищают эту практику. И все же я считаю, что это больше от прагматизма, чем от теологии.

Даглас Джакоби, 3 декабря, 2003 года

Перевод: Ольга Куроедова

Что говорит Библия об управлении своими финансами?

Относительно лености Библия говорит «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притчи 6:6-11). Библия говорит и о тщетности богатства в Екклесиаста 5:8 – 6:12 (в 5:10 записано: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?»). Также об этом упоминается и в Первом послании к Тимофею 6:6-11. О жертвовании мы читаем в Евангелии от Луки 6:38 и 2 Коринфянам 9:6-15. « При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:6-7).

Ответ на вопросы об управлении деньгами можно найти в Евангелии от Луки 16:1-13 (стих 11 гласит: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?»). Рассуждения на эту тему мы находим и в Послании Иакова 1:17. Кроме того, Библия говорит об обеспечении своего дома всем необходимым, например, Первое послание к Тимофею 5:8 говорит: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

Подведем итог: что же конкретно Библия говорит об управлении своими финансами? Весь ответ можно поместить в одном едином слове – мудрость. Мы должны быть мудрыми в отношении к деньгам. Нам стоит беречь деньги, но не копить их ради количества. Мы должны отдавать Господу Его дары радостно и самоотверженно. Деньги – это способ помощи другим людям, но делать это нужно с должной проницательностью и под руководством Духа Святого. Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что быть богатым – не плохо. Плохо любить деньги. Вовсе не плохо быть бедным, плохо растрачивать деньги на ненужные вещи. Мы нашли в Библии то, что искали: главный принцип обращения с деньгами это мудрость.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Постоянная ссылка на эту страницу
old.bibleonline.ru/qa/435-finances-bible/.

Профессиональный рост и служение Богу

Как связаны финансовая мудрость и профессиональная карьера? Иисус до того, как начал свое служение в 30 лет, зарабатывал себе на жизнь, работая плотником: «И многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова» (Евангелие от Марка 6: 2-3).

Апостол Павел зарабатывал тем, что шил палатки: «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» (Деяния 18:3).

Бог показывает, насколько мудро иметь хорошее ремесло и работу, которая могла бы удовлетворять мои нужды и нужды всей моей семьи.

Иосиф был таким востребованным работником, что его всегда брали на хорошую работу во всех трудных обстоятельствах. Сначала, когда братья его продали, и он стал рабом, ему предложили работу по управлению домом: «И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его» (Бытие 39:2-3). И позже, когда его за праведные поступки посадили в тюрьму, ему предложили работу руководителем темницы: «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех». В итоге Иосиф поднялся по карьерной лестнице от раба до заключенного, а потом до премьер министра.

Кто-то может сказать: «Мне тяжело найти хорошую работу». Но если Бог благословил раба и заключенного Иосифа стать премьер министром, то неужели Бог не может помочь мне?

Учение Христа в нагорной проповеди можно применить и к нашей работе: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Вы — свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея 5:13-16). Являюсь ли я «солью» на своей работе? Продолжаю ли я учиться и меняться, и помогаю ли я учиться и меняться другим? Являюсь ли я светом для других? Видят ли они мои добрые дела и мое ревностное служение на рабочем месте?

В послании Колоссянам 3:23 написано: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков». Моя работа – это мое миссионерское поле, на которое меня посылает Бог, но здесь мои дела проповедуют Божью славу намного громче, чем мои слова. Также, если я буду хорошим работником, который постоянно совершенствуется, учится и старается, как для Господа, я смогу больше зарабатывать, и лучше удовлетворять нужды моей семьи: «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фессалоникийцам 4:11-12).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *