Что представляет собой процесс управления финансами регулирование финансового рынка

Теория агентских отношений

«Своя рубаха ближе к телу!» Эта известная пословица служит напоминанием о том, что, вступая в экономические отношения, субъекты всегда стремятся действовать в своих интересах, при этом их интересы могут не совпадать. Под агентскими понимаются отношения двух участников, один из которых (заказчик, принципал) передает другому (агенту) свои функции.

С позиции управления финансами наиболее важными агентскими отношениями являются отношения между собственниками и менеджерами, а также между кредиторами и акционерами. Например, в бизнесе часто возникают ситуации, когда владельцы капитала делегируют принятие управленческих решений наемным менеджерам (агентам). Однако менеджеры в целях сохранения своего рабочего места, развития карьеры, роста заработной платы и т. п. могут принимать решения, которые выгодны лично им, в ущерб интересам владельцев бизнеса.

Экономисты называют конфликты, возникающие из отношений «принципал-агент», агентскими проблемами, или агентскими конфликтами. Теория агентских отношений изучает сущность и причины возникновения подобных конфликтов, а также разрабатывает методы и инструменты, позволяющие преодолевать или снижать их негативные последствия.

С практической точки зрения финансовый менеджмент может рассматриваться как система управления денежными средствами предприятия и их источниками.

Как и любая система управления, она включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы:

  • Объектом управления здесь являются денежные средства предприятия и их источники, а также финансовые отношения, возникающие между ним и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.
  • Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему. При этом главным субъектом управления является собственник предприятия.

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение.

Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия:

  • Организационное обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
  • Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта.
  • Центральным элементом системы финансового менеджмента является кадровое обеспечение, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
  • Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В этой связи важнейшим и неотъемлемым элементом современной системы управления финансами является ее информационное обеспечение.

В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.

Доступность, объективность и своевременность получения такой информации будет зависеть от различных факторов, к важнейшим из которых следует отнести уровень развития информационного рынка и его инфраструктуры, а также используемое техническое обеспечение и профессиональную подготовку менеджера в области информационных технологий.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Объекты управленияПравить

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Киргизской республике к ним относятся Федеральное собрание, Президент КР, Правительство КР, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Концепция денежных потоков

Любая фирма (компания, корпорация и т. д.), независимо от рода и масштабов деятельности, в финансовом отношении представляет собой некий «черный ящик», или «аппарат», для производства денег. В простейшем случае на вход такого аппарата подается некоторая денежная сумма либо распределенный во времени поток таких сумм, полученных из одного или нескольких источников.

Объем денежных средств, снимаемый с выхода аппарата, зависит от различных факторов, в том числе от свойств и характеристик составляющих его элементов, от эффективности реализации протекающих в нем процессов, от состояния окружающей среды и т. п.

Однако очевидно, что вкладывать средства в подобный аппарат имеет смысл только в том случае, если в итоге денежные потоки на выходе будут превышать входные, причем в объеме, достаточном для покрытия всех расходов, связанных с функционированием упомянутого аппарата и удовлетворением целей получателя.

Соответственно, разность между выходными и входными денежными потоками за соответствующий период времени будет представлять собой результат, полученный от работы этого аппарата (оборудования, предприятия, бизнеса).

Таким образом, ценность аппарата определяется теми денежными потоками (cash flows), которые он способен создавать для своих текущих или потенциальных владельцев. Известный афоризм гласит: «Денег никогда не бывает много!»

«Где взять и как лучше поделить?» — этот вечный вопрос волновал человечество во все времена и эпохи, при любом социально-политическом строе и продолжает оставаться актуальным до сих пор. Финансовому менеджеру ничто человеческое не чуждо, и среди важнейших проблем, с которыми ему приходится сталкиваться, основными являются: из каких источников фирма должна получить необходимый ей капитал? Следует ли ей прибегать к заемным средствам или достаточно ограничиться собственными ресурсами?

Читать также:  ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ СИНЕРГИЯ 2 СЕМЕСТР

Поиск научно обоснованных ответов на эти весьма непростые вопросы составляет предмет исследований теории структуры капитала. Изучение фундаментальных положений данной теории позволяет лучше понять факторы, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по финансированию деятельности фирмы.

Не менее важной и тесно взаимосвязанной с предыдущей является проблема распределения полученной прибыли, рассматриваемая в рамках дивидендной политики. Ключевая проблема дивидендной политики заключается в отыскании оптимального соотношения между выплатами в пользу предоставивших капитал владельцев фирмы и той частью прибыли, которая направляется на дальнейшее развитие бизнеса.

Управление финансами

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 марта 2020 года; проверки требуют 4 правки.

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые
отношения —
это отношения, связанные с распределением,
перераспределением и использованием
денежных доходов.

Феномен
финансовых отношений как сферы
экономических отношений в обществе
возникает на стадии распределения
первичного дохода (рис. 21).

Что представляет собой процесс управления финансами регулирование финансового рынка

Рис.
21. Финансовые отношения на стадии
распределения первичного дохода

Финансовые
отношения, возникая в связи с денежными
и обслуживая кругооборот денежных
доходов, касаются почти всех физических
и юридических лиц. Основными участниками
финансовых отношений являются
производители любой продукции (реальный
сектор экономики); бюджетные и
некоммерческие организации; население,
государство, банки и специальные
кредитно-финансовые институты. В ходе
своего развития финансовые отношения
порождают кредитные и
существуют с ними в тесной взаимосвязи
(рис.22).

Кредитные
отношения —
это часть финансовых отношений. И те и
другие — результат денежных отношений.

Что представляет собой процесс управления финансами регулирование финансового рынка

Рис.
22. Место кредитных и финансовых отношений
в структуре экономических отношений

Кредитные
отношения возникают в связи с
предоставлением одним субъектом другому
(физическими и/или юридическими лицами)
денег на условиях срочности,
возвратности, платности.

Основное
отличие финансовых и кредитных отношений
— в возвратности денежных средств,
предоставляемых на условиях срочности,
возвратности и платности.

И
финансы, и кредит −
результат развития денежных отношений
и их часть. Но финансовые отношения —
это более широкое понятие, чем кредитные,
которые представляют собой структурную
составляющую финансовых отношений.
Взаимосвязь и взаимопроникновение
финансовых и кредитных отношений
проявляются в том, что кредитные
организации могут получать прибыль и
перераспределять ее, на счетах центрального
банка хранятся и с них распределяются
доходы госбюджета. Однако в отличие от
финансовых, кредитные отношения
обусловлены возвратностью, срочностью
и платностью. Финансовые же отношения
носят лишь целевой характер, что, кстати,
характерно и для кредитных отношений.

Портфельная теория и модели ценообразования активов

Сущность теории инвестиционного портфеля довольно точно отражена в известном житейском принципе: «Не клади все яйца в одну корзину!» Его проявление в сфере бизнеса заключается в том, что распределение средств по различным активам, предприятиям и видам деятельности, т. е. формирование из них инвестиционного портфеля, как правило, связано с меньшим совокупным риском по сравнению с их концентрацией в некоем одном направлении.

Например, вложение денег одновременно в нефтяной бизнес и в розничную торговлю будет менее рисковым, чем вложение той же суммы в один из этих видов деятельности, поскольку снижение денежных поступлений от одного из них может быть компенсировано их ростом от другого.

В свою очередь, различные модели ценообразования активов (САРМ, APT и др.) позволяют выявить основные факторы риска инвестиционного портфеля и оценить их влияние на его стоимость и доходность.

Развитие финансового рынка

Главной функцией финансового рынка является сбор и перераспределение между отраслями, странами, областями, секторами экономики и институциональными единицами мировых финансовых ресурсов. В настоящее время развитие финансового рынка идет высокими темпами, поскольку уровень интеграции локальных рынков и экономик в мировую экономику достаточно высок. Основным объектом сделок купли-продажи на финансовом рынке являются различные финансы, поэтому, в зависимости от формы финансовых активов финансовый рынок делится на следующие сектора:

  • Валютный рынок;
  • Кредитный рынок;
  • Рынок инвестиций;
  • Фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
  • Страховой рынок.

Инструменты финансового рынка

Основная функция финансового инструмента – это гарантирование получения денег в результате его передачи или продажи. Финансовые инструменты подразумевают возникновение у одной стороны финансовых обязательств, а у другой стороны – финансовых активов. В качестве используемых инструментов финансового рынка применяются денежные обязательства. Такие обязательства есть у экономических субъектов и закреплены на уровне законодательства. Финансовые инструменты могут быть обезличенными (на предъявителя) и именными. К ним относятся:

  • страховые полисы;
  • сертификаты;
  • чеки;
  • акции;
  • облигации;
  • векселя;
  • фьючерсы;
  • опционы;
  • долговые расписки;
  • закладные;
  • кредитные карты.

Концепция временной ценности денег

«Время — деньги!» Кто из нас в жизни хоть раз не произносил эту фразу, возможно, не задумываясь особенно над ее сутью. Между тем принцип временной ценности денег (time-value of money) является одним из фундаментальных в финансовом менеджменте. Согласно этому принципу деньги, которыми мы обладаем в разные моменты времени, имеют неодинаковую ценность.

Более того, в бизнесе и в повседневной жизни время получения денег играет не меньшую роль, чем сами размеры денежных сумм. Например, рубль сегодня более ценен, чем рубль, который поступит спустя некоторое время, поскольку его уже можно потратить на удовлетворение текущих потребностей или вложить (инвестировать) с перспективой получения дополнительного дохода в будущем.

Вернемся к нашей метафоре с аппаратом для производства денег. Какова бы ни была величина выходного денежного потока, она будет получена только через определенный период времени. Однако деньги, необходимые для получения указанного потока, необходимо «заложить» в аппарат уже сейчас.

Принимая решение о целесообразности подобных вложений, нужно уметь оценивать будущие денежные потоки с позиции текущего момента времени, т. е. определять их современную стоимость (present value — PV). Для оценки современной, или текущей, стоимости будущих сумм финансисты используют специальную методику, известную как дисконтирование денежных потоков.

Финансовый менеджмент

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 августа 2016 года; проверки требуют 10 правок.

Управление финансами Общее понятие об управлении финансами

Процесс распределения
и перераспределения финансовых ресурсов
в рамках финансовой системы всегда
направлен на достижение определенных
целей, что предполагает организацию
некоторой схемы управления. Намеченная
финансовая политика может быть успешно
реализована только при научной организации
процесса управления финансами.

В наиболее общем
виде управление
– это взаимодействие субъекта и объекта
управления, в процессе которого субъект
целенаправленно воздействует на объект
и своим воздействием побуждает его
изменять параметры для достижения
определенных результатов (целей).

Читать также:  ИНВЕСТА ФИНАНС КРАСНОДАР САЙТ

Отсюда управление
финансами
– это
воздействие субъекта управления на
финансовые отношения с целью наиболее
эффективного распределения
(перераспределения) финансовых ресурсов.

Объект управления
финансами (то,
что подлежит управлению) — это финансовые
отношения или фонды финансовых ресурсов.
В целом это государственные и муниципальные
финансы; финансы организаций.

Субъекты управления
(те, кто
управляет – это специальные службы).
Каждой подсистеме финансов соответствуют
свои субъекты управления. В качестве
субъектов управления выступают органы
законодательной и исполнитель­ной
власти; должностные лица, специальные
службы и подразделения. В каждой
организации имеется финансовая структура:
департамент финансов, финансовый отдел.
Если компания небольшая, то финансовый
сектор, если совсем маленькая, то —
главный бухгалтер. Используя свои
полномочия и применяя определенные
инструменты воздействия, субъекты
управления, стремятся достигнуть
определенного результата в процессе
управления. Совокупность организационных
структур, осуществляющих
повседневное (оперативное) управление
финансами, называется финансовым
аппаратом.

Методы управления
финансами (то,
с помощью чего субъекты управления
воздействуют на финансовые отношения
и фонды денежных средств). Применительно
к управлению финансами к таким методам
относят: финансовое прогнозирование,
финансовое планирование, финансовый
контроль.

Отдельные авторы
выделяют также финансовые рычаги
(налоги, таможенные пошлины, финансовые
стимулы, льготы, санкции, целевые
ассигнования, дотации, нормы, нормативы
и др.); нормативно-правовое обеспечение
(законы, указы, постановления, инструкции,
методические указания); информационное
обеспечение.

Цели управления
(состояние
или результат, к которому стремятся
субъекты управления). Относительно
финансов цели управления индивидуальны
для каждого субъекта управления. В
государственных и муниципальных финансах
целями управления могут быть достижение
финансовой устойчивости, которая
проявляется в макроэкономической
сбалансированности, твердой национальной
валюте и в итоге сочетании экономических
интересов государства и всех членов
общества. Для финансов организаций —
максимизация прибыли; оптимизация
структуры капитала; обеспечение
финансовой устойчивости; снижение
дебиторской задолженности и другие.

Финансовое
прогнозирование
представляет собой научно-аналитический
этап работы органов управления финансами.

Финансовое
прогнозирование – это процесс предвидения
возможного финансового положения
государства и других субъектов,
обоснования перспективных показателей
финансовых планов.

Цель финансового
прогнозирования – определение реально
возможного объема финансовых ресурсов,
способов их формирования, порядка их
использования на долгосрочный период.

Результатом
процесса прогнозирования является
оформленный финансовый прогноз.
Финансовый прогноз – это научно
обоснованная гипотеза о вероятном
будущем состоянии финансовой системы
государства, а также характеристики
этого состояния. Прогноз — это предсказание,
основанное на определенных данных.

Полученная в ходе
прогно­зирования информация позволяет
органам управления финансами наметить
и проанализировать разные варианты
(сценарии) решения задач, стоящих пе­ред
различными
субъектами финансовой системы, предвидеть
формы и методы реализации финансовой
политики. Сценарий — модель будущего, в
котором описывается возможный ход
событий с указанием вероятности их
реализации. При использовании сценарного
подхода составляются несколько
альтернативных вариантов сценария.
Обычно наиболее вероятный рассматривается
в качестве базового, на основе которого
принимается решение.

При прогнозировании
финансовых показателей применяется
сово­купность специальных методов и
приемов, которые принято делить на три
группы: метод экспертных оценок; метод
экстраполяции; метод экономико-математического
моделирования.

В теории и на
практике выделяют среднесрочное (5-10
лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое
прогнозирование.

Финансовое
прогнозирование предшествует финансовому
планированию и основано на концепции
развития финансовой политики страны
на среднесрочный, долгосрочный периоды.

Исходя, из прогнозов
составляются и утверждаются планы.
Причем, научная обоснованность финансового
плана предопределяется качеством
научного прогноза и его точностью, так
как прогноз определяет возможность в
рамках которой могут ставиться
реалистичные задачи планирования.

Финансовое
планирование
— это процесс
обоснования финансовых отношений и
движения соответствующих финансовых
ресурсов на определенный период. Задачи
финансового планирования определяются
финансовой политикой либо вытекают из
нее.

В ходе финансового
планирования государственные органы
и субъекты
хозяйствования оценивают свое финансовое
состояние, объемы финансовых ресурсов,
выявляют возможности их увеличе­ния,
направления их эффективного использования.
То есть обычными параметрами, закладываемыми
в финансовые планы, являются размеры
доходов и расходов, изыскание дополнительных
резервов роста доходов и экономии в
расходах, установление оптимальных
пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными
денежными фондами и т.д.

Финансовое
планирование осуществляется на основе
анализа финансовой информации, которая
должна быть полной, достовер­ной,
своевременной. Финансовая информация
включает в себя бухгалтерские,
статистические и оперативные показатели.
Для финансового планирования особое
значение имеет та информация, которая
дает представление о положении дел в
будущем, т.е. прогностическая информация.

Финансовое
планирование простирается на сравнительно
короткий промежуток времени и основано
на том, что степень определенности
финансово-экономических процессов
достаточно высока.

— автоматический
(данные этого года переносятся на
следующий с умножением на коэффициент
инфляции);

— статистический
(складываются доходы и расходы за
предыдущие года и делятся на количество
предыдущих лет);

— метод нулевой
базы (все позиции должны рассчитываться
по новой). Этот метод учитывает реальные
потребности и увязывает их с возможностями.

В современных
условиях при финансовом планировании
используются компьютерные техника и
технологии, что позволяет значительно
ускорить этот процесс, делать
многовариантные планы и, в конечном
счете, повышать качество финансовых
планов.

Результатом
финансового планирования является
надлежащим образом оформленное
управленческое решение, т.е. финансовый
план, который представляет собой
намеченный на определенный период
времени порядок работы.

При всей
самостоятельности планирования как
элемента управления финансами на
государственном уровне финансовое
планирование подчинено целям и задачам,
определяемым государством в прогнозах
экономического и социального развития
государства.

Организация
контроля является обязательным элементом
управления общественными финансовыми
средствами, так как такое управление
влечет за собой ответственность перед
обществом. Контроль — не самоцель, а
неотъемлемая часть системы регулирования,
целью которой является вскрытие
отклонений от принятых стандартов и
нарушений принципов, законности,
эффективности и экономии расходования
материальных ресурсов на возможно более
ранней стадии с тем, чтобы иметь
возможность принять корректирующие
меры, в отдельных случаях, привлечь
виновных к ответственности, получить
компенсацию за причиненный ущерб или
осуществить мероприятия по предотвращению
или сокращению таких нарушений в
будущем1.

Финансовый
контроль
— это совокупность мероприятий по
организации соблюдения финансового
законодательства и финансовой дисциплины
всех субъектов хозяйствования и
управления, а также оценка эффективности
финансовых операций и целесообразности
произведенных расходов, т.е. это контроль
за законностью и целесообразностью
действий в области образования,
распределения и использования денежных
фондов государства, предприятий,
домохозяйств.

Организация финансового рынка

Основными участниками финансового рынка являются фондовые и валютные биржи, инвестиционные фонды, производственные и торговые компании. По функциям все участники делятся на инвесторов, эмитентов, предпринимателей, игроков, спекулянтов, хеджеров и арбитражеров. Значительную роль в обслуживании и организации финансового рынка играют так называемые финансовые посредники, которые экономят денежные ресурсы и обеспечивают стабильное финансирование нужд. К посредникам относятся банки и кредитные учреждения (кооперативы, союзы и ассоциации), а также инвестиционные компании, пенсионные фонды и страховые организации. Функции финансовых посредников сводятся к принятию и аккумулированию денежных средств под определенный процент.

Читать также:  ИНТЕРНЕТ БАНКИНГ ФРИДОМ ФИНАНС ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Деятельность финансового рынка

Деятельность финансового рынка заключается в перераспределении на платной основе финансовых активов. Также финансовый рынок является точным индикатором, отражающим в целом состояние экономики (мировой или локальной). Эффективность деятельности финансового рынка определяется набором экономических показателей, к которым относится валютный курс, госдолг, уровень инфляции, объем денежной массы, профицит/дефицит госбюджета и сальдо платежного баланса. Важнейшими аспектами деятельности финансового рынка являются межвременная торговля, перелив капитала, экономия издержек обращения и способствование процессу непрерывного производства в рамках экономических циклов.

О финансовом менеджментеПравить

Тема денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движениями и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Одним из эффективных методов является применение теста Хаскеля, позволяющего в короткие сроки выявить слабые стороны в финансовом менеджменте.

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансовый менеджмент является одним из многих направлений науки об управлении, менеджмента, из которой он черпает как стратегию, так и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство её достижения прекращает своё существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика — это конкретные методы и приёмы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приёмов управления.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики.
Задачи финансового менеджмента:

  • Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
  • Оптимизация денежного оборота.
  • Оптимизация расходов.
  • Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.
  • Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.
  • Обеспечение рентабельности предприятия.
  • Задачи в области антикризисного управления.
  • Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

  • Финансовая самостоятельность предприятия.
  • Самофинансирование предприятия.
  • Материальная заинтересованность предприятия.
  • Материальная ответственность.
  • Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приёмов. Общим содержанием всех приёмов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приёмам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

  • системы расчетов и их формы;
  • кредитование и его формы;
  • депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);
  • операции с валютой;
  • страхование (включая хеджирование);
  • залоговые операции;
  • трансферт;
  • трастовые операции;
  • текущая аренда;
  • лизинг;
  • селенг;
  • транстинг;
  • франчайзинг;
  • бухгалтерский учет.

Существуют различные стратегии финансового менеджмента:

  • Критерий Келли
  • Финансовый менеджмент Miller’a
  • Мартингейл
  • Оскар Грайнд

Концепция риска и доходности

Предпринимательская деятельность в условиях рынка неразрывно связана с риском. Известно, что «кто не рискует, тот не выигрывает!». Однако чем выше риск той или иной операции, тем выше шансы получения не только полезных, но и негативных результатов.

Концепция риска и доходности акцентирует внимание менеджера на необходимости оценки не только возможных результатов хозяйственной операции, но и рисков, связанных с их получением. Согласно данной концепции принятие риска оправдано лишь в том случае, если предполагаемый доход является возможным и приемлемым и при этом наступление рискового события не приведет к негативным последствиям для бизнеса.

Таким образом, добиться значительных результатов, обеспечить процветание фирмы в будущем можно, лишь правильно оценивая риски, принимая своевременные и адекватные меры по их снижению.

Регулирование финансовых рынков

Стабильное функционирование и успешное развитие экономики обеспечивается грамотным регулированием финансовых рынков. В мировой экономической практике существуют две основные модели регулирования финансовых рынков:

  • Основные функции контроля переданы СРО (саморегулирующимся организациям);
  • Основные функции контроля возложены на государственные институты.

В Российской Федерации функционирует государственная модель регулирования, в которой регулятивную деятельность осуществляют Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Министерство финансов и Центральный банк.

СсылкиПравить

Финансовые
ресурсы предлагаются на рынке большим
числом хозяйствующих субъектов и
населением. Понятно, что потенциальные
пользователи (потребители) этих средств
не в состоянии самостоятельно устанавливать
деловые отношения с каждым хозяйствующим
субъектом, с каждым гражданином. В этой
связи возникает проблема объединения
разрозненных сбережений в значительные
объемы финансовых ресурсов, которые
могут быть предложены для использования
крупным потенциальным инвестором.

Эту
задачу решают финансовые
посредники (банки,
инвестиционные и паевые фонды,
инвестиционные компании, сберегательные
ассоциации и 
т.
д.), которые аккумулируют свободные
ресурсы, прежде всего, населения и
выплачивают по этим ресурсам процент.
Привлеченные ресурсы финансовые
посредники предоставляют в качестве
кредитов или размещают в ценные бумаги.
Их доход состоит в разнице между
процентом, выплачиваемым по привлеченным
ресурсам, и процентом, получаемым по
предоставленным ресурсам.

Владельцы
денежных накоплений могут передать
свои средства в банки и
инвестиционные компании, а могут
непосредственно
приобрести акции и облигации промышленных
корпораций. Но и во втором случае они
столкнутся с посредниками
— дилерами и брокерами,
которые представляют собой профессиональных
участников финансовых рынков. Дилеры
осуществляют операции самостоятельно,
от своего имени; брокеры действуют
только по поручению клиентов и от их
имени.

Своевременный
финансовый рынок предлагает
потенциальным инвесторам широкие
возможности вложений средств путем
приобретения денежных обязательств
широкого круга хозяйствующих субъектов.
Эти денежные обязательства
называются финансовыми
инструментами.
К ним относятся: акции, облигации, векселя, депозитные
сертификаты,
долговые расписки, фьючерские контракты
и т. д. Разнообразие финансовых инструментов
позволяет владельцам денежных средств
диверсифицировать свой инвестиционный
портфель, т. е. вложить свои накопления
в обязательства разных компаний и
банков. Эти обязательства будут иметь
различную доходность, но и разную степень
рискованности. Если разорится какая-либо
компания, то сохранятся инвестиции в
другие компании. Диверсификация
инвестиционного портфеля осуществляется
по принципу: «нельзя класть все яйца
в одну корзину».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *