ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ЧТО В НИХ ВХОДИТ

Автор статьи

Татьяна Васильевна Климшина

Эксперт по предмету «Финансы»

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 10 лет

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Госуда́рственные фина́нсы
 — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство
.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений
, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Публичные (централизованные) финансы
 — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных
и муниципальных
органов власти. Публичные финансы
включают государственные финансы
и муниципальные финансы
.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой
, а также государственным
и муниципальным
кредитом.

Бюджетная система
Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов
и внебюджетных фондов
всех уровней ( федерального
, регионального
и муниципального
).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации
 — это федеральные органы власти
, органы власти субъектов Российской Федерации
и муниципальные органы власти
.

<h2 onclick="mfTempOpenSection

«>

<h2 onclick="mfTempOpenSection

«>

  • Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  • Масгрейв Р. А.
    , Масгрейв П. Б.

    Государственные финансы: теория и практика / пер. с 5-го англ. изд. [1989]. — М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с. — ISBN 978-5-9900421-3-1
    . — Библиотека журнала «Бюджет»
    .

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону
 ( Россия
), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения

.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Государственный бюджет как основа системы государственных финансов

Итак, центральное место в системе государственных финансов отводится госбюджету. Рассмотрим его сущность и структуру более подробно.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Доходная часть государственного бюджета отражает источники поступления денежных средств, которые впоследствии направляются на финансирования всех сфер общественной жизни. Основными источниками пополнения государственной казны выступают:

  • налоговые поступления;
  • государственные займы
    ;
  • дополнительная эмиссия денежных средств;
  • займы у международных финансовых организаций.

Как показывает практика, именно налоги формируют большую часть государственного бюджета и выступают основным источником его пополнения.

Расходная часть государственного бюджета отражает основные направления расходования аккумулированных ранее государством денежных средств. В условиях развития экономики рыночного типа не менее половины всех расходов госбюджета должно быть направлено на социальные нужды.

Государственный бюджет играет огромную роль не только в системе государственных финансов, но и в развитии национальной экономики в целом. Именно он формирует финансовую базу, которая впоследствии обеспечивается деятельности органов государственной власти. Он же выступает одним из основных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. Благодаря госбюджету обеспечивается централизация денежных средств, необходимых для образования резервов и решения основных направлений научно-технического прогресса.

Именно при помощи государственного бюджета финансируется реализация государственных программ, а сконцентрированные в нем денежные средства обеспечивают осуществление социально-экономической политики правительства, оборону и безопасность страны.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ
.

Государственные финансы
– экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов
– составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет
– форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет
– центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП
, контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;

3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного
федерализма
, позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета –
возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета
состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета
– превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета
– это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.

Государственные финансы

  • Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

    Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Связанные понятия

Финансовая система
— форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Местный бюджет
— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовые ресурсы
— это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Читать также:  Блоги об инвестициях и финансах

Префере́нция
(лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Упоминания в литературе

отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

В то же время необходимо дальнейшее повышение публичности информации об управлении , состоянии и тенденциях динамики бюджетной системы Российской Федерации, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов власти, государственных и муниципальных образований.

Основными направлениями финансовой политики РФ на современном этапе являются снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления . В конечном счете основной целью финансово-бюджетной политики является создание эффективной системы управления государственными финансами.

Государственное регулирование в части централизованных и децентрализованных финансов выражается по-разному. Первые из них ориентированы на осуществление общественных интересов, вторые – на получение прибыли. Государство имеет возможность принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогообложения, эмиссию денег и т. п. В отношении децентрализованных регулирование должно учитывать тот основополагающий факт, что состояние и динамика финансов частных предприятий зависят от законов рыночной экономики.

Связанные понятия (продолжение)

Финансовый сектор
(англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.

Банковское право
— межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.

Финансовая стабильность
(англ. financial stability) — характеристика состояния финансовой системы страны или региона.

Мегарегулятор
(англ. megaregulator) или интегрированная модель надзора за финансовым сектором (integrated model of financial sector supervision) — организация регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора, а также инфраструктурными организациями финансового рынка в рамках единого государственного органа.

Экономи́ческие отноше́ния
— объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Финансовый контроль
— это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Реа́льный се́ктор эконо́мики
(РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Валютный контроль
— контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Финансовые активы
(англ. Financial assets) — это специфическая форма собственности, предполагающая получение дохода.(например: часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги, навыки и способность зарабатывать)

Государственный бюджет
— важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Частный сектор экономики
— часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.

Государственные расходы
— денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Налоговая льгота
— преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Платёжеспособность
— способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.

Политика
в управлении — это система принципов для принятия решений и достижения оптимальных результатов. Политика направляет действие на достижение генеральных целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях.

Учётная политика
— совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Налоговый учёт
Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Финансирование
(англ. Funding) Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами.

Международное сотрудничество
(англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

Внешнеэкономическая деятельность
(ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Денежные власти
(англ. monetary authorities), или орган денежно-кредитного регулирования, — институт, ответственный за денежно-кредитную политику. Совместно с фискальными властями, отвечающими за налогово-бюджетную политику, денежные власти формируют макроэкономическую политику государства.

Хозяйственная операция
— событие, которое характеризует отдельные хозяйственные действия (факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и (или) источниках его образования.

Налоговая система
— основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налог на прирост капитала
(англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.

Макропруденциальная политика
(англ. macroprudential policy) — комплекс упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска финансового сектора в целом либо в его отдельных секторах, в случае реализации которого значительное число участников финансового сектора становится неплатежеспособной или теряет ликвидность, в результате чего они не могут функционировать без поддержки органа денежно-кредитного регулирования или органа пруденциального надзора.

Комплаенс
(англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордском словаре английского языка ) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). « Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.

Банковская лицензия
— государственная лицензия на осуществление банковских операций, в первую очередь, лицензия даёт право на привлечение денежных средств на депозиты, осуществление расчётов через открытые банковские счета, валютные операции.

Фина́нсовый институ́т
— организация, участвующая в финансово-кредитной системе, как то: банк, страховая компания, инвестиционный фонд (инвестиционная компания), пенсионный фонд, взаимный фонд и др.

Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).

Финансовый рынок
(от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.

Валоризация
(от фр. valorisation; valoir — «ценить, подходить») — это проводимые государством мероприятия по переоценке или повышению стоимости товаров, ценных бумаг, валюты, пенсий, социальных выплат и другого капитала.

Задолженность
— один из критериев оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, отражающего позицию данного субъекта в кредитных отношениях с финансовыми институтами (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.) или другими хозяйствующими субъектами или физическими лицами (например, наёмными работниками).

Миграция капитала
– движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .

Упоминания в литературе (продолжение)

Деятельность департамента бюджета и направлена на поддержание стабильности государственных финансов в соответствии с Кодексом финансовой стабильности, развитие справедливой и эффективной системы налогообложения и системы денежных пособий, стимулирующей к труду, сбережению средств и инвестиционной деятельности, а также на расширение возможностей для всех в области экономики и занятости. В состав департамента входят подразделения, занимающиеся:

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Читать также:  ФИНАНСЫ И НАЛОГИ ИНФОРМАЦИЯ

Финансы организаций составляют основное звено системы, так опосредуют, во-первых, формирование условий для производства новых ценностей, во-вторых, создание новой стоимости, в-третьих, образование доходов участников производства. являются производными от финансов граждан и организаций. Их назначение – финансирование механизма реализации совокупных потребностей граждан. Именно поэтому они представляют главное звено структуры финансовой системы.

Но такое определение не совсем точно, оно подходит только к условиям «идеального рынка» без участия в нем государства. Сегодня никто не отрицает наличия экономических функций государства, необходимости особого государственного сектора экономики и порожденного им понятия «». Государство не только выполняет такие древнейшие функции, как оборона, охрана порядка и собственности, государственное управление, но и осуществляет чисто экономические функции: обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы; защиту конкуренции; обеспечение неделимыми «общественными благами» своих граждан (образование, фундаментальная наука, здравоохранение, экология и т. п.); перераспределение доходов и богатства во имя социального мира; корректирование распределения ресурсов с целью структурных изменений в экономике, достижение необходимого уровня занятости и инфляции, обеспечивающих экономический рост.

государство в условиях рынка призвано, в основном, осуществлять регулирование общественного производства, поэтому оно становится участником денежных отношений, образующих в своей совокупности финансовый институт «».

– сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.

Финансовая политика государства – это часть экономической политики, при реализации которой происходит государственное регулирование по мобилизации (финансовых ресурсов), их распределению и использованию.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Механизм государственных корпораций позволяет существенно расширить возможности государства по сравнению с уже существующим инструментом федеральных целевых программ. Вопервых, государственная корпорация учреждается особым законом, что позволяет предусмотреть в таком законе дополнительное ужесточение контроля за расходованием средств. Во-вторых, государственная корпорация позволяет включать механизмы государственно-частного партнерства, значительно более разнообразные, чем простейший «заказчик – производитель», что подстегивает развитие частного бизнеса. В-третьих, государственные корпорации обладают большей свободой распоряжения государственными средствами, что позволяет им использовать их более эффективно, чем даже в классических ОАО со 100% государственным участием. На них не распространяются и традиционные ограничения сложившейся системы , обязательные в случае федеральных целевых программ.

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально—экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность .

С возникновением государства появилась финансовая система. Уже при рабовладельческом строе государство выполняло ряд социально-экономических функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство зданий, дорог и т. д.) и пополняло свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние денежной формы налога и функций самого государства породило сущность .

На сегодняшний день в нашей стране, учитывая специфику российской экономики, налоги можно определить как обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и сборах и актов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также по решениям органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования .

В различают государственный бюджет (главный финансовый план государства), государственный кредит (в виде займов государственных облигаций), фонды государства, фонды обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд. Государственные финансы формируют фонды для финансирования различной деятельности государства, бюджетов низких уровней, распределяют средства между различными социальными слоями населения, выделяют дотации и субсидии.

Исследование теоретических проблем управления нашло отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, налогов и налогового администрирования, прогнозирования и планирования. Из числа работ, посвященным вопросам теории и практики управления государственными финансами, следует выделить работы Г. В. Атаманчука, А. Г. Грязновой, А. Г. Игудина, О. М. Роя, Ф. И. Шамхалова, Родионова В. М., Христенко В. Б. , А. И. Радченко, Н. И. Глазунова. К зарубежным теоретикам и методологам в этой сфере относятся: Р. Масгрэйв, М. Хольцер.

3) обеспечение стабильности и их воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь . Управление государственными финансами регулируется высшими законодательными органами.

20. , их содержание и роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации

Можно выделить эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны. Не смотря на значительное внимание на внешнее благоприятное состояние , расходы и доходы не поддавались даже приблизительному учету.

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит
    :
  • налоговая система
    , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство
    и его органы.

Место государственных финансов в финансовой системе страны

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном (рисунок 1).

Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Место государственных финансов в финансовой системе страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Система государственных финансов» 👇

  • безвозвратный характер и целевое расходование средств;
  • соблюдение режима экономии.

Функционирование системы государственных финансов неразрывно сопряжено с двумя разнонаправленными процессами, связанными с мобилизацией финансовых ресурсов в руках государства и их последующим расходованием (перераспределением). Эти процессы находят свое отражение в формировании доходов и расходов государства.

Наконец, функционирование системы государственных финансов определяется реализацией ряда функций, определяющими из которых выступают функция распределения, функция регулирования и функция контроля.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы
, в той её части, которая относится к централизованным
( публичным
) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти
, в первую очередь Президент и законодательные ( Федеральное собрание
, принимающее соответствующие законы
в области государственных финансов) и исполнительные ( Правительство
, Центральный банк
, Министерство финансов
и др.)

Функции государственных финансов

Государственные финансы выполняют следующие функции:

  • Распределительная функция. Смысл распределительной функции в том, что снова сформированная стоимость требует распределения для исполнения денежных обязательств. Государственные финансы помогают сконцентрировать и использовать денежные средства государства для выполнения поставленных государственных обязательств. Для распределения используется система централизованных фондов. Указанная функция позволяет формировать денежные фонды и фонды целевого значения, а также резервы государства, осуществлять различные виды перераспределений.
  • Регулирующая функция. Осуществление данной функции связано с формированием и использованием бюджетного фонда. Государство, управляя бюджетными расходами, может оказывать влияние на социальные сферы, результаты хозяйственной деятельности, вносить изменения в структуру общественного производства, развивать инновационную деятельность.
  • Контрольная функция. Данная функция позволяет контролировать своевременность и полноту управления денежными средствами государства, сказать об эффективности их использования.

Существуют следующие виды реализации контрольной функции:

  • Контроль корректного и своевременного перечисления финансов в централизованные фонды;
  • Контроль эффективности использования денежных ресурсов.

Другими словами, контрольная функция государственных финансов – это реализация контроля за финансовым оборотом и функционированием централизованных денежных фондов.

Также следует выделить следующие формы контроля:

  • Контроль денежных показателей, платежей и расчетов;
  • Контроль исполнения выбранной стратегии финансирования.

Сущность государственных финансов

Государственные финансы затрагивают одну из важнейших сфер финансовых отношений, существующих на уровне государства. Они непосредственно связаны с процессам перераспределения национального дохода страны в целях обеспечения выполнимости основных функций аппарата государственной власти. Иначе говоря, они являются выражением экономических отношений, связанных с обеспечением государства источниками финансирования для реализации его функций.

В общем смысле под государственными финансами понимают денежные отношения, формирующиеся в сферах распределения и перераспределения валового национального продукта.

Государственные финансы способствуют удовлетворению потребностей в финансовых средствах общества в целом и государственного аппарата в частности. Их функционирование нацелено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы играют важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективного функционирования национальных экономических систем. Без них невозможно добиться успехов ни в одной из отраслей национального хозяйства, будь то государственное строительство, экономика или социальная сфера.

Читать также:  ИГОРЬ МАРТЫНОВ 17 ОСНОВ ФИНАНСОВ

Масштабы и роль и государственных финансов, а также их положение в финансовой системе страны определяются объемами финансовых средств, которые требуются правительству для выполнения взятых на себя обязательств.

Роль и проблемы государственных финансов

Государственные финансы выполняют особенную роль в политическом и социально-экономическом развитии государства.

Роль государственных финансов зависит от объема денежных средств, которые должны быть реализованы для выполнения обязательств государства. Она заключается в том, чтобы адаптировать пропорции финансов к различным видам потребления и удовлетворить изменяющиеся потребности.

Основными проблемами государственных финансов являются:

  • Необходимость улучшения налоговой системы;
  • Необходимость улучшения бюджетного федерализма;
  • Необходимость в более эффективном использовании государственной собственности;
  • Поддержание и усовершенствование финансового контроля
    ;
  • Укрепление взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики.

В заключении следует отметить, что государственные финансы являются важнейшим инструментом достижения поставленных целей в областях внешней и внутренней политики государства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Функции государственных финансов

Для обеспечения успешного социально-экономического и политического развития государство выполняет следующие функции:

  • выработка, принятие и реализация законодательных актов, которые формируют институциональные основы рыночного хозяйства;
  • сохранение макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
  • финансирование основных социальных услуг, помощь слабо защищенным группам населения;
  • управление процессом интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
  • организация мероприятий по охране окружающей среды.

В общем виде данные функции имеют решающее значение и их можно представить в следующем виде:

Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения экономики госфинансы выполняют пять основных функций:

Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Функции государственных финансов с точки зрения экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Планирование – это функция, которая обеспечивает постановку целей и путей их достижения на основе распределения полномочий и ответственности между государством, органами госвласти и органами муниципального управления. Сущность этой функции заключается в формировании бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.

Функция организации включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определение порядка их составления и выполнения и распределение обязанностей структурных подразделений финансовых органов власти. Данная функция
Реализуется в рамках процесса построения системы контроля и координации распределения бюджетов и денежных ресурсов внутри страны.

Функция мотивации или стимулирования тесно связана с мероприятиями по достижению поставленных целей. При реализации этой функции учитываются факторы, влияющие на финансовую деятельность государства
и потребности в денежных ресурсах.

Контроль – это функция госфинансов, которая способствует реализации целей. Ими являются разработка ном и нормативов как эталона оценки результатов. Осуществляется сравнительный анализ полученных результатов с установленными целями и при необходимости вносятся корректировки.

Функция распределения состоит в распространении национального продукта для обеспечения потребности государства. Также формируются источники для финансирования общественного сектора экономики, сбалансирование бюджетов в рамках единой бюджетной системы.


  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.
    : «Альпина Паблишер»
    , 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4
    .

Состав и структура системы государственных финансов

Основными элементами системы государственных финансов являются:

  • бюджетная система страны;
  • система государственных внебюджетных фондов;
  • государственный кредит
    ;
  • финансы иных государственных структур.

Основой и прочным фундаментом системы государственных финансов выступает бюджетная система страны, посредством которой перераспределяется более 1/3 валового внутреннего продукта страны. Именно посредством государственного бюджета обеспечивается аккумулирование и расходование финансовых средств государства.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, которые формируются вне государственного бюджета. Как правило, они предназначены для реализации таких конституционных прав граждан, как: пенсионное обеспечение, охрана здоровья и медицинская помощь. В соответствии с этим выделяют три основных государственных внебюджетных фонда (рисунок 2).

Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Государственные внебюджетные фонды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основной спецификой государственных внебюджетных фондов выступает их целевое назначение.

Под государственным кредитом следует понимать задолженность государства перед населением и предпринимательскими структурами. Размер государственного кредита является свидетельством рациональности финансовой политики
государства и эффективности ее реализации. Его величина регулируется на законодательном уровне. Большой размер государственного кредита свидетельствует о том, что страна живет за счет будущих поколений.

Структура государственных финансов и государственные кредиты

Государственные финансы включают в себя следующие элементы:

  • Бюджетную систему;
  • Бюджеты, которые являются финансовым базисом формирования доходов и управления расходами государственных и муниципальных органов власти и образуют обязательную составляющую любого государства. Их можно объединить в бюджетную систему, основанную на экономических отношениях и правовых нормах. Основной доход в государственный бюджет приносят налоги и неналоговые платежи субъектов.
  • Внебюджетные фонды;
  • Государственные внебюджетные фонды, которые представляют собой денежные фонды, которые формируются вне федерального и региональных бюджетов, их образуют обязательные целевые отчисления. Они не зависят от государственного бюджета. Управление их доходами и расходами регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

«Сущность и функции государственных финансов. Государственная финансовая система и ее звенья» 👇

Государственные кредиты представляют собой финансовые взаимоотношения между государством и физическими либо юридическими лицами, международными финансовыми организациями и иностранными государствами.

Государственные органы исполнительной власти являются по большей части заемщиками и гарантами, а организации и население – кредиторами. Если рассматривать международные экономические отношения, то государство может быть как кредитополучателем, так и кредитором.

Государственные кредиты являются источником дополнительного формирования денежных средств государства за счет займов у кредиторов и свободных финансов со стороны населения и организаций. Они позволяют увеличить финансовые ресурсы и скорость социально-экономического развития государства.

Понятие государственных финансов

Важной сферой финансовой системы страны, которая обеспечивает ее денежными средствами для осуществления, политических, экономических и социальных функций, называется государственными финансами.

С экономической точки зрения финансы государства – это совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению стоимости общественного продукта и части национального богатства
страны.

Для функционирования в условиях рынка и товарно-денежных отношений государство остро нуждается в финансовых фондах, которые представляют собой доходы (налоговые и иные поступления в государственный бюджет) или расходы (инвестиции, госзакупки, выплаты и т.д.).

Предпосылками образования государственных финансов являются:

  • денежное хозяйство;
  • система формирования общественных потребностей;
  • система распределения затрат на общественные потребности применение в экономике;
  • развитых форм денег.

Финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, вкладываются на расширение производства товаров/услуг, на удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей общества, а также на нужды обороны страны и на управление.

Субъектами денежных отношений выступают:

  1. государство;
  2. предприятия;
  3. организации;
  4. учреждения;
  5. различные объединения;
  6. физические лица.

Для выполнения государством своих основных функций финансовая система мобилизуют имеющиеся денежные ресурсы, к которым относятся:

  • оказание государственных услуг общего назначения (функционирование органов госвласти, оборона, общественный порядок, защита прав собственности и прав граждан);
  • обеспечение законодательной базы (разработка и реализация законов);
  • распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти, между федеральными, региональными и локальными органами власти (предупреждение коррупции и формирования теневого сектора экономики).

«Основы государственных финансов» 👇

Структура государственных финансов

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Кроме этого они считаются необходимым звеном, так как создают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики.

Государство – это уникальная структура, обладающая возможностями контроля и перераспределения ресурсов. Это придет госфинансам особое положение и перекладывает обязательства на государственную систему финансирования.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами: структура органов госвласти и выделение в составе госфинансов фондов бюджетных и внебюджетных средств.

В общем виде структура государственных финансов выглядит следующим образом:

Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Структура государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С точки зрения структуры госвласти выделяют федеральные финансы и финансы органов местного самоуправления. Соответствующая системе государственного управления вышеуказанная структура может преобразовываться, учитывая функционирующую систему госрегулирования.

Также в состав структуры могут входить финансы субъектов страны или регионов. Если регионы отсутствуют, как в унитарных
государствах, то все финансовые процессы осуществляются на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Именно федеральные финансы являются важным элементов в структуре госфинансов, так как уровне страны и оказывается воздействие на экономику посредством инфляции, налогов, кредитов и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сущность и принципы государственных финансов

Государственные финансы — это сложный комплекс финансовых отношений, обеспечивающих формирование и распределение денежных средств для исполнения основных функций и обязательств государства.

Основная функция государственных финансов заключается в удовлетворении интересов государства и всего социума в целом, обеспечении государства денежными ресурсами для решения политических, экономических и социальных задач. Они входят в состав структуры финансовой системы и являются ее ключевым элементом.

Финансовая система – это совокупность определенных финансовых органов и организаций, которые реализуют государственную финансовую политику
.

Основными принципами государственных финансов являются:

  • Принцип единства законности и нормативно-правовой базы (наличие единообразия при оформлении отчетности, расчетов, платежей, стандартизации документации и т.д.);
  • Открытость и прозрачность;
  • Разграничение полномочий и предметов ведения;
  • Целевая ориентированность (ориентированность на привлечение долгосрочных денежных ресурсов);
  • Научный подход к реализации поставленных целей;
  • Экономичность и рациональность (при планировании следует учесть соотношение расходов к к общему количеству доходов);
  • Централизованное управление финансовыми потоками (при использовании государством заимствования финансовых средств иметь несколько кредитов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *