ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ ФИНАНСАМИ

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

Сегмент пенсионного обеспечения на российском финансовом рынке можно охарактеризовать как максимально контролируемый государством. Доминирующую долю операций по выплатам пенсий на нём занимает выплачивающий государственные пенсии Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, образованный путём реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Госуда́рственные фина́нсы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Читать также:  В республике диагностикой и регистрацией заболеваний занимаются два государственных учреждения

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь Президент и законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

В экономической теории понятие «финансы» рассматривается как определение экономических отношений, которые непосредственно связаны с формированием (наполнением) денежных фондов и их последующем распределением и перераспределением. При этом сами фонды принято делить на централизованные (государственные бюджеты всех уровней власти и государственные внебюджетные фонды), а также децентрализованные (фонды частных компаний, финансовых организаций и т.д.).

Централизованные фонды денежных средств представлены в России следующими институтами – федеральным бюджетом, региональными бюджетами, местными бюджетами, государственными (федеральными) внебюджетными фондами, а также различными региональными внебюджетными фондами. Финансы в данном случае представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования вышеперечисленных фондов денежных средств, а также последующего их использования по назначению.

Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой экономические отношения, которые возникают в рамках экономической системы (всей экономики России) между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, торговыми организациями, компаниями, государственными учреждениями. Основным признаком финансовых отношений является наличие денежных расчетов между вышеперечисленными субъектами за товары, работы и услуги. Если таковые имеются, то можно утверждать, что это – финансовые отношения, а следовательно в теории они попадают в разряд «децентрализованных финансов», которые выражаются в следующем:

Исторически экономическая категория «финансы» возникла вместе с возникновением первых металлических денег и появлением товарно-денежных отношений в обществе. То есть с появлением денег возникли финансовые отношения и, следовательно, само понятие «финансы». Сама категория «финансы» очень тесно связаны с денежным обращением, поэтому рассматривать финансы логично параллельно с возникновением денежного обращения.

Современная история считает, что первые деньги возникли по разным оценках около 5000 лет назад, но в современном понимании они появились в Китае и Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Уже в VI веке до нашей эры, а именно в 517 году до нашей эры, Персидский царь Дарий ввел в обязательное обращение золотые монеты — «дарики», весом 8,4 грамма и полностью заменил ими натуральный обмен товаров (бартер). Можно сказать, что это была экономическая революция, сродни появлению электронных денег. Монеты эти были высокого качества и имели всего 3% примесей. Благодаря этому они стали основной торговой единицей на несколько последующих веков.

Рисунок 1. Деньги Персии. Золотые монеты «дарики»

Современниками «дариков» считаются древнегреческие «драхмы». Греческая драхма выпускалась в виде металлических денег в период царствования Александра Македонского (период царствования с 336 года до 323 года до нашей эры). Александр значительно расширил границы Греческую империю, в том числе за счет Персидского царства, которое сумел покорить. За относительно короткий период своего правления, всего 13 лет, он значительно изменил политическую и экономическую карту античного мира. Империя Александра Македонского простиралась от Атлантического океана на западе, и до границ Китая на востоке, включала в себя Египет и черноморское побережье. На всей этой огромной территории Александр Македонский установил единый стандарт выпуска денег, который во многом используется и до сих пор. Сложный рисунок монет резко снижал возможности фальшивомонетчиков. Деньги Александра Македонского чеканили из меди, серебра и золота. Золота было достаточно, поскольку Александр много его захватил в своих завоевательных походах. Они быстро распространились по сопредельному Древнему миру и стали общепризнанной валютой.

Рисунок 2. Золотой статор Александра Македонского

С этого времени стали развиваться денежные системы различных стран и мировая денежная система в целом. Также параллельно с денежными системами развивались и финансы (финансовые отношения).

Централизованные
финансы – это подсистема финансовых
отношений относительно формирования
централизованных денежных фондов,
которые сосредоточиваются в институтах
государственных органов власти для
выполнения государством своих функций,
а именно: административной, оборонной,
социально-экономической и правовой.

К этой сфере
принадлежат: государственный бюджет,
местные бюджеты (финансы местных органов
власти), государственные внебюджетные
целевые фонды, государственный кредит,
финансы государственных и муниципальных
предприятий.

Главным звеном
централизованных финансов является
бюджетная система, которая организационно
зависит от формы государственного строя
и, как правило, состоит из государственного
и местных бюджетов.

Государственный
бюджет – это главный централизованный
фонд денежных средств государства,
инструмент перераспределения национального
дохода.

Главными доходами
государственного бюджета являются
налоги, основными из которых являются:
налог на доходы физических лиц, налог
на прибыль предприятий, налог на
добавленную стоимость, акцизный сбор,
пошлина.

Основные расходы
государственного бюджета:

— расходы, связанные
с политическими функциями государства
(содержания армии, государственного
аппарата управления и власти);

— расходы на
социальные потребности (образование,
наука, здравоохранение, социальное
страхование и обеспечение);

— расходы, связанные
с экономическими функциями государства
(государственные инвестиции в отрасли
экономической инфраструктуры, субсидии
частному капиталу и государственным
корпорациям, расходы на внешнеэкономическую
деятельность и др.).

Местные бюджеты
(местные финансы) обеспечивают региональные
потребности в финансовых ресурсах,
имеют полную самостоятельность
(собственные и закрепленные доходные
источники и право определения направлений
их использования). В местных бюджетах
большая частица расходов направляется
на социальные потребности. Местные
бюджеты получают необходимые им
дополнительные средства в виде субсидий,
субвенций, дотаций из государственного
бюджета, а также путем выпуска ссуд под
определенные государственные обязательства
– муниципальные облигации.

Государственные
внебюджетные целевые фонды имеют целевое
назначение. Они используются для
расширения объема социальных услуг
населению, развития отраслей инфраструктуры,
предоставления общественной помощи
неработоспособным и малообеспеченным
гражданам.

Государственный
кредит непосредственно связан с бюджетным
дефицитом и является источником его
покрытия. Государственный кредит — это
совокупность экономических отношений,
которые возникают между государством
как заемщиком и кредиторами — физическими
или юридическими лицами (частными,
финансово-кредитными учреждениями,
корпорациями, иностранными правительствами
и международными финансовыми организациями)
в процессе формирования общегосударственного
фонда их ресурсов.

Читать также:  Учебник по государственным и муниципальным деньгам для вузов, Ракитина

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды
– это средства государства, которые
имеют целевое назначение и не включаются
в государственный бюджет, находятся в
распоряжении центральных и местных
органов власти и являются составляющей
финансовых ресурсов местного уровня.

В настоящее время
роль внебюджетного фонда выполняют
обязательства налогоплательщика по
единому социальному взносу.

Единый
социальный взнос
на общеобязательное государственное
социальное страхование – консолидированный
страховой взнос на Украине, сбор которого
осуществляется в системе общеобязательного
государственного социального страхования
в обязательном порядке и на регулярной
основе. Основные положения, определяющие
порядок сбора ЕСВ, установлены Законом
Украины «О сборе и учете единого
взноса на общеобязательное государственное
социальное страхование» № 2464-VI от
8.07.2010 (вступил в силу с 01.01.2011).

Единый
социальный взнос подлежит уплате в
Пенсионный фонд Украины. Он заменил
собой четыре ранее существовавших
обязательных государственных социальных
сбора: пенсионный, «безработицу»,
соцстрах (больничные), «несчастный
случай». Ставки ЕСВ дифференцированы
в зависимости от вида плательщика, а
также в зависимости от классов
профессионального риска вида деятельности.
В частности, для физических
лиц-предпринимателей он составляет
34,7%.
Для юридических лиц ставка единого
социального взноса определяется в
зависимости от класса предприятия,
присвоенного одновременно при регистрации
в Едином государственном реестре
юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей.

Денежные
фонды –это специально выделенные,
относительно обособленные части денежных
средств, предназначенные для определенных
целей, выполняющие определенную функцию.
Например, денежные средства, выделенные
для выплаты пенсий, образуют пенсионный
фонд, а предназначенные для выплаты
заработной платы — фонд оплаты труда.

Денежные
фонды могут выделяться как часть денежных
средств всего государства (к примеру,
внебюджетный фонд социального
страхования), так и в виде части денежных
средств предприятия (фонд амортизации)

Централизованные
фонды денежных средств создаются
путем распределения и перераспределения
национального дохода, созданного в
отраслях материального производства.
К ним относят:

Децентрализованные
фонды денежных средств образуются
из денежных доходов и накоплений самих
предприятий и населения. Они являются
основой финансовой системы, поскольку
именно в этой сфере формируется
преобладающая доля финансовых ресурсов
государства. Часть этих ресурсов
перераспределяется в соответствии с
нормами финансового права в доходы
бюджетов всех уровней и во внебюджетные
фонды. При этом значительная часть
указанных средств в дальнейшем
направляется на финансирование бюджетных
организаций; коммерческих организаций
виде субвенций, субсидий, а также
возвращается населению в форме социальных
трансфертов (пенсий, пособий, стипендий
и т. п.).

Среди
децентрализованных финансов ключевое
место принадлежит финансам коммерческих
организаций. Здесь создаются материальные
блага, производятся товары, оказываются
услуги, формируется прибыль, являющаяся
главным источником производственного
и социального развития общества.

Государственные финансы и их характеристика.

Государственные
финансы
— это централизованные фонды денежных
ресурсов, которые создаются путем
распределения, перераспределения
национального дохода, созданного в
отраслях материального производства.

Связь
общегосударственных финансов и финансов
предприятий объясняется не только тем,
что они имеют единый источник своего
формирования, созданный в сфере
материального производства, но и из
бюджета на свое воспроизводство.

Главной
составляющей государственных финансов
является государственный бюджет.

Государственный
бюджет
— централизованный доход государства
(роспись доходов и расходов).

Бюджет
состоит из двух частей: доходной и
расходной. В доходной части показываются
источники поступления денежных средств
и их количественные характеристики.
В расходной части указываются направления,
сферы в которых расходуются деньги, и
их количественные параметры. По размерам
государственного бюджета можно судить
об уровне экономического развития
страны.

Если
расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это
бездефицитный бюджет. Если доходы
превышают расходы, то это профицит.

Внебюджетные
фонды
– совокупность финансовых ресурсов,
имеющих строго целевое назначение и
находящиеся в распоряжении федеральных,
региональных или местных органов
самоуправления.

Посредством
формирования внебюджетных фондов
происходит перераспределение национального
дохода органами власти и управления в
пользу определенных групп населения и
приоритетных сфер экономики.

К
внебюджетным фондам относятся: Пенсионный
фонд (ПФ), фонд социального страхования
(ФСС), фонд обязательного медицинского
страхования (ФОМС). К внебюджетным
экономическим фондам относятся:
отраслевые и межотраслевые фонды
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских разработок
(НИОКР), фонды развития жилищной сферы
и т.д.

Государственный
кредит. В
целях бесперебойного финансирования
многообразных потребностей общества,
государство может привлекать к покрытию
своих расходов свободные средства
предприятий, организаций и граждан.

Для
дополнительного пополнения денежными
ресурсами экономику страны государство
может прибегнуть к эмиссии денег. Но
эта мера не очень часто используется,
т.к. чрезмерная эмиссия может привести
к росту инфляции,
обесценению денежных средств, росту
цен, снижению жизненного уровня населения.

Следующим
средством привлечения финансовых
ресурсов государством является —
государственный заем. Кредиторами
выступают юридические и физические
лица, заемщиком – государство. Государство
продает на финансовом рынке облигации,
казначейские обязательства и другие
виды государственных ценных бумаг.
Финансовый рынок является составной
частью финансовой системы.

Государственный
долг
представляет собой сумму выпущенных,
но не погашенных государственных займов
с начислением по ним процентов на
определенную дату или определенный
срок.

Государственный
долг может быть внешним и внутренним.
Внешний долг — это задолженность по
внешним займам. Внутренний долг — это
задолженность по внутренним займам.
Отказ государства оплачивать свои долги
называется дефолт.

К
централизован­ным финансам
относятся государственные финансы,
которые используются для регулирования
экономики и финансовых распределительных
отношений на макроуров­не.

Под
государственными
финансами
как
экономической катего­рией понимаются
экономические (денежные) отношения,
связан­ные с формированием, распределением
(перераспределением) и использованием
централизованных фондов страны.

К
группе государственных финансов
относятся следующие ви­ды финансовых
отношений, представленных
на рис. 1.3.

Рис.
1.3. Функциональная система государственных
финансов

Структура
системы государственных (централизованных)
финансов представлена ниже таблице
1.1.

Структура системы государственных финансов

Государственный
бюджет
– это форма
образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и
функций государства, субъектов
Федерации и местного самоуправления.

Государственный
бюджет
является
главным звеном финансовой системы
государственных финансов. За счет
средств государствен­ного бюджета
финансируется деятельность государства,
выполне­ние им своих функций.

Читать также:  ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖ

Внебюджетные
фонды –
это специальная
форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов страны для
финансирования конкретных социальных
и экономических потребностей
общегосударственного или регионального
значения.

Внебюджетные
фонды
появляются
в результате вынесения за рамки бюджета
определенных бюджетных расходов и
закрепления за ними определенных
доходов, не включаемых в бюджет доходов.
Внебюджетные фонды имеют строго
целевое значение.

Целесообразность
формирования внебюджетных фондов
яв­ляется предметом дискуссии. Одни
экономисты считают, что вы­носить
какие-либо постоянные расходы (например,
на пенсион­ное обеспечение) за пределы
бюджета не следует, так как сразу же
ставится под сомнение обязательность
их финансирования в пол­ном объеме.

Использование
средств внебюджетных фондов, в от­личие
от использования средств государственного
бюджета, в об­щепринятой практике
подлежит меньшему контролю со стороны
законодательных органов. С точки зрения
других экономистов, обособленное
функционирование внебюджетных фондов
позво­ляет оперативно финансировать
важнейшие социальные меро­приятия.

Государственный
кредит
представляет
собой экономическую категорию, то есть
экономические (денежные) отношения,
связанные с привлечением и размещением
государством временно свободных
денеж­ных средств на внутренних и
внешних финансовых рынках на условиях
срочности, платности и возвратности
для финансирования государственных
расходов.

Функционирование
государственного кредита должно быть
на­правлено не только на финансирование
не покрытых доходами го­сударственных
расходов, но и стабилизацию денежного
обращения в стране.

Каждый
уровень власти составляет и исполняет
свой бюджет, может создавать внебюджетные
фонды и осуществляет кредитную
деятельность. В этом случае систему
государственных финансов можно
представить как совокупность финансов
феде­рального правительства, субъектов
федерации и местных органов власти.

Федеральные
финансы как
экономическая категория представ­ляют
собой совокупность экономических
(денежных) отношений, связанных с
формированием, распределением
(перераспределени­ем) и использованием
фондов денежных средств, предназначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих перед федераль­ными органами
власти.

Финансы
субъектов федерации как
экономическая категория представляют
собой совокупность экономических
(денежных) от­ношений, связанных с
формированием, распределением
(перерас­пределением) и использованием
фондов денежных средств, пред­назначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих пе­ред субъектами федерации.

Финансы
субъектов федерации занимают промежуточное
поло­жение между федеральными и
местными финансами. Субъекты
федерации вступают в межбюджетные
отношения как с федераль­ными, так и
местными органами власти.

Финансы субъектов
федерации, наряду с собственностью и
имуществом, находящимися в собственности
субъекта или пере­данными ему в
управление, составляют экономическую
основу го­сударственной власти
субъекта.

Власти
субъектов федерации обладают
законодательными полномочиями в области
налогообложения и в соответствии с
действующим федеральным законодательством
могут устанавли­вать и/или конкретизировать
региональные налоги и сборы.

Субъекты федерации
осуществляют расходы в соответствии с
возложенными на них государственными
задачами, а также обще-государственными
задачами, выполняемыми на их территории
со­вместно с федерацией на условиях
долевого финансирования.

Власти субъектов
федерации самостоятельно составляют,
ут­верждают и исполняют свои
бюджеты.

Субъекты федерации
могут создавать свои внебюджетные
фон­ды.

Финансы
местных органов власти (муниципальные
финансы)
– это совокупность экономических
(денежных) отношений, связанных с
формированием, распределением
(перераспределением) и использованием
фондов денежных средств, предназначенных
для финансирования выполнения задач,
стоящих перед местными органами власти.

Данные отношения
складываются между органами мест­ного
самоуправления и населением, проживающим
на территории данного муниципального
образования.

Наряду с муниципальной
собственностью и имуществом, пере­данным
в управление местным органам власти,
муниципальные финансы составляют
экономическую основу местного
самоуправ­ления.

Местные органы
власти самостоятельно составляют,
утвер­ждают и исполняют свои бюджеты.

Местные органы
власти обеспечивают удовлетворение
потреб­ностей населения в сферах,
отнесенных к их ведению, и на уровне не
ниже государственных социальных
стандартов. Их выполнение гарантируется
государством посредством занесения в
доходы муни­ципальных бюджетов
отчислений от федеральных и региональных
налогов. Местные налоги и сборы
устанавливаются местными ор­ганами
власти самостоятельно.

Органы
местного самоуправления могут создавать
целевые внебюджетные фонды.
Бюджеты местных
органов власти и бюджеты местных
внебюд­жетных фондов составляются,
утверждаются и исполняются одновременно.

Государственные
финансы являются главной составной
частью функциональной финансовой
системы страны. Они настолько важны,
что с ними часто отождествляют финансы
в целом. Многие экономисты считают
государственные финансы не только
эконо­мической, но и исторической
категорией, возникшей одновремен­но
с появлением государства. Однако это
не совсем так. Госу­дарственные финансы
возникли не в результате появления
самого государства, а в результате
отделения казны монарха от казны
государства, что произошло значительно
позже возникновения самого государства,
а именно в средние века. Первые буржуазные
револю­ции в Европе не уничтожили, но
ограничили власть монарха. По­явление
государственных финансов выразилось
в появлении обще­государственного
фонда денежных средств – бюджета,
которым монарх уже не мог единолично
распоряжаться.

Важная
роль, которую государство выполняет в
области соци­ально-экономического
развития, приводит к необходимости
цен­трализации в его распоряжении
значительной части финансовых ресурсов
посредством формирования бюджетных и
внебюджетных фондов. При этом эффективное
использование финансовых ресур­сов
возможно только на основе проведения
продуманной финансо­вой политики.

К
децентрализованным
финансам
относятся финансы предприятий и
органи­заций и исполь­зуются для
регулирования и стимулирования экономики
и со­циальных отношений на микроуровне.

Под
финансами
предприятий (учреждений, организаций,
общест­венных объединении)
как
экономической категорией понимаются
экономические (денежные) отношения,
связанные с формирова­нием, распределением
(перераспределением) и использованием
предприятиями (учреждениями, организациями)
фондов денежных средств, а также их
участием в формировании и использовании
централизованных фондов денежных
средств.

Финансы
предприятий являются важной составной
частью функциональной финансовой
системы страны. Они обслуживают сферу
материального производства, в которой
создается совокуп­ный общественный
продукт, и, соответственно, национальный
до­ход и национальное богатство. Без
участия финансов не может со­вершаться
кругооборот общественных производственных
фондов в целом.
Непосредственная связь финансов с
общественным про­изводством позволяет
отнести их к категории, входящей в состав
экономического базиса.

Наличие финансов
предприятий обусловлено существованием
товарно-денежных отношений и закона
стоимости.

Финансы предприятий,
как и экономическая категория «фи­нансы»
в целом, имеют денежную форму выражения.
Однако нель­зя сводить сущность данной
категории только к денежным отноше­ниям.
Финансы предприятий как экономические
отношения воз­никают в результате не
столько движения денег, сколько движения
стоимости в процессе создания,
распределения и использования совокупного
общественного продукта и, соответственно,
нацио­нального дохода и национального
богатства. Одновременно фи­нансы
предприятий связаны не только с
функционированием де­централизованных
фондов, но и с образованием, распределением
и использованием валового дохода и
денежных накоплений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *