Что является объектом управления финансов финансовые отношения

4.Основные
методы и инструменты управления
финансами 14

Введение

Тема
данной работы актуальна потому, что
управление присуще всем сферам
человеческой деятельности, в том числе
и финансовой. Под управлением понимается
сознательное целенаправленное воздействие
на объект с помощью совокупности приемов
и методов достижения определенного
результата.

Цель
управления финансами — финансовая
устойчивость и финансовая независимость,
проявляющиеся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета,
снижении государственного долга,
твердости национальной валюты, в
сочетании экономических интересов
государства и общества и общества в
целом.

Цель
данной работы является рассмотрение
организации управления финансов.

Задачей
является изучение объектов, субъектов
управления а также методы и инструменты
управления финансами.

Процесс
перераспределения финансовых ресурсов
между различными субъектами финансовой
системы и внутри них всегда направлен
на достижение определенных целей,
поэтому он не может осуществляться
стихийно и соответственно предполагает
организацию некоторой схемы управления.
Существуют разные определения термина
«управление». В наиболее общем виде
управление представляет собой
целенаправленное формирование процесса
какой-либо деятельности или целенаправленное
влияние (воздействие) субъекта управления
на объект управления.

В
качестве объектов управления финансами
выступают различные виды финансовых
отношений, в том числе специфических,
которые предопределяются социальным
строем государства, раскладом политических
сил в стране и другими факторами,
влияющими на перераспределительные
процессы. В качестве субъектов управления
в государственных, муниципальных
финансах, в финансах хозяйствующих
субъектов выступают специальные службы
(органы, подразделения), называемые
финансовым аппаратом, а субъектами
управления финансами домохозяйств
выступают сами домохозяйства.

Взаимоотношения
государства в области финансовых
отношений с хозяйствующими субъектами
и домохозяйствами опосредуются прежде
всего через налоговую систему,
регламентацию кредитных отношений,
регулирование финансового рынка, систему
государственной поддержки, систему
пенсионного обеспечения, механизм
регулирования доходов работающего
населения и т. п.

Финансовая
система представляет собой финансовые
отношения, существующие в рамках данной
экономической формации.

Финансовая
система – совокупность различных сфер
финансовых отношений (звенья финансовой
системы), в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств.
Это совокупность централизованных и
децентрализованных денежных фондов.

Построение
финансовой системы базируется на
следующих принципах:

  • Функциональное
    назначение. Состоит в выполнении каждым
    звеном финансовой системы своих задач
    (госбюджет выражает распределительные
    отношения между государством,
    предприятиями и населением; финансы
    предприятий выражают отношения по
    созданию и использованию денежных
    фондов предназначенных для обеспечения
    первичных потребностей общественного
    воспроизводства).
  • Единство
    финансовой системы – предопределяется
    единой экономической и политической
    основой государства. Это обуславливает
    единую финансовую политику, проводимую
    государством через централизованные
    финансовые органы и единые цели.
    Управление всеми звеньями происходит
    на основе единых законодательных и
    нормативных актах.
  • Территориальность
    – каждый регион имеет свою финансовую
    систему со своими территориальными
    особенностями.

Государственные
финансы — форма организации денежных
отношений, участником которых в той или
иной форме выступает государство.
Государственные финансы — совокупность
экономических отношений, система
образования и распределения денежных
фондов, необходимых государству для
содержания его органов и выполнения
присущих ему функций.

Государственные
финансы представляют собой часть финансовой
системы, в той ее части, которая относится
к централизованным (публичным)
финансам. Главное назначение государственных
финансов — обеспечить формирование и
использование финансовых ресурсов у
государства, необходимых для реализации
его функций.

Государственным
финансам, также как и другим категориям
финансов присущи функции:

Муниципальные
финансы — форма организации фондов
денежных средств, формируемых и
используемых на уровне муниципального
образования.

Муниципальные
финансы составляют основу экономической
самостоятельности муниципальных
образований.

Каждое
муниципальное образование имеет
собственный бюджет (местный бюджет),
который принимает орган представительной
власти, избираемый гражданами, проживающими
на территории муниципального образования.

К
доходам местного бюджета относятся:
доходы от местных налогов и сборов,
отчисления в местный бюджет от некоторых
региональных налогов и сборов, отчисления
от некоторых федеральных налогов и
сборов, безвозмездные перечисления из
бюджетов других уровней, включая дотации
на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований, доходы от
имущества, находящегося в муниципальной
собственности, часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после уплаты
налогов и сборов и осуществления иных
обязательных платежей, штрафы, установление
которых отнесено к компетенции органов
местного самоуправления, добровольные
пожертвования, иные законные поступления.

Экономическую
основу неналоговых доходов муниципальных
образований составляет находящееся в
муниципальной собственности имущество,
а также имущественные права муниципальных
образований. Органы местного самоуправления
от имени муниципального образования
самостоятельно владеют, пользуются и
распоряжаются муниципальным имуществом.
В соответствии с Гражданским кодексом
органы местного самоуправления вправе
создавать муниципальные предприятия
и учреждения.

Муниципальные
финансы предполагают возможность
осуществлять заимствования, в т.ч. путем
выпуска муниципальных облигаций.

Финансы
хозяйствующих субъектов представляют
собой экономические отношения, возникающие
в процессе формирования, структуризации,
использования их денежных фондов;
являясь ведущим звеном всей финансовой
системы общества, они формируют основной
массив его финансовых ресурсов. Финансы
предприятий тесно взаимосвязаны с
финансовым положением государства и
состоянием денежных доходов населения.
Финансы хозяйствующих субъектов включают
в себя отношения, связанные с формированием
и движением:

  • а)
    фондов собственных средств (уставного,
    резервного, добавочного капитала,
    нераспределенной прибыли и пр.);
  • б)
    фондов заемных средств (банковских
    кредитов, ссуд, бюджетных кредитов,
    облигационных займов и др.);
  • в)
    фондов привлеченных средств (фондов
    потребления, расчетов по дивидендам).

В
составе финансов также можно выделить
формирование и движение производственных
фондов денежных средств; обращение
денежной части фондов и фондов,
образованных в ходе распределения
доходов между предприятием, органами
власти и работниками. К основным функциям
финансов хозяйствующего субъекта
относятся:

  • аккумулирующая
    (мобилизация доходов, финансовых
    ресурсов, формирование капитала);
  • распределительная
    (оптимизация финансовых пропорций,
    надлежащее осуществление расходов,
    превращение финансовых ресурсов в
    целевые фонды денежных средств);
  • коммуникационная
    (финансовые отношения с контрагентами,
    государством и пр.).

Финансы
домашнего хозяйства —
совокупность отношений по поводу
создания и использования фондов денежных
средств и финансовых активов, необходимых
для обеспечения жизнедеятельности
членов домашнего
хозяйства.

Под
домашним хозяйством с экономической
точки зрения понимается группа лиц,
чаще всего связанных родственными
отношениями (семья), совместно принимающих
экономические решения на основе
совместного формирования и совместного
использования фондов денежных средств,
необходимых для потребления и накопления.
Домашнее хозяйство может состоять из
одного лица, самостоятельно и независимо
формирующего свой бюджет. Домашнее
хозяйство (в лице его членов-представителей)
в системе рыночных отношений выступает
в качестве:

Для
финансов домашних хозяйств характерны
общие для финансов функции:

Финансовые
решения домашних хозяйств принимаются
в отношении формирования и использования
денежных фондов.

С
определённой степенью условности можно
сказать, что домашнее хозяйство имеет
свой баланс, в котором отражается
совокупность его активов, то есть
стоимость его имущества в денежной и
неденежной форме и пассивов, то есть
источников формирования этих активов.
Важным источником формирования активов
домашних хозяйств является не только
текущие доходы, но и сбережения,
накопления, полученные в порядке
наследования от предыдущих поколений.

Возникновение
государства предполагает, кроме всего
прочего, установление определенных
взаимоотношений по распределению,
перераспределению создаваемых
экономических благ между государством
в лице верховной власти и остальными
субъектами воспроизводственных
отношений. Эти отношения и определяются
понятием финансы.

Финансы выражают
экономические общественные отношения
в связи с образованием, распределением
и использованием фондов денежных средств
в процессе распределения и перераспределения
созданной стоимости.

Финансы- неотъемлемая
часть денежных отношений. Это экономический
инструмент распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта(ВВП)и
национального дохода.

Финансовые
отношения связаны с денежными отношениями,
которые возникают между:

— хозяйствующими
субъектами в процессе в процессе
реализации продукции, приобретения
ТМЦ;

-хоз.субъектами и
вышестоящими организациями при создании
совместных фондов денежных средств и
их использовании;

-хоз.субъектами
и государством при формировании бюджета
и внебюджетных фондов;


внутри хоз.субъектов при формировании
и использовании целевых фондов;

— между отдельными
бюджетами и внебюджетными фондами;

— между гражданами
и государством.

Совокупность
денежных средств, находящихся в
распоряжении хоз.субъектов, населения,
государства, органов местного
самоуправления, представляют собой
финансовые ресурсы. Их источниками
являются:

1)На уровне
хоз.субъектов: прибыль, амортизация,
продажа ценных бумаг, банковский кредит,
%, дивиденды;

2)На уровне населения:
з/плата, премии, выплаты социального
характера, доходы от предпринимат.деятельности,
социальные трансферты(пенсии, стипендии).

3)На уровне
государства, органов местного
самоуправления: доходы от госпредприятий
и муниципальных предприятий, доходы от
приватизации гос. и муниц. и имущества,
налоговые доходы, доходы от
внешнеэкономической деятельности.

2)Перераспределение
национального дохода связано с
территориальным и межотраслевым
перераспределением средств в интересах
наиболее эффективного и рационального
использования доходов и накоплений, а
так же с перераспределением доходов
между различными социальными группами
населения.

3)Стимулирующая:
Государство с помощью экономических
рычагов может влиять на развитие
предприятий и целых отраслей в нужном
обществу направлении(более низкие
налоги).

4)Контрольная:Основа
функции- движение финансовых ресурсов.
Эта функция осуществляется финансовыми
подразделениями предприятий в целях
выявления резервов, финансовыми и
налоговыми органами в части своевременности
отчислений и правильности отражения
затрат . Эта функция реализуется через
бухучет, стат. и оперативную отчетность.

62.
Финансовая система, ее структурные
элементы и их взаимодействие. Новые
черты российской финансовой системы.

Фин.
с-ма – это
с-ма форм и методов образования, распр-ия,
исп-ия фондов ден. ср-в гос-ва и пред-ия.

Фин.
с-ма РФ включает след. звенья фин. отнош:
Госбюджет
– это главное звено фин. с-мы. Он
представляет собой форму образования
и исп-ия цнтр-ого фонда дне. Ср-в для
обеспечения ф-ий органов гос. власти.
Это основной фин. план страны, утверждаемый
фед. собранием как закон.

Госкредит
– это особая форма кред. отнош. м/у гос-ом
или органами местной власти и юр. или
физ. лицами, при к-ых гос-во или местные
органы власти выступают в качестве
заемщика ср-в.

Внебюдж.
фонды – это
ср-ва фед прав-ва и местных властей
связанные с финанс-ем расходов не
включаемые в бюджет. Фом-ие внебюдж.
фондов осущ-ся за счет обязательных
целевых отчислений. Организационно они
отделены от бюджетов, имеют опред-ую
сам-ть и строго целевое назначение –
расширить соц. услуги нас-ию.

Фонды
страх-ия –
обеспечивают возмещение возможных
убытков от стих-ых бедствий, а также
способствуют их предупреждению. В наст.
Время наряду с гос. страх-ыми огр-ми
сущ-ют страх-ые компании.

Фондовый
рынок – это
особый вид фин. отнош. возникающих в
рез-те купли – продажи фин. активов –
ц. б. Задачей явл-ся обеспечение процесса
перелива капитала в отросли с высоким
уровнем дохода. Он служит для мобилизации
эффкт-ого исп-ия ден. ср-в. Его особенность
заключается в том, что участники фондового
рынка рассчитывают получить более
высокий доход по сравнению с вложениями
денег в Б. Но с др. стороны повышенный
доход ведет за собой повышенный риск.
Принципы исп-ия фин. ресурсов на фондовом
рынке зависят от видов ц. б. в к-ые они
вложены и от типов опер-ий с ц. б.

Читать также:  СОВРЕМЕННО СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Ф.
пред-ий различных форм собст-ти
– явл-сь основой фин. с-мы страны
обслуживают процесс создания и распр-ия
общ-ого продукта и нац-ого дохода. От
состояния Ф. пред-ий зависит обеспеченность
цент-ых ден. фондов фин. ресурсами.

Финансовая система-
это форма организации денежных отношений
между всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.

В зависимости от
методов формирования доходов экономических
субъектов финансовую систему принято
подразделять на: централизованные
(государственные)и децентрализованные(финансы
организаций и домохозяйств).

Финансовая система
как форма организации денежных отношений
м.б.подразделена на 3 взаимосвязанных
подсистемы:1)хозяйствующих
субъектов,2)населения,3)государства и
органов самоуправления. В каждой из
выделенных подсистем используются
специфические формы и методы образования
и использования финансовых ресурсов.

Бюджетная
система определена
как совокупность бюджетов всех уровней
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.

63.Управление
финансами. Финансовый контроль.

Процесс
перераспределения финансовых ресурсов
между различными субъектами финансовой
системы всегда направлен на достижение
определенной цели, поэтому он не может
осуществляться стихийно и предполагает
организацию некоторой схемы управления.

Управление финансами-
это деятельность, связанная с поведением
общей финансовой политики государства,
направленная на сбалансированность
финансовой системы.

В качестве объектов
управления финансами выступают различные
виды финансовых отношений. В качестве
субъектов управления в государственных,
муниципальных финансах, в финансах
хозяйствующих субъектов выступают
специальные службы, а субъектами
управления финансами домохозяйств
выступают сами домохозяйства.

Общее управление
возложено на Федеральное собрание и
две его палаты- Госдуму и Совет Федераций.

Непосредственное
госуправление финансами осуществляется
лишь в отношении государственных
финансов. В РФ управление госфинансами
регулируется через высшие законодательные
органы. Это относится к утверждению
госбюджета, отчету о его исполнении,
введению или отмены отдельных видов
налогов. Управление госфинансами имеет
целью обеспечения баланса экономических
интересов государства, юридических и
физических лиц; бездефицитного госбюджета;
устойчивости национальной валюты.

В
качестве инструментов управления
финансами выступают :1)планирование
(определение целей, анализ проблем,
прогнозирование, поиск альтернатив,
оценка принятых решений); 2)контроль за
исполнением, который предполагает
установление расхождений между планом
и фактом, установление причин;3)информационное
обеспечение.

Финансовый
контроль. Эта
форма реализации контрольной функции
финансов. Объектом финансового контроля
являются распределительные отношения
на стадии образования и в процессе
использования фин.ресурсов. Задачами
контроля являются:

-контроль за
исполнением федерального бюджета,

-контроль за
организацией денежного обращения,

-контроль за
использованием кредитных ресурсов,

-контроль за
состоянием государственных резервов,

-контроль за своевр.и
полным поступлением всех видов госдоходов,
страх.взносов в ПФ и др.

/.В зависимости от
субъектов, осуществляющих контроль,
различают:

1)Государственный.Его
главной задачей является содействие
успешной реализации финансовой политики
государства, посредством соблюдения
финансового законодательства, финансовой
дисциплины, недопущения нецелевого
использования средств.

2)Негосударственный,
который представлен: а)внутрифирменным
контролем(финас.службы предприятия);б)контроль
со стороны КБ;в)независимый аудиторский
контроль.

Основной задачей
негосударств.контроля – повышение
эффективности использования финансовых
ресурсов экономических субъектов,
обеспечение достоверности финансовой
отчетности.

//.В зависимости от
объемов контроля:бюджетный, внебюджетных
фондов, налоговый, кредитный, страховой,
инвестиционный, таможенный, валютный.

///.В зависимости
от времени проведения:предварительный,
текущий, последующий.

А)Обязательный,
осуществляется госорганами финансового
контроля в соответствии с законодательством.
К нему относят налоговые проверки,
обязательный аудит для отд.организаций.

Б)Инициативный.
Определяется сооветствующими органами
хозяйствующих субъектов.

В)Предварительный.
Осущ-ся на стадии рассмотрения и принятия
бюджетов, финансовыхьпланов хозяйствующих
субъектов. Он предусматривает оценку
обоснованности показателей финансовых
планов. Данный контроль позволяет
предупредить нарушения.

Г)Текущий. Осущ-ся
в ходе исполнения бюджетов всех уровней,
финансовых планов, отдельных программ.
Данная форма предполагает анализ
финансовой деятельности.

Д)Последующий.
Осущ-ся в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов, подведения
итогов финансово-хоз.деятельности
хозяйствующих субъектов. Он предназначен
для оценки результатов и выработки
тактики и стратегии.

64.
Экономическое содержание бюджета, его
функции и методы формирования.

Центральным
элементом финансовой системы является
государственный бюджет. Бюджет служит
для аккумуляции финансовых ресурсов и
их использования на выполнение основных
задач государства. Т.о. бюджет является
инструментом экономической и социальной
политики, служит для перераспределения
части валового внутреннего продукта
страны с учетом общественных интересов.

Бюджетный фонд
представляет собой централизованный
денежный фонд, используемый государством
для финансирования определенных
общественных потребностей- обеспечение
национальной обороны и безопасности,
поддержки отраслей экономики, социальной
защиты населения, развитие образования,
здравоохранение и т.д. В современных
условиях он служит основным инструментом
гос.регулирования экономики, играет
активную роль в обеспечении ее стабильности
и развития. Реализация любого направления
политики государства в экономической
или социальной сфере требует
соответствующего ресурсного обеспечения.
Именно поэтому бюджет объективно
необходим государству для выполнения
возложенных на него функций.

С
помощью бюджета государство осуществляет
перераспределение внутреннего продукта
между отраслями, регионами страны, а
также между отдельными субъектами
экономики. Цели такого перераспределения
различны: содействие развитию приоритетных
отраслей экономики; поддержка тех ее
секторов, которые являются убыточными
или малорентабельными, но имеют высокую
социальную значимость(с/х); обеспечение
нац.безопасности; выравнивание
соц.-эк.развития регионов; преодоление
чрезмерной дифференциации доходов
граждан и т.д.

Влияние бюджетного
регулирования на экономическое развитие
страны неоднозначное. Например, изъятие
в бюджет части доходов граждан и
организаций с помощью системы
налогообложения сдерживает уровень
экономической активности в стране.
Однако, при этом расширяются возможности
проведения государственных программ
развития, финансируемых из бюджетных
средств. Однако активное выравнивание
доходов региональных бюджетов за счет
финансовой поддержки из центра, которое
способствует улучшению положения более
бедных территорий, может оцениваться
с позиции более богатых регионов, как
несправедливое.

Доходы бюджета
формируются за счет налогов и неналоговых
поступлений(доходы от продажи и
использования госсобственности, от
внешнеэк. деятельности). Структура
доходной части непостоянна, она подвержена
изменениям в зависимости от условий
развития страны, конкретной
социально-эк.ситуации и направлений
госполитики. Например, налоговые доходы
увеличиваются при росте эк.активности
в стране.

Государственный
бюджет
– это
основной финансовый план государства,
имеет силу закона, т.е. утверждается
законодательными органами власти. По
материальному содержанию государственный
бюджет – централизованный фонд денежных
средств государства, по социально-экономической
сущности – основное орудие перераспределения
национального дохода.

Государственный
бюджет выполняет
следующие
функции:
1)Перераспределение национального
дохода.
2)Госуд.
регулирование
– стимулирование
экономики.
3)Финансовое
обеспечение
социальной
политики.
4)Контроль
за
образованием и использованием
центрального фонда
денежных средств.

Через госбюджет в
развитых странах перераспределяется
до 40% ВВП. В бюджете аккумулируется часть
денежных доходов предприятий и граждан.
За счет бюджетных средств финансируется
оборона, управления, охрана общественного
порядка, безопасность государства,
здравоохранения и т.д.

1)Бюджетный

при помощи налогов (80%). .Бюджет в развитых
странах формируются в основном за счет
налогов (в основном за счет подоходного
и налога на прибыль);

2)Кредитный
– при
помощи госзаймов (20%). К займам государство
прибегает при бюджетных дефицитах,
которые предусматриваются при составлении
бюджета на предстоящий год.

После 1998 г. бюджет
РФ формировался за счет налогов,
бюджетных фондов, доходов от государственной
собственности (доходы от приватизации,
от сдачи в аренду государственного
имущества, дивиденды по акциям,
принадлежащих государству).

65.
Бюджетное устройство РФ. Основные
принципы, элементы бюджетной системы,
ее функции.

Характеристика
бюджетной системы РФ.

Бюджетная
система РФ представляет
собой основанную
на экономических отношениях и юр. нормах
сов-ть федер-го бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
гос-х внебюджетных фондов.

В
бюджетную систему РФ , как федеративного
гос-ва входят бюджеты 3-х
уровней:

1
уровень –
федеральный (республиканский) бюджет
РФ и бюджеты гос-х внебюджетных фондов.

2
уровень –
бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных гос-х внебюджетных
фондов.

3
уровень –
местные бюджеты.

Каждый из бюджетов
служит финансовой базой для деят-ти
соответствующих гос-х или местных
органов. Бюджеты нижестоящих органов
самоуправления не входят своими дох. и
расх. в бюджеты нижестоящих уровней.

Бюджетная
система РФ включает:

  • Федеральный бюджет
  • 21 республиканский
    бюджет республик в составе РФ
  • 55 краевых и областных
    бюджетов
  • бюджеты г. Москвы
    и С-Пб.
  • 1 областной бюджет
    автономной области
  • 10 окружных бюджетов
    автономных округов
  • 29000 местных бюджетов,
    районные, городские, поселковые, сельские

Принципы
бюджетной системы РФ:

  • принципы
    единства бюджетной системы РФ
    – проявляются во взаимосвязи бюджетов
    всех уровней, единой правовой базе, в
    исполнении единых бюджетных классиф-ий,
    единой денежной системе, едином порядке
    ведения бух. учета, ср-в бюджетов всех
    уровней.
  • принцип
    разграничения всех дох. и расх. мд
    уровнями бюджетной системы РФ
    — означает закрепление соответствующих
    видов дох. (полностью или частично) и
    полномочий по осуществлению расходов
    за органами гос. власти субъектов РФ и
    органами местного самоуправления.
  • Принцип
    самостоятельности бюджета –
    обеспечивается правом самостоятельного
    утверждения кажд. из бюджетов
    соответствующими представительными
    органами власти.
  • Принцип
    полноты отражения дох. и расх. бюджетов
    – все дох. и расх. бюджетов всех уровней
    подлежат отражению в бюджетах в
    обязательном и полном порядке.
  • Дефицит
    бюджета –
    превышение расх. над его дох. При принятии
    бюджета на основной фин-й год с дефицитом,
    законом д.б. утверждены и источники
    финансирования дефицита бюджета.
  • Принцип
    сбалансированности бюджета
    (дох = расх).

Профицит
бюджета –
это превышение дох над его расходами.

  • Принцип
    достоверности, адресности, гласности
    бюджета.
  • Принцип
    эффективности и экономности использования
    бюджета (экономное, рациональное
    использование бюджета).
  • Принцип
    совокупного покрытия расходов
    – все расходы бюджета должны покрываться
    общей суммой дох. бюджета и поступлений
    из источников финансирования его
    дефицита.

Консолидированный
бюджет – это
свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ.

Бюджетное
устройство – организация бюджетной
системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство РФ основывается
на модели бюджетного федерализма,
которое по существу представляет собой
определенный тип бюджетного устройства
федеративного государства. Бюджетное
устр-во определяется структурой
административных органов власти.

66.
Региональные и местные бюджеты:
формирование доходов, специфика расходов.
Проблема функционирования территориальных
бюджетов в РФ.

Региональные
бюджеты
– центральное звено территориальных
бюджетов. Они предназначены для
финансового обеспечения задач, возложенных
на государственные органы управления
субъекта РФ.

Читать также:  КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЮТ ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕСТ С ОТВЕТАМИ

Через
региональные бюджеты государство
проводит экономическую политику. На
основе предоставления региональным
органам власти средств для увеличения
их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, сельского хозяйства,
строительства и содержание дорог, охраны
окружающей среды. С помощью региональных
бюджетов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий,
которые отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для этого разрабатываются
региональные программы, финансируемые
из региональных бюджетов. Доходы
региональных бюджетов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих
доходов. Собственные доходы включают:
Налог на имущество предприятий,
транспортный налог, налог на игорный
бизнес, а также доходы от имущества
находящегося в собственности субъектов
РФ, доходы от платных услуг, оказываемые
бюджетными учреждениями, находящиеся
в ведении органов гос. власти субъекта
РФ.

Регулирующие
доходы включают отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределяемых к
зачислению в бюджеты субъектов РФ по
нормативам, определенным федеральным
законом о федеральном бюджете. В доходах
региональных бюджетов превалируют
поступления от регулирующих источников,
в т.ч. отчисления от федеральных налогов
и сборов –40%, поступления в виде дотаций,
субвенций, трансфертов –более 25%.
Собственные доходы занимают менее 30%.

Основные направления
использования средств региональных
бюджетов:

— обеспечение
функционирования органов законодательной
и исполнительной власти субъекта РФ;

— обслуживание и
погашение госдолга субъекта РФ;

— проведение выборов
и референдумов субъекта РФ;

— обеспечение
реализации региональных целевых
программ;

— формирование
гос.собственности субъектов РФ;

— осуществление
международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ;

— содержание и
развитие предприятий, учреждений,
организаций, находящиеся в ведении
органов гос.власти субъекта РФ;

— обеспечение
деятельности СМИ субъектов РФ;

— оказание финансовой
помощи местным бюджетам;

— обеспечение
осуществления отдельных гос. полномочий,
передаваемых на муниципальный уровень;

— компенсация
дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами
гос.власти субъекта РФ, приводящих к
увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов местных
бюджетов.

Главное место в
расходах занимают ассигнования на
народное хозяйство — около 40%, расходы
на социально-культурные мероприятия –
более 25%, расходы на управление и
содержание правоохранительных органов
– 8%.

Местные
бюджеты
— один из главных каналов доведения до
населения конечных результатов
производства. Через них общественные
фонды потребления распределяются между
отдельными группами населения. Из этих
бюджетов финансируется развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
местной и пищевой промышленности,
коммунального хозяйства, объем продукции
и услуги которых являются важным
компонентом обеспечения жизнедеятельности
населения.

Местные
бюджеты выполняют следующие функции:

  • формирование
    денежных фондов, являющихся финансовым
    обеспечением деятельности местных
    органов власти;
  • распределение
    и использование этих фондов между
    отраслями народного хозяйства;
  • контроль
    за финансово-хозяйственной деятельностью
    предприятий, организаций и учреждений,
    подведомственных этим органам власти.

Большое
значение имеют местные
бюджеты в осуществлении общегосударственных
экономических и социальных задач — в
распределении государственных средств
на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества.

В
основе распределения общегосударственных
денежных ресурсов между звеньями
бюджетной системы заложены принципы
самостоятельности местных бюджетов,
их государственной финансовой поддержки.
Исходя из этих принципов, доходы местных
бюджетов формируются за счет собственных
и регулирующих источников доходов.

Собственные
доходы не являются основными источниками
формирования местных бюджетов. В состав
собственных доходов местных бюджетов
входят: местные налоги и сборы: земельный
налог; налог на имущество физических
лиц;

По
объему и экономическому значению ведущее
положение в доходах местных бюджетов
занимают отчисления от регулирующих
доходов. В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов:

-содержание
органов местного самоуправления;

-формирование
муниципальной собственности и управление
ею;

-организация,
содержание и развитие учреждений
образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, средств
массовой информации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного
самоуправления;

-содержание
муниципальных органов охраны общественного
порядка;

-организация,
содержание и развитие муниципального
жилищно-коммунального хозяйства;

-муниципальное
дорожное строительство и содержание
дорог местного значения;

-благоустройство
и озеленение территорий муниципальных
образований;

-организация
утилизации и переработки бытовых отходов
(за исключение радиоактивных);

-содержание
мест захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;

-организация
транспортного обслуживания населения
и учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов
местного самоуправления;

-охрана
окружающей природной среды на территориях
муниципальных образований;

-реализация
целевых программ, принимаемых органами
местного самоуправления;

-обслуживание
и погашение муниципального долга;

-проведение
муниципальных выборов и местных
референдумов.

Главным направлением
использования средств местных бюджетов
являются расходы, связанные с
жизнеобеспечением человека. Это расходы
на социально-культурные мероприятия,
составляющие более половины всех
расходов, и на жилищно-коммунальное
хозяйство – примерно треть всех расходов.

67.Бюджетный
процесс в РФ.

Бюбдж.
процесс –
регламентируемая нормами права
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса по
составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и
исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов,
а также по контролю за их исполнением;

Участниками
бюджетного процесса являются:

  • Президент
    Российской Федерации;
  • органы
    законодательной (представительной)
    власти;
  • органы
    исполнительной власти (высшие должностные
    лица субъектов Российской Федерации,
    главы местного самоуправления, финансовые
    органы, органы, осуществляющие сбор
    доходов бюджетов, другие уполномоченные
    органы);
  • органы
    денежно — кредитного регулирования;
  • органы
    государственного и муниципального
    финансового контроля;
  • государственные
    внебюджетные фонды;
  • главные
    распорядители и распорядители бюджетных
    средств;
  • иные
    органы, на которые законодательством
    Российской Федерации, субъектов
    Российской Федерации возложены
    бюджетные, налоговые и иные полномочия.
  • Участниками
    бюджетного процесса также являются
    бюджетные учреждения, государственные
    и муниципальные унитарные предприятия,
    другие получатели бюджетных средств,
    а также кредитные организации,
    осуществляющие отдельные операции со
    средствами бюджетов.

Бюджетный процесс
– регламентированная законодательством
деятельность органов власти по
составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению федерального и региональных
бюджетов.

Бюджетный
процесс охватывает четыре стадии
бюджетной деятельности:

  • составление проекта
    бюджета;
  • рассмотрение и
    утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • составление
    отчета об исполнении бюджета и его
    утверждение.

1.
Этап составление
проекта бюджета. На сегодняшний день в
России действует следующий порядок:

Президент
РФ не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году, направляет
Федеральному Собранию Бюджетное
послание, в котором определяет бюджетную
политику государства на очередной фин.
год.

После
этого Министерства экон. развития и
торговли РФ и Министерства финансов РФ
организует разработку прогнозов соц.
экон. развития страны и отдельных
регионов. Оптимистические и пессимистические
наиболее вероятные прогнозы. Затем
составляется сводный финансовый баланс
– основной источник органов исполнительной
власти. На его основе опред. нормативы
фин. затрат на предоставления услуг
органами власти.

Бюджетное
послание Президента определяет основные
направления бюджетной политики.

Прерогатива
Министерства финансов – составление
бюджета (составление другими органами
не допускается).

Проект
бюджета разрабатывается в 2 этапа:

На
1-ом этапе определяются основные
характеристики бюджета, где они
направляются федеральным исполнительным
органам для распределения по
бюджетополучателям.

На
2-ом этапе устраняются все разногласия,
формируется перечень финансирования
федеральных целевых программ.

Разработка проекта
бюджета завершается к 15 июля.

До
15 августа Правительство должно
предоставить проект бюджета в Госдуму.

2.
Этап
рассмотрения и утверждения Федерального
бюджета. Рассмотрение осуществляется
Госдумой и Советом Федерации. Сначала
проект бюджета поступает в комитет
Госдумы по бюджету, а после обсуждения
проект направляется в Совет Федерации,
комитеты Госдумы для разработки замечаний
и поправок, а также в Счетную палату РФ
на заключение. Этот процесс длится до
1 октября. Госдума рассматривает проект
федерального закона о федеральном
бюджете в четырех чтениях. В 1-ом чтении
обсуждается концепция бюджета и
объективность прогноза соц. экон.
развития. Обсуждаются основные полномочия
налоговой политики, принципы расчетов
между Федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов РФ, а также проект
внешнеэкономических заимствований и
основные характеристики бюджета.
Практика реализации бюджета показала,
что часть средств внешних заимствований
удалось вернуть. Направления налоговой
политики- налоговая реформа. Доля ВВП,
распределенного через налоги, растет.
Во 2-ом чтении Госдума рассматривает и
утверждает расходы бюджета по
функциональной классификации, определяет
размер Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ – фонд из которого
отчисляются трансферты регионам. В 3-ем
чтении Госдума рассматривает и утверждает
расходы по фукциональной классификации
(постатейное рассмотрение). В 4-ом чтении
проект бюджета выносится на голосование
в целом. Внесение поправок в проект,
возможное во 2-ом и 3-ем чтении, в 4-ом
чтении не допускается. После принятия
бюджета Госдума рассматривает и
утверждаются проекты бюджетов госуд.
внебюджетных фондов, не консолидированных
в фед. бюджете. Принятый Госдумой бюджет
в течение 5 дней предоставляется в Совет
Федерации, кот. рассматривает закон в
течение 14 дней и голосует на предмет
его одобрения в целом. Одобренный закон
в течение 5 дней направляется Президенту
РФ для подписания и обнародования
(обретает силу закона).

В
случае неподписания закона Президентом
в течение 14 дней, закон направляется в
согласительную комиссию и вновь
рассматривается Федеральным собранием.
Для преодоления вето Президента требуется
не менее 2/3 голосов Федерального собрания.

3
Этап исполнения
бюджета. В РФ установлено казначейское
исполнение бюджетов. Казначейство
непосредственно организует исполнения
бюджета, а также внебюджетных органов.
На органы исполнительной власти
возлагается организация исполнение
бюджетов, управление счетами бюджетов
и бюджетными средствами. Указанные
органы являются кассирами всех
распорядителей и получателей бюджетных
средств и осуществляют платежи за счет
бюджетных средств от имени и по поручению
бюджетных организаций.

Фед. Казначейству
отведена особая роль – обеспечивает
соблюдение принципа единства кассы,
предусматривающего зачисление всех
поступающих доходов и осуществление
всех расходов с единого счета бюджета.

Для
исполнения фед. бюджета предусмотрено
открытие в Казначействе лицевых счетов
для каждого главного распорядителя,
распо-рядителя и получателя средств
бюджета. Фед. Каз. должно регистрировать
все бюджетные операции в Главной книге
казначейства и вести сводный реестр
бюджетополучателей.

Исполнение бюджета
по доходам предусматривает:

  • перечисление и
    зачисление доходов на единый счет
    бюджета;
  • распределение в
    соответствии с бюджетом регулирующих
    доходов
  • возврат излишне
    уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов
    бюджета и составление отчетности о
    доходах бюджета.

Исполнение
бюджета по расходам осуществляется в
пределах фактического наличия бюджетных
средств на счете. За исполнение доходной
части бюджета отвечает госуд. налоговая
служба, государственный таможенный
комитет, а также органы, распоряжающиеся
госимуществом. Информацию по исполнению
расходной части бюджета предоставляет
Казначейство. Если в процессе исполнения
бюджета происходит снижение объема
поступлений доходов в бюджет, вводится
режим сокращения расходов (до 10% –
решением органа исполнительной власти,
свыше 10% — законом, в случае если закон
не принят, то исполнительный орган
вправе самостоятельно произвести
пропорциональное сокращение (секвестр)
расходов). Исполнительный орган
представляет ежеквартальные, полугодовой
и годовой отчеты об исполнении бюджета
в представительный и контрольный органы,
а также в Казначейство. Годовой отчет
подлежит утверждению законодательным
органом. Для контроля за исполнением
бюджета Федеральное Собрание РФ образует
спец. орган — Счетную Палату РФ.

Читать также:  Контрольная работа по истории Александр III. Перемены в экономике и социальном строе 9 класс

4.
Этап составления
отчетов об исполнении бюджетов.

Отчет об исполнении
бюджета на основании отчетов главных
распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств готовит
Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении
Федерального бюджета представляется
в Госдуму и Счетную палату до 1 июня
текущего года вместе с отчетами об
исполнении внебюджетных фондов.

Госдума рассматривает
отчет об исполнении бюджета в течение
1,5 месяцев после получения заключения
счетной палаты, после чего принимает
решение об утверждении либо отклонении
отчета.

Счетная палата
проводит поверку отчета об исполнении
федерального бюджета и готовит заключение
по ответу в течение 4,5 месяцев после
предоставления правительством РФ отчета
в Госдуму, используя материалы и
результаты проведенных проверок и
ревизий.

В экономической
жизни каждого государства финансы
являются достаточно сложным явлением.
С их помощью государство перераспределяет
значительную часть ВВП, который выступает
главным объектом
финансовых отношений. В связи с этим
финансы принято рассматривать как
систему отношений, которые формируются
в обществе в процессе распределения и
перераспределения ВВП.

Объектом
финансовых отношений является валовый
внутренний продукт, т.е. стоимость
товаров и услуг, изготовленных субъектами
экономических отношений в сфере
материального и нематериального
производства за определенный период
времени.

В финансовых
отношениях принимают участие такие
субъекты:
государство, регион, субъект хозяйствования
и гражданин.

В связи с этим
субъектами
финансовых отношений выступают:

  • Государство –
    общегосударственные и местные финансы;
  • юридические лица
    – финансы субъектов хозяйствования;
  • физические лица
    – финансы физических лиц.

Общегосударственные
финансы –
это централизованные денежные фонды,
которые формируются с целью концентрации
финансовых ресурсов в распоряжении
государства и направления их на
финансирование общегосударственных
потребностей.

Местные финансы
включают местные бюджеты и внебюджетные
фонды, которые формируются на этой
территории.

Финансы субъектов
хозяйствования
выступают исходным звеном финансовой
системы. Они обслуживают сферу
материального производства, где создаются
ВВП и национальный доход. Источники
финансовых ресурсов государства
формируются, главным образом субъектами
хозяйствования.

Финансы населения
включают денежные средства физических
лиц. Гражданин, который получает доходы,
имеет в своем распоряжении определенную
сумму денег, но они еще не являются
финансами. Финансами эти деньги станут
тогда, когда их собственник создаст
соответствующий фонд и вложит их в
ценные бумаги, будет кредитовать
физическое лицо и т.п.

Права и обязанности
субъектов финансовых отношений
устанавливаются и регламентируются
финансово-правовыми нормами государства.

Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений

Финансовые отношения
всегда связаны с формированием денежных
доходов и накоплений, которые приобретают
форму финансовых ресурсов.

Все процессы
экономической жизни, где принимают
участие финансы, имеют денежное выражение.
Экономическая жизнь государства
постоянно требует создания денежных
фондов для удовлетворения различных
потребностей. Размер этих фондов
характеризует количественно и качественно
масштабами деятельности и финансовыми
возможностями государства, хозяйственной
структуры, гражданином. Эти фонды
являются материальными носителями
финансовых отношений.

Необходимость
формирования денежных фондов разнообразные
назначения возникают как у государства,
так и у других субъектов распределительных
отношений (предприятий, физических
лиц). Эта необходимость предопределяет
определенные экономические отношения.

Обеспечение с
помощью финансов необходимых условий
для создания, распределения и использования
валового внутреннего продукта в стране
достигается именно благодаря организации
разнообразных фондов финансовых ресурсов
на всех этапах деятельности государства,
предпринимательских структур и каждого
гражданина. Фонды финансовых ресурсов,
которые обслуживают экономические
процессы, отличаются методом создания,
направлениями использования, интересами
субъектов экономической деятельности
и конечными целями соответствующего
вида деятельности.

К централизованным
денежным фондам
относятся: государственный бюджет,
местные бюджеты, другие бюджетные и
внебюджетные фонды социального
назначения, фонды государственного
имущественного и личного страхования,
государственный кредит, как специфическое
звено государственных финансов.

На уровне предприятия
формируются децентрализованные
денежные фонды
– амортизационный, фонды оплаты труда,
специальные и прочие.

Существуют отличия
в формах и методах образования и
использования денежных фондов.

Образование
денежных фондов предприятий осуществляется
в децентрализованном порядке, то есть
предприятия в процессе хозяйственной
деятельности самостоятельно формируют
и определяют размеры денежных фондов.
На предприятиях фонды создаются для
обеспечения расширенного воспроизводства,
обеспечения мероприятий по экономическому
и социальному развитию предприятия.

Общегосударственные
финансы формируются путем перечисления
средств от предприятий, организаций,
учреждений и населения в виде налогов,
сборов, обязательных платежей и
добровольных взносов. Централизованные
денежные фонды создаются с целью
получения определенных финансовых
ресурсов для финансирования функций
государства, предусмотренных Законом
«о Государственном бюджете Украины»,
а также для финансирования государственных
экономических и социальных программ.

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Общее понятие финансов

Основой хозяйственной системы любого уровня является воспроизводственный процесс. Он включает в себя создание, дальнейшее распределение, сбыт и конечное потребление экономических благ. Соблюдение интересов сторон при совершении любого из этапов производства осуществляется с помощью финансовых взаиморасчетов. Можно сказать, что финансы создают однонаправленное движение денежных средств между продавцом и покупателем. Финансы проникают во все сферы жизни общества. С их помощью определяется объем выпуска и потребления, количество и качество сделок купли-продажи, способность государства выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей.

Финансы охватывают часть денежных отношений, касающихся формирования, распределения и дальнейшего применения частных резервных фондов и государственного бюджета. Обычно они используются для решения хозяйственных, социальных и, в случае государства, политических нужд. Финансы являются индикатором удовлетворенности спроса, позволяют перераспределять национальный доход и общественный продукт.

Для финансовой сферы обращения существуют свои принципы, к которым относят:

  • формирование единства нормативно-правовой и законодательной базы;
  • стандартизация документооборота и обмена информацией;
  • единая направленность налоговой и кредитно-денежной политики;
  • целевое использование финансов;
  • диверсификация источников дохода и размещения денежных средств;
  • поддержание относительного баланса.

Функции финансов реализуются, прежде всего, в распределении дохода, общественного продукта, личных средств домашнего хозяйства или капитала компании. Благодаря финансам можно отследить работу смежных рынков, проанализировать эффективность политического курса, проконтролировать различные сферы жизни общества. Финансы выступают инструментом влияния государства на экономические процессы. С помощью субсидий, госзакупок и налоговой политики власть получает возможность корректировать тенденции в хозяйственной жизни страны, создавать относительно равные социальные условия для большей части населения.

Значимость управления финансами

«Объекты управления финансами» 👇

Финансовую систему отдельных субъектов хозяйствования или целого государства можно сравнить с кровеносной системой человека. Она охватывает все сферы жизни общества и напрямую влияет на ее состояние. Кроме того, изменение финансового положения одного субъекта моментально сказывается на всех остальных субъектах, вступивших с ним в отношения. На макроэкономическом уровне финансовые кризисы приобрели общемировой масштаб вследствие процессов глобализации и интеграции. Например, кризис 2008 начался на внутреннем рынке США, а затем перекинулся на соседние страны. Постепенно он привел к общему экономическому спаду.

Финансовый менеджмент представляет собой инструмент создания стабильности и поддержания финансовой устойчивости субъекта хозяйствования.

Он включает в себя комплекс мероприятий, направленных на увеличение финансового результата и повышения общей эффективности работы экономической структуры. С его помощью осуществляется управление бюджетом страны, денежными средствами реального сектора, а также личными финансами отдельных индивидов.
Финансовый менеджмент решает две задачи:

  • занимается поиском новых источников дохода;
  • диверсифицирует источники размещения денежных средств.

Он включает в себя этапы проведения предварительного анализа, разработку и внедрение плана, включающего в себя стратегические, тактические и оперативные цели. Так же в его сферу деятельности входит организация обратной связи, проведение постоянного мониторинга и контроля, внесение своевременных корректировок. Полученные данные могут быть использованы для оптимизации работы в сфере финансов, а также применяться для управления экономическими и социальными процессами.

Объекты управления финансами

В области финансового обращения, как и в любой другой сфере деятельности, существуют свои субъекты и объекты. К субъектам относят все организации, которые выполняют функцию управления финансовыми процессами.

Объектами финансового управления выступает весь комплекс отношений, складывающихся относительно формирования, распределения и применения резервных фондов частных субъектов или государственного бюджета.

Если говорить о государственной части финансов, то она включает в себя:

  • Внебюджетные фонды.
  • Государственный бюджет.
  • Государственный кредит.

Внебюджетные фонды представляют собой накопления денежных средств силами федеральной и региональной власти. Они используются для целей, не предусмотренных государственным бюджетом. Сами внебюджетные фонды являются самостоятельными организациями, которые имеет строго целевое предназначение. Одним могут заниматься решением социальных вопросов, другие представлять интересы отраслевого и межотраслевого производства.

Государственный бюджет, прежде всего, оплачивает услуги власти. Кроме того, он используется для достижения определенных целей и задач в рамках внутриполитической деятельности. В основе федерального бюджета России, например, лежит прогноз социально-экономического развития государства. То есть, применение государственного бюджета, как правило, следует стратегическому плану.

Государственный кредит описывает ту часть финансовых отношений, которая складывается между исполнительными органами государственной власти и частными субъектами хозяйствования. Он применяется, как один из источников финансирования бюджета. Государство выпускает долговые обязательства, которые продаются на фондовом рынке.

Частные резервные фонды представляют собой совокупность финансовых средств субъектов хозяйствования. В рамках рыночных экономических отношений каждый субъект самостоятельно определяет источники формирования резерва, принципы его распределения и практического применения.

К объектам управления финансами так же относятся личные средства отдельных домашних хозяйств. У человека могут быть сбережения, а также средства, которые используются для удовлетворения собственных потребностей. Индивид самостоятельно определяет принципы использования личных финансовых средств.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Елена Ивановна Ковалева

Эксперт по предмету «Экономика»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *