ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Ирина Матунова

Эксперт по предмету «Финансы»

Алевтина Бузуева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Полина Михайловна Копруджу

преподавательский стаж — 8 лет

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Формирование местного бюджета регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Муниципа́льные фина́нсы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путём предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и/или районных фондов финансовой поддержки поселений.

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в том числе путём выпуска муниципальных облигаций.

Основные субъекты государственных финансов

Субъектами государственных финансов, с одной стороны, есть государство (государственные органы), с другой — население и субъекты хозяйствования.

Государственные органы подразделяются на две группы.

Первая из них — госорганы, которые осуществляют финансовую деятельность согласно основным функциям и задачам. Это все министерства, ведомства, органы управления и хозяйствующие субъекты. Они распределяют имеющие финансовые средства, создают накопления, часть которых идут в госбюджет страны;

Вторая группа — госорганы специальной компетенции, которые созданы для выполнения финансовой деятельности и осуществления финансового контроля.

Система финансовых органов государства находится под руководством Министерства финансов РФ. Это орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики.

Функции Министерства финансов:

Специальными органами, которые непосредственно осуществляют финансовую деятельность, являются Счетная палата и казначейство.

Счетная палата – это постоянно функционирующий орган государственного финансового контроля. Ее основная задача состоит в организации и проведении контрольных мероприятий за исполнением доходных и расходных статей государственного бюджета.

Казначейство следит за исполнением госбюджета и осуществлением его эффективного управления, а также за накоплением и использование бюджетных и внебюджетных средств.

Местные
финансы (МФ) – совокупность денежных
средств, формируемых и используемых
для решения вопросов местного значения.
МФ включают средства местного бюджета,
государственные и муниципальные ценные
бумаги, принадлежащие органам местного
самоуправления, и другие финансовые
средства. Формирование и использование
МФ основывается на принципах
самостоятельности, государственной
финансовой поддержки и гласности.

Местные
финансы не относятся к государственным
финансам, так как существуют документы,
которые разграничивают местные права
и полномочия и государственные.

Через
местные финансы государство активно
проводит социальную политику. На основе
предоставления местным органам власти
средств для их бюджетов осуществляется
финансирование муниципального народного
образования, здравоохранения, коммунального
обслуживания населения. При этом круг
финансируемых мероприятий расширяется.
За счет средств региональных бюджетов
стали финансироваться не только
общеобразовательные школы, но и высшие
учебные заведения, крупные объекты
здравоохранения, мероприятия по
внутренней безопасности, правопорядку,
охране окружающей среды и др.

Состав
и структура местных финансов.

Звеньями
системы МФ являются местные бюджеты,
специальные фонды местного значения,
финансы предприятий, находящихся в
собственности местных органов управления.
Главное звено МФ – местный бюджет,
который включает основные доходы и
расходы местных органов власти.

Формирование
и использование местных финансов
осуществляются в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”, Федеральным
законом “О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации”,
“Бюджетным кодексом Российской
Федерации”, а также другими федеральными
законами, конституциями, уставами и
законами субъектов Российской Федерации,
уставами и иными правовыми актами
муниципальных органов местного
самоуправления.

Формирование
и использование местных финансов
основываются на принципах самостоятельности,
государственной финансовой поддержки
и гласности.

Что такое муниципальные финансы?

Муниципальные финансы (местные финансы) – это финансовые ресурсы, которые формируются и расходуются на уровне муниципального образования. Также под муниципальными финансами можно понимать систему социально-экономических отношений, которые возникают в рамках формирования, распределения и расходования денежных средств для решения задач на уровне муниципалитета.

Данные отношения возникают между государственными органами власти муниципального уровня и частными лицами, проживающими на территории муниципального образования, а также субъектами хозяйствования, реализующими деятельность на такой территории.

Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством к местным финансам также относят и финансы сельских и городских поселений, городов и районов.

Если говорить о муниципальных финансах в широком смысле, то в систему муниципальных финансов в обязательном порядке включаются все местные финансы, в том числе финансы отдельных субъектов хозяйствования, а также частных лиц, которые могут быть направлены на развитие территории муниципалитета. Подобный подход к трактовке данного термина можно применять, так как на территории, подконтрольной муниципалитету, функционируют финансовые подсистемы органов власти различных уровней, домохозяйства, а также организации всех форм собственности. Как правило, с подобной точки зрения местные финансы можно рассматривать при формировании финансовых планов на будущие периоды, разработке среднесрочных и долгосрочных перспектив развития государства, вычислении налогового потенциала и разработке положений финансовой политики. Таким образом, в данном контексте в качестве системообразующего элемента муниципальных финансов выступает бюджет местного уровня, в котором аккумулируются местные финансовые ресурсы для решения вопросов муниципального уровня. Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы.

«Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения» 👇

На сегодняшний день муниципальные финансы можно назвать экономической основой местного самоуправления наравне с собственностью муниципалитетов, имуществом, которое находится в государственной собственности и передано в управление органам местного самоуправления, прочих объектов собственности, которые используются в рамках удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Наиболее приоритетной задачей для любого муниципалитета на современном этапе развития можно назвать доведение до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными категориями граждан. За счет денежных средств таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь предприятий местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, услуги которых являются одним из важнейших элементов обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти регионального уровня на сегодняшний день реализуется на основании положений действующего законодательства РФ.

Наиболее важной проблемой, с которой на сегодняшний день довольно часто сталкиваются руководители муниципалитетов можно назвать дефицит финансовых ресурсов не только финансирования развития, но и на осуществление текущей деятельности. Стоит отметить, что подобная проблема характерна не только для России, но и для всех стран, в том числе и развитых, что связано с тем, что вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципальных образований — это прежде всего вопрос о доходах бюджетов муниципального уровня.

Муниципальные
(или местные) финансы — совокупность
социально-экономических отношений,
возникающих по поводу формирования,
распределения и использования финансовых
ресурсов для решения задач местного
значения.

В
состав муниципальных финансов включаются:
средства местного бюджета; муниципальные
внебюджетные фонды; государственные и
муниципальные ценные бумаги, принадлежащие
органам местного самоуправления; другие
денежные средства, находящиеся в
муниципальной собственности.

В
основе функционирования муниципальных
финансов лежат такие принципы, как
самостоятельность, государственная
поддержка и гласность.

Финансово-экономические
основы, обеспечивая хозяйственную
самостоятельность местного самоуправления,
служат, прежде всего, удовлетворению
потребностей населения муниципальных
образований, созданию условий его
жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление
и развитие финансово-экономических
основ местного самоуправления оказывает
влияние на экономическое и финансовое
положение в стране в целом. Но при этом
следует учитывать, что финансовая и
экономическая самостоятельность
муниципальных образований во многом
обусловлена состоянием экономики нашего
общества, его финансов.

Читать также:  ФОНД ПЕРВИЧНЫХ РАЗМЕЩЕНИЙ ОТ ФРИДОМ ФИНАНС ПРОГНОЗ

Финансово-экономические
основы местного самоуправления составляют
муниципальная собственность, местные
бюджеты и иные финансовые ресурсы
местного самоуправления, имущество,
находящееся в государственной
собственности и переданное в управление
органам местного самоуправления, а
также, в соответствии с законом, иная
собственность, служащая удовлетворению
потребностей населения муниципального
образования.

Субъектами
муниципальной собственности являются
муниципальные образования. Управление
муниципальной собственностью
осуществляется органами местного
самоуправления, что не делает их
собственниками муниципального имущества.
Составной частью муниципальной
собственности являются муниципальные
финансы.

Говоря
о ресурсах муниципального образования,
можно отметить исключительную важность
такого инструмента осуществления задач,
стоящих перед муниципальным образованием,
как муниципальные финансы — совокупность
денежных средств, которыми располагает
орган местного самоуправления для
решения задач, возложенных на него
государством и местным населением.

С
этой точки зрения, муниципальные финансы
могут образовываться из трех основных
источников:

Соотношение
этих трех основных источников городских
финансов в структуре местных финансов
определяет самостоятельность данного
муниципального образования, поскольку
преимущество в структуре финансов
первой или третей группы рождает
зависимость от государства или кредитных
учреждений, ограничивая тем самым
целевое направление средств на нужды
населения муниципального образования.
Поэтому органы местного самоуправления
должны стремиться к наращиванию
источников, отнесенных ко второй группе.

Другими
словами, самостоятельность местных
финансов зависит в значительной степени
от финансовой деятельности самих органов
местного самоуправления, от степени
профессионализма органов, занимающихся
организацией финансовой работы.

Процесс
управления муниципальными финансами
распадается на три стадии: стадия
финансового планирования; бюджетный
процесс; оценка результатов.

На
первой стадии основным видом деятельности
является составление анализа и прогноза,
а определяющей – аналитическая работа.
На второй стадии главным является
процесс исполнения бюджета, на третьей
– процесс контроля.

В
структуре органов местного самоуправления
существует четкое разграничение
полномочий в управлении финансами:

Оценка
результативности деятельности
муниципальной организации проводится
по системе показателей, характеризующих
отдельные услуги или группы услуг,
оказываемые муниципальной организацией,
и деятельность бюджетной организации
в целом. Для оценки результативности
деятельности лиц, отвечающих за
распределение средств в рамках
укрупненного раздела расходов, применяются
показатели, отражающие достижение целей
(приоритетов) в соответствующем секторе.
Для каждого показателя результативности
определены механизм его расчета и
порядок сбора необходимых данных.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 458-ФЗ)

2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа квалификационным требованиям осуществляется с участием финансового органа субъекта Российской Федерации. Порядок участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 19.11.2021 N 376-ФЗ)

Указанным в абзаце втором настоящей части законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены перечень предоставляемых в финансовый орган субъекта Российской Федерации документов, способы проведения проверки соответствия кандидатов квалификационным требованиям, включая проведение собеседования с кандидатами, а также перечень принимаемых по результатам проверки решений и форма заключения о результатах проверки. Законом субъекта Российской Федерации также могут регулироваться иные вопросы порядка участия финансового органа субъекта Российской Федерации в проведении указанной проверки.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ)

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Местные
финансы —
это система формирования, распределения
и использования денежных и других
финансовых ресурсов для обеспечения
местными органами власти возложенных
на них функций и задач, как собственных,
так и делегированных центральным
органом.

Финансы местных
органов власти как система включают в
себя несколько взаимосвязанных
структурных основных элементов:

Главным ключевым
элементом местных финансов являются
расходы, которые отражают функции и
задачи, возложенные на местные органы.

Расходы
местных органов власти, в зависимости
от их задач, делятся на несколько
функциональных видов:


обязательные расходы, направленные на
выполнение обязательных заданий в
масштабах всей страны. Сюда также
относятся расходы местных органов
власти, связанные с долговыми
обязательствами, кредитами и займами;

— расходы, которые
осуществляются для реализации задания
добровольных или факультативных
обязательств;

— расходы для
реализации делегированных центральным
органом власти задач;

— кроме функционального
распределения расходы делятся по
экономическому назначению. В связи с
этим реализуются две большие группы
расходов:

Доходы
местных органов власти могут
классифицироваться по их источникам и
по экономической природе.

По источникам
доходы местных органов власти
подразделяются на:

— налоговые доходы;

— неналоговые
доходы (платежи, доходы от имущества,
принадлежащие местной власти и от
хозяйственной деятельности предприятий
коммунальной (муниципальной) формы
собственности);

— доходы за счет
кредитов и займов;

— трансферты от
центральной власти и органов власти
высшего территориального уровня.

По экономической
структуре (природе) доходы местных
органов власти делятся на:

1)
Собственные
доходы,
которые мобилизуются местными органами
власти самостоятельно на основе
самостоятельных решений и за счет
источников, определенных местными
органами власти. К собственным доходам
относятся:

— местные налоги
и сборы;

— доходы от имущества;

— доходы, которые
принадлежат местным органам;

— доходы от
хозяйственной деятельности коммунальных
(муниципальных) предприятий,

— доходы за счет
коммунальных кредитов и займов.

2)
Переданные
доходы — это
доходы, которые передаются местной
власти центральной властью или органам
власти высшего территориального уровня.

Читать также:  Сущность и функции финансов домашних хозяйств в финансовой системе

В Украине по
экономической структуре доходы местных
органов власти, согласно с законодательством,
подразделяются на:

Б) закрепленные
доходы — это одна из форм переданных
доходов местных органов власти на
стабильной, долгосрочной основе;

В) регулированные
доходы – это также одна из форм доходов,
которые передаются центральной властью
местным органам власти или с бюджетов
территорий высшего административного
уровня в бюджеты низшего административного
уровня.

Основным
способом формирования доходов местных
органов власти в большинстве развитых
стран являются местные налоги и сборы.
Важными способами являются коммунальные
платежи, доходы от коммунального
имущества и земли, доходы от деятельности
коммунальных предприятий, привлечения
кредитных ресурсов и мобилизация средств
за счет коммунальных займов. Большую
роль играют дотации и другие трансферты,
закономерным явлением являются переход
в большинстве стран от специальных
(целевых) трансфертов к общим субсидиям.

В Украине основным
способом формирования доходов местных
органов власти в настоящее время являются
отчисления от регулированных доходов.

Местные налоги и
сборы, кредиты и другие способы
формирования доходов местных органов
власти, характерные для развитых
индустриальных стран, в Украине играют
незначительную роль.

Под
институтами
в системе
местных финансов, с одной стороны,
следует понимать совокупность норм
права, обычаев, традиций, культурных
образцов, с другой — это совокупность
организационных структур, которые
обеспечивают функционирование местных
финансовых систем. В системе местных
финансов появились и развиваются такие
институты, как самостоятельный местный
бюджет, внебюджетные, валютные и целевые
фонды, коммунальная собственность,
местные налоги и сборы, коммунальный
кредит, коммунальные займы, финансовые
ресурсы коммунальных предприятий,
коммунальные платежи, текущие расходы
и расходы развития, текущий бюджет и
бюджет развития и другие.

В отдельных странах
к таким институтам относят и коммунальное
страхование. В зарубежных странах
ключевая роль также принадлежит институту
общественных услуг.

Главным
субъектом местных финансов
в Украине
является территориальная громада и
органы местного самоуправления, правовой
статус которых закреплен в Конституции
Украины.

В других странах
главными субъектами финансовых отношений
в сфере местных финансов являются
муниципалитеты, коммуны, регионы,
департаменты, провинции, области, округи
и другого административно — территориального
образования.

Объектами
системы местных финансов
являются финансовые ресурсы, которые
мобилизуются, распределяются и
используются местными органами власти
для выполнения положенных на них функций
и задач. Финансовые ресурсы местных
органов власти формируются как в
фондовой, так и в не фондовой формах.

Главными
финансовыми фондами местных органов
власти являются:
местные бюджеты, резервные, внебюджетные
валютные и целевые фонды, фонды денежных
ресурсов коммунальных предприятий и
другие. Ресурсы, которые создаются
местными органами власти в виде банковских
кредитов, от размещения местных займов,
и некоторых других, как правило, находятся
в не фондовой форме.

Сущность муниципальных финансов

Муниципальные финансы – совокупность денежных средств, которые находятся в распоряжении муниципального образования для разрешения задач, возложенных на него.

В России ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления. Согласно нее муниципальные образования могут обладать собственными финансами, свободно ими распоряжаться в рамках национальной политики.

«Управление муниципальными финансами» 👇

В состав муниципальных финансов можно включить:

Основой всех финансов муниципального образования является бюджет. Контроль за исполнением местного бюджета возложен на органы местного самоуправления.

Финансовые ресурсы можно классифицировать по следующим признакам:

Можно выделить направления использования муниципальных финансов:

Местный бюджет – это совокупность экономических процессов, который складывается между органами государственной власти и органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для формирования и использования средств, выступающих финансовой базой муниципального образования.

Для получения субсидий муниципальные образования участвуют в конкурсе. Для этого представляются в финансовый орган администрации субъекта Программа развития финансов муниципального образования. В ее основу берут финансовую стратегию, которая разработана администрацией субъекта. В результате конкурса право на субсидии предоставляется 3-5 муниципальным образованиям, к программах которых представлены лучшие показатели. В течении месяца после завершения приема программ до образований доводятся результаты конкурса.

На сегодняшний момент является актуальным разрабатывать муниципальные финансовые механизмы, которые стимулировали бы развитие экономики и производства, экономили финансовые ресурсы, и обеспечивали разумное использование средств.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Роль муниципальных финансов в социальном развитии региона

Роль бюджетов местного уровня на современном этапе развития в социально-экономическом развитии можно охарактеризовать следующим образом:

Говоря о роли бюджета муниципального уровня в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не принимать во внимание тот факт, что нынешняя инфляция не позволяет бюджетам муниципального уровня в полноценно реализовывать функции в рамках своего предназначения.

Структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.

Местные
бюджеты – это бюджеты муниципальных
образований. Их формирование, утверждение
и исполнение, а также контроль за их
исполнением осуществляются органами
местного самоуправления. В местных
бюджетах могут быть предусмотрены в
качестве составной части сметы расходов
отдельных населённых пунктов и территорий,
являющихся муниципальными образованиями.

Бюджетная
система Российской Федерации основана
на принципах:

•единства
бюджетной системы Российской Федерации;

•разграничения
доходов и расходов между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации;

•равенства
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований;

•полноты
отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов;

•эффективности
и экономности использования бюджетных
средств;

•общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов;

•целевого
характера бюджетных средств.

Принцип
единства бюджетной системы Российской
Федерации означает
единство бюджетного законодательства
Российской Федерации, принципов
организации и функционирования бюджетной
системы Российской Федерации, форм
бюджетной документации и отчетности,
бюджетной классификации бюджетной
системы Российской Федерации, санкций
за нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации, единый порядок
установления и исполнения расходных
обязательств, формирования доходов и
осуществления расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и отчетности
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений,
единство порядка исполнения судебных
актов по обращению взыскания на средства
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации.

Принцип
разграничения доходов и расходов между
бюджетами разных уровней означает
закрепление в соответствии с
законодательством Российской Федерации
доходов и расходов за бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации, а также
определение полномочий органов
государственной власти (органов местного
самоуправления) по формированию доходов,
установлению и исполнению расходных
обязательств.

Принцип
самостоятельности бюджетов означает:

1)право
и обязанность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать
сбалансированность соответствующих
бюджетов и эффективность использования
бюджетных средств;

2)право
и обязанность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на соответствующем уровне бюджетной
системы Российской Федерации самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс, за
исключением случаев, предусмотренных
БК РФ;

3)право
органов государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
налоги и сборы, подлежащие зачислению
в бюджеты соответствующего уровня
бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип равенства бюджетных прав
субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований означает
определение бюджетных полномочий
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, установление
и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными БК РФ.

В
доходы
местных бюджетов зачисляются: местные
налоги, сборы и штрафы; отчисления от
федеральных налогов и налогов субъектов
РФ; финансовые средства, переданные
органами государственной власти органам
местного самоуправления для реализации
отдельных государственных полномочий;
поступления от приватизации имущества,
от сдачи муниципального имущества в
аренду, от местных займов и лотерей;
часть прибыли муниципальных предприятий,
учреждений и др.

Расходная
часть местных
бюджетов включает:

•расходы,
связанные с решением вопросов местного
значения, установленные законодательством
РФ и законодательством субъекта РФ;

•расходы,
связанные с осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления;

•расходы,
связанные с обслуживанием и погашением
долга по муниципальным займам;

•расходы,
связанные с обслуживанием и погашением
муниципального долга по ссудам;

•ассигнования
на страхование муниципальных служащих,
объектов муниципальной собственности,
а также гражданской ответственности и
предпринимательского риска;

•иные
расходы, предусмотренные уставом
муниципального образования.

Органы
местного самоуправления самостоятельно
распоряжаются средствами местных
бюджетов. Сумма превышения доходов над
расходами местных бюджетов по результатам
отчётного года не подлежит изъятию
федеральными органами государственной
власти. В доходной и расходной частях
местных бюджетов раздельно предусматривается
финансирование решения вопросов местного
значения и осуществления органами
местного самоуправления отдельных
федеральных полномочий, полномочий
субъектов РФ.

Читать также:  УКАЖИТЕ ИМЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЕРА ФИНАНСОВ ЖАН БАТИСТ КОЛЬБЕР НИКОЛА ФУКЕ ЖАК ТЮРГО ЖАК САВАРИ

Субвенция—
вид денежного пособия местным органам
власти со стороны государства, выделяемого
на определенный срок на конкретные
цели; в отличие от дотации подлежат
возврату в случае нецелевого использования
или использования не в установленные
сроки.

Дотации
— бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы
Российской Федерации на безвозмездной
и безвозвратной основах для покрытия
текущих расходов.

Субсидия
— пособие
в денежной или натуральной форме,
предоставляемое за счёт государственного
или местного бюджета, а также специальных
фондов юридическим и физическим лицам,
местным органам власти, другим
государствам.

Межбюджетные
трансферты из бюджетов субъектов
Российской Федерации предоставляются
в форме: финансовой помощи местным
бюджетам, в том числе дотаций из
региональных фондов финансовой поддержки
поселений, дотаций из региональных
фондов финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов) и иных
дотаций и субсидий, субвенций местным
бюджетам из региональных фондов
компенсаций, в том числе бюджетам
автономных округов, входящих в состав
краёв, областей, для реализации полномочий
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, передаваемых на
основании договоров между органами
государственной власти автономного
округа и соответственно органами
государственной власти края или области,
заключённых в соответствии с федеральным
законодательством; безвозмездных и
безвозвратных перечислений; бюджетных
кредитов местным бюджетам.

Формы,
порядок и условия предоставления
межбюджетных трансфертов бюджетам
внутригородских муниципальных образований
из бюджетов субъектов Российской
Федерации – городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга
устанавливаются законами указанных
субъектов Российской Федерации.

Региональный
фонд финансовой поддержки поселений
образуется в составе бюджета субъекта
РФ в целях выравнивания, исходя из
численности жителей, финансовых
возможностей органов местного
самоуправления поселений по осуществлению
их полномочий по решению вопросов
местного значения.

Порядок
образования регионального фонда
финансовой поддержки поселений и
распределения дотаций из указанного
фонда, в том числе порядок расчёта и
установления заменяющих указанные
дотации дополнительных нормативов
отчислений от налога на доходы физических
лиц в местные бюджеты, утверждается
законом субъекта РФ.

Межбюджетные
трансферты из бюджетов субъектов
Российской Федерации местным бюджетам
(за исключением субвенций из региональных
фондов компенсаций) предоставляются
при условии соблюдения соответствующими
органами местного самоуправления
бюджетного законодательства РФ и
законодательства РФ о налогах и сборах.

Бюджетные
кредиты из бюджетов субъектов Российской
Федерации местным бюджетам предоставляются
при условии отсутствия просроченной
задолженности соответствующих органов
местного самоуправления перед бюджетом
субъекта Российской Федерации.

Использование
бюджетных кредитов, полученных местными
бюджетами из бюджетов субъектов
Российской Федерации, для предоставления
бюджетных кредитов юридическим лицам
не допускается.

Законом
субъекта Российской Федерации могут
быть установлены дополнительные условия
предоставления из бюджета субъекта
Российской Федерации финансовой помощи
и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных
образований, для которых в двух из трёх
последних отчётных лет суммарная доля
дотаций из бюджета субъекта Российской
Федерации и (или) налоговых доходов по
дополнительным нормативам в общем
объёме собственных доходов превышала
50%.

Нормативными
правовыми актами органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
могут быть установлены дополнительные
условия предоставления субсидий из
бюджета субъекта Российской Федерации
местным

Бюджетам.
При несоблюдении органами местного
самоуправления условий предоставления
межбюджетных трансфертов из бюджета
субъекта Российской Федерации орган,
исполняющий бюджет субъекта Российской
Федерации, вправе приостановить
предоставление межбюджетных трансфертов
(за исключением субвенций из регионального
фонда компенсаций) соответствующим
местным бюджетам.

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых, и доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казёнными учреждениями. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Понятие государственных и муниципальных финансов

Ключевым элементом финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, которые обеспечивают органы госвласти и местного самоуправления денежными средства для выполнения своих функций.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, которые имеют место в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и муниципалитетов. Эти средства предназначены для удовлетворения социальных потребностей населения, регулирования экономики, финансирования обороны страны и деятельности правоохранительных органов, а также другие затраты государства и муниципальных образований.

Основными задачами госфинансов являются распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, организация и контроль процесса распределения, а также финансирование осуществления функций государства.

Среди задач, выполняемых муниципальными финансами, выделяют следующие:

Сущность муниципальных финансов отражается в их функциях:

«Субъекты государственных и муниципальных финансов» 👇

Повышение эффективности вышеперечисленных функций – это общая цель финансовй системы муниципалитетов.

В структуру как государственных, так и муниципальных финансов входят соответствующие бюджеты и кредит, а также внебюджетные фонды.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Рисунок 1. Структура государственных и муниципальных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

И государственные, и муниципальные финансы ориентированы на нижеперечисленные основные принципы: целостность законодательной и нормальной базы; открытость и прозрачность; целевая направленность; научный подход к выполнению поставленных целей; централизованное управление финансовыми потоками; экономичность и рациональность.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это деятельность в муниципальном образовании, которая направлена на составление и рассмотрение проектов муниципального бюджета, а также его утверждение, последующее исполнение и контроль за ним.

Бюджетный процесс регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется муниципальным образованием самостоятельно. Чем эффективнее организован бюджетный процесс, тем больше возможность привлекать дополнительные источники финансирования, и обеспечивает более экономное расходование финансов.

Субъекты муниципальных финансов

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях: городских и сельских поселениях (село или несколько сел, которые имеют общую территорию или район); городах или частях крупных городов (городские кварталы или районы).

Органами местного самоуправления, в компетенции которых входит и финансовая деятельность и финансовый контроль, являются: представительный орган муниципального образования; глава муниципалитета (глава администрации города или района); местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, глава сельского поселения); контрольный орган муниципалитета; другие органы местного самоуправления.

Для решения местных вопросов в области финансов муниципальное образование должно иметь денежные средства. Для этого составляется муниципальный бюджет. Кроме этого финансирование целевых программ развития муниципалитетов осуществляется из средств федерального бюджета.

Источники доходов бюджета муниципального образования:

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Финансовая политика

У муниципального образования имеется заинтересованность в максимально эффективном использовании финансов, а также увеличении дохода бюджета при экономии денежных средств.

Сутью муниципальной политики являются цели и методы разумного использования финансов образования для интересов населения.
Инструменты и цели политики можно представить следующей схемой.

Все цели вытекают из первостепенной задачи обеспечения денежными средствами своих полномочий образования и его развития.


ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Расходы местных бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.
Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *