Дайте определение понятия финансы что такое финансовая система какова ее структура

Значение

– это часть финансовых отношений,
обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов
государства.
Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей
государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер
государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства
– экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др.
Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности
общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления
государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство
выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления,
либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации,
учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов
государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов,
и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений.
И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем
финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования
общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей
государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной)
и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и
сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются
структура и объем производимых государством расходов.

По мере перехода к рынку и развития многообразных форм
собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но за
государством всегда останется роль координатора , выполнение которой будет осуществляться с помощью
экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в
воспроизводственный процесс.

Специфическим видом
государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции
в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на
долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность
передается специальным органам управления государственным имуществом.

Государственные
расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они
способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию потенциала, модернизации предприятий и
техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль
государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики,
проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых
технологий.

Постепенно растут государственные расходы,
обусловленные выполнением социальной функции государства. Необходимость
обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном
регулировании социальных процессов вызывает рост
государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть
государственных расходов социального характера – примерно 3/4 их общего объема
– финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно
с развитием всех звеньев государственных финансов существенно возрастает роль
местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию
социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и
здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы
государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное
значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост
реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни
народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия,
обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников,
выплачиваются пособия по безработице и т. д.

Важную экономическую и социальную роль играют государственные
расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями,
объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий
охватывают два вида затрат:

во-первых, связанных с хозяйственной
деятельностью предприятий – текущей и инвестиционной;

во-вторых, обусловленных
социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

Первый вид затрат необходим для обеспечения
расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, эффективного их
использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение
данной задачи позволяет повышать эффективность хозяйствования, увеличивать
финансовые возможности государства. Второй вид затрат способствует росту уровня
удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя разнообразные функции, государство несет
расходы не только по финансированию экономики и социально-культурных
мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с
выполнением государственным аппаратом управления его функций, относятся бюджетным. Помимо них к государственным издержкам
управления относятся управленческие расходы, производимые государственными
предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных
форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата
управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в объеме государственных расходов.

В последнее время существенные
изменения претерпевают военные расходы, обусловленные выполнением
оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки
напряженности военная функция постепенно будет играть все роль. И как следствие этого в экономике страны будут
набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные
расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на
содержание вооруженных сил.

Объектом государственных расходов выступают
мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что
свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные
доходы» и «государственные расходы».

Совокупность конкретных видов государственных
расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему
государственных расходов. Организационное построение данной системы
базируется на определенных принципах, устанавливаемых
государством. К числу важнейших из них относятся:

безвозвратность
расходования государственных ресурсов;

соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются
строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования,
предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми
направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности
являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в
некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание,
капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратности
расходования государственных ресурсов означает, что средства,
использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели,
не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых
ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако
следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к
конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и
условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы
способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности
труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему
увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей
результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает
такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может
быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации
затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с
сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их
осуществление.

Финансирование
государственных расходов осуществляется в разных формах:

используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет
их собственных финансовых ресурсов.

применяется для обеспечения затрат, имеющих
общегосударственное значение.

История бюджетной системы России

Специалисты считают, что первым
источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал
князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и взималась в виде
скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также в пользу князя собирались
пошлины и штрафы: судебные (виры), дорожные (мыт), пошлина с брака (выводная
куница). По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и
лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати. С XIII в.
начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения
стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу
ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

С образованием Русского централизованного
государства в Х веке в пользу Московского князя стала
собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет
таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.

В XV веке в России начала складываться
двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из
великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые
соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных)
налогов и местных сборов.

Читать также:  Органы управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации, их функции

Местные налоги были введены в Русском
государстве в ХV .
содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на
них административных и судебных функций. Для решения задач с населения собирались денежные и натуральные сборы:
конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за
взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за
измерение) и др.

Земская реформа, проведенная в 1551 г.
Иваном IV, установила земское самоуправление, упразднявшее власть царских
наместников. Вместо них на местах назначались земские старосты, которые
руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. В этом же
году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». Налог «посошный
окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в
государеву казну, из которой выделялись средства на содержание земских
изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать
созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая,
Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII .
содержание стрельцов взималась стрелецкая подать.
Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие
повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на
постой представителей власти). С городского населения собирались также оброки с
лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов Поволжья, Урала, Сибири –
ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные,
которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет – смета государственных доходов и расходов – был
составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов.
Эта система действовала до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и
других сборов был введен подворный налог. Общая сумма налога
устанавливалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее
между собой по дворам.

После проведения переписи населения в
1722 г. подворный налог заменился подушной податью, которая взималась с лиц
мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать
была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на
ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами
население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые
имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные,
использовавшиеся на содержание органов волостного и сельского управления,
содержание дорог и др., и необязательные, использовавшиеся на строительство
церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др. Они взимались по
раскладке среди населения. В 1851 – 1854 гг. мирские повинности законодательно
были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г.
платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов
XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан
была заменена налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. введен
промысловый налог, т.е. сбор с документов на право заниматься торговлей и
промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов введен акциз на производство
спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян – поземельный
налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Большую сумму (свыше 75%)
этого налога вносили крестьяне. Основным источником бюджетных доходов были
косвенные налоги, получаемые от акциза и винной монополии, введенной в
1894 г.

С укреплением
государственности менялся и аппарат управления государственным и местными
бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерства внутренних
дел, Министерства финансов и др.) на местах организовывались подведомственные
им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений
государственного управления. Например, территориальными
органами Министерства финансов на губернском уровне были казенные палаты, на
уездном – казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население
налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и
хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства
на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали
казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали
винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и
казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вступило в силу «Положение о
губернских и уездных земских учреждениях», в
с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства.
Представительными (распорядительными) органами земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные
(депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских
избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на
сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы
деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о
деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были
губернскздные управы, избираемые на три года.
Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных
– губернаторами.

Земства ведали делами, местными дорогами, организацией школьного
образования и медицинского обслуживания населения.

Финансовыми средствами для выполнения
возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет
существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо
от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых
расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др.
Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и
уездными земствами.

Другим источником доходов земских
бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого
имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо
промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.

Крупным источником доходов земских
бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и
необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетными и
предназначались для финансирования содержания органов местного управления,
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам
относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты,
формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и
сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от
сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты
формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого
имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и
др.

Первая Конституция РСФСР, принятая в июле
1918 г., зафиксировала принципы централизации финансов. О цели государственной
финансовой политики в статье 79 говорилось: «Финансовая политика РСФСР в
настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели –
экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан
республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она
ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все
необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд
Советской республики, не останавливаясь перед вторжением частной собственности». Конституция 1918 г. установила
федеративное устройство России и заложила основы бюджетного
устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в
установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, во
включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.
Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение
и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей),
т. е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов.
Государственные бюджеты Украинской Социалистической Республики и
Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.

Читать также:  Глава министерства путей и сообщения и министерства финансов при александре 3

Территориальные бюджеты формировались за
счет:

поступлений
от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими, волостными
Советами, взимаемыми на местные нужды;

надбавок
(в пределах 40%) к государственному подоходному налогу;

доходов от
местных советских предприятий и имущества;

ссуд и
пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени,
экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах (например, в 1919
г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили 950 млн. руб., а
поступления от местных налогов – 44 млн. руб., или 4,6%) сессией ВЦИК в июне
1920 г. было принято решение о слиянии государственного и территориальных
бюджетов.

С окончанием гражданской войны, переходом
к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению народного хозяйства в
связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления хозрасчетных отношений,
в том числе в местном хозяйстве, и повышения экономической деятельности местных
Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял Постановление «О мерах по упорядочению
финансового хозяйства», в с которым
государственный и территориальные бюджеты были разъединены.

С образованием в 1922 г. Союза Советских
Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены
изменения в бюджетную систему. В государственный бюджет СССР вошли
государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. Был
создан союзный бюджет, на который возлагалось финансовое обеспечение
общесоюзных нужд и мероприятий, главным образом в области хозяйственного,
культурного строительства и оборонного значения.

При формировании
доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в
соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены
между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в
соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е. находившиеся в ведении союзных ведомств,
вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского,
областного, городского подчинения – в
соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов
финансировались предприятия, организации и учреждения союзного,
республиканского и местного подчинения.

Следовательно, доходы союзного бюджета
формировались за счет общесоюзных государственных доходов, главным из которых
были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения и
общегосударственные и доходы, например, доходы
от внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что местные бюджеты
(бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные, а с
1929 – 1930 гг. – сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных
республик и в государственный бюджет СССР.

Большую роль в развитии народного хозяйства
и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 – 1932 гг. Она заложила
основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее
время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в
бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен
финансовый хозяйственной деятельностью
предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи –
налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный
налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы был введен
принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных бюджетах» от 21 декабря 1931 г. в территориальные
бюджеты стала передаваться часть государственных доходов – налога с оборота,
поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств
осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений
от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для
сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между
всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип
стал распространяться на другие общегосударственные источники. Он используется
и в ныне действующей бюджетной системе России.

Окончательное
формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление
централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло
отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению
союзных органов власти относилось не только утверждение государственного
бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет,
бюджеты союзных республик и местные

Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении
СНК СССР от 10 июля 1938 г., в с которым
в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в
государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного
социального страхования.

Таким образом, вплоть до 1991 г.
бюджетная система страны имела следующую схему построения:

Рис. 1. Бюджетная система СССР

Понятие и структура финансовой системы РФ

Человеческое общество не может существовать без
постоянного воспроизводства еды, одежды, жилья, социальной сферы. Процесс
общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство,
распределение, обмен и потребление), которые в современном обществе
опосредуются деньгами. Являясь основным понятием товарного хозяйства, деньги в
настоящее время становятся наиболее существенной категорией всей экономической
системы и главным элементом денежного хозяйства страны. Понятие «денежное
хозяйство страны» идентично принятому в западной терминологии понятию
«финансы».

определяются как
один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых
выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также
конкретных субъектов хозяйствования.

Вся
совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых
фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых
ресурсов, составляет
финансовую систему общества.

В
советский период в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы:
финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные
финансы. Иногда к ним добавляли как отдельную подсистему, государственный
кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала проводимой
финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление
принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили
выделение новых звеньев финансовой системы
(схема 1).

В
целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем:
государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов
(предприятий).

Эти
укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования
денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).

1.
Государственные финансы включают:

3.
Финансы хозяйствующих субъектов включают:

финансы коммерческих
предприятий и организаций;

финансовых посредников
(кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и
другие финансовые институты);

Схема 1. Финансовая система РФ

Процесс
организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется
государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую
роль финансовой системы государства.

Финансовая
система России построена в соответствии с принципами:

сочетания территориального
и отраслевого подходов;

обеспечения необходимого
уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с
сохранением централизованного управления системой в целом;

четкой дифференциации
управления по сферам движения финансовых ресурсов.

Роль бюджета
в социально-экономических процессах

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства,
использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как
непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения
социально-экономической политики.

Читать также:  В соответствии с приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики № 97 от 1 июля 2019 года и постановлениями военного ведомства

По
экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения,
возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу
распределения национального дохода в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики,
социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

По материально-вещественному
воплощению – это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый
документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической
категории, проявляется в двух функциях – распределительной
и контрольной.

Благодаря первой
происходит концентрация денежных средств в руках
государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных
потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между
разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и
т. д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы
действия распределительной функции очень широки, т. к. в бюджетные
отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.


контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в
распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует
об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает , происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря можно прогнозировать социально-экономические последствия
бюджетной политики.

Для осуществления функций бюджета государство
вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой
совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и
использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм
включает в себя:

бюджетную систему страны;

правовые основания в виде законов и постановлений
высших органов управления страны;

систему документации и отчетности и прочие реквизиты,
необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной
частей бюджета.

Использование бюджетного механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных
групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

механизм мобилизации
денежных средств в бюджетную систему страны;

механизм расходования
бюджетных средств;

механизм межбюджетного
распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностей управления бюджетными
отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

бюджетный контроль и
т. д.


составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники
и целевое использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления:
федеральном, региональном, муниципальном. Бюджетное планирование – необходимый
компонент функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного
процесса. С его помощью определяется движение бюджетных среоответствии с целями и задачами, определенными в Бюджетном послании
президента. В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное
соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных
средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень
участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

– это обоснованные, опирающиеся на реальные расчеты
предположения о направлениях развития бюджета, его возможных доходах и
расходах, это база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном
изучении информации о состоянии бюджета на данный момент, определении различных
вариантов предполагаемых бюджетных показателей, нахождения наилучшего варианта
развития бюджетных отношений. Для составления прогнозов бюджетов используется
два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе
прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установленных
причинно-следственных связей. При –
определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются
возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения
заданного результата. Бюджетное прогнозирование зависит: от качества прогноза
основных показателей социально-экономического развития страны, рыночной
конъюнктуры, состояния денежного обращения. Разрабатывается несколько прогнозов
социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде,
соответствующих благоприятному, среднему и наихудшему варианту развития
экономики. В процессе бюджетного планирования используются различные методы:
математического моделирования, индексный, нормативный, экспертных оценок,
балансовый и др.

– составная часть государственного финансового контроля, посредством
которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования
бюджетных средств. При осуществлении бюджетного контроля проверяется соблюдение
законов, финансовой дисциплины, правильность и своевременность поступления
налогов. Он осуществляется органами государственной власти на разных уровнях
управления.

Функционирование государственного бюджета происходит
посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы
перераспределения стоимости – доходов и расходов бюджета. Эти
экономические категории различны по своим функциональным характеристикам и
будут рассмотрены в соответствующих разделах учебного пособия.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и
политическую роль в
воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики
и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом
социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым
планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него
мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов
населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных
мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов
государственного управления, создание государственных материальных и финансовых
резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и
обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный
бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его
воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет
широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения
финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения
производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В
условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного прежде всего должны направляться на финансирование
структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ,
наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную
защиту населения.

В современных условиях наибольшим
приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический,
военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику
более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность
бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом
социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных
слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также
стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных
накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы
населения.

Государственные финансы – это важная сфера
финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных в
основном с процессом перераспределения национального дохода для выполнения
экономической, социальной и политической функций государства. По экономической
сущности государственные финансы представляют собой денежные
отношения, субъектами которых выступают государство, предприятия, организации,
учреждения, граждане по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение
государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд
обороны и управления. Они служат цели удовлетворения потребностей общества
в целом и государственного аппарата в финансовых средствах.

Без здоровой и эффективной системы государственных
финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в
военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов
составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Если при группировке финансовых отношений исходить из
уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то
структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде
(схема 2):

Схема 2. Структура
государственных финансов

Главными
проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются:

несбалансированность
бюджетов всех уровней и государственных бюджетов внебюджетных фондов;

необходимость
совершенствования налоговой системы;

повышение эффективности
использования государственной и муниципальной собственности;

обеспечение единства
денежно-кредитной и финансовой политики;

укрепление финансового
контроля и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *