ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Ирина Матунова

Эксперт по предмету «Финансы»

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Децентрализованные (частные) финансы — форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов. Принадлежат юридическим или физическим лицам.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.

Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.

К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей жизнедеятельности.

2. Функции финансов
стимулирующая
распределительная
диверсификации
контролирующая
сбалансированности

3. Виды финансов:
личные
индивидуальные
государственные
общественные
корпоративные

5. Основные источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
страховые платежи
бюджетные средства
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
налоговые доходы
безвозмездные перечисления физических и юридических лиц

6. Положения, характеризующие финансовые ресурсы коммерческих организаций:
денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации
источниками финансовых ресурсов коммерческих организаций — страховые платежи, платежи во внебюджетные фонды
денежные доходы, предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, материальных потребностей и материального стимулирования работающих
денежные ресурсы, направленные на обеспечение функций и задач государства

7. Правильные положения, характеризующие деньги
Деньги – это всеобщий эквивалент
Деньги – это ценные бумаги
Деньги позволяют экономить затраты, возникающие в различных сегментах рынка для покупки и продажи активов, факторов производства и конечных продуктов.
Деньги являются производным понятием от финансов
Деньги — это актив, обладающий абсолютной ликвидностью

6. Положения, характеризующие финансовые ресурсы коммерческих организаций:
денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации
источниками финансовых ресурсов коммерческих организаций – страховые платежи, платежи во внебюджетные фонды
денежные доходы, предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, материальных потребностей и материального стимулирования работающих
денежные ресурсы, направленные на обеспечение функций и задач государства

5. К основным методам финансового контроля не относится:
ревизия
проверка счетов
социологическое исследование
экономический анализ

6. Финансовая политика государства включает следующие направления:
бюджетную политику
налоговую политику
кредитную политику
экономическую политику
инвестиционную политику
валютную политику
доходную политику

7. Конкретными методами и формами управления финансами являются:
планирование
прогнозирование
программирование
финансовое регулирование
оперативное управление
финансовый контроль
принятие финансового законодательства
управленческий анализ

11. Субъектами общегосударственного контроля являются:
Счетная палата РФ
Министерство финансов РФ
ФНС РФ
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба налоговой полиции
контрольно-ревизионная служба министерств и ведомств

14. Особенности хозяйственных товариществ от обществ:
это образования, построенные на началах членства и объединения капиталов
участники отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов
это образование предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им
участники отвечают по его обязательствам только своим личным имуществом

15. Функции финансов организаций:
обеспечивающая
регулирующая
распределительная
контрольная

22. Оборотные активы включают следующие элементы:
запасы
кредиторскую задолженность
НДС по приобретенным ценностям
дебиторскую задолженность
краткосрочные финансовые вложения
нематериальные активы
денежные средства
прочие активы

23. Коммерческие организации различают по следующим организационно-правовым формам:
хозяйственные товарищества
общества
потребительские кооперативы
унитарные предприятия
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица

25. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью.
могут
нет
могут в исключительных случаях
вопрос поставлен некорректно

27. Субъектами финансовых отношений современной рыночной экономики выступают:
государство
граждане
организации
бюджеты разных уровней власти и управления
межгосударственные юридические лица (транснациональные организации)

28. Функции, выполняемые финансами:
обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами
контроль рублем
распределительная
фондообразующая

30. Бюджетная система РФ включает следующие основные звенья:
федеральный бюджет
86 субфедеральных бюджетов
бюджеты субъектов Федерации
местные бюджеты
фонды страхования

34. Финансовая система включает в себя следующие основные звенья:
финансы государства
финансы общественных организаций
финансы организаций
финансы граждан
финансы международных организаций
межгосударственные финансы

35. Объектом действия распределительной функции финансов являются:
денежные фонды
стоимость валового общественного продукта и части национального богатства
прибыль организаций
денежные средства экономических субъектов

38. Государственные финансы включают:
общегосударственные финансы и финансы государственных организаций
федеральный и субфедеральные бюджеты
внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней государственного управления, госкредит, государственное страхование
бюджетная система и внебюджетные фонды

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Читать также:  Предпосылкой возникновения и развития финансов не является монополизация производства

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Классификация финансов

Финансы, традиционно, классифицируют на публичные (государственные и муниципальные, централизованные), а также частные (или децентрализованные). Частные, в свою очередь включают корпоративные финансы (или финансы предприятий, организаций), финансы домохозяйств (семейные и личные финансы). В рамках корпоративных финансов (из-за особой специфики) выделяются отдельно финансы сферы финансовых услуг (в частности, финансы банков и финансы страховых компаний). Также иногда в рамках корпоративных финансов отдельно выделяют финансы некоммерческих организаций и финансы малого бизнеса.

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Экономическая
сущность и функции финансов.

Финансы – это экономические отношения,
связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств в целях выполнения функций и
задач государства и условий расширенного
воспроизводства.

Под централизованными финансами
понимаются экономи­ческие денежные
отношения, связанные с формированием
и использованием фондов денежных средств
государства, акку­мулируемых в
государственной бюджетной системе и
прави­тельственных внебюджетных
фондах. Это так называемые общегосударственные
финансы. Под децентрализованными
финансами понимаются денежные отношения,
опосредующие процесс кругооборота
денежных фондов предприятий. Это так
называемые финансы хозяйствующих
субъектов или финансы предприятий.

Общегосударственные финансы — это
совокупность де­нежных отношений,
организованных государством, в процес­се
которых осуществляется формирование
и использование общегосударственных
фондов денежных средств для осуще­ствления
экономических, социальных и политических
задач.

Предпосылки возникновения финансов:

Главным материальным источником
денежных доходов и фондов служит
национальный доход страны — вновь
создан­ная стоимость или стоимость
валового внутреннего продук­та за
вычетом стоимости потребленных в
процессе производ­ства орудий и
средств производства. Без участия
финансов национальный доход не может
быть распределен.

По своему материальному содержанию
финансы—это целевые фонды денежных
средств, в совокупности представ­ляющие
финансовые ресурсы страны. Главным
условием роста финансовых ресурсов
является увеличение националь­ного
дохода.

Социально-экономическая сущность
финансовых отноше­ний определяется
при рассмотрении вопроса — за счет кого
государство получает финансовые ресурсы
и в чьих интере­сах использует эти
средства.

Читать также:  Министерство финансов Российской Федерации 109097, Москва, ул. Ильинка, 9

Сущность финансов как экономической
категории наиболее полно отражается в
их базовых функциях. Финансы выполняют
три основные функции:

1) воспроизводственную;

2) распределительную;

3) контрольную.

Сущность воспроизводственной функции
состоит в обеспечении сбалансированности
между движением материальных и денежных
средств на всех стадиях кругооборота
капитала в процессе простого

и расширенного воспроизводства и
заключается в формировании денежных
фондов и получении наличных денежных
средств, необхо­димых для функционирования
экономических субъектов. Посред­ством
выполнения этой функции финансы
обслуживают кругообо­рот средств в
индивидуальном и общественном
воспроизводстве. Эту функцию можно
назвать и финансовым обеспечением.

Формирование денежных фондов и получение
наличных денежных средств происходит
на различных уровнях: на международном,
феде­ральном, региональном, местном;
на уровне отрасли, отдельно взя­того
хозяйствующего субъекта и гражданина
(или его семьи). Акку­мулированные
денежные средства используются для
развития хозяйственного процесса,
долгосрочных инвестиций и удовлетворе­ния
личных потребностей. Определение
потребности и своевремен­ное обеспечение
экономических субъектов необходимыми
для нормальной работы денежными
средствами проявляется: а) на плановой
стадии; б) оперативно. В первом случае,
сопоставляя размер плани­руемых
доходов и расходов, выявляют, в какой
мере потребность в средствах может быть
покрыта за счет собственных источников,
бан­ковских кредитов, ссуд, займов и
т. п. Во втором случае происходит
ежедневное обеспечение необходимой
платежеспособности.

На уровне мировых финансовых отношений
эта функция проявляется в процессе
формирования финансовых фондов
междуна­родных финансово-кредитных
институтов (например, Междуна­родного
валютного фонда), на уровне государственных
финансов — при формировании доходной
части бюджетов и бюджетов внебюд­жетных
фондов различных уровней, на уровне
финансов хозяйствующих субъектов —
при формировании их суммарной выруч­ки,
на уровне финансов граждан — при
формировании их доходов.

Распределительная функция
проявляется при распределе­нии
национального дохода, в процессе создания
так называ­емых основных, или первичных,
доходов. Их сумма равна на­циональному
доходу. Основные доходы формируются
при распределении национального дохода
среди участников ма­териального
производства. Эти доходы делятся на две
группы:

1) зарплата работников, занятых в сфере
материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального
производства. Однако первичные доходы
еще не образуют общественных денежных
фондов, достаточных для развития
приоритетных отраслей народного
хозяйства, обеспечения обороноспособно­сти
страны, удовлетворения материальных и
культурных по­требностей населения.
Необходимо дальнейшее распределе­ние,
или перераспределение, национального
дохода. Перераспределение национального
дохода связано:

В результате перераспределения образуются
вторичные, или производные, доходы. К
ним относятся доходы, получен­ные в
отраслях непроизводственной сферы.
Вторичные доходы служат для формирования
конечных пропорций исполь­зования
национального дохода.

Перераспределение национального дохода
происходит между производственной и
непроизводственной сферами на­родного
хозяйства, отраслями материального
производства, отдельными регионами
страны, социальными группами населения.
Конечная цель распределения и
перераспределения национального дохода
и валового внутреннего продукта,
совершаемых с помощью финансов, состоит
в развитии про­изводительных сил,
созданий рыночных структур экономи­ки,
укреплении государства, обеспечении
высокого качества жизни широких слоев
населения.

Контрольная функция тесно связана с
распределитель­ной. Контрольная
функция проявляется в контроле за
рас­пределением валового внутреннего
продукта (ВВП) по со­ответствующим
фондам и расходованием их по целевому
назначению.

Одна из важных задач финансового контроля
— провер­ка точного соблюдения
законодательства по финансовым воп­росам,
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и орга­низаций по расчетам и платежам.

Главным органом по управлению финансами
Российской Федерации является Министерство
финансов РФ и его орга­ны на местах
(минфины республик; областные, краевые,
ок­ружные, городские и районные
финансовые управления — департаменты
финансов).

Основные задачи Министерства финансов
РФ:

Особенность финансов как общественных отношений

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Финансы —это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам — fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означающее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Первым автором научно-практического труда, посвященного финансам, считают Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.), работа которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства.

Особенность финансов как общественных отношений

Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов денежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по признаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т.е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлетворения, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении государственных ценных бумаг.

Содержание финансов составляют денежные, экономические отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов и денежных ресурсов.

Сущность государственных и муниципальных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Читать также:  СЕМЕЙНЫЕ ФИНАНСЫ СЕРГЕЙ ЛУЦЕНКО

Определение финансов

Финансы (дословно, в переводе с французского «денежные средства») – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, а также использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Говоря о финансах, чаще всего подразумевают целевые фонды государства, а также фирм (хозяйствующих субъектов)

«Финансы» – это также отрасль знаний (и в частности обязательная дисциплина в экономических ВУЗах), которая изучает соответствующую сферу экономических отношений.

Финансы подразумевают сугубо денежные отношения, а потому данное понятие гораздо уже, чем «экономика». Само слово «финансы» очень часто используется в быту, когда речь идет о деньгах.

Финансы в целом отражают уровень развития производительных сил в экономике, а также возможности их воздействия на макроэкономические процессы.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые учреждения и организации

Финансовым отношениям присущ целый ряд характерных особенностей, которые выделяют их среди других видов экономических отношений. Это в частности:

«Финансы: определение, функции, место и роль в современной рыночной экономике» 👇

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Сущность финансов находит свое проявление в функциях. Так, финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция означает, что финансы участвуют в распределении и перераспределении валового внутреннего продукта.

Контрольная функция подразумевает участие финансов в контроле за наиболее эффективным использованием экономических ресурсов.

Многие исследователи часто выделяют также стимулирующую функцию, финансов, которая связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в экономике. Так, например, в процессе формирования доходов бюджетов могут предусматриваться различные налоговые льготы или субсидии для перспективных отраслей промышленности. Основная цель подобного рода мероприятий заключается в стимулировании темпов роста инвестиций в инновации. Помимо этого, в бюджетах различных уровней могут быть предусмотрены расходы, направленные на стимулирование структурной перестройки экономики (например, через финансовую поддержку инновационных и наукоемких технологии, а также наиболее конкурентоспособных производств).


ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Место и роль финансов в современной рыночной экономике

Роль финансов в условиях рыночной экономики в значительной мере возрастает. Это, в частности, можно объяснить тем, что от финансового положения фирмы будет зависеть ее положение на рынке, долгосрочные перспективы и конкурентоспособность.

В экономике роль финансов достаточно многообразна, но в то же время суть ее можно свести к следующим трем основным направлениям:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Научная дисциплина финансы изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов.

Существование государства предполагает, что кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти, а также остальными субъектами воспроизводственных отношений, собственно, эти отношения и определяются понятием «финансы».

В обществах с преобладанием натуральных отношений перераспределительные процессы носили, прежде всего, характер натуральных налогов и различного рода повинностей. Развитие же товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений – они стали носить преимущественно денежный характер. Однако суть этих отношений принципиально не изменилась.

Собственно понятие «финансы» в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Категория «финансы» может рассматриваться с двух позиций:

1) в материальном смысле как совокупность фондов денежных средств;

2) как совокупность общественных отношений.

В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля над движением денежных средств.

При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств.

В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.

Финансы -это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы как научное направление изучают отношения, возникающие на основе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, выявляет закономерности развития этих отношений.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные. К публичным финансам относят государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы). К частным финансам относят личные финансы, семейные финансы, финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки.

Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающего выполнение государством его функций и задач.

Перечисленные признаки финансов являются необходимым условием реализации функций финансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *