ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ

Если рост цен или инфляция в стране слишком высокая, спрос падает, компании получают меньше денег — снижаются темпы развития экономики. Удерживать инфляцию, а также регулировать цены в магазинах и экономическое развитие страны помогает денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика и кто ее определяет

Монетарная или денежно-кредитная политика (ДКП) — действия властей, которые направлены на поддержку экономической стабильности страны.

Ключевые цели монетарной политики:

  • поддержка стабильности цен;
  • регулирование курса национальной валюты;
  • контроль уровня занятости населения;
  • рост реального сектора экономики.

За эффективность решений в рамках денежно-кредитной политики страны отвечает, как правило, центральный банк страны. В нашей стране это Банк России, в США — Федеральная резервная система. Бывают наднациональные регуляторы. Например, Европейский центральный банк способствует стабилизации цен в зоне евро.

Правительства стран и регуляторы задают цели и выбирают направление монетарной политики, обозначают какими инструментами они будут действовать.

Так, Банк России опубликовал «Основные направления денежно-кредитной политики на 2022–2024 год»
. Он же ставит целью поддерживать определенный темп роста цен. Это называется таргетированием инфляции — удержание ее на определенном уровне. Банк России таргетирует инфляцию на уровне 4%.

Банк Англии, в свою очередь, старается держать инфляцию на уровне 2%
, а Федеральная резервная система США преследует сразу три цели: обеспечить максимальную занятость
населения, стабильные цены и умеренные процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики

Чтобы достигать целей, предусмотренных в денежно-кредитной политике страны, регуляторы используют различные инструменты.

Ключевая процентная ставка
влияет на проценты по кредитам, инфляцию, спрос на накопление или трату денег. Повышение ключевой ставки повышает ставку по кредитам и депозитам. Например, при ставке в 5%, банки могут выдавать кредиты под 6–7% годовых, если ставка будет 10%, то процент по кредитам вырастет до 12% и больше.

Читать также:  Как коллекторы-иностранцы из "М.Б.А. Финансы" кошмарят в России должников

При высоких ставках кредиты становятся дороже и менее доступны, а ставки по депозитам растут. Это заставляет людей сберегать больше, а тратить меньше. При снижении ставки депозиты теряют свою привлекательность, а кредитование становится доступнее, что стимулирует людей и предприятия тратить больше.

Минимальный размер банковских резервов
защищает банки от банкротства, если население массово снимет сбережения со счетов или не вернет необеспеченные кредиты.

С каждого открытого депозита или кредита банки переводят процент на свой счет в центральном банке. На эти деньги банк не может купить ценные бумаги, выдать их как кредит и вложить в бизнес. С помощью этих денег Центробанк регулирует количество денег в обращении населения и спрос на товары и услуги. Допустим, с каждого депозита банки отчисляют 5% в резерв. Это значит, что на 95% оставшихся денег они могут выдать кредиты населению.

Покупка и продажа ценных бумаг регулятором
определяет количество денег в банковском секторе и влияет на доходность государственных и корпоративных облигаций. Например, Банк России может дать деньги в долг государству через покупку облигаций федерального займа.

Государственные субсидии коммерческим предприятиям для развития экономики
выдают по льготной ставке, например, на модернизацию и обновление производства. Это помогает поддержать отстающие отрасли бизнеса.

Покупка и продажа валюты
регулирует ее курс и цены на товары импорта.

Выпуск государственных облигаций
помогает уменьшить количество денег у коммерческих банков в периоды с высокой инфляцией. Например, государство выпускает облигации федерального займа. Их могут купить коммерческие банки, и дать в долг государству под определенный процент. Соответственно, свободных денег у банков становится меньше и повторяется та же цепочка: меньше денег — меньше кредитов — снижается спрос и инфляция.

Читать также:  Секретный финансовый сектор, известный как трасты и оффшоры, является местом, где семьи Рокфеллеров и Ротшильдов скрывают свои богатства. Рокфеллеры и Ротшильды скрывают свое богатство

Виды денежно-кредитной политики

Стимулирующая политика дешевых денег
. Во время экономического спада снижается спрос на товары и замедляется производство. Регуляторы снижают ключевую ставку и закупают гособлигации, чтобы выпустить в экономику больше денег. Так увеличивается кредитная и покупательская активность в стране.

Ограничительная политика
. В период с избыточной инфляцией, регулятор повышает ключевую ставку, увеличивает требования по резервам, продает долговые активы. В это время повышаются проценты по вкладам и становится выгоднее инвестировать.

В 2022 году Банк России проводил ограничительную политику в ответ на растущую инфляцию. Он повысил ключевую ставку до 9,5%, ФРС США планирует ее повышение к середине 2022 года.

Нетрадиционная монетарная политика
. Она направлена на кредитное смягчение, количественное смягчение и качественное смягчение. В частности, кредитное смягчение заключается в удлинении сроков предоставления кредитов, предоставлении кредитов на беззалоговой основе, снижении процентных ставок по кредитам. Оно сопровождается расширенной кредитной поддержкой.

Подробнее о различиях классической денежной политики через регулирование ключевой ставки и нетрадиционной монетарной политики можно узнать из эфира «Что лучше: ключевая ставка или новый взгляд на экономику»
.

Влияние денежно-кредитной политики на облигации

На доходность облигаций влияет ключевая ставка. Когда инвестор покупает облигацию, он дает в долг под процент государству, муниципалитету или частным компаниям. Чтобы облигации были привлекательными для инвесторов, эмитенты устанавливают размер процентов по ним выше ключевой ставки.

Облигации, которые выпущены в период с высокой ключевой ставкой, дорожают, когда она снижается, так как процент по ним определялся, когда ключевая ставка была высокой. Облигации, которые выпущены во время низкой ключевой ставки, наоборот, дешевеют, когда она повышается. Таким образом доходность долговых бумаг повышается и стремится к актуальным значениям.

Читать также:  Общий уровень цен изучается в курсе макроэкономики микроэкономики менеджмента международных финансов

Подробнее как влияет ключевая ставка на облигации — в статье «Облигации: что делать при изменении ключевой ставки Банка России»
.

Влияние денежно-кредитной политики на акции

Когда центробанк повышает ключевую ставку, компании берут кредиты под более высокий процент. Бизнесу становится сложнее получать прибыль и развиваться. Растут расходы на обслуживание долга и ухудшается финансовый результат по сравнению с периодом с низкой ключевой ставкой.

mts-price-change

У МТС высокий уровень заемных средств. На фоне повышения ключевой ставки, их акции снижались весь 2021. Источник: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Инвесторы реагируют на ухудшение финансовых показателей, поскольку чаще всего у компании есть и акции, и долговые бумаги. Если по облигациям доходность растет, то и требования по доходности к акциям растут. Больше требуемая доходность — ниже цена. Кроме того, если компания получила меньше прибыли — то она выплатит меньше дивидендов, или меньше вырастет в следующем году. Спрос на акции падает и их цена снижается.

Центральные банки принимают решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Для этого они строят математические и экономические модели, которые включают данные макро-, отраслевого и микро- уровня.

В рамках подготовки прогнозов и выработки решений регуляторы оценивают продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций. Принятые меры не сразу влияют на динамику цен, а со временем.

Кратко

  1. Денежно-кредитная политика — действия государства, которые влияют на количество денег в стране и их движение. Она проводится главными регуляторами национальной кредитной системы.
  2. Основные цели денежно-кредитной политики — регулирование инфляции, курса национальной валюты и развитие экономики.
  3. Главный инструмент денежно-кредитной политики — изменение ключевой ставки. Ключевая ставка влияет на стоимость облигаций. Чем выше ключевая ставка — тем больше доходность облигаций. Когда ключевая ставка снизится, облигации с высокой доходностью вырастут в цене.
  4. Из-за ограничительной ДКП дорогих денег может снизиться стоимость и дивидендная доходность акций компаний с высокой долговой нагрузкой.

Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.

Банком России утверждены Основные направления
единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Денежно-кредитная политика и бюджетная политика


Бюджетная политика оказывает значительное влияние на условия реализации денежно-кредитной политики: на ликвидность банковского сектора, темпы роста экономики и ее структуру, динамику цен товаров и услуг, уровень страновой премии за риск.


Одним из ключевых принципов бюджетной политики Российской Федерации является бюджетное правило. Оно сглаживает влияние изменений внешнеэкономической конъюнктуры на внутренние условия, в том числе на динамику курса рубля и спроса в экономике. Это ведет к меньшей волатильности курса и цен, что создает благоприятные условия для реализации денежно-кредитной политики. Действие бюджетного правила также обеспечивает предсказуемость подходов Правительства Российской Федерации к формированию бюджетных расходов и управлению государственным долгом. Это, в свою очередь, обеспечивает долгосрочную устойчивость сферы государственных финансов, которая важна для стабильности долгосрочных процентных ставок в экономике, эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также для снижения равновесной премии за страновой риск <16>.


<16> В 2020 — 2021 годах для борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса расходы федерального бюджета формировались на более высоких уровнях, чем допускает бюджетное правило. Однако Правительство Российской Федерации планирует полный возврат к параметрам бюджетного правила начиная с 2022 года (см. врезку 3
«Бюджетная политика в 2021 — 2024 годах»).


Применение бюджетного правила, в том числе проведение операций на валютном рынке, снижает колебания реального курса рубля из-за изменений конъюнктуры мирового рынка нефти. Это способствует повышению конкурентоспособности российских товаров и формированию в стране условий для развития производства в несырьевых отраслях, а значит, и постепенному изменению структуры экономики.


В рамках механизма бюджетного правила объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, направляемых на покупку иностранной валюты для последующего перечисления в Фонд национального благосостояния (ФНБ), или объем иностранной валюты из ФНБ, направляемый на продажу для последующего перечисления в бюджет, рассчитывается Минфином России. В связи с операциями Минфина России по выполнению бюджетного правила Банк России проводит операции на валютном рынке равномерно, чтобы не оказывать значимого влияния на динамику валютного курса <17>. При этом Банк России сохраняет за собой право временно приостановить проведение данных операций в условиях повышенной волатильности на внутреннем валютном рынке, в том числе на фоне реализации внешних рисков или возникновения угроз для финансовой стабильности.


<17> Информация об объемах и частоте операций Банка России в связи с операциями Минфина России по выполнению бюджетного правила публикуется в подразделе «Ликвидность банковского сектора и инструменты денежно-кредитной политики» раздела «Статистика» на сайте Банка России ( https://cbr.ru/statistics/flikvid/
).


Параметры бюджетной политики оказывают значимое воздействие на динамику совокупного спроса в экономике и, как следствие, на инфляцию. Существенное смягчение бюджетной политики может создавать проинфляционное давление в экономике, а бюджетная консолидация, напротив, оказывает дезинфляционное влияние. Своевременная и соразмерная реакция со стороны денежно-кредитной политики в этих условиях позволяет ограничивать риски отклонения инфляции от цели и минимизировать отклонение экономики от траектории сбалансированного роста. При этом характер и особенности воздействия бюджетных расходов на экономическую активность и инфляцию зависят не только от их структуры и результативности, но и от их распределения во времени.


Влияние на ценовую динамику могут оказывать меры налоговой политики. Изменение косвенных налогов, как правило, ведет к разовой подстройке цен и не требует реакции со стороны денежно-кредитной политики. Однако если инфляционные ожидания реагируют на изменения в налоговой политике, то может требоваться реакция со стороны денежно-кредитной политики для ограничения рисков отклонения инфляции от цели.


Государственные расходы, в частности инвестиции в развитие отдельных значимых отраслей, могут быть фактором структурных изменений в экономике, вносящим вклад в расширение ее производственного потенциала. В этом случае ускорение экономического роста не будет формировать повышательного давления на инфляцию. Однако если рост государственных расходов ведет к расширению внутреннего спроса, опережающему расширение производственного потенциала, проинфляционное давление в экономике может усиливаться.


Таким образом, долгосрочные приоритеты, стратегия и конкретные меры бюджетной и структурной политики значимо отражаются на макроэкономическом прогнозе Банка России, оценке им баланса рисков для инфляции и, как следствие, выборе мер денежно-кредитной политики.


Минфин России и Минэкономразвития России при подготовке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития также учитывают цель по инфляции и влияние денежно-кредитной политики на экономику и динамику цен. Взаимный учет мер денежно-кредитной и бюджетной политики достигается за счет постоянного взаимодействия Банка России с Минфином России и Минэкономразвития России. В частности, проводятся регулярные совместные совещания для взаимной сверки оценок и факторов, влияющих на динамику основных макроэкономических показателей, обсуждения предпосылок и сценариев макроэкономического прогноза. При этом важную роль в повышении доверия к денежно-кредитной и бюджетной политике играет непротиворечивость коммуникации по смежным вопросам.

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляция позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

  1. Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции
    , чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

    Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

    Подробнее, что такое инфляция

    Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

  2. При режиме таргетирования инфляции валютный курс является плавающим, то есть он формируется под влиянием спроса и предложения на валютном рынке.
    При плавающем валютном курсе Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности, а также для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила.

    Подробнее о политике плавающего валютного курса

  3. Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка.
    Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию.

    Подробнее, как Банк России влияет на инфляцию

    Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

    Подробнее, как принимаются решения по денежно-кредитной политике

    Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

    Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значение для действенности мер, принимаемых центральным банком.

  4. Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации.
    Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

    Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели.
    В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

    Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

    При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

  5. Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений.
    Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

    В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

    Подробнее, как Банк России рассказывает о своих решениях

Последнее обновление страницы: 20.04.2023

Де́нежно-креди́тная
(монета́рная или кредитно-денежная) поли́тика
 ( англ.
 ) — это  макроэкономическая политика
  денежных властей
, комплекс мер, направленных на управление совокупным спросом
через условия денежного рынка
(краткосрочная процентная ставка, номинальный валютный курс или уровень текущей ликвидности банковского сектора) для достижения комбинации конечных целей, в которые могут входить ценовая стабильность
, сохранение устойчивого валютного курса, финансовая стабильность
и содействие сбалансированному экономическому росту
.

Объекты, субъекты и предметы денежно-кредитной политики

  • Объекты денежно-кредитной политики:
    спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций.
  • Субъекты денежно-кредитной политики:
    экономические агенты, с которыми центральный банк взаимодействует, банки и другие финансовые институты, участвующие в работе финансовой системы, а также сам центральный банк.
  • Предметы денежно-кредитной политики:
    экономические переменные, характеризующие равновесие на денежном рынке: предложение денег (денежная база или денежный агрегат), краткосрочная номинальная процентная ставка, номинальный валютный курс, текущая ликвидность банковского сектора.
  • Проводник денежно-кредитной политики:
    денежные власти, отвечающие за денежно-кредитную политику. 

Принципы денежно-кредитной политики

  • выбор явного номинального якоря денежно-кредитной политики;
  • экономическая и политическая независимость центрального банка;
  • ответственность и подотчетность центрального банка перед обществом;
  • информационная открытость (прозрачность) денежно-кредитной политики.
  • инфляция всегда и везде является денежным феноменом: экспансионистская денежно-кредитная политика может быть причиной инфляции,
  • ценовая стабильность
    несет с собой важные экономические выгоды: центральные банки могут управлять инфляцией и должны поддержать ее на низком и устойчивом уровне,
  • в долгосрочном периоде не существует выбора между безработицей и инфляцией: денежно-кредитная политика не должна стремиться к низкой безработице, поскольку это ведет к более высокой инфляции,
  • ожидания играют важную роль в макроэкономике: управление ожиданиями должно быть центральным элементом денежно-кредитной политики,
  • для поддержания ценовой стабильности необходимо придерживаться «принципа Тейлора»: низкая инфляция будет устойчивой, если номинальная процентная ставка будет повышаться на большую величину, нежели растущая инфляция, что позволит в ответ на увеличение инфляции повышать реальную процентную ставку,
  • необходимо учитывать проблему временной несогласованности денежно-кредитной политики: центральный банк должен брать на себя обязательства по достижению заявленных целей и неукоснительно им следовать,
  • независимость центрального банка улучшает макроэкономические результаты: независимость центрального банка позволяет изолировать его от политического давления проводить чрезмерную экспансионистскую политику, а также решить проблему временной несогласованности денежно-кредитной политики,
  • публичные обязательства по удержанию номинального якоря, обладающие общественным доверием, способствуют ценовой стабильности и устойчивому экономическому росту: они стабилизируют долгосрочные инфляционные ожидания,
  • несовершенства финансового сектора играют важную роль в деловом цикле: финансовая нестабильность не способствует инвестициям в производство, в результате чего экономика испытывает серьезный экономический спад.

Номинальный якорь денежно-кредитной политики

В рыночной экономике центральные банки
не могут напрямую достигать цели денежно-кредитной политики, обозначенные в национальном законодательстве. По этой причине, они устанавливают второстепенные цели денежно-кредитной политики, способствующие достижению конечной цели. Цель денежно-кредитной политики
или целевой ориентир
( англ.
  monetary policy target
) представляет собой фиксированный количественный показатель (экономическую переменную), к достижению которого стремится денежно-кредитная политика путём выбора комбинации и значений инструментов политики (инструментальных переменных).

Цель денежно-кредитной политики может быть явной (публичной или эксплицитной) и скрытой (имплицитной). Явная цель денежно-кредитной политики
( англ.
  explicit target of monetary policy
) — это экономическая переменная, которую денежные власти публично объявляют как цель своей деятельности. Их характеризует конкретное количественное значение целевого ориентира политики. Как правило, до 1970-х гг. центральные банки публично не заявляли о целях денежно-кредитной политики (превалировали скрытые цели). Обнародование целей политики через СМИ и публичные заявления, объяснение целей перед общественностью вошло в практику в 1990-е гг., когда были доказаны преимущества прозрачности деятельности центрального банка.

Публично объявленная цель денежно-кредитной политики становится её номинальным якорем
( англ.
  nominal anchor of monetary policy
), под которым понимается номинальная экономическая переменная, выступающая количественной целью политики центрального банка в среднесрочной перспективе, за которую он несёт ответственность и которая обладает влиянием на конечную цель денежно-кредитной политики, закреплению на законодательном уровне.

  • способствует поддержанию ценовой стабильности, поскольку благодаря ему закрепляются рыночные ожидания (прежде всего, инфляционные ожидания),
  • обеспечивает дисциплину денежно-кредитной политики, в результате чего исчезает так называемая «проблема временной несогласованности».

Номинальный якорь может принимать одну из трёх форм:

  • денежный (монетарный) якорь: роль якоря играет денежная база
    , её компоненты или один из агрегатов денежного предложения
    ;
  • валютный якорь: якорем является номинальный или реальный валютный курс
    ;
  • инфляционный якорь: в качестве якоря выступает обязательство по количественному значению инфляции
    или её прогноз.


Стратегия или набор мер достижения цели называют «таргетированием» ( англ.
 ) или «целеполаганием». Оно включает определение цели, использование инструментов для ее достижения и ответственность за результаты политики. Соответственно, различают три базовых режима денежно-кредитной политики в зависимости от номинального якоря:

  • денежное таргетирование
    (таргетирование денежного предложения),
  • таргетирование валютного курса (курсовое таргетирование),
  • инфляционное таргетирование
    (таргетирование инфляции).

Режимы денежно-кредитной политики различаются как по целям, так и инструментам. Для каждого из номинальных якорей характерен свой набор инструментов денежно-кредитной политики.

Операционная цель и инструментарий денежно-кредитной политики

Операционная цель денежно-кредитной политики
( operational target
) необходима для ежедневного управления промежуточной целью. Она представляет собой количественно заданную экономическую переменную, на которую направлено взаимодействие центрального банка с субъектами денежно-кредитной политики в рамках ее реализации. Обладая монопольным правом на денежную эмиссию, центральный банк может регулировать либо цену, либо объем денежного предложения. В первом случае он управляет краткосрочной процентной ставкой, во втором — денежной базой
либо ее компонентами, такими как внутренний кредит, корреспондентские счета, а также чистыми международными резервами.

Операционные цели имеют две характеристики: период достижения цели (горизонт операционного таргетирования) и количественное значение цели. В последнем случае цель может принимать три формы: диапазон, наклонный коридор и целевой уровень. У Банка России
операционной целью является процентная ставка денежного рынка RUONIA
. Операционное таргетирование заключается в сближении ставки сегмента «овернайт» денежного рынка (RUONIA) с ключевой ставкой Банка России.

Операции постоянного действия позволяют задавать коридор процентных ставок
(процентный коридор) на денежном рынке. Его верхнюю границу определяет процентная ставка по операциям ежедневного предоставлению ликвидности банкам, нижнюю границу — процентная ставка по операциям ежедневного привлечения ликвидности от банков. Внутри процентного коридора происходит колебание процентной ставки денежного рынка, или операционной цели денежно-кредитной политики, если ею выступает краткосрочная процентная ставка. Процентный коридор составляет основу системы процентных ставок Банка России. Он имеет следующую структуру: центр коридора задается ключевой ставкой Банка России, верхняя и нижняя границы, симметричные относительно ключевой ставки, формируются процентными ставками по операциям постоянного действия на срок «овернайт» день (по операциям рефинансирования и депозитным операциям).

Процентная ставка центрального банка

Основная ставка денежно-кредитной политики, которая устанавливается центральным банком, представляет собой главный индикатор его политики. Она может носить информационный характер, то есть по ней могут не проводиться операции, или представлять собой ставку, по основным операциям рефинансирования, прежде всего, операциям на открытом рынке. Изменение процентной ставки центрального банка оказывает влияние на кредитную и экономическую активность и, в конечном счете, позволяет достигать промежуточной цели денежно-кредитной политики. В России основной ставкой денежно-кредитной политики является « ключевая ставка Банка России
». Она соответствует минимальной процентной ставке на аукционах РЕПО Банка России на срок одна неделя и максимальной процентной ставке на депозитных аукционах Банка России на срок одна неделя.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приёмов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы могут также принимать форму селективного (избирательного) воздействия
на субъекты денежно-кредитной политики. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят, в основном, директивный характер. Благодаря им решаются частные задачи, такие как ограничение или стимулирование выдачи кредитов некоторыми банками, а также рефинансирование на льготных условиях. Селективные методы часто используются по отношению к банкам, находящимся в государственной собственности или по инструментам нерыночного характера, например, по специальным инструментам рефинансирования сельского хозяйства или инфраструктурных проектов.

Контрцикличность денежно-кредитной политики

В зависимости от фазы делового цикла
центральный банк меняет направленность денежно-кредитной политики. В результате она носит контрциклический характер. На фазе быстрого роста и перегрева он применяет жесткую (сдерживающую, рестриктивную) политику, чтобы ограничивать совокупный спрос
. Причинами могут быть сильный платежный баланс, приток иностранного капитала, избыточное ослабление национальной валюты, невыполнение цели по инфляции и т. д.

Решения по жесткой денежно-кредитной политике включают повышение процентных ставок, увеличение нормы резервных требований, снижение лимитов рефинансирования, продажа ценных бумаг из портфеля центрального банка или эмиссия им собственных ценных бумаг.

На фазе депрессии
и рецессии
он применяет мягкую (стимулирующую, экспансионистскую) политику, чтобы поддержать совокупный спрос. Причинами могут быть угроза дефляции, избыточное укрепеление национальной валюты, низкие или отрицательные темпы экономического роста, высокая безработица. Решения по мягкой денежно-кредитной политике включают снижение процентных ставок, уменьшение нормы резервных требований, повышение лимитов рефинансирования, выкуп ценных бумаг с финансового рынка.

Правила денежно-кредитной политики

  • правило Викселля ( англ.
     ): зависимость процентной ставки от уровня цен [32]

    ;
  • правило Фишера ( англ.
     ): зависимость денежного предложения от отклонения инфляции от целевого ориентира [33]

    ;
  • ( англ.
     ): неизменные темпы прироста денежного предложения;
  • ( англ.
     ): зависимость денежного предложения от деловой активности, скорости денежного обращения и целевого ориентира инфляции;
  • правило Болла ( англ.
     ): зависимость процентной ставки от инфляции, выпуска продукции и валютного курса [34]

    .

В условиях плавающего валютного курса и распространения режима инфляционного таргетирования наибольшую известность получило « правило Тейлора

» ( Taylor rule
), названное по имени его автора, профессора Стэнфордского университета
Джона Тейлора
. Правило описывает функцию зависимости номинальной краткосрочной процентной ставки центрального банка в ответ на изменение инфляции и деловой активности.

Комитет по денежно-кредитной политике

Решения по ключевым параметрам денежно-кредитной политики, таким как уровень процентных ставок, принимаются на коллегиальной основе. В некоторых центральных банках решения принимает совет директоров, совет управляющих или правление. В других центральных банках принятие решений делегировано специальному коллегиальному органу, называющемуся «комитет денежно-кредитной политики» ( monetary policy committee
).

Комитет несет ответственность за установление основной процентной ставки денежно-кредитной политики. Комитет проводит регулярные заседания для определения того, какие меры необходимы для достижения целей политики. Наличие специального коллегиального органа объясняется необходимостью делегирования принятия решений по денежно-кредитной политики экспертам. Члены комитета, как правило, назначаются исходя из их должностных обязанностей, их опыта или знаний в части денежно-кредитной политики.

Обычно заседания проводятся ежемесячно и приурочены к публикации новых статистических данных. В экстраординарных обстоятельствах, например, выхода процентной ставки за пределы процентного коридора или резкого изменения валютного курса, комитет может проводить заседания внепланово. Для разъяснения политики широкой общественности центральный банк может публиковать стенограммы заседаний или отчеты комитета денежно-кредитной политики.

В России решение по ключевой ставке принимает совет директоров Банка России. В то же время в Банке России действует комитет денежно-кредитной политики, который возглавляет Председатель Банка России. В его функционал входит оперативные решения тактического характера, связанные с лимитами рефинансирования или стерилизации избыточной ликвидности, проведения операций тонкой настройки и т. д.

Министерство финансов Российской Федерации
( Минфин России
) — федеральное министерство
Российской Федерации
, обеспечивающее проведение единой финансовой политики
, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов
в Российской Федерации.


Принято считать, что казначейское дело на Руси возникло ещё в IX веке. Предшественниками Министерства финансов были княжеские казначеи — доверенные советники князя, хранители княжеских прибылей, казны.

В 1512 году во времена правления великого князя Василия III
впервые упоминается Казённый приказ. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов. С 1649 года финансовое право, казначейское дело регламентировались Соборным уложением
.

Пётр I
преобразовал казначейскую систему России. Вместо приказной была введена коллегиальная система управления. Во главе финансового управления страны был поставлен Сенат. Для заведования доходами государства была создана Камер-коллегия, которая руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Во время правления Екатерины II
при Сенате была учреждена Экспедиция о государственных доходах, прообраз будущего Министерства финансов.

История Министерства финансов Российской империи
начинается 8 сентября 1802 года. В этот день был подписан манифест об учреждении министерств. Министерство финансов Российской империи просуществовало вплоть до февральской революции 1917 года.

В 1946 году Наркомат финансов был преобразован в союзно-республиканское Министерство финансов СССР (Минфин СССР)

, которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР
, в частности Министерство финансов РСФСР
. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР
, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР
.


Минфин вырабатывает государственную политику и осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

Министры финансов России с 1990 г

ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов
ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ
Почтовая марка 2022 год


  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России)
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное казённое учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение « Научно-исследовательский финансовый институт
    »
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»


  • Журнал «Финансы»
  • Журнал «Бухгалтерский учёт»


  1. Справка о численности и оплате труда гражданских служащих федеральных государственных органов (центральных аппаратов министерств и ведомств) в I полугодии 2012 года

    ( HTML
    ). Государство, общественные организации
    . Росстат
    . Дата обращения: 12 января 2013.
    Архивировано из оригинала
    5 февраля 2013 года.


  2. Валерий Дзгоев, Виктор Тимошенко.
    Российскому министерству финансов 200 лет.

  3. Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190
  4. Текст:  Постановление Правительства РСФСР от 15.11.1991 № 8
    в Викитеке
    Логотип Викитеки



  5. Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»

    . base.garant.ru. Дата обращения: 26 октября 2017.
    Архивировано
    26 октября 2017 года.


  6. США ввели санкции против Банка России, минфина и Фонда национального благосостояния

    . Новая газета
    (19 октября 2161). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  7. U. S. Treasury Imposes Immediate Economic Costs in Response to Actions in the Donetsk and Luhansk Regions

    . U. S. D EPARTMENT OF THE TREASURY
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    23 февраля 2022 года.


  8. Global Affairs Canada.
    Sanctions – Russian invasion of Ukraine

    . GAC
    (4 февраля 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    31 мая 2022 года.


  9. Тимофей Абалакин.
    ЦБ, Минфин, Сбербанк и Греф попали под санкции Канады

      (рус.)
    . Frank Media
    (25 февраля 2022). Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    3 июня 2023 года.


  10. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    . Война и санкции
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  11. Министерство финансов Российской Федерации

    . Rupep
    . Дата обращения: 19 июня 2023.
    Архивировано
    19 июня 2023 года.


  12. С 11 ноября 1991 г. по 19 февраля 1992 г. — Министр экономики и финансов РСФСР (РФ)
  13. Указ Президента РФ от 26.09.2011 г. № 1251 «О Кудрине А. Л.»

    Дата обращения: 27 сентября 2011.
    Архивировано
    5 января 2012 года.


Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика — комплекс мер, направленный на регулирование и контроль за количеством денег в экономике. Для достижения своих целей государство может использовать различные денежно-кредитные инструменты:

  • параметры денежной массы;
  • уровни процентов;
  • сроки кредитов
    ;
  • нормы резервов;
  • ставки рефинансирования.

Контроль и регулирование количества денег в экономике осуществляется различными институтами: Министерство финансов, казначейство, Центральный банк РФ и так далее.

Денежно-кредитная политика России

Конечная цель, которую преследует денежно-кредитная политика России, формулируется в соответствии с целями макроэкономической политики, принятыми на текущий год.

Если говорить о нынешнем периоде, то среди главных задач Банка России в среднесрочной перспективе отдельно стоит выделить плавное и стабильное снижение инфляции. Для достижения цели Банк России прямо или косвенно воздействует на денежную массу.

Могут использоваться две концепции: политика кредитной экспансии («дешевые деньги») или кредитной рестрикции («дорогие деньги»). Кредитная экспансия ЦБ направлена на увеличение ресурсов коммерческих банков, которые, выдавая кредиты, повышают в обращении общую денежную массу. Что касается кредитной рестрикции, то она ограничивает возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, тем самым препятствуя перенасыщению экономики деньгами.

Инструменты денежно-кредитной политики

В ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» можно найти определение основных инструментов денежно-кредитной политики России:

  • операции на открытом рынке;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральный Банк;
  • прямые количественные ограничения;
  • процентные ставки по операциям ЦБ;
  • установка ориентиров для роста денежной массы;
  • валютные интервенции;
  • рефинансирование кредитных организаций.

Суть кредитно-денежной политики

В качестве объектов денежно-кредитной политики выступают предложение и спрос на денежном рынке. Что касается субъектов, то речь идет о банках, прежде всего, о ЦБ.

Суть денежно-кредитной политики заключается в контроле денежной массы на рынке. Чтобы регулировать массу денег в обращении, ЦБ может использовать разнообразные денежные агрегаты, увеличивая или уменьшая объем денег, а также меняя структуру денежных агрегатов в общей массе.

Главная стратегическая цель заключается в стремлении повысить благосостояние населения, обеспечить максимальную занятость. Основные ориентиры — снижение инфляции, обеспечение роста ВВП.

В 2022 году российская экономика вступила в фазу структурной перестройки из-за введения беспрецедентных внешних торговых и финансовых ограничений. Задача государства — создать условия, чтобы перестройка экономики прошла максимально эффективно, и ограничить спад экономической активности, не создавая рисков для макроэкономической стабильности.

Цели и принципы

Цель денежно-кредитной политики Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. Банк России обеспечивает устойчивость рубля посредством поддержания ценовой стабильности, которая является важным условием для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Ценовая стабильность означает устойчиво низкую инфляцию. Она защищает доходы и сбережения граждан, делает экономические условия для компаний и населения более предсказуемыми, способствует повышению доступности долгового финансирования для компаний.

Поддерживая ценовую стабильность, Банк России придерживается стратегии таргетирования инфляции. Преимуществом этой стратегии является ее гибкость, что особенно важно для решения задач трансформации российской экономики в предстоящие годы. Банк России выбирает такую траекторию сближения инфляции с целью, которая одновременно минимизирует отклонения выпуска от его потенциала. Тем самым Банк России способствует стабильности и предсказуемости экономических условий, необходимых для трансформации и развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *