ДЕНЕЖНЫЙ ФОНД ПО ОТНОШЕНИЮ К ФИНАНСАМ ЯВЛЯЕТСЯ ВИДОМ ФИНАНСОВ

Денежные фонды представляют собой часть денежных средств государства и предприятия (организации, учреждения).

Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (депозит), чтобы получать со своего вклада процентный доход. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже может выплачиваться процентный доход (дивиденды, купон). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь после продажи подорожавшей акции.

Функции финансов в России различаются в зависимости от трактовок. Московская концепция выделяет следующие функции финансов:

А также фискальную и стимулирующую функции.

Согласно петербургской концепции различают следующие функции финансов:

В экономической теории понятие «финансы» рассматривается как определение экономических отношений, которые непосредственно связаны с формированием (наполнением) денежных фондов и их последующем распределением и перераспределением. При этом сами фонды принято делить на централизованные (государственные бюджеты всех уровней власти и государственные внебюджетные фонды), а также децентрализованные (фонды частных компаний, финансовых организаций и т.д.).

Централизованные фонды денежных средств представлены в России следующими институтами – федеральным бюджетом, региональными бюджетами, местными бюджетами, государственными (федеральными) внебюджетными фондами, а также различными региональными внебюджетными фондами. Финансы в данном случае представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе формирования вышеперечисленных фондов денежных средств, а также последующего их использования по назначению.

Децентрализованные фонды денежных средств представляют собой экономические отношения, которые возникают в рамках экономической системы (всей экономики России) между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, торговыми организациями, компаниями, государственными учреждениями. Основным признаком финансовых отношений является наличие денежных расчетов между вышеперечисленными субъектами за товары, работы и услуги. Если таковые имеются, то можно утверждать, что это – финансовые отношения, а следовательно в теории они попадают в разряд «децентрализованных финансов», которые выражаются в следующем:

Исторически экономическая категория «финансы» возникла вместе с возникновением первых металлических денег и появлением товарно-денежных отношений в обществе. То есть с появлением денег возникли финансовые отношения и, следовательно, само понятие «финансы». Сама категория «финансы» очень тесно связаны с денежным обращением, поэтому рассматривать финансы логично параллельно с возникновением денежного обращения.

Современная история считает, что первые деньги возникли по разным оценках около 5000 лет назад, но в современном понимании они появились в Китае и Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Уже в VI веке до нашей эры, а именно в 517 году до нашей эры, Персидский царь Дарий ввел в обязательное обращение золотые монеты — «дарики», весом 8,4 грамма и полностью заменил ими натуральный обмен товаров (бартер). Можно сказать, что это была экономическая революция, сродни появлению электронных денег. Монеты эти были высокого качества и имели всего 3% примесей. Благодаря этому они стали основной торговой единицей на несколько последующих веков.

Рисунок 1. Деньги Персии. Золотые монеты «дарики»

Современниками «дариков» считаются древнегреческие «драхмы». Греческая драхма выпускалась в виде металлических денег в период царствования Александра Македонского (период царствования с 336 года до 323 года до нашей эры). Александр значительно расширил границы Греческую империю, в том числе за счет Персидского царства, которое сумел покорить. За относительно короткий период своего правления, всего 13 лет, он значительно изменил политическую и экономическую карту античного мира. Империя Александра Македонского простиралась от Атлантического океана на западе, и до границ Китая на востоке, включала в себя Египет и черноморское побережье. На всей этой огромной территории Александр Македонский установил единый стандарт выпуска денег, который во многом используется и до сих пор. Сложный рисунок монет резко снижал возможности фальшивомонетчиков. Деньги Александра Македонского чеканили из меди, серебра и золота. Золота было достаточно, поскольку Александр много его захватил в своих завоевательных походах. Они быстро распространились по сопредельному Древнему миру и стали общепризнанной валютой.

Рисунок 2. Золотой статор Александра Македонского

С этого времени стали развиваться денежные системы различных стран и мировая денежная система в целом. Также параллельно с денежными системами развивались и финансы (финансовые отношения).

Финансовая наука рассматривает финансы
не только как экономическую категорию,
то есть совокупность специфических
производственных отношений, но и
подчеркивает их материальное воплощение
в виде целевых фондов денежных средств.
Эти фонды выступают как вещественные
носители финансовых отношений. Источники
их формирования и сами фонды представляют
собой финансовые ресурсы соответствующих
звеньев национального хозяйства. Таким
образом, финансовыми ресурсами являются
образуемые государством, другими
экономическими агентами денежные
накопления, например, депозиты
россельхозбанка и денежные фонды при
распределении и перераспределении
валового продукта и национального
дохода.

Читать также:  ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ЭКОНОМИКЕ И ФИНАНСАМ ДЛЯ РЕЗЮМЕ

Введением рыночных отношений связано
с деятельностью государства, и финансы
в новых условиях служат государству
для обеспечения финансовыми ресурсами
его функций.

Финансовые ресурсы – это совокупность
денежных средств, находящихся в
распоряжении государства, предприятий,
организаций, других организационных
структур различных форм собственности.

Финансовые ресурсы на разных хозяйственных
уровнях являются объектом воздействия
финансов и представляют собой – для
государства: это выраженная в деньгах
часть национального достояния, которая
может быть использована или действительно
используется для расширенного
воспроизводства и содержания
непроизводственной сферы.

Элементами финансовых ресурсов выступает
чистый доход государственных и других
отраслей материального производства.
Прежде всего, к ним относятся прибыль
предприятий и организаций, выступающая
в качестве одной из форм прибавочного
продукта.

Другим важным источником финансовых
ресурсов государства являются налоги
и добровольные платежи населения, часть
средств общественных организаций,
доходы от внешней торговли. Сюда же
относятся амортизационные отчисления.
В состав финансовых ресурсов государства
относятся взносы средств государственного
и социального страхования, поступления,
связанные с проведением займов, лотерей,
вкладов. Таким образом, если для каждого
предприятия перечисленные направления
средств образуют элементы по производству
и реализации продукции, то для государства
они служат элементом финансовых ресурсов.

Сущность финансов как особой сферы
распределительных отношений проявляется,
прежде всего, с помощью распределительной
функции. Именно через эту функцию
реализуются общественное назначение
финансов – обеспечение каждого субъекта
хозяйствования необходимыми ему
финансовыми ресурсами, используемыми
в форме денежных фондов специального
целевого назначения.

Финансовые ресурсы – это денежные
накопления и денежные фонды, образуемые
государством, при распределении
совокупного общественного продукта и
национального дохода за определенный
период времени.

Финансовый фонд (накопление, запас) –
любые денежные средства, основанные
финансовыми методами, используемые на
удовлетворение определённых потребностей.
Назовем некоторые из них:

а) резервный фонд создается на случай
прекращения деятельности предприятия
и покрытия кредиторской задолженности;

б) фонд накопления представляет собой
источник средств предприятия для
приобретения основных средств,
формирования оборотных средств, создания
нового имущества;

в) фонд потребления предназначается
для реализации мероприятий по социальному
развитию и материальному поощрению
коллектива предприятия.

Финансовые ресурсы отличаются от
финансовых фондов. Во-первых, финансовые
ресурсы подразумевают источники денежных
средств, возможности хозоргана или
субъекта хозяйствования в образовании
таких средств. Во-вторых, финансовые
ресурсы – это средства, которые «связаны»
в фондах, то есть в целевых «запасах»
денежных средств, а также те, которые
еще не имеют целевой, направленной
обозначенности, не сформированы по
фондам.

Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных
средств, принимающих специфическую
форму финансовых ресурсов. Они формируются
у субъектов хозяйствования и государства
за счёт различных видов денежных доходов,
отчислений и поступлений, а используются
на расширенное производство, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей
общества. Финансовые ресурсы выступают
материальными носителями материальных
отношений, что позволяет выделить
финансы из общей совокупности категорий,
участвующих в стоимостном распределении.
Это происходит вне зависимости от
общественно- экономической формации,
хотя формы и методы, с помощью которых
образуются и используются финансовые
ресурсы, менялись в зависимости от
изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов
осуществляется в основном через денежные
фонды специального целевого назначения,
хотя и возможна и нефондовая форма их
использования. К преимуществам фондовой
формы относятся: возможность теснее
увязать удовлетворение любой потребности
с экономическими возможностями,
обеспечение концентрации ресурсов на
основных направлениях развития
общественного производства, возможность
увязать общественные, коллективные и
личные интересы.

Источниками финансовых ресурсов
являются:

1. Национальный доход.

2. Доход от внешнеэкономической
деятельности.

3. Заемные и привлеченные средства.

Финансовые ресурсы формируются в
централизованном и децентризованном
порядке.

В централизованном порядке формируются
ресурсы государственного бюджета,
пенсионных фондов, внебюджетных фондов.

В децентрализованном порядке формируются
фонды потребления хозяйствующих
субъектов в сфере материального
производства, финансовые резервы, фонды
амортизационных отчислений, валютные
фонды и другие денежные фонды хозорганов.

Государственные финансы являются
важной сферой финансовой системы страны,
призванной обеспечить государство
денежными средствами, необходимыми ему
для выполнения экономических, социальных,
политических и прочих функций.

Целью государственных финансов являются
формирование централизованных финансовых
ресурсов и распределение на отдельные
потребности общества. Сфера государственных
финансов обеспечивает финансирование,
инвестирование и льготное кредитование
малых предприятий.

Через финансовую систему государство
воздействует на формирование
централизованных и децентрализованных
денежных фондов, фондов накопления и
потребления, используя для этого налоги,
расходы государственного бюджета,
государственный кредит.

Отдельное звено в составе государственных
финансов образуют внебюджетные фонды.
Это средства правительства и местных
властей, связанные с финансированием
расходов, не включаемых в бюджет.

Экономическое содержание государственных
финансов не однородно, в их составе
выделяют отдельные обособленные звенья,
каждое из которых выполняет специфические
функции. В состав государственных
финансов РК включаются: государственный
бюджет, внебюджетные фонды, государственный
кредит, фонды страхования, финансы
предприятий различных форм собственности.

Государственный бюджет, как любая
экономическая категория, выражает
производственные отношения и имеет
соответствующее им материально-вещественное
воплощение: бюджетные отношения
материализуются в централизованном
фонде денежных средств государства —
в бюджетном фонде.

Как экономическая категория государственный
бюджет выражает денежные отношения,
возникающие между государством и другими
участниками общественного производства
в процессе распределения перераспределения
стоимости общественного продукта путем
образования централизованного фонда
денежных средств государства и его
использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения
общественных потребностей.

Финансы
Российской Федерации и составляющие
их централизованные и децентрализованные
фонды денежных средств подразделяются
на государственные и муниципальные
уровни, соответствующие самостоятельным
формам собственности.

Термин
фонд
обозначает обособленные
по конкретному основанию денежные
средства, создаваемые компетентными
органами государственной власти или
органами местного самоуправления и
предназначенные для общего или целевого
использования.

Фондовая
форма имеет свои преимущества:


позволяет
теснее увязать удовлетворение потребностей
с экономическими возможностями,


обеспечивает концентрацию ресурсов на
основных направлениях общественного
производства,


дает возможность сочетать различные
виды интересов в обществе.

В
зависимости от форм собственности и
подведомственности
в России функционируют
три уровня обособленных финансовых
ресурсов.
Это — федеральные
фонды, фонды субъектов федерации, фонды
местного самоуправления.

Федеративное
устройство России обусловило разграничение
государственной собственности и финансов
для обеспечения возложенных на них
задач и функций. Что, в свою очередь,
повлекло
признание самостоятельности бюджетов
и иных финансовых фондов субъектов
федерации и муниципальных образований.

Государственные
финансы призваны обеспечить денежными
ресурсами государство и его организационные
структуры для выполнения ими политических,
социально-экономических и иных задач
и функций. Муниципальные финансы в
основном направлены на решение вопросов
местного хозяйства и находятся во
владении, пользовании и распоряжении
муниципальных образований. Образование
местных фондов проходит при гарантиях,
защите и поддержке государственных
органов, а также гласности и открытости
их формирования и использования перед
местным населением.

Основу
каждого из рассматриваемых видов
финансов составляет бюджет
особый фонд
денежных средств, централизованный на
общие задачи и потребности
общественно-территориального образования.
При определении бюджета в качестве
фонда денежных ресурсов следует иметь
в виду следующие его
особенности:

Во-первых,
это основной
фонд денежных средств
общественно-территориального образования.

Основным
он
является по отношению ко всем другим
видам денежных фондов территории.
В
нем концентрируется большая часть всех
источников доходов
и из
бюджета финансируются все направления
расходов, направляемых на решение
политических, экономических и социальных
задач территории.
Все другие
фонды решают конкретные задачи и по
отношению к бюджету несут вспомогательную
нагрузку.

Читать также:  ТЕОРИЯ ПЕРСПЕКТИВ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕХНИК, КОТОРАЯ БЫЛА ПРОВЕРЕНА И ПРИМЕНЕНА В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

Во-вторых
от является
собственным фондом денежных средств
(составной
частью казны) общественно-территориального
образования. Признак собственного
бюджета заключается
в праве каждого общественно-территориального
образования формировать бюджет и
распоряжаться
своим
основным фондом.
Всякий
бюджет является собственностью либо
Российской Федерации (федеральный
бюджет), либо субъекта федерации
(региональный бюджет), либо муниципального
образования (местный бюджет). В соответствии
с Конституцией РФ (ст. 8) все виды
собственности признаются и защищаются
равным образом.
Согласно ГК РФ (ст. 214), средства
соответствующего бюджета составляют
государственную казну России, республики
в составе Российской Федерации, края,
области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа.
Средства местного бюджета составляют
муниципальную казну соответствующего
городского, сельского поселения или
другого муниципального образования
(ст. 215 ГК РФ).

В-третьих
он
является
самостоятельным
фондом денежных средств
общественно-территориального образования
Самостоятельность
каждого уровня бюджета обусловлена
конституционным законодательством и
находит свою реализацию
в праве на собственные источники
бюджетных доходов и в праве определять
направления бюджетных расходов.
Принцип самостоятельности бюджетов
является определяющим для формирования
бюджетной системы.

В-четвёртых,
в отличие от внебюджетных и децентрализованных
фондов, имеющих конкретизированное
использование, — этот фонд централизован
на общие нужды и потребности ОТО. Это
отличие
от других фондов
проявляется в
отсутствии строго целевой направленности
доходных поступлений
и общим
(совокупным) покрытием расходов.
Все
расходы бюджета должны покрываться
общей суммой бюджетных доходов и
поступлений из источников финансирования
его дефицита (ст.
35 БК РФ)
(отсутствует привязка конкретного
доходного источника бюджета к конкретному
направлению его расходов).

Бюджет
есть
основной,
самостоятельный и централизованный на
общие потребности государственного
или муниципального образования фонд
денежных средств, составляющий денежную
основу государственной или муниципальной
казны и используемый для финансового
обеспечения расходных обязательств
государства в целом, его регионов или
муниципальных образований.

По
БК: статья 6.

Бюджет
— форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления.

Консолидированный
бюджет
— свод
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на соответствующей территории
(за исключением бюджетов государственных
внебюджетных фондов) без
учета межбюджетных трансфертов между
этими бюджетами.

Бюджетная
система Российской Федерации
— основанная
на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая законодательством
Российской Федерации совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов.

Бюджетная
система Российской Федерации состоит
из бюджетов следующих уровней:

1.
федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;

2.
бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;

3.
местные бюджеты, в том числе:


бюджеты муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов
федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга;


бюджеты городских и сельских поселений.

Централизация
бюджета,
как одного из видов централизованных
фондов денежных средств, имеет свою
отличительную особенность в том, что
речь идет о единстве
бюджетного планирования общих потребностей
общественно-территориального образования
в их совокупности.
Вместе с тем это
не исключает создания внутри бюджета
специальных
(резервных, инвестиционных, межбюджетных
трансфертов, отраслевых и иных) бюджетных
фондов,
наряду
с росписью расходов по основным видам
бюджетной классификации.

Каждое
общественно-территориальное образование
России имеет право на формирование
децентрализованных финансовых фондов.
Децентрализованные фонды денежных
ресурсов находятся
в хозяйственном ведении или оперативном
управлении отдельных отраслей,
объединений, предприятий и иных
хозяйствующих субъектов соответствующего
уровня собственности.

Статья
13 БК в старой редакци. Утратила силу, но
суть определения осталась
Государственный
внебюджетный фонд
— фонд
денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации за счёт источников
целевого назначения и предназначенный
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, охрану здоровья
и медицинскую помощь.

Внебюджетные
фонды создаются как централизованные
финансовые ресурсы на решение конкретной
цели, определяемой соответствующим
представительным (законодательным)
органом государственной власти или
местного самоуправления. Доходы и
расходы внебюджетного фонда не включаются
в состав государственного или
муниципального бюджета.

Повсеместное
увлечение созданием внебюджетных
фондов на всех уровнях
общественно-территориальных образований
уже к 1994 году привело к снижению доходной
части государственных и муниципальных
бюджетов, и повлекло увеличение объема
платежей налогоплательщиков, особенно
юридических лиц. Достаточно сказать,
что только на федеральном уровне
внебюджетные фонды этого периода
превысили 90 триллионов рублей и составили
63% к доходам федерального бюджета на
1994 год.

В
связи с этим, Указом Президента РФ от
22 декабря 1993 г. « О формировании
республиканского бюджета Российской
Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994
году» поставлен вопрос о необходимости
консолидации внебюджетных фондов в
бюджете. В федеральном бюджете должны
быть консолидированы все государственные
внебюджетные фонды, доходы которых
формируются за счет обязательных
платежей предприятий, учреждений и
организаций за исключением государственных
внебюджетных фондов социальной
ориентации.

Принятый
31 июля 1998 года и вступивший в силу с 1
января 2000 года Бюджетный кодекс РФ
(ст.13) государственными внебюджетными
фондами называет не все ранее известные
фонды денежных средств. В данном случае
имеется в виду бюджеты указанных
государственных внебюджетных фондов,
поскольку сами фонды создаются как
специализированные финансово-кредитные
учреждения. А те, которые предназначены
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Таким образом,
появилось законодательные лимиты
отвлечения денежных средств от бюджетной
централизации. Бюджеты указанных фондов
включены в бюджетную систему.

На
уровне же муниципальных образований
внебюджетных фондов Бюджетным кодексом
РФ и федеральным законом, регламентирующим
финансовые основы местного самоуправления,
вообще не предусмотрено, хотя иное
федеральное законодательство их не
исключает.

Внебюджетные
фонды создаются для обеспечения
оперативного расходования средств на
конкретные цели помимо бюджета. Вместе
с тем этим достигались поиск и концентрация
внебюджетных источников доходов,
привлекались дополнительные средства
и расширялись возможности целевого
финансирования.

Бюджеты
государственных внебюджетных фондов
социальной ориентации, входящие ныне
в бюджетную систему России, занимают
по своему удельному весу и значимости
одно из ведущих мест
в целевом финансировании общественных
нужд. На
федеральном уровне к ним относятся
три вида фондов, как специализированных
учреждений, имеющих свои организационные
структуры в субъектах федерации и на
местах.

В
бюджеты Внебюджетных фондов Российской
Федерации поступают:

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации:

Финансовые учреждения и организации

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»).
Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Читать также:  Поздравление министру финансов с днем рождения официальное

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введён 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат свои валютные резервы в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные дисциплины

Финансы (в первую очередь, публичные) изучаются в рамках научных дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит», «Финансы, денежное обращение и кредит». Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также «финансы организаций (предприятий)». Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины «Банковское дело». Контроль над финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины «Финансовый контроль».

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

На уровне микроэкономики

Денежные фонды могут быть в виде:

Фонд потребления подразделяется на:

Источником этих фондов является себестоимость, издержки и прибыль. Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли.

Чёрная среда (1992) (график GBP/USD)

Финансовый рынок — это рынок, охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств, представленный зачастую биржами. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить на следующие финансовые рынки:

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Трактовка термина «финансы»

Дискуссия оказала серьёзное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием на протяжении последующих двадцати пяти лет в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Ведение личной бухгалтерии, планирование личных доходов и расходов (составление финансового плана) не является обязательным. Но использование подобных подходов позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Обычно учитывают ряд типичных источников дохода и направлений затрат.

При анализе выявляют резервы (например, неиспользованные активы) и рассматриваются варианты их использования либо продажи.

При долгосрочном финансовом планировании необходимо учитывать возможность инфляции.

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

Царь Мидас на золотой монете

Нью-Йоркская фондовая биржа на Уолл-стрит

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *