Деньги отличаются от финансов как по своей структуре, так и по выполняемым ими задачам

Отличие

Определения категорий указывают на то, что объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения. Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений. В США пополнение бюджета и расчёт с кредиторами происходит 24 часа в сутки, и если приток средств будет остановлен, возникает угроза технического дефолта.

Итак, важнейшее отличие между указанными категориями – их функции. Деньги используются для определения стоимости товара, накопления, платежей, внешнеэкономических связей. Финансы выполняют контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функцию. Если в обороте появляется слишком много наличных денег, они теряют в цене, и национальные банки проводят политику по их сокращению. Если денежные средства вместо образования идут на увеселительные мероприятия, политики перераспределяют финансовые потоки, изменяя расходные функции бюджета.

Деньги отличаются от финансов как по своей структуре, так и по выполняемым ими задачам

4 Свойства финансов

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

2 Контрольная функция

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить за перераспределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового механизма — финансовое планирование, которое, прежде всего, относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

3 Структура финансов

Структура финансов — это система, которая регулирует нормы и процессы, протекающие в финансовой среде. Система контролирует сферу образования, а также формирование и распределение финансовых потоков.

Финансовая структура предполагает несколько видов инвестирования:

1) финансирование из государственного бюджета, подразделений, фондов, а также внебюджетных сбережений;

2) финансирование субъектами хозяйственной деятельности;

3) денежные начисления страховыми компаниями.

Финансы, сходящиеся в общем государственном потоке, со временем распределяются между всеми сферами социальных отношений. Иными словами, осуществляется централизация финансов (денежные потоки сходятся в целостную финансовую систему государства), а децентрализация (когда из целостной финансовой системы происходит распределение денежных средств между юридическими субъектами и социальными слоями), проявляющаяся в финансировании социальной сферы и обеспечении финансами государственных структур.

Прежде всего финансовую структуру контролируют органы власти, обращаясь к принципу финансовой политики. Финансовой политикой является совокупность решений, которые принимают экономические субъекты при получении денежных ресурсов. Совокупность всех группы финансовой структуры всегда находится под управлением. Целями управления при этом являются:

— снижение дефицита бюджета государства до 3% внутреннего валового продукта;

— осуществление эффективного государственного дохода;

— применение финансов для успешного регулирования экономики.

В Российской Федерации существуют несколько институтов, которые осуществляют всесторонний контроль денежных потоков, при этом они делятся на несколько уровней:

— федеральный уровень;

— региональный уровень;

— муниципальный уровень.

К институтам федерального уровня относятся Госдума, Служба безопасности, Совет Федерации, таможенная служба, госслужба по рынкам и финансам, то есть институты, которые управляют структурой финансов.

К институтам регионального уровня относятся следующие субъекты управления:

— Счетная палата Российской Федерации;

— Государственный банк Российской Федерации;

— министерства и комиссии;

— территориальные органы управления;

— подразделения, контролирующие финансовые потоки, а также системы финансирования.

Система финансов предполагает существование институтов муниципального уровня, в который входят городские, а также районные подразделения,

осуществляющие управление банковской системой государства, а также подразделения комиссий и налоговых служб, утвержденные органами местного самоуправления с целью контроля финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

1 Понятие финансов

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дань и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.

С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. Натуральные подати были заменены налогами в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично.

Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.

Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы: она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях; при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж.

Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Читать также:  ЮРИСТ БИЗНЕС ФИНАНС

Деньги — это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Финансы — это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, то есть. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход.

Итак, финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных

и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

1 Понятие финансы и их роль в экономике

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Главной опорой финансов как нового экономического явления становятся денежные доходы. Именно сфера денежных доходов отделяет финансы от необъятного мира денежных отношений. Формирование, распределение и использование денежных доходов — вот что порождает финансы. Кратко можно сказать, что финансы — это движение денежных доходов.

Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения между различными собственниками. Субъект экономических отношений должен всегда быть владельцем дохода. Только денежный доход позволяет принимать определенные и самостоятельные решения в хозяйственной жизни и других сферах деятельности. Именно распределяя и тратя денежный доход, каждый участник экономических отношений может реализовать свои потребности, свою шкалу предпочтений, другими словами, реализовать свои интересы.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Примерами финансовых отношений являются:

1) отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

2) отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

3) отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

4) отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

5) отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

6) отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование).

Однако какова роль финансов в экономике? Роль финансов состоит в том, что данная категория позволяет гарантировать как индивидуальный, так и общественный оборот денежно-производственных фондов на более расширенной основе.  Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности, а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна, однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

1. Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так собственных.

2. Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

3. Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Таким образом, финансы всегда будут неотъемлемым звеном в экономике, необходимым для создания и применения общего национального дохода современных мировых государств. Этому способствует постоянное развитие роли финансов в экономике.

3 Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени.
Регулирующая функция сопряжена с действиями государства, направленными на интервенцию его влияния в производственные процессы посредством финансовых инструментов:

— государственные расходы, которые стимулируют организации и их штат выпускать конкретные товары и услуги, и различные социальные пособия, выравнивающие доходы различных слоев общества;

— налоговая система, которая может как снижать налоги, так и увеличивать их, стимулируя, таким образом, деятельность предпринимателей;

— регулирование цен, установление «ценового потолка» для определенных товаров и услуг, что исключить установление монополии;

— принятие определенного законодательства, конкретных типов деятельности в экономике, возможно даже запрет каких-либо из существующих.

Данная функция отражает, как и в каких направлениях идут распределения денег, в какой пропорции создаются отрасли и их территориальное распространение, скорость развития экономики. Воздействие регулирования соотносится с контролем экономики государством и выражается в управлении общими потребностями через государственные закупки, государственный кредит, смену системы налогообложения.

Государство в настоящий момент, повышая объемы вложений капитала, влияет на рост спроса, увеличение инвестиционной деятельности и нарастание производственных объемов в промышленности.

— Через налогообложение оно снижает потребление гражданами некоторых категорий товаров, например, алкогольная или табачная продукция. В том числе, государство таким образом может формировать определенные резервные средства в бюджете.

— Вкладывая деньги в военную сферу, государство объявляет спрос как на технику военной направленности, так и на промышленные товары, сырье, оборудование, активизирует научно-исследовательскую деятельность.

— Субсидируя инфраструктуру, государство сокращает потери частного бизнеса.

На текущий период посредством бюджета перераспределяют около половины всего дохода нации. В связи с этим пренебрежение регулирующей функции и преуменьшать ее роль в наши дни означает пренебречь выросшей ролью государства и его воздействия на экономическую ситуацию, что характерно для любого государства. Указанная функция проявляется в соответствии с совокупностью реализованных методов влияния на экономику при помощи установления определенной государственной политики, например, политики стимулирования или сдерживания.

Регулирующая функция осуществляется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность отношений, способы создания и применения, централизованного или децентрализованного капитала, сюда же относятся механизмы управления деньгами, федеральное законодательство, планирование.

В настоящее время, на территории Российской Федерации данная функция используется, но все же недостаточно развита. Данная функция оправдана тем, что:

1) государство проводит политику, которая воздействует на экономику через систему институтов;

2) государство сотрудничает с различными ведомствами, относящимися к предпринимательской сфере в экономике;

3) существуют сферы государственного влияния, в которых оно имеет ведущую роль (социальная, образовательная, оборона).

Таким образом, регулирующая функция используется в таких областях, как: курсы валют, экономическая деятельность вне государства, частный бизнес, безопасность. Распределение денег происходит среди материальных и нематериальных производств, их делят отрасли и регионы.

2 Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой ВВП. Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Читать также:  Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит"

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального

производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяют темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Предположим, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.).

Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных

потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и др.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, будучи источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., является объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене).

В различных общественно-экономических формациях, в различных государствах действуют различные финансовые системы, более или менее удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им свойственна.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля — способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства. Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем оказывается воздействие на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу,

оборачиваемость оборотных средств. Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский).

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль проводят также законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно- ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово- хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Необходимость создания независимого финансового контроля аудита — была обусловлена развитием рыночных отношений и созданием акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности.

Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-

хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления,

рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д.

Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

6 Стимулирующая функция

На основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий год системы приоритетов бюджетные средства направляются на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

Несмотря на произошедшую либерализацию цен и тарифов, у государства имеются действенные рычаги вмешательства в процесс ценообразования. Прежде всего это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательской деятельности – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешаться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятий.

Наиболее действенным финансовым инструментом стимулирования хозяйственной деятельности является налогообложение.

Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятий, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами. И наоборот, устанавливая повышенные налоговые ставки, государство препятствует развитию определенных процессов.

Методы исчисления валового внутреннего продукта

Наконец, манипулируя уровнем экспортно-импортных пошлин, тарифов, государство стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет. Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используются государством для достижения поставленных целей.

Сущность и функции финансов. Отличие денежных фондов от денежных средств.

Финансы– это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения социально-экономического развития общества. Сущность финансов определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства. Характерными признаками финансов является: распределительный характер отношений, создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и одностороннее направление движения денежных средств.
Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, — это финансовые отношения.
Финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию. Если деньги — это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы — это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

Таким образом, финансы являются вторичной, т.е. производной, категорией.

Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

  • На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;
  • На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;
  • На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.Сущность финансов реализуется в их функциях:

Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Читать также:  В сфере государственного финансового контроля Министерство финансов Российской Федерации рассматривает тест и ст. 265 Бюджетного кодекса РФ. различные механизмы государственного (муниципального) финансового контроля

Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответству­ющим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государ­ственных финансовых органов (например, налоговой инспек­ции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обес­печение динамичного развития общественного и частного про­изводства.

3)Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

4)Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).

Отличие денежных фондов от денежных средств.

На практике ошибочно воспринимаются как единые следующие понятия: денежные средства, финансовые ресурсы и денежные фонды.

Денежные средства — это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Финансовые ресурсы — это денежное выражение вновь созданной стоимости. 

Денежные фонды — это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования. 

Различие между денежными средствами и финансовыми ресурсами наглядно видно на примере выручки предприятия от реализации продукции. Общая сумма выручки представляет собой величину денежных средств, поступивших на счет предприятия в банке. Из этой суммы денежных средств значительную часть составляют оборотные средства, авансированные в процессе производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и только остаточная часть, представляющая собой чистую выручку в виде валового дохода, является источником финансовых ресурсов.

1 Распределительная функция

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая, фискальная и стимулирующая.

Деньги отличаются от финансов как по своей структуре, так и по выполняемым ими задачам

Рисунок 1. Основные функции финансов

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

— с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

— наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

— перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом, и структурой средств производства, и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

1 Роль и место финансов в рыночной экономике

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах.

Рыночная экономика — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал — это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег — это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

5 Фискальная функция

Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

  • государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);
  • ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);
  • ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.).

Фискальная функция предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех, имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых услуг.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной и экономической политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *