Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

Размер: 1,8 Mb

В учебном пособии рассмотрены основы рыночной экономики предприятия, методы рационального использования ресурсов иуправления предприятием с целью получения максимальной прибыли, сущность самого предприятия как коммерческой организации. Приведены контрольные вопросы для самопроверки.

Типы работ

Не получается найти нужный источник? Попробуйте нашу услугу по подбору и оформлению источников литературы.

Готовые работы, где использовался источник

Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

Поведение затрат, их классификация

Так же вы можете купить уже выполненные работы. Для удобства покупки работы размещены на независимой бирже. Нажимая «Купить» вы будете перенаправлены на страницу карточки работы.

1 чел. помогло.

Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

ББК 65. 29я73

Сергеев И.

С32 Экономика предприятия: Учеб. пособие. — 2-е изд. , перераб. и доп. — М. : Финансы и статистика, 2000. — 304 с. : ил.

ISBN 5-279-02205-5.

В учебном пособии рассмотрены основы рыночной экономики предприя­тия, методы рационального использования ресурсов и управления предприя­тием с целью получения максимальной прибыли, сущность самого предприя­тия как коммерческой организации. Приведены контрольные вопросы для са­мопроверки.

Для студентов технических и экономических вузов, изучающих экономи­ку предприятия; может быть полезен для руководителей и специалистов пред­приятий.

С——————————— 132 — 2000

010(01) — 2000

Обсуждение Экономика организаций (предприятий)

Сергеев И. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М. : Финансы и статистика, 1998 г.

Сведения об ответственности: И. СергеевISBN: ISBN 5-279-01853-8 : 7000 экз. Тема: Экономика. Экономические науки — Российская Федерация — Промышленность — Промышленное предприятие — Учебник для высшей школыФизическое описание: 303 с. : ил. , табл. ; 22 смДанная книга представлена на сайте Российской Государственной библиотеки

Нормирование и оплата труда на предприятии «Услуга»

Основные предметы

Бизнес планирование, Коммерческая деятельность предприятия, Маркетинговая деятельность, Менеджмент и маркетинг, Методы государственного регулирования экономики, Налоговый менеджмент, Производственная структура предприятия, Система управления организацией, Структура управления предприятием, Финансовое состояние предприятия, Финансовый контроль на предприятии, Экономика, Экономика и организация труда, Экономика и управление организацией, Экономическая интеграция, Экономические функции государства

  • Стратегия управления финансовой деятельностью. Дипломная работа
  • Оптимизация финансовой стратегии предприятия. Дипломная работа
  • Оптимизация финансовой стратегии. Дипломная работа
  • Совершенствование финансовой стратегии предприятия. Дипломная работа

Стратегия управления финансовой деятельностью

Оптимизация финансовой стратегии предприятия

Совершенствование финансовой стратегии предприятия

Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здоровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном, совокупном виде: национальный доход, валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства. Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является теоретическим фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зависит в первую очередь от эффективности работы отдельных предприятий, фирм, т. коммерческих организаций. Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентоспособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономическое могущество страны и уровень жизни ее граждан. Главной задачей данного курса является ознакомление студентов с основами рыночной экономики предприятия, с методами рационального использования ресурсов и управления предприятием с целью получения максимальной прибыли. Предметом изучения курса «Экономика предприятия» являются сущность самого предприятия как коммерческой организации, ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования. Известно, что эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные общественные формы организации производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

ВВЕДЕНИЕ

Можно назвать множество объективных и субъективных причин, но ни одна из них до конца не раскроет суть проис­ходящего, настолько это многоплановое и неординарное явле­ние для нашей страны. Ясно и то, что на этом этапе отсут­ствовала хорошая и научно обоснованная программа эконо­мического и социального развития страны. Управленческий персонал не был должным образом подготовлен к выполне­нию своих функций в условиях рыночных отношений. Это относится не только к верхним эшелонам власти, но и в целом к директорскому корпусу.

Все это, вместе взятое, сыграло негативную роль при осу­ществлении экономической реформы в России. Отсюда можно сделать вывод, что подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и. уме­ющих эффективно использовать полученные знания на практи­ке как на макро-, так и микроуровне, имеет исключительно важное значение для России.

Известно, что экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и микроэкономику.

Читать также:  Анимированные презентации по финансовой грамотности для уроков в 5-7 классах

Макроэкономика изучает экономическое состояние, «здо­ровье» страны в целом. В макроэкономике все величины рас­сматриваются в агрегированном, совокупном виде: нацио­нальный доход, валовой национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложение, занятость и норма безработи­цы, уровень инфляции и т.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных эко­номических субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм и отраслей народного хозяйства.

Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто условное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить. Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-первых, макроэкономика является теоретичес­ким фундаментом для познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зависит в первую очередь от эффектив­ности работы отдельных предприятий, фирм, т. коммерчес­ких организаций.

Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентос­пособности, как внедряют результаты НТП, зависят экономи­ческое могущество страны и уровень жизни ее граждан.

Главной задачей данного курса является ознакомление сту­дентов с основами рыночной экономики предприятия, с мето­дами рационального использования ресурсов и управления предприятием с целью получения максимальной прибыли.

Предметом изучения курса «Экономика предприятия» яв­ляются сущность самого предприятия как коммерческой ор­ганизации, ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования.

Известно, что эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются про­грессивные общественные формы организации производства, такие, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства. Все эти вопросы нашли от­ражение в отдельных главах учебного пособия. При этом все прогрессивные общественные формы организации производст­ва излагаются во взаимосвязи и в тесной увязке. Учитывая важность сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для любого предприятия, раскрываются их роль в экономике, обеспеченность ими и пути их более рационального исполь­зования.

Данный курс изучает и такие проблемы, как проблема ускорения НТП и улучшения качества продукции, проблема снижения издержек производства и реализации продукции и получения максимальной прибыли на предприятии.

Учебное пособие «Экономика предприятия» написано авто­ром на основе опыта преподавания и обобщения многочислен­ных литературных источников.

Главы 12, 14, 16 написаны совместно с канд. экон. наук И. Веретенниковой

Список литературы

Федеральный закон от 25. 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Приказ Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Антикризисное управление: учеб. пособие: в 2 т. 1: Правовые основы / Отв. ред. Таль. : ИНФРА-М, 2004.

Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. , перераб. и доп. ML Большая российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 1998.

Борисов Е. , Петров А. А,, Стерликов Ф. Экономика: справ. 2-е изд. : Финансы и статистика, 1998.

Макконелл К. , Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. 11-е изд. : Республика, 1992.

Научно-технический прогресс и экономика: учеб. пособие / И. Сергеев, И. Веретенникова, А. Сергеев. Под ред.

Самуэлъсон Пол Э. , Нордхаус Вильям Д. Экономика /пер. с англ. 16-е изд. М: Издательский дом «Вильяме», 2001.

Сергеев И. Экономика предприятия: учеб. пособие. 2-е изд. , перераб. и доп. : Финансы и статистика, 2002.

Сергеев И. и др. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. 2-е изд. , перераб. и доп. / И. Сергеев, И. Вере-тенникова, В. Яновский. : Финансы и статистика, 2002.

Фабоцци Ф. Управление инвестициями / пер. с англ

Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. / под ред. Стояновой. 5-е изд. , перераб. и доп. : Перспектива, 2002.

Фишер С, Доркбуш Р. , Шмалензи Р. Экономика/ пер с англ. со 2-го изд. : Дело, 2002.

Ценовая политика предприятия. 2-е изд. / В. Тарасевич.

Цены и ценообразование: учеб. для вузов. 3-е изд. / под ред. Есипова. СПб. : ІТитер, 2003.

ШулякП. Ценообразование: учебно-практ. пособие. 6-е изд. , перераб. и доп. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.

Экономика: учеб. / под ред. доц. Булатова. 2-е изд. , перераб. и доп. : БЕК, 1999.

ГЛАВА 1 ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 3

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ 8

ГЛАВА 3 РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 16

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РФ И ЕЕ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 16

СУЩНОСТЬ ОТРАСЛИ И ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 18

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 21

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ 24

ГЛАВА 4 КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ 33

ГЛАВА 5 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ И КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА 43

2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 45

Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС БРОКЕР КАЗАХСТАН ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

ГЛАВА 6 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 48

ГЛАВА 7 КАЧЕСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 60

ГЛАВА 8 ИНВЕСТИЦИИ 76

ГЛАВА 9 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 90

ГЛАВА 10 СЫРЬЕВЫЕ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 105

ГЛАВА 11 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 112

ГЛАВА 12 КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 124

ГЛАВА 13 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 139

ГЛАВА 14 РОЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 151

ГЛАВА 15 ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ, ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ 161

ГЛАВА 16 ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 166

Редактор Л. Ларина

Младший редактор И. Елкина

Технический редактор Е. Кузьмина

Корректоры Т. Колпакова, Н. Сперанская

Обложка художника Н. Биксентеева

Подписано в печать 12. 2000. Формат 60х88/16

Гарнитура «Таймс». Печать офсетная.

Усл. 18,62. -изд. 18,54

Тираж 10 000 экз. Заказ 323. «С» 028

101000, Москва, ул. Покровка, 7

182100, г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12

СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.

От того, насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей эконо­мики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, проис­ходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.

Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказыва­ющий услуги в целях удовлетворения общественных потреб­ностей и получения прибыли.

Предприятие как юридическое лицо — это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К чис­лу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собствен­ностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволен­ные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бух­галтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономи­ческих позиций предприятия являются основой для:

• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;

• возможности существования всего государства и выпол­нения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;

• развития медицины, образования и культуры;

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

Вся история развития общественного производства свиде­тельствует и доказывает, что наиболее эффективно предпри­ятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свобод­ное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраст­руктуры, преимущество потребителя по сравнению с произ­водителем и другие необходимые атрибуты.

Плановая или административно-командная экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего из-за отсутствия конкуренции, сво­боды действий в предпринимательской деятельности, нераз­витости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность пред­приятия и других причин.

В условиях плановой экономики основная цель предпри­ятия заключалась в выпуске продукции определенной номен­клатуры и ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.

Под этот план предприятию доводились необходимые ре­сурсы и конкретные поставщики, а также указывались и потре­бители продукции, т. предприятия заранее знали, какими ресурсами они располагали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в усло­виях плановой экономики в основном зависел от возмож­ностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.

Читать также:  Министерством финансов рф и министерством по налогам и сборам рф определены группы затрат тест

Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой вы­бить (получить) ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики предприятия не были осо­бо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция, и предпри­ятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.

У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков — все планировалось Госпланом и Госснабом.

Предприятия не стремились снижать издержки на произ­водство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Кроме того, над предприятием никог­да не висел «дамоклов меч» стать банкротом.

Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованы в повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий.

Выполнение плана при административно-командной систе­ме являлось самым важным критерием при оценке рабо­ты предприятия. По этому критерию оценивалась и деятель­ность руководителя предприятия. Система премирования работников предприятия также была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имел место дефи­цит, особенно товаров народного потребления, а также пре­имущество производителя над потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улуч­шать качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.

С переходом российских предприятий на рыночные отно­шения ситуация в корне изменилась. Предприятия были выну­ждены работать по совершенно иной схеме:

Для понимания экономики предприятия см. Сергеев и в экономике предприятия

В этой схеме основой является спрос покупателей, т. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходи­мо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального кон­курента и другие вопросы, характерные для рыночных отноше­ний. Многие отечественные предприятия не были готовы рабо­тать по этой схеме по различным причинам, основные из них:

• многие руководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и жда­ли возвращения к плановой экономике — там они чувствовали себя, как рыба в воде;

• распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

• неконкурентоспособность продукции многих отечествен­ных предприятий;

• переход на рыночные отношения сопровождался инф­ляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечения пред­приятия оборотными средствами;

• многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

• насыщение российского рынка импортными товарами;

• государство на переходном этапе не создало необходи­мые условия для функционирования цивилизованного рынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образом не демонополизирована, не работает систе­ма банкротства, не создана и надлежащая рыночная инфраст­руктура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшению финансового положения многих предприятий и к затяжному экономическому кризису в стране. Переходный пе­риод в России от плановой экономики к рыночной затянулся.

Этот затяжной переходный период обусловлен также поли­тической и социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыноч­ные отношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение вкладов населения), так и в социа­льном плане. Естественно, многие из них против перехода на рыночные отношения. Имеются в России и довольно сущест­венные политические силы, которые против рынка и за воз­вращение к социализму.

Переходный период в России характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положитель­ными моментами.

К положительным моментам следует прежде всего отнести:

• все больше предприятий адаптируются к рынку и начи­нают выпускать ту продукцию, которая действительно устра­ивает покупателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к рыночным условиям становится ключевой про­блемой российской экономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-эконо­мического развития страны;

• многие предприятия поняли, что снижение издержек про­изводства и реализации продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции — единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;

• рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая конкуренция;

• увеличение числа специалистов самого различного на­правления, которые способны эффективно управлять предпри­ятием в условиях рынка, и др.

Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем луч­ше для экономики страны и каждого отдельно взятого пред­приятия.

страница1/52Дата01. 2011Размер1,8 Mb. ТипУчебное пособие, Образовательные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *