Экономическая безопасность производство финансы банки под ред в к сенчагова

Каталог книг. Результаты поиска

Учебник является универсальным изданием, в котором экономическая безопасность как компонент национальной безопасности рассматривается под различными углами зрения. Анализируются проблемы обеспечения экономической безопасности и предлагаются пути их решения. Обосновывается необходимость создания индикативной системы анализа и прогнозирования экономической безопасности, в основе которой — пороговые значения индикаторов. Учебник подготовлен коллективом авторов Института экономики РАН, членами общественного объединения ученых РАЕН и других научных учреждений и вузов и может быть использован в процессе подготовки кадров по широкому кругу экономических, финансовых и управленческих дисциплин. Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей, специалистов экономических и финансовых учреждений и коммерческих банков.
Лауреат конкурса «Лучшие книги 2009 года», проводимого Ассоциацией книгоиздателей России.

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

Российская академия наук
Институт экономики
Центр финансовобанковских исследований

Э
ЭККО
ОН
НО
ОМ
МИ
ИЧЧЕЕС
СККААЯ
Я

ББЕЕЗ
ЗО
ОП
ПААС
СН
НО
ОС
СТТЬЬ

РРО
ОС
СС
СИ
ИИ
И

ОБЩИЙ КУРС

УЧЕБНИК

6е издание, электронное

ПОД РЕДАКЦИЕЙ АКАДЕМИКА РАЕН В. К. СЕНЧАГОВА

МОСКВА
ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ
2020

Российская академия естественных наук
Секция «Проблем макроэкономики
и социального рыночного хозяйства»
Московское региональное отделение
«Макроэкономические и финансовые
исследования»

УДК 338.23(075,8)
ББК 65.9(2-98)
Э40

Э40
Экономическая безопасность России. Общий курс :
учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — 6-е изд., электрон. —
М. : Лаборатория знаний, 2020. — 818 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI ; экран 10″. — Загл. с титул. экрана. —
Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-840-7
Учебник
является
универсальным
изданием,
в
котором
экономическая безопасность как компонент национальной безопасности рассматривается под различными углами зрения. Анализируются проблемы обеспечения экономической безопасности
и предлагаются пути их решения. Обосновывается необходимость
создания
индикативной
системы
анализа
и
прогнозирования
экономической
безопасности,
в
основе
которой — пороговые
значения индикаторов.
Учебник подготовлен коллективом авторов Института экономики РАН, членами общественного объединения ученых РАЕН
и других научных учреждений и вузов и может быть использован
в процессе подготовки кадров по широкому кругу экономических,
финансовых и управленческих дисциплин.
Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей,
специалистов экономических и финансовых учреждений и коммерческих банков.
Лауреат конкурса «Лучшие книги 2009 года», проводимого
Ассоциацией книгоиздателей России.
УДК 338.23(075,8)
ББК 65.9(2-98)

Деривативное издание на основе печатного аналога: Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник / под ред.
В. К. Сенчагова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 815 с. : ил. — ISBN 978-5-9963-0166-9.

В
соответствии
со
ст. 1299
и
1301
ГК
РФ
при
устранении
ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации

ISBN 978-5-00101-840-7
c○ Лаборатория знаний, 2015

2

Проблема экономической безопасности России вот
уже более 15 лет остается одной из жизненно важных
как в плане существования и развития России в виде
суверенного единого государства, так и в аспекте научных исследований новых междисциплинарных
направлений и их преподавания в вузах.
Такое значение данной проблемы обусловлено,
во-первых, универсальностью понятия «безопасность», которое является ключевым в связке «эко номика и безопасность». В учебнике сделан экскурс
в историю исследования этой проблемы и показано,
что она волновала умы многих философов, экономистов и политиков, среди которых Демокрит, Аристотель, Платон. Основу современных взглядов на
безопасность общества в XX в. заложили труды
В. Парето и выдающегося российского ученого
А. Богданова.
Можно без преувеличения утверждать, что, вопервых, все сферы жизнедеятельности человека в той
или иной степени содержат своего рода индикаторы,
сигнализирующие о возможных опасностях, которые
необходимо учитывать при определении выдвигаемых обществом, корпорациями и личностью целей и
при их осуществлении.
Во-вторых, значение понятия «безопасность»
усиливается из-за возрастания многовариантности
и альтернативности целеполагания и способов достижения целей. Нельзя отдавать предпочтение тем
или иным вариантам прогнозирования развития
экономики, осуществления инвестиций, формиро вания бюджета страны без оценки их социальноэкономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности.
Этот вывод относится также к оценке радикальных социально-экономических реформ. Без оценки
безопасности таких реформ для существования че ловека, общества и государства они могут вести к
разрушению государства и жизнеобеспечивающих
систем общества (продовольствие, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

В качестве примера может служить опыт саморазрушения такой великой страны, как СССР.
В-третьих, ведущее значение безопасности в системе ключевых понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом,
социологическом и политическом аспектах особенно
четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах. Всем помнится, как валютно-финансовый кризис, зародившийся
сначала в узкой сфере наиболее рискованных операций (например, форвардные контракты в ЮгоВосточной Азии и государственные кратко срочные
облигации в России), пронесся, как цунами, по многим
странам мира и дошел до России, нанеся мощный удар
по ее финансово-банковской системе и резко ухудшив
материальное благополучие большинства ее граждан.
Ипотечный кризис в США (массовый невозврат
кредитов на жилищное строительство) ударил не
только по финансовой системе США, но и Великобритании, а также спровоцировал ухудшение ликвидности банковской системы России.«Нет сомнений,
что ипотечный кризис был одним из факторов, который вызвал цепную реакцию. Система займов, которая была слишком щедрой при низких уровнях
инфляции, накопила кризисные явления»1.
О высокой цене взламывания систем безопасности свидетельствует террористический акт 11 сентября 2001 г. в США. Этот, казалось бы, единичный
акт, продолжавшийся всего несколько минут, приобрел глобальный характер, показав всему миру, что
даже развитая экономика с мощным силовым бло ком и высокотехнологичной информационной,
финансово-банковской и валютной системами не
располагает надежными институтами безопасности
и защиты граждан от случайных факторов или непредвиденных событий. Ввиду новых возможных
диспропорций в платежном балансе страны введе
Безопасность собственная есть высший закон в политике.

Читать также:  КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИКИ

Н.М. Карамзин
История государства Российского

ПРЕДИСЛОВИЕ

1Блинов А. Генри Полсон признал ошибки Вашингтона // Независимая газета. 2008. 1 июля. С. 6.

на новая глава по этой проблеме. Показана возрастающая экспансия российского капитала на зарубежных финансовых рынках, которая выгодно отличается от практики прежних лет оффшорного
бизнеса. Нам представляется, что назрела потребность в том, чтобы многие современные знания в
экономике были дополнены или скорректированы
с учетом понятия «безопасность». Проектируемые
технические системы, контактирующие с человеком и основанные на автоматическом управлении,
не могут считаться готовыми к практическому использованию без обеспечения безопасности их эксплуатации.
Некоторые экономисты считают понятие «экономическая безопасность» устаревшим. Впервые оно
получило признание при поиске выхода из экономического кризиса США в 30-х гг. XX столетия. В 1934 г.
президентом США Ф. Рузвельтом был создан специальный Федеральный комитет по экономической
безопасности (КЭБ), который возглавил министр
труда Ф. Перкинс. В состав КЭБа входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава службы
по чрезвычайной помощи. Первостепенное значение
в работе КЭБа было уделено вопросам нормализации
и стабилизации социальной обстановки в стране, выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безра ботных. В «новом курсе» экономической политики
Ф. Рузвельта по выводу страны из кризиса упор был
сделан на «экономической безопасности индивидуу ма как основе обеспечения экономической безопасности государства и общества в целом»1.
О том, что это далеко не устаревшее понятие, свидетельствует международный опыт. Так, некоторыми
специалистами по международным отношениям европейских стран ставится вопрос о создании специального органа Совета Безопасности ООН – Комитета по
экономической безопасности. Он подробно рассмотрен в последней главе данного учебника. В качестве
аргумента против понятия «экономическая безопасность» выдвигается положение о том, что рыночная
экономика якобы сама по себе содержит достаточное
число инструментов, которые обеспечивают экономическую безопасность личности и государства.
С этим можно согласиться лишь частично при ус ловии, что рыночная экономика обеспечивает долго временный экономический рост, повышение конкурентоспособности производства и качества жизни.
Но это происходит не во всех странах с рыночной
экономикой. Более того, даже в развитых странах могут быть непредвиденные сбои и кризисы в работе
жизнеобеспечивающих систем, как это произошло,
например, в 2003 г. в энергосистеме США (Калифо
рния). Или другой пример: валютно-финансовый
кризис 1997–1998 гг., когда вся мировая финансовая
система находилась в шоковом состоянии и появились проекты созда ния новой «мировой финансовой
архитектуры». Некоторые экономисты предлагают заменить термин «экономическая безопасность» другим –
«нацио нальная безопасность в сфере экономики» или
«обеспечение национальных интересов в сфере экономики». По существу, попытка расправиться с понятием «экономическая безопасность» преследует цель
ослабить его мобилизующее значение, чтобы не было
никаких границ и препятствий на пути «рыночного
фундаментализма».
Вся логическая конструкция и архитектоника
учебника исходят из предла гаемой авторами трактовки национальных интересов, и поэтому экономическая безопасность рассматривается как основа национальной безопасности, при этом не умаляется
значение других видов и подвидов безопасности (информационной, продовольственной, энергетической, валютно-финансовой и т.д.).
Авторы осознают, насколько трудно новые знания, иногда спорные точки зрения изложить в понятной для студентов и аспирантов форме. В центре
учебника новая, пожалуй, одна из самых насущных
проблем российского общества, которая пока в практическом плане далека от разрешения. Поэтому и изложение ее отличается от уже принятых канонов и
включает постановку тех или иных вопросов и пути их
решения. В учебнике уже устоявшиеся, признанные
положения сочетаются с новыми трактовками, казалось бы, бесспорных истин. Авторы приглашают сту дентов и аспирантов к дискуссии и совместному анализу путей обеспечения экономической безопасности
России. Предлагаемый студентам, аспирантам и преподавателям учебник – одно из первых универсальных изданий на эту тему2.
Учебник включает одиннадцать разделов. В предисловии нет возможности комментировать их содержание. Отметим лишь принципиальные положения
авторского подхода к обеспечению экономической
безопасности России.

Читать также:  Скачать файл djvu Дьяченко В П История финансов СССР 1917-1951 гг

1.
Необходимы экономический рост на основе «сжа тия» сырьевого сектора экономики, расширения
обрабатывающей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, повышение инновационной активности и конкурентоспособности
российских товаропроизводителей.
Преодоление гипертрофии сырьевого сектора
должно происходить постепенно, путем диверсификации производства и использования для этой цели

Предисловие
4

1Пороховский Л.А. Вектор экономического развития. М.: Смена,
2002. С. 116.

2В 1998 г. при активном участии членов РАЕН издана монография
«Экономическая безопасность: производство – финансы –
Банки», получившая положительную оценку в научных и деловых
кругах. В 2003 г. она переиздана в Китае.

части природной ренты без ущерба для воспроизвод ства основного капитала добывающих отраслей. В
связи с этим обосновывается нецелесообразность в
долгосрочной стратегии развития экономики России
ориентации на неуклонный рост экспорта углеводородного сырья сверх допустимой нормы (доля экспорта нефти, газа и т.д. в ВВП), а также показаны
опасности безудержного наращивания импорта ряда
товаров, прежде всего продовольствия.

2.
Ключевую роль в обеспечении экономической
безопасности страны играют социальные факторы. Они понимаются не как собесовская система
распределения, не как уравниловка, а как неотъемлемая часть товарно-денежных и рыночных
отношений. Экономика по сути социальна, она
затрагивает интересы личности, корпораций,
общества и государства. Важнейшие категории
экономики должны учитывать совокупность интересов, их единство и противоречие. Нельзя согласиться с мнением, что социальные проблемы
будут решаться после того, как удвоится ВВП и
будут обеспечены высокие темпы его роста. Неправильно также считать, что сначала нужно решить социальные проблемы, например повысить
заработную плату до среднеевропейского уровня,
и в результате обеспечить удвоение ВВП и устойчивые высо кие темпы роста. На наш взгляд, решение социальных проблем, о которых идет речь в
учебнике, удвоение ВВП и устойчивый его рост –
части одной задачи: создание механизма взаимодействия государственного управления с хорошо
отлаженным административным аппаратом и
системы социального рыночного хозяйства.
Именно государственный аппарат управления,
опираясь на достигнутый уровень знаний и
практический опыт, вырабатывает систему целей развития общества и государства. Удваивая
ВВП, необходимо исходить, как считают авторы
учебника, из суперцели – образования в России
в ближайшее десятилетие среднего класса как
главной производительной силы общества, формирующей массовый платежеспособный спрос,
который будет активно влиять на рост производства. Разве можно считать социальным рыночным хозяйством экономику страны, в которой
примерно 15% населения имеет доходы прожиточного минимума 1200 р. в месяц, а у более 50%
населения ежемесячный доход ниже 4 тыс. р.?
Такая экономика не позволяет даже сохранить, а
не только обеспечить рост самого главного источника богатства страны – народа.
3.
Авторы обосновывают необходимость создания
индикативной системы анализа и прогнозирования экономической безопасности, ключевым звеном которой служат пороговые значения 19 инди
каторов экономической безопасности (с учетом
изменений условий развития российской экономики предложена коррекция этих индикаторов).
Сопоставление фактического и прогнозируемо го уровней индикаторов экономической безопасности показывает вектор развития экономики России, состояние ее основных жизнеобеспечивающих систем. В качестве базовой основы
определения уровней пороговых значений индикаторов, особенно объема ВВП, рекомендуется
использовать группу социальных индикаторов.
На основе авторской методологии рассчитываются необходимый объем ВВП на 2010 г. и среднегодовые темпы его роста в пределах 7–9%.
Данная методология используется в оценке
кратко- и долгосрочных прогнозов социальноэкономического развития страны и проектов федерального бюджета.
Авторы учебника предлагают читателям систему
индикаторов финансовой безопасности, отражающих
золотовалютные резервы, платежный баланс, внутренний и внешний долг, их обслуживание и т.д. Впервые определены числовые зависимости между этими
индикаторами.
Значительное место в учебнике занимают проблемы региональной экономической безопасности. Показано, что различия в уровнях развития
(региональный валовой продукт на душу населения) субъектов Российской Федерации многократно превышают различия между аналогичными индикаторами в отдельных странах Европейского
Союза. Такие глубокие различия создают опасность сепаратизма, анклавы притяжения интересов
иностранных государств к природным богатствам
России в соответствии с принципом «если сами не
можете извлечь для себя и международного сообщества пользу из своего геополитического положения и природных богатств, то не мешайте сделать
это нам». В учебнике сделан вывод о том, что для
повышения региональной экономической безопасности необходима государственная политика, направленная на консолидацию и интеграцию экономики регионов, создание единого российского
рынка товаров и услуг.
Третье издание учебника переработано с учетом
новых угроз, вызовов российской экономике, накопленного опыта анализа и прогнозирования с использованием предлагаемой авторами методологии. Показаны позитивные процессы, происшедшие в 2004–
2007 гг. в управлении экономикой, в социальной
сфере, а также нарастание противоречий. Введены
новые главы о бюджетной политике, оценке возможностей глобального финансового кризиса, оценке
конкурентоспособности финансовой системы страны, уязвимости экспортно-импортной политики экспансии российского капитала за рубеж и др.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Предисловие
5

В мае 2009 г. Указом Президента РФ утверждена
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года. В ней определены национальные интересы РФ и ее стратегические приоритеты. Впервые выделены разделы о повышении качества жизни российских граждан, об экономическом
росте, развитии науки, технологий, образования и
здравоохранения, а также культуры и экологии. Основные положения предлагаемого читателям учебника соответствуют содержанию Стратегии национальной безопасности РФ. Мировой финансовый кризис,
обостривший угрозы и вызовы национальной безо
пасности, показал необходимость активизации всей
многогранной работы по модернизации экономики,
повышению эффективности государственного регулирования и рыночной самодисциплины.
Авторы понимают сложность проблемы обеспечения экономической безопасности России и небесспорность ряда предлагаемых путей ее решения. Они
будут признательны за критические замечания и
обобщение опыта преподавания этой дисциплины.

Академик РАЕН
В. К. Сенчагов

Предисловие
6

1.1. История осмысления проблемы
безопасности общества
и личности
Многовековое развитие социально-экономической
мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума. Так, в античной философии ставилась проблема взаимосвязи безопасности с хозяйственными и
политическими отношениями, предпринималась попытка раскрыть ее роль в общественной жизни1.
Безопасность трактовалась как защита государства и
его граждан от разного рода угроз, которые обычно
связывали с проявлением недоброжелательства и
злой воли сверхъестественных сил.
Исключение составлял Демокрит, который подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. Именно так, по его
мнению, возник человек, а причиной объединения
людей и создания общества была нужда, т.е. необходимость повышения степени защиты каждого2.
Аристотель содержание безопасности также сво дил к проблеме самосохранения. Он считал, что безо пасность определяется как естественное чувство человека, что природа вложила в каждое существо естественное чувство любви к себе3.
С развитием эллинского общества, ростом его бо гатства модифицировался и критерий безопасности,
но все равно он связывался с самосохранением личности, улучшением условий жизни, повышением
комфортности. Это подтверждают слова философа

Эпикура о том, что «самой настоящей безопасность
бывает благодаря тихой жизни и удалению от толпы»4.
В Греции классического периода индивидуум не
мыслился вне государства. Поэтому все считали усло вием безопасности существования отдельного человека жизнь его в обществе. Демокрит рассматривал
безопасность как неотъемлемый атрибут государства,
задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан.
Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили другие мыслители. Платон,
исходя из разделения труда между сословиями, полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан, их процветание и благополучие должны основываться не на стремлении к материальной
обеспеченности, а на торжестве справедливости – основного принципа идеального государственного устройства. Для каждого гражданина по справедливости
определяются особые занятие и положение. Поскольку потребности граждан разнообразны, а способности
каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограниченны, постольку возникает необходимость образования общежития или государства5.
Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в единое целое, способное к гармоничному развитию. Оно
призвано, с одной стороны, обеспечивать гармонизацию интересов, удовлетворение разумных потребностей граждан, а с другой – защищать их (в случае не обходимости) от посягательств извне.
Согласно Аристотелю, государство представляет
собой высшую форму общения между людьми. Оно
возникает только тогда, когда создается общение ради

Р а з д е л I

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА,

ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

Гл а в а 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

1См.: История древнего мира/Под ред. И.М. Дьяконова,
В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. Кн. 2. С. 263, 288–
294, 298, 303.
2Там же. С. 285.
3Там же. С. 292.

4Там же. С. 384.
5Напомним, что в своей теории идеального государства Платон
разделил общество на три сословия: 1) правителей-философов,
2) воинов, 3) земледельцев и ремесленников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *