ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ФИНАНСЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ ОБРАЗОВАНИЯ

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы»

преподавательский стаж — 8 лет

Финансы как
историческая категория
возникают с появлением денег. Термин
«финансы» происходит от латинского
слова FINIS,
означающего конец, окончание, финиш.

В древнем мире и в
средние века этот термин применялся в
денежных отношениях, возникающих между
государством (в лице короля) и населением.
Он выражал окончательный расчёт, то
есть означал завершение денежного
платежа.

В 16 веке во Франции
появляется термин FINANCE,
означающий наличность, доход. Этот
термин используется в смысле как
совокупность публичных (государственных)
доходов и расходов и постепенно
трансформируется в современное понятие
финансов.

Как историческая
категория финансы являются продуктом
цивилизации, возникают с появлением
торговли и как производное от торговли.
Развитие процесса купли-продажи товара
за деньги вызвало появление денежных
займов и обменных пунктов, появляются
процент, ростовщичество и банки.
Государству для выполнения своих функций
требуются денежные ресурсы, которые
формируются в добровольной, а больше в
принудительной форме с помощью сборов
и налогов. Всё это способствовало
созданию финансов и финансовой системы
государства, причём сначала появляются
финансы граждан и на их основе возникают
финансы государства.

Как экономическая
категория
финансы представляют собой систему
отношений, возникающих при денежном
потоке.

Финансы —
экономические
отношения, связанные с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными
финансами понимаются экономические
денежные отношения, связанные с
формированием и использованием фондов
денежных средств государства,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных
внебюджетных фондах, под децентрализованными
— денежные отношения, опосредствующие
кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы – неотъемлемая
часть денежных отношений, однако не
всякие денежные отношения выражают
финансовые отношения. Финансы отличаются
от денег как по содержанию, так и по
выполняемым функциям. Деньги – это
всеобщий эквивалент, с помощью которого
прежде всего измеряются затраты труда
производителей, а финансы – экономический
инструмент распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода, орудие контроля
за образованием и использованием фондов
денежных средств.

Финансы выражают
денежные отношения, которые возникают
между:

Главным материальным
источником денежных доходов и фондов
служит национальный
доход страны
– вновь созданная стоимость или стоимость
валового внутреннего продукта за вычетом
потреблённых в процессе производства
орудий и средств производства.

Финансы являются
связующим звеном между созданием и
использованием национального дохода.

Соседние файлы в папке 4 курс_2

Соседние файлы в папке 4 курс_1

Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется непосредственно в их функционале. На сегодняшний день финансы выполняют наиболее важные функции, а именно распределительную и контрольную. Стоит отметить, что перечисленные функции осуществляются, как правило, параллельно во времени, так как реализация любой финансовой операции включает, с одной стороны, распределение ВНП и НД, а с другой – осуществления за таким распределением.

Распределительная функция финансов как отдельной категории заключается в том, что:

Среди основных объектов реализации распределительной функции финансов можно в отдельную группу выделить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Стоит отметить, что в данном случае особую роль приобретает процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов (регионального или федерального).

Сущность контрольной функции финансов заключается в реализации контроля за реальным оборотом денежной массы, в качестве участника которого выступает государство, формированием различного рода централизованных фондов финансовых ресурсов. На сегодняшний день контроль осуществляется с помощью двух форм:

В первом случае используется так называемая система санкций и поощрений, в рамках которой реализуются различного рода меры принудительного или стимулирующего характера. В случае контроля за реализацией стратегией речь, в первую очередь, идет о реализации государственной финансовой политики в долгосрочном периоде, в которой особое внимание уделяется предвидению изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция финансов, как правило, реализована по следующим направлениям:

На сегодняшний день экономисты выделяют и другие функции финансов, например:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Финансы, как экономическая категория

Финансы как
экономическая категория представляют
собой часть денежных отношений, которые
опосредуют неэквивалентное движение
денег, возникают на стадии перераспределения
созданного продукта и связаны с наличием
государства как органа управления.

Такой
подход отражен и в самом термине «финансы»
(finances — денежные средства).

В
современном понимании финансы представляют
собой систему денежных отношений по
поводу формирования, распределения и
использования централизованных денежных
средств государства в целях выполнения
его функций, а также децентрализованных
средств хозяйствующих субъектов и
домашних хозяйств с целью обеспечения
условий их расширенного воспроизводства.

При
этом необходимо иметь в виду следующие
обстоятельства.

Первое. Уровень
и состояние финансов во многом определяются
тем, как обстоят дела в реальном секторе
производства. Это обусловлено производным
характером финансов и тем обстоятельством,
что финансы — это лишь часть денежных
отношений, возникающих на стадии
перераспределения созданного продукта.
Поэтому от того, каков объем созданного
в обществе продукта, зависит и объем
финансовых средств, которым реально
могут располагать государство,
хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы,
будучи категорией перераспределения,
существенно отличаются от других
стоимостных категорий, которые в условиях
рыночного хозяйства также выполняют
функции перераспределения (цена, кредит).
Если такие денежные категории, как цена,
заработная плата, прибыль, кредит,
обусловлены системой экономических
отношений и наличием товарного
производства, то финансы как категория
перераспределения, порождена самим
фактом наличия государства.

Третье. Хотя
финансы связаны с перераспределением
созданного продукта, они оказывают свое
влияние на весь ход воспроизводственного
процесса, главным образом через налоги
и государственное финансирование.

Тема 1. Сущность и структура финансовой системы и политики Российской Федерации

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельческого и феодального строя финансы выполняли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в данных формациях преобладали натуральные отношения. Основными видами доходов государства в тот период были дань и ограбление завоеванных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период являлся их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства. В результате развития государства и его потребностей финансы получили свое сегодняшнее значение.

Развитие финансов происходило под воздействием таких факторов, как общественное разделение труда и деление общества на социальные группы, развитие товарно-денежных отношений производства, появление самостоятельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для своего производства денежные фонды, создание централизованной государственной системы.

Финансы как историческая категория – это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, при этом в качестве организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.

Финансы получали применение в следующем порядке: на рубеже XIX–XX вв., с ростом объема производства и образованием монополистических объединений, финансы получили широкое применение. На протяжении долгого времени важной сферой финансовых отношений развитых зарубежных стран являлись финансы частных национальных и транснациональных корпораций, функционирующих в рамках акционерной формы. Широкое распространение данной формы хозяйствования было связано исключительно с ее преимуществами. Использование данной формы позволяло путем выпуска акций аккумулировать значительный капитал, необходимый для инвестиций.

Роль финансов в государственной системе велика. Как экономическая категория финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием специальных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и реализации функций и задач государства. Также финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Фактически они выражают отношения по поводу стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода. По содержанию финансы – это своего рода связующее звено между созданием и использованием стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

Читать также:  Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Под финансами следует понимать совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. С научной точки зрения главным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит национальный доход. Он определяет возможности удовлетворения потребности общества, общественного расширенного производства и государства. С учетом размеров национального дохода определяются пропорции развития экономики и ее структура. С позиции практики финансы характеризуют уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы. Экономика современного периода не может существовать без финансов государства. Это связано с тем, что на определенных этапах истории некоторые потребности общества могут финансироваться только за счет государства (атомная промышленность, космические исследования, некоторые новые приоритетные отрасли экономики, почта, телеграф и некоторые другие). В целом можно сказать, что состояние экономики страны определяет состояние финансов.

Финансы как стоимостная и неотъемлемая часть денежных отношений

Финансы можно рассматривать с многих точек зрения. Особенность отношений, составляющих сущность финансов как экономической категории, состоит в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Первоначальной возникновение финансовых отношений представляет собой процесс распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.

Первичное распределение – это процесс дробления реализованной стоимости и выделения в ее составе первичных доходов, которые соответствуют элементам цены товара (заработной плате, прибыли и др.). Выделение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений осуществляется при помощи финансов и характеризует процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

С помощью финансов реализуются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта в рамках всех структурных подразделений экономики и на разных уровнях хозяйствования. Распределение и перераспределение стоимости при помощи финансов происходит обязательно с движением денежных средств, имеющих специфическую форму финансовых ресурсов. Таким образом, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. При этом они используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Как стоимостная категория финансы обладают важным свойством: они всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак выступает общим для финансовых отношений любых экономических формаций, в которых они бы ни функционировали.

Категория финансов тесно связана с понятием денег. Их связь очевидна как с научных позиций, так и с практических. Финансы всегда выступают в денежной форме. В то же время денежные отношения не всегда могут быть финансовыми. Доказано, что финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым ими функциям. Денежные отношения становятся финансовыми только тогда, когда в результате производства товаров и оказания услуг создаются фонды денежных средств.

Взаимосвязь финансов и денег выражается в том, что финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме. В свою очередь, реальное движение денег независимо от движения стоимости в товарной форме представляет собой самостоятельное, неэквивалентное движение, в результате которого не возникает товарного возмещения. При финансах происходит независимое одностороннее движение денег.

Финансовые отношения по своей природе выражают денежные отношения между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг; между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций; внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов; внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей; между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов; между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств; между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Роль и сущность финансов в процессе расширенного воспроизводства

Финансы играют важную роль в процессе расширенного воспроизводства. Место финансов в системе воспроизводственных отношений различается в зависимости от существующей экономической системы. Так, с переходом Российской Федерации к рыночной экономике место финансов в процессе расширенного воспроизводства существенно изменилось. В условиях административно-командной системы роль финансов была незначительной и сводилась, по сути, к роли надсмотрщика за сбором налогов. Существовал такой порядок: у предприятий изымалась вся прибыль, а в случае появления потребности в денежных средствах необходимые финансовые ресурсы выделялись из госбюджета. Фактически происходило физическое перемещение финансовых средств.

Роль финансов в процессе расширенного воспроизводства применительно к рыночным условиям существенно изменилась. В условиях рыночной экономики роль финансов заметно возросла. Стало очевидным, что от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы. В целом роль финансов в экономике сводится к трем основным направлениям:

• финансовому обеспечению потребностей расширенного воспроизводства;

• финансовому регулированию экономических и социальных процессов;

• финансовому стимулированию эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных средств, заемных средств, привлеченных средств). Финансовое регулирование экономических и социальных процессов представляет собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений в целях перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется через эффективное вложение финансовых ресурсов; создание поощрительных фондов; использование бюджетных стимулов; использование финансовых санкций и т. д.

Финансовая система строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий разных форм собственности и домашних хозяйств, связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе.

Все финансовые категории финансовой системы имеют общие черты, позволяющие считать их составными частями финансового механизма: финансы как экономическая категория тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях; финансы непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством; финансы представляют собой прежде всего стоимостную (денежную) категорию; финансы осуществляют распределение (на стадии микроэкономики) и перераспределение (на стадии макроэкономики) ВВП (внутреннего валового продукта) и НД (национального дохода); финансы находят выражение в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Существование и значение финансовой категории объясняются выполняемыми ею функциями. С научной точки зрения функция любой экономической категории проявляет ее сущность, круг тех обязанностей, которые эта категория должна выполнять. Функция является объективной, стабильной, она раскрывает общественное назначение экономической категории. Функции категории должны отражать наиболее глубинные, содержательные стороны ее бытия, определяющие специфику и связь с реальной действительностью. В литературе, посвященной финансовой деятельности, существует несколько подходов к определению функций финансов. Наиболее известные из них состоят в том, что одни ученые считают, что финансы выполняют две функции, другие – три функции.

Читать также:  [Г.Б. Поляк и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка

Распределительная и контрольная функция финансов

Распределительная функция финансов реализуется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Основными субъектами распределения на микроуровне являются юридические и физические лица, на макроуровне – государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения выступают внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительной функции осуществляют распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

В основе распределительной функции финансов лежат три последовательные ступени: формирование фондов денежных средств (на местном уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, в то время как на государственном уровне создаются централизованные средства государства); распределение денежных фондов через финансовые инструменты (на местном уровне создаются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для определенного потребления, на государственном образуются бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды). Использование денежных фондов имеет своей целью обеспечение на местном уровне расширенного производства и существования отдельных членов общества, на государственном уровне – улучшение народно-хозяйственных отношений, общегосударственных потребностей страны.

Перераспределительная функции финансов позволяет создавать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства, образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами, формировать необходимые резервы на уровне предприятий и государства.

С распределительной функцией финансов тесно связана контрольная функция. Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля (прежде всего в стоимостном выражении) объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости внутреннего валового продукта, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы характеризовать воспроизводственный процесс.

Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция, представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения внутреннего валового продукта и национального дохода, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции состоит в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью эффективности общественного производства.

Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. Повышение эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется, во-первых, еще до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы и бюджеты; во-вторых, в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет; в-третьих, в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется посредством осуществления финансово-хозяйственного контроля на отдельных предприятиях на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета; финансово-бюджетного контроля при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов; кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Финансовая система. Децентрализованные и централизованные финансы

Финансы как научная категория могут рассматриваться с различных позиций. Финансы обладают многими специфическими чертами. Одной их них является то, что финансы органически связаны с функционированием государства. В связи с этим финансовая система государства является существующей объективно подсистемой государственного управления. Под финансовой системой понимают совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различным местом в общественном воспроизводстве.

В рамках финансовой системы финансовые отношения в условиях рынка имеют некоторые общие черты: все финансовые отношения осуществляют распределение внутреннего валового продукта и национального дохода, все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в их использовании, все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс. Такие общие черты создают единую финансовую категорию, объединяющую различные финансовые отношения, которые обладают своей спецификой и выделяются из общей совокупности финансов.

В рамках финансовой системы государства существуют различные по характеру финансовые категории, однако у них имеются общие черты. Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья. При этом каждое звено отличается особыми формами формирования и использования и, соответственно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства. В целом финансовая система государства включает в себя две группы финансовых институтов: централизованные и децентрализованные финансы. В состав централизованных финансов входят федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и внебюджетные фонды. К децентрализованным финансам принято относить финансы предприятий и финансы домашних хозяйств.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы. Это обусловлено тем, что именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов государства. Объективно от состояния децентрализованных фондов денежных средств зависят финансовое положение страны в целом, главенствующая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства. Финансы предприятия являются основой единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов предприятий напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Коммерческие организации в условиях рынка ведут свою деятельность на началах коммерческого расчета, основной целью которого является обязательное получение прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию кредитных ресурсов и возможностям финансового рынка.

Финансы домашнего хозяйства являются составной частью государственной финансовой системы. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль в регулировании платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого валового внутреннего продукта в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение предприятия.

Одной из основных подсистем финансовой системы государства являются централизованные финансы. Централизованная сфера финансов находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В нее включается бюджетная система социальной сферы. Бюджетная система РФ включает в себя три звена: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Законодательством регламентировано, что каждый бюджет должен функционировать автономно. Это означает, что нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Однако для целей планирования бюджетных ресурсов разрабатывается консолидированный бюджет, представляющий собой статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Путем разработки и исполнения бюджета происходит перераспределение национального дохода, что дает возможность в некоторых пределах маневрировать денежными средствами и целенаправленно определять темпы и уровень развития общественного производства.

Централизованные финансы охватывают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, которые призваны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. При помощи централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания темпов экономического и социального развития отдельных регионов. Внебюджетные фонды призваны расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Читать также:  Финансовые органы субъектов и государственные органы местного самоуправления находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации

Важной составляющей централизованных финансов является государственный кредит. Государственный кредит характеризует кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств экономических субъектов. Государственный кредит может использоваться также в целях стабилизации денежного обращения в стране. Необходимость использования государственного кредита обусловлена назревшей необходимостью удовлетворения потребностей членов общества за счет бюджетных доходов.

Финансы как экономическая категория

Финансы – это особая группа общественных отношений, в качестве предмета которых выступают процессы накопления, распределения и расходования финансовых ресурсов в ходе перераспределения ВНП и ВВП.

Стоит отметить, что с одной стороны финансы выступают в качестве одной из экономических категорий, а с другой — являются достаточно субъективным стоимостным средством реализуемой деятельности.

Финансы тесно взаимосвязаны с денежными средствами, которые выступают в качестве обязательного условия функционирования финансов как отдельной категории. Денежные отношения могут быть трансформированы в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Фонды денежных средств, которые формируются на государственном уровне, уровне муниципальных органов и местного самоуправления, называют централизованными фондами, а денежные фонды, которые формируются на уровне отдельных хозяйствующих единиц и экономических субъектов – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов формируют некоторый механизм принятия решений по поводу процессов формирования и расходования денежных средств.

В качестве объектов финансов выделяют финансовые ресурсы, которые представляют собой систему фондов денежных средств, находящихся в распоряжении организаций, учреждений, государства, хозяйствующих единиц, т. е. это денежные средства, которые направлены на обслуживание финансовых отношений. Такие денежные ресурсы, как правило, образовываются в ходе материального производства, где формируется новая стоимость и возникают внутренний валовый продукт и национальных доход. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

В качестве основных источников финансовых ресурсов рассматривают:

«Финансы как экономическая категория» 👇

Таким образом, финансы представляют собой систему денежных отношений, которые возникают процессе формирования, распределения и расходования различного рода централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Сущность
финансов наиболее полно проявляется
через их функции. Финансы выполняют три
основные функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.

Распределительная функция
финансов связана с распределением
стоимости произведенного общественного
продукта, формированием у субъектов
экономических отношений доходов и
накоплений, с созданием фондов денежных
средств. В результате перераспределения
образуются вторичные или производные
доходы.

Созданный
в обществе валовый внутренний продукт
(ВВП) за вычетом потребленных в процессе
производства средств производства
проходит первичное распределение,
результатом которого является формирование
доходов основных участников сферы
материального производства. Однако
этого недостаточно для того, чтобы
общественное хозяйство в целом могло
развиваться и нормально функционировать.
Возникает необходимость перераспределения
созданного продукта, которое обусловлено:

—    
наличием наряду с производственной
непроизводственной сферы, в которой
материальный продукт не создается
(образование, здравоохранение, оборона
и т.п.);

—    
дифференциацией доходов различных
групп населения, которая неизбежна в
условиях рыночной экономики;

—    
неравномерностью развития отдельных
территорий и отраслей хозяйства.

В
итоге перераспределения формируются
доходы государства; доходы, полученные
в отраслях непроизводственной сферы;
население получает дополнительные
денежные средства через социальные
выплаты; территории и предприятия —
дополнительные ресурсы для развития.
Таким образом, вторичные доходы формируют
конечные пропорции использования
национального дохода и играют важную
роль в сбалансированном развитии
отдельных отраслей хозяйства и территорий,
обеспечении достойного уровня жизни
широких слоев населения.

Регулирующая функция
финансов проявляется через воздействие
государства на экономическое развитие
(поведение хозяйствующих субъектов,
развитие отдельных территорий и отраслей)
посредством финансовых рычагов. Основными
инструментами, которые при этом
используются, являются следующие:

—    
налоги, которые могут как сокращать,
так и стимулировать предпринимательскую
деятельность и частное потребление;

—    
государственные расходы, которые
побуждают фирмы или работников производить
те или иные товары и услуги, а также
социальные выплаты, обеспечивающие
определенный уровень доходов некоторым
слоям населения;

—    
регулирование или контроль, посредством
принятия соответствующих законов,
определенных видов экономической
деятельности, вплоть до запрещения
некоторых из них;

—    
установление предельных цен на некоторые
товары и услуги (главным образом в
отраслях естественных монополий).

Современное
государство, увеличивая объем
государственных капитальных вложений,
способствует повышению спроса, расширению
инвестиций и росту объемов промышленного
производства. Выделяя ассигнования на
военные цели, государство предъявляет
спрос не только на военную технику, но
и на промышленную продукцию, оборудование,
сырье, стимулирует научные исследования.
Финансируя инфраструктуру, государство
способствует сокращению издержек
частных компаний. Посредством налогов
оно может ограничить частное потребление
отдельных видов товаров (например,
алкоголя, табачных изделий), а, варьируя
разницей между доходами и расходами
бюджета, государство способно поддерживать
тот или иной баланс между накопленным
и действительно применяемым в производстве
капиталом.

Активно
использовать финансы в качестве средства
регулирования экономики правительства
развитых стран начали со времени Великой
депрессии 1929—1933 гг. Главным идеологом
и основоположником теории и практики
регулирования экономики путем
использования государственных финансов
в XX столетии является английский
экономист Дж. Кейнс, сформулировавший
теорию государственных финансов,
представляющую собой важнейшую составную
часть кейнсианской (неокейнсианской)
экономической теории.

Контрольная функция
финансов тесно связана с распределительной
функцией. Нельзя сказать, что контроль
осуществляется только после того, как
произошло распределение и перераспределение
совокупного продукта и образовались
централизованные и децентрализованные
денежные фонды. Контрольная функция
проявляется уже в ходе распределения
ВВП по соответствующим фондам и
представляет собой контроль за тем,
насколько правильно было осуществлено
формирование этих фондов. Кроме того,
контрольная функция проявляется в ходе
проверки расходования средств по их
целевому назначению.

Финансовому
контролю подлежит деятельность всех
участников финансовых отношений как
на микро-, так и на макроуровне. Он
охватывает сферу бюджетных отношений
(контроль за правильностью составления
бюджета, целевым использованием бюджетных
средств и средств внебюджетных фондов,
своевременностью уплаты процентов по
долгам государства и т.п.).

Финансовый
контроль осуществляется и в отношении
хозяйствующих субъектов. Для частных
предприятий он связан с контролем в
части полноты и своевременности налоговых
платежей, правильности отражения затрат
на производство и реализацию продукции,
формирования и использования доходов
от предпринимательской деятельности.
Для бюджетной сферы — это контроль за
целевым использованием бюджетных
средств, исполнением сметы расходов.
Для частных лиц контроль связан со
своевременностью и полнотой уплаты
налогов с доходов, собственности.

Когда
говорят о финансовом контроле со стороны
органов государственной власти, то речь
идет прежде всего о проверке соблюдения
финансового законодательства в части
своевременности и полноты выполнения
всеми хозяйствующими субъектами и
гражданами обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, кредитной
системой, а также взаимных расчетов и
платежей между предприятиями и
организациями.

Финансовый
контроль нацелен на повышение эффективности
использования бюджетных средств,
экономическое стимулирование
предпринимательской деятельности,
рациональное использо­вание имеющихся
в распоряжении общества материальных,
природных, трудовых и финансовых
ресурсов.

Контрольная
функция финансов проявляется через
деятельность финансовых органов.
Контроль может осуществляться как
специальными финансовыми подразделениями
предприятий, банками, так и государственными
налоговыми и финансовыми орга­нами,
органами законодательной власти и
специальными ведомствами. В большинстве
развитых стран существуют также
общественные формы контроля за целевым
использованием бюджетных средств.

Соседние файлы в предмете Финансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *