ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАТКО

5.
Понятие финансовой системы.

6. Основные
элементы финансовой системы
и их взаимосвязанность.

Термин financia
возник в VIII-XV
веках, в торговых городах Италии и
сначала обозначал любой денежный платеж.
В дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться
как понятие, связанное с системой
денежных отношений между населением и
государством по поводу образования
государственных фондов денежных средств.

По
этим признакам можно выделить финансы
из всей совокупности денежных отношений.
Финансы всегда опосредованы правовыми
актами, регулирующими денежные отношения.

Роль
и значение финансов зависят от того,
какое место денежные отношения занимают
в экономическом устройстве страны. Не
всякие денежные отношения выражают
финансовые отношения.

Финансы
отличаются от денег как по содержанию,
так и по выполняемым функциям. Деньги
– это всеобщий эквивалент, с помощью
которого измеряются затраты труда
производителей, а финансы – экономический
инструмент распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта(ВВП –
это стоимость конечных товаров и услуг,
произведенных резидентами данной страны
на ее территории за определенный период
времени) и национального дохода, орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств.

Финансы
выражают денежные отношения, возникающие
между:

Главным
материальным источником денежных фондов
выступает Национальный доход страны –
вновь созданная стоимость.

Таким
образом финансы – это совокупность
денежных отношений, организованных
государством, в процессе которых
осуществляются формирование и
использование общегосударственных
фондов денежных средств для осуществления
экономических, социальных и политических
задач.

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука о финансах базируется на экономической теории, которая включает такое важнейшее звено, как теорию финансов. Теория финансов — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существованием государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сферы действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Выделяют два этапа развития финансов:

· докапиталистическая формация.

Этот этап характеризуется возникновением государства, появлением денежных отношений и началом развития товарного производства.

· капиталистическая формация.

В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер. Основные финансовые средства в этот период стали концентрироваться в бюджете.

Однако финансы развивались не только в государственной сфере, значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. Учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы эффективного управления средствами предприятий приобретают исключительно важное значение.

Из этого следует, что финансы охватывают собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечением условий расширенного воспроизводства.

Финансы — это экономическая категория. Она базируется на действии и проявление объективных экономических законов: закона накопления, закона стоимости, закона распределения по труду, закона денежного обращения, закона спроса и предложения.

Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность есть философская категория, означающая единую основу, общую для однородных явлений, составляющих одно понятие. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Обязательным условием существования финансов является реальное движение денежных средств, а причиной — потребность всех субъектов в денежных средствах для их функционирования. Но финансы отличны от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда. Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности:

· денежных характер финансовых отношений;

· распределительный характер финансовых отношений;

· это денежные отношения, вызванные фактом наличия государства как органа управления.

Любые другие денежные отношения не относятся к финансовым.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

· хозяйствующими субъектами в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

· государством и предприятиями при уплате налогов в бюджет и финансированием расходов из бюджетов;

· государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей и оказании финансовой помощи;

· отдельными звеньями бюджетной системы при распределении средств;

· хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

· между государствами при взаимной торговле и кредитовании.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход. Финансы – связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Финансы и финансовые ресурсы ― не тождественные понятия. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использование ресурсов. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством финансовой политики.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы, и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств?

Функции финансов – это проявление их сущности в действии. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция – объективная и основная. Субъектами распределения выступают юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения ― внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное.

Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, государства, населения, органов местного самоуправления;

· укрепить государство;

· развить производительные силы общества;

· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Контрольная функцияфинансов определяется их свойством служить средством контроля за процессом стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта.

Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля за движением и образованием материальных ценностей в обществе, а также за ходом распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит, налогообложение, залог и др.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Читать также:  Предприятия, связанные с энергетикой, обратились в Министерство финансов Российской Федерации

Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов в процессе финансового планирования.

В условиях развития рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Обе эти функции финансов действуют одновременно. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Экономическая сущность финансов и денег в условиях рыночных отношений.

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

1) Гос. Финансы. Особая сфера эконом.отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых гос-ву для осуществления его фун-й.

2) Финансы предприятий выражают ден. отн-я, которые возникают в ходе их эконом.деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли.

3) Публичные финансы -система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Черты финансов: 1) денежная форма в отличие от натуральных отношений. 2) распределительный характер отношений(отсутствие эквивалентного обмена) 3) распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды.

Гос.финансы: 1) Гос.бюджет 2) Налоги 3) гос. кредит 4) внебюджетные фонды 5) финансы гос. предприятий 6) гос. имущественное и личное страхование

Кредитная система: 1) операции Центр. Банка 2) операции комерч.банка 3) эмиссия денег 4) Негосударственное страхование 5) негос. пенсион. фонды 6) инвест. фонды 7) Ломбарды

Финансы отраслей воспрозв. процессы: 1) финансы предприятий производ. и непроизводственных сфер.

Вторичный финансовый рынок:1)Операции с драг металлами 2) операции с акциями и векселями 3) биржевые операции 4) операции с недвижимостью.

Международные финансы: 1) междунар. финансы организаций 2) валютные операции 3) инвестиционные операции

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда. Сущность денег проявляется в их функциях:

· меры стоимости;

· средства обращения;

· средства платежа;

· средства накопления.

Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. Деньги как средство обращения используются для оплаты приобретаемых товаров. Функцию средство платежа деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при платежах за приобретаемые товары и оказанные услуги. Деньги образуют денежные накопления и выполняют функцию средства накопления.

Функции финансов и их роль в мобилизации доходов государства.

Главное предназначение финансов — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Функции финансов: 1. распределительная (проявляется при рапределении нац. дохода)

2. Контрольная (контроль за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию)

3. регулирующая (налоги, сборы)

4. стабилизационная (обеспечить стабильные условия в экономических и социальных отношениях)

Финансовая система государства

Организация порядка управления фин. отношениями внутри страны внутри страны образует 2 элемента: систему финансов (управляемая), финансовую систему (управляющая)

Система финансов – это совокупность различных сфер фин. отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные формы. Систему финансов можно представить как инфроструктуру различных финн институтов осуществляющих финн отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансами.

Система финансов: 1) отношения формируемые государством(гос. финансы, кедитная система, банковские отношения, международ гос финансы, гос фин рынок). 2)отношения, регулируемые государством(финансы орг-й, пр-й, банковской сферы, кредитной сферы, инвестиц сферы, международные финансы, фин рынок).

Фин система -совокупность управленческих и фин-х институтов и их взаимодействие в соответствии с требованиями законодательства. Целью разработки организационной структуры фин системы является функционируемая система фин отношений, обеспечение формирования и использования централизованных ден фондов и средства гос-ва.

Фин система: 1) фин система в гос секторе (фед собрание- гос дума, совет федерации-правительство, счётна палата-президент) 2) негос финансы ( предпринимательские структуры, пр-я, ком банки, инвестиц фонды, фин рынок, неком орг-и, граждане)

Централизованные финансы — на макроуровне(гос-во, муниципалитет), Децентрализованные – на микроуровне(предприятия, орг-и, отдельные граждане).

Централизованные финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Централизованные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Гос финансы: 1)бюджетная система(фед, территориальный бюджет, бюджетные фонды), 2)гос внебюдж фонды 3)финансы гос предприятий 4)управление гос имуществом.

Муниципальные финансы: бюджет муницип образований, финансы муницип предпритий, управление муницип имуществом.

Управление централизованными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

Отчет о целевом использовании полученных средств

Бюджетный дефицит, сущность и последствия.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Виды: 1) циклический – дефицит бюджета страны, связанный с сокращением налоговых поступлений из-за низкого уровня экономической активности в государстве (автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности, при прогрессивном налогообложении — система, при которой налоговые ставки уменьшаются по мере уменьшения дохода налогоплательщика).

2) Структурный – разница между федеральными доходами и расходами при постоянных величинах сбора налога и уровня безработицы.

3) Операционный – общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию гос долга.

4) Первичный – разность между величиной общего дефицита и всей суммы выплат по долгу.

5) Квазифискальный (квази – псевдо) – скрытый дефицит гос бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью гос-ва(неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме, например, накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд — т.н. плохих долгов (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.)

Социально-экономические последствия бюджетного дефицита:

1) внутренний долг – долг гос-ва населению страны;

2) внешний долг – задолженность гражданам др стран.

Налоги с физических лиц.

Деление налогов, взимаемых с физических лиц

В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

1. Федеральные налоги (НДС, акциз, ндфл, страх взносы, гос пошлина, таможенная пошлина).

2. Региональные налоги (транспортный налог).

3. Местные налоги и сборы(земельный налог, налог на имущество)

Основные виды налогов, выплачиваемых населением:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.(фед налог)

Читать также:  КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ ФИНАНСОВ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ СТОИМОСТЬ

Страховые взносы — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получениепенсии

по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.(фед нал)

Налоги на имущество физических лиц – обязательные платежи уплачиваемые физическими лицами, имеющими в собственности: жилые дома, квартиры дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов напневмоходу.

Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.(рег нал)

Государственная пошлина — сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

в случае, если они:

1. обращаются за совершением юридически значимых действий;

2. выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты гос. пошлины. (фед нал)

Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Финансы предприятий – относительно самостоятельная сфера системы финансов, охватывающая широкий круг ден отн-ий, связанных с формированием и использованием ден фондов предприятия в процессе кругооборота их средств выраженных в виде ден потоков.

1) между предприятием и банковско-кредитной системой

2) предпр и гос-во (налоги)

3) предприятие и партнеры (поставщики)

4) предприятие в инвестиционном процессе

5) осн предпр и филиалы

6) учредители и управляющие

7) предприятие и работники

8) предприятие и гос-во в рамках финансирования

9) предприятие и потребители

1) отношения, связанные с процедурой банкротства

2) при слиянии, поглощении и разделении

Фин ресурсы предприятия – все источники ден ср-в, аккумулируемых(сосредотацивать, накапливать) предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятеьности за счет собственных накоплений и поступлений.

Фин поток – перераспределенная часть ден потоков, аккумулированных в бюджете или внебюдж фондах, т е в сфере гос финансов.

Ден. поток – совокупность распределенных поступлений и выплат ден ср-в предприятия.

Фин ср-ва – часть ден потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах гос-ва и направленных на целевое финансирование.

Осн характеристики финансов предприятия:

§ финансы предпр связаны с реальным оборотом его ден ср-в

§ порядок проведения любых операций в той или иной степени регламентирован гос-ом.

§ в рез-те движения ден и фин потоков формируется и используются ден фонды предприятия, кот принимают форму фин ресурсов и могут владываться в оборотные и внеоборотные активы.

Ф-и финансов предпрития:

Основные, тк финанс предпр являются часть. категории финансы:

Ф-и финансов предприятий реализуются на уровне микроэкономики и связаны с формиованием и использованием капитала, его ден фондов.

3) формирование капитала ден доходов и фондов. р-т: обспечение сбалансированности движения денежных и материальных потоков, фин устойчивость

4) регулирование ден потоков. рациональное использование, выбор организационно-правовой формы(ОАО, ЗАО, ООО), оптимизация налогов, учет и контроль. Р-т: сбалансированность, формирование фин ресурсов.

5) использование капитала, доходов, ден фондов на цели развития и поребления.

Принципы организации финансов предприятия:

1) принцип всеобщности правового обеспечения

2) принцип доходности(безубыточности)

3) минимизация затрат (рациональное использование ресурсов)

4) оптимальное расходование фин ресурсов(минимизация объема затрат с целью получения максимальной прибыли)

37. Фонды предприятия (накопления, потребления, риска), порядок формирования и использования.

Фонд потребления денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли предприятия, представляющий собой совокупность прямых и косвенных выплат работникам предприятия независимо от их организационно-правовой формы собственности. Фонд потребления предназначен для выплаты дивидендов, для уплаты в ряде случаев штрафов, пени, за нарушения по вине предприятия.

Фонд потребления включает:

1) расходы на оплату труда всего персонала (производственного и непроизводственного);

2) денежные выплаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год;

3) средства, направляемые на иные виды поощрения за труд в денежной и натуральной формах;

4) материальную помощь;

5) средства на установление трудовых и социальных льгот;

6) доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям и вкладам работников в имущество предприятия;

7) другие выплаты, носящие индивидуальный характер, кроме вознаграждений за рационализаторские предложения, изобретения и открытия.

Таким образом, фонд потребления образуется за счет средств, направляемых на оплату труда (из выручки от реализации продукции, работ и услуг), и части чистого дохода, оставляемого в распоряжении предприятия для материального поощрения работников и разных социальных выплат. Расходуются средства фонда на личное потребление работников.

Фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства. Эта часть дохода, используемая на прирост производственных и непроизводственных основных фондов, а также для создания страховых запасов и резервов.

Фонд накопления формируется за счет:

1) дохода (прибыли), оставляемой в распоряжении предприятия;

2) амортизационных отчислений на восстановление основных фондов;

3) выручки от реализации выбывшего имущества;

4) кредитов банков;

5) других источников.

Используется фонд накопления на финансирование затрат по обеспечению расширенного воспроизводства (возобновляющееся в возрастающем объёме):

1) на пополнение основных и оборотных фондов;

2) на научно-техническое развитие, освоение новой продукции;

3) осуществление природоохранных мероприятий;

4) на долевое участие в строительстве объектов производственной инфраструктуры (автомобильных дорог, вычислительных центров, ремонтных, энергетических, строительных и других производств и т.д.);

5) строительства и долевого участия в строительстве объектов социальной инфраструктуры (жилых домов, клубов, домов отдыха, пансионатов, санаториев, поликлиник, больниц, детских учреждений, спортивных объектов и сооружений, подсобных сельскохозяйственных производств).

Фонд риска — часть чистой прибыли, предназначенная для обеспечения стабильного финансового состояния предприятия и его платежеспособности в экстремальных условиях. Меньше 5 процентов от размера уставного капитала этот фонд быть не может. Но акционеры могут определить его и в большем размере. Об этом также должно быть сказано в уставе. Формируют фонд за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли до тех пор, пока его размер не станет равным установленной величине.

Доход предприятия связывается или отождествляется с методами учета изменения стоимости, а также с правилами установления времени, к кот доход должен быть получен.

Доход орг-и — увеличение эконом выгод в рез-те поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала орг-и за исключением вкладов участников.

К доходам не относится: сумма НДС, акциз, экспортные пошлины, поступлении по договорам, комиссии, сумма, полученная от погашения кредита.

Читать также:  Коломиец вынес на себе тяжесть значительных реформ Александра II и России. 2000-112000 в области финансов

Доходы орг-и учиываются в соответствии с принципами:

1) Осн принципы учета дохода:

— имущественная обособленность орг-и

— временная определенность фактов хоз деятельности

— полнота доходов

2) Специальные пр-пы:

— заработаности дохода и связи с понесенными расходами

— оценка дохода

— вероятность получения дохода

— выбор объекта учета дохода

Доходы предприятия могут быть получены:

1) Оперционные доходы – основная деятельность

— предоставление в пользование активов

— поступления в предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и др видов интеллект собственности

— проценты за предоставление в пользование средств, кредиты

— прибыль в результате совместной деятельности

— от продаж активов

2) Прочие доходы:

— внереализационные доходы(штрафы, пени, прибыль прошлых лет,разница курса валют, поступления в возмещение причиненных убытков)

— чрезвычайные доходы(доходы в р-те чрезвычайных обстоятельств, выплаты по договорам страхования)

Содержание оборотных средств, их классификация

Оборотные средства предприятий – это объём ресурсов предприятия используемых непосредственно в производственном процессе

В обороте фонды принимают:

Это приводит к разделению их на производственные фонды и фонды обращения. К оборотным производственным фондам относятся:

-полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов

Фонды обращения обслуживают сферу производства. Они включают в себя продукцию на складе, товары в пути,, денежные средства и средства в расчетах потребителями.

Кругооборот фондов предприятия начинается с авансирования стоимости в денежной форме и с приобретения средств производства.

Кругооборот фондов предприятия может совершаться только при наличии авансированной стоимости оборотных средств

Специфические черты оборотных средств:

4) Они не являются материальными ценностями

5) они не расходуются, не затрачиваются и не потребляются

6) оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства косвенно через оборотные фонды.

Источники оборотных средств:

3) собственные средства (покрывают минимальные потребности)

4) заемные средства

Разделение оборотных средств в промышленности происходит по следующим элементам:

5) основные материалы

6) запчасти, расходы будущих периодов, готовые изделия на складе.

Классификация оборотных производственных фондов:

3) оборотные фонды в производственных запасах (сырьё, полуфабрикаты, топливо и другие)

4) оборотные фонды в процессе производства (незавершенное производство, затраты на освоение новой продукции, полуфабрикаты собственного изготовления)

В совокупности оборотные производственные фонды и фонды обращения в денежном выражении составляют оборотные средства предприятия.

— сдача имущества в аренду;

— реализация имущества 3 лицам;

— оказание консультационных услуг.

Уплата % по вкладам;

Уплата по долговым обязательствам;

Затраты на содержание аппарата управления.

Для кредитных учреждений характерна фондовая и нефондовая форма использования ресурсов.

Основные
понятия: Понятие
финансов, история их возникновения.
Сущность и
функции
финансов. Сферы и типы финансовых
отношений.
Финансы
— экономическая категория. Финансы —
неотъемлемая часть денежных отношений.
Финансовые ресурсы и их состав. Роль
финансов в расширенном воспроизводстве.

Понятие финансов, сущность и функции финансов

Термин
finansia
возник в XIII-XV
вв. В торговых рядах Италии и сначала
обозначал любой денежный платеж.

Финансы
это
деньги и денежные отношения, связанные
с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения
условий расширенного воспроизводства.

Сущность
финансов,
закономерности их развития, сфера
охваты­ваемых ими товарно-денежных
отношений и роль в процессе обще­ственного
воспроизводства определяются экономическим
строем об­щества, природой и функциями
государства.

Финансы

историческая
категория.
Они появились одновре­менно с
возникновением государства при расслоении
общества на классы.

Финансы
— неотъемлемая часть денежных отношений,
поэтому
их роль и значение зависят от того, какое
место денеж­ные отношения занимают
в экономических отношениях. Однако не
всякие денежные отношения выражают
финансовые отноше­ния.

Финансы
отличаются от денег
как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.

Финансы
— экономический инстру­мент
распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта (ВВП) и
национального дохода, орудие контроля
за об­разованием и использованием
фондов денежных средств.

Главное
их назначение
в том, чтобы путем образования де­нежных
доходов и фондов обеспечить не только
потребности государства и предприятий
в денежных средствах, но и конт­роль
за расходованием финансовых ресурсов.

По
своему материальному
содержанию
финансы — это целевые фонды денежных
средств, в совокупности представляющие
собой финансовые ресурсы страны, главное
условие роста которых — увеличение
национального дохода. Следует разделять
понятия  — финансы и финансовые
ресурсы, — поскольку сами по себе
финансовые ресурсы не определяют ни
сущности финансов, не раскрывают ни их
внутреннего содержания, ни их общественного
значения.

Финансы
— это,
прежде всего,
распределительная категория.

С
их помощью осуществляется вторичное
распределение и  перераспределение
национального дохода.

Социально-экономическая
сущность
финансовых отноше­ний заключается в
исследовании — за счет кого государство
получает финансовые ресурсы и в чьих
интересах использует эти средства.

В
процессе исторического развития 
сущность перераспределительных процессов
существенно изменилась. Это, прежде
всего, выразилось в крупной доле средств,
направляемых на социальные цели. В связи
с требованиями научно-технической
революции особенно возросли расходы
на образование. Получили зна­чительное
развитие внебюджетные социальные фонды.

Таким
образом, финансы — это распределительная
катего­рия. Вместе с тем следует
отметить, что распределительные про­цессы
происходят не только через финансы, но
и путем использо­вания
цен и кредита.

Сущность
финансов,
как и каждой экономической категории,
проявляется в их
функциях.
Финансы выполняют функции, ресурсо
или фондообразующую, распределительную
и контрольную и регулирующую. Эти функции
выполняются финансами параллельно во
времени, так как каждая финансовая
операция включает, с одной стороны,
формирование и распределение общественного
продукта и национального дохода, а с
другой — контроль за этим распределением.

Фондообразующая
функция финансов заключается в
формировании фондов денежных средств.

Распределительная
функция финансов связана с распределением
ВВП и его общей части — национального
дохода. Без участия финансов национальный
доход не может быть распределен.

Финансовые
взаимоотношения создаются на стадиях
распределения и перераспределения
национального дохода. Первичное
распределение осуществляется по месту
возникновения национального дохода,
т.е. в области материального производства.
Распределение происходит посредством
финансов на основе ряда параметров,
устанавливаемых государством, ставки,
нормы, тарифы, платежи, отчисления и
т.д.

Контрольная
функция финансов тесно связана с
распределительной. Финансы осуществляют
контроль на всех стадиях создания,
распределения и использования
общественного продукта и национального
дохода. Основное назначение контроля
— содействовать наиболее рациональному
использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств с целью повышения эффективности
общественного производства.

Помимо
распределительной и контрольной функций,
финан­сы выполняют также регулирующую
функцию.
Эта функция связана с вмешательством
государства через финансы (государственные
расходы, налоги, государственный кредит)
в процесс воспроиз­водства.

Функции
финансов реализуются через финансовый
механизм,
представляющий
собой часть хозяйственного механизма.

Фи­нансовый
механизм
включает совокупность организационных
форм финансовых отношений в народном
хозяйстве, порядок формирования и
использования централизованных и
децентра­лизованных фондов денежных
средств, методы финансового планирования,
формы управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных реформ
применяется качественно новый финансо­вый
механизм. Это касается взаимоотношений
предприятий и населения с бюджетной
системой, внебюджетными фондами, органами
имущественного и личного страхования
и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *