ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2020.

Коммерческие предприятия должны иметь стратегию развития бизнеса, чтобы добиться успеха на рынке сбыта. В любой бизнес-стратегии присутствует финансовая составляющая. Поскольку стратегия определяет только цели предприятия, то для ее реализации нужны управленческие инструменты, определяющие пути достижения этих целей. Такими инструментами выступают различные политики, охватывающие все стороны бизнеса компании: закупочная, сбытовая, ценовая, маркетинговая, финансовая, кадровая и т. д. В этом ряду финансовая политика занимает особое место.

От качества разработки финансовой политики во многом зависит достижимость стратегии развития. Поэтому руководитель финансово-экономической службы любой компании обязан тщательно проработать вопросы формирования и регламентации всех составляющих финансовой политики.

Финансовый
механизм предприятий — это система
управления финансами, совокупность
форм и методов, с помощью которых
предприятие обеспечивает себя
необходимыми денежными средствами,
достигает нормального уровня стабильности
и ликвидности, обеспечивает рентабельную
работу, и получение максимальной
прибыли.

Финансовый
механизм предприятия — составная,
центральная часть хозяйственного
механизма предприятия, что объясняется
ведущей ролью финансов в сфере
материального производства. Он строится
в соответствии с требованиями объективных
экономических законов. Его основы
устанавливаются государством для
решения тех задач, которые стоят перед
ним на том или ином этапе развития.

-финансовый
совокупный риск заемный

Финансовый
механизм состоит из двух подсистем:

Управляющая
подсистема включает в себя финансовую
службу предприятия и ее подразделения,
таким образом, субъектом управления
финансового механизма являются
финансовая служба и ее отделы
(департаменты), а также финансовые
менеджеры.

Управляемая
подсистема (объект управления) включает
в себя:


источники финансовых ресурсов;


финансовые ресурсы предприятия;


денежный оборот предприятия.

В
качестве основного объекта управления
в финансовом механизме выступает
денежный оборот предприятия как
непрерывный поток денежных выплат и
поступлений, проходящих через расчетный
и другие счета предприятия.

Элементы
финансового механизма предприятия

В
структуру финансового механизма входят
шесть взаимосвязанных элементов:
финансовые отношения, финансовые рычаги
и инструменты, финансовые методы,
правовое, нормативное и информационное
обеспечение.

Финансовые
отношения предприятия можно объединить
в четыре группы, при этом две группы
относятся к внешним финансовым отношениям
предприятия — отношения с другими
предприятиями и организациями, отношения
с финансово-кредитной системой, а две
к внутренним — отношения внутри
коммерческого предприятия, отношения
внутри объединений фирм.

Финансовые
рычаги представляют собой инструменты.
Под финансовым инструментом в самом
общем виде понимается любой контракт,
по которому происходит одновременное
увеличение финансовых активов одного
предприятия и финансовых обязательств
другого.

Финансовые
инструменты — документы, имеющие денежную
стоимость (или подтверждающие движение
денежных средств), с помощью которых
осуществляются операции на финансовом
рынке. Финансовые методы — способы
воздействия финансовых отношений на
хозяйственный процесс, формирование
и использование денежных фондов. Они
действуют в двух направлениях: по линии
управления движением финансовых
ресурсов и по линии рыночных коммерческих
отношений, связанных с соизмерением
затрат и результатов, с материальным
стимулированием и ответственностью
за эффективное использование денежных
фондов.

Правовое
обеспечение финансового управления
составляет действующее законодательство,
регулирующее предпринимательскую
деятельность. Информационное обеспечение
финансовой деятельности предприятия
представляет собой процесс непрерывного
целенаправленного подбора соответствующих
информативных показателей, необходимых
для осуществления эффективных
управленческих решений по всем аспектам
финансовой деятельности
предприятия. Нормативное обеспечение
функционирования финансового механизма
образуют:


методические указания и разъяснения
и т. п.

Финансовая политика — совокупность
целенаправленных действий с использованием
финансовых отношений (финансов).
Финансовая политика предполагает
установление целей и средств достижения
поставленных целей. Финансовая политика —
совокупность государственных мероприятий
по использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций.

Содержание финансовой политики:

1. разработка общей концепции финансовой
политики, определение ее основных
направлений, целей, главных задач;

2. создание адекватного финансового
механизма;

3. управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики —
стратегические направления, которые
определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов и
предусматривают решение главных задач,
вытекающих из особенностей функционирования
экономики и социальной сферы страны.
Одновременно с этим государство
осуществляет выбор текущих тактических
целей и задач использования финансовых
отношений. Все эти мероприятия тесно
взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Любая финансовая политика в первую
очередь предполагает решение фискальных
задач государства, которые связаны
с балансированием доходов и расходов
государства. Оптимальной в этом случае
является ситуация, при которой все
расходы государства покрываются за
счет его текущих обязательных доходов.
Достичь такого равновесия очень трудно,
так как потребности в осуществлении
расходов более динамичны и, как правило,
превышают возможности по сбору доходов.
Поэтому государству постоянно приходится
искать пути сокращения расходов или
увеличения доходов. И то и другое
направление является сложным с точки
зрения его практического осуществления.

Кроме фискальных целей финансовая
политика предполагает проведение
регулирования экономических
процессов. Государство располагает
определенными инструментами, которые
оказывают влияние на интересы экономических
субъектов (налоги, государственный
кредит, бюджетные ассигнования, различные
нормы и нормативы) и при помощи которых
регулируются финансовые отношения. К
регулируемым экономическим процессам
относятся: экономический рост, занятость,
уровень инфляции, состояние валютного
курса, развитие отдельных территорий,
отраслей и предприятий. Регулирование
может осуществляться государством
стихийно или сознательно.

Задачами финансовой политики является:

1. обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых
ресурсов;

2. установление рационального с точки
зрения государства распределения и
использования финансовых ресурсов;

3. организация регулирования и
стимулирования экономических и социальных
процессов финансовыми методами;

4. выработка финансового механизма и
его развитие в соответствии с изменяющимися
целями и задачами стратегии;

5. создание эффективной и максимально
деловой системы управления финансами.

Основными структурными элементами
финансовой политики являются:

1) налоговая
политика – предполагает использование
возможностей государства взимать налоги
и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования уровня деловой
активности, решения различных социальных
задач;

2) бюджетная
политика — выраженной в структуре
расходной части бюджета, в распределении
расходов между бюджетами разных уровней,
в источниках и способах покрытия
бюджетного дефицита;

3) денежно-кредитная
политика – часть социально-экономической
политики, направленной на борьбу с
инфляцией, безработицей и обеспечением
стабильных темпов экономического
развития;

4) ценовая
политика — сводится к регулированию
цен и тарифов на монопольные товары и
услуги;

5) таможенная
политика — симбиоз налоговой и
ценовой политики, ограничивая или
расширяя доступ на внутренний рынок и
услуг из страны;

6) социальная
политика, связанная с решением задач
финансового обеспечения прав граждан
РФ, охватывает следующие сферы: пенсионную,
миграционную финансовую помощь отдельным
социальным группам населения;

7) инвестиционная
политика, связанную с созданием
условий для привлечения отечественных
и иностранных инвестиций прежде всего
в реальный сектор экономики;

8) политика в
области международных финансов.

Финансовый механизм представляет
собой систему установленных государством
форм, видов и методов организации
финансовых отношений. Это формы финансовых
ресурсов, методы их формирования, система
законодательных норм и нормативов,
которые используются при определении
доходов и расходов государства,
организации бюджетной системы, финансов
предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм подразделяется на
директивный и регулирующий.

— Директивный финансовый механизм,
как правило, разрабатывается для
финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует государство.
В его сферу включаются налоги,
государственный кредит, расходы бюджета,
бюджетное финансирование, организация
бюджетного устройства и бюджетного
процесса, финансовое планирование.

— Регулирующий финансовый механизм
определяет основные правила игры в
конкретном сегменте финансов, не
затрагивающем прямо интересы государства.
Такая разновидность финансового
механизма характерна для организации
внутрихозяйственных финансовых отношений
на частных предприятиях. В этом случае
государство устанавливает общий порядок
использования финансовых ресурсов,
остающихся на предприятии после уплаты
налогов и других обязательных платежей,
а предприятие самостоятельно разрабатывает
формы, виды денежных фондов, порядок их
образования и направления использования.

Читать также:  ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ ЦЕНА ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КРЕДИТ

Элементами финансового механизма
высту­пают финансовое планирование,
регулирование, анализ и контроль. Каждому
из названных элементов механизма
управления финан­совыми отношениями
присущи свои финансовые формы, методы
и ин­струменты. Финансовые методы и
инструменты зачастую называют финан­совым
инструментарием, имея в виду
их единство и целостность в структуре
финансового механизма.

Соседние файлы в папке Первичная!

Управление
финансами
– это процесс целенаправленного
воздействия с помощью специальных
приемов и методов на финансовые
отношения и соответствующие им виды
финансовых ресурсов для реализации
функций субъектов власти и субъектов
хозяйствования, целей и задач их
деятельности.

В управлении
финансами выделяют несколько
функцио­нальных элементов:

I.
Финансовое
планирование,
как процесс
определения количественных и качественных
параметров развития финансовой
си­стемы.

Основные
направления
финансового
планирования:

Инструменты
финансового
планирования:

Прикладные
методы
финансового
планирования:

В ходе
планирования субъект хозяйствования
оценивает состояние своих финансов и
выявляет возможности увели­чения
финансовых ресурсов.

II.
Оперативное
управление
финансами,
как процесс
практи­ческой реализации плановых
показателей развития финансовой
си­стемы.

Оперативное
управление представляет
собой комплекс мер, разработанных на
основе оперативного анализа скла­дывающейся
финансовой ситуации и преследующих
цель получения максимального результата
при минимальных затратах с помощью
перераспределения финансовых ресур­сов.

Этапы
оперативного
управления:

Прикладные
методы
оперативного
управления:

Направления
оперативного
управления:

Элементы
оперативного
управления:

III.
Финансовый контроль,
как элемент управления осуществляется
в про­цессе планирования и на стадии
оперативного управления.

Финансовый
контроль — это совокупность действий
и операций по проверке финансовых и
связанных с ними воп­росов деятельности
субъектов хозяйствования и управления
с применением специфических форм и
методов его органи­зации.

Объектом
финансового контроля являются денежные
перераспределительные процессы при
формировании и ис­пользовании
финансовых ресурсов.

Финансовый контроль
включает проверку соблюдения требований
экономических законов, оптимальности
пропор­ции распределения и
перераспределения стоимости валово­го
общественного продукта и национального
дохода, а так­же составление и исполнение
бюджета.

Классификация
финансового конроля:

1)
В зависимости от субъектов,
осуществляющих финансо­вый контроль,
различают:

2)
По формам
проведения
финансовый контроль делится на

3)
По методам
проведения
финансового контроля различа­ют:

4)
В зависимости от объекта,
ревизии могут быть:

5)
По характеру
материала,
на основе которого проводится ревизия
или проверка, они подразделяются на:

В условиях перехода
к рыночным условиям хозяйствова­ния
все большее значение приобретает
независимый финан­совый контроль
(внешний аудит), который выполняется
спе­циально уполномоченными на это
аудиторскими фирмами согласно заключенному
договору за определенное вознаграж­дение.
Заключение аудитора включает оценку
достовернос­ти финансовой отчетности,
характеристику результатов
фи­нансово-хозяйственной деятельности
и публикуется в откры­той печати.

Управление финансами
в условиях становления и разви­тия
рыночной экономики требует усиления
научного обо­снования управленческих
решений по всем вопросам дея­тельности
финансов.

2.4. Финансовое
планирование и прогнозирование

Государство в
процессе своего функционирования
осуществляет политическую деятельность
в различных сферах общественной жизни.
Объектом этой деятельности выступает
экономика в целом, а также ее составные
элементы: цена, денежное обращение,
финансы, кредит, валютные отношения и
т.п. Совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций представляет собой
финансовую политику. Финансовая политика
призвана обеспечивать нормальное
функционирование финансовой системы
общества и на этой основе эффективнее
осуществлять свои функции – социальные,
экономические, экологические, оборонные
и др.

Таким образом,
финансовая
политика –
это особая сфера деятельности государства,
направленная на мобилизацию финансовых
ресурсов, их рациональное распределение
и эффективное использование для
осуществления государством его функций.

Государство
является главным субъектом проводимой
финансовой политики. Оно разрабатывает
стратегию основных направление
финансового развития на перспективу,
определяет тактику действий на предстоящий
период, определяет средства и пути
достижения стратегических задач.

Финансовая
стратегия
– долговременный курс финансовой
политики, рассчитанный на длительную
перспективу и предусматривающий решение,
как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая
тактика –
это методы решения финансовых задач на
важнейших участках финансовой стратегии
на предстоящий период. Стратегия и
тактика финансовой политики взаимосвязаны
между собой.

Общими принципами
формирования финансовой политики
государства являются:

1. Выработка
научно обоснованной концепции развития
финансов.
Она формируется на основе анализа
состояния экономики, перспектив ее
стабилизации и развития производительных
сил и производственных отношений,
развития потребностей народного
хозяйства и населения страны в финансовых
ресурсах.

Целью научно
обоснованной концепции развития финансов
является наиболее полная мобилизация
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения потребностей развития
общества.

Основными
направлениями финансовой политики РФ
являются:

— налоговая политика;

— бюджетная политика;

— валютная политика;

Налоговая политика
– курс действий, система мер, проводимых
государством в области налогов и
налогообложения. Она находит свое
выражение в видах применяемых налогов,
величинах налоговых ставок, установлении
круга налогоплательщиков и объектов
налогообложения, в налоговых льготах.

Бюджетная политика
– действия, система мер, проводимых
государством в области формирования и
использования бюджета. Она делится на
фискальную политику (политика в области
доходов) и и политику в области
государственных расходов.

Денежно-кредитная
политика –
проводимый в стране курс и осуществление
мер в области денежного обращения и
кредита, направленные на обеспечение
устойчивого, эффективного функционирования
экономики, поддержание в надлежащем
состоянии денежной системы.

Валютная политика
– составная часть финансовой политики,
представляющая действия государства
внутри и вне страны, проводимые посредством
воздействия на валюту, валютный курс,
валютные операции. Основные инструменты
валютной политики – валютная интервенция
(разовое целенаправленное воздействие
Банка России на валютный рынок путем
продажи или закупки банком крупных
партий иностранной валюты), валютные
ограничения, валютные резервы и др.

Инвестиционная
политика –
действия государства в области вложения
средств в экономику страны, связанные
с установлением структуры и масштабов
инвестиций, направлением их использования,
источниками получения.

Финансовая политика
государства реализуется через систему
управление финансами.

Управление – это
сознательное целенаправленное воздействие
на объект для достижения желаемого
результата.

Управление присуще
всем сферам человеческой деятельности.
Важной областью управленческой
деятельности является управление
финансами. С позиций системного подхода
рассмотрим систему управления финансами
(рис.2.1). В ней можно выделить две
подсистемы: управляющую (субъект
управления) и управляемую (объект
управления).

Рис.2.1. Система
управления финансами

Субъект управления
включает в себя органы государственной
власти и управления. Объект управления
– это совокупность финансовых отношений,
включающих в себя государственные
финансы, финансы хозяйствующих субъектов
и населения. Управление финансами
предполагает целенаправленную
деятельность государства, связанную с
практическим использованием финансового
механизма. Другими словами, финансовый
механизм выступает в роли инструмента
управления.

Финансовый
механизм –
это совокупность форм, видов, методов
организации финансовых отношений. Он
включает в себя формы финансовых
ресурсов, методы их формирования, виды
платежей, методы распределения ВВП и
НД и т.п.

Составными частями
финансового механизма являются следующие
методы управления:

— финансовое
планирование и прогнозирование;

В широком смысле,
методы управления – это способы
осуществления корректирующего
воздействия, способы сознательного,
преднамеренного влияния на управляемую
подсистему.

Финансовое
планирование
направлено на разработку и утверждение
финансовых планов. Практически планируется
деятельность всех звеньев финансовой
системы. Финансовые планы носят
императивный характер: они подлежат
выполнению, за их реализацию несут
ответственность конкретные исполнители.
С помощью планирования удается согласовать
деятельность многочисленных учреждений
и организаций, относящихся к финансовой
системе.

Финансовое
прогнозирование
заключается в разработке, составлении
прогнозов, попытке предвидеть ряд
экономических показателей на будущее.
Прогнозируются рост ВВП, уровень
инфляции, курс рубля, мировые цены на
нефть, объем импорта и экспорта и другие
финансовые показатели. Прогнозные
значения показателей являются основой
для финансового планирования.

Читать также:  Какие средства включены в бюджет России?

Инвестирование
– это вложение финансовых средств в
инновационные проекты, социально-экономические
программы, предпринимательские
инициативы. С помощью данного метода
корректируются расходы бюджетов всех
уровней, а государство выступает в роли
инвестора, который проводит определенную
финансово-экономическую политику.
Инвестирование позволяет перераспределить
финансовые средства и направит их на
реализацию наиболее эффективных
проектов.

Кредитование –
это
предоставление денежных средств
физическим, юридическим лицам и
государству на определенный срок на
условиях возвратности и платности.
Кредитование придает большую оперативность
и гибкость управлению финансовой
системой.

Налогообложение
– это процесс
установления и взимания налогов в
стране. Оно позволяет весьма эффективно
регулировать входящие финансовые
потоки. С этой целью государство варьирует
числом налогов, составом налогоплательщиков,
налогооблагаемой базой, ставкой налога,
установлением режимов налоговых
платежей.

С помощью налоговых
рычагов удается изменить размеры
финансовых поступлений в определенные
бюджеты и фонды, целенаправленно
перераспределять денежные средства
между отдельными отраслями, регионами,
поддержать экономическое развитие
приоритетных перспективных направлений.

Финансовый
контроль –
наблюдение за объектом (финансами) с
целью проверки соответствия наблюдаемого
состояния объекта желаемому и необходимому
состоянию. Это контроль за ведением
финансовой документации, ее соответствием
установленным нормам и правилам, контроль
за соблюдением законов и нормативных
актов при осуществлении финансовых
операций.

Финансовый механизм
строится на основе различных видов
обеспечения: правового, нормативного,
информационного.

Правовое
обеспечение
включает в себя нормы финансового права.
Правовую базу функционирования
финансового механизма создают:

-Международные
нормы и соглашения.

Нормативное
обеспечение
включает различные нормы, нормативы,
методические указания, используемые
для целей финансового планирования,
анализа и контроля.

Информационное
обеспечение
– это информация, необходимо для
управления финансами. Оно включает
сведения, данные, финансовые показатели
и другую информацию, необходимую для
принятия управленческих решений в
системе управления финансами.

Понятие
системы управления финансами и ее
элементы. Субъекты и объекты управления
финансами. Методы управления. Особенности
управления финансами на централизованном
и децентрализованном уровнях. Органы
управления финансами.

Содержание
и значение финансового контроля.
Финансовый контроль как форма проявления
контрольной функции финансов. Принципы
финансового контроля. Объекты и сфера
применения финансового контроля.
Субъекты финансового контроля, сферы
их деятельности.

Сущность
и виды финансовой политики. Особенности
финансовой политики России на современном
этапе. Финансовый механизм и его
структура.

Система
управления финансами
— это комплекс мер, инструментов,
финансовых институтов, обеспечивающих
стабильное и эффективное функционирование
финансовой системы в целом и ее отдельных
звеньев, способствующих развитию
социально-экономических процессов в
обществе.

Элементы
системы управления финансами:

2)
стратегическое и оперативное управление;

Субъектами
централизованных и децентрализованных
финансов
выступают специальные службы, объединение
которых получило название финансовый
аппарат, а для сферы
личных финансов
– само домохозяйство, либо сам индивид

Объект
управления финансами
– различные виды финансовых отношений.
Специфика финансовых отношений
определяется особенностями построения
финансовой системы (соотношения между
её различными элементами).

1)
прямые методы. Реализуются с помощью
административного регулирования

2)
косвенные методы – предполагают
опосредованное воздействие (налоговые
ставки, ставки денежного рынка, ставка
рефинансирования, поддержка свободной
конкуренции, её развитие, величина
специальных выплат)

Какой
метод применять зависит от этапа
жизненного цикла, наличия кризиса, от
типа экономики, сферы финансов (централиз
или децентрализ)

Особенности
управления финансами на централизованном
и децентрализованном уровне:

Финансовый аппарат управления ГМФ
представлен органами представительной
и законодательной власти

— Федеральное Собрание и его палаты:
Государственная Дума и Совет Федерации;

— Президент РФ;

— Правительство РФ;

— Министерство финансов;

— Федеральное казначейство;

— Федеральная налоговая служба

— Государственный таможенный комитет;

— Центральный банк.

На законодательном уровне органом
управления финансами является Федеральное
Собрание (Государственная Дума и Совет
Федерации.

Финансовое
управления в организации осуществляет
финансовая служба, представленная
совокупностью отделов, функционирование
которых направлено на достижение
основных задач организации.

Структура
финансовой службы предприятия зависит
от специфики деятельности предприятия
и его организационно-правовой формы.

Типовая
служба – бухгалтерия, налоговый отдел,
инвестиционный, по работе с акционерами,
по работе с поставщиками и др.

Финансовый
контроль
— особая сфера деятельности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и финансовых служб
организаций по сбору и анализу информации
о действительном финансовом состоянии
управляемого объекта и эффективности
принятых управленческих решений. В ходе
финансового контроля осуществляются
сопоставление текущих и плановых
финансовых показателей, проверка
адресного и целевого использования
финансовых ресурсов, оценивается
правомерность действий финансовых
работников и руководителей организаций,
министерств и ведомств, непосредственно
участвующих в распределении финансовых
средств на соответствующем уровне
управления.

Финансовый
контроль – это форма реализации на
практике контрольной функции финансов.
При этом не следует отождествлять
контрольную функцию финансов и финансовый
контроль, поскольку осуществление
финансового контроля — это функции
соответствующих органов (институтов),
а не абстрактного понятия.

Основными
принципами финансового контроля
являются следующие:

Законность
— наличие правовой базы, обеспечивающей
проведение контроля;

Независимость
— Независимость органов финансового
контроля (организационная, функциональная,
финансовая) гарантируется действующим
законодательством

Объективность
— отсутствие предвзятости и невмешательство
в оперативную деятельность субъекта
хозяйствования (контроля)

Гласность
— общедоступность результатов финансового
контроля при соблюдении установленных
норм и

правил,
касающихся государственной и коммерческой
тайны.

Ответственность
— добросовестное отношение сотрудников
органов финансового контроля к своим

Разграничение
функций и полномочий — в отсутствии
дублирования в деятельности органов
финансового контроля

Системность
— единство правовой базы, установление
периодичности в проведении тех или иных
финансовых контрольных мероприятий.

В
качестве объекта
финансового контроля
выступают: процессы образования,
распределения и использования финансовых
ресурсов субъектами хозяйствования и
органами государственной власти и
местного самоуправления, характеризующиеся
системой различных стоимостных
показателей (например, выручка от
реализации, себестоимость, налоги и
др.).

Наиболее
важным элементом в системе финансового
контроля является субъект контроля.

В
качестве субъекта
финансового контроля
выступают специально уполномоченные
органы (государственные контрольные
органы; структурные подразделения,
созданные в субъектах хозяйствования
и органах государственной власти и
местного самоуправления; негосударственные
специализированные организации), а
также квалифицированные специалисты,
осуществляющие свою контрольную
деятельность в соответствии с
законодательством.


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

– совокупность
мероприятий по управлению финансами
различных сфер экономики.

Цель
финансовой политики заключается в
наиболее эффективном удовлетворении
экономических потребностей субъектов
экономики за счёт имеющихся ограниченных
ресурсов.

1.
оптимизация структуры доходов и расходов
гос бюджета

2.
повышение объема финансовых ресурсов

3.
сокращение темпа инфляции

4.
снижение систематического риска

5.
финансовое оздоровление экономики

6.
сглаживание экономических циклов

1)
в зависимости от научной концепции


классическая финансовая политика (Смит)
– расходы бюджета минимальны; гос доходы
образуются для поддержки национального
правопорядка и рынка конкуренции.
Финансовая политика государства является
дестабилизирующим фактором


регулирующая (Кейнс) – активная роль
государства в экономике, необходимость
финансирования гос предприятий. Гос
расходы должна повышать совокупный
спрос. Предусматриваются мероприятия
по оживлению предпринимательской
активности


концепция стабилизационной финансовой
политики – достижение максимально
возможного уровня ВВП при максимальной
загрузке имеющихся ресурсов


плановая финансовая политики (Ленин)

2)
в зависимости от круга решаемых задач


финансовая стратегия (долг. характер)


финансовая тактика (кратк. характер)

Отличие
стратегии от долгосрочной политики:

*
чёткая количественная формулировка
цели

*
точное деление мероприятия на этапы и
подэтапы

*
все мероприятия количественно обоснованы
и определены

*
объектом стратегии выступают глобальные
кропномасштабные проекты.

3)
по объектам функционирования:


финансовая политика предприятия

Финансовый
механизм
— совокупность видов, форм организации
финансовых отношений, специфических
методов формирования и использования
финансовых ресурсов и способов их
количественного определения.

– финансовое
планирование и прогнозирование;

Читать также:  Су Витте, министр финансов, провел денежную реформу

– финансовые
показатели, нормативы и лимиты;

– финансовые
рычаги и стимулы (цена, процент, прибыль,
амортизационные отчисления, дивиденды,
пени и др.);

Особенности
финансовой политики России на современном
этапе:

Цель
– повышение устойчивости бюджетной
системы

1)
совершенствование нормативно-правовой
базы в области бюджетной системы
(привести к единому алгоритму, убрать
дублирование полномочий)

2)
развитие гос программ (программно-целевой
метод – под расходные обязательства
создаем гос программы)

3)
повышение финансовой автономии в
небюджетных фондах

4)
повышение эффективности межбюджетных
отношений (сейчас меняется методика
исчисления межбюджетных трансфертов)

5)
повышение эффективности предоставления
гос услуг

6)
оптимизация расходов на оплату труда
(связано с механизмом эффективного
контракта; сокращение гос аппарата;
отстутствие индексации зарплаты высших
гос чиновников)

7)
повышение эффективности гос капитальных
расходов

8)
повышение эффективности управления
гос долгом (15-20% от ВВП)


развитие человеческого капитала


поддержка предпринимательской активности

1)
налоговое стимулирование развития
отдельных территорий (дальний восток,
сибирь)

2)
совершенствование системы акцизов
(следует повышать. Должен стать одним
из основных)

3)
развитие спец режимов н/о (патентная
система должна заменить ЕНВД; в рамках
патентной системы и УСН для новых
предприятий освобождать их от уплаты
налогов в течении 3 лет)

4)
борьба с уклонением от уплаты налогов

5)пересмотр
существующих налоговых льгот (некоторые
льготы считаются устаревшими, негибкими)

3.
Денежно-кредитная политика 15 вопрос
подробнее

Цель
– обеспечение ценовой стабильности и,
что означает достижение и поддержание
устойчивой низкой инфляции.

ДКП
проводится в рамках таргетирования
инфляции , переход к режиму плавающего
валютного курса

Операционная
задача ДКП – сближение ставок сегмента
овернайт денежного рынка в ключевой
ставкой

Бивалютная
корзина
— Выраженный в национальной валюте
операционный ориентир курсовой политики
Банка

России,
состоящий из доллара США и евро (действует
с февраля 2005 года). Рублевая стоимость
бивалютной корзины рассчитывается как
сумма 55 центов доллара США и 45 евро
центов в рублях (действует с 8 февраля
2007 года).

Ключевая ставка– появилась 1
сентября 2013 года, введена в рамках
перехода к таргетированию инфляции,
встраевамая во все остальные ставки,
краткосрочная

Операция
РЕПО
— сделка, состоящая из двух частей:
изначально одна сторона сделки продает
ценные бумаги другой стороне, получая
за них денежные средства, а затем, по
истечении определенного срока, выкупает
их обратно по заранее установленной
цене. Операции РЕПО Банка России
используются для предоставления
кредитным организациям ликвидности в
рублях в обмен на обеспечение в виде
ценных бумаг

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Мы выяснили, что финансовая политика предприятия призвана обеспечить эффективность использования его активов и капитала (как собственного, так и заемного). Отсюда логично предположить, что разработка финансовой политики начинается с анализа финансовой отчетности компании. И действительно, данные анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе показателей отчетности служат базой для разработки направлений финансовой политики предприятия. Этот анализ осуществляется в нескольких аспектах:

Анализ данных основных форм отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках) заключается в изучении:

В ходе анализа также выявляют отклонения фактических и плановых показателей, определяют причины негативных отклонений.

Горизонтальный анализ данных финансовой отчетности направлен на сопоставление показателей отчетности с аналогичными показателями прошедших периодов.

В ходе горизонтального анализа сравнивают отдельные статьи отчетности и в последующем изучают причины резких изменений, выявляют изменения одних статей отчетности по сравнению с изменениями других статей.

Вертикальный анализ данных финансовой отчетности проводят, чтобы изучить удельный вес отдельных статей финансовой отчетности в сумме общего показателя и сравнить полученный показатель с аналогичным показателем прошедших периодов.

Трендовый анализ основывается на изучении изменений относительных показателей (темпов роста) финансовой отчетности за ряд отчетных периодов по сравнению с показателями базового периода.

Расчет финансовых коэффициентов наиболее важен для последующей разработки финансовой политики предприятия, так как он предоставляет информацию о финансовом положении компании по всем составляющим ее имущества и капитала.

Число финансовых коэффициентов, используемых при анализе, исчисляется десятками, однако для разработки финансовой политики подробно рассматривать каждый коэффициент не нужно. Достаточно понимать, что все финансовые коэффициенты делятся на нормируемые и ненормируемые.

К нормируемым коэффициентам прежде всего относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости компании. Результаты расчетов нормируемых коэффициентов интерпретируются таким образом, что отклонения от норматива свидетельствуют об ухудшении финансового состояния предприятия.

К ненормируемым коэффициентам относятся показатели рентабельности, деловой активности, структуры имущества и капитала компании. Расчетные показатели этих коэффициентов анализируют в динамике. В зависимости от динамики они оцениваются как «улучшение», «стабильность», «ухудшение».

На основе анализа отчетности руководитель финансово-экономической службы разрабатывает основные направления финансовой политики предприятия:

По каждому разделу финансовой политики определяют методы управления и контроля, а также целевые показатели, на основе которых впоследствии будет оцениваться качество управления финансовой политикой.

Пример анализа хозяйственной деятельности компании «Альфа» с оценкой достижения целевых показателей по итогам 2019 г. приведен в табл. 2.


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Продолжение табл. 2


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

после разработки или корректировки параметров финансовой политики принятые управленческие решения следует отразить в регламентирующих документах компании.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Поскольку финансовая политика компании охватывает практически все аспекты ее хозяйственной деятельности и включает большое количество элементов, то без документальной фиксации направлений и целевых показателей данной политики невозможно качественно контролировать ее соблюдение. Поэтому в любой компании утверждают различные регламентирующие документы в области финансовой политики.

Понятно, что у каждой компании могут быть свои приоритетные направления финансовой политики. Тем не менее можно составить перечень регламентных документов, которые должны разрабатываться и утверждаться вне зависимости от специфики деятельности или методов управления. К таким документам относятся:

– бюджет доходов и расходов (управление краткосрочными финансовыми вложениями);

– бюджет закупок (управление запасами товарно-материальных ценностей);

– бюджет налогов (управление налогообложением);

В таблице 3 приведен перечень основных документов, в которых фиксируются цели, требования и ключевые показатели различных элементов финансовой политики предприятия.


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Суть финансовой политики каждого предприятия заключается в построении эффективной системы управления финансовыми ресурсами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей развития бизнеса.

Разработка финансовой политики призвана помочь решить следующие задачи бизнеса:

Чтобы лучше понять составляющие части финансовой политики предприятия, достаточно обратиться к балансу, отображающему итоги деятельности организации.

В левой части баланса мы видим данные об имуществе предприятия, в правой — данные о финансовых источниках формирования этого имущества. Точно так же финансовая политика компании должна состоять из двух основных направлений — управление имуществом и управление капиталом предприятия (см. рисунок).


ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Как видно из рисунка, эти две глобальные составляющие финансовой политики также делятся на части, соответствующие разделам баланса. Далее каждая из частей раскладывается на более функциональные составляющие в соответствии с видами имущества и источниками его формирования.

Дополнительно финансовая политика включает в себя такой элемент, как общее управление финансами.

Перечень всех элементов финансовой политики с кратким описанием их предназначения приведен в табл. 1.

Нужно отметить следующее: даже если в компании не все элементы финансовой политики регламентированы и документально оформлены, в практике работы организации они все равно используются. В то же время чем меньше руководитель финансово-экономической службы уделяет внимания проработке и регламентации элементов финансовой политики, тем менее она эффективна. Нужно отметить следующее: даже если в компании не все элементы финансовой политики регламентированы и документально оформлены, в практике работы организации они все равно используются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *