Это сумма всех денег в государстве, включая все финансовые институты

Имущественные и неимущественные отношения

Отношения, которые регулируются финансовым правом, помимо всего отмеченного, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

Имущественные отношения составляют предмет финансового права. К их числу относятся: отношения по уплате в государственные внебюджетные фонды и в бюджет неналоговых платежей, налогов, парафискалитетов, сборов; отношения по передаче денежных средств их получателям из бюджета и государственных внебюджетных фондов и др. Эти отношения соответствуют всем признакам финансов, поэтому с экономической точки зрения они являются финансовыми. А с юридической точки зрения, отношения, касающиеся имущества, в качестве которого выступают денежные средства в наличной и безналичной формах оплаты, их следует рассматривать как имущественные.

Вместе с тем целый ряд отношений являются неимущественными, так как не опосредуют наличие и перемещение финансовых средств. Примером этих отношений являются: отношения, которые являются основанием в порядке взыскания налогов; применение мер, в рамках налогового права, налоговой ответственности; отношения по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов и т.д. В рамках этих отношений движение денежных средств не осуществляется. Исходя из этого, они не являются финансовыми, если рассматривать их с экономической точки зрения. Но если рассматривать с экономической и юридической точек зрения, то эти отношения являются неимущественными. Они напрямую производны и связаны с имущественными отношениями (составляющих предмет финансового права) и, так как не являются независимыми, служат исключительно для их реализации в рамках финансового права.

Все отношения, возникающие в ходе публичной финансовой деятельности, подразделяются на имущественные и неимущественные. Это подразделение является определяющим для формулировки предмета финансового права. Осуществляется это подразделение по двум критериям одновременно: по – юридическому и по – экономическому. Отношения, которые реализуются в процессе публичной финансовой деятельности, наиболее действенно отделяют смежные отношения (прежде всего в административном праве) от отношений, составляющих предмет финансового права.

Учитывая вышеизложенное, определим, что предмет финансового права представляет собой связь имущественных и неимущественных отношений, которые возникают в процессе публичной финансовой деятельности.

Принципы

  • Принцип
    законности
    в финансовой деятельности выражается
    в том, что весь процесс создания,
    распределения и использования фондов
    денежных средств детально регламентируется
    нормами финансового права, соблюдение
    которых обеспечивается возможностью
    применения к правонарушителям мер
    государственного принуждения.
  • Принцип
    федерализма
    (сочетание централизма с самостоятельностью
    субъектов Федерации и органов местного
    самоуправления) проявляется в установлении
    Конституцией РФ разграничения компетенции
    РФ и субъектов РФ в области финансов.
    Процесс дальнейшего расширения прав
    субъектов РФ в финансовой деятельности
    не должен нарушать основные конституционные
    положения, закрепляющие полномочия РФ
    — центра в управлении финансами.
  • Принцип
    плановости
    в осуществлении финансовой деятельности
    означает, что вся финансовая деятельность
    государства базируется на основе целой
    системы финансово-правовых актов,
    структура которых, порядок составления,
    утверждения, исполнения закрепляются
    в соответствующих нормативных актах.
  • единство
    финансовой политики и денежной системы
    РФ;
  • достоверность,
    полнота, гласности
    при осуществлении финансовой деятельности
    проявляется в процедуре доведения до
    сведения граждан, в том числе и с помощью
    средств массовой информации, содержания
    проектов различных финансово-правовых
    актов, принятых отчетов об их выполнении,
    результатов проверок и ревизий финансовой
    деятельности.

1)правовая
— деятельность, которая влечет правовые
последствия и осуществляется на основе
юридического оформления;

2)
неправовая
— деятельность, которая не влечет
юридических последствий, хотя и
предусмотрена законодательством.

Финансовая
деятельность в Российской Федерации
осуществляется органами государственной
и муниципальной власти, предприятиями,
организациями, учреждениями и должностными
лицами.

Методы
осуществления финансовой деятельности

Осуществляется
финансовая деятельность специальным
ап­паратом на основании разнообразных
методов (в
том числе — сти­мулов, ограничений и
санкций).

В
зависимости от участников финан­совой
деятельности методы ее осуществления
делятся на
две
группы:


методы собирания (мобилизации) фондов
денежных средств (добровольные,
обязательные
и смешанные);


методы их распределения и использования.

1)
Методы
собирания (мобилизации)
фондов денежных средств делятся на
виды:

а)
налоговый
метод —
используется государством для изъятия
части доходов граждан, государственных
и негосударственных предприятий,
органи­заций и учреждений в бюджет;

б)
обязательных
взносов (платежей)
юридическими и физическими  лицами
в Пенсионный фонд, юридическими лицами
— в фонды заня­тости населения,
социального страхования, обязательного
медицинского страхования и др.;

в)
добровольного
привлечения денежных средств
в форме вкладов населения в банк,
приобретение облигаций и дру­гих
ценных бумаг, государственных и
муниципальных займов, лотерей,
благотворительных пожертвований;

г)
взимания
сборов и пошлин,
то есть платы за услуги, оказываемые
уполномоченными на то органами (судебная,
таможенная пошлина и т. п.);

д)
с помощью
метода
страхования
образуются страховые фонды;

е)
эмиссия
денег —
дополнительный выпуск денежных средств
в обраще­ние.

2)
Методы распределения
фондов денежных средств:

Это сумма всех денег в государстве, включая все финансовые институты

а)
финансирование
— плановая,
целевая, безвозмездная и безвозвратная
выдача государственных денежных средств
из бюджета;

б)
кредитование
— это плановая,
целевая, но возвратная и возмездная
выдача средств в форме банковских ссуд;

в)
выплаты
страховых возмещений,
пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые
из образованных ранее соответствующих
фондов;

г)
осуществление
расчетов
между различными субъектами.

Совокупность
однородных, взаимосвязанных по формам
и методам ак­кумуляции или распределения
денежных средств, экономических
отноше­нии принято называть
финансовым
институтом,
к которым
относятся, на­пример, все отношения
в области бюджета или все отношения в
области налогов или кредита.

Соотношение
методов обязательных и добровольных
платежей зави­сит от многих факторов:
политического курса государства и
местных органов власти, потребности в
финансовых ресурсах, уровня жизни
населения и т. д.

При
распределении
денежных
средств используются финан­сирование
и кредитование.

Фи­нансирование
предназначено для сохранения непрерывной
и возобновляющейся производственной
деятельности государ­ственных и
муниципальных предприятий. Это обеспечение
денежными средствами по­требностей
расширенного воспроизводства.

В
условиях рыночной экономики государственные
и муни­ципальные органы власти
финансируют только целевые мест­ные
программы. Государ­ственные и
муниципальные нужды обеспечиваются за
счет бюд­жетных средств и внебюджетных
источников, привлекаемых для решения
поставленных задач.

Кроме
прямого
финансирования в целях экономического
развития государство может использовать
косвенное
финанси­рование в виде налоговых
льгот, валютных средств, оставляе­мых
на льготных условиях в распоряжении
предприятия, и т. п. Конкретные виды,
размеры и порядок предоставления
финан­совых льгот устанавливаются
органами государственной власти и
органами местного самоуправления во
время утверждения конкретной целевой
программы.

Через
бюджетную систему осуществляется и
опосредованное финанси­рование
государством важных мероприятий и
программ.

Кредитование,
как и финансирование, обеспечивает
финансовые потребности процесса
расширенного воспроизводства, но
отличается возмездностью,
срочностью
и возвратностью.
Кредиты из государственных и муниципальных
средств предоставляются в основном
частным предприятиям, но возможны случаи
полу­чения государственных и
муниципальных кредитов и бюджет­ными
предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование
государственных и муниципальных денежных
средств осуществляется посредством
расчетных
операций,
которые могут быть в наличной
и безналичной
формах.

Финансовая
деятельность осуществляется государством
как охранительными,
так и регулятивными
способами, адми­нистративными
и экономическими
методами. В условиях рыноч­ной экономики
применение административных методов
в фи­нансовой деятельности сокращается.
Они используются в орга­ничном единстве
с экономическими методами. Регулирование
финансовой деятельнос­ти государства
и муниципальных образований в современных
условиях направлено на усиление
экономической обоснованнос­ти любых
административных решений и на устранение
элемен­тов администрирования в
финансовой деятельности.

Читать также:  ФИНАНСЫ И КРЕДИТ РЭУ ИМ ПЛЕХАНОВА

Виды
органов, осуществляющих финансовую
деятельность:

1)
органы общей компетенции, осуществляющие
общее регулирование и контроль за
финансовой деятельностью:

а)
Президент РФ — подписывает и обнародует
федеральный закон о федеральном бюджете;

б)законодательные
(представительные) органы РФ, субъектов
РФ и муниципальных образований (например,
Федеральное Собрание РФ) -рассматривают
и принимают (либо отклоняют) бюджеты
соответствующих уровней;

в)
исполнительные органы РФ, ее субъектов
и муниципальных образований (например,
Правительство РФ) — представляют проект
бюджета в законодательные (представительные)
органы, осуществляют общее управление
его исполнением;

2)
органы
специальной компетенции, созданные
специально для осуществления финансовой
деятельности:

а)
Министерство финансов РФ.

в)Министерство
РФ по налогам и сборам. Основные задачи
в области осуществления финансовой
деятельности:

Критерии экономических финансовых отношений

Критерии экономических финансовых отношений подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т.д. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение.

В качестве примера таких отношений можно привести установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и т.д. Иными словами, подобные отношения можно назвать неимущественными, но связанными с имущественными отношениями финансовой деятельности.

Предмет финансового права

Российское право разделено на несколько отраслей. Одной из них является финансовое право. Эта отрасль права, как и любая другая, имеет свой предмет– круг общественных отношений. Последний регулируется правилами этой самой отрасли права.

Значение предмета финансового права особенно явно проявляется в судебной деятельности. Ввиду того, что без четкого определения к какому правоотношению отнести возникший спор и нормы какой отрасли можно применить при разрешении дела, суд не сможет рассмотреть дело.

В связи с тем, что в последнее время решение своих задач государство стало все чаще перекладывать негосударственным субъектам и в силу закона наделять их необходимыми финансовыми ресурсами, предмет финансового права начал значительно расширяться. В нынешнее время, предмет финансового права, благодаря данному фактору, можно определить через категорию «публичная финансовая деятельность».

В другой формулировке это звучит так: В процессе финансовой деятельности (формирование-распределение-использование публичных фондов ден. ср-в) для решения публичных задач, возникшие общественные отношения и являются предметом финансового права.

Два вида отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности подчеркивают многообразие предмета финансовой деятельности. Первый вид – это отношения между государством и органами местного самоуправления. Второй – это отношения иных субъектов, которые в силу поставленных государством задач, обеспечивают публичные интересы.

Понятие и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

  • субъектами;
  • объектом;
  • содержанием.

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

Содержание– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Особенность юриспруденции

Юридические особенности финансового права это совокупность приемов по юриспруденции, которые отражают специфические воздействия на финансы.

Имущественные и неимущественные отношения по финансам тесно связаны с самим финансовым правом, они возникли из-за необходимости формирования собственности в виде централизации и децентрализации фондов средств. А именно, бюджета и внебюджетных фондов.

Фонды средств денег как публичная составляющая одного из уровня – это муниципальное образование и государство в целом. Которые выступают в виде органов компетенции. Они являются носителями суверенитета государства. Финансово-правовое регулирование на другие составляющие правоотношений по финансам разнообразны: может проявляться как императивность, так и относительная диспозитивность.

Императивные воздействия на финансовые отношения – это способ предписаний власти, которая сочетает в себе как нормы-запреты и другие. В финансовом праве это подходит для всех частей отрасли права, но в отдельных случаях может иметь свою особенность.

Императивная или по-другому властная деятельность государства создана для самостоятельного государственного регулирования и установления порядка образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

В процессе финансовой деятельности периодически происходит возобновления и повторения. Изменяются фактические ситуации, которые осуществляют регулирование статуса права субъектов, регулирование, охрана, устойчивость и перемена отношений по финансам. Финансовая деятельность может быть детерминирована из-за ее осмысления, она может показать и создать оценку действительности, которая будет способствовать принятию самых разнообразных решений.

Властное предписание в праве-это расширение внешнего закрепления, которые облагается нормами.

Запреты и предписания имеют характер для императивного регулирования. Это связано с самими финансовыми отношениями и для нормального регулирования всего государства. Отношения власти регулируются финансовым правом и являются его неотъемлемым звеном. В праве есть как подчинение воли субъектов финансового права над другими субъектами, которые могут являться как государством в целом так и отдельные части РФ. Все субъекты в Российской Федерации наделены финансовыми полномочиями.

Финансовые интересы права должны быть реализованы императивными способами связи на другие структуры отношений по финансам, что обусловливает юридическое неравенство. То есть императивные по регулированию права – это способ взаимодействия отношений общества и связи с государством в целом. В децентрализации денежных фондов служат одним из особенностей финансового права, которые отражены в сфере отношений по имуществу.

Развитая экономика рынка и государственная форма в виде федерации связывает применение процедур для достижения соглашений, обсуждения как соглашений так и самих решений в целом. Российская Федерация расширила применение так называемого диапозитивного метода. Он больше принадлежит для права по гражданским делам. Но местонахождение диспозитивного в сфере финансового свидетельствует о его допустимости. В этом случае сочетаются как частные, так и публичные интересы.

Из-за специфики самого финансового права, это не аналог по решению и регулировки отношений граждан. Диспозитивность следует рассматривать как субъект права с возможностью подбора варианта регулирования в формате финансового законодательства.

Например, бюджетный кодекс России может предусматривать возникновение отношений по праву, которые будут выстроены на равенстве сторон, а также на их свободу регулирования в правовых отношениях. В России присуще равенство прав по бюджету у различных субъектов РФ, так и у муниципальных образований.

Диапозитивные отношения в России являются равноправными. Различные нормативы затрат по финансам на предоставление государственных услуг и обеспечение минимального бюджета устанавливаются Правительством РФ (ст. 132 БК РФ). Сами субъекты не отвечают за долговые обязательства друг перед другом, если сами обязательства не были гарантированы.

Читать также:  ЕФРЕМОВ ФИНАНСЫ

Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, которые допускают возникновение публичных бюджетных правоотношений. Возможность распределения бюджетных денежных средств установлена не только методами, которые ранее известны, но и связаны с государственным заказом, так называемые государственные закупки, которые представляют из себе договор, заключенный между сторонами (п. 1 ст. 72 БК РФ).

Ссылаясь на договор, который заключен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, имеет место быть бюджетным инвестициям юрлица, которые не являются муниципальными(п. 1 ст. 80 БК РФ) .

Публичные отношения по финансам тесно связаны с гражданско-правовыми отношениями. Принимая во внимание закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» государство обязано делать выплаты инвалидам, которые получают средства транспорта через органы, что и является, социальной защитой населения России, также возможна компенсация страховых премий по договорам страхования.

Различные виды компенсаций высчитываются за счет федерального бюджета в размере 50% от суммы взноса по страховке. В данном примере сделка по страхованию превалирует как юридический факт, который заграждает бюджетные отношения. Диспозитивность также имеется при регулировании бюджетного кодекса и отношений в государственной сфере. Стоит выделить как пример, что статья 98—100 бюджетного кодекса имеет постановление в виде формы существование долговых обязательств РФ, ее субъектов и государственных образований а также соглашения по кредитам и различные виды договоров; В основе соглашения кредитора и должника, имеет место быть реструктуризации государственного или муниципального долга (ст. 105 БК РФ). Привлечение кредитных организаций на основе договора осуществляется на основе возраста (п. 1 ст. 156 БК РФ).

Диспозитивность регулирует и рекомендует финансово-правовые нормы.

В современном мире рекомендации могут иметь вид высокой актуальности и обуславливают деятельность по финансам к деятельности федеративных устройств государства. Так, законы которые выпускаются ежегодно о бюджете, могут содержать указания для отдельных субъектов Российской Федерации, выполнение которых не имеют обязательный характер, но из за единой политики по финансам- желательны.

В финансовом праве диспозитивность носит условный характер, и имеет определенную специфичность, которая заключается приоритетом интересов сторон. Условия деятельности могут быть согласованы только в случаях которые заранее оговорены в законодательстве. В некоторых случаях данные согласования, как и выбор правил поведения будет предшествовать принятию нормативного акта или соглашения (заключение договора). При этом нормы будут в данном случае обязательны для всех субъектов.

Воздействие права в финансовых взаимосвязях не является субъективным законодательным подходом. Потому что несоответствие ов регулирования права может привести к невозможности принятия норм на практике. В результате нормы права будут бездействовать или вызовут отрицательную реакцию социума.

При помощи права по финансам происходит реформирование отношений субъектов финансового права. В основу входит совокупность системы средств- которая является целенаправленной. Все это нужно для развития финансовой деятельности с устройством государства, а также должны быть учтены потребности социума.

Данные воздействия на право в комплексе с правами по финансам и их механизмами – это основные элементы режима юриспруденции. То есть наличие специального воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства или местного самоуправления.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

  • Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы.
  • Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения.
  • Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон.
  • Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера.
  • Финансовые правоотношения обладают волевым характером.
  • Правовые отношения охраняются государством.

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

  • Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение.
  • Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер.
  • Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

  • государственно-властным (организационным);
  • имущественным.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Характеристики финансовых отношений

Ниже перечислим некоторые закономерности, а именно характеристики финансовых отношений:

  • имущественный характер;
  • властно-императивный метод;
  • необходимость обеспечения материально деятельности государства;
  • конфликтность, из-за противоречий между частной и публичной формами собственности;
  • компромиссы правового регулирования.

Основы финансового права, как и само право в целом имеет постоянное развитие которое зависит от адекватных изменений происходящие в государстве. В данный момент актуально рассуждать о контроле финансов в системе предприятия, все больше и больше появляется финансово-правовая ответственность и связанная с этой ответственностью теория права, а также финансово-правовое регулирование и приобретение значения процессуальной финансовой деятельности участника и т.д.

Изменения, которые присущи праву это сложная и развитая объективная совокупность взаимосвязанных закономерностей позволяет рассматривать право в целом как однородные имущественные и неимущественные отношений социума. Как правило имеют связь с государством (муниципальным образованием) и другими субъектами финансового права по поводу накопления, использования госфондов бюджета средств, реализация контроля финансов и привлечение к законодательной ответственности за совершение финансового преступления.

Признаки отличия взаимосвязей отношения которые являются связующим звеном финансово-правового регулирования:

  • имеется характер имущества или есть связь с имущественным характером;
  • распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов а также направление на образование;
  • участие образования или государства в лице органов компетенции.
Читать также:  Используйте свой номер телефона для доступа к личному кабинету

Финансовая деятельность

В предмете финансового права можно разобраться, только при четком понимании того, что представляют собой имущественные и неимущественные отношения, а также финансовая деятельность в системе финансового права.

Посредством публичных денежных фондов, процесс образования, распределения и использования денежных средств для выполнения публичных задач и является публичной финансовой деятельностью.

Она состоит из финансовой деятельности неких субъектов, которые обеспечивают публичные интересы за счет публичных денежных средств. Также из финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Публичную финансовую деятельность осуществляют прочие субъекты. Это:

  • индивидуальные аудиторы и негосударственные аудиторские организации, осуществляющие обязательный аудит;
  • субъекты (третейские суды, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Агентство по страхованию вкладов и прочие), получающие парафискальные сборы;
  • государственные корпорации.

Если рассматривать финансовую деятельность по частям, то одной из них является та, которая «замыкается» на специально выделенных суммах денежных средств государства и муниципальных образований. В процессе деятельности с финансами государства и органов местного самоуправления возникают финансовые отношения, которые включают в себя вышеуказанную часть финансовой деятельности. К ней относятся:

  • образуемые вне бюджетов (федерального и субъектов РФ) фонды как государственные, так и муниципальные;
  • денежный фонд, который предназначен для покрытия общественных потребностей широкого круга;
  • государственный и муниципальный кредит;
  • финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Отсюда можно наблюдать, что к этой части финансовой деятельности, которая «замыкается» на государственных денежных фондах и денежных фондах местных органов самоуправления, относятся денежные средства только государственных и муниципальных унитарных предприятий. Соответственно, финансы всех предприятий, вне зависимости от формы собственности, не могут быть сюда причислены. То же самое относится и к страховым фондам.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется как самим государством, так и соответствующими органами муниципальных образований.

Государство – субъект финансовой деятельности

Государство, как субъект финансовой деятельности, представлено гос. органами на уровне Федерации и ее субъектов. Следовательно, государство относится к субъектам финансовой деятельности страны в лице компетентных органов на уровне Федерации, а также на уровне ее субъектов. Компетентными органами являются те, для которых финансовая деятельность является либо специальной, либо составляет часть их компетенции.

К компетентным органам, для которых указанная деятельность составляет лишь часть их компетентности относятся представительные органы государственной власти (ст. 104, 106 Конституции РФ). В их функционал входит: установление налогов и сборов, взимание налогов и сборов, рассмотрение и утверждение бюджетов, а также отчетность в их исполнении.

А вот исполнительные органы государственной власти осуществляют деятельность с финансами государства и в качестве специальной компетентности и как часть своей компетентности. Правительство Российской Федерации, министерства, которые в ряде случаев выступают в лице уполномоченных государством органов по управлению казенными предприятиями, органы исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ, Федеральной таможенной службы РФ, министерства, имеющие централизованные фонды.

Федеральный бюджет разрабатывает Правительство РФ. Бюджеты субъектов РФ – соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ. Налоги, сборы и пошлины при пересечении Государственной границы Российской Федерации взимает Федеральная таможенная служба РФ. Денежные средства для решения общеотраслевых задач из государственного бюджета и внебюджетных фондов формируют и выделяют министерства, которые имеют централизованные фонды. А нормативы по распределению прибыли казенных предприятий – министерства, управляющие казенными предприятиями.

Министерство финансов РФ и подведомственные ему финансовые органы субъектов РФ являются органами исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющими финансовую деятельность. К числу подведомственных финансовых органов относятся: Федеральные службы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора, служба по финансовому мониторингу; Фонды: Пенсионный, социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования; а также Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и др.

Контроль за реализацией федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство, находящееся в ведении Министерства финансов РФ. Также в функционал Федерального казначейства входит реализация казначейского исполнения федерального бюджета. Государственными внебюджетными фондами финансовой деятельности государства осуществляется ведение государственного финансового контроля, мобилизация и выделение денежных средств для решения государственных социально-экономических задач.

Центральный Банк

Финансовую деятельность государства осуществляет Центральный банк РФ. Его участие проглядывается в собирании денежных ресурсов страны, далее в их распределении и использовании. В его обязанности входят операции:

  • с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • с бюджетами прочих субъектов РФ и местными бюджетами;
  • операции по обслуживанию государственного долга (ст. 23 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Финансовая деятельность осуществляется ЦБ Российской Федерации даже во время эмиссии денежных знаков. Это обусловлено тем, что деятельность с финансами государства существует, опираясь на денежную систему РФ.

Из этого можно заключить, что деятельность с финансами государства является частью компетенции Центрального банка Российской Федерации.

Осуществление финансовой деятельности происходит как в лице органов местного самоуправления, так и напрямую через местное население. В обязанности исполнительных и представительных органов местного самоуправления входит формирование и исполнение местного бюджета. Также в функционал представительных органов входит введение местных налогов. Кроме того, в соответствии с уставами муниципальных образований, создаются органы местного самоуправления, которые осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получают в различных формах межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ и т.д. (ст. 100 БК РФ).

Социальные финансы

Социальные финансы представляют для общества общие интересы. Между этим, кроме финансовых отношений существуют другие параллели финансовых отношений, которые образуют комплекс регулирования права. К примеру, сфера гражданско-правового регулирования и денежных расчетов по договору купли-продажи между гражданами можно отнести к гражданско-правовому регулированию, штрафы- относятся к административному праву, пенсии — к обеспечению социума. Исходя из сказанного, не все финансы имеют финансово-правовое регулирование. В финансовом праве есть как имущественные, так и не имущественные взаимосвязи которые переплетаются с публичной государственной деятельностью и регулируются с помощью предписаний власти.

Права определяют сущность правового регулирования. Тонкость отношений общества, которые объединяют финансовое право, обуславливает воздействие на определенную область государственной работы.

Термин является одним из главных при развитии как общества так и науки в целом, которая заключается в совокупности способов операций и освоения действительности в теории, которые взаимосвязаны для решения конкретных задач. Решение деятельности по финансам является одним из элементов финансового регулирования и имеет правовой аспект, так как отражает одну из сторон деятельности. Совокупность признаков по юриспруденции регулирует финансово-правовую деятельность, они помогают регулировать, решать проблемы при возникновении споров в финансовых отношениях.

Актуальность финансового права заключается в регулировке муниципального права собственности. В составляющую часть входят как централизованные так и децентрализованные фонды денежных средств.

Стоит учесть, что для регулирования отношений правовые приемы используются разными приемами и целями. Так, к примеру, в различных институтах и его отраслях подходят не все нормы регулирования. При этом, структурирование отношений власти и ее предписания могут переходить от одного правового к другому, не разрушая их структуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *