Федеральное казначейство осуществляет контроль состояния государственных финансов в целом по стране

Нужна помощь с тестами?

Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!

Финансовый контроль – одна из главнейших функций федеральных органов двух из трех видов власти – законодательной и исполнительной, в том числе специально созданных для подобного вида деятельности органов исполнительной власти.

Стоит отметить, что органы, осуществляющие финансовый контроль, разнятся по своим видам функциям, задачам и полномочиям.

Контроль в системе налогообложения

Органом специальной компетенции называют Федеральную налоговую службу РФ. В ее ведомстве государственный финансовый контроль, решая главные задачи – контроль за соблюдением законодательства о налогах, отслеживание правильности их исчисления, надзор за полнотой и своевременностью внесения в конкретные бюджеты государственных налогов и прочих платежей, определенных законодательством страны в целом и ее субъектов по отдельности.

Основной функцией ФНС является забота о соблюдении законодательства о налогах и сборах, контроль правильности исчисления, надзор за полнотой и своевременностью внесения в конкретный бюджет налогов и сборов, в тех обстоятельствах, которые предусмотрены законодательством РФ, проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в конкретный бюджет других обязательных платежей, наблюдение за производством и оборотом табачных изделий, а также функции агента валютного контроля в поле сферы влияния налоговых органов.

Кроме того, ФНС существует, как уполномоченный федеральный орган принадлежащий к исполнительной власти и проводящий государственную регистрацию граждан организующих бизнес в качестве индивидуальных предпринимателей, людей планирующих зарабатывать, выращиванием культур и разведением скота, как крестьянских (фермерских) хозяйств, всевозможных организаций и фирм в качестве юридических лиц, а также уполномоченных федеральным органом исполнительной власти.

Еще одна функция ФНС – обеспечение представления в делах о банкротстве и в самих процедурах банкротства требований об обязательных выплатах и требований РФ по денежным обязательствам.

Вышестоящий над ФНС России орган – это министерство финансов.

Налоговая служба имеет территориальные органы и в работе с ними реализует свои основные цели, кроме того она сотрудничает с иными федеральными органами исполнительной власти, а также с исполнительной властью субъектов РФ, местными самоуправление и всевозможными государственными внебюджетными фондами, различными общественными объединениями и иными организациями.

В единую централизованную систему входит сама ФНС и ее территориальные органы:

  • управления Службы, распределенные по субъектам Федерации;
  • инспекции Службы межрегионального уровня;
  • районные и городские инспекции Службы;
  • межрайонные инспекции ФНС.

Руководителя ФНС России назначает на должность и увольняет Правительство РФ после представления министра финансов РФ.

У Федеральной налоговой службы длинный перечень полномочий в плане контроля и надзора за финансами:

  • контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, проверка правильности исчисления, полнотой и своевременного, в определенный срок, внесения налогов и сборов и других платежей в бюджет;
  • контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, не работающими, как кредитные организации;
  • проверка соблюдения правил использования контрольно-кассовой техники, а также способов ее регистрации и применения;
  • наблюдение за полнотой учета выручки во всех зарегистрированных организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • контроль за проведением лотерей, а также за целевым использованием выручки от этих лотерей.

Кроме вышеперечисленного, Федеральная налоговая служба в соответствующем порядке выдает предписанные законом разрешения и свидетельства в рамках своих полномочий, проводит государственную регистрацию юридических лиц, также регистрирует физических лиц в форме ИП и наделяя их индивидуальными номерами, а еще оформляет документы на крестьянско-фермерские хозяйства. Еще одна немаловажная функция – учет абсолютно всех налогоплательщиков. Кроме этого, у ФНС есть и множество других полномочий.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
  • Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

  • защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
  • повышение эффективности работы российских банков;
  • обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
  • выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
  • регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
  • внедрение регламентов осуществления банковских операций.

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

  • разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
  • обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
  • выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
  • разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
  • моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

Читать также:  Процессы распределения могут происходить не только с использованием финансов но и

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

  • контроль за исполнением статей бюджета;
  • контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
  • контроль за использованием федеральной собственности;
  • проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
  • участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.

Основные направления деятельности Счетной палаты:

  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • экспертно-аналитическая деятельность;
  • информационная деятельность.

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Работа Министерства Финансов России

Документ регулирующий работу Минфина России – это Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, которое было утверждено постановлением Правительства РФ № 329 от 30.06.2004.

Минфин России осуществляет регулирование и контроль работы находящихся в его сфере влияния Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в том числе финансовую проверку исполнения Федеральной таможенной службой, регулирующих деятельность нормативных правовых актов, в части исчисления и взимания таможенных платежей, назначения таможенной стоимости различных товаров и всевозможных транспортных средств.

Минфин России обеспечивает общегосударственный финансовый контроль:

  • при осуществлении своих полномочий, включающих участие в составлении проекта федерального бюджета и отчета о его исполнении и консолидированного бюджета страны;
  • работая от имени Российской Федерации по заключению договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, а также договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
  • распоряжаясь государственным долгом Российской Федерации;
  • осуществляя сбор и рациональное использование ценностей Государственного фонда – драгоценных камней и металлов, принадлежащих Российской Федерации;
  • объявляя конкурсы и заключая государственные контракты на размещение заказов на соответствующей электронной площадке на выполнение работ, поставку товаров, оказания услуг и проведение научных исследований для прочих государственных нужд в конкретной сфере деятельности и т.д.

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

  • Минфин России;
  • ФНС России;
  • ФТС РФ;
  • Росфинмониторинг;
  • Федеральное казначейство.

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Полномочия Государственной Думы и Президента

Контроль за финансами ведется Федеральным Собранием, то есть парламентом РФ, который работает в соответствии с тем, как это было утверждено в статье 94 Конституции РФ, то есть будучи представительным и одновременно законодательным органом власти.

Роль Государственной Думы в тщательном рассмотрении и утверждении, а в редких случаях, отклонении отчета о соблюдении федерального бюджета. На рассмотрение Думе этот документ представляет Правительство РФ, что регулируется в статье 114 Конституции РФ. Кроме того, правительство выносит на рассмотрение также отчеты об исполнении бюджетов всевозможных государственных внебюджетных денежных фондов. Таких как Пенсионный фонд, Федеральный фонд ОМС (обязательное медицинское страхование), Фонд социального страхования.

И Совет Федерации и Госдума создают для реализации функций контроля за финансами всевозможные комиссии и комитеты. Кроме того, в Думе проходят слушания, где обсуждается формирование и исполнение госбюджета.

В свою очередь, Федеральное Собрание, действуя по Конституции РФ, формирует Счетную палату, доверяя ей большие полномочия в области контроля за денежными потоками.

Президент России тоже наделен контролирующими функциями. Избранный глава государства определяет главные линии внутренней и внешней политики государства, которые влияют на финансовую политику.

Президент РФ ежегодно обращается с посланиями к Федеральному Собранию, где рассказывает о положении дел в стране, о том как и в каких направлениях развивается внутренняя и внешняя политика. В реализации контроля президент действует через Главное контрольное и другие управления своей Администрации, кроме того ему помогают полномочные представители федеральных округов РФ, которых всего восемь.

На что имеет право главное контрольное управление администрации президента РФ:

  • запрашивать у руководителей организаций и предприятий любой формы собственности, а также у глав государственных органов любые документы, материалы и прочую информацию, нужную для осуществления проверок;
  • призывать на помощь в проведении проверок всевозможных специалистов, работников правоохранительных органов;
  • выдвигать на рассмотрение Президента страны предложения по полученным результатам этих проверок.
  • предъявлять предписания, требующие ликвидации финансовых нарушений, на рассмотрение которых дается 10 дней.

А вот самостоятельно подвергать каким-либо санкциям выявленных нарушителей главное контрольное управление права не имеет. Необходимо отсылать материалы о нарушениях в правоохранительные, либо соответствующие контрольные органы. Там и будут приняты меры.

Исполнительная власть, то есть Правительство РФ тоже работает в сфере контроля за финансами, так же как и правительства, администрации различных субъектов РФ. Функции Правительства прописаны в № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 .

Кроме того, как предписано действующим законодательством, существуют особые субъекты финансового контроля, именно для этих действий созданные:

  • Счетная палата РФ;
  • Федеральное казначейство;
  • Министерство финансов;
  • Центробанк;
  • Федеральные службы финмониторинга и финансово-бюджетного надзора;
  • контрольно-ревизионные органы, подчиняющиеся федеральной исполнительной власти;
  • Федеральная таможенная служба (ФТС России);
  • иные органы, отслеживающие поступление и расходование финансов в федеральный бюджет и во внебюджетных федеральных фондах.

Центральный банк России – надзор в банковской сфере

Другой немаловажный орган финансового контроля – это Центральный банк Российской Федерации. В сокращенном виде допустимо название – Банк России. Он работает, как предписано Федеральным законом «О Центральном банке РФ».

Одновременно главный российский банк еще и действует, как юридическое лицо, при этом функционируя, как орган государственного управления, которому доверены обширные властные полномочия. В рамках своей компетенции Банк России наделен правом принимать нормативно-правовые акты. Исполнять изложенные там требования обязаны федеральные органы государственной власти, кроме того власти субъектов РФ и, конечно, местное самоуправление, сверх этого все юридические и физические лица, работающие в области финансов. Вышестоящие органы, которым отчитывается Банк России – это Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Конечно, помимо указанных органов власти Банк России обязан предоставлять информацию в том виде, в каком диктует соответствующий закон, еще и Президенту России.

Читать также:  В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов алины как ей правильно поступить

Пожалуй, основная функция Банка России – это контроль и надзор в банковской сфере.При этом одна из важнейших задач – совершенствование надзора в указанной сфере.

Еще в 2001 году увидел свет совместный программный документ в форме Заявления Правительства РФ и Банка России. Его дословное название: «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». Там описаны разные меры совершенствования сферы. Например, говорится о проведение совместно с банковским сообществом действий по подготовке к использованию международных подходов в оценке достаточности капитала различных кредитных организаций, которые были определены Базельским комитетом по банковскому надзору при обсуждении новых подходов к оценке достаточности капитала банков. Кроме того, в заявлении говорится об изучение характера и размера необходимых изменений во всевозможных нормативно-правовых актах при внедрении описанных подходов.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ реализует посредством своего специализированного подразделения. Его название: Комитет банковского надзора Банка России. Этот Комитет работает как постоянно действующий орган, компетенция которого определяется Положением, принятым решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г.

Страховая деятельность в России подчиняется Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

С сентября 2013 года регулирование, контроль и надзор в области деятельности по страхованию перешли от Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) к описанному выше Банку России.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и множества муниципальных образований страны проводят финансовый контроль всех операций с бюджетными деньгами главных распорядителей, в том числе, получателей бюджетных средств из конкретных бюджетов, а также следят за соблюдением получателями кредитов и инвестиций из бюджета и государственных и муниципальных гарантий правил выделения, получения, целевого использования и, впоследствии, возврата бюджетных средств.

Финансовый мониторинг федерального уровня

Другой федеральный орган исполнительной власти задействованный в финансовом контроле – Федеральная служба по финансовому мониторингу. Она действует руководствуясь Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента РФ№ 808 от 13.06.2012.

Основная деятельность Росфинмониторинга – это организованное сопротивление действиям по легализации дохода, который был добыт преступным способом, а также направлению финансов на поддержку терроризма. Еще одна область работы финмониторинга – это создание мер государственной политики и нормативно-правового регламентирования этой сферы, по контролированию соответствующей деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, кроме прочего еще и реализация функции национального центра по оценке ущербов национальной безопасности, возможных в процессе отмывания преступных доходов, финансовой поддержки терроризма и даже распространения оружия массового поражения, по разработке мер противодействия таким угрозам.

Естественно, что руководство такой стратегически важной деятельностью Росфинмониторинга осуществляет никто иной как Президент Российской Федерации. Он назначает и освобождает от должности директора данной организации. А тот, в свою очередь, несет персональную ответственность за реализацию поставленных перед Росфинмониторингом целей. Заместителей директору назначает и потом освобождает их от должности также президент РФ, но уже по представлению директора.

Свою деятельность Росфинмониторинг реализует:

  • самостоятельно либо через свои органы распределенные территориально;
  • работая в сотрудничестве с прочими федеральными органами исполнительной власти, а также взаимодействуя с органами исполнительной власти различных субъектов федерации, в том числе многочисленными органами местного самоуправления и всевозможными общественными объединениями и различными организациями.

Широкий спектр полномочий возложен на Росфинмониторинг, организация должна:

Таков неполные список полномочий Росфинмониторинга в его сфере деятельности.

Для реализации своих полномочий Росфинмониторинг наделен правами:

  • привлекать в соответствии с определенным порядком и при обязательном соблюдении всех видов охраняемых законом тайн для организации экспертиз, внедрения программ обучения, разработки методических материалов и программного и информационного обеспечения, запуска информационных систем в области финансового мониторинга, ученых, специалистов конкретных областей и целые организации подходящей сферы деятельности, включая договорную основу;
  • делать запросы и получать в соответствии с определенным порядком, безвозмездно необходимые документы, материалы и прочую информацию, требуемую для вынесения решений в рамках собственной сферы деятельности;
  • предоставлять юридическим и физическим лицам запрошенные разъяснения по вопросам, касающимся основной сферы деятельности;
  • организовывать в пределах своих полномочий процедуры проверки исполнения законодательства РФ о противодействии отмыванию преступных денег, и финансированию терроризма в той части закона, где говорится о действиях по фиксированию, хранению и представлению данных финансовой операции или сделках с другим имуществом, подлежащих непременному контролю, а также в целях обеспечения внутреннего контроля;
  • рекомендовать руководителям определенных государственных органов привлечение к ответственности тех лиц, которые оказались виновными в нарушении законов Российской Федерации предписывающих противодействие легализации средств, добытых в ходе преступных деяний, и финансово поддержке терроризма, и самостоятельно привлекать их в установленном законом порядке к административной ответственности;
  • учреждать в определенном порядке межведомственные рабочие и экспертные группы, комиссии для решения проблем, возникающих в процессе реализации основных функций;
  • подготавливать и принимать к действию в пределах своей сферы деятельности методические материалы и программы осуществления контрольных мероприятий;
  • учреждать совещательные и экспертные органы, призванные работать в установленной сфере деятельности;
  • принимать, следуя законодательству Российской Федерации, предупредительные, ограничительные и профилактические меры, цель которых предупреждение и (или) ликвидация итогов нарушений в установленной сфере деятельности;
  • заблаговременно пресекать факты нарушения законов РФ, касающихся установленной сферы деятельности;
  • открывать, реорганизовывать и закрывать территориальные органы Росфинмониторинга;
  • учреждать в определенном порядке ведомственные награды, принимать положения об этих наградах и их описания;
  • организовывать в соответствии с законодательством РФ издания, освещающие работу Росфинмониторинга в печатном и электронном видах.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Роль Федерального казначейства

Еще один федеральный орган, осуществляющий контроль за финансами, находится в свою очередь в ведении Министерства финансов, – это Федеральное казначейство. Оно является представителем исполнительной власти, то есть федеральной службой.

Роль Федерального казначейства – заблаговременно предотвратить нарушения в манипуляциях со средствами бюджета его распределителями и получателями, осуществлять текущий контроль.

Работа во взаимодействии – один из основных принципов функционирования органов Федерального казначейства. Свои контрольные функции они реализуют объединяясь с различными органами исполнительной власти, правоохранительными, налоговыми органами и кредитными организациями; направляют правоохранительным органам сведения о выявленных нарушениях, за которые назначена уголовная ответственность.

Перечень прав органов Федерального казначейства в области финансовых отношений довольно длинный. Доля ответственности казначейства значительно возрастает в связи с передачей ему из банковской системы полномочий по кассовому исполнению бюджета. Казначейское исполнение бюджетов утверждено в статье 215.1 БК РФ.

Читать также:  Министры финансов. От Российской империи до наших дней читать онлайн, Александр Пачкалов, Михаил Алексеев

Руководители органов Федерального казначейства, а также директора его территориальных органов наделены возможностью приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством обстоятельствах операции по лицевым счетам, имеющимся в органах Федерального казначейства и открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям денег из федерального бюджета, и счетам, заведенным получателями выплат федерального бюджета в кредитных организациях.

Еще один орган из ведомства Минфина – это росфиннадзор, работа которого строится на специальном документе: Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. Положение отражено в постановлении Правительства РФ № 278 от 15.06.2004.

Будучи федеральным органом исполнительной власти Финансово-бюджетный надзор, помимо функций контроля и надзора в подведомственной сфере, еще выполняет работу органа валютного контроля.

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

  • страховой бизнес;
  • рынок ценных бумаг;
  • рынок паевых инвестиционных фондов;
  • рынок негосударственных пенсионных фондов;
  • товарные биржи;
  • рынок услуг кредитных бюро;
  • рынок жилищных кооперативов;
  • рынок электронных платежных систем;
  • рынок микрокредитования.

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Функции Счетной палаты РФ

Работу счетной палаты России регулирует конкретный законодательный акт: № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», подписанный 05.04.2013.

Счетная палата – это беспрерывно работающий высший орган внешнего аудита государства, учреждаемый в соответствии с Федеральным законом, и подотчетный парламенту РФ. Счетной палатой управляет Председатель, так же ему назначается заместитель, основные функции реализуют аудиторы и аппарат Счетной палаты.

Руководителя назначают на должность на 6 лет. Делает это государственная Дума по представлению Президента России. Причем более двух сроков подряд руководить палатой один и тот же человек не может. Кандидатуры предлагаются фракциями в Госдуме, затем Совет представляет не менее трех кандидатур Президенту, а тот выбирает одного и в свою очередь вносит ее в Думу уже для назначения на пост Председателя палаты. Если ни один из представленных специалистов не устроит президента, он может выдвинуть другого человека и далее все пойдет по тому же сценарию.

Назначение кандидата на должность происходит после принятия постановления большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Что касается требований к председателю счетной палаты, то им не может быть иностранец, только гражданин РФ, кроме того не имеющий вид на жительство либо другой документ, удостоверяющий возможность постоянного проживания за границами РФ. Кандидату необходимо высшее образование, как минимум пятилетний опыт работы в государственном управлении, аудите, финансах, юриспруденции или экономики. На тех же условиях и на тот же срок назначается и заместитель Председателя Счетной палаты.

Аудиторы Счетной палаты – это управленческие должности, работающие в разных направлениях. Полное содержание каждого направления, утверждено Регламентом Счетной палаты. На эти должности так же не могут претендовать иностранные граждане, только россияне, не имеющие вида на жительство или права на постоянное проживание за границей. Кроме прочего, они должны иметь такое же образование и такой же опыт работы, как председатель Палаты.

Важно чтобы аудиторы Счетной палаты не имели родственных связей с Президентом России, со всевозможными председателями: Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Так же в родственниках у них не должны числиться: Руководитель Администрации Президента, Председатель Следственного комитета, Генеральный прокурор, Председатель и зампредседатель Счетной палаты.

Аудиторы назначаются Государственной Думой и Советом Федерации в количестве шести человек все на те же шесть лет и также по представлению Президента России. Закон о максимальном сроке в два шестилетних периода на них также распространяется.

Счетная палата осуществляет 9 своих основных задач:

  • следит за тем, чтобы средства федерального бюджета и финансы подотчетных внебюджетных фондов использовались на конкретные цели наиболее качественно;
  • проводит аудит социально-экономического развития страны, следит за тем как реализуются стратегические цели и достигаются результаты;
  • определяет насколько целесообразно и соответствуют ли законам РФ действия по формированию, управлению и распоряжению бюджетами в пределах компетенции Счетной палаты, а также средствами для нужд целевого планирования социально-экономического развития нашей страны;
  • делает анализ обнаруженных недочетов и нарушений в ходе формирования, управления и распоряжения денежными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выносит предложения по их устранению и по улучшению бюджетного процесса в целом в пределах своих полномочий;
  • развивает возможности и способы аудита (контроля) достижений и соответствия законам РФ порядка формирования, управления и распоряжения денежными потоками в пределах компетенции Счетной палаты, включая анализ самых важных национальных показателей и признаков социально-экономического развития нашей страны;
  • оценивает результативность установления налоговых и прочих льгот и преимуществ, бюджетных займов из федерального бюджета, проверяет соответствие закону выданных государственных гарантий и поручительств либо обеспечение выполнения взятых обязательств иными способами по договорам, заключаемым юрлицами и владельцами ИП за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах сферы влияния Счетной палаты;
  • проверяет правильность бюджетной отчетности главных администраторов финансов государственной казны и бюджетов государственных внебюджетных фондов российской федерации и отчет за год о реализации федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов страны;
  • следит за законностью и соблюдением сроков при движении средств подотчетных бюджетов в центробанке, других банках, наделенных полномочиями, и прочих кредитных организациях РФ;
  • в границах своей сферы влияния способствует принятию мер по противодействию коррупции.

Исполняя свои обязательства Счетная палата выполняет контрольно-ревизионную, а также информационную и еще экспертно-аналитическую функции наряду с другими видами деятельности, поддерживает общую систему проверки исполнения обоих разновидностей подотчетных бюджетов – федерального и федеральных внебюджетных фондов. Эта деятельность подразумевает комплекс мер:

  • обеспечение и реализация краткосрочной проверки исполнения федерального бюджета в отчетном году;
  • организация общих ревизий и отдельных тематических аудитов конкретных разделов и статей госбюджета и доходов с расходами федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ проектов федерального бюджета, законов и прочих нормативных правовых актов, договоров заключенных РФ на международном уровне, касающихся вопросов федерального бюджета и в общем финансов Российской Федерации;
  • осуществление и передача заключений в обе палаты парламента нашей страны по реализации подотчетных бюджетов и т.д.

Для выполнения главных задач Счетная палата осуществляет широкий перечень функций:

Таков неполный перечень функций счетной палаты.

Счетная палата простирает свои контрольные полномочия по двум направлениям:

  • на абсолютное большинство государственных органов и учреждений в стране, на федеральные внебюджетные фонды;
  • на органы местного самоуправления, предприятия, всевозможные организации, разнообразные финансово-кредитные учреждения, а также их объединения без привязки к видам и формам собственности, в том случае, когда они получают, переводят, хоть как-то используют средства из федерального бюджета или обращаются с федеральной собственностью, а также используют какие-либо льготы или иные преимущества.

Счетная палата, реализуя контрольную деятельность, имеет право организовывать ревизии и тематические проверки, не внося изменения в оперативную деятельность подвергающихся проверке организаций. О результатах подобных мероприятий Счетная палата сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Если обнаружатся нарушения в каком-либо виде деятельности, влекущие ущерб государству и требующие немедленного пресечения, Счетная палата обладает полномочиями выносить предписания проверяемым организациям, и они будут обязательны для исполнения.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

  • Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095
  • Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *