ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации.

Органы
управления финансами федерального
уровня: (законодательные)

2. Центральный
банк РФ. Он контролирует деятельность
коммерческих банков, проводит эмиссии
наличных денег, хранит золото и резервы,
организует платежно-расчетные отношения,
регулирует валютный курс.

3. Счетная
палата. Она является органом государственного
финансового контроля, образуемым
Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным.
Основные задачи Счетной палаты:
организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюджетных
фондов по объемам и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и
использования федеральной собственности

Также к исполнительным
органам управления финансами относятся:

Министерство
экономического развития и торговли РФ
и входящие в его состав:

а) Федеральная
служба государственной статистики;

б) Федеральная
таможенная служба;

в) Федеральная
служба по тарифам;

г) Федеральное
агентство по государственным резервам;

д) Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости;

е) Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом.

Федеральные органы
исполнительной власти, находящиеся в
ведении Правительства РФ:

а) Федеральная
антимонопольная служба;

б) Федеральная
служба по финансовым рынкам.

В
составе администраций субъектов
Российской Федерации создаются
специализированные финансовые органы:
министерства финансов (в
республиках, а также некоторых краях и
областях), департаменты финансов,
комитеты
по финансам и
бюджету, финансовые
управления и
т.п. Их функции сходны с функциями
Министерства финансов Российской
Федерации, но в пределах компетенции
исполнительных органов субъектов
Российской Федерации. К основным функциям
относятся: разработка региональной
финансовой политики,
непосредственная разработка
проектов региональных бюджетов.
Региональные финансовые органы
также могут иметь свои подразделения
на местах — как правило, финансово-казначейские
управления.
Финансовые
органы субъектов Российской Федерации
в отличие от фин органов, функционирующих
в условиях административно-командной
системы управления, непосредственно
не подчиняются Министерству финансов России;
тем не менее они представляют отчет об
исполнении своих бюджетов в Минфин
России, в координации с последним
проводится кадровая работа и работа по
информатизации управления
финансами. В
составе многих региональных
финансовых органов
созданы собственные территориальные
казначейства для осуществления
учетно-контрольных функций по
исполнению региональных бюджетов
в соответствии с действующим бюджетным
законодательством.

Муниципальные финансы —
это денежные отношения, складывающиеся
между органами местного самоуправления,
с одной стороны, и органами государственной
власти, юридическими и физическими
лицами — с другой в процессе стоимостного
распределения и перераспределения
национального дохода (частично и
национального богатства) в связи с
формированием, распределением и
использованием централизованных фондов
денежных средств муниципальных образований,
обеспечивающих потребности органов
местного самоуправления при решении
экономических и социальных задач.
Следовательно, местные финансы формируются
с использованием методов распределения
и перераспределения национального
дохода (с помощью налогов, налоговых
льгот и т.д.). Формой использования
централизованных фондов денежных
средств муниципальных образований
являются бюджетные фонды, предназначенные
для реализации функций местного
самоуправления. Представительными органами
власти, участвующими в процессе управления
финансами, являются государственная,
республиканские, областные, краевые,
городские, районные думы, депутаты
которых рассматривают, утверждают
бюджеты и контролируют ход их исполнения.

Исполнительные
органы в
лице правительства РФ, территориальных
администраций и подведомственных им
функциональных подразделений организуют
составление и исполнение бюджетов,
формирование внебюджетных фондов,
заслушивают отчеты о ходе и исполнении
бюджетов, а в лице финансовых органов
ведут контроль за эффективным
использованием бюджетных средств.

На федеральном
уровне непосредственное
управление финансами осуществляется 
Министерством финансов РФ и учреждениями,
входящими в его систему: Федеральной
службой по финансовому мониторингу,
Федеральной налоговой службой, Федеральной
службой финансово-бюджетного надзора
РФ.

Управление
публичными финансами осуществляется
через систему органов власти на всех
уровнях государственного устройства.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации в России действуют три уровня
органов власти: два из них государственные
– федеральный и региональный и один
муниципальный. Таким образом им
соответствуют три уровня управления
публичными финансами- федеральный,
региональный и муниципальный.

Субъектами
управления публичными финансами являются
Президент Российской Федерации,
законодательные органы, принимающие
законы о финансах и финансовой
деятельности, исполнительные органы,
направляющие, регулирующие и контролирующие
финансовые процессы на общегосударственном
уровне, региональном и местном уровнях,
а также финансовый аппарат в учреждениях
и предприятиях.

Схема органов
управления публичными финансами на
федеральном уровне представлена на
рисунке 5.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Управление
публичными финансами осуществляется
посредством реализации органами
управления публичными финансами
соответствующих полномочий.

ч.3 ст.80, п. «е»
ст. 84 – разработка бюджетного послания
на очередной финансовый год и плановый
период;

п. «д» ст. 84 —
подписание законодательных актов, в
том числе закона о федеральном бюджете,
других законодательных актов в области
финансов.

Помимо этого
Президент Российской Федерации в рамках
управления публичными финансами
осуществляет контроль за их состоянием
посредством деятельности Контрольного
управления Президента Российской
Федерации.

Полномочия
Контрольного управления Президента
Российской Федерации определены Указом
Президента РФ от 08.06.2004 № 729. В рамках
управления публичными финансами- это:

контроль
и проверка исполнения федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также организациями
федеральных законов, указов, распоряжений
и иных решений Президента Российской
Федерации;

контроль за
реализацией ежегодных посланий Президента
Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, бюджетных
посланий Президента Российской Федерации
и иных программных документов Президента
Российской Федерации.

п. «а» ст. 106
— рассмотрение и утверждение закона о
федеральном бюджете и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации;

п. «б» ст. 106 –
введение федеральных налогов и сборов;

п. «в» ст. 106 —
рассмотрение и утверждение законодательных
актов в области финансового, валютного,
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии;

п. 5 ст. 101 —
формирование высшего органа государственного
финансового контроля на федеральном
уровне – Счетной палаты Российской
Федерации;

п.
«а» ст. 114 — контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации;

Кроме того
законодательные органы власти осуществляют
предварительный и текущий финансовый
контроль за состоянием государственных
финансов.

— предварительный
— при рассмотрении законопроектов по
финансовым вопросам;

— текущий и
последующий — через деятельность
подотчетной им Счетной палаты Российской
Федерации.

В сфере управления
публичными финансами Правительство РФ
осуществляет следующие полномочия:

обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной политики;

разрабатывает и
представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его
исполнение;

представляет
Государственной Думе отчет об исполнении
федерального бюджета;

обеспечивает
совершенствование бюджетной системы;

принимает
меры по регулированию рынка ценных
бумаг.

К ним относятся:

— организация и
осуществление контроля за целевым и
эффективным использованием средств
федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;

— определение
эффективности и соответствия нормативным
правовым актам Российской Федерации
порядка формирования, управления и
распоряжения федеральными и иными
ресурсами;

— оценка эффективности
предоставления налоговых и иных льгот
и преимуществ, бюджетных кредитов за
счет средств федерального бюджета, а
также оценка законности предоставления
государственных гарантий и поручительств
по сделкам, совершаемым за счет федеральных
и иных ресурсов;

— определение
достоверности бюджетной отчетности;

— контроль за
законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и средств
государственных внебюджетных фондов
в Центральном банке Российской Федерации
и кредитных организациях.

Читать также:  Рф перешел на работу в Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации

Минфин России
осуществляет полномочия по управлению
публичными финансами непосредственно,
а также через деятельность находящихся
в его ведении служб- Федеральной налоговой
службы, Федерального казначейства и
Федеральной службы Финансово-бюджетного
надзора.

Полномочия
Минфина России по управлению
государственными финансами регулируется
постановлением Правительства Российской
Федерации от 07.04.2004 № 185 «Вопросы
Министерства финансов Российской
Федерации».

Перечень полномочий
Минфина России достаточно обширен,
наиболее значимые из них:

— установление
порядка составления и исполнения
федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;

— определение
порядка ведения бюджетной росписи
федерального бюджета;

— установление
порядка составления отчетности об
исполнении бюджетов бюджетной системы
РФ;

— установление
общей методологии ведения бюджетного
и бухгалтерского учета;

— установление
порядка ведения государственной долговой
книги Российской Федерации;

— определение
порядка организации и осуществления
контроля и надзора в финансово-бюджетной
сфере и тд;

Полномочия
Федеральной налоговой службы по
управлению публичными финансами
регулируются постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «О
Федеральной налоговой службе».

— контроль и надзор
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах;

— контроль за
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и сборов;

— принятие решений
об изменении сроков уплаты налогов,
сборов, пеней;


установление форм и форматов документов,
используемых для реализации своих
полномочий.

Полномочия
Федерального казначейства по управлению
публичными финансами определены статьей
166.1 Бюджетного кодекса и постановлением
правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О
Федеральном казначействе». Наиболее
значимые из них:

— кассовое исполнение
федерального бюджета;

— кассовое
обслуживание исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ;


учет и распределение доходов между
бюджетами бюджетной системы РФ;

— управление
операциями н едином счете федерального
бюджета;

— внутренний
государственный финансовый контроль
посредством санкционирования платежных
операций клиентов.

Полномочия
Федеральной службы финансово- бюджетного
надзора в сфере управления государственными
финансами установлены постановлением
Правительства Российской Федерации от
15 июня 2004 г. № 278
«Об утверждении
Положения о Федеральной службе
финансово-бюджетного надзора».

К ним относятся
полномочия по контролю за соблюдением
бюджетного и валютного законодательства
Российской Федерации.

— проведение единой
государственной денежно-кредитной
политики;

— разработка и
проведение политики развития и обеспечения
стабильности функционирования финансового
рынка Российской Федерации;

— осуществление
эмиссии наличных денег и организация
наличного денежного обращения;

-установление
правил осуществления расчетов и
проведения платежных операций;

— обслуживание
счетов бюджетов всех уровней;

— осуществление
валютного регулирования и валютный
контроль;

— контроль и надзор
в национальной платежной системе.

Полномочия
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
определяются нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации,
основанными на Конституции РФ, Федеральных
конституционных законах и Федеральном
законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации».

Полномочия органов
местного самоуправления определяются
уставами муниципальных образований с
учетом особенностей, установленных
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».

Минфин вырабатывает государственную политику и осуществляет правовое регулирование в следующих областях:

Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений

Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.

Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:

Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.

Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой

Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.

Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.

Так, согласно п. 7 разд. I I приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.

В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Казначейства и ФТС России (т.к. Росфиннадзор был упразднен 02.02.2016 г.) по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Казначейства, ФТС и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.

О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»

Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.

См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».

Законодательная власть как субъект финансового контроля

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.

Основные функции Счетной палаты:

Основные направления деятельности Счетной палаты:

Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.

Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.

Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.

В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.

Читать также:  ФРИДОМ ФИНАНС КТО МОЖЕТ УЧАСТВОВАТЬ В IPO

Начало формирования современной российской финансовой системы связано с постепенным переходом СССР, чья финансовая длительное время существовала в опоре на принципы плановой экономики, к рынку. До конца 1991 года финансовая система РСФСР была составной частью финансовой системы СССР. После подписания соглашения о расторжении союзного договора, финансовая система РСФСР обрела самостоятельность, унаследовав те её элементы и институты, в том числе общесоюзные, которые находились на её территории, однако первые шаги по выделению финансовой системы России в самостоятельную от финансовой системы СССР российское руководство предприняло ранее.

До 1986 года банковская система СССР включала 4 компонента — Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и Гострудсберкассы. Перестроечные реформы затронули и банковскую систему. В июне 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о её совершенствовании. В июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

Данным постановлением была создана система специализированных банков в следующем составе:

Создание банков на коммерческой основе было разрешено Законом «О кооперации в СССР», принятым 26 мая 1988 года. Устав кооперативного банка должен быть зарегистрирован в Государственном банке СССР. В конце лета 1988 года началось возрождение коммерческой банковской деятельности.

Начиная с 1989 года работала валютная биржа Госбанка (на которой с 1989 года проводились рублёво-долларовые валютные аукционы Внешэкономбанка.

Государственный и муниципальный сектор

Российский финансовый рынок включает в себя банковскую систему, сектор торговли ценными бумагами, сектора страхового и пенсионного обеспечения, сектор торговли драгоценными металлами и ряд других более специализированных сегментов.

ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка.

Банки в России входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — кредитными организациями РФ (банки и небанковские кредитные организации) и представительствами иностранных банков. Банковская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Платёжные системы и электронные деньги

В России функционирует ряд российских и международных платёжных систем. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе». Банк России ведёт

реeстр оперaторов платёжных систeм, включающий список их операторов и дополнительные сведения о них. После 1 января 2013 года платёжные системы не имеют права работать в России, если их операторы не включены в реестр. Зарегистрированные в реестре платёжные системы обязаны выполнять установленные Банком России нормативы и условия обслуживания клиентов.

Среди находящихся в реестре платёжных систем часть обеспечивает переводы со счёта на счёт, часть — переводы без открытия банковского счёта, некоторые — обработку карточных платежей. Некоторые системы совмещают различные функции.

По состоянию на 01.03.2022, в реестре имеется 52 записи об операторах платёжных систем, из которых действующих (не исключённых) — 27. Реестр не содержит записи о платёжной системе «Мир» и её операторе НСПК, так как они созданы в силу законодательства России. Из 25 действующих систем 12 имеют статус национально значимых, и две — дополнительные статусы. Платёжная система НРД обозначена ЦБ как системно значимая, платёжная система Сбербанка — как социально значимая.

Российская часть расчётной системы WebMoney не зарегистрирована ни в одном из реестров, так как её владелец заявляет, что c юридической точки зрения титульные знаки Webmoney не являются электронными деньгами, а их оборот — платежами.

Микрофинансовые организации и ломбарды

Рынок российских ломбардов можно сегментировать следующим образом:

Сегмент пенсионного обеспечения на российском финансовом рынке можно охарактеризовать как максимально контролируемый государством. Доминирующую долю операций по выплатам пенсий на нём занимает выплачивающий государственные пенсии Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, образованный путём реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

В феврале 1992 года в России был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле», после чего стали появляться и биржи, число которых росло очень быстро — зарегистрированных в России бирж было больше общего числа действующих бирж в остальном мире.

С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на валютные, товарные и фондовые; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

Управляющие компании и инвестиционные фонды

Инвестиционные платформы и операторы ЦФА — относительно новые участники финансового рынка, появившиеся в России как результат развития цифровой экономики в период 2019-2022 гг.

Бюро кредитных историй

В России действует двухуровневая система хранения кредитных историй.

Торговля драгоценными металлами в России

Принято считать, что казначейское дело на Руси возникло ещё в IX веке. Предшественниками Министерства финансов были княжеские казначеи — доверенные советники князя, хранители княжеских прибылей, казны.

В 1512 году во времена правления великого князя Василия III впервые упоминается Казённый приказ. В его управление входило производство и хранение ценностей царской казны, торговые операции для царских нужд, финансирование государственно важных проектов. С 1649 года финансовое право, казначейское дело регламентировались Соборным уложением.

Пётр I преобразовал казначейскую систему России. Вместо приказной была введена коллегиальная система управления. Во главе финансового управления страны был поставлен Сенат. Для заведования доходами государства была создана Камер-коллегия, которая руководила сбором податей, пошлин, недоимок. Во время правления Екатерины II при Сенате была учреждена Экспедиция о государственных доходах, прообраз будущего Министерства финансов.

История Министерства финансов Российской империи начинается 8 сентября 1802 года. В этот день был подписан манифест об учреждении министерств. Министерство финансов Российской империи просуществовало вплоть до февральской революции 1917 года.

В 1946 году Наркомат финансов был преобразован в союзно-республиканское Министерство финансов СССР (Минфин СССР), которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР, в частности Министерство финансов РСФСР. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР.

Банк России как контрольный финансовый орган

ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:

Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:

Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ЧТО В НИХ ВХОДИТ

Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.

О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».

Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти

В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:

Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.

Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.

В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.

Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»

Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Казначейство. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.

В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.

Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.

Министры финансов России с 1990 г

Министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов

Почтовая марка 2022 год

Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах

Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.

Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.

Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.

О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».

Финансовая система РФ включает в себя:

Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом.

Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления.

Федеральная Таможенная Служба РФ контролирует трансграничную торговлю и осуществляет таможенные сборы в государственный бюджет.

Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета.

Органы финансового контроля в РФ

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:

Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.

В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.

Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.

Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.

О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.

Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.

Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ

В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:

1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.

2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, ФТС России, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.

3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.

4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.

Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.

Итоги

За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *