ФИНАНСАМ ПРИСУЩИ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РЕГУЛИРУЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ

Елена Игоревна Комиссарова

Эксперт по предмету «Финансы»

Определение и признаки финансов

Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.

Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.

Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:

Субъекты финансовых отношений в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).

Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.

«Сущность и функции финансов» 👇

Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:

Источники денежных фондов:

Функции финансов

Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).

Распределительная функция. Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.

Контрольная функция. Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы предприятий. Финансовый контроль необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.

Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.

Регулирующая функция. Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.

Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).

Фискальная функция. С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Итак, финансы
представляют собой экономические
отношения, связанные аккумулированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств в целях выполнения
государством своих функций и задачи
обеспечения условий для расширенного
воспроизводства.

Следовательно,
финансовая деятельность государства
представляет собой деятельность
государства по формированию, распределению
и использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных
средств, обеспечивающих его бесперебойное
функционирование и развитие.

Под централизованными
финансамипонимают экономические
отношения, связанные с образованием и
использованием фондов денежных средств,
аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и правительственных
внебюджетных фондах.

Иными
словами, к централизованным фондам
денежных средств, или централизованным
финансам, относятся те денежные средства
государства, которые поступают в его
распоряжение как властвующего субъекта.
К таким фондам относятся:

во-первых,денежные средства, аккумулируемые в
государственной бюджетной системе;

во-вторых,внебюджетные централизованные фонды
государства;

в-третьих,государственное страхование;в-четвертых,государственный, в том числе банковский,
кредит.

Под
децентрализованными финансамипонимают денежные отношения, опосредующие
кругооборот денежных фондов предприятий.
То есть к децентрализованным финансам
относятся финансы предприятий и
организаций всех форм собственности,
образуемые как за счет собственных
ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями,
а также отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды.

Финансы являются
неотъемлемой частью денежных отношений,
поэтому роль и значение финансов зависят
прежде всего от того, какое место занимают
денежные отношения в экономических
отношениях.

Финансы —это
экономический инструмент распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода,
это орудие контроля за образованием и
использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение
финансов — путем образования денежных
доходов и фондов обеспечить не только
потребности государства и предприятий
в денежных средствах, но и контроль за
расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают
денежные отношения, возникающие между
следующими субъектами:

а) предприятиями
в процессе приобретения товарно-материальных
ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями
и вышестоящими организациями при
создании централизованных фондов
денежных средств и их распределении;

в) государством и
гражданами при внесении ими налогов и
добровольных платежей;

г) предприятиями,
гражданами и внебюджетными фондами при
внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными
звеньями бюджетной системы;

е) страховыми
организациями, предприятиями и населением
при уплате страховых взносов и возмещении
ущерба.

Финансы также
выражают денежные отношения, опосредующие
кругообращение фондов предприятий.

Роль государства
в аккумуляции, регулировании, распределении
и использовании централизованных и
децентрализованных денежных средств
особенно возрастает в переходный период
к рыночной системе хозяйствования. Что
касается централизованных фондов, то
в отношении них государство выступает
как властвующий субъект и может обеспечить
свои доходы через принудительную систему
— налогов, пошлин, различных сборов,
эмиссии денег и т.д.

Другое дело —
децентрализованные фонды. В отношении
них государственное регулирование
выражается совсем по-иному. И уж совсем
иное отношение должно быть к финансам
частных предпринимателей, поскольку
частные финансы — их состояния и динамика
— подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая
деятельность государства связана с
расходами и доходами. В случае, когда
расходы превышают доходы, государство
для покрытия необходимых расходов
вынуждено искать дополнительные
источники денежных средств — банковский
или государственный кредит, выпуск в
обращение ценных бумаг и проч. Поэтому
именно состояние финансов отражает
процессы, происходящие в государстве,
причем не только в области экономики и
социальных процессов, но в сферах
политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения
финансовых средств невозможно провести
практически ни одного мероприятие в
государстве. Иными словами, проведение
любых мероприятий в государстве связано
с его финансовой деятельностью. И именно
поэтому необходимы те правовые основы,
которые бы регулировали проведение
финансовой деятельности государства,
поскольку осуществляется она, естественно,
в правовой форме.

Без участия финансов
не может быть распределен национальный
доход, являющийся главным материальным
источником денежных доходов и фондов.
С учетом объемов национального дохода
и его отдельных частей — фонда потребления
и фонда накопления — определяются
пропорции развития экономики и ее
структура. Финансы, воздействуя на
производство, распределение и потребление,
носят объективный характер.

Как уже говорилось,
состояние финансов отражает, определяет
состояние экономики страны.

Основное условие
роста финансовых ресурсов — увеличение
национального дохода. Финансы и финансовые
ресурсы — понятия не тождественные.
Сади по себе финансовые ресурсы не
определяют сущности финансов, не
раскрывают их внутреннего содержания
и общественного назначения. Финансы во
многом зависят от финансовой политики
государства. Сущность же финансов
проявляется в их функциях. Назовем
четыре функции финансов: распределительная,
контрольная, регулирующая и стабилизационная
и характеризуем каждую из них в
отдельности.

Основные функции
финансов две: распределительная и
контрольная, которые осуществляются
финансами одновременно. И это естественно,
поскольку каждая финансовая операция
означает распределение общественного
продукта и национального дохода и
контроль за этим распределением.

Распределительная
функцияфинансов означает их участие
в распределении национального дохода,
заключающееся в создании так называемых
основных, или первичных, доходов. Их
сумма равна национальному доходу.
Основные доходы образуются при
распределении национального дохода
среди участников материального
производства и делятся на две группы:

Читать также:  СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Дальнейшее
перераспределение национального дохода
связано:

а) с межотраслевым
и территориальным перераспределением
средств в интересах эффективного и
рационального использования доходов
и накоплений предприятий и организаций;

б) с наличием не
только производственной, но и
непроизводственной сферы, в которой
национальный доход не создается
(здравоохранение, просвещение, социальное
страхование и социальное обеспечение,
управление);

в) с перераспределением
доходов между различными социальными
группами населения. В итоге формируются
вторичные, или производные доходы,
доходы, полученные в отраслях
непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно,
перераспределение национального дохода
происходит между:

Конечная цель
распределения и перераспределения
национально дохода и ВВП, совершаемых
с помощью финансов, — развитие
производительных сил, создание рыночных
структур экономики, укрепление
государства, обеспечение высокого
уровня жизни широких слоев населения.
Роль финансов при этом подчинена задачам
повышения материальной заинтересованности
коллективов предприятий и организаций,
а также работников в улучшении
финансово-хозяйственной деятельности,
достижении высоких результатов при
наименьших затратах.

Контрольная
функция. Финансы, являясь инструментом
аккумуляции и использования денежных
доходов и фондов, объективно отражают
процесс распределения и перераспределения
национального дохода и ВВП по
соответствующим фондам, контролируют
их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль
в условиях перехода на рыночные отношения
направлен на обеспечение динамичного
развития общественного и частного
производства, ускорение научно-технического
прогресса, всемерное улучшение качества
работы во всех отраслях народного
хозяйства. Финансовый контроль охватывает
как производственную, так и непроизводственную
сферы. Он охватывает весь комплекс тех
хозяйственных отношений, от которых
зависят размеры фондов денежных средств
и эффективность их использования.

Финансовый контроль
— важное средство обеспечения законности
финансовой и хозяйственной деятельности.
Призванный предупреждать финансовые
и экономические преступления, он стоит
на страже товарно-материальных ценностей
и денежных средств государства. Особое
значение финансовый контроль приобретает
в настоящее время, когда очень четко
проявляется тенденция роста не только
«беловоротничковой» экономической
преступности, а коррупция пронизывающая
все отрасли и эшелоны власти.

Таким образом,
финансовый контроль — это регламентированная
нормами права деятельность государственных,
муниципальных, общественных и иных
хозяйствующих субъектов по проверке
своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты
поступления доходов в соответствующие
фонды денежных средств, правильности
и эффективности их использования.

Другими словами,
важнейшая задача финансового контроля
— проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам,
своевременности и полноты выполнения
финансовых обязательств перед бюджетной
системой, налоговой службой, банками,
а также взаимных обязательств предприятий
и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция
финансов проявляется также через
деятельность финансовых органов.
Действенность финансового контроля,
осуществляемого различными субъектами,
в частности, органами государственной
власти, местного самоуправления,
аудиторами, аудиторскими фирмами, в
большой степени зависит от их
взаимодействия, координации совместной
деятельности, а также от сотрудничества
с правоохранительными органами.

Регулирующая
функцияфинансов связана с
вмешательством государства через
финансы — государственные расходы,
налоги, государственный кредит — в
процесс воспроизводства. Государство
воздействует на воспроизводственный
процесс через финансирование отдельных
предприятий и отраслей, социальных
мероприятий и проведение налоговой
политики.

Стабилизационная
функцияфинансов заключается в
обеспечении всех хозяйствующих субъектов
и граждан стабильными экономическими
и социальными условиями. Эту функцию
финансы должны выполнять в условиях
перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов
реализуются через финансовый механизм,
который включает совокупность
организационных форм финансовых
отношений в народном хозяйстве, порядок
формирования и использования
централизованных и децёнтрализованных
фондов денежных средств, методы
финансового планирования, формы
управления финансами и финансовой
системой, финансовое законодательство.
Особое значение имеет при этом фактор
стабильности финансового законодательства,
поскольку без этого невозможно
осуществление инвестиционной политики.

Один из важных
элементов финансового механизма •—
финансовое планирование, которое в
первую очередь относится к бюджетному
планированию.

В Российской
Федерации разрабатывается перспективный
финансовый план на базе бюджета на
текущий год. Его целями являются
следующие:

а) информирование
законодательных (представительных)
органов о предполагаемых среднесрочных
тенденциях развития экономики и
социальной сферы;

б) комплексное
прогнозирование финансовых последствий
разрабатываемых реформ, программ,
законов;

в) выявление
необходимости и возможности осуществления
перспективных мер в области финансовой
политики;

г) отслеживание
долгосрочных негативных тенденций для
своевременного принятия соответствующих
мер.

Перспективный
финансовый план разрабатывается на три
года:

1-й год — год, на
который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы —
плановый период, на протяжении которого
прослеживаются реальные результаты
данной экономической политики.

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения; их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового продукта, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.; в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т.е. часть фонда возмещения.

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Этими’лицами являются: государство, предприятия (объединения), организации учреждения, граждане.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости общественного продукта, так и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадий. С помощью этой функции осуществляется, прежде всего, возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности.

Распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспроизводства образуются «ножницы», своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т.д. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую функцию — контрольную.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются, и т.д.

Читать также:  Единый лицевой счет (ЕЛС), единая корпоративная автоматизированная система управления финансовыми и материальными ресурсами (ек асуфр)

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной, В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность — в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственней деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел в народном хозяйстве, могут притаиться, обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организации, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Требования финансовой дисциплины определяются, с одной стороны, общими принципами организации финансов, а с другой, специфическими условиями функционирования финансов в структурных подразделениях материального производства и непроизводственной сферы. Финансовая дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к выполнению финансовых обязательств, не допускает противопоставления общественных и коллективных интересов.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

— формирование, поддержание и наращивание оптимальной структуры экономического потенциала предприятия;

— обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности:

— обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальных процессов.

Термин
«финансы» происходит от латинского
«finansia»,
что означает доход, платеж. Зачастую
его употребляют как синоним денег,
точнее,  денежных фондов, предназначенных
для той или иной экономической
деятельности. Кроме того, под ним
понимают  совокупность
общественных экономических отношений,
связанных с движением денег,
что намного точнее выражает сущность
финансов.

Хотя
финансы по своему существу есть денежные
отношения,  не все денежные отношения
являются финансовыми, они  становятся
таковыми, лишь в процессе формирования
и использования денежных доходов участников
процесса воспроизводства. Главным
отличием финансов от денег являются
выполняемые ими функции.  Финансы –
это экономический инструмент распределения
и перераспределения национального
дохода, средство общественного контроля
процессов образования и использования 
денежных средств.

Таким
образом, финансы – это
совокупность экономических отношений,
связанных с формированием и использованием
денежных доходов и выполняющих функции
распределения и перераспределения
денежных средств в обществе.

Сущность финансов

Сущность
финансов наиболее полно раскрывается
при рассмотрении их функций, финансового
механизма и финансовой политики.

Под
финансовой
политикой понимают
совокупность разрабатываемых
правительством мер по мобилизации
финансовых ресурсов и их наиболее
рациональному использованию.

Основными
функциями финансов являются воспроизводственная,
распределительная, стимулирующая и
контрольная.

Воспроизводственная функция
обеспечивает постоянство кругооборота
средств, как в рамках страны, так и в
рамках каждого предприятия. В этой
функции финансы регулируют темпы и
пропорции в развитии хозяйства, изменение
его отраслевой и территориальной
структуры, определяют воспроизводство
отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная 
функция  финансов обслуживает
процесс распределения   
созданного продукта и  его перераспределения,
которое часто называют вторичным
распределением. Первичное
распределение осуществляется
непосредственно на предприятиях. Здесь
денежная выручка от реализации продукции,
работ и услуг разделяется, прежде всего,
на  следующие обязательные части:
амортизационный фонд, фонд оборотных
средств,  фонд оплаты труда работников
и их социального обеспечения, прибыль.
Вторичному распределению подвергается 
прибыль предприятия, часть которой
направляется на уплату налогов, процентов
за полученный в банке кредит, обязательств
по облигациям и дивидендов владельцам
акций. Остав­шаяся  часть прибыли
служит источником расширенного
воспроизводства, то есть превращается
в капитал, капитализируется.

Стимулирующая  и контрольная функции
финансов способствуют эффективному
экономическому росту и обеспечивают
согласование финансовых интересов
субъектов финансовых отношений.

Финансы
представляют собой отношения по созданию
и перераспределению общественных благ
и богатств. В этом смысле они тесным
образом связаны с денежным обращением
и сферой кредита. Вместе с тем, деньги
выполняют различные функции, основной
из которых можно назвать функцию
всеобщего эквивалента, товара, который
служит измерителем ценности и стоимости
других товаров, работ и услуг. В отличие
от них, финансы представляют собой отношения,
т.е. являются инструментом накопления
и распределения богатства, что
осуществляется, в том числе, при помощи
денежных средств.

Финансы
также тесно связаны с кредитом: последний
создает основу для расширенного
воспроизводства и ускоренного накопления
богатства. Через кредитные отношения
частично реализуется распределительная
функция финансов и направляется движение
денежных и товарных потоков. Здоровое
функционирование финансов во многом
зависит от состояния денежного обращения
и кредита: чем более развита денежная
и кредитная системы, тем эффективнее
происходит накопление и перераспределение
общественного богатства.

1) распределительная
функция заключается
в создании основных или первичных
доходов путем распределения национального
дохода среди участников материального
производства, а также в создании вторичных
или производных доходов путем распределения
национального дохода между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями
материального производства, регионами,
формами собственности и социальными
группами. Стадия
распределения начинается
с распределения новой стоимости и
заканчивается формированием первичных
доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия
перераспределения  –
многоступенчатый этап, на котором
формируются общегосударственные фонды:
госбюджет, внебюджетные фонды, страховые,
банковские фонды и фонды предприятий.

1) Распределительная
функция –
объективное свойство категории финансов
осуществлять распределение стоимости
созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная
стадия отличается от распределительной
тем, что на этой стадии перераспределяются
ранее созданные доходы;

2) перераспределительная
функция –
перераспределение созданного продукта,
т. е. вторичное распределение между
членами общества. Весь процесс
перераспределения ВВП обслуживается
государственными финансами на основе
формирования и использования
централизованных фондов денежных
средств. К централизованным
фондам относят
бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды. С помощью системы централизованных
финансов в РФ перераспределяется около
60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный
процесс обслуживает государственные
финансы;

3) контрольная
функция –
осуществление соблюдения пропорций в
распределительном процессе. Пропорции
для разных отраслей различны, складываются
при разных условиях, а также
объективны. Объектом
контроля выступает
распределительный процесс.

Главной
контролируемой пропорцией является
пропорция между фондами накопления и
потребления.

В
связи с развитием рыночных отношений,
кроме бюджетных отношений, появились
внебюджетные. Часть средств на проведение
социально-культурных мероприятий идет
через внебюджетные фонды. Мы сокращаем
бюджет, но при этом увеличивается
нагрузка на предприятия, которые
производят отчисления;

4) регулирующая
функция (финансы
могут как стимулировать производство,
так и угнетать его). Формирование
денежных фондов государства
означает аккумуляцию доходов в бюджеты
и внебюджетные фонды различных уровней.
В результате действия этой функции
происходит формирование бюджетных
фондов, обеспечивающих цели функционирования
государства. Использование
денежных фондов (доходов)
в государстве – обеспечение финансирования
бюджетных расходов. В результате действия
этой функции происходит обеспечение
финансирования расходов, принятых к
бюджетному финансированию.

Многие
финансисты считают, что к основным
функциям финансов относятся
распределительная и контрольная, а
остальные – производные от распределительной
функции.

Контрольная
функция финансов тесно связана с
распределительной. Среди огромного
многообразия финансовых отношений нет
ни одного, которое не было бы связано с
контролем за формированием и использованием
денежных фондов.

С
помощью финансов государство осуществляет
распределение общественного продукта
не только в натурально-вещественной
форме, но и по стоимости. В связи с этим
становится возможным и необходимым
контроль за обеспечением стоимостных
и натурально-вещественных пропорций в
процессе расширенного производства.

Финансы
осуществляют контроль на всех стадиях
создания, распределения и использования
общественного продукта и НД. Контроль
рублем ведется за производственными и
внепроизводственными затратами,
соответствием этих затрат доходам,
формированием и использованием основных
фондов и оборотных средств.

Объектом
контрольной функции финансов
являются финансовые показатели
деятельности предприятий, организаций.

Читать также:  Какие категории государственных организаций входят в компетенцию ведомственных служб Министерства финансов РФ, а также какую роль они играют в сфере финансового контроля. Ежедневное обновление Studypedia

В
зависимости от субъектов, осуществляющих
финансовый контроль, различают:

¨     
общегосударственный (вневедомственный)
финансовый контроль (осуществляют
органы государственной власти и
управления);

¨     
внутрихозяйственный финансовый контроль
(проводится финансовыми службами
предприятия);

¨     
общественный финансовый контроль;

¨     
независимый финансовый контроль
(осуществляют аудиторы).

Например
Государственный финансовый контроль
в РФ осуществляют высшие органы
государственной власти и управления –
Федеральное Собрание и его 2 палаты
(Государственная Дума и Совет Федераций).
Федеральное Собрание образует Счетную
палату как постоянно действующий орган
государственного финансового контроля.
Счетная палата осуществляет контроль
за своевременным исполнением доходных
и расходных статей федерального бюджета,
законностью и своевременностью движения
средств бюджета в ЦБ РФ и иных
финансово-кредитных учреждениях РФ.

На
региональном уровне финансовый контроль
осуществляется как органами региональной
власти, так и специально создаваемыми
контрольными органами.

Контроль
за состоянием республиканского бюджета
и его исполнением осуществляет комитет
по бюджету, налогам, банкам и финансам
Государственной Думы РФ.

Министерство
финансов РФ осуществляет контроль за
производственно-финансовой деятельностью
предприятий, своевременным обеспечением
федерального бюджета финансовыми
ресурсами, рациональным их использованием.

Задача
контроля за поступлением, целевым и
экономным использованием государственных
средств возложена на органы Федерального
казначейства Минфина РФ. Главной задачей
Казначейства является организация,
осуществление и контроль за исполнением
республиканского бюджета и государственных
внебюджетных фондов. Эффективный
контроль осуществляет и МНС РФ. Главная
его задача – контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой  и своевременностью
внесения в бюджеты.

Также
кроме видов контроля финансов есть и
сроки исполнения контроля

По
срокам проведения финансовый контроль
делится на:

а)
предварительный (производится на стадии
составления, рассмотрения и утверждения
финансовых планов, проектов бюджетов.
Призван не допустить нерационального
расходования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов);

б)
текущий (осуществляется в процессе
выполнения финансовых планов, его
задачей является своевременный контроль
правильности и целесообразности
произведенных расходов, полученных
доходов);

в)
последующий (организуется в форме
проверок и ревизий правильности,
законности и целесообразности
произведенных финансовых операций.
Основными его задачами являются выявление
недостатков и упущений в использовании
ресурсов; возмещение нанесенного ущерба;
привлечение к административной и
материальной ответственности виновных
лиц; принятие мер по предотвращению в
дальнейшем случаев нарушения финансовой
дисциплины).

Сущность
любой экономической категории проявляется
в ее функциях. Финансы выполняют 2
основные функции: распределительная и
контрольная, причем они осуществляются
практически одновременно. Каждая
финансовая операция означает распределение
совок общественного продукта и НД и
одновременно контроль за этим
распределением.

I. Распределительная
функция
проявляется при распределении НД, когда
происходит создание первичных или
основных доходов. Их сумма составляет
НД. Основной доход формируется при
распределении НД среди его создателей
(т.е. участников материального
производства). Эти создатели НД делятся
на 2 группы:

1.з/п
всех работников сферы материального
производства

2.доходы
предприятий материального производства
(юридические лица)

В
результате перераспределения НД
образуются вторичный или производные
доходы.

Государство
с помощью финансов изымает часть
созданных в материальной сфере доходов
и направляет их в другие сферы, осуществляя
перераспределение: необходимость
наличия наряду с производственной и
непроизводственной сферы, связано
межотраслевым и территориальным
перераспределением средств,
перераспределение доходов между
различными социальными группами
населения.

Вторичные
доходы формируют конечные пропорции
используя НД. Именно через распределительную
функцию реализуется общественное
назначение
финансов:
обеспечить каждого субъекта хозяйствования
необходимыми финансовыми ресурсами.

II.контрольная
функция.
Проявляется в контроле за распределением
совокупного продукта по соответствующим
фондам и в контроле за их расходованием
по целевому назначению. Одна из важнейших
задач контроля – проверка соблюдения
законодательства, (контроль за
распределением совок продукта по соотв
фондам,) своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств
перед бюджетом, налоговой службой,
банками, а также предприятиями-партнерами
(контрагенты). Т.к. финансы пронизывают
общественное производство, они выступают
универсальным орудием контроля со
стороны общества за производством,
распределением и исполнением
(потреблением совокупного продукта).

Инструментом
реализации контрольной функции выступает
финансовая информация, заключенная в
бухгалтерской статистической отчетности,
в фин показателях, отраж различн стороны
деят-ти пр-тия.

Важна
фин дисциплина – как должно вести себя
хоз-во, правила обязат для всех.

Распределяющая
и контрольная функции реализуются через
финансовый механизм, который является
частью хозяйственного механизма. Он
включает все формы финансовых отношений,
порядок образования, использования
централизованных и децентрализованных
денежных фондов, методы финансового
планирования, формы управления финансами
и финансовое законодательство.

Кроме
перечисленных функций финансы выполняют
и другие: регулирующую,
стимулирующую
и т.д. Эти функции связаны с вмешательством
государства через финансы в процесс
воспроизводства в целях регулирования
экономики и социальных отношений.

Та
часть финансов, которая функционирует
в сфере материального производства
(финансы предприятий материальной
сферы) и участвует в создании денежных
доходов и накоплений выполняет функцию
формирования денежных доходов.

Главное
назначение финансов
состоит в том, чтобы, во-первых, с помощью
образования денежных доходов фондов
обеспечения потребности государства
и предприятия в денежных средствах, а,
во-вторых, обеспечить контроль за их
расходованием.

Сущность
финансов проявляется через их функции.
Среди ученых, специализирующихся на
теории финансов, нет единого мнения по
поводу функций финансов. В научных
монографиях, учебниках и дру­гих
публикациях называются воспроизводственная,
распределитель­ная, перераспределительная,
регулирующая, стабилизационная,
сти­мулирующая, фондообразующая,
контрольная и другие функции. На
современном этапе наименее спорными
являются две функции — рас­пределительная
и контрольная. Трудно не согласиться с
мнением ав­торов, обоснующих различные
точки зрения на функции финансов, но
обоснование каждой из них имеет свои
изъяны. В настоящее время распределительная
функция имеет столь широкий и всеобъемлющий
характер, что каждую дополнительно
выделенную функцию можно уложить в
рамки распределительной функции.

Как
экономическая категория финансы обладают
функциями. Можно выделить две основные,
диалектически взаимосвязанные функции
– распределительную и контрольную,
осуществляющиеся одновременно.

1.
Распределительная функция финансов
заключается в том, что:


через
распределение и перераспределение
вновь созданной стоимости обеспечиваются
общегосударственные потребности,
формируются источники финансирования
общественного сектора экономики,
достигается сбалансированность бюджетов
и внебюджетных фондов в рамках единой
бюджетной системы РФ;


вновь
созданная стоимость подлежит распределению
в целях выполнения денежных обязательств
предприятий перед бюджетом, банками,
контрагентами. Ее результатом является
формирование и использование
централизованных фондов денежных
средств, содержание непроизводственной
сферы экономики.

Основными
объектами реализации распределительной
функции финансов являются обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
а также источники финансирования
бюджетного дефицита. Особую роль играет
процесс перераспределения доходов
между различными уровнями бюджетов.

2.
Контрольная функция финансов заключается
в реализации контроля рублем за реальным
денежным оборотом, участником которого
является государство, формированием
централизованных фондов денежных
средств. Контроль рублем имеет две
формы:


контроль
за изменением финансовых показателей,
состоянием платежей и расчетов;


контроль
за реализацией стратегии финансирования.

В
первом случае применяется система
санкций и поощрений, использующая меры
принудительного или стимулирующего
характера. Во втором случае речь идет
о реализации долгосрочной финансовой
политики, в которой основное внимание
обращается на предвидение изменений и
заблаговременное приспособление к ним
порядка и условий финансирования.
Постоянные изменения, обновления в
финансовой системе нуждаются в адекватной
реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная
функция финансов всегда имеет конкретную
форму проявления. Она может быть
направлена на бюджет определенного
уровня, внебюджетный фонд, предприятие
или учреждение и т. п.

Контрольная
функция государственных и муниципальных
финансов реализуется по следующим
основным направлениям:

1)
контроль за правильным и своевременным
перечислением средств в централизованные
фонды;

2)
контроль за соблюдением заданных
параметров централизованных фондов
денежных средств с учетом потребностей
производственного и социального
развития;

3)
контроль за целенаправленным и эффективным
использованием финансовых ресурсов.

Многие
современные экономисты выделяют и
другие функции финансов. Они носят
субъективный характер и выполняют роль
управленческих инструментов.

Регулирующая
функция тесно связана с вмешательством
государства с помощью финансов в процесс
воспроизводства.

Стимулирующая
функция государственных и муниципальных
финансов заключается в обеспечении
развития различных сфер общественной
жизни через систему льгот и экономических
программ.

Фискальная
функция финансов связана с тем, чтобы
поддерживать нерентабельные, но
необходимые отрасли хозяйства. Она
осуществляется с помощью множества
методов и приемов (инвестирование,
налогообложение, лимитирование и др.).

Соседние файлы в предмете Финансы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *