ФИНАНСОВ СИСТЕМА ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА

США
Америка Франция
Германия
ФРГ Великобритания
Япония
Италия
Канада
Финляндия
Россия

Финансовые системы зарубежных стран Общая характеристика финансов зарубежных стран.

Национальные
различия в мировой экономике особенно
ярко проявляются в финансовой сфере,
где наиболее существенно функционирует
государство, т.е. видна его деятельность.
При этом в разных странах применяются
разнообразные финансовые инструменты.
Следует отметить, что некоторым зарубежным
странам свойственна децентрализация
управления, при чем это относится как
и к федеративному устройству государства,
так и унитарному.

Унитарное
государство имеет 2 уровня управления:

(по
этому же типу строится бюджетная система)

Пример:
Франция,
Великобритания,
Финляндия
и т.д.(где есть только 1 национальность)

Федеративное
государство многонационально и
соответственно имеет 3 уровня управления
государства.

Таким
же образом строится и бюджетная система.

Пример:
Россия, Америка(штаты),
Канада
(провинции), Япония

Финансы
— такие экономические отношения
с помощью которых создаются фонды
денежных средств.

Совокупность
обособленных, но взаимосвязанных сфер
и звеньев финансовых отношений образуют
финансовую систему, т.е.
упорядоченные финансовые отношения.

Имеются
2 сферы финансовых отношений с точки
зрения их управления:

К
централизованным финансам относятся
государственный бюджет, внебюджетные
фонды, государственный кредит.

К
децентрализованным — финансы
предприятий, которые классифицируются
по различным признакам (финансовые
предприятия материального производства,
где производится продукт, непроизводственной
сферы (нематериального производства)
— медицина, образование, культура,
финансы государственных предприятий
и т.д.

Следует
отметить: в зарубежных странах принято
выделять лишь несколько звеньев, входящих
в централизованные и децентрализованные
финансы.

Финансы
зарубежных стран включают в себя
следующие элементы:

Гос.
бюджет для федеративного государства
представляет 3 уровня:

Гос.
бюджет — основное звено
перераспределения НД (ВВП — затраты
(издержки)=НД)

Через
звено бюджетной системы перераспределяются
до 40% НД.

В гос.
бюджете сосредотачиваются крупнейшие
доходы и государственные расходы.

Составляющими
бюджетной системы являются :

В странах
с развитой рыночной экономикой в гос.
бюджете поступают в основном прямые
налоги.

Подоходный
налог — налог на прибыль
государства.

Исключения
— Франция — там
бюджет пополняется посредством косвенных
налогов.

Расходная
часть гос. бюджета включает статьи:

Вторым
по своему значению финансовым звеном
является Система местных финансов.

Структура
местных финансов определяется бюджетным
устройством, которое в свою очередь
зависит от гос. устройства и административного
деления государства.

В США,
например, в состав местных финансов
входят бюджеты штатов, графств,
муниципалитетов.

В
США
47 штатов , более 3000 графств

Великобритания
имеет субадминистративные графства и
города-графства.

В
ФРГ бюджеты
состоят из земель и общин.

Семинар:
(криптограммы + 3 определения)

На долю
местных бюджетов в федеративных
государствах приходится от 40 до 50% всех
ресурсов, когда как в унитарных —
примерно 30 % всех ресурсов.

Главным
источником доходной части местных
бюджетов является в основном налоги на
имущество. Расходы местных бюджетов в
основном направлены на развитие
экономической и социальной
инфраструктуры(способствует развитию
основного производства).

Особое
место занимают специальные внебюджетные
фонды (государственные социальные
внебюджетные фонды).

Наиболее
важным элементом
специальных внебюджетных фондов
является социальное
страхование, представляющий собой форму
прямого налогообложения.

В
формирование фондов социального
страхования принимают участия:

За счет вычетов из заработной платы
рабочих и служащих создаются от 20 до
40% средств фондов социального страхования.

В
развитых странах имеются крупные
специальные внебюджетные фонды ,число
этих фондов колеблется от 30 до 80. Они
подразделяются на следующие группы:

Специальные
внебюджетные фонды создаются 2 способами:

Специальные
фонды предназначены для:

Главные
источники средств специальных фондов
это специальные налоги и сборы,
установленные гос. властью.
Специальные фонды могут выступать в
качестве инвесторов и участниками
финансового рынка ,т. к. :

Следующим элементом финансовой структуры
является финансы гос. предприятий
(внебюджетные фонды — 1-ый элемент).

Возникновение
гос. финансов связано с развитием гос.
сектора в экономике ряда зарубежных
стран (к примеру Великобритания,
Франция).

Следует отметить, что в современных
условиях за счет гос. сектора производится
¼ часть объема валового национального
продукта.

Главной
задаче государства является:

Поэтому эти отрасли не выгодны для
предпринимательства (ж/д транспорт,
воздушный транспорт, электро-энергия,
газовая, угольная промышленность и др.)

Т. о. Государственные предприятия
формируются в 2-х областях:

Для частного капитала их освоение не
считается выгодным.

Активное
участие государства принимают в процессе
воспроизводства. А следовательно
развиваются новые государственные
предприятия. Т. о. развивая новые отрасли
государство способствует углублению
общественного разделения труда. Это
создает новые рабочие места и содействуют
рациональному размещению производительных
сил. Следовательно сектор гос. предприятий
расширяет национальный рынок труда и
создает условия или стимулы для создания
более крупных масштабов производства.
Однако государственные предприятия не
всегда выступают в характерной для них
форме собственности. Так в
ФРГ,
Италии
гос.
сектор осуществляет свою деятельность
в форме акционерных обществ, в которых
не редко участвует частные капитал.
Однако акционерная форма организаций
гос. предприятий препятствует , затрудняет
осуществлять контроль за их деятельностью
со стороны Парламента, Правительства,
общественности.

Читать также:  МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ КБР РЕЖИМ РАБОТЫ

Семинар: (слова +
таблица)

(по этому же типу
строится бюджетная система)

Федеративное
государство
многонационально и соответственно
имеет 3 уровня управления государства.

Таким же образом
строится и бюджетная система.

Финансы —
такие экономические отношения с помощью
которых создаются фонды денежных
средств.

Совокупность
обособленных, но взаимосвязанных сфер
и звеньев финансовых отношений образуют
финансовую
систему,
т.е. упорядоченные финансовые отношения.

Имеются 2 сферы
финансовых отношений с точки зрения их
управления:

К централизованным
финансам относятся государственный
бюджет, внебюджетные фонды, государственный
кредит.

К децентрализованным
— финансы
предприятий, которые классифицируются
по различным признакам (финансовые
предприятия материального производства,
где производится продукт, непроизводственной
сферы (нематериального производства)
— медицина, образование, культура,
финансы государственных предприятий
и т.д.

Следует отметить:
в зарубежных странах принято выделять
лишь несколько звеньев, входящих в
централизованные и децентрализованные
финансы.

Гос. бюджет для
федеративного государства представляет
3 уровня:

Гос. бюджет

основное звено перераспределения НД
(ВВП — затраты (издержки)=НД)

Через звено
бюджетной системы перераспределяются
до 40% НД.

В гос. бюджете
сосредотачиваются крупнейшие доходы
и государственные расходы.

В странах с развитой
рыночной экономикой в гос. бюджете
поступают в основном прямые налоги.

Подоходный
налог
— налог на прибыль государства.

Исключения —
Франция
— там бюджет пополняется посредством
косвенных налогов.

Расходная часть
гос. бюджета включает статьи:

Вторым
по своему значению финансовым
звеном
является Система
местных финансов.

Структура местных
финансов определяется бюджетным
устройством, которое в свою очередь
зависит от гос. устройства и административного
деления государства.

Графства —
административно-территориальная единица

В США
47 штатов , более 3000 графств

На долю местных
бюджетов в федеративных государствах
приходится от 40 до 50% всех ресурсов,
когда как в унитарных — примерно 30 %
всех ресурсов.

Главным источником
доходной части местных бюджетов является
в основном налоги на имущество. Расходы
местных бюджетов в основном направлены
на развитие экономической и социальной
инфраструктуры(способствует развитию
основного производства).

Особое место
занимают специальные внебюджетные
фонды (государственные социальные
внебюджетные фонды).

Наиболее важным
элементом специальных внебюджетных
фондов
является социальное
страхование, представляющий собой форму
прямого налогообложения.

В формирование
фондов социального страхования принимают
участия:

За счет вычетов
из заработной платы рабочих и служащих
создаются от 20 до 40% средств фондов
социального страхования.

Следующим элементом
финансовой структуры является финансы
гос. предприятий (внебюджетные фонды —
1-ый элемент).

Следует отметить,
что в современных условиях за счет гос.
сектора производится ¼ часть объема
валового национального продукта.

Главной задаче
государства является:

Поэтому эти отрасли
не выгодны для предпринимательства
(ж/д транспорт, воздушный транспорт,
электро-энергия, газовая, угольная
промышленность и др.)

Т. о. Государственные
предприятия формируются в 2-х областях:

Для частного
капитала их освоение не считается
выгодным.

Таблица:
Сравнительная характеристика парламентских
систем зарубежных стран.

В
зарубежных странах принято выделять
лишь некоторые из звеньев, входящих в
сферы централизованных и децентрализованных
финансов. Так, финансовые системы
зарубежных стран включают в себя
следующие элементы:

Государственный
бюджет — основное средство перераспределения
национального дохода. Через это звено
финансовой системы перераспределяется
до 40 % национального дохода страны. В
государственном бюджете сосредотачиваются
крупнейшие доходы и наиболее важные в
политическом и социаль­но-экономическом
отношении общегосударственные расходы.

Основными
доходами государственного бюджета
являются налоги, на них приходится 70—90
% общей суммы доходов государства.

Расходная
часть государственного бюджета включает
статьи на военные цели, вмешательство
в экономику, содержание государственного
аппарата, поддержание других уровней
бюджетной системы, социальные расходы,
субсидии и кредиты развивающимся
странам.

Вторым
по своему значению финансовым звеном
является система местных финансов. В
современных условиях под влиянием
развития производительных сил,
научно-технического прогресса, процессов
глобализации происходит повышение роли
и влияния местных органов власти.
Структура местных финансов определяется
бюджетным устройством, которое в свою
очередь зависит от государственного
устройства и административного деления
государства. Главным источником доходной
части местных бюджетов являются налоги
(в основном поимущественные). Кроме
того, в бюджеты местных органов власти
поступают финансовые ресурсы, направляемые
вышестоящими бюджетами и бюджетами
равноценного уровня. Расходы местных
бюджетов в основном направлены на
развитие экономической и социальной
инфраструктуры.

Читать также:  В состав министерства финансов рф входит счетная палата

Особое
финансовое звено образуют специальные
внебюджетные фонды, которые имеют
определенную самостоятельность, отделены
от государственного бюджета и управляются
непосредственно центральными, а в
отдельных случаях и местными властями.
К ним относятся фонды социального
страхования, пенсионный фонд и другие
целевые фонды. В развитых странах число
крупных специальных фондов колеблется
от 30 до 80.

По
направлениям использования специальные
фонды подразделяют на следующие группы:


фонды
личного и имущественного страхования;

Специальные
фонды создаются двумя способами:
выделением из бюджета определенных
расходов, имеющих особо значение, и по
особому решению законодательного
органа.

В
финансовых системах зарубежных стран
специальные фонды занимают важное
место. В них концентрируются значительные
средства. Специальные фонды предназначены:


для
финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий;


финансирования
природоохранных мероприятий за счет
специально определенных источников и
штрафов за загрязнение окружающей
среды;


выплаты
пособий, пенсий, субсидирования и
финансирования социальной инфраструктуры
в целом;


кредитования,
в том числе зарубежных партнеров, включая
иностранные государства.

Первоначально
задачей фондов являлось финансирование
конкретных мероприятий. Позже они стали
исполнять роль резерва, к которому
правительства прибегают в период
финансовой нестабильности, т.е.
используются для повышения устойчивости
и маневренности финансовой системы.
Специальные фонды контролируются в
значительно меньшей степени, чем
государственные бюджеты, что облегчает
их использование и повышает
заинтересованность правительств в их
росте.

Самостоятельное
звено образуют финансы государственных
предприятий. Его возникновение связано
с развитием государственного сектора
в экономике ряда стран Западной Европы.
Государственные предприятия, представляют
собой попытку разрешить противоречие
между частнопредпринимательскими
интересами и общенациональными
экономическими проблемами. В то же время
финансы государственных предприятий
— это звено финансовой системы, посредством
которого государство участвует в
первичном распределении национального
дохода, аккумулируя в своих руках часть
дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Финансовая
система государства имеет тесную
взаимосвязь с бюджетной системой и
налоговой системой. Фактически первые
два элемента финансовой системы:
государственный бюджет и местные бюджеты
как часть местных финансов — образуют
бюджетную систему государства. В свою
очередь, совокупность налоговых платежей,
входящих в доходную часть бюджетов
разных уровней, составляет налоговую
систему.

Второй
неотъемлемой составляющей финансово-кредитной
системы является кредитная система.
Кредитная система, так же как и финансовая
система в отношении финансов, развивает
и конкретизирует понятие кредита. Кредит
представляет собой совокупность
экономических отношений, которые
возникают между кредитором и заемщиком
при передаче ссудного капитала на
принципах платности, возвратности,
срочности, обеспеченности, целевого
характера и дифференцированного подхода.

Кредит
подразделяется на банковский, коммерческий,
потребительский, лизинговый, ипотечный,
международный и государственный.
Сущность кредита раскрывают его функции:
перераспределительная функция и функция
замещения наличных денег кредитными
деньгами.

Совокупность
всех кредитных отношений образует
кредитную систему. В большинстве
зарубежных стран она включает в себя
три уровня, которые регламентируются
национальным законодательством:
центральный банк, коммерческие банки
и другие специальные кредитно-финансовые
учреждения.

10.
Содержание и значение финансовой
политики государства.

Совокупность
государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений
для выполнения государством своих
функций представляет собой финансовую
политику.

Содержание
финансовой политики достаточно сложное,
так как охватывает широкий комплекс
мероприятий:

1)
разработку общей концепции финансовой
политики, определение ее основных
направлений, целей, главных задач;

2)
создание адекватного финансового
механизма;

3)
управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.

Основу
финансовой политики составляют
стратегические направления. Задачи
финансовой политики направлены:

1)
на обеспечение условий для формирования
максимально возможных финансовых
ресурсов;

2)
установление рационального с точки
зрения государства распределения и
использования финансовых ресурсов;

3)
организацию регулирования и стимулирования
экономических и социальных процессов
финансовыми методами;

4)
выработку финансового механизма и его
развитие в соответствии с изменяющимися
целями и задачами стратегии;

Читать также:  Кандидат в парламент выбирается от партии, которая представляет интересы нации

5)
создание эффективной и максимально
деловой системы управления финансами.

Главная
цель государственной финансовой политики
– наиболее полная мобилизация финансовых
ресурсов и повышение эффективности их
использования для социально-экономического
развития общества.

Важной
составной частью финансовой политики
является установление финансового
механизма.

В
качестве важнейших направлений
государственной финансовой политики
выступают: бюджетная, налоговая,
инвестиционная, социальная, таможенная
политика.

Бюджетную
политику государства в первую очередь
необходимо рассматривать как совокупность
мероприятий по осуществлению взаимодействия
бюджетов разных уровней. Главной задачей
в бюджетной политике было и остается
укрепление государственных финансов,
снижение бюджетного дефицита, создание
благоприятных финансовых условий для
развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая
политика представляет собой деятельность
органов государственной власти и
местного самоуправления по принудительному
изъятию части доходов, получаемых
экономическими субъектами и населением,
в целях формирования доходной части
соответствующих бюджетов.

Инвестиционная
политика представляет собой комплекс
мероприятий по созданию условий для
привлечения отечественных и иностранных
инвестиций, прежде всего в реальный
сектор экономики. Главная задача этой
политики заключается в создании условий
для того, чтобы инвесторам было выгодно
вкладывать финансовые средства в
экономику России.

Социальная
финансовая политика связана прежде
всего с решением задач финансового
обеспечения прав граждан России,
установленных в Конституции РФ. В
настоящее время социальная финансовая
политика охватывает пенсионную политику,
иммиграционную политику, политику
финансовой помощи отдельным социальным
группам населения и др.

Таможенная
политика представляет собой симбиоз
налоговой и ценовой политики, ограничивая
или расширяя доступ на внутренний рынок
товаров и услуг и поощряя либо сдерживая
экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая
политика предприятия представляет
собой целенаправленную деятельность
финансовых менеджеров по достижению
целей ведения бизнеса.

11.
Финансовый механизм, его сущность,
структура и функции.

Важной
составной частью финансовой политики
является установление финансового
механизма, при помощи которого происходит
осуществление всей деятельности
государства в области финансов.

Финансовый
механизм представляет собой систему
установленных государством форм, видов
и методов организации финансовых
отношений. Финансовый механизм – это
внешняя оболочка финансов, проявляющаяся
в финансовой практике. К элементам
финансового механизма относятся
финансовые ресурсы, методы их формирования,
система законодательных норм и нормативов,
которые используются при определении
доходов и расходов государства,
организации бюджетной системы, финансов
предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый
механизм – наиболее динамичная часть
финансовой политики. Его изменения
происходят в связи с решением различных
тактических задач, и поэтому финансовый
механизм чутко реагирует на все
особенности текущей обстановки в
экономике и социальной сфере страны.
Одно и то же финансовое отношение может
быть организовано государством
по-разному. Так, отношения, возникающие
между государством и юридическими
лицами по формированию бюджета, могут
строиться на основе взимания налогов
или неналоговых платежей. Финансовый
механизм подразделяется на директивный
и регулирующий.

Директивный
финансовый механизм, как правило,
разрабатывается для финансовых отношений,
в которых непосредственно участвует
государство. В его сферу включаются
налоги, государственный кредит, расходы
бюджета, бюджетное финансирование,
организация бюджетного устройства и
бюджетного процесса, финансовое
планирование.

В
этом случае государством детально
разрабатывается вся система организации
финансовых отношений, обязательная для
всех его участников. В ряде случаев
директивный финансовый механизм может
распространяться и на другие виды
финансовых отношений, в которых
государство непосредственно не участвует.
Такие отношения имеют большое значение
для реализации либо всей финансовой
политики (рынок корпоративных ценных
бумаг), либо одной из сторон этих отношений
– агента государства (финансы
государственных предприятий). Регулирующий
финансовый механизм определяет основные
правила игры в конкретном сегменте
финансов, не затрагивающем прямо интересы
государства. Такая разновидность
финансового механизма характерна для
организации внутрихозяйственных
финансовых отношений на частных
предприятиях. В этом случае государство
устанавливает общий порядок использования
финансовых ресурсов, остающихся на
предприятии после уплаты налогов и
других обязательных платежей, а
предприятие самостоятельно разрабатывает
формы, виды денежных фондов, направления
их использования. Управление финансами
предполагает целенаправленную
деятельность государства, связанную с
практическим использованием финансового
механизма. Эта деятельность осуществляется
специальными организационными
структурами. Управление включает в себя
ряд функциональных элементов:
прогнозирование, планирование, оперативное
управление, регулирование и контроль.
Все эти элементы обеспечивают проведение
мероприятий финансовой политики в
текущей деятельности государственных
органов, юридических лиц и граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *