ФИНАНСОВ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Библиографическое описание

Васильева, В. Г. Структура механизма финансирования системы образования / В. Г. Васильева, Н. Э. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50270/ (дата обращения: 27.11.2023).

В статье анализируется понятие финансового механизма системы образования. Функционирование системы образования напрямую зависит от эффективности финансового механизма. Финансовый механизм в системе образования представлен в виде совокупности механизмов функционирования отдельных его звеньев. Система целевого регулирования процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательных учреждений является финансовым механизмом системы образования. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

Ключевые слова: финансовый механизм, образовательные учреждения, система образования, финансирование образования, нормативы финансирования, федеральный бюджет, дополнительные образовательные услуги, муниципальные учреждения.

Образование в любой современной стране является одним из основополагающих способов выявления и устранения наиболее значимых проблем как общества в целом, так и конкретно взятых индивидов.

Цель исследования — проанализировать структуру механизма финансирования системы образования в РФ.

Для каждого отдельно взятого государства направление образовательной системы задается такими факторами, как политический, социально-экономический строй. Помимо вышеупомянутых, к факторам определения характера системы образования страны относятся также культурно-исторические и национальные специфики того или иного государства. Государственная политика в сфере образования обусловлена образовательной потребностью населения страны. Одними из основных целей госполитики в данной области являются создание всех необходимых средств и условий для осуществления обществом прав на получение высоко качественного образования.

Действие и развитие образовательной системы напрямую зависит от действенности финансового механизма. Для системы образования финансовый механизм выражен посредством совокупности механизмов функционирования отдельных его звеньев:

1 Бюджетный механизм, функционирование которого определяется как количественными, так и качественными параметрами. Количественный параметр бюджетного механизма выражен объемом финансовых ресурсов, которые мобилизуются и используются бюджетной системой для выполнения целей и задач, очерченных бюджетной политикой. Качественный параметр отражает способы накопления и реализации финансовых ресурсов с использованием бюджетных инструментов для исполнения количественных параметров. Организационное строение бюджетного механизма имеет трехуровневую структуру. Первый (определяющем) уровень представлен методами бюджетного механизма. Второй же уровень выражен бюджетными инструментами, которые в свою очередь обеспечивают функционирование бюджетной системы. Действие третьего уровня заключается в применении различного рода рычагов бюджетного механизма.

2 Для предприятий механизм действия финансов функционирует в разнообразных областях и частях финансовых отношений. Исходя из этого можно выделить звенья финансового механизма. Ими будут являться следующие:

‒ финансовый механизм коммерческих предприятий;

‒ финансовый механизм некоммерческих организаций и учреждений;

‒ механизм функционирования государственных финансов.

3 Механизм функционирования местных финансов. Местные финансы необходимы для того, чтоб каждая административно-территориальных имела свою относительную финансовую автономию.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ задействованы в процессе финансирования образования России. Полномочия в сфере образования полномочия поделены между различными уровнями госвласти и органами местного самоуправления. Под механизмом многоканального финансирования понимаются программы и государственные, а также муниципальные задания. Многоканальное финансирование появляется, не только за счет бюджетных средств разного уровня, но и на основании средств дополнительных внебюджетных источников. Сюда относятся:

‒ платные образовательные услуги;

‒ средства от использования имущества;

‒ дополнительные образовательные услуги;

‒ предпринимательская деятельность;


ФИНАНСОВ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Уровни образования в РФ

Основные термины (генерируются автоматически): финансовый механизм, бюджетный механизм, РФ, Механизм функционирования, образование, система образования, бюджетная система, многоканальное финансирование, образовательная система, финансовый рынок.

Курмаева, В. С. Совершенствование управления финансами образовательной организации (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1) / В. С. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14145/ (дата обращения: 27.11.2023).

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных образовательных организаций, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных организаций. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения. Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными организациями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость совершенствования управления финансами образовательной организации.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, профессиональное образование включает в себя уровни, представленные в следующей схеме 1


ФИНАНСОВ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 1. Уровни профессионального образования

Таким образом, среднее профессиональное образование является первой ступенью в получении профессионального образования.

Основным источником финансирования среднего профессионального образования являются, субсидии на выполнение государственного задания.

Еще одним источником являются субсидии на иные цели.

Заметим, что расходы на приобретение оборудования, учебной литературы, текущий ремонт зданий и сооружений не включаются в затраты на реализацию государственного задания.

В связи с чем у организации, осуществляющей реализацию программ среднего профессионального образования возникает необходимость прибегать к поиску дополнительных финансовых источников, т. е. заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью с целью поступления доходов в распоряжение организации.

К дополнительным источникам финансирования образовательных организаций среднего профессионального образования относятся:

−                   доходы от оказания платных образовательных услуг;

−                   доходы организации от предпринимательской деятельности;

−                   благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

−                   доходы от сдачи имущества в аренду.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Все доходы бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход.

Доходы от оказания платных услуг, как основной вид внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, рассчитываются на основе планирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский педагогический колледж № 1» (далее — ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1) основан в 1910 году. Г БОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 имеет лицензию, выданную Министерством образования и науки Челябинской области 27 марта 2012 г. серия А № 0002387, регистрационные № 9582 на право осуществления образовательной деятельности, а так же Свидетельство о государственной аккредитации, выданное Министерством образования и науки Челябинской области 04 мая 2012 г. серия ОП № 023592, регистрационный номер 1222.

Финансирование затрат ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 осуществляется из средств бюджета Челябинской области и средств, поступивших от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2012–2014 г., руб. представлена в таблице 1.

Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2012–2014 г., тыс. руб.

Бюджетные средства занимают наибольший удельный вес в источниках финансирования учреждения среднего профессионального образования за период с 2012‑2014 гг.

С каждым годом выделяемые средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2012 г. выделяемые средства составляли 89 % от плановых расходов, то в 2014 г. этот показатель уменьшился до 85 %. Увеличение размера оплаты труда, тарифов на коммунальные услуги, приобретение учебной литературы, выполнение ремонтных работ приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.

Расходы в общем объеме ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 в 2013 г. увеличились на 112 % по сравнению с 2012 г. Увеличение показателя в 2013 г. по отношению к 2012 г. произошло за счёт увеличения таких показателей, как расходы на оплату труда, оплату коммунальных услуг, текущих расходов ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1.

Финансовое состояние учреждения в значительной степени зависит от качества управления финансами.

Управление финансами, представляет собой целую систему, которая состоит из элементов.

Система управление финансами образовательных организаций включает следующие элементы (схема 2)


ФИНАНСОВ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 2. Система управления финансами

Целью управления финансами является улучшение финансового состояния учреждения. Для достижения данной цели используются следующие методы: сокращение расходов и увеличение доходов.

С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств в ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 следует принять следующие меры:

Читать также:  АКАДЕМИЯ ЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ ВОЗВРАТ СТРАХОВКИ ВОЛГОГРАД ОТЗЫВЫ

1.    Среди основных проблем в теплоснабжении здания ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1 можно выделить такие как: износ системы теплоснабжения и значительные потери тепловой энергии через оконные проемы.

В целях экономии тепловой энергии необходимо произвести замену баратей, установить в здании учебного корпуса пластиковые оконные блоки. Эти меры позволят повышать или понижать расход тепловой энергии в соответствии с внешней температурой воздуха, таким образом, появится возможность снизить затраты на тепловую энергию.

2.    Проведение занятий для студентов в потоке, что приведет к экономии средств.

Реализация предложенных мероприятий приведет к значительной экономии выделенных бюджетных средств.

3.    С целью эффективного использования средств необходимо запустить в работу мини-типографию, оборудование для которой приобретено в 2012 году, а в эксплуатацию не было введено. Так же работа мини-типографии будет служить привлечением дополнительных средств, путем оказания платных услуг по копированию и распечатке документов.

4.    Увеличение контингента студентов, обучающихся на платной основе ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1, проведение подготовительных курсов для населения, а так же курсов повышения квалификации привлечет дополнительные средства на решение уставных задач.

Предлагаемые меры позволят повысить эффективность расходования бюджетных средств ГБОУ СПО (ССУЗ) ЧПК № 1, улучшить финансовое состояние организации в целом.

2.                            Грязнова А. Г. Финансы: учеб. для вузов / Грязнова А. Г. и др. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, средство, тепловая энергия, Челябинская область, государственное задание, государственный бюджет, непроизводственная сфера, образовательная организация, общее образование, учебная литература.

Буш, Д. А. Теоретические основы управления финансами муниципальных образовательных организаций / Д. А. Буш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100519/ (дата обращения: 27.11.2023).

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает инвестиции в поддержание системы жизнеобеспечения населения страны в качестве приоритетной области государственных расходов. Расходы на образование — это именно такой вид инвестиций, поскольку развитие различных секторов экономики напрямую зависит от уровня образования в обществе.

Ключевые слова

: образовательные организации, управление, финансы.

The new stage of economic and social reforms in Russia provides for investments in maintaining the life support system of the country’s population as a priority area of public spending. Spending on education is exactly this type of investment, since the development of various sectors of the economy directly depends on the level of education in society.

Keywords:

educational organizations, management, finance.

Расходная часть государственного образовательного учреждения состоит из:

— Затраты на рабочую силу, стипендии, трансферы;

— Коммунальные расходы;

— Текущие и базовые расходы на техническое обслуживание территории, зданий, сетей, коммуникаций и т. д.;

— Выберите и профинансируйте приоритетные области для развития учреждения.

Это дает ответственному лицу право делать выбор в зависимости от объема бухгалтерской работы: создать бухгалтерские службы как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать бухгалтерию в централизованную бухгалтерию на контрактной основе. Независимо от того, какую учетную политику выберет государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы осуществляются за счет средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности и других внебюджетных ресурсов.

Обычно учредителями государственных и муниципальных образовательных учреждений являются органы управления, и в соответствии с законом эти учреждения несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Государственный заказ является одним из новых интерактивных механизмов в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителей.

Национальный заказ ограничен возможностью бюджетного финансирования и рамками национальных стандартов, которые формируются федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В связи с этим нехватка бюджетных средств и недостаточная гибкость национальной системы являются основными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

Основным документом, регулирующим обязанности и права учредителей и образовательных учреждений, является соглашение о взаимоотношениях между ними и устав образовательных учреждений. Согласно федеральному закону «Об образовании», устав самостоятельно разрабатывается образовательными учреждениями.

Учредители берут ответственность на себя финансировать учреждение на основе утвержденной сметы расходов. Если у организации нет независимой бухгалтерии, то учредитель обещает предоставлять финансовые и бухгалтерские услуги для ее деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанностью образовательного учреждения является своевременное предоставление учредителям плана развития причин потребности в бюджетных средствах, а также количества источников внебюджетных средств, ожидаемых к получению, расходования бюджетных средств по назначению и эффективного использования имущества выделено учреждению. Это положение позволяет учебным заведениям самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуры управления деятельностью в рамках выделенных средств на заработную плату, а также выплачивать сотрудникам надбавки, доплаты и другие стимулы; привлекать больше источников финансирования.

Характер целевого показателя для распределения ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между тематическими статьями не допускается.

Министерство (департамент) рассылает утвержденные сметы подведомственным ведомствам, то есть годовой план финансирования, разделенный на кварталы. Эти сметы представляются каждым агентством в свои местные финансовые департаменты с целью использования бюджетных средств для этих департаментов.

Согласно лимиту, полученному от Министерства финансов (контролирующего показатели финансирования на следующий месяц или другие периоды, что означает, что указанная сумма будет выделена из бюджета, и на эту сумму могут быть подготовлены расходные документы и могут быть приняты определенные обязательства), каждое министерство и ведомство распределит ее подчинить образовательные учреждения и представить это распределение в Министерство финансов в форме реестра.

Имеется утвержденная смета и получен лимит, Министерство финансов, в случае их сопряжения (лимит не превышает расчетного распределения и соответствует детализированному распределению), подтверждает возможность расходования бюджетных средств.

Образовательные учреждения представляют документы о расходовании бюджетных средств (заработная плата, распоряжение о перечислении средств в фонды социального страхования, пенсионные фонды, уплата налогов и т. д.) в Министерство финансов.)

Если документы подготовлены правильно и в рамках подтвержденных обязательств, Министерство финансов аннулирует бюджетные средства с бюджетного счета.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений — это процесс, направленный на решение их текущих задач и задач развития. В целом, в современной российской практике бюджетные ассигнования на реализацию государственных гарантий в сфере образования определяются на основе применения стандартизированных элементов процесса обучения, финансового распределения расходов и формирования государственных (муниципальных) заказов в соответствии с видом бюджетных услуг. Права и обязанности учредителей и образовательных учреждений оговариваются договором.

Основные термины (генерируются автоматически): учреждение, Министерство финансов, средство, государственное образовательное учреждение, государственный заказ, заработная плата, расход, Российская Федерация, учредитель, централизованная бухгалтерия.

Г. Р. Х АМИДУЛЛИНА, доктор экономических наук, профессор

ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Казань,

А. В. Т ИМИРЯСОВА, кандидат экономических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы оценки эффективности финансового механизма системы образования в настоящее время весьма актуальны. Если для рыночных субъектов хозяйствования основным критерием эффективности финансового механизма является способность расширенного воспроизводства финансовых ресурсов, являющихся материальной основой существования государства, то для сферы образования четкие индикаторы эффективности финансового механизма до сих пор мало определены, изысканию которых и посвящена данная статья.

Современная система образования России охватывает важнейший сегмент общества. В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. К деятельности системы образования имеет прямое отношение более четверти всего населения России. Если же учитывать опосредованный контакт с родителями и родственниками обучающихся, то число тех, кто лично заинтересован в эффективной работе образовательных учреждений, возрастает в 2-3 раза. Кроме того, в состав системы образования России входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, производственные предприятия. Функционирует целая сеть специальных научно-исследовательских и научно-методических организаций, осуществляющих научное и методическое обеспечение деятельности самой системы образования.

Элементы финансового механизма сферы образования включают в основном методы финансирования (бюджетное, внебюджетное, кредитование, страхование и пр.), распределения и использования финансовых ресурсов.

Читать также:  Институт финансов и устойчивого развития ранхигс день открытых дверей

Анализ структуры и особенностей данной подсистемы позволяет представить финансовый механизм в следующем виде (рис. 1).

Организационно-финансовый механизм в системе образования представляет собой совокупность связанных между собой таких элементов, как целеполагание, финансовое прогнозирование и планирование, организация, финансовое регулирование, финансовый контроль, стимулирование, финансовая ответственность.

Целеполагание предполагает реализацию как социальных, так и финансовых результатов, причем в условиях финансового кризиса важнейшим вопросом становится повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений.

Одним из основных элементов финансового механизма является финансовое планирование, играющее главную роль в управлении финансовыми ресурсами образовательных учреждений. Процесс планирования осуществляется на основе планов, бюджетов, отражающих формы и методы распределения финансовых ресурсов. Посредством финансового планиро-

Рис. 1. Финансовый механизм системы образования

вания определяется источник и объем финансовых ресурсов, их целевое назначение, обеспечивается денежными ресурсами кругооборот фондов образовательных учреждений; предопределяется весь процесс управления финансами. Финансовое планирование последовательно охватывает три стадии: составление финансовых планов, их рассмотрение и утверждение, корректировку и исполнение финансовых планов.

Необходимо отметить основную проблему организации процесса планирования, касающуюся образовательных учреждений, — это получение объективной оценки результативности и эффективности их деятельности. Сложность определения конкретного результата в образовательных и социально-культурных учреждениях, представляющих свои услуги в нематериальной форме, заключается в невозможности его адекватного измерения при помощи количественных методов, что обусловлено, прежде всего, признаками того объекта управления, будущие состояния которого в процессе планиро-

вания являются предметом формального описания в качестве результата деятельности.

В условиях количественной неопределенности единственного результата предоставления образовательных услуг и возрастания роли их качественных параметров увеличивается не только число решаемых задач, но и возрастает разнообразие тех показателей, которые характеризуют параметры их результатов. Так, в качестве приоритетных должны ставиться задачи стратегического планирования развития образовательной сферы в целом, которые не могут быть эффективно решены на уровне отдельного учреждения, а составляют предмет деятельности более высокого уровня управления. Не менее значимой является задача создания методических положений для оценки результативности и эффективности деятельности систем управления образованием.

Процессу планирования в бюджетной сфере присущи особенности по сравнению со многими видами коммерческой деятельности, поэтому перенос в систему образования методо-

логии прогнозирования и планирования, сформированной и успешно применяемой в других сферах хозяйствования, невозможен. Между тем в научной литературе, несмотря на достаточно глубоко разработанную методологию планирования хозяйственных процессов и финансовой деятельности, вопросы ее применения к планированию ресурсного обеспечения образовательного процесса, особенно в условиях перехода к использованию рыночного механизма, с изменениями его целевых установок на этапе постиндустриального развития общества, не раскрыты в должной степени.

В силу эффекта асимметрии информации определение индивидуальной стоимости образовательных услуг представляется целесообразным рассматривать как исключительную прерогативу местных органов управления данными сферами, реализуемую ими в процессе бюджетного планирования. Естественно, что из-за стоимостного характера используемых показателей координация деятельности учреждений здесь может быть достигнута путем преимущественного использования финансовых показателей. При этом на уровне совокупного бюджетного планирования в основе расчета этих показателей используются методы «прямого счета» потребности в ресурсах, исчисляемые на основе показателей плана социально-экономического развития территории по сети, штатам и контингентам. И наоборот, использование такого подхода для распределения ресурсов между отдельными учреждениями-бюджетополучателями является неэффективным, поскольку ориентирует их исключительно на затратный характер деятельности. В последнем случае представляется целесообразным использование нормативного метода финансирования, так как данный подход ориентирует образовательные и социально-культурные учреждения на максимизацию качества образовательных услуг.

Финансовые рычаги применяются на разных уровнях управления и используются комплексно: в процессе образования денежных доходов и в процессе их расходования; многие из них играют стимулирующую роль. Большинство финансовых рычагов используется в финансо-

вых механизмах стабильно, другая их часть обновляется вследствие изменений приоритетов и задач финансовой политики и ее стратегической направленности.

Необходимость применения финансовых рычагов в системе образования обусловлена следующими причинами:

— они являются инструментами распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов и предопределяют пропорции стоимостного распределения на всех стадиях процесса оказания услуг;

— при помощи финансовых рычагов выражаются формы финансовых отношений, а также формы и методы финансового обеспечения (бюджетное и внебюджетное финансирование, кредитование, субсидирование инвестирование, страхование и пр.);

— финансовые рычаги применяются на разных уровнях управления финансами;

— через экономические формы финансовых рычагов выражаются интересы участников финансовых отношений, что находит отражение в их целевой направленности.

Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности его воздействия. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, премии, заработная плата, финансовые санкции и т.д.

Организация финансового механизма отражает тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами, которые выступают и как финансовые показатели деятельности образовательных учреждений, и как инструменты, используемые при мобилизации финансовых ресурсов на макро-и микроуровне. С одной стороны функционирование финансовых рычагов определяется действием финансового механизма, организацией форм планирования и управления финансовыми отношениями, с другой — при помощи финансовых рычагов выражаются формы финансовых отношений, а также формы и методы формирования и использования денежных доходов

и денежных фондов. К финансовым рычагам в рассматриваемых системах можно отнести прибыль, доход образовательных и социально-культурных учреждений, норматив на одного пользователя услуг, цены на услуги, формы расчетов, виды кредитов, амортизационные отчисления, финансовые санкции и т.д.

Таким образом, организация финансового механизма направлена на рациональное сочетание кадрового, технологического, информационного, нормативного и правового обеспечения в процессе управления финансами образовательных учреждений. С одной стороны, они императивно устанавливаются государством, а с другой — преломляются в рамках конкретного финансового механизма с целью формирования не противоречащих законам внутрисистемных отношений, связанных с управлением денежными потоками системы образования.

1. Балыхин Г. А., Клячко Т. Л., Кузьминов Я. И., Якобсон Л. И. Организационно-экономические инновации в сфере образования. — М.: АПК и ПРО, 2000. — 48 с.

2. Башкина Г. В., Якушева К. В. Методика расчетов федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. — М.: АПК и ПРО, 2000. — 44 с.

3. Беляков С. А. Лекции по экономике образования. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002. — 144 с.

4. Буслов Е. В. Проблемы и перспективы развития законодательства в области образования // Совершенствование организационно-экономического механизма управления общеобразовательным комплексом: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. — Набережные Челны, 2002.

5. Инструкция по бюджетному учету: утверждена Приказом Минфина РФ от 10.02.06 № 25н. // СПС «Гарант».

6. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.00 № 94н // СПС «Гарант».

В редакцию материал поступил 29.03.10.

Ключевые слова: финансовый механизм, финансовые рычаги, система образования, бюджетная сфера.

Уракова Екатерина Андреевна, преподаватель

Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н., доцент

Михайленко Дмитрий Михайлович, магистрант

Ураков Андрей Анатольевич, магистрант

Сидоров Андрей Николаевич, студент

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия

ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа основ финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Подчеркивается, что в условиях самостоятельности образовательных организаций, перед ними предстает сложная задача по обеспечению эффективной системы управления финансовыми ресурсами, перераспределения денежных потоков для реализации стратегических целей деятельности. Определяются основы финансово-экономической деятельности образовательных учреждений, среди которых можно выделить: работу с нормативно-правовой документацией, тактическое и стратегическое управление, реализацию ключевых целей финансово-экономической деятельности, стратегическое лидерство, обеспечение высокой конкурентоспособности, качества образования. В результате делается вывод о том, что финансово-экономическая деятельность образовательной организации в большинстве своем направлена на обеспечение развития при параллельном исполнении всех возложенных на нее функций, целей и задач, непосредственно связанных с оказанием образовательных услуг.

Ключевые слова: финансово-экономическая деятельность, управление, денежные потоки, финансовые ресурсы, конкурентоспособность организации.

Введение. Рыночная среда, в рамках которой образовательная организация осуществляет свое функционирование, является ключевым фактором, формирующим особые условия и требования построения деятельности, воссоздания финансово-экономического механизма, тесно переплетающегося с управленческими основами. Будучи наделенными самостоятельностью по реализации экономических функций, образовательные организации получают возможность в максимально эффективном задействовании

Читать также:  2 основы финансов организации, включая их роль и ответственность в системе управления финансами страны. Какую функцию выполняют финансы организаций (предприятий) в общей системе финансового и экономического развития страны?

денежных средств и их реализации в векторе увеличения положительных аспектов при стремлении к минимизации затрачиваемых ресурсов.

Тем не менее, в вопросах построения финансово-экономической деятельности в реальной практике наблюдается ряд основополагающих проблем, связанных с воспроизводством в управленческую практику традиционно-ориентированного подхода, сводящегося к осуществлению минимальных требований, что в условиях рыночной конкуренции попросту не позволяет взять лидерство при реализации образовательных функций, обеспечить высокий уровень конкурентоспособности образовательной организации, привлечь дополнительных субъектов при реализации образовательных программ, а как следствие, приводит к упущению определенной выгоды.

Цель статьи — проанализировать основы финансово-экономической деятельности образовательного учреждения в современных условиях и выявить характерные особенности данного процесса.

Результаты и их обсуждение. В вопросах реализации управленческих функций в контексте финансово-экономической деятельности, ключевой фигурой в любой образовательной организации становится руководитель, выстраивающий стратегию использования финансовых ресурсов образовательного учреждения в условиях полной самостоятельности. В подобных условиях руководитель задействует в своей деятельности ряд основополагающих компонентов, представленных на рисунке 1:

Работа с нормативно-правовой документацией

Реализация ключевых целей финансово-экономической деятельности

Обращаясь к данным, представленным на рис. 1, стоит заметить, что они представляют собой основу построения финансово-экономической деятельности любого современного образовательного учреждения; ко всему прочему, они являются динамичной структурой, имеющей внутреннюю систему взаимосвязей.

Так, необходимо проанализировать каждый из представленных компонентов реализации финансово-экономической деятельности образовательной организации в условиях самостоятельности более подробно:

По своей сути, нормативно-правовая документация становится основой построения эффективной системы финансово-экономической деятельности в условиях самостоятельности образовательной организации.

2. Тактическое и стратегическое управление. Представляет собой систему, обеспечивающую принятие управленческих решений; под стратегическим управлением понимается воссоздание долгосрочно-

ориентированных практик использования и реализации финансово-экономического потенциала образовательной организации, тогда как под тактическим управлением понимается возможность внедрения корректирующих стратегию элементов, в регламентированных случаях, связанных с наличием потребности внесения изменений, без которых снижается эффективность достижения поставленных стратегических целей управления.

На уровне данной системы в целом формируется управленческий механизм (система управления финансово-экономическим потенциалом), включающий в себя ряд внутренних компонентов: цели, содержание, методы, формы, средства, принципы, результаты, прогнозы и многие другие компоненты, формирующие возможность развития образовательной организации в векторе самостоятельности принятия решений.

4. Стратегические лидерство. Представляет собой систему реализации целей и задач управления в векторе достижения максимального «авторитета» учреждения, его лидерства на рынке образовательных услуг, обеспечения высокой конкурентоспособности, гибкости, адаптивности, устойчивости к изменению среды, увеличения предельных возможностей, расширения масштабов функционирования. Стратегия управления, нацеленная на лидерство, является системой поэтапного развития образовательной организации в соответствие с текущим состоянием внешней среды, подстраи-вания под изменения, а также переноса инициативы в «наступательный» характер, связанный с формированием тенденций развития рынка по эталону лидера.

С точки зрения перенаправления финансовых ресурсов, стратегия развития образовательной организации на рынке образовательных услуг должна быть четко спланирована и обеспечена всеми необходимыми ресурсами; в ином случае, стратегическое лидерство становится попросту невозможным за счет недостатка финансового потенциала, невозможности использования инструментов управления конкурентоспособностью (маркетинг, продвижение, организация мероприятий, закупка нового оборудования, например, для обеспечения материально-технической базы для реализации определенных образовательных программ и так далее). Действие данной системы представлено на рис. 2:

Рис. 2. Стратегическое лидерство и финансово-экономическая деятельность образовательной организации

5. Обеспечение высокой конкурентоспособности, качества образования. Данный компонент реализации финансово-экономической деятельности образовательной организации представлен как основа экономической сущности самостоятельности образовательного учреждения. В вопросах конкурентоспособности, образовательная организация сталкивается с понятием «качество образования», которое представляет собой возможность объективной оценки субъективных ожиданий участников рыночных отношений, чей потенциал задействован в процессе реализации образовательных услуг. Иначе говоря, качество образования определяет конкурентоспособность образовательной организации на рынке; вместе с тем, оба этих компонента неразрывно связаны с возможностью организации эффективного управления финансово-экономическим потенциалом.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать ряд следующих выводов:

1. В условиях полной самостоятельности и независимости, перед образовательной организацией и её руководством встает сложная задача по обеспечению эффективного управления финансово-экономической деятельностью с целью реализации всего потенциала образовательной организации в условиях рыночной конкуренции.

2. Финансово-экономическая деятельность образовательная организации напрямую связана с возможностью обеспечения её развития, что вы-

ражается в системе финансирования любых изменений в деятельности образовательной организации.

3. В качестве основ финансово-экономической деятельности образовательной организации необходимо рассматривать ряд компонентов, среди которых: работа с нормативно-правовой документацией, тактическое и стратегическое управление, реализация ключевых целей финансово-экономической деятельности, стратегическое лидерство, обеспечение высокой конкурентоспособности, качества образования.

Все это показывает, что сегодня в условиях самостоятельности эффективная организация финансово-экономической деятельности занимает ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности образовательной организации.

1. Иксанова, Л. Г. Организационное, ресурсное и методическое обеспечение деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся / Л. Г. Иксанова, С. Н. Федорова // Вестник Марийского государственного университета.

— 2019. — Т. 13. — № 2(34). — С. 161-168. — Б01 10.30914/2072-6783-2019-132-161-168.

2. Зиновева, С. А. Нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности вузов / С. А. Зиновьева, Е. А. Уракова, Д. М. Михайленко, А. Н. Сидоров // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2022. — № 2(60). — С. 19-25.

3. Майорова, Е. Б. Компоненты готовности руководителя к управленческой деятельности в условиях финансово-экономической самостоятельности образовательного учреждения / Е. Б. Майорова // Вестник Университета Российской академии образования. — 2008. — №3. — С. 67-71.

4. Мусарский, М. М. » Новое» в компетенции руководителя образовательной организации по управлению финансово-экономической деятельностью / М. М. Мусарский // Тенденции развития образования: Кадры решают всё? : Материалы X Международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 февраля 2013 года. — Москва: Издательство Дело, 2014. — С. 261-284.

5. Самерханова, Э. К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э. К. Самерханова, М. А. Балакин // Вестник Мининского университета. -2020. — № 8. — Б01: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4

6. Файн, Т. А. Проектная работа и бизнес при проектном управлении в образовании / Т. А. Файн // Современное научное знание: теория, методология, практика : Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Смоленск, 10 июня 2019 года.

— Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2019. — С. 50-55.

7. Шамов, А. Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в вузе / А. Н. Шамов, О. М. Ким // // Вестник Мининского университета. — 2020. — № 8. — DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-5

Статья поступила в редакцию 21.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 10.11.2022.

Urakova Ekaterina Andreevna, teacher

Bystrova Natalya Vasilievna, Ph. D., Associate Professor

Mikhailenko Dmitry Mikhailovich, undergraduate

Urakov Andrey Anatolievich, undergraduate

Sidorov Andrey Nikolaevich, student

BASIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: The article is devoted to the analysis of the fundamentals of financial and economic activities of educational institutions. It is emphasized that in the conditions of independence of educational organizations, they face a difficult task of providing an effective system for managing financial resources, redistributing cash flows to achieve the strategic goals of the activity. The fundamentals of the financial and economic activities of educational institutions are determined, among which are: work with legal documentation, tactical and strategic management, the implementation of key goals of financial and economic activities, strategic leadership, ensuring high competitiveness, quality of education. As a result, it is concluded that the financial and economic activities of an educational organization are mostly aimed at ensuring development while simultaneously fulfilling all the functions, goals and objectives assigned to it, directly related to the provision of educational services.

Key words: financial and economic activity, management, cash flows, financial resources, competitiveness of the organization.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *