Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных и социально- экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика.

Финансовая политика должна обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы государства и на этой основе — более эффективное выполнение государством социальных, экономических, экологических, оборонных, образовательных и иных функций.

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

· бюджетная политика

· налоговая политика

· таможенная политика

· кредитно-денежная политика

· инвестиционная политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика — это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Задачи финансовой политики:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Типы финансовой политики государства:

1 Классическая.До конца 20-х годов 20 в. основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2 Регулирующая.Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

3 Планово-директивная.Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Типы финансовой политики государства

Выделяют следующие типы финансовой политики:

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (см. Экономика свободной конкуренции).

Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные, с точки зрения взимания, прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).

Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход дает возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной в середине 90-х годов ХХ века. Монетарная политика – это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определенные специфические механизмы работы, направлены на достижение определенных макроэкономических целей.

Основные цели и задания монетарной политики:

  • Регулирование экономического роста.
  • Удержание роста инфляции.
  • Обеспечение занятости.
  • Выравнивание платежного баланса.

Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения ее принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Читать также:  Особенности финансов малого бизнеса в том что

Финансовая политика

Государство для осуществления своих функций и достижения опре­деленных государственных социально-экономических задач использует, как отмечалось выше, финансы. Важную роль в реализации поставлен­ных целей играет в современных условиях финансовая политика. Через финансовую политику, являющуюся составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на эконо­мическое и социальное развитие общества.

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправ­ленных мер государства в области управления финансами в целях опре­деления наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономиче­ской политики государства. Это деятельность государства, предприятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание финансо­вой политики включает: выработку концепций развития финансов, опре­деление основных направлений их использования и разработку мер, на­правленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Основными целями и задачами финансовой политики являются:

— обеспечение условий для формирования максимально возмож­ных финансовых ресурсов;

2.3. Финансовая политика* 41

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

установление рационального с точки зрения государства распре­ деления и использования финансовых ресурсов;

— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

— выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

— создание эффективной и максимально деловой системы управле­ ния финансами.

Одна из главных задач финансовой политики — предотвращать соци­альную напряженность в обществе, преодолевать спад производства, по­вышать социальную защиту населения.

Государство, являясь главным субъектом финансовой политики, раз­рабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действия на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Общими принципами формирования финансовой политики государ­ства являются:

— выработка научно обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе анализа экономики, перспектив ее стаби­ лизации и развития, учета потребностей народного хозяйства и населе­ ния страны в финансовых ресурсах;

— концентрация определенной части финансовых ресурсов в центра­ лизованных фондах государства для обеспечения финансирования расхо­ дов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных орга­ нов, учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.;

— определение главных направлений наиболее эффективного исполь­ зования финансовых ресурсов государства путем распределения их преж­ де всего в приоритетные сферы;

— регулирование финансовых отношений с использованием фискаль­ ной политики, предусматривающей совершенствование политики прави­ тельства в области налогообложения в целях пополнения государствен­ ной казны.

Главными направлениями государственной финансовой политики яв­ляются: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможен­ная политика.

Бюджетная политика, которой отводится главное место в финансо­вой политике, предполагает реализацию совокупности мер по осуществ­лению взаимодействия бюджетов разных уровней. Она выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджет­ного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

42 • Глава 2. Управление финансами

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Характер решения этих вопросов определяет социально-экономическую направленность бюджетной политики.

Налоговая политика предполагает разработку и реализацию ком­плекса мер по совершенствованию налоговой системы, принципов ее по­строения и условий функционирования, мер по повышению эффектив­ности и оптимизации налогообложения. Основная цель современной на­логовой политики -^ формирование такой налоговой системы, которая была бы необременительной для субъектов хозяйствования как по уров­ню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части простоты и прозрачности процедур расчета и уплаты налогов, совершенства нало­говой отчетности и упорядочения налоговых проверок. Следует отме­тить, что в стране в последние годы проделана значительная работа по со­вершенствованию налоговой системы. К ее положительным итогам мож­но отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие снижения ставки нало­га на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС — с 20 до 18%, единого социально­го налога — с 38,5 до 26%. Эта работа должна быть продолжена. Налого­вая система должна создавать справедливые и одинаковые условия для развития бизнеса всем экономическим агентам, формировать в стране, наряду с другими факторами, благоприятный инвестиционный климат, способствуя при этом максимальной мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней.

Инвестиционная политика представляет собой систему мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных ин­вестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в определении приоритетов в финансирова­нии инвестиционной деятельности, создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы крупные капиталы не утекали из России, а наоборот, что­бы происходил приток иностранного капитала. Проведение инвестици­онной политики предполагает финансирование федеральных целевых программ, стимулирующих инновационное развитие экономики.

Социальная финансовая политика направлена на решение задач фи­нансового обеспечения социального развития общества, улучшение ус­ловий жизни и благосостояния населения, других социальных прав граж­дан России, предусмотренных Конституцией РФ. Она, в частности, охва­тывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным группам населения и др. Реализация со­циальной финансовой политики предполагает упорядочение социаль­ных пособий и льгот, предоставление их в первую очередь социально уяз­вимым слоям населения, сохранение стабильности доходов государст­венных социальных внебюджетных фондов в целях обеспечения уровня

2.3. Финансовая политика* 43

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

пенсий, адекватного прожиточному уровню, гарантированного уровня предоставления медицинской помощи и социальных выплат по времен­ной нетрудоспособности. Практическая реализация задач финансовой политики позволит обеспечить социальную стабильность общества и со­циальную защищенность малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения, последовательно осуществить государственные социальные га­рантии, установленные в Конституции РФ. Нельзя забывать при этом, что улучшение условий жизни и благосостояния населения является непре­менным и обязательным условием успешного роста экономики страны.

Таможенная политика направлена на регулирование экономических взаимоотношений с другими государствами и защиту внутреннего рынка и национальных производителей с помощью методов тарифного и нета­рифного регулирования.

Таким образом, финансовая политика — это часть социально-эконо­мической политики государства по обеспечению сбалансированного рос­та финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

В условиях повышения экономической роли государства влияние го­сударственных финансов на экономику значительно усиливается. Госу­дарство в зависимости от конкретн ой ситуации и фазы экономического цикла может стимулировать или сдерживать экономический рост, спо­собствовать расширению экспорта, решать социальные задачи и т. д. Учитывая важность государственной финансовой политики, ряд прин­ципиальных решений по ее осуществлению принимается законодатель­ными органами власти — парламентами, которые утверждают государст­венные бюджеты и отчеты об их исполнении, уровень (ставки) налогов и порядок их взимания, предельный размер государственного долга и др.

Инструментом осуществления финансовой политики государства является финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) форми­рования и использования финансовых ресурсов, применяемых общест­вом в целях создания благоприятных условий для экономического и со­циального развития общества. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджет­ный механизм и т. д. В каждом из них согласно функциональному назна­чению можно выделить следующие звенья: мобилизация финансовых ре­сурсов, финансирование, стимулирование и др.

Используя различные элементы финансового механизма, органы власти (всех уровней) стремятся обеспечить реализацию целей финансо-

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

вой политики, решение ее перспективных задач. Совершенствование, корректировка тех или иных элементов хозяйственного механизма про-1 исходят путем изменения соответствующих норм и правил функциони­рования каждого структурного элемента финансового механизма.

Важную роль в реализации финансовой политики играет совершенст­вование финансового механизма управления предприятиями, направлен­ного на организацию взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств в целях эффективного их воздействия на конечные ре­зультаты производства. Здесь следует выделить совершенствование фи­нансовых методов и финансовых рычагов воздействия на хозяйственный процесс путем более совершенного налогообложения, страхования, обос­нованного установления курса валют, процентной ставки, амортизации, арендной платы, стоимости ценных бумаг и т. д. Нельзя при этом недо­оценивать правовое обеспечение предприятий (законы, указы, постанов­ления, приказы министерств), а также своевременное и качественное нормативное и информационное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и др.), которые выпускаются Министерством фи­нансов, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможен­ным комитетом и т. д.

В связи с таким важным значением финансовой политики, являю­щейся, как отмечалось, составной частью общей экономической полити­ки страны, ей в современной России уделяется исключительно большое внимание. Каковы особенности и стратегические контуры формирова­ния и реализации финансовой политики России в ближайшей и средне­срочной перспективе?

1. Максимально сблизить финансовую политику с задачами социаль­ но-экономического развития страны, обеспечить единство целей финан­ совой политики и целей развития экономики. В реальной действительно­ сти финансовая политика последнего десятилетия была направлена пре­ имущественно на быстрое изменение прежнего социального строя, она была в значительной мере оторвана от задач социально-экономического развития общества. Принятие в качестве приоритетных целей финансо­ вой политики «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации», «существенное снижение уровня инфля­ ции», «вхождение в мировую финансовую систему» является эффектив­ ным средством и условием решения намеченных социально-экономиче­ ских задач общества. При этом важно понимать и другое: без обеспечения в стране экономического роста невозможно решение ни одной сколь­ ко-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Реализация перспективной задачи финансовой политики должна предусматривать вхождение или встраивание финансовой системы Рос­ сии в международную финансовую систему. Это потребует соответствую-

2.3. Финансовая политика» 45

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

щего обучения новым финансовым технологиям, нового уровня знаний корпоративных финансов, финансового менеджмента и т. д. Однако главным направлением в финансовой политике должно стать укрепле­ние рубля, повышение доверия к отечественным финансовым, банков­ским и кредитным инструментам. Рубль должен занять равноправное по­ложение среди других валют, а в дальнейшем превратиться в сильную ва­люту. Необходимо постепенно уходить от практики деления денежного оборота на относительно автономные, развивающиеся по своим прави­лам части: рублевую, долларовую, бартерную. При неустойчивом рубле, зависимом от количества поступающих в страну долларов, трудно, если не невозможно, решить задачу восстановления единого управления де­нежным оборотом страны.

Читать также:  Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья

3. Финансовая политика должна быть направлена на существенное сокращение, а затем и предотвращение бегства капитала из страны. Крупный отток капитала, нелицензированный его вывоз, утаивание час­ ти валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных бан­ ках, перевод авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара — все это резко снижает потенциал рубля. Потребуется время для разработки и принятия соответствующих законов, в первую очередь закона о бегстве капитала, а также выработки мер по более эффективному валютному контролю.

4. Предстоит повысить качество бюджета, которое определяется как устойчивостью доходов и высокой собираемостью налогов, так и от- лаженностью системы его исполнения. Здесь важно упорядочить систе­ му казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансово­ го контроля, особенно крупных ассигнований, обеспечить создание еди­ ной системы бухгалтерского учета расходов бюджета.

5. Один из перспективных вопросов финансовой политики — вопрос о соотношении бюджетов разных уровней: бюджета центра и региональ­ ных бюджетов. Не меняя резко сложившиеся пропорции между бюдже­ тами разных уровней, необходимо тем не менее совершенствовать меж­ бюджетные отношения. Необходимо в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции развития межбюджетных отношений стремиться к постепенному увеличению доли финансовых ресурсов региональных бюджетов, доведя это соотношение до 50 : 50. В настоящее время это со­ отношение складывается не в пользу региональных бюджетов.

6. Сохраняет актуальность проблема совершенствования налоговой системы. И это тоже важнейшая часть финансовой политики. Необходи­ мо сделать налоговую систему реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий. Для позитивного воздействия налогов на эко­ номический рост следует разумно сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования, пре-

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

доставляя скидки тем компаниям, которые расширяют рынок сбыта нуж­ной обществу продукции или снижают цены на нее. Все еще сложна и ну­ждается в упрощении система налогообложения малого бизнеса. И в этой сфере налоги еще не стали локомотивом его развития. Рассматривая во­прос шире, можно сказать, что сама финансовая политика в целом, во всех ее направлениях должна иметь большую инвестиционную направ­ленность.

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­ ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­ нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­ ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицит­ ного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­ ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­ ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­ фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­ ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­ ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­ нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­ пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­ вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­ дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­ янного совершенствования механизма управления финансами на мак­ ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­ ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­ вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для стабильного развития экономики.

2.3. Финансовая политика «47

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Какие органы управления финансами в РФ существуют на федеральном, регио­ нальном и местном уровнях?

3. Каковы цели и задачи финансового контроля?

4. Каковы основные задачи и функции Министерства финансов РФ?

5. Что понимается под финансовой политикой и каковы направления ее проведения на современном этапе?

6. В чем заключается научный подход к выработке финансовой политики?

7. Что понимается под финансовым механизмом?

1. Бабич А., Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2- Грязнова А. Г. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004.

3- Дадашев А. 3., ЧерникД. Г. Финансовая система России: учеб. посо­ бие. М., 1997.

4. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. посо­бие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.

5- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика,2004.

Финансовый механизм

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм — это совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений. Например, в бюджетно-финансовой сфере при помощи налогов (см. Налоги и налоговая система) как формы изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения реализуются основные финансовые отношения между ними и государством. Предоставляя субсидии для производства отдельных социально значимых товаров (продуктов питания, медицинских препаратов и т.п.), финансовую поддержку отдельным отраслям и предприятиям, государство тем самым реализует особый вид финансовых отношений в этой сфере.

Таким образом, в пределах производства общественного продукта, финансовый механизм  выполняет функции:

  • аккумуляции финансовых ресурсов;
  • финансирования расходов;
  • стимулирования;
  • регулирования.

В подсистеме финансов хозяйствующих субъектов финансовый механизм проявляется в соотношении отдельных форм денежных доходов и накоплений, распределении чистой прибыли, использовании средств из фондов предприятий.

В структуре финансового механизма выделяют мобильный блок элементов, состоящий из налоговых ставок, базы налогообложения, нормативов обязательного резервирования денежных средств, учетной ставки рефинансирования, уровня нормированных затрат. Эти элементы чаще, чем другие, корректируются с учетом интересов субъектов экономических отношений и особенностей экономики.

Финансовый механизм можно представить как применение определенных финансовых методов, рычагов, стимулов и санкций, предусмотренных законодательно-нормативными актами, с целью осуществления распределения и перераспределения ВВП.

В современных условиях усовершенствование финансового механизма происходит по следующим направлениям:

  • улучшение условий рыночных отношений в стране;
  • обеспечение рациональных пропорций распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;
  • обеспечение необходимых темпов экономического роста;
  • научно обоснованное финансовое планирование и прогнозирование объемов централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, их распределения и использования;
  • повышение результативности государственного финансового контроля;
  • усовершенствование механизма действия финансовых рычагов, стимулов и санкций;
  • обеспечение достаточного правового и нормативного функционирования всего финансового механизма.

Процесс распределения и перераспределения произведенного в обществе валового внутреннего продукта обеспечивается с применением метода финансового планирования.

Финансовое планирование — это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, их объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц и страны в целом.

При выполнении финансовых планов возникает потребность в финансовом оперативном управлении как деятельности, связанной с необходимостью вмешательства в распределительные процессы с целью ликвидации диспропорций, преодоления недостатков, своевременного перераспределения средств, обеспечения достижения запланированных результатов. Во время составления и выполнения финансовых планов, а также по окончании определенных периодов осуществляется финансовый контроль, направленный на проверку правильности стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, а также целевого расходования из соответствующих фондов.

Финансовый контроль является необходимым условием бесперебойного и постепенного развития экономики. Он может быть государственным и внутрихозяйственным, по времени — предварительным, текущим и дальнейшим и осуществляться разными методами (ревизия, проверка, обследование и т.п.) (более детально см. Государственный финансовый контроль).

Финансовое обеспечение — это формирование целевых денежных фондов в достаточном размере и их эффективное использование.

Основными элементами финансового обеспечения субъектов хозяйственной деятельности являются следующие:

Финансовое регулирование — это метод финансового воздействия, связанный с регулированием экономических процессов.

Основными элементами финансового регулирования являются следующие:

Чтобы заинтересовать хозяйствующие субъекты в достижении лучших результатов, используются такие инструменты, как финансовые стимулы. К ним относятся:

  • поощрительные фонды предприятий, образующиеся из прибыли;
  • бюджетное финансирование эффективных направлений развития народного хозяйства (в том числе дотации предприятиям, деятельность которых имеет важное значение для экономики);
  • специальные финансовые льготы (налоговые льготы, возможность осуществить ускоренную амортизацию).

Среди финансовых инструментов важное место занимают финансовые санкции как особые формы организации финансовых отношений, призванные усилить материальную ответственность хозяйствующих субъектов за выполнение взятых обязательств. В условиях рынка роль финансовых санкций значительно возрастает. Самыми распространенными из них являются штрафы и пени.

Виды финансовой политики государства

В составе финансовой политики выделяют два направления: бюджетно-налоговую (фискальную) политику и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Финансовая политика это совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов

Виды финансовой политики

Бюджетно-налоговая политика — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и доходов; совокупность государственных методов воздействия на налогообложение и государственные расходы. В рамках бюджетно-налоговой политики государством определяются:

  • источники формирования и приоритетные направления расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • допустимые пределы разбалансированности бюджета;
  • принципы взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Таким образом, целями бюджетно-налоговой политики являются:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • стабилизация темпов экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости;
  • снижение темпов инфляции.
Читать также:  Что ввп распределяется поровну между деньгами и финансами

Инструментами бюджетно-налоговой политики являются:

  • государственные расходы;
  • налоги.

В рамках бюджетно-налоговой политики определяются виды налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов (см. Налоговая политика). Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности, причем как налоговой системы в целом, так и отдельного налога. Однако необходимо отметить, что к бюджетно-налоговой политике относятся только такие манипуляции государства с бюджетом, которые не изменяют количество денег в обращении.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в национальном хозяйстве и различных звеньях финансовой системы посредством регулирования деятельности банковской системы и др.

Главной целью денежно-кредитной политики является достижение устойчивого роста общественного производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности. Промежуточная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании ключевых экономических переменных на достаточно продолжительных временных интервалах, а тактическая — в проведении последовательных операций на относительно коротком временном интервале, которые согласуются с общими долгосрочными планами.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • регулирование конкретных видов кредита и кредитования отдельных отраслей или крупных фирм;
  • регулирование риска и ликвидности банковских операций (см. Банковские риски).

В последние годы все большее значение приобретает международная финансовая политика, проводимая международными финансовыми организациями и международными финансовыми институтами (МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонским клубом банков-кредиторов, Парижским клубом стран-кредиторов и др.). В основе международной финансовой политики лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных финансов, оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Такая финансовая поддержка оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических и политических условий, несоблюдение которых грозит стране-нарушителю серьезными санкциями.

Реализация экономической политики государства

Финансовая политика реализуется обычно в несколько этапов:

  • Формирование научно обоснованных концепций развития финансов на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив усовершенствования производства и нужд населения.
  • Определение основных направлений использования финансов в перспективе и в текущем периоде, то есть формирование стратегии и тактики финансовой политики. На этом этапе, исходя из поставленных целей следует учитывать возможности увеличения и уменьшения объемов финансовых ресурсов, а также внешние, политические и экономические факторы.
  • Непосредственные практические действия, направленные на достижение поставленных целей.

Разумеется, финансовая политика начинает прямо влиять на экономику только на третьем этапе, но такое влияние определяется содержанием двух предыдущих этапов.

Финансовую политику рассматривают преимущественно в определенном временном периоде: долгосрочном (перспективном) или краткосрочном (текущем).

Текущая финансовая политика связана с оперативным регулированием звеньев финансовой системы, их сбалансированием и поддержкой равновесия между ними.

Перспективная финансовая политика рассчитана на продолжительный период. Она должна обеспечить выполнение стратегических масштабных заданий, требующих больших затрат времени и капитала. Стратегические задания финансовой политики чаще всего связывают со структурными изменениями в финансовой системе и финансовом механизме в целом.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика – это краткосрочная политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны.

В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных векторах экономического и социального развития. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства.

Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения форм организации финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки, с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Временной период финансовой политики определяет способы и методы ее реализации. Их регулирующее содержание связано с выбором одного из трех основных направлений финансовой политики: экономического развития, стабилизации или ограничения деловой активности. Указанные направления применяют в контексте конкретных социально-экономических условий страны. С каждым вариантом связаны определенные меры по реализации финансовой политики.

Под политикой экономического развития подразумевают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактического объема валового национального продукта (ВНП) и повышение уровня занятости населения.

Политика стабилизации — это система финансовых мер, направленных на поддержание объема выпуска продукции на достигнутом в стране уровне.

Политика ограничения деловой активности — это система сдерживающих финансовых мер, направленных на снижение темпов роста реального объема ВВП по сравнению с достигнутыми. Правительство применяет такую политику в периоды экономического подъема для того, чтобы предотвратить кризис перепроизводства.

Финансовая политика государства

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны, уровень конкурентоспособности страны, инвестиционный климат и прочие факторы.

Финансовая политика государства — это совокупность мер страны по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию с целью достижения определенных экономических, социальных и международных целей, подчиненных реализации интересов общества.

Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, ее стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов, и системой мер и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления относительно достижения поставленных целей. При этом меры в финансовой сфере и каждой из ее подсистем должны быть согласованы с теми, которые осуществляются в других сегментах социально-экономической политики — денежно-кредитном, ценовом, оплаты труда.

Важнейшая цель финансовой политики — увеличить объем финансовых ресурсов на основе экономического развития, наращивания государственных финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

С учетом изложенного необходимо определить оптимальные объемы централизации финансовых ресурсов в сфере распределения государственных финансов, рационально распределять их и эффективно использовать, в частности для реализации целевых программ (общегосударственных, межрегиональных). Центром финансовой политики является система организации финансовых отношений, механизм финансового регулирования и обеспечения социально-экономического развития общества.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

  • макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета (см. Финансовая стабилизация);
  • распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Она включает в себя три основных элемента:

  • определение и постановку главных целей и конкретизацию дальнейших и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период;
  • разработку методов, средств и форм организации отношений, при которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
  • подбор и расстановку кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовая политика оценивается по тому, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Цели финансовой политики государства

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, то есть достижение целей в области внешней и внутренней политики, формирование положительного имиджа страны, борьба с коррупцией, достижение политической стабильности, эффективной законодательной и судебно-исполнительной системы и т.п.;
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне: обеспечение экономического роста, сбалансированности бюджета, таргетирование инфляции, достижение определенного уровня ВВП, налоговых поступлений и т.п.;
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ, уровень занятости, пенсионное обеспечение, повышение уровня жизни населения и т.п.).

Задачи финансовой политики государства

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев:

  • разработкой общей концепции финансовой политики, определением ее основных направлений, целей, главных задач;
  • созданием адекватного финансового механизма;
  • управлением финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне: мировом, региональном, национальном, на уровне отдельных регионов внутри страны, на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта), отдельного предпринимателя, на уровне отдельного домохозяйства.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, определение приоритетных направлений.

Таким образом, финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и рациональное использование. Главной целью финансовой политики является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации государством и местными органами самоуправления возложенных на них функций, а основными задачами —

  • обеспечение условий для мобилизации финансовых ресурсов в минимально необходимых размерах;
  • оптимальное распределение и рациональное использование финансовых ресурсов;
  • регулирование и стимулирование финансовыми методами социально-экономического развития общества;
  • разработка финансового механизма в соответствии с реалиями рыночной экономики;
  • создание эффективной системы управления финансами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *