ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЗВЕНЬЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ВЕРНО ИЛИ НЕТ

Финансовая политика и законодательство.

Финансовая
политика — совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций.

1.   Разработка
общей концепции финансовой политики,
определение ее основных направлений,
целей, главных задач.

2.   Создание
адекватного финансового механизма.

3.   Управление
финансовой деятельностью государства
и других субьектов экономики.

Основа
финансовой политики — стратегические
направления, которые определяют
долгосрочную и среднесрочную перспективу
использования финансов и предусматривают
решение главных задач, вытекающих из
особенностей функционирования экономики
и социальной сферы страны. Одновременно
с этим государство осуществляет выбор
текущих тактических целей и задач
использования финансовых отношений.
Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны
между собой и взаимозависимы.

Важная
составная часть финансовой политики —
установление финансового механизма,
при помощи которого происходит
осуществление всей деятельности
государства в области финансов.

Финансовый
механизм — система установленных
государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений.

·     система
законодательных норм и нормативов,
которые используются при определении
дохо­дов и расходов государства;

·     организации
бюджетной системы, фи­нансов предприятий
и рынка ценных бумаг.

Исходя
из выше сказанного задачами финансовой
политики является:

1.   обеспечение
условий для формирования максимально
возможных финансовых ресурсов;

2.   установление
рационального с точки зрения государства
распределения и использования финансовых
ресурсов;

3.   организация
регулирования и стимулирования
экономи­ческих и социальных процессов
финансовыми методами;

4.   выработка
финансового механизма и его развитие
в соот­ветствии с изменяющимися целями
и задачами стратегии;

5.   создание
эффективной и максимально деловой
системы управления финансами.

В
процессе проведения финансовой политики
особенно важно обеспечение ее взаимосвязи
с другими составными частями экономической
политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка
результатов финансовой политики
государства ос­новывается на ее
соответствии интересам общества и
большинства его социальных групп, а
также на достигнутых результатах,
выте­кающих из поставленных целей и
задач.

Являлась
основным типом финансовой политики
большинства стран до  конца 20-х
годов XX  века.
Основывалась на трудах классиков
политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо
(1772-1823) и их последователей.

·     невмешательство
государства в экономику,

·     использование
рыночного механизма как главного
регу­лятора хозяйственных процессов.

Государство
стремилось к уменьшению расходов
бюджета, сводившихся в основном к
расходам на военные цели, выплату
процентов по государственному долгу и
его погашению и управлению. Система
налогов (в основном косвенные и
имущественные налоги) должна была
создать необходимые поступления средств
для обеспечения сбалансированного
бюджета государства.

Система
управления финансовой деятельность
была проста и сосредотачивалась, как
правило, в одном органе управления —
министерстве финансов (казначействе).

Получила
развитие во многих странах мира с конца
20-х  XX века
и действует претерпевая некоторые
изменения в нынешнее время.

В
ее основу были положены  труды по
экономической теории английского
экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его
последователей.

Основывалась
на необходимости вмешательства и
регулирования государством циклического
развития экономики.

Финансовая
политика наряду с ее традиционными
задачами стала преследовать цель
использования финансового механизма
для регулирования экономики и социальных
отношений в целях обеспечения полной
занятости населения.

Основной
инструмент вмешательства в экономику
— государственные расходы, за счет
которых формируется дополнительный
спрос.

Кардинально
изменилась система налогов. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий
прогрессивные ставки и позволяющий
обеспечить сбалансированность бюджета
государства при высоком уровне расходов.

Большое
внимание в финансовом механизме уделяется
системе государственного кредита, на
основе которого проводится политика
дефицитного финансирования.

Изменяется
система управления финансами. Выделяются
отдельные службы, занимающиеся
планированием бюджета и бюджетных
расходов, их финансированием, контролем
за поступлением налогов, управлением
государственным долгом.

В
целом кейнсианская регулирующая
финансовая политика обеспечила в 30-60-х
годах  стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости и
эффективную систему финансирования
социальных нужд в большинстве стран.

В
70-х годах в основу финансовой политики
была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории. Не
отказываясь от вмешательства государства
в экономику и социальную область в
целом, существенно его ограничила.

Финансовый
механизм в этих условиях исходит их
необходимости сокращения обьема
перераспределения национального дохода
через финансовую систему, снижения
бюджетного дефицита, стимулирования
роста сбережений как источника
производственного инвестирования.
Ставится задача сокращения и уменьшения
степени прогрессивности налогообложения.

Следует
отметить, что различные разновидности
регулирую­щей финансовой политики
тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизмаприменяются
в различных странах,
использующих как кейнсианскую, так
и неоконсервативную систему
регулирования, что приводит к
их конвергенции.

Применяется
в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой.

Основана
на государственной собственности на
средства производства, что позволяет
осуществлять прямое директивное
руководство всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее
цель — обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства для их последующего
перераспределения в соответсвии с
основными направлениями государственного
плана.

Основная
задача финансового механизма — создание
инструментов при помощи которых
производится изьятие всех неиспользуемых
в соответствии с государственным планом
ресурсов. Изьятие средств производилось
у государственных предприятий, населения
и органов местной власти.

Управление
финансами осуществлялось из единого
центра Министерства финансов, которое
занималось всеми вопроса использования
финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная
финансовая политика проводилась; практически
во всех бывших социалистических странах.
С показала свою достаточно высокую
эффективность в годы, когда требовалась
максимальная концентрация финансовых
ресурсов для финансирования чрезвычайных
расходов государства (в годы Второй
мировой войны, восстановления
народного хозяйства и т.п.). В то
же время использование такой финансовой политики
в условиях нормального
функционированияэкономики привело
к отрицательным последствиям:
снижению эффективности производства,
замедлению развития социальной сферы
общества, резкому ухудшению финансового
положения государства.

Законода́тельство —
издание законов;
а также свод законов. Законодательство
— это внешняя форма правовой системы
страны,на данном этапе развития.

Национальный доход

Материал
из Википедии — свободной энциклопедии

Национальный
доход (англ. national
income)
— сумма всех доходов, полученных
резидентами страны за год; вновь созданная
стоимость. Национальный доход представляет
собой один из важнейших обобщающих
показателей экономического развития
страны. Также используется термин чистый
национальный доход. Национальный доход
определяется по формулам:

Управление финансами

Под управлением понимается воздействие
субъекта управления на объект управления
для достижения конкретных целей.
Управление финансами осуществляется
по звеньям (по частям). Соответствующими
звеньями управляют соответствующие
учреждения. Финансовая политика –
идеи и взгляды, мировоззрения в сфере
финансов и меры воздействий по их
достижению и осуществлению.

Финансовый аппарат: финансовая
политика: финансы:
фин.устойчивость:

Парламент финансовое
законодательство бюджет max
доход

Правительство финансовая
инфляция Д. и Р. П Ф
оптимум расходов

Президент финансовое
планирование Д. и Р. Ф СС
макроэк.сбаланс-ть

Министерство экономики финансовое
регулирование Д. и Р. Ф НБ
отсут-е бюдж.дефицита

Министерство финансов финансовый
контроль Д. и Р. С Ф

ЦБ финансовый
механизм

Финансовая деятельность

Денежные отношения определяют необходимость и наличие специальной финансовой деятельности государ­ства. Финансовая деятельность любого государства представляет собой про­цесс собирания, распределения (перераспределения) и использования де­нежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций госу­дарства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха­низма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и юридической деятельности. Обеспечивая движение денеж­ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель­ность государства и муниципальных образований носит публич­ный характер. Независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга­ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право­вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе­тенции.

Финансовая деятельность государства заключается в право­мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз­ма регулирования финансовых отношений. Основными направ­лениями воздействия на механизм финансово-правового регули­рования со стороны финансовой деятельности являются право­творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе­ния и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов общего значения.

Читать также:  Кто назначил графа канкрина министром финансов

Содержание финансовой деятельности государства опреде­ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле­ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова­ния и правового сознания. Результатом финансовой деятель­ности становятся юридически значимые последствия, наступле­ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла­дываются позитивные финансовые правоотношения).

Сфера финансо­вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.

Признаки финансовой деятельности (особенности):

а) обязательное участие государства или муниципальных об­разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше­ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи­циальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для пуб­личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ­ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде­ления и использования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств.

Виды финансовой деятельности

Классификацию финансовой деятельности можно проводить по нескольким основаниям:

— сферы общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью,

— субъекты, осуществляющие финан­совую деятельность,

— территориальные уровни,

— формы финансовой деятельности

— функци­и финансовой деятельности и др.

Каждый из видов финансовой деятельности имеет все характеристики, присущие финансовой деятельности в целом, но обладает своими специфическими особенностями, проявляющиеся:

— в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах),

— объекте воздействия,

— действии во времени,

— наличии определенных целей.

В зависимости от сфер обще­ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

— бюджетную деятельность государства и муниципаль­ных образований;

— налоговую деятельность государства и муни­ципальных образований;

— кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

— финансовую деятельность государ­ственных и муниципальных предприятий;

— государственную дея­тельность в сфере обязательного страхования;

— государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу­ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают:

— финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ)

— финансовую дея­тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе­нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, но ей присущи собствен­ные признаки:

— выражает государственную самосто­ятельность субъекта РФ (в рамках Конституции РФ);

— осуществляются функции аккумуляции, распре­деления и использования денежных средств в целях обеспече­ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ;

— фун­кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству­ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко­торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности;

— отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про­являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му­ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули­рованию, распределению и использованию централизованных и де­централизованных фондов денежных средств в целях осуществле­ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен­ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон­дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб­ществом, и делегирования полномочий государства.

Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга­ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан­совые ресурсы. Сферу (область) муниципальной финансо­вой деятельности представляют финансы соответствующего тер­риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча­стием государства устанавливают порядок образования и ис­пользования централизованных (в рамках местного самоуправ­ления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре­зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон­троля за расходованием финансов местного бюд­жета, добровольных взносов.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государ­ства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финан­сов.

В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их фи­нансовой деятельности и степень участия в ней различны.

Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

— целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

— организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

— компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

В связи с этим различают:

— органы общей компетенции, осуществляющие финан­совые полномочия в качестве одного из направлений своей де­ятельности,

— органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распре­делению и использованию фондов денежных средств.

Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

А) общей компетенции, которые осуществляют управление боль­шинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

Б) специальной компетенции,которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

Органы специальной компетенции подразделяются на:

— отраслевой компетенции- осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления;

— внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

— межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления);

— смешанной компетенции,т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

— единоначальные — в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган ру­ководителю;

— коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, феде­ральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Читать также:  ФИНАНСЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ

Систему органов общей компетенции представляют Феде­ральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.

Согласно принципу разделения властей прерогативой зако­нодательных (представительных) органов государственной вла­сти является принятие финансовых законов. Кроме правотвор­ческой функции Федеральное Собрание РФ и законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ осуществляет полномочия в сфере финансового контроля.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с которой строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государ­ственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организа­ции расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной систе­мы, через Главное контрольное управление Президента РФ осу­ществляет финансовый контроль.

В целях совершенствования аналитического и информаци­онного обеспечения деятельности Президента РФ по экономи­ческим вопросам, включая вопросы общегосударственных фи­нансов, бюджета, межбюджетных отношений и др., в составе Администрации Президента РФ образовано Экономическое уп­равление Президента РФ.

Исполнительные органы государственной власти (Прави­тельство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществ­ляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подза­конные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департа­мент государственных финансов, Департамент экономики, Де­партамент финансовых рынков и имущественных отношений, Департамент международного сотрудничества, Департамента регионального развития и др.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валют­ным регулированием и валютным контролем, поэтому Департа­мент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использова­ние государственных ресурсов драгоценных металлов и драго­ценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается опреде­лением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулиро­ванием деятельности кредитных организаций, совершенствова­нием банковской системы, реструктуризацией кредитных орга­низаций. К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование госу­дарственной деятельности в сфере аудита, страхования и бух­галтерского учета.

Функции финансовой деятельности выполняют также феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства и ведомства). То же относится и к подобным органам, формируемым мест­ным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует дея­тельность в этой сфере иных федеральных органов исполни­тельной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой дея­тельности.

Субъектами РФ также создаются подобные органы (мини­стерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отде­лы или управления.

В состав этой системы входят Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы по субъектам РФ, городам (кроме городов районного значения), районам и районам в городах.

На органы федерального казначейства возложены следую­щие задачи:

1) организация, осуществление и контроль за ис­полнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

2) регулирование финансовых отно­шений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое ис­полнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осу­ществление краткосрочного прогнозирования объемов госу­дарственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы федерального казначейства взаимодействуют с уч­реждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кре­дитными учреждениями, налоговыми органами по фактам на­рушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.

Представительные органы местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местно­го бюджета (ст. 14 Федерального закона «О финансовых осно­вах местного самоуправления в Российской Федерации»).

В особую систему выделяются налоговые органы — Мини­стерство РФ по налогам и сборам и Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ (далее — ФСЭНП). Главные задачи налоговых органов заключаются в обеспече­нии единой системы контроля за соблюдением налогового за­конодательства, за правильностью исчисления, полнотой и сво­евременностью внесения в бюджет налогов и других обязатель­ных платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

В связи с этими задачами налоговые органы контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок, при­менение контрольно-кассовых машин при осуществлении де­нежных расчетов с населением, а также осуществляют валют­ный контроль.

Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Федеральная таможенная служба РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при переме­щении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.

К числу других государственных финансово-кредитных орга­низаций относятся государственные внебюджетные фонды (сис­тема органов, управляющих деятельностью по образованию, рас­пределению и использованию целевых финансовых ресурсов).

Понятие финансовой системы

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соот­ветствующей части национального дохода. Эти сферы составля­ют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (инсти­туты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства.

Финансовая система это система форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципаль­ных образований, а также различных организа­ций и отраслей народного хозяйства.

Финансовую систему государства не следует путать с системой финансовых учреждений, это совокупность государственных органов управления, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде­ления национального дохода посредством применения специфи­ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образова­ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на пуб­личную финансовую деятельность и имеет свои функции.

Элементы (звенья) финансовой системы и их особенности

В настоящее время финансовая система Российской Федера­ции состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюд­жет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы организаций любых форм собственности, объеди­нений, предприятий, учреждений, отраслей народного хозяй­ства.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществле­ния публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Пятый элемент относится к децентрализованным финансам, поскольку обладают опреде­ленной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимо­действия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются остав­шейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наи­более крупные фонды денежных средств.

Она имеет три ­уровня:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов РФ;

— местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой фун­кционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет норма­тивное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует ре­ализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система выступает важным элементом социаль­но-экономической деятельности государства

Совокупность фондов денежных средств, входящих в бюд­жетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства.

Все виды бюджетов в бюджетной системе образуются в про­цессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финанси­рованию.

Читать также:  Органы управления финансами в рф и их функции и их роль

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность де­нежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публич­ных мероприятий.

Внебюджетные фонды создаются на всех уровнях и в силу этого могут быть государственными или муниципальными. Эти фонды обо­собленны от бюджета и имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные от­расли экономики, развития проблемных отраслей инфраструк­туры, выполнения социальных программ. Внебюджет­ные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государ­ственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохра­нение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обяза­тельных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

Государствен­ный и муниципальный кредит как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по по­воду получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального об­разования) денежных средств, а также отношения по предостав­лению государственных гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заем­ные отношения с императивным участием государства.

Кредитные ресурсы (денежные средства, принадлежащих иным субъектам) выступают источником привлечения дополнитель­ных денежных средств в государственные и муниципальные бюджеты.

Обязатель­ное государственное страхование — урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает толь­ко те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансо­вой деятельности (например, пенсионное и медицинское обеспечение, выпла­та пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т.п.). Финансирование таких расхо­дов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения.

Финансовая деятельность в сфере страхования является од­ним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового слу­чая. Вместе с тем юридические факты, влекущие необходимость выплаты страховой суммы, наступают не всегда. Аккумулиро­ванные таким образом денежные средства государство направ­ляет на материальное обеспечение иных публичных потребностей или финансирование капитальных вложений.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-пра­вового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при фор­мировании, движении и использовании основного и оборотно­го капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая фонды денежных средств) предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового регулиро­вания их финансовой деятельности различны. Основной целью финансовой деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибы­ли, как правило, не основная цель государственных и муници­пальных предприятий.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значи­мости. Например, эмиссию и хра­нение официальных денежных знаков осуществляет исключи­тельно государственное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы предприятий являются основой всей системы фи­нансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материаль­ного производства. В результате финансовой деятельности пред­приятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы предприятий представляют собой самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы госу­дарства, что закреплено ст. 214 ГК РФ. Обособленность финансов предприятий проявляется в праве на самостоятельную финансовую деятельность: после уп­латы налогов и иных обязательных платежей предприятия само­стоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Финансы предприятий не образуют единой соподчиненной вертикали — собственником унитарного предприятия выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Финансовые ресурсы унитарных предприятий исключаются из состава государственной казны.

Как звено финансовой системы финансы предприятий тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы предприятий формируются на основе общих финансово-правовых принципов. Вместе с тем финансо­вая деятельность предприятий основывается на специальных принципах, основными из которых являются: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответ­ственность, финансовая заинтересованность, конкуренция.

На основе целостности, гибкости, динамичности и открыто­сти финансовой системы было выведено основное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к фи­нансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Сложность финансовой системы определяется разнообразием составля­ющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным различием.

Государственная финансовая система в развитых капиталис­тических странах состоит из четырех звеньев:

— государственные бюджеты,

— местные финансы,

— специальные внебюджетные фон­ды,

— финансы корпораций.

Для указанных финансовых систем характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различ­ными уровнями системы. Правительство полностью независи­мо в целях, касающихся государственных вопросов в целом: расходов на оборону, космос, внешние отношения. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану обществен­ного порядка, уборку территорий и т. п.

Местные финансы в капиталистических странах состоят из:

— местных бюджетов;

— финансов муниципальных предприятий;

— автономных местных фондов.

Основное значение имеют местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюд­жет, а в федеративных государствах бюджеты местных сооб­ществ не входят в бюджеты членов федерации, последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Финансовая система. Звенья финансов.

Финансовая система занимается изучением
и управлением финансами. Главное отличие
между экономическими системами и
социально-общественными – присутствие
регулятора. Финансовая система –
совокупность взаимодействия сфер:

-учреждения, осуществляющие управление
финансами

-совокупность денег (финансовых фондов)

Финансовый аппарат
Финансы Денежные
финансовые фонды

Звенья финансов (составляют ЦДФ)

-Доходы и расходы фонда национального
благосостояния

-Д. и Р. Пенсионного фонда

-Д. и Р. Бюджетного фонда

-Д. и Р. Фонда социального страхования

-Д. и Р. Страхового фонда

-специфика образования и использования
денежных фондов

-роль звена в экономических процессах

Финансы (московские авторы): государственные
финансы, местные финансы, государственный
кредит, ***.

Финансы (питерские авторы): государственные
финансы, финансы юридических лиц, частные
финансы.

Звено – совокупность императивно-денежных
отношений, в процессе которых формируется
и используется конкретная денежная
функция. У государства столько фондов,
сколько звеньев.

Бюджет – совокупность императивно-денежных
отношений, в процессе которых формируется
и используется бюджетный фонд. Специфика:
налоги поступают только в бюджет! Сколько
бы ни было в государстве звеньев, бюджет
есть всегда.

Тема 2. Государственные расходы

  • Военные расходы. 5-10%, 20%.
  • Расходы на управление. 5%, 8%.
  • Расходы по обслуживанию государственного
    долга. <10%, 12%.

Первые 3 – полезны для общества, носят
производительный характер, способствуют
развитию ВВП, стремятся к 100%. Вторые 3 –
потребляют ВВП.

Это не условные, а функциональные группы.
Под структурой понимается количественное
соотношение между группами. В каждой
группе расходов можно их разделить на
капитальные и текущие. 18 статей
текущих расходов (статья – целевое
использование денег), 5 статей расходов
по капитальным затратам.

-отрасли инфраструктуры (транспорт,
коммуникации и жилищное хозяйство,
благоустройства)

-отрасли добывающей промышленности
(многие из них – низкорентабельны,
убыточны, невыгодность использования)

-отрасль сельского хозяйства (высокий
риск этой деятельности)

Расходы по вмешательству государства
в экономику.

Государство осуществляет финансирование
науки. Наука бывает прикладной и
фундаментальной. Они, прежде всего,
отличаются сроками получения результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *