ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Эксперт по предмету «Финансовый менеджмент»

Мария Кажаева

Эксперт по предмету «Финансы»

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами – это целенаправленный вид деятельности субъектов планирования в лице органов государственного и муниципального управления, направленный на установление оптимальных количественных значений соотношения активов государства, его регионов, муниципальных образований и их обязательств в соответствии с научно обоснованным прогнозом доходов и признанием приоритетов и целей развития на конкретный период времени.

Финансовое планирование и прогнозирование в управлении государственными финансами

1. Финансовое планирование государственных финансов

2. Прогнозирование государственных финансов

3. Программирование государственных финансов

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образо­вания и использования, структура доходов и расходов.

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов: Пенсионного фонда РК, Фонда социального страхования РК, Фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости на­селения РК. В доходной части отражаются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных средств друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

Бюджеты как основная форма воплощения финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами

Практическим воплощением финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами выступают бюджеты в виде федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.

Бюджеты представляют собой финансовые планы государства, регионов и муниципальных образований, устанавливающие и утверждающие в форме норм права целевые показатели доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита.

Основы государственного финансового прогнозирования и планирования составляет среднесрочное планирование и прогнозирование, осуществляемое на трехлетний период. В системе управления муниципальными финансами финансовое планирование и прогнозирование осуществляется на краткосрочный период, то есть на один год.

Показатели бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выступают количественным выражением финансовой политики, реализуемой публичной властью на всех уровнях своего управления. Системой бюджетов определяются финансовые показатели развития всех отраслей и сфер человеческой жизнедеятельности на территории государства, осуществляется распределение доходов между различными слоями и группами населения.

Применение такого инструментария как бюджет обеспечивает взаимоувязку целей развития государства и его территориальных единиц и средств достижения этих целей, приоритетов бюджетной политики и необходимых институциональных преобразований, рост результативности и эффективности использования средств государственного, региональных и муниципальных бюджетов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие, цели и задачи государственного финансового планирования

Ключевое условие достижения целей деятельности Правительства РФ по обеспечению стабильного экономического роста и повышению уровня и качества жизни населения – это эффективное управление общественными финансами. Основными инструментами являются государственное финансовое планирование и прогнозирование.

Государственное финансовое планирование – это целенаправленная деятельность органа госвласти по установлению оптимальных количественных значений соотношения между активами и обязательствами государства.

Главной целью финансового планирования на уровне государства является определение возможных размеров финансовых ресурсов, капитала, доходов и резервов.

Важная функция государственного финансового планирования – это управление рисками сбалансированности и стабильности национальной финансовой системы. Оно предусматривает:

Критерием эффективности государственного финансового планирования считается достижение показателей, которые определяют устойчивое и стабильное состояние финансовой системы государства. Государственное финансовое планирование основывается на результатах экономической оценки состояния планируемого объекта в прошлом, анализе текущих возможностей и перспектив инвестирования.

В качестве объектов государственного финансового планирования выступает финансовая деятельность самого государство и его субъектов.

Задачи государственного финансового планирования:

«Государственное и муниципальное финансовое планирование» 👇

Планирование государственного бюджета страны

Основным планом государства является бюджет. Он играет важную экономическую, политическую и социальную роль в процессе воспроизводства.

Государственный бюджет – это ключевой плановый и контрольный инструмент, который позволяет государству перераспределять больше третьей части национального дохода и больше половины своих денежных средств.

Бюджет государства является справочным документом, который показывает сумму привлеченных и перераспределенных ресурсов, т.е. доходов и расходов за год (с 1 января по 31 декабря). Данные денежные средства используются правительством страны в интересах развития экономики и решения социальных проблем в обществе. Через госбюджет осуществляется реализация внутренней и внешней политики станы.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Рисунок 1. Источники получения доходов и направления расходов государственного бюджета. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государственный бюджет РФ состоит из:

Бюджетное планирование – это составляющий элемент управления бюджетом и процесс составления планов. Суть его состоит в определении объемов и источников формирования и направлений применения фонда финансовых средств государства.

Планирование федерального бюджета включает в себя два этапа. На первой стадии разрабатывается прогноз функционирования экономики на следующий год. Далее федеральные органы исполнительной власти распределяют государственные финансы. На этом этапе создается список целевых программ, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета и согласовываются объемы вложений денежных средств.

Проект государственного бюджета рассматривается Государственной думой в рамках четырех чтений.

В первом чтении Госдума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития России на предстоящий год, направления налоговой и бюджетной политики, программу кредитования субъектов РФ и иностранных государств. Также рассматриваются основные источники получения доходов в бюджет.

Второе чтение проекта федерального бюджета предусматривает рассмотрение расходной его части в общем плане, а также утверждается объем фонда финансовой помощи субъектов РФ.

В рамках третьего чтения Государственная дума рассматривается расходы бюджета по подразделам, уровням, видам целевых программ и т.д.

Заключительное четвертое чтение – это изучение поправок в бюджет, распределение по кварталам доходов, расходов и дефицита бюджета.

Бюджетное прогнозирование как этап процесса планирования госфинасов

При осуществлении планирования государственных финансов особое значение придется информации, которая обрисует картину в будущем. Процесс получения подобных данных называется прогнозирование.

Прогноз развития бюджета – это совокупность вероятных оценок возможных средств развития его доходов и расходов.

Целью бюджетного прогнозирования является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета и внесение предложение по его укреплению. Результаты прогнозирования — это ключевое условие для принятия эффективных решений в рамках финансовой политики государства.

При разработке финансово-бюджетных прогнозов применяют различные методы:

Первый метод подходит для прогнозирования только некоторых статей расходов и доходов госбюджета, которые имеют более или менее стабильный характер. Второй метод при своей его популярности имеет один недостаток – присутствие субъективизма в оставлении оценок экспертами.

На практике оба метода могут применяться одновременно. Но более надежным способом считается построение многошаговых корреляционных моделей, которые предусматривают описание зависимости прогнозных бюджетных показателей от нескольких переменных. Такими переменными или факторами могут быть развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Периоды и виды финансового прогнозирования и планирования в системе управления государственными и муниципальными финансами

Основу финансового прогнозирования и планирования в системе управления государственными и муниципальными финансами составляют определенные периоды:

В соответствии с указанными периодами финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами делятся на следующие виды:

Долгосрочное и среднесрочное планирование обеспечивает определение перспективных направлений развития государства, его регионов и муниципальных образований, установление целевых показателей, этапов развития и приоритетных направлений. Данные виды финансовых планов и прогнозов подлежат периодической корректировке сообразно учету влияния внешних и внутренних факторов, а также обусловленных их появлением рисков.

Краткосрочное финансовое планирование и прогнозирование в системе управления государственными и муниципальными финансами выступает в качестве инструмента оперативного управления, обеспечивая оперативность в принятии государственных и муниципальных управленческих решений.

Особенности муниципального финансового планирования

В рамках финансовой политики муниципальных образований практикуется среднесрочное финансовое планирование. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком от года до трех лет в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципалитета.

Читать также:  Министры финансов Российской империи в период правления Николая И. Вронченко-Брока

Финансовый план муниципальных образований разрабатывается ежегодно по форме и порядке, который установлен высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, т.е. местной администрацией. Она же утверждает этот план и одновременно с бюджетом представляет в законодательный орган.

Но наиболее важным с точки зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления, считается долгосрочное или стратегическое финансовое планирование. На этом этапе осуществляется согласование основных интересов всех участников финансового планирования.

Кроме местных бюджетов формируются и внебюджетные фонды. Движение денежных ресурсов отражается соответственно в сметах доходов и расходов, которые являются финансовыми планами этих фондов.

На территориальном уровне, как и на общегосударственном, в систему финансового планирования входит разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов и отчетов движения денежных средств населения.

Рекомендуемые материалы

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В походной части плана отражаются взносы предприятий, организа­ций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюд­жетного направления), в расходной — возмещение убытков от сти­хийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансиро­ванности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Республики. Эти документы разрабатываются Ми­нистерством экономики РК при активном участии Министерства финансов РК и других подразделений финансовой системы. В ба­лансе отражается формирование и использование ресурсов, плани­руемых в составе бюджетного фонда, внебюджетных фондов, стра­хового фонда, кредитного фонда, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позво­ляет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РК, местных администраций; эффективно и обос­нованно перераспределить средства между всеми хозяйствующими субъектами. Сводный финансовый баланс объединяет в единую сис­тему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного и кредитного планов и других финансовых планов.

Показатели финансовых планов являются исходным материа­лом для анализа финансового положения государства, информа­ционной основой (базой) перспективного планирования. Систе­ма финансовых планов позволяет выявить объективные взаимо­связи и долговременные тенденции изменения структуры источ­ников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем.

2. Прогнозирование государственных финансов

Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых пла­нов. Прогнозы могут быть среднесрочными (5-10 лет) и долгосроч­ными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реаль­но возможного объема финансовых ресурсов, источников формиро­вания и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные вариан­ты развития и совершенствования системы финансов, формы и ме­тоды реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различ­ных методов:

— построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

— корреляционно-регрессионный анализ;

— метод непосредственной экспертной оценки.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ вы­полнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансо­вых показателей проводится во взаимной увязке с производственными дан­ными. Сопоставление плановых поступлений и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет вскрыть причины неполной аккумуляции средств, определить степень эффективности их ис­пользования, выявлять внутрихозяйственные резервы.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период по основным группам доходов и рас­ходов на основе показателей планов и программ социального и экономи­ческого развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое, балансируются. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскивают источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях — прямое сокращение отдельных видов расходов.

Финансовое программирование — метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого зало­жены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

В лекции «Заключение» также много полезной информации.

— установление приоритетов государственных расходов по на­правлениям;

— повышение эффективности расходования государственных средств;

— прекращение финансирования в соответствии с выбором аль­тернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономи­ческих факторов (ресурсных). При этом учитываются не только мас­штабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры име­ющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование, как важный ме­тод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области фи­нансовой политики, должно активно использоваться в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование используется в развитых странах с 1960-х годов. Суть его заключается в составлении 5-летних «сколь­зящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на осно­ве ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Пока­затели при этом передвигаются (скользят) по 5-летней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели 1-го пред­стоящего года являются директивными (обязательными), а после­дующих 4-х лет — ориентировочными.

В настоящее время в Республике Казахстан используются целе­вые комплексные программы, представляющие систему научно-ис­следовательских, организационно-хозяйственных и других мероп­риятий, направленных на достижение производственных целей, сба­лансированности по ресурсам и исполнителям.

Роль и задачи финансового планирования

Планирование
наряду с контролем является одной из
важней­ших функций управления и
представляет собой процесс опреде­ления
действий, которые должны быть выполнены
в будущем. Термин «планирование»
употребляется в самом широком смысле,
но чаще относится к долгосрочным
прогнозам.

Бюджетное
планирование, являющееся самым
детализирован­ным уровнем планирования,
представляет собой процесс подго­товки
отдельных бюджетов по структурным
подразделениям или функциональным
сферам организации, разработанных на
основе утвержденных высшим руководством
программ.

Финансовое
планирование — это деятельность по
сбалансиро­ванности и пропорциональности
финансовых ресурсов. Относитель­ная
обособленность отдельных звеньев
системы финансов предопределяет
необходимость разработки системы
финансовых пла­нов, отражающих
особенности форм и методов образования
и ис­пользования денежных фондов;
отраслевое и территориальное
пе­рераспределение финансовых
ресурсов.

Движение
средств конкретного денежного фонда
выражается и закрепляется в соответствующих
финансовых планах, которые объединены
в единую систему.

Эффективное
управление финансами предприятия
возможно лишь при планировании всех
финансовых потоков, процессов и отношений
хозяйствующего субъекта.

Значение
финансового планирования для хозяйствующего
субъекта состоит в том, что оно:

Основными
задачами финансового планирования на
предприятии являются:

Финансовый план
призван обеспечить финансовыми ресурса­ми
предпринимательский план хозяйствующего
субъекта и ока­зывает большое влияние
на экономику предприятия. Это обуслов­лено
целым рядом обстоятельств.

Во-первых,
в финансовых планах происходит соизмерение
на­мечаемых затрат для осуществления
деятельности с реальными возможностями
и в результате корректировки достигается
мате­риально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых,
статьи финансового плана связаны со
всеми эко­номическими показателями
работы предприятия и увязаны с ос­новными
разделами предпринимательского плана:
производством продукции и услуг,
научно-техническим развитием,
совершен­ствованием производства и
управления, повышением эффектив­ности
производства, капитальным строительством,
материально-техническим обеспечением
труда и кадров, прибыли и рентабельности,
экономическим стимулированием и т. п.

В практике
финансового планирования применяются
различ­ные методы.

Метод экономического
анализа позволяет определить основные
закономерности, тенденции в движении
натуральных и стоимо­стных показателей,
внутренние резервы предприятия.

Нормативный
метод заключается в том, что на основе
заранее установленных норм и
технико-экономических нормативов
рас­считывается потребность
хозяйствующего субъекта в финансовых
ресурсах и их источниках. Такими
нормативами являются ставки налогов и
сборов, нормы амортизационных отчислений
и др. Су­ществуют также нормативы,
разрабатываемые непосредственно на
предприятии.

Метод
балансовых расчетов используется для
определения бу­дущей потребности в
финансовых средствах и основывается
на Прогнозе поступления средств и затрат
на определенную дату в перспективе.

Метод
денежных потоков служит инструментом
для прогнози­рования размеров и сроков
поступления необходимых финансо­вых
ресурсов.

Метод
многовариантности расчетов состоит в
разработке альтернативных вариантов
планов, с тем чтобы выбрать из них
опти­мальный, при этом критерии выбора
могут задаваться различные.

Читать также:  УКАЖИТЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РФ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Методы
экономико-математического моделирования
позволяют Количественно выразить
тесноту взаимосвязи между финансовы­ми
показателями и основными факторами, их
определяющими.

Процесс финансового
планирования включает несколько эта­пов.

1. На первом
анализируются финансовые показатели
за преды­дущий период. Для этого
используют основные финансовые доку­менты
предприятий — бухгалтерский баланс,
отчеты о прибылях и убытках, отчет о
движении денежных средств.

2.
Второй этап предусматривает составление
прогнозных доку­ментов, таких как
прогноз баланса, отчета о прибылях и
убытках движения денежных средств
(движения наличности), которые относятся
к перспективным финансовым планам и
включаются в структуру научно обоснованного
бизнес-плана предприятия.

3.
На третьем этапе уточняются и
конкретизируются показате­ли прогнозных
финансовых документов посредством
составления текущих финансовых планов.

4. На четвертом
этапе осуществляется оперативное
финансовое планирование. Финансовое
планирование в зависимости от со­держания,
назначения и задач можно классифицировать
на перс­пективное, текущее и оперативное.

Зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты

Какие методы используют, чтобы составить финплан? Как с планированием связаны баланс, cash flow и P&L? Какие специалисты за это отвечают?

Иллюстрация: Campaign Creators / Unsplash / Bass / Rawpixel / Annie для Skillbox Media


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Основатель консалтинговой компании Orlov. Finance. Более 10 лет — финансовый директор как в больших международных компаниях, так и в небольших стартапах. Спикер курса «Финансы для предпринимателя» в Skillbox.

Без финансового плана все решения бизнеса становятся более рискованными. Можно упустить возможности или сделать много ошибок и прогореть. Поэтому основы управления финансами важно понимать и менеджерам, и маркетологам, и тем более предпринимателям.

О базовых терминах и подходах к финансовому планированию — в стартовом гайде.

Финансовое планирование — управление доходами и расходами компании или проекта. Деньги распределяют между направлениями работы, а потом составляют финансовый план.

Это нужно, чтобы обеспечить финансирование деятельности компании. Руководство должно понимать, хватит ли у компании денег, чтобы осуществить все проекты и выполнить все запланированные задачи.

Допустим, компании нужно нарастить выпуск продукции. Сейчас она производит товаров с общей стоимостью 10 миллионов рублей, а хочет — на 100 миллионов. Для этого ей нужно построить новую производственную линию: найти помещение, отремонтировать его, закупить станки. У компании на счетах 20 миллионов рублей. Хватит ли ей денег, чтобы достичь цели? Ответ компания получит после составления финансового плана.

Результат может быть таким: «Да, у нас есть все ресурсы, которые нужны для проекта». Или: «Сейчас ресурсов нет, нужно искать внешнее финансирование. Например, брать кредит, искать инвестора или договариваться с поставщиками об отсрочках».

Финансовое планирование бывает краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Кадр: фильм «Расплата»

Обычно это планирование на несколько недель, максимум — на месяц. В этом случае финансовый план — просто подробный список расходов и планируемых поступлений в конкретный период.

Все эти расходы — например, на зарплаты, аренду, услуги поставщиков — заранее известны компании. Поэтому, чтобы спланировать финансы на короткий период, нужно просто собрать список расходов и определить, хватит ли у компании денег на платежи с учётом плановых поступлений. Если нет — какие-то из них стоит перенести. Например, договориться с поставщиками о переносе платежа на конец месяца.

Такое планирование, наоборот, максимально абстрактное. Компания определяет, к каким результатам она хочет прийти через 3–5 лет, и на основании этого планирует свои финансы.

Долгосрочное планирование строится не на основе известных данных о расходах, а на основе текущих финансовых показателей компании. Например, объёма чистой выручки, уровня рентабельности, оборачиваемости товара. И исходя из их оценки ставят долгосрочные цели. Например, компания запустила новый продукт. Сейчас выручка от его продажи составляет 5 млн рублей. Компания планирует рост продаж, поэтому ставит долгосрочную цель — за три года увеличить выручку до 70 млн рублей. Пока точно не понятно, что нужно для этого предпринять.

Стратегическое планирование — постановка долгосрочных целей, которые сейчас не нуждаются в детальной проработке. Во время такого планирования компания определяет, какие задачи она собирается решать в течение 3–5 лет и к каким результатам ей нужно прийти.

Как понятно из названия, это нечто среднее между краткосрочным и долгосрочным планированием. Срок такого планирования — год или несколько месяцев. Расходы и доходы для среднесрочного плана можно прогнозировать точнее, чем для долгосрочного.

Например, компания уже знает, сколько сотрудников будет работать, поэтому может рассчитать, сколько денег уйдёт на зарплаты. Или известно, что нужно закупить новое оборудование, — можно спрогнозировать точные затраты на него.

Если при краткосрочном планировании уже есть счета с точными цифрами, то в среднесрочном мало такой конкретики. Какие счета компания будет оплачивать следующим летом — предсказать сложно.

Часто среднесрочное планирование называют бюджетированием или финансовым моделированием. Компания берёт данные, которые точно не известны, но которые можно предсказать. На основании них делает прогноз и дальше пользуется уже прогнозными значениями.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

На мой взгляд, финансовое планирование, хотя бы минимальное, нужно любой компании. По трём причинам.

Это особенно важно, если он требует значительных вложений. Примеры таких вложений — закупка дорогого оборудования, покупка помещения и его ремонт, набор новых сотрудников. Конечно, можно начать выполнять проект без проработанного финансового плана. Но есть большой риск, что к середине проекта деньги закончатся — его придётся приостанавливать, а команду распускать.

Чтобы составить бюджет, нужно объединить планы и пожелания всех отделов, привести их к общему знаменателю.

Допустим, начальник склада хочет, чтобы компания хранила большие запасы продукции. Так он сможет отгрузить товар клиенту в любой момент. Но компании не нужны такие большие запасы — это замороженные на складах оборотные средства.

Противоречие обнаруживают, когда составляют бюджет. Руководство компании объясняет начальнику склада, что запасы на три месяца — это невыгодно. Но, чтобы нужные товары всегда были на складе, они решают установить новую программу. Она контролирует остатки эффективнее. В результате запасы товаров требуются на два месяца или даже на один, а не на три.

Так во время составления финансового плана отделы сопоставили потребности и нашли решение, которое подходит всем. Получилась рабочая схема, которая учла цели отделов: не замораживать деньги в излишних запасах, но всегда иметь возможность выдать товар.

Таким образом, бюджетный процесс поможет сформулировать общие для компании цели и найти варианты, возможности их достижения.

С ростом компании её бюджет превращается в инструмент контроля. Он выполняет роль ограничителя для всех структурных подразделений.

Например, задача отдела — нарастить объём своих операций на 30%. Для этого согласован бюджет на год — в рамках него отдел начинает работать. Если в процессе выясняется, что для выполнения задачи нужен ещё один человек, — потребуются дополнительные согласования. Любое превышение бюджета требует согласования на всех уровнях, потому что влияет на компанию в целом.

Здесь важно не перестараться. Пока компания маленькая, много контроля не нужно — это будет мешать ей развиваться. Она ещё не может на равных конкурировать с большими организациями, поэтому ей нужно действовать быстро и не тратить время на согласования.

Использовать бюджет для контроля целесообразно для компаний, где штат центрального офиса превышает 100 человек.

Итак, мы определили, что финансовое планирование в разной степени нужно всем компаниям — и крупным корпорациям, и небольшому бизнесу. В следующем разделе рассмотрим два основных метода составления финансового плана.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Кадр: фильм «Финансовый монстр»

Есть два способа финансового планирования: сверху вниз и снизу вверх.

Сверху вниз — когда руководство компании определяет главную цель на год и затем передаёт её всем отделам. Отделы составляют свои планы, ориентируясь на эту цель.

Снизу вверх — когда планирование начинается с руководителей отделов, а готовые планы передают руководству компании. Например, отделы собирают информацию о том, сколько дополнительных сотрудников нужно нанять, сколько денег планируется потратить на обучение и на увеличение окладов, нужно ли что-то закупать. На основании этого топ-менеджмент строит общий финансовый план компании.

На мой взгляд, нужно использовать оба этих способа в такой последовательности.

1-й этап — руководство ставит основную цель компании. У собственников компании есть стратегия её развития. Также они понимают, какие есть ограничивающие факторы — например, законодательные ограничения или ограничения рынка.

Исходя из стратегии компании и возможных ограничений, руководство ставит руководителям подразделений цели. Например, увеличить производство на 30%.

2-й этап — руководители отделов готовят планы по достижению цели. После того как отделы получают цели от руководства компании, они готовят планы, как будут их достигать. Затем прописывают все вытекающие из этого расходы.

Например, в отделе работает три человека. В сентябре понадобится взять четвёртого — в план отдела впишут его оклад. Также в план внесут все остальные расходы: начиная от затрат на канцелярию и заканчивая затратами на софт. В результате получится смета отдела на год.

Отделы, которые занимаются реализацией продукции, дополнительно к смете прорабатывают планы продаж: кому нужно будет продавать, в каком количестве, по какой цене.

Затем все планы отделов объединяют и сводят друг с другом — получается общий бюджет компании.

3-й этап — руководство и отделы согласовывают бюджет. Как правило, с первого раза у отделов не получается бюджет, который удовлетворяет собственников и руководство компании.

Читать также:  АНО ВО "ИФЭП ОЗ"

Например, решения по одной из статей нарушают требования закона, а на расходы по другой статье не хватает ресурсов. Отделы получают правки от руководства и дорабатывают бюджет по ним.

4-й этап — отделы корректируют бюджет. Отделы снова прорабатывают свои планы, сводят их между собой и согласовывают с руководством. Так проходит несколько итераций.

5-й этап — бюджет согласован. Финансовый план устраивает и собственников, и команду, которая будет его выполнять.

Как правило, подготовка финансового плана в каждой компании — это сложный процесс, который растягивается на несколько месяцев. На моём опыте, мало компаний к концу декабря имеют полностью готовый бюджет на год. Обычно есть предварительные версии, но окончательно он дорабатывается уже в феврале или в марте.

Мы определили, что финансовое планирование в компании должно проходить двумя способами — сверху вниз и снизу вверх — и в несколько итераций. Ниже рассмотрим, из каких обязательных разделов должен состоять финансовый план и как его составить с помощью метода финансового планирования.


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Кадр: фильм «Мальчишник в Вегасе»

Единая форма финансового плана утверждена только для государственных предприятий. Частные компании сами решают, что включать в свой план и насколько он должен быть детализирован.

Некоторые компании при составлении финансовых планов обходятся одним документом — прогнозом движения денежных средств. Сокращённо он называется планом ДДС или cash flow.

Cash flow — это таблица, в которой указывают поступления денег на расчётный счёт и расходы с него. В ней отражают, например, доходы от основной деятельности, инвестиционные доходы, обновление основных средств, расходы на зарплаты сотрудникам, платежи по кредитам.

Важно, что все эти доходы и расходы показывают в cash flow того периода, в который они должны быть получены или оплачены. Поэтому с финансовым планом, где есть только cash flow, сложно контролировать реальную финансовую эффективность организации.

Может получиться так, что в одном месяце у компании большие закупки, а в следующие полгода её склад загружен полностью и из расходов — только зарплаты и налоги. В этом случае по одному плану ДДС сложно понять, как на самом деле обстоят финансовые дела. Особенно актуально это в случае с сезонным бизнесом.

Например, если компания занимается закупками сельскохозяйственной продукции, все её основные траты приходятся на время выращивания и сбора урожая. В оставшееся время она только распродаёт продукцию, которую закупила. Получается, что часть года компания убыточна, потому что только тратит. А часть года, наоборот, сверхприбыльна, потому что только продаёт.

Для более точного финансового плана составляют ещё одну форму — прогноз прибылей и убытков (или план P&L). Это документ, в котором отражают ожидаемые доходы и расходы компании. При этом их выравнивают по периодам. Это значит, что доходы и расходы показывают в плане не общей суммой в момент поступления или траты, а частями — в таком размере, чтобы в итоге расход соответствовал полученному доходу. За счёт этого в любой месяц видна полная финансовая картина.

Например, в случае с нашей сельскохозяйственной компанией в отчёте P&L летние траты будут растянуты на весь год. Их отразят не одной суммой в момент закупки, а разделят на двенадцать и покажут частями в каждом месяце, в соответствии с продажами. Потому что эти летние расходы будут работать на доходы компании в течение всего следующего года.

Другой пример — допустим, компания закупает дорогое оборудование. По плану cash flow эти деньги она тратит сейчас. Но купленное оборудование будет использоваться и приносить прибыль следующие десять лет. Поэтому в плане P&L расходы на закупку распределят равномерно по всему периоду — укажут не одной сумму в момент покупки, а части в течение десяти лет.

Важный момент: прогнозы cash flow и P&L должны обязательно сходиться между собой. Для сверки этих прогнозов составляют третий раздел — балансовый план.

Балансовый план — документ, в котором отражают планируемый перечень и  компании на каждый будущий месяц. Разница между активами и пассивами показывает стоимость собственного капитала компании.

Балансовый план составляют, когда уже готовы cash flow и P&L. Он отражает, все ли расходы и доходы верно учтены в cash flow и P&L. Пока есть расхождения, нельзя быть до конца уверенным, что финансовый план составили корректно.

Таким образом, чтобы финансовый план получился реалистичным, я рекомендую обязательно составлять три формы:

Существует несколько способов составления финансового плана. Расскажу про метод, который я считаю основным, — метод финансового моделирования.

С его помощью находят взаимосвязи финансовых показателей компании и факторов, которые на них влияют. На основании этого строят финансовую модель.

Допустим, у компании есть план по количеству деталей, которые ей нужно произвести. Известно, что производительность труда одного работника — 200 деталей в смену. Исходя из этого планируют, сколько людей нужно нанять, чтобы выполнить план. Если план растёт — по этому же принципу рассчитывают, сколько ещё работников нужно привлечь.

Вторая взаимосвязь — чем больше сотрудников, тем больше нужно площадей, тем дороже аренда.

В больших компаниях образуется сложная система таких зависимостей. Может быть около ста параметров, каждый из которых связан с другими. В этом методе важно не уйти в излишнюю детализацию.

На основании полученных взаимосвязей составляют планы для каждого отдела и сводят их в общий финансовый план компании.

Я считаю, что, даже если финансовый план разработан на год, его всё равно нужно периодически пересматривать и обновлять.

Например, в конце года компания запланировала бюджет и начала по нему работать. К апрелю стало понятно, что в некоторых вещах ошиблись, поэтому нет смысла продолжать выполнять этот план до конца года. Нужно пересмотреть его, ориентируясь на актуальные тренды рынка, экономики и самой компании, — найти способ достичь годовых целей другими способами.

Я рекомендую пересматривать финансовые планы три раза в год:

В начале мы говорили, что финансовое планирование бывает:

Краткосрочным финансовым планированием обычно занимаются бухгалтеры. Такой финансовый план — это календарь платежей. В нём сведены счета на оплату поставщикам, зарплаты сотрудников, налоги и другие текущие расходы и доходы компании. Его готовят либо на неделю, либо на месяц вперёд.

Финансовым планированием на более долгий срок должны заниматься финансисты. В этом случае требуется не только работа с данными и таблицами, но и умение всё это анализировать.

Поэтому хорошим финансистам важно быть подготовленными в двух обширных областях:

Например, отдел может спланировать, что поставщики дадут отсрочку на три месяца. А финансист знает, что на этом рынке работают только по предоплате, поэтому план нереалистичен. Как правило, такие знания приходят только с опытом.

Большим компаниям нужна команда финансистов. В ней финансовый директор отвечает за стратегию и понимание рынков, а финансовые аналитики занимаются расчётами и готовят документы.

Изучаете управление в компаниях? Вот материалы Skillbox Media, которые вас заинтересуют


ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

Идите в бухгалтерию!Вы с нуля научитесь вести бухучёт по российским стандартам и работать в 1С, готовить налоговую отчётность и рассчитывать зарплату. Трудоустройство гарантировано договором.

Понятие и сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование и прогнозирование представляет собой инструмент, применяемый в системе управления государственными и муниципальными финансами для определения их будущего состояния по направлениям использования.

Без применения данного инструмента невозможно обеспечение устойчивости экономического роста и обеспечение роста качества и уровня жизни граждан страны.

В законодательстве Российской Федерации не существует законодательно закрепленного понятия государственного и муниципального финансового планирования и прогнозирования.

Основное назначение инструментов государственного и муниципального финансового планирования, и прогнозирования состоит в управлении рисками устойчивости и сбалансированности финансовой системы государства, его регионов и муниципальных образований. Это формирует предпосылки социального развития страны и ее территориальных единиц, а также экономического роста.

Финансовое планирование и прогнозирование подразумевает:

«Финансовое планирование и прогнозирование, их роль в управлении государственными и муниципальными финансами» 👇

В качестве критериев эффективности государственного и муниципального финансового планирования и прогнозирования выступают показатели, которые характеризуют финансовую систему государства и территориальных единиц этого государства при условии их достижения. В основе финансового планирования и прогнозирования в системе управления государственными и муниципальными финансами находится анализ текущего состояния государственных и муниципальных финансов, их инвестиционных и иных возможностей, прогнозирование последствий принимаемых государственных и муниципальных решений.

Особенности планирования государственных финансов

Государство располагает финансовыми ресурсами для обеспечения различных потребностей, что является государственными доходами. Использование денежных средств на те же цели составляет государственные расходы. Основная часть доходов и расходов представлена в государственном бюджете. Это форма образования и расходования фонда денежных средств для финансирования функций государства и органов местного самоуправления.

Рациональное планирование государственных финансов влияет на уровень социально-экономического развития страны. Планирование госфинансов содержит все этапы создания, распределения, перераспределения и применения денежных доходов и накоплений.

В основе планирования государственных финансов лежит бюджетный процесс. Это регламентируемая деятельность органов госвласти, муниципалитетов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федеральных и региональных бюджетов.

Основные задачи планирования государственных финансов:

Выделяют несколько видов планирования госфинансов: по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; по целевой ориентации и инструментарию: стратегическое и оперативное.

Методы государственного финансового планирования:

«Планирование государственных финансов» 👇

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *