ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЖЕТ БЫТЬ

Контроль
за соблюдением некоммерческими
организациями требований законодательства
Российской Федерации и целей,
предусмотренных их учредительными
документами, осуществляется при
проведении федерального государственного
надзора за деятельностью некоммерческих
организаций, за исключением бюджетных
и казенных учреждений, и ведомственного
контроля за деятельностью бюджетных и
казенных учреждений.

Контроль
за деятельностью бюджетных и казенных
учреждений осуществляется:

1)
федеральными государственными органами,
осуществляющими функции и полномочия
учредителя, — в отношении федеральных
бюджетных и казенных учреждений;

2)
в порядке, установленном высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации,
— в отношении бюджетных и казенных
учреждений субъекта Российской Федерации;

Во
всех случаях осуществление финансового
контроля невозможно без его планирования.
План проверок составляется сроком на
год и содержит наименование объекта
финансового контроля, проверяемый
период, суммы финансирования за указанный
период, форму контрольного мероприятия,
срок проведения проверки (ревизии),
ответственных исполнителей.

Субъектами
государственного финансового контроля
являются государственные контролирующие
органы, объектами — органы государственной
власти, организации, физические лица.

Государственный
аудит — вид финансового контроля,
осуществляемый специализированными
контролирующими органами, не зависящими
от органов исполнительной власти и
подотчетными органам законодательной
власти.

В
Российской Федерации государственный
аудит проводится на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.

На
федеральном уровне органом государственного
аудита является Счетная палата РФ.

Налоговый
контроль — это контроль со стороны
государственных контролирующих органов
за правильностью начисления, правильностью
и своевременностью уплаты в бюджеты
всех уровней и государственные
внебюджетные фонды налогов, сборов и
платежей.

Бюджетный
контроль — контроль со стороны
контролирующих органов за расходованием
средств федерального, региональных,
местных бюджетов, бюджетов внебюджетных
фондов.

Согласно
Бюджетному кодексу РФ органами бюджетного
(государственного (муниципального)
финансового) контроля являются:


Счетная палата РФ;


контрольные и финансовые органы
исполнительной власти;


контрольные органы законодательных
органов субъектов РФ и представительных
органов местного самоуправления.

Финансовый
контроль, осуществляемый органами
исполнительной власти, органами местного
самоуправления, проводят: Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора,
Федеральное казначейство, финансовые
органы субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, главные
распорядители, распорядители бюджетных
средств.

Бюджетные
учреждения охвачены всеми формами
финансового контроля как внутреннего,
так и внешнего. Предварительный контроль
осуществляется в основном главными
распорядителями и распорядителями
бюджетных средств, а также финансовыми
органами при проверке правильности
составления и утверждения смет доходов
и расходов. При этом контролируются
обоснованность планирования всех
показателей сметы, их соответствие
показателям утверждённого бюджета.
Текущий контроль проводится как
бухгалтерскими и финансовыми службами
бюджетных учреждений, так и органами,
осуществляющими исполнение бюджетов.
Последующий контроль исполнения сметы
доходов и расходов проводится главными
распорядителями бюджетных средств,
финансовыми, казначейскими органами,
органами государственного финансового
контроля, создаваемыми представительными
и исполнительными органами государственной
власти или органами местного самоуправления.
При осуществлении последующего контроля
применяются основные методы финансового
контроля: проверка, ревизия, анализ
финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная
деятельность некоммерческих организаций
иных (кроме бюджетных учреждений)
организационно-правовых форм может
также стать объектом аудиторского
контроля. За
счет собственных средств данных
организаций возможно заключение договора
с аудиторской компанией на проведение
проверки с целью подтверждения
достоверности финансовой и бухгалтерской
отчетности и соответствия организации
бухгалтерского учета требованиям
законодательства. Законодательство РФ
не предусматривает обязательности
подтверждения достоверности бухгалтерской
отчетности для некоммерческих организаций,
однако аудиторская проверка может быть
произведена по инициативе руководителя
с целью получения информации о результатах
финансово-хозяйственной деятельности
организации для принятия управленческих
решений.

Некоммерческие
организации обязаны представлять в
уполномоченный орган документы,
содержащие отчет о своей деятельности,
документы о целях расходования денежных
средств и использования иного имущества,
в том числе полученных от иностранных
источников, а некоммерческие организации,
выполняющие функции иностранного
агента, также аудиторское заключение.
При этом в документах, представляемых
некоммерческими организациями,
выполняющими функции иностранного
агента, должны содержаться сведения о
целях расходования денежных средств и
использования иного имущества, полученных
от иностранных источников, и об их
фактическом расходовании и использовании.
Формы представления указанных документов
(за исключением аудиторского заключения)
и сроки их представления с учетом сроков,
предусмотренных законодательством,
определяются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти. Такие
проверки могут проводиться и в отношении
структурного подразделения иностранной
некоммерческой неправительственной
организации, за исключением структурных
подразделений иностранной неправительственной
некоммерческой организации, обладающих
иммунитетом от указанных действий.

Федеральные
органы государственного финансового
контроля, федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов,
устанавливают соответствие расходования
денежных средств и использования иного
имущества некоммерческими организациями
целям, предусмотренным их учредительными
документами, а филиалами и представительствами
иностранных некоммерческих
неправительственных организаций —
заявленным целям и задачам и сообщают
о результатах органу, принявшему решение
о регистрации соответствующей
некоммерческой организации, включении
в реестр филиала или представительства
иностранной некоммерческой
неправительственной организации, а в
отношении бюджетных учреждений —
соответствующим органам, осуществляющим
функции и полномочия учредителя.

Проанализировав
результаты проведённой работы, можно
сделать следующие выводы:

Основными
предложениями будут являться использование
практических выводов для эффективного
использования некоммерческими
организациями финансовых ресурсов в
условиях экономических кризисов и для
обеспечения надёжной правовой базы для
их устойчивого существования, а также
всесторонней государственной поддержки.

Также
НКО могут осуществлять инвестиционную
деятельность, если это соответствует
законодательству и целям, ради которых
эти организации были созданы.

Управление
финансовой деятельностью некоммерческих
организаций должно быть направлено на
проверку предложений по затратам,
обеспечивающим, насколько возможно,
получение выгоды от истраченных денег
и проведение экономичных, результативных
и эффективных операций в условиях
отсутствия прибыли.

Возможными
направлениями изучения рассматриваемой
проблемы являются:

Управление
финансами некоммерческих организаций
па аналогии с коммерческими включает
такие основные элементы, как финансовое
планирование, оперативное управление
и финансовый контроль. Однако специфика
некоммерческих органи­заций,
обусловленная основной целью их
деятельности, опреде­ляет особенности
функционирования отдельных элементов
сис­темы управления финансами в этих
организациях.

Механизм
финансового
планирования некоммерческих
органи­заций различается в зависимости
от их организационно-право­вых форм.
Планирование финансовых ресурсов
бюджетных учреждений осуществляется
в соответствии с принципами сметного
финансирования. При этом в смете доходов
и расходов, бюджетного учреждения
отражаются как средства, получаемые из
бюджетов соответствующих уровней и
внебюджетных фондов, так и доходы от
предпринимательской и иной деятельности,
при­носящей доход.

Планирование
бюджетных ассигнований производится
на ос­нове оперативно-сетевых
показателей и норм расходов, установ­ленных
либо в законодательном порядке (например,
минималь­ный размер оплаты труда,
ставки единого социального налога),
либо рассчитанных финансовыми органами.
Оперативно-сете­вые показатели
различаются в зависимости от типа
учреждения: койка, койко-день, врачебное
посещение — в учреждениях здра­воохранения,
учащийся — в школах и учреждениях
среднего про­фессионального образования,
студент — в высших учебных заве­дениях
и т.п. Планирование внебюджетных средств
производит­ся раздельно в разрезе их
видов: целевые средства и без­возмездные
поступления; средства от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
включая доходы от оказа­ния платных
услуг; средства, полученные от
государственных внебюджетных фондов;
валютные средства. Доходы от оказания
платных услуг, являющиеся основным
видом внебюджетных средств большинства
бюджетных учреждений, определяются на
основе прогнозирования количества
платных услуг, которые бу­дут оказаны
в планируемом году, и цены (оплаты)
единицы пре­доставленной услуги.

Читать также:  РОЛЬ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направления
использования финансовых ресурсов (и
бюд­жетных, и внебюджетных средств)
определяются в разрезе под­разделений
функциональной, ведомственной и
экономической классификации расходов
бюджетов РФ, определенных Феде­ральным
законом от 05.08.2000 № 115-ФЗ «О бюджетной
класси­фикации Российской Федерации».
В соответствии с бюджетным законодательством
смета доходов и расходов утверждается
глав­ным распорядителем бюджетных
средств или распорядителем бюджетных
средств.

В
отличие от бюджетных учреждений
некоммерческие орга­низации иных
организационно-правовых форм по аналогии
с коммерческими организациями отражают
объемы финансовых ресурсов и направления
их использования в финансовом плане,
конкретная форма которого определяется
уставными документа­ми организации.
Финансовый план может быть представлен
в форме баланса доходов и расходов либо
в виде сметы доходов и расходов, имеющей,
в отличие от сметы доходов и расходов
бюд­жетного учреждения, два дополнительных
раздела, отражающих

взаимоотношения
с бюджетной системой и расчеты с
кредитны­ми организациями. Бюджетные
ассигнования в финансовом пла­не
некоммерческой организации отражаются
единой суммой в виде субсидий или
субвенций, получаемых в рамках федеральной
целевой программы либо в виде средств
на оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых организациями по
государственным или муниципальным
контрактам. Планирование бюджетных
ассиг­нований производится на основе
заявок на участие в федераль­ной
целевой программе либо конкурсе на
размещение государ­ственного
муниципального контракта и соответствующих
расче­тов. Планирование других видов
финансовых ресурсов производится в
порядке, аналогичном для коммерческих
органи­заций. Утверждается финансовый
план высшим органом управ­ления
некоммерческой организации.

При
составлении финансовых планов
некоммерческих орга­низаций всех
организационно-правовых форм применяются
ме­тоды финансового планирования,
используемые и коммерчески­ми
организациями: экстраполяции, нормативный,
индексный, балансовый. Особенностью
применения нормативного метода в
финансовом планировании в бюджетных
учреждениях является обязательность
использования норм и нормативов,
установлен­ных в законодательном
порядке, либо расчетных норм, установ­ленных
финансовыми органами.

Оперативное
управление финансами
некоммерческих органи­заций предполагает
анализ отклонений фактических финансовых
показателей от плановых для принятия
адекватных управленчес­ких решений
по выполнению заявленных целей и задач
деятель­ности организации. Получаемая
в ходе анализа информация слу­жит
основанием для внесения изменений в
финансовые планы некоммерческих
организаций. Порядок внесения изменений
в смету доходов и расходов бюджетных
учреждений регулируется бюджетным
законодательством. Бюджетный кодекс
РФ опреде­ляет основания, по которым
могут быть внесены изменения в бюджетные
назначения. К ним относятся введение
режима сокра­щения расходов бюджета
при невыполнении доходной части бюд­жета;
использование доходов, фактически
полученных при исполнении бюджета сверх
утвержденных законом; перемещение
бюджетных ассигнований главным
распорядителем (распоряди­телем)
бюджетных средств. Решение о внесении
изменений в сме­ты доходов и расходов
учреждений принимается либо главным
распорядителем (распорядителем) бюджетных
средств в пределах предоставленных ему
полномочий (например, при перемещении
бюджетных ассигнований между получателями
бюджетных средств), либо органом,
исполняющим бюджет (по остальным
ос­нованиям), после внесения
соответствующих изменений в свод­ную
бюджетную роспись. Изменения в смету
доходов и расходов бюджетного учреждения
вносятся главным распорядителем
(рас­порядителем) бюджетных средств,
утвердившим смету.

Порядок
внесения изменений в финансовые планы
неком­мерческих организаций иных
организационно-правовых форм определяется
ими самостоятельно на основе анализа
исполнения финансовых планов и не
регулируется законодательством. Эти
изменения вносятся высшим органом
управления некоммерчес­кой организации,
утвердившим финансовый план.

Организация
финансового
контроля как
элемента управления финансами
некоммерческих организаций различается
в органи­зациях разных организационно-правовых
форм. Государственно­му финансовому
контролю подвержены процесс планирования
и исполнения смет доходов и расходов
всех бюджетных учрежде­ний, в то время
как в некоммерческих организациях иных
орга­низационно-правовых форм
государственный финансовый контроль
ограничен только вопросами выполнения
организаци­ей налоговых обязательств
и целевого и эффективного использо­вания
бюджетных средств.

Бюджетные
учреждения охвачены всеми формами
финансо­вого контроля как внутреннего,
так и внешнего. Предваритель­ный
контроль осуществляется
в основном главными распорядите­лями
и распорядителями бюджетных средств,
а также финансо­выми органами при
проверке правильности составления и
утверждения смет доходов и расходов.
При этом контролируются обоснованность
планирования всех показателей сметы,
их соот­ветствие показателям
утвержденного бюджета. Текущий
контроль проводится
как бухгалтерскими и финансовыми
службами бюд­жетных учреждений, так
и органами, осуществляющими испол­нение
бюджетов. Бухгалтерии учреждений
осуществляют конт­роль в процессе
подготовки платежных документов к
оплате с точки зрения правильности их
оформления и законности совер­шаемых
операций; финансовые или казначейские
органы прове­ряют соответствие
представленных документов утвержденным
сметам доходов и расходов, лимитам
бюджетных обязательств, заключенным
договорам на выполнение работ (оказание
услуг) для осуществления расходов
бюджета. Последующий
контроль ис­полнения
сметы доходов и расходов проводится
главными распо­рядителями бюджетных
средств, финансовыми, казначейскими
органами, органами государственного
финансового контроля, создаваемыми
представительными и исполнительными
органа­ми государственной власти
либо органами местного самоуправления.
При этом проверяются законность и
целевой характер ис­пользования
бюджетных средств в соответствии с
утвержденны­ми сметами доходов и
расходов, сохранность денежных средств
и материальных ценностей, организация
и постановка бухгалтер­ского учета.
При осуществлении последующего контроля
приме­няются основные методы финансового
контроля: проверка, ре­визия, анализ
финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная
деятельность некоммерческих ор­ганизаций
иных (кроме бюджетных учреждений)
организацион­но-правовых форм может
также стать объектом аудиторского
контроля. За
счет собственных средств данных
организаций воз­можно заключение
договора с аудиторской компанией на
прове­дение проверки с целью
подтверждения достоверности финансо­вой
и бухгалтерской отчетности и соответствия
организации бухгалтерского учета
требованиям законодательства.
Законода­тельство РФ не предусматривает
обязательности подтверждения достоверности
бухгалтерской отчетности для некоммерческих
организаций, однако аудиторская проверка
может быть произве­дена по инициативе
руководителя с целью получения информа­ции
о результатах финансово-хозяйственной
деятельности орга­низации для принятия
управленческих решений.

Аудиторский
контроль деятельности бюджетных
учреждений не предусмотрен действующим
законодательством, что находит отражение
в отсутствии такого вида расходов в
экономической классификации расходов.
Кроме того, проведение аудита требует
дополнительных бюджетных средств, что
в современных услови­ях невозможно
ввиду ограниченности бюджетных ресурсов,
вы­деляемых бюджетным учреждениям.
При этом нет необходимос­ти в проведении
такого контроля, поскольку собственник
бюд­жетного учреждения периодически
получает информацию о достоверности
отчетности и результатах
финансово-хозяйствен­ной деятельности
учреждения от органов государственного
фи­нансового контроля. Возможность
осуществления аудиторского контроля
по инициативе руководителя учреждения
за счет внебюджетных средств также не
предусмотрена законодательством,
поскольку использование внебюджетных
средств строго контро­лируется
казначейскими органами по тем же кодам
экономичес­кой классификации расходов,
что и по бюджетным средствам. Поэтому
расход на цели проведения аудита не
может быть санк­ционирован казначейскими
органами.

Читать также:  ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ О ФИНАНСАХ

С
развитием рыночных отношений механизм
управления фи­нансовыми ресурсами
бюджетных учреждений требует серьезных
преобразований в части изменения методов
планирования расхо­дов учреждений и
оперативного управления их финансовыми
ре­сурсами. Концепция реформирования
бюджетного процесса в Российской
Федерации в 2004—2006 гг., утвержденная
постанов­лением Правительства РФ от
22.05.2004 № 249 «О мерах по повы­шению
результативности бюджетных расходов»,
предусматрива­ет повышение
результативности бюджетных расходов
и оптими­зацию управления бюджетными
средствами на всех уровнях бюджетной
системы РФ. Суть реформирования бюджетного
про­цесса заключается в переходе от
«управления бюджетными ресурсами
(затратами)» к «управлению результатами»
путем по­вышения ответственности и
расширения самостоятельности
рас­порядителей и получателей бюджетных
средств.

Центральное
место в системе мер по реформированию
бюд­жетного процесса должна занять
широко применяемая в мире концепция
(модель) бюджетирования, ориентированного
на ре­зультаты в рамках среднесрочного
планирования. Применяемая в настоящее
время методика планирования расходов
бюджетопо­лучателей, и главным образом
бюджетных учреждений, предпо­лагает
индексацию сложившихся расходов за ряд
предшествую­щих лет с детальной
разбивкой их по статьям бюджетной
класси­фикации, при этом не учитываются
ожидаемые результаты бюджетных расходов.
Новая модель бюджетирования,
ориенти­рованного на результат,
предполагает распределение бюджетных
ресурсов между бюджетополучателями и
реализуемыми ими бюд­жетными программами
с учетом или в прямой зависимости от
достижения конкретных результатов
предоставления услуг в со­ответствии
со среднесрочными приоритетами
социально-эконо­мической политики и
в пределах прогнозируемых на долгосроч­ную
перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Эта модель пред­полагает переход к
средне- и долгосрочному бюджетному
планированию, а также мониторинг
результативности бюджет­ных расходов
бюджетополучателями.

Другое
важное направление совершенствования
управления финансами бюджетных учреждений
связано с реструктуризаци­ей бюджетного
сектора экономики. В рамках этого
процесса предполагается преобразование
части бюджетных учреждений, способных
функционировать в рыночной среде и
формировать свои финансовые ресурсы
не только за счет бюджетных, но и
внебюджетных средств, в иные
организационно-правовые формы
(специализированные государственные
(муниципальные) некоммерческие
организации, государственные
(муниципаль­ные) автономные некоммерческие
организации и др.). Данные
организационно-правовые формы не
предусмотрены граждан­ским
законодательством, что потребует
внесения в него измене­ний в части
определения правового статуса организаций
этих форм. При этом бюджетные учреждения,
которые не поменяют свой правовой
статус, потеряют право на самостоятельное
рас­поряжение средствами, мобилизованными
за счет внебюджет­ных источников, и
их финансирование будет осуществляться
только за счет бюджетных средств на
основе принципов сметно­го финансирования.

Преобразованные
организации, собственником которых
ос­танутся органы государственной
власти и органы местного само­управления,
получат право на самостоятельное
использование внебюджетных средств,
выйдут из сферы казначейского контро­ля,
поскольку им будет предоставлено право
открытия взамен ли­цевых счетов в
казначействе внебюджетных счетов в
кредитных организациях. Изменение
организационно-правовой формы не
означает отказ государства от
финансирования этих организа­ций,
однако при этом изменятся принципы
предоставления бюд­жетных средств,
что предусматривает установление
собственни­ком обязательных заданий
по предоставлению государственных
(муниципальных) услуг и переход на
нормативно-подушевое фи­нансирование.
Реализация этих принципов предполагает
отказ от использования сметы доходов
и расходов и переход к составлению
финансового плана, в котором бюджетные
средства не будут детализированы по
кодам экономической классификации, а
будут планироваться единой суммой в
форме субсидии. Это обес­печит большую
самостоятельность организаций в
распоряжении бюджетными и внебюджетными
средствами в ходе оперативного управления
финансовыми ресурсами.

Таким
образом, преобразование бюджетных
учреждений в новые организационно-правовые
формы имеет целью, с одной стороны,
внедрение в социальной сфере новых
экономических механизмов, основанных
на расширении финансовой самостоя­тельности
организаций, а с другой — обеспечение
надежной ос­новы для реализации
социальных гарантий путем сохранения
объектов социальной сферы в государственной
(муниципальной) собственности.

1. Как влияют
организационно-правовые формы
некоммер­ческих организаций на
организацию финансов?

2.
Назовите группы финансовых отношений,
составляющие содержание финансов
некоммерческих организаций.

3. Каковы особенности
источников и видов финансовых ре­сурсов
некоммерческих организаций?

4.
Назовите факторы, влияющие на источники
формирова­ния финансовых ресурсов
некоммерческих организаций.

5. Какие методы
ведения хозяйства применяются различны­ми
некоммерческими организациями и как
они влияют на орга­низацию финансов?

6.
Каковы источники финансового обеспечения
учреждений социально-культурной сферы
и направления их использования?

7.
Каковы особенности организации финансов
в органах го­сударственной власти и
органах местного самоуправления?

8. С
чем связаны особенности формирования
финансовых ре­сурсов в некоммерческих
организациях иных (кроме бюджетных
учреждений) организационно-правовых
форм?

Задания для
самостоятельной работы

1.
Проанализируйте по данным статистических
сборников соотношение бюджетных и
внебюджетных источников финанси­рования
учреждений социально-культурной сферы
за последние 10 лет. Изобразите это
соотношение на графике или диаграмме.
Обоснуйте причины изменения этого
соотношения.

2. Составьте схему,
иллюстрирующую состав источников
фи­нансовых ресурсов некоммерческих
организаций различных ор­ганизационно-правовых
форм.

Финансовый
контроль — это совокупность действий
и операций по проверке финансовых и
связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления
с применением специфических форм и
методов его организации.

Финансовый
контроль — целенаправленная деятельность
государственных органов, которая
заключается в обеспечении выполнения
субъектами хозяйствования форм и методов
финансовых отношений и обеспечивает
правомерное формирование доходов
бюджета и правильность его расходов.

Назначение
фин. контроля состоит в содействии
успешной реализации финансовой политики
государства и в обеспечение форм и
эффективного использования финансовых
ресурсов во всех звеньях экономики.

Виды,
формы, объекты и субъекты финансового
контроля зависят от того на каком уровне
он осуществляется. Уровни:

2)микроуровень
(контроль за осуществлением отдельных
предприятий).

Объект
– финансово – хозяйственная деятельность
предприятия; субъект – государственные
органы контроля, экономические службы
предприятия, аудиторские организации.

Предмет
финансового контроля – прибыль, доходы,
рентабельность, себестоимость,

издержки
обращения, налоговые и неналоговые
платежи.

Финансовый
контроль осуществляется законодательными
или исполнительными органами власти
всех уровней, а также специальными
созданными учреждениями.

1)контроль
за соблюдением финансово- хозяйственного
законодательства в процессе формирования
и использования фондов денежных средств;

2)
оценка экономической эффективности
финансово-хозяйственных операций и
целесообразность производственных
расходов.

Сфера
финансового контроля- все операции,
совершённые с использованием денег, а
в некоторых случаях (бартер) и без них.

Читать также:  ЧТО ТАКОЕ СБР ФИНАНСЫ

По
средствам финансового контроля проверяют:
1)соблюдение экономических законов и
пропорций, распределение и перераспределение
ВВП и национального дохода; 2)состояние
и использование бюджета; 3)финансовое
состояние и эффективность использования
материальных , трудовых, финансовых
ресурсов субъектов хозяйствования. 4)
Правильность исчисления, своеобразность
внесения в бюджет налоговых и неналоговых
платежей.

В
РБ система финансового контроля включает
след. звенья:

1)государственный
контроль (осуществление государственной
власти, госуд. управления); 2) ведомственный
фин. контроль (осущ. Мин-ва, ведом –ва,
которые являются вышестоящими органами
в той или иной области); 3)внутрихозяйственный
финансовый контроль (осуществ. администр.,
финансовыми службами или бухгалтером
предприятия); 4)независимый фин. контроль
(аудиторы); 5)общественный финансовый
контроль (осуществляют профсоюз. органы,
ревизионной комиссией, внутри трудовых
коллективов).

–наблюдение
– вид финансового контроля, который
предполагает общее ознакомление
состояния финансовой деятельности
обьекта конроля;

– проверка
– проводится по отдельным вопросам
финансово –хозяйственной деятельности
на основе отчётных балансовых и расходных
документов;

–обследование
– охватывает более широкий круг
финансовых показателей;

– надзор
– проводится за экономической
деятельностью субъекта, после чего
получает лицензию на тот или иной вид
деятельности;


анализ – основывается на изучении
переодической и годовой финансово-бухгалтерской
отчётности;

– ревизия
– контроль, который изучает все участки
финансово –хозяйственной деятельности
объекта.

Аудиторский
контроль – проверка бухгалтерской и
финансовой отчётности и других документов
субъектов хозяйствования, цель которых
оценка доставерности финансовых операций
законодательству РБ.

Аудиторская
деятельность направлена на защиту
интересов собственников предприятия
и оказания помощи.

Основная
задача аудита — сбор достоверной
информации производственно-финансовой
деятельности предприятия и формирование
на основе данной информации выводов о
финансовом положении предприятия, о
достоверности бухгалтерского баланса
и финансовой отчетности.

Виды
аудита: 1)внутренний (по инциативе
предприятия и от его имени); 2)внешний
(проводится сторонними организациями).

Цель:
проверка достоверности бухгалтерской
отчётности и соответствие их
законодательству.

Отличие
аудита от фин. контроля:

1)аудиторская
деятельность защищает интересы клиента,
а ревизионная деятельность – интересы
государства; 2)при аудите – отношение
добровольное, на договорной основе, а
при ревизии – в порядке административного
назначения; 3)аудиторские услуги
оплачивает клиент, а ревизионная
деятельность оплачивает вышестоящий
орган или государство; 4) аудиторская
организация должна обеспечивать
конфедециальность проверки, результаты
ревизионной проверки могут предать
гластности; 5) результаты аудиторской
проверки отражаются в акте или справке
и предусматривают ответственность
предпрития за нарушение.

Этапы
аудита в следующей последовательности:

1.
определение объема аудита (составление
письма-обязательства о согласии на
проведение аудита, договора оказания
аудиторских услуг);

2.
подготовка и планирование аудита
(составление общего плана и программы
аудита);

3.
оценка организации и состояния
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля на аудируемом предприятии;
внесение, при необходимости, изменений
в общий план и программу аудита;

4.
проведение аудита в соответствии с
программой проверки и сбор аудиторских
доказательств;

5.
подготовка рабочей документации
аудитора;

6.
составление и представление заказчику
аудиторского заключения (результатов
аудиторской проверки).

Финансовый контроль как элемент управления финансами некоммерческих организаций

Финансовый контроль – один из инструментов управления финансами некоммерческих организаций. Без него любые задачи и результаты финансового распределения у этих субъектов хозяйствования будут бесполезны.

В нынешних условиях роль финансового контроля для некоммерческих организаций выше, чем в советской экономике, гак как финансовые отношения стали более разнообразными из-за появления разных организационно-правовых форм хозяйствования, новых источников финансирования, усложнения налогового законодательства.

Особенности финансовых отношений в некоммерческих организациях объективно требуют более действенного контроля, чем в других сферах экономических отношений. Здесь преобладают неэквивалентные или безвозвратные платежи (уплата налогов, выплата социальных трансфертов, бюджетное финансирование некоммерческих организаций и т.д.), что облегчает совершение противоправных действий, чем другие операции (торговые, кредитные и т.д.). Потому что сам характер эквивалентных денежных препятствует ущемлению интересов одного из участников этих отношений. В некоммерческих организациях труднее оценить эффективность капитальных вложений и текущих затрат, создать материальные стимулы у работников, привлечь учредителей и инвесторов, сложнее контролировать сохранность финансовых ресурсов.

Финансовый контроль в некоммерческих организациях – это деятельность уполномоченных работников и органов по соблюдению законности и целесообразности в процессе формирования и использования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях.

Субъекты, объекты, принципы и задачи финансового контроля

Финансовый контроль в некоммерческих организациях строится на основе определенных принципов, наиболее важные из которых:

Главными задачами финансового контроля в некоммерческих организациях можно назвать:

Надо отличать объект и сферу действия финансового контроля в некоммерческих организациях. Под объектом финансового контроля надо понимать процессы образования и использования финансовых ресурсов в некоммерческих организациях. Сфера действия финансового контроля охватывает любые стороны и показатели финансово-хозяйственной деятельности проверяемой некоммерческой организации (например, потребительские свойства услуг, состояние имущества и т.д.). Отсюда следует, что объект финансового контроля всегда уже сферы его действия.

Субъекты финансового контроля в некоммерческих организациях – это прежде всего специальные органы: государственные контрольные органы; структурные подразделения субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации, а также работники, выполняющие контрольные действия (например, ревизоры, аудиторы и т.д.). Нормативные правовые акты устанавливают состав субъектов финансового контроля, их права и сферу ответственности.

Так, в гл. 26 БК РФ отражен состав органов государственного и муниципального контроля. Государственный и муниципальный финансовый контроль за некоммерческими организациями проводят: Минфин России, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, территориальные финансовые органы региональных и местных органов власти и некоторые другие органы. Финансовый контроль в самих некоммерческих организациях обычно осуществляют сотрудники бухгалтерий.

Финансовый контроль в некоммерческих организациях включает в себя несколько этапов:

Важным условием финансового контроля в некоммерческих организациях является наличие ответственности проверяемых и проверяющих. Выявление финансовых нарушений в некоммерческих организациях ведет к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. На некоммерческие организации и их сотрудников могут накладываться различные меры принуждения (наказания). Наиболее распространенными являются следующие меры принуждения: предупреждение; взимание штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление отдельных операций, изъятие материальных и денежных средств, конфискация, лишение свободы за хищения.

К финансовым санкциям принято относить меры наказания, выраженные в денежной форме. Органы финансового контроля их могут применять в отношении некоммерческих организаций при нарушении налогового законодательства; нецелевом использование бюджетных средств и ряде других оснований (гл. 28 БК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *