ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НЕ КАСАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Государственный
финансовый контроль

в Российской Федерации представляет
собой
совокупность действий и операций по
контролю за соблюдением законодательных
и нормативных правовых актов, норм,
стандартов и правил по использованию
государственных средств.

Финансовый контроль —
стоимостный контроль,

поэтому он имеет место во всех сферах
общественного воспроизводства и
со­провождает весь процесс движения
денежных фондов, включая и ста­дию
оценки финансовых результатов
(эффективности). Таким обра­зом, объект
финансового контроля — это денежные
отношения. Фи­нансовый контроль служит
формой реализации контрольной функции
управления; он призван обеспечивать
интересы и права как государства, так
и всех других экономических субъектов.

Система
государственного финансового контроля
в Российской Федерации строится в
соответствии с требованиями Лимской
дек­ларации руководящих принципов
финансового контроля, принятой IX
Конгрессом Международной организации
высших контрольных органов в 1977 г. С тех
пор она претерпела лишь незначительные
из­менения, последние из которых были
внесены в 1998 и 2004 г. Декла­рация не
имеет статуса «обязательности» для
членов этой организа­ции, тем не менее
предполагается, что все они руководствуются
ее положениями в своей работе.

Лимская декларация
нацелена на обеспечение максимальной
не­зависимости контрольных органов.
При этом объектами контроля признаются
не только получатели средств федерального
бюджета, но и органы государственной
власти всех уровней, государственные
и муниципальные внебюджетные фонды и
унитарные предприятия, а также предприятия
и организации всех видов собственности,
имею­щие льготы или получающие
финансовую поддержку из бюджетов или
внебюджетных фондов.

Государственный
финансовый контроль способствует
реализации финансовой политики
государства, созданию условий для
эффектив­ного использования бюджетных
средств. В первую очередь он пре­дусматривает
контроль за составлением, рассмотрением,
утвержде­нием и исполнением бюджетов
всех уровней и внебюджетных фон­дов,
финансовой деятельностью предприятий
и учреждений, банков и других финансовых
посредников, а также финансовых
корпораций. Финансовый контроль со
стороны государства за негосударственной
сферой экономики касается лишь выполнения
денежных обяза­тельств перед
государством, включая уплату налогов
и других обяза­тельных платежей,
соблюдение законности и целесообразности
при расходовании бюджетных ассигнований
и использовании кредитов, выполнение
установленных правительством правил
организации денежных расчетов, ведения
бухгалтерского учета и отчетности.

Непосредственным
предметом

финансового контроля являются все
стоимостные показатели. К сфере
финансового контроля относят­ся
практически все операции, совершаемые
с использованием денег. Финансовый
контроль способствует:

  • сбалансированности
    между потребностью в финансовых
    ресур­сах и размерами денежных фондов;

  • обеспечению
    своевременности и полноты выполнения
    финан­совых обязательств перед
    государственным бюджетом;

  • выявлению внутренних
    резервов и возможностей роста финан­совых
    ресурсов;

  • обоснованности
    составления и исполнения бюджетного
    плана (бюджетный контроль);

  • эффективному
    использованию трудовых, материальных
    и фи­нансовых ресурсов государственных
    предприятий и организаций, бюджетных
    учреждений;

  • максимальной
    мобилизации доходов в бюджеты всех
    уровней (налоговый контроль).

Таким образом,
финансовый контроль решает сложные и
много­образные задачи в различных
сферах экономической жизни общества.
Важную роль в осуществлении эффективного
финансового контро­ля играет уровень
организации учета в стране (бухгалтерского,
бюд­жетного, налогового). Отчетная
документация — главный объект финансового
контроля. Кратко охарактеризуем виды
контроля, фор­мы и методы его проведения.
В зависимости
от субъектов, осуществ­ляющих финансовый
контроль,

различают следующие его виды:
об­щегосударственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, обще­ственный,
независимый контроль, финансовый
мониторинг.

Общегосударственный
контроль

осуществляют органы государ­ственной
власти (Президент РФ и Правительство
РФ, Федеральное Собрание РФ, Минфин
России и др.). Главная цель такого контроля
— обеспечение интересов государства
и общества по поступлению до­ходов,
обоснованность, законность, целевое и
эффективное расходо­вание государственных
средств.

Ведомственный
контроль

проводят контрольно-ревизионные
уп­равления министерств, агентств и
служб. Объект контроля — деятель­ность
подведомственных им предприятий,
учреждений и организа­ций.

Внутрихозяйственный
(внутрифирменный) контроль

осуществ­ляют экономические службы
предприятий и организаций. Объект
контроля — внутрихозяйственная
деятельность: финансовое пла­нирование,
денежное хозяйство, уплата налогов и
платежей, другие стороны финансово-экономической
деятельности.

С развитием общества
все более важное значение приобретает
общественный
контроль

неправительственных организаций.

Финансовый
мониторинг

осуществляет Федеральная служба по
финансовому мониторингу, находящаяся
в ведении Минфина Рос­сии. Этот
федеральный орган исполнительной власти
уполномочен принимать меры по
противодействию легализации (отмыванию)
до­ходов, полученных преступным путем,
и финансирования террориз­ма, а также
координировать деятельность в этой
сфере иных феде­ральных органов
исполнительной власти.

Независимый
контроль

производится специальными органами —
аудиторскими фирмами и службами.

По
времени проведения

финансовый контроль подразделяется на
предварительный и последующий.

Предварительный

финансовый контроль производится до
совер­шения финансовых операций и
имеет большое значение для предуп­реждения
финансовых нарушений. Он предусматривает
оценку обо­снованности финансовых
норм и нормативов, программ и прогнозов,
соблюдения правовых положений в процессе
составления, рассмот­рения и утверждения
бюджетных планов всех уровней, финансовых
планов внебюджетных фондов. Контроль
осуществляется на основе прогнозов
макроэкономических показателей развития
экономики страны. На микроуровне этот
контроль проводится в процессе раз­работки
финансовых планов и смет, кредитных и
кассовых заявок, финансовых разделов
бизнес-планов, составления прогнозных
балан­сов хозяйствующих субъектов.

Последующий

финансовый контроль осуществляется в
форме ана­лиза и ревизий финансовой
и бухгалтерской отчетности по оконча­нию
отчетного периода. Он предназначен для
оценки результатов исполнения сметы
бюджетов, финансово-хозяйственной
деятельно­сти предприятий и организаций,
эффективности финансовой страте­гии.
Все формы контроля связаны между собой
и взаимно дополня­ют друг друга.

По
методам проведения

финансовый контроль подразделяется на
проверки, обследования, надзор,
экономический анализ, ревизии.

Проверка

производится по отдельным вопросам
финансово-хозяй­ственной деятельности
на основе бухгалтерских документов.
Выяв­ляются нарушения финансовой
дисциплины, намечаются меропри­ятия
по их устранению.

Обследование

охватывает отдельные стороны деятельности
пред­приятий, учреждений, организаций.
В ходе его проведения могут осуществляться
контрольные обмеры выполненных работ,
расхода материалов, топлива, энергии и
т.д. Обследование может проводить­ся
через опрос, наблюдение, инспекцию и
т.д.

Контролирующие
органы проводят
надзор

за экономическими субъектами, получившими
лицензию на определенный вид финансо­вой
деятельности (страховую, инвестиционную,
банковскую). Он предполагает проверку
соблюдения правил и нормативов, нарушение
которых
влечет за собой отзыв лицензии. К
контролирующим орга­нам относится,
например, Федеральная служба страхового
надзора, основные функции которой
заключаются в принятии решений о вы­даче
лицензий или отказе в ней, аннулировании,
ограничении, при­остановлении,
восстановлении действия и отзыве
лицензий, выдаче или отзыве квалификационных
аттестатов, осуществлении контро­ля
за соблюдением страховыми организациями
страхового законода­тельства, в том
числе путем проведения проверок их
деятельности.

Экономический
анализ,

как разновидность финансового
контроля,

предполагает
детальное изучение периодической или
годовой финан­совой отчетности с
целью общей оценки итогов исполнения
сметы бюджетов, результатов хозяйственной
деятельности, финансового состояния
предприятия, эффективности использования
собственных и заемных средств.

Ревизия

— это наиболее распространенная форма
финансового контроля. Она представляет
собой взаимосвязанный комплекс про­верок
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреж­дений, организаций,
проводимых с помощью определенных
приемов фактического и документального
контроля. Цель ревизии — установ­ление
целесообразности, обоснованности,
экономической эффектив­ности
совершенных хозяйственных операций и
соблюдения финан­совой дисциплины,
достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности, выявление нарушений
и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта. Различают комплексные,
тематические, сплош­ные, выборочные
и комбинированные ревизии.

Комплексная

ревизия является наиболее полной,
охватывающей все стороны хозяйственной
и финансовой деятельности проверяемого
пред­приятия, учреждения, организации.
Проверке подлежат сохранность,
обоснованность, законность и эффективность
использования материаль­ных, трудовых
и финансовых ресурсов, качество и
состояние бухгалтер­ского учета и
отчетности и т.д. Для проверки специальных
технических и технологических вопросов
к ревизии привлекаются соответствующие
специалисты. Это позволяет при проведении
комплексной ревизии обес­печить
высокое качество контроля.

Читать также:  Финансы представляют собой совокупность денежных отношений

Тематическая

ревизия проводится по определенному
вопросу деятельности однотипных
предприятий, организаций, учреждений,
что позволяет путем сравнительного
анализа выявить типичные не­достатки
или нарушения, рекомендовать (а руководству
принять) меры к их устранению.

Сплошная

(комплексная) ревизия предполагает
проверку всех операций на определенном
участке деятельности или по всему
пред­приятию за весь проверяемый
период.

Выборочная

ревизия предполагает проверку части
первичных до­кументов за определенный
промежуток времени. Как правило,
про­веряют один месяц в квартале, при
обнаружении нарушений перехо­дят к
сплошной ревизии.

Комбинированная

ревизия предусматривает проверку одних
субъектов контроля с применением
сплошного метода, других — вы­борочного,
что позволяет ревизовать крупные объекты
с большим документооборотом и множеством
хозяйственных операций.

По материалам и
выводам проведенной ревизии оформляется
акт, по итогам которого разрабатываются
и принимаются меры по устра­нению
нарушений, возмещению материального
ущерба, привлече­нию виновных лиц к
ответственности.

Государственный
финансовый контроль проводится органами
за­конодательной и исполнительной
власти всех уровней. На федераль­ном
уровне по линии законодательной власти
его осуществляет
Фе­деральное Собрание РФ.

Парламентский финансовый контроль на
всех стадиях бюджетного процесса входит
в компетенцию соответ­ствующих
комитетов и комиссий. Постоянно
действующим органом государственного
финансового контроля, образованным
Федеральным Собранием РФ и подотчетным
ему, является
Счетная палата РФ.

Ее
деятельность направлена на все субъекты
хозяйствования, неза­висимо от форм
собственности, ведомственной и
общественной при­надлежности, органы
местного самоуправления, общественные
орга­низации, если они оперируют
средствами федерального бюджета,
ис­пользуют или управляют федеральной
собственностью либо если им предоставлены
налоговые, таможенные льготы или иные
преферен­ции.

По результатам
обследований сотрудники Счетной палаты
РФ составляют представления и направляют
их руководителям прове­ренных
организаций для принятия мер по устранению
нарушений, а в случае выявления хищения
государственных средств дела переда­ются
в правоохранительные органы. При
выявлении нарушений да­ются обязательные
для исполнения предписания. При
неоднократ­ных нарушениях, по
согласованию с Государственной Думой,
может быть принято решение о приостановлении
всех видов расчетных операций организации.
При этом Счетная палата РФ не наделена
правами применения к нарушителям
административных мер воздей­ствия.

Важнейшим органом
государственного финансового контроля
по линии исполнительной власти является
Минфин России,

на который возложен контроль за
формированием и исполнением бюджета,
рас­ходованием государственных
средств. Особая роль в осуществлении
финансового контроля отводится
находящейся в его ведении
Феде­ральной службе финансово-бюджетного
надзора

(ФСФБН), имеющей свои территориальные
органы. Ф СФБН — это федеральный орган
ис­полнительной власти. Его
главная задача

— контроль за обеспечени­ем целевого
и эффективного использования бюджетных
средств, го­сударственной собственности,
налоговых и бюджетных льгот, предо­ставляемых
государством, а также за своевременностью
возврата и целевым использованием
бюджетных ссуд. Проведение контрольных
мероприятий ФСФБН осуществляется в
соответствии с Планом кон­трольной
работы, по поручениям Администрации
Президента РФ, полномочных представителей
Президента РФ в федеральных окру­гах,
Совета Федерации и Государственной
Думы, Аппарата Прави­тельства РФ,
министерств РФ, а также в случаях
обращений Счет­ной палаты РФ, Генеральной
прокуратуры и правоохранительных
органов РФ.

К основным функциям
ФСФБН относятся:

  • проведение ревизий
    и проверок правомерности и эффективнос­ти
    использования средств федерального
    бюджета, государственных внебюджетных
    фондов и материальных ценностей,
    находящихся в федеральной собственности,
    на территории РФ и за рубежом, а так­же
    осуществление таких ревизий и проверок
    по мотивированному обращению руководителей
    правоохранительных органов федераль­ного
    уровня и субъектов РФ;

  • проведение
    мероприятий по предупреждению, выявлению
    и пресечению нарушений законодательства
    РФ в финансово-бюджет­ной сфере;

  • осуществление
    надзора за исполнением законодательства
    РФ в сфере финансово-бюджетного контроля
    и надзора органами финан­сового
    контроля федеральных органов
    исполнительной власти, орга­нов
    государственной власти субъектов РФ,
    органов местного само­управления;

  • осуществление в
    пределах своей компетенции контроля
    за со­ответствием проводимых в
    Российской Федерации резидентами и
    нерезидентами (кроме кредитных
    организаций и валютных бирж) валютных
    операций законодательству РФ, условиям
    лицензий и раз­решений, а также за
    соблюдением ими требований актов
    органов ва­лютного регулирования и
    валютного контроля;

  • организация с
    участием агентов валютного контроля,
    право­охранительных, контролирующих
    и иных федеральных органов ис­полнительной
    власти проверок полноты и правильности
    учета и от­четности по валютным
    операциям, а также по операциям
    нерезиден­тов, осуществляемым в
    валюте РФ;

  • организация
    формирования и ведения единой
    информационной системы контроля и
    надзора в финансово-бюджетной сфере.

Схожие по характеру
функции в сфере государственного
финан­сового контроля за соблюдением
действующего федерального зако­нодательства
в части кассового исполнения федерального
бюджета РФ и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов осуществляет
Федеральное
казначейство

,
находящееся в ведении Минфина России.
Система Федерального казначейства
состоит из Главного управления,
проводящего работу по контролю за
соблюдением действующего за­конодательства
в части исполнения федерального бюджета
РФ и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов, а также территори­альных
органов, которые контролируют поступление
и использова­ние бюджетных средств
федерального бюджета и федеральных
вне­бюджетных фондов на их территории.
Федеральное казначейство ежедневно
информирует Минфин России о результатах
работы.

Во избежание
дублирования функций и действий двух
самостоя­тельных федеральных служб
Минфином России принято решение о том,
что за органами Федерального казначейства
закреплены действия по проведению
предварительного финансового контроля,
а за ФСФБН — последующего. На практике
это разделение функций выглядит следующим
образом: контроль за законностью
использова­ния ассигнований и
прохождением средств по счетам в банках
осу­ществляют органы Федерального
казначейства, а контроль за обосно­ванным
и целевым расходованием данных средств
субъектом хозяй­ствования — ФСФБН.

Для осуществления
государственного финансового контроля
за соблюдением налогового законодательства
созданы органы государ­ственного
налогового контроля, возглавляемые
Федеральной налого­вой службой.

В их задачу входит систематизация учета
и ответствен­ности, а также проверка
налогоплательщиков и объектов, подлежа­щих
налогообложению и налоговой проверке.
Федеральная таможенная служба

в соответствии с положениями Таможенного
кодекса РФ имеет полномочия в области
государственного контроля за переме­щением
товаров через таможенную границу России.
Кроме назван­ных, государственный
финансовый контроль осуществляет и ряд
других государственных органов: Банк
России, Федеральное агент­ство по
управлению федеральным имуществом и
др.

Департаментом
государственного финансового контроля
Минфи­на России была проведена работа
по обобщению практики, система­тизации
накопленных знаний и определению
основных направлений развития
государственного финансового контроля
в правовой сфе­ре, области методологии
и методики, организации деятельности
и взаимодействия всех органов
государственного финансового контро­ля
РФ. Отмечено, что актуальными остаются
вопросы координации деятельности
органов финансового контроля и уточнения
перечня его объектов. Особую значимость
имеет разработка единой системы учета
и оценки качественных и количественных
параметров эффективно­сти государственного
финансового контроля и деятельности
его ор­ганов.

В связи с этим в
ближайшей перспективе необходимо
осуществить следующие мероприятия:

  1. доработать и
    утвердить проект единой концепции
    государ­ственного финансового
    контроля;

  2. утвердить проект
    Федерального закона «Об основах
    государ­ственного финансового
    контроля в Российской Федерации»;

  3. разработать
    порядок привлечения к административной
    ответ­ственности должностных лиц
    за нецелевое использование средств
    федерального бюджета;

  4. внести изменения
    и дополнения в законодательные и
    норматив­но-правовые акты,
    регламентирующие осуществление
    последующе­го государственного
    контроля и взаимодействие
    контрольно-ревизи­онных органов
    Минфина России с правоохранительными
    органами и органами прокуратуры;

  5. продолжить
    разработку программ проверок отдельных
    вопро­сов финансово-хозяйственной
    деятельности организаций и предпри­ятий,
    в том числе строительной отрасли,
    федеральных целевых про­грамм
    социально-экономического развития
    регионов и т.д.;

  6. создать электронную
    сеть органов государственного
    финансо­вого контроля, осуществить
    переход на электронный документообо­рот,
    электронную обработку и анализ
    результатов контрольно-ревизионной
    деятельности.

Читать также:  Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 165, предоставляет возможность участия в бюджетном процессе в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 года

В среднесрочной
перспективе органам финансового контроля
тре­буется существенно перестроить
свою работу по мере перехода на
бюджетирование, ориентированное на
результат. Оно позволит дос­таточно
четко определять результативность
бюджетных расходов, а следовательно,
даст возможность рассчитывать
эффективность ис­пользования средств.
В связи с этим одной из основных задач
конт­рольно-ревизионных органов
станет разработка методических
мате­риалов по формализации контрольных
процедур и оценке эффектив­ности
государственных расходов по достигнутым
результатам.

Реализация в
комплексе всех намеченных мероприятий
позволит стать государственному
финансовому контролю эффективным
эле­ментом процесса управления
финансовыми ресурсами страны.

Контрольные
вопросы и задания

      1. Бурцев
        В. В.

        Организация системы государственного
        финансового, контроля в Российской
        Федерации: теория и практика. М.: Дашков
        и К0, 2002.

      2. Бюджетная
        система Российской Федерации: Учебник
        / Под ред. О.В. Врублевской, М. В.
        Романовского. 3-е изд., перераб. и доп.
        М.: Юрайт, 2001.

      3. Быстряков
        А. Я.

        Реформа государственного финансового
        контроля в Российской Федерации
        (вопросы теории и практики). М.: Изд-во
        РАГС, 2003.

      4. Материалы II
        Конференции Ассоциации контрольно-счетных
        орга­нов Российской Федерации /
        Сост.: И. П. Никулин, Д. И. Саморуков, Н. С.
        Столяров. М.: ИД «Финансовый контроль»,
        2002.

      5. Сумароков
        В. Я.

        Государственные финансы в системе
        макроэкономи­ческого регулирования.
        М.: Финансы и статистика, 1996.

      6. Финансово-кредитный
        энциклопедический словарь / Под общ.
        ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и
        статистика, 2002.

      7. Финансовый
        контроль и новые информационные
        технологии // Материалы Международной
        научно-практической конференции /
        Ред. кол.: С. В. Степашин и др. М.: ИД
        «Финансовый контроль», 2002.

      8. Финансовый
        контроль и управление экономикой //
        Материалы Все­российской
        научно-практической конференции
        Совета Федерации Феде­рального
        Собрания РФ, Счетной палаты РФ. М., 16
        декабря 2003 г.

      9. Финансы: Учебник
        / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.
        М: Финансы и статистика, 2004.

      10. Финансы,
        денежное обращение и кредит: Учебник/
        Под
        ред.

        В. К. Сен- чагова, А. И. Архипова. М.:
        Проспект, 2000.

      11. Якобсон
        Л. И.

        Экономика общественного сектора.
        Основы теории государственных
        финансов: Учебник. М.: Аспект Пресс,
        1996.

§ 1. Понятие и содержание государственного финансового контроля

Государственный
финансовый контроль составляет основу
финансовой политики государства.
Финансовый контроль является сложной,
многоаспектной категорией 11

.
Он является непременным условием
обеспечения финансовой стабильности
страны, которая напрямую зависит от
устойчивого функционирования системы
государственного финансового контроля,
т. е. от организации и деятельности
различных органов контроля за
использованием финансовых ресурсов
государства.

А.
Н. Козырин правильно подчеркивает, что
вопросы финансового контроля остаются
в центре внимания финансово-правовой
науки 13

.

В
целях реализаций задач настоящего
исследования следует разобраться с
дефиницией «контроль», «финансовый
контроль» и «государственный финансовый
контроль».

Классик
финансово-правовой доктрины, профессор
Санкт-Петербургского университета В.
А. Лебедев отмечал, что слово «контроль»
произошло от французского «contre-role», т.
е. «ведение второго списка счетов для
проверки одного другим, что и делается
контролерами, ведущими свои записи
параллельно с записями кассиров, причем,
разумеется, приходо-расходные записи
этих последних должны сходиться с
записями контролеров» 14

.
А. А. Ялбулганов отмечает, что профессор
В. Н. Дурденевский также связывает
происхождение слова «контроль» с
техникой счетно-ревизионной деятельности.
По его версии, «контроль» буквально
означает «счет столбцов». Лица, считавшие
столбцы, были первыми контролерами
(controllers, «конт» – счет, «рол» – список,
столбец) 15

.

По
мнению Е. А. Кочерина, в русском языке
слово «контроль» стало употребляться,
скорее всего, с начала XVII
в 16

.
В Толковом словаре В. И. Даля под контролем
понимается учет, проверка счетов,
отчетности, присутственное место,
занимающееся проверкой отчетов 17

.
В свою очередь в словаре русского языка
С. И. Ожегова контроль определяется как
проверка, а также наблюдение с целью
проверки; контроль над отчетностью 18

.

Также
существует точка зрения, что слово
«контроль», произошедшее от однокоренного
«contre-role»,
означает «противосвиток» 19

.
Отмечается, что в период раннего
Средневековья при написании двусторонних
документов они писались в необходимом
числе экземпляров на одном свитке
пергамента, после чего пергамент
разрывался, и каждая часть хранилась у
заинтересованного лица. В случае
необходимости установления подлинности
документа, его части совмещались.
Предполагается, что самое ранее значение
слова «»контроль» – установление
правильности обстоятельства дела» 20

.

По
мнению А. А. Ялбулганова, исследование
финансового контроля дореволюционные
(российские – прим. А. Н.) ученые нередко
подменяли изучением контрольно-ревизионной
техники. Иначе говоря, контроль понимался
буквально как «проверка», ревизия и т.
п. 21

В этом контексте следует привести
высказывание А. А. Ялбулганова о том,
что в дореволюционной России ни в
законодательстве, ни в научной литературе
понятие «финансовый контроль» не
встречалось, однако широко употреблялся
термин «государственный контроль»,
которым обозначалась процедура проверки
исполнения решения, принятого каким-либо
государственным органом, или наблюдения
с целью проверки, а также само учреждение
(государственный орган), ведающее такой
проверкой 22

.

А.
А. Ялбулганов указывает на то, что одной
из первых работ, которая вводила в
научный оборот понятие «финансовый
контроль», стала монография проф. С. А.
Котляревского «Финансовое право СССР»,
вышедшая в 1926 г. 23

Следует
оговориться, что на сегодняшний день
единого общепризнанного определения
понятия «государственного финансового
контроля» в науке нет. В рамках данного
диссертационного исследования приведем
и проанализируем некоторые уже
существующие дефиниции государственного
финансового контроля.

В
экономической и юридической литературе
финансовый контроль определяется
по-разному.

Так,
экономистами под финансовым контролем
понимается «наблюдение, определение и
выявление фактического положения
финансовых показателей деятельности
по сравнению с заданными» 24

.

По
мнению экономиста Л. Н. Овсянникова,
рассматривающего финансовый контроль
с позиции обеспечения государственной
безопасности, система государственного
финансового контроля формируется с
целью реализации права государства
законными путями обеспечивать интересы
своих граждан 25

.

Е.
Ю. Грачева отмечает, что сущность финансов
проявляется в их функциях. Финансам
присуще выполнять три основные функции:
распределительную, контрольную и
регулятивную. Будучи инструментом
формирования и использования денежных
доходов и фондов, они объективно отражают
ход распределительного процесса.
Контрольная функция проявляется в
контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и расходованием
их по целевому назначению 26

.

Финансовый
контроль представляет собой форму
реализации контрольной функции финансов,
т. е. присущего финансам свойства служить
средством контроля за производством,
распределением и использованием
совокупного общественного продукта и
национального дохода 27

.
Иными словами, контрольная функция
финансов является объективной основой
финансового контроля, содействующей
сбалансированности между потребностью
в финансах и наличием финансовых
ресурсов 28

.

В
юридической литературе 29

классификация финансового контроля
проводится по различным основаниям. В
частности в зависимости от субъекта
контроля различают контроль: 1)
государственный; 2) муниципальный; 3)
общественный и 4) частный.

Как
же соотносятся эти два понятия –
«государственный финансовый контроль»
и «финансовый контроль»? Следует
согласиться с мнением А. А. Ялбулганова
в части определения соотношения между
этими двумя понятиями. Он отмечает, что
понятия «финансовый контроль» и
«государственный финансовый контроль»
соотносятся как общее и частное 30

.
Финансовый контроль является более
широким определением, которое включает
в себя и государственный финансовый
контроль. В свою очередь государственный
финансовый контроль включает и другие
элементы – бюджетный, налоговый, валютный
контроль, банковский и страховой надзор 31

.

Читать также:  В чем заключается идея муниципальных и государственных финансов, и какую функцию они выполняют в финансовой системе?

Безусловно,
любая деятельность направлена на
достижение определенной цели. В качестве
цели государственного финансового
контроля выступает обеспечение законности
и эффективности использования фондов
денежных средств государства. Важнейшая
обязанность государственного финансового
контроля состоит в обеспечении органов
государственной власти и общества
всеобъемлющей и достоверной информацией
о формировании и использовании
государственных средств 32

.

Что
же касается определения понятия
государственного финансового контроля,
то в юридической литературе подходы
ученых различаются. Это свидетельствует
о необходимости законодательного
закрепления определения государственного
финансового контроля. Четкое законодательное
закрепление определения финансового
контроля позволило бы устранить те
спорные моменты, которые в настоящее
время существуют в академических кругах.

На
сегодняшний день ни в российском
законодательстве, ни в законодательстве
РТ не закреплено определение понятия
государственного финансового контроля.
Хотя в РТ в 2002 г. был принят закон «О
государственном финансовом контроле
в Республике Таджикистан», но данный
закон не содержит определения понятия
государственного финансового контроля.

соблюдения
бюджетного законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых
актов, регулирующих бюджетные
правоотношения;

достоверности,
полноты и соответствия нормативным
требованиям бюджетной отчетности;

экономности,
результативности и эффективности
использования средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации».

Такое
определение государственного финансового
контроля позволяет сделать вывод, что
названная Программа связывает
государственный финансовый контроль
только с бюджетным контролем, который
является разновидностью государственного
финансового контроля. Из поля зрения
авторов Программы выпали такие
разновидности государственного
финансового контроля как, налоговый,
таможенный и валютный контроль.

В
рамках Межпарламентской Ассамблеи
государств – участников СНГ 4 декабря
2004 г. на 24-м пленарном заседании
Постановлением № 24-11 был принят
«Модельный закон о государственном
финансовом контроле» 34

.
Данный закон устанавливает единые
правовые и методологические основы
осуществления государственного
финансового контроля на территории
государства – участника СНГ, принципы
построения системы органов государственного
финансового контроля и механизм их
взаимодействия.

В
ст. 1 Модельного закона приведено
определение государственного финансового
контроля как «проверки соблюдения
органами государственной власти и
органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами
действующего национального финансового
законодательства, рациональности и
эффективности использования государственных
финансовых и материальных ресурсов».
По мнению А. А. Ялбулганова, это определение
имеет обобщающий характер, а термины
«рациональность» и «эффективность»,
применяемые в Модельном законе для
характеристики содержания финансового
контроля, в настоящее время чаще
используются при определении аудита
эффективности 35

.

Учитывая
обилие различных дефиниций государственного
финансового контроля, считаем необходимым
привести некоторые из них.

Е.
Ю. Грачева рассматривает финансовый
контроль как контроль со стороны
уполномоченных государством органов
и организаций за законностью действий
в процессе собирания, распределения и
использования денежных фондов государства
и муниципальных образований в целях
осуществления эффективной финансовой
политики в обществе для обеспечения
прав и свобод гражданина 36

.

М.
В. Карасева указывает, что «государственный
финансовый контроль – это проверка
соблюдения органами государственной
власти и местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами
финансового законодательства Российской
Федерации и субъектов РФ, а также
рациональности и эффективности
использования государственных финансовых
и материальных ресурсов» 37

.

А.
Н. Козырин отмечает, что финансовый
контроль не следует сводить только к
способу обеспечения законности в
финансовой сфере, поскольку он предполагает
наличие обратных связей, выражающихся
в активном воздействии контроля на
более рациональное использование
финансовых ресурсов, в устранении
препятствий оптимальному функционированию
всех звеньев финансовой системы 38

.

Взятое
нами за основу вышеуказанное определение
понятия государственного финансового
контроля включает не только бюджетный,
но и налоговый, валютный и иные виды
контроля. Однако следует оговориться,
что предметом настоящего диссертационного
исследования является государственный
финансовый контроль, осуществляемый
специальными органами финансового
контроля (независимый государственный
финансовый контроль). В этой связи во
второй главе настоящего исследования
анализируется организация в РТ
государственного финансового контроля
в части бюджетного контроля, осуществляемая
специальными органами контроля.

Из
вышеприведенных определений
государственного финансового контроля
можно выделить некоторые его признаки,
а именно: а) это деятельность, осуществляемая
с применением специфических организационных
форм и методов; б) осуществляется
государственными органами; в) деятельность
регламентирована нормами права; г)
направлена на соблюдение финансовой
дисциплины.

И.
Г. Лагутин отмечает, что определение
понятия «финансовый
контроль»

не
должно сводиться только к деятельности
по проверке правильности движения
государственных денежных средств, это
еще и фактор, непосредственно влияющий
на мотивацию людей – участников
финансовых правоотношений 41

.

В
финансово-правовой науке финансовый
контроль разделяется на государственный
и негосударственный (коммерческий)
финансовый контроль. И. Б. Лагутин под
государственным финансовым контролем
понимает только бюджетный контроль, в
который входит контроль как за приходом
(налоговый контроль), так и за расходованием
казенных денежных средств 42

.
Однако трудно согласиться с данным
мнением, так как нами было отмечено, что
государственный финансовый контроль,
кроме бюджетного контроля, также включает
налоговый, таможенный и валютный
контроль.

Основной
задачей государственного финансового
контроля во всех странах является
содействие в успешной реализации
финансовой политики государства по
средствам обеспечения соблюдения
финансового законодательства, финансовой
дисциплины, недопущения нецелевого
использования бюджетных и внебюджетных
средств. А. А. Ялбулганов отмечает, что
сущность
финансового контроля находит отражение
в его задачах, важнейшей из которых
является контроль за состоянием
финансовых ресурсов, предполагающий
проверку своевременности и полноты
исполнения обязательств перед
государственным бюджетом, операций по
использованию централизованных и
децентрализованных денежных фондов 43

.
В этом случае финансовый контроль
призван обеспечить соблюдение действующего
законодательства в области налогообложения,
валютных операций, регулирования
внешнеэкономической деятельности и
др.

Е.
Ю. Грачева отмечает, что достижение
поставленных перед финансовым контролем,
в первую очередь государственным
финансовым контролем, целей требует
реализации определенных задач
(направлений), которые можно свести к
следующему: а) проведение проверки
выполнения финансовых обязательств
перед государством и муниципальными
органами всеми субъектами финансовых
правоотношений; б) проверка правильности
использования государственными и
муниципальными учреждениями, организациями
и предприятиями находящихся в их
хозяйственном ведении или оперативном
управлении денежных средств (бюджетных
средств, банковских ссуд и т. д.); в)
проверка соблюдения правил совершения
различных финансовых операций, расчетов,
хранения денежных средств названными
ранее субъектами; г) выявление внутренних
резервов производства, более экономного
и эффективного расходования материальных
и денежных ресурсов; д) превентивная
задача, состоящая в предупреждении и
предотвращении возможных нарушений
финансового законодательства и финансовой
дисциплины; е) проверка законности в
деятельности государственных и
муниципальных органов, участвующих в
финансовой деятельности 44

.

Итак,
подводя итог всему вышеизложенному,
можно отметить, что на сегодняшний день
существует дифференцированный подход
к определению понятия государственного
финансового контроля, что позволяет
продолжить дискуссию в этом направлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *