ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Целью
государственного финансового менеджмента
является повышение благосостояния
общества на основе принятия эффективных
финансовых решений в процессе выполнения
государством своих функций с учетом
целей и задач социально-экономического
развития страны. Эта цель находит своё
финансовое выражение в росте стоимости
общественных благ соответствующего
объема и качества. Это значит, что
принятие управленческих финансовых
решений по формированию и использованию
публичных финансовых ресурсов и доходов
должно быть направлено на полноценное
удовлетворение общественных потребностей
при заданных или меньших объемах
публичных расходов.

Цель
государственного финансового менеджмента
конкретизируется следующими его
задачами:

-обеспечение
деятельности органов публичной власти
и государственного управления по
предоставлению общественных благ
необходимым и достаточным объемом
финансовых ресурсов;

-эффективное
использование государственных финансовых
ресурсов (доходов) по всем направлениям
деятельности, связанной с выполнением
государством своих функций, с производством
и распределением общественных благ;

-обеспечение
роста налоговой прибыли (разницы между
налоговыми доходами и налоговыми
расходами) при допустимом уровне
налоговых рисков;

-увеличение
собираемости государственных налоговых
и неналоговых доходов по отношению к
их плановым параметрам;

-повышение
результативности государственных
расходов на основе программно-целевого
метода, их научно обоснованного
нормирования и стандартизации;

Объектами
государственного финансового менеджмента
выступают публичные финансовые ресурсы,
входящие и исходящие финансовые потоки
публично-правовых образований, а также
финансовые риски, возникающие в процессе
формирования и использования
государственных финансовых ресурсов.

Субъектами
государственного финансового менеджмента
являются
органы
государственной власти и их организационной
структурой, управленческим аппаратом,
финансовым и информационным
инструментарием, технологией принятия
и контроля исполнения финансовых
решений.

Информационное
обеспечение процесса управления
финансами – это совокупность
информационных ресурсов и способов их
организации, необходимых и пригодных
для реализации аналитических процедур,
обеспечивающих финансовую сторону
деятельности государства или отдельного
предприятия. В его основе лежит
информационная база, в составе которой
можно выделить пять укрупненных блоков.

Первый блок
включает законы, постановления и другие
нормативные акты, положения и документы,
определяющие прежде всего правовую
основу финансовых институтов рынка
ценных бумаг. Необходимость использования
информации этого блока обусловлена
тем, что представленные в нем документы
носят обязательный для исполнения
характер.

Во второй блок
входят нормативные документы
государственных органов (Министерства
финансов РФ, Центрального банка РФ,
Комиссии по рынку ценных бумаг и др.),
международных организаций и различных
финансовых институтов, содержащие
требования, рекомендации и количественные
нормативы в области финансов участникам
рынка. Однако не все документы этого
блока обязательны для исполнения и
часто носят информационный характер.

Третий блок состоит
из бухгалтерской отчетности, которая
в условиях рынка является наиболее
информативным и надежным источником,
характеризующим финансовое положение
компании.

Основу четвертого
блока составляют сведения финансового
характера, публикуемые органами
государственной статистики, биржами
и специализированными
информационно-аналитическими агентствами.
Этот раздел информационного обеспечения
деятельности финансовых менеджеров
еще не достаточно развит в России,
однако, как показывает опыт западных
стран, именно он является наиболее
существенным для принятия решений в
области управления финансами.

Пятый блок базы
включает сведения, либо не имеющие
непосредственного отношения к информации
финансового характера, либо генерируемые
вне какой-либо устойчивой информационной
системы. К первому типу относятся,
например, официальная статистика,
имеющая общую экономическую направленность,
данные аудиторских компаний, внутренняя
и внешняя отчетность управленческого
аппарата компаний и т.п. Ко второму типу
относятся данные, публикуемые в различных
средствах массовой информации,
неофициальные данные и т.п.

Тема 1. Сущность, функции и механизм финансового менеджмента.

1. Эволюция становления и развития финансовой науки.

Историческими предпосылками зарождения и развития финансовой науки принято считать возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений. Так, вопросы формирования государственных доходов в форме натуральных податей и трудовых повинностей рассматриваются ещё мыслителями Древней Греции. В частности, Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) в работе «О доходах афинской республики» и Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в работе «Государственное устройство Афин». Позднее эти же вопросы были рассмотрены индийским учёным Вашнагуптом (321-297 гг. до н.э.) в работе «Наука о политике».

Происхождение слова «финансы» имеет также глубокие исторические корни. Большинство исследователей указывают на связь данного термина с латинским словом «finis», которое означает «уплачивать определённую сумму денег». Слово «finansia» как производное от латинского глагола вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало «денежный платеж».

В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением. В значительной степени расширил трактовку финансов французский учёный Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о республике» (1577г.). Этот период считается временем зарождения теории финансов и финансовой науки в целом.

Предпосылками становления последней, по нашему мнению, послужили следующие основные условия.

В результате буржуазных революций произошло отторжение главы государства (монарха) от казны.

Формирование и исполнение бюджета стали носить системный характер, т. е. финансовые отношения постепенно реформируются, и им придается соответствующая государственно-правовая форма.

Налоги в денежной форме, в результате развития и совершенствования товарно-денежных отношений, приобрели преимущественный характер.

Современной финансовой науке известно три основных подхода к определению финансов как экономической категории.

«Воспроизводственная» концепция финансов охватывает все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление).

«Распределительная» концепция подразумевает часть экономических (финансовых) отношений, которая связана только с распределением и перераспределением ВВП между экономическими субъектами.

«Обменная» концепция считает приоритетной областью возникновения и функционирования финансов третью стадию воспроизводственного процесса, где происходит обмен произведёнными общественными благами.

Большинство авторов, совершенно справедливо, придерживаются второго подхода, что позволяет определить финансы как экономическую категорию, которая представляет собой систему распределительных и перераспределительных отношений между экономическими субъектами (государство, банки, предприятия, домохозяйства и т.д.) в процессе формирования и использования денежных фондов и финансовых ресурсов с целью успешного функционирования всех элементов финансовой системы.

Употребление термина «финансы» подразумевает сферу государственных финансов (общегосударственных, региональных бюджетов, внебюджетных и других специальных фондов). Слово «финансы» употребляется применительно и к предприятию (организации), которые представляют собой относительно самостоятельную сферу финансовых отношений хозяйствующих субъектов. Таким образом, в зависимости от уровня формирования различают две основные сферы финансовых отношений, которые имеют существенные различия (табл. 1).

Характеристика различий «Финансов» (государственные финансы) и финансов предприятий.

В западной экономической литературе большинство авторов выделяют еще и третью сферу финансовых отношений – «финансы домохозяйств». Это семьи, которые получают доход в форме заработной платы, прибыли, процента и т.д., доля которых регулируется государством. Эти средства домохозяйства направляют на потребление и сбережения.

Наибольшее развитие финансовых отношений приходится на последнее столетие, когда государственные функции управления расширились, а, следовательно, и расходы большинства стран увеличились. В этот период возникла острая потребность реформировать управления финансами. Необходимость системного подхода продиктована, во-первых, органической взаимосвязью отдельных элементов финансовой системы между собой и с элементами финансового рынка, во-вторых, все три иерархических уровня финансовой системы (макро-, мезо-, микроуровней) также взаимозависимы друг от друга.

В основу построения финансовой системы государства, по нашему мнению, должны быть положены следующие основополагающие принципы: функциональное назначение каждого её элемента; территориальный аспект её построения; единство финансовой политики на всех иерархических уровнях; основным финансообразующим фактором должны выступать финансы субъектов хозяйствования.

К основным функциям финансов следует отнести: образование доходов, осуществление расходов и контроль эффективности
.

Основная цель построения и функционирования финансовой системы государства состоит в достижении максимально высоких темпов развития экономики страны в целом и хозяйствующих субъектов в частности.

Читать также:  Мухаммад Таки Усман представляет введение в исламские финансы, а также обзор всей мусульманской экономики. Приветствие и Истисна

Каждое звено (элемент финансовой системы), в свою очередь, подразделяется на подзвенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т. п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами.

Финансовая система государства может быть организована по одному из трех принципиальных типов:

Банковский тип, при котором ключевую роль в процессе перераспределения национального дохода играют коммерческие банки и другие ссудосберегательные институты (Германия, Франция, Япония и др.)


ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Рынок ценных бумаг

Финансы домашних хозяйств

Финансовый 4 рынок

Рис.1 Финансовая система РФ.

Рыночный тип, при котором аналогичную роль выполняет большое количество эмитентов ценных бумаг (развитый фондовый рынок), в которые вкладываются значительные суммы временно свободных средств физических и юридических лиц (Канада, США, Великобритания и др.);

Бюджетный тип, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Россия, Швеция и др.)

Взаимодействие основных элементов финансовой системы осуществляются не через банковскую систему, как утверждает В. В. Ковалёв (5, с. 16), а через систему Государственного бюджета, внебюджетных фондов и Государственного кредита. Такое положение обусловлено тем, что банковская, система, как и фондовый рынок (первый и второй тип организации финансовой системы) не стали ещё полноправными элементами рыночной системы в России, в результате чего, они не являются основными каналами распределения и перераспределения ВВП, национального дохода, доходов населения и т.д.

Финансовую систему, по нашему мнению, нельзя рассматривать в отрыве от финансового рынка и его институциональных структур. Последние являются инфраструктурой (обеспечивающая система) для элементов основной финансовой системы (на рис.1 она изображена в центре).

Финансовый рынок по определению Джеймса А. К. Ван Хорна, это «все институты и операции, задача которых заключается в том, чтобы свести вместе покупателей и продавцов финансовых инструментов» (4, с. 47).

Важная роль в успешном функционировании финансового рынка принадлежит обеспечивающей системе, т. е. посредникам. Финансовые посредники (юридические и физические лица, имеющие соответствующую лицензию) составляют довольно многочисленную группу участников этого рынка. Они обеспечивают связь между покупателями и продавцами финансовых инструментов (финансовых услуг) и способствуют минимизации трансакционных издержек.

Различают следующие группы финансовых посредников: брокеры, дилеры и обслуживающие институты. В состав финансовых брокеров следует включать инвестиционных, валютных и страховых агентов. Дилерская сеть финансового рынка представлена коммерческими банками, инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами, инвестиционными дилерами (андеррайтерами), трастовыми компаниями, финансовыми холдингами или финансовопромышленными группами, страховыми компаниями, пенсионными фондами и т. д.

В состав обслуживающих финансовый рынок институтов следует включать и такие элементы обеспечивающей системы как фондовые и валютные биржи, депозитарии и регистраторы ценных бумаг, а также всевозможные клиринговые и консультационные центры.

Основная цель функционирования единой финансовой системы, как было уже отмечено выше, состоит в том, чтобы в условиях ограниченных финансовых и других ресурсов обеспечить устойчивое и поступательное развитие экономики

страны в целом и значительного числа хозяйствующих субъектов в частности. Данная цель может быть достигнута лишь благодаря, правильной и эффективной социально-экономической политике и главной её составляющей — финансовой политике.

Обобщая определение сущности финансовой политики, приведённые Шабалиным Е. М.(13,с.6), Бланком И. А. (2,с.445), Райзбергом Б. А. (10,с.360) и д.р. авторами, её следует понимать как стратегические направления формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, направленных на регулирование поведения экономических субъектов в области общественного производства, распределения, обмена и потребления с целью объединения интересов всех участников рынка. Данная политика должна строиться на следующих основных принципах: преемственности, стабильности, устойчивости денежной системы и централизации и децентрализации денежных средств и т.д. Финансовая политика пронизывает все звенья финансовой системы и выступает основой системы управления последней.

Многие авторы указывают на то, что финансовая политика реализуется с помощью «финансового» или «финансово-кредитного механизма», который, по их мнению, являясь частью хозяйственного механизма, включает совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений (16,с.28;13,с.13;1,с.103 и др.).

По нашему мнению, употребление в этом случае слова «механизм» не совсем уместно, так как оно больше связанно с техникой (например, кривошипо-шатунный и газораспределительный и др. механизмы). Мы разделяем точку зрения Лазовского Л. Ш. (7,с.589), который указывает что более удачным в, этом случае, принято считать термин «система управления», которая включает не только элементы управления (методы, формы, виды и функции управления), но и аппарат управления.

Таким образом, система управления финансами, в основе которой лежит финансовая политика, воздействует на финансовую систему и обеспечивает достижение ею стратегических целей.

Финансовая политика определяется, формируется, исполняется и контролируется субъектами государственной власти и специальными финансовыми органами управления: президентом, Федеральным собранием (Государственной Думой и Советом Федерации), Министерством финансов, Центральным банком

России, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам и др.

Аналогичные органы представительной и исполнительной власти имеют и субъекты федерации, которые добавляют к федеральной финансовой политике региональный аспект и обеспечивают реализацию федеральной и региональной составляющих единой финансовой политики.

В качестве объекта управления финансами на федеральном и территориальном уровнях выступают распределительные и перераспределительные денежные отношения в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Основными методами, на основе которых строится и претворяется в жизнь финансовая политика, являются: прогнозирование и планирование, финансирование и кредитование, самофинансирование, налогообложение, страхование, лизинг, траст, факторинг, финансовое стимулирование, применение санкций и др. (рис. 2). Основные из перечисленных методов находят отражение в законодательных и нормативных актах, что значительно усиливает их практическую составляющую.

Правильность финансовой политики, эффективность работы органов государственного и муниципального управления финансовой системой определяется конъюнктурой финансового рынка, которая изменяется под воздействием спроса и предложения на финансовые инструменты. Если конъюнктура имеет положительную направленность и экономика развивается устойчивыми темпами, значит финансовая политика выбрана верно и наоборот.

Для изучения тенденций финансового (фондового) рынка используются специальные индексы и методы анализа. Корректировка финансовой политики может быть осуществлена также на основе отчётных и статистических данных государственных и рыночных институциональных структур в целом по РФ и отдельным её регионам. В этом проявляется принцип обратной связи.

Финансовая система функционирует в условиях определённой финансовой среды (в данном случае имеется в виду макросреда), под которой понимается система условий и факторов, влияющих на финансовую систему в целом, а также на финансовую политику и конъюнктуру финансового рынка. Степень этого влияния, в первую очередь негативного, может быть ослаблена правильной финансовой политикой, которая должна строиться с учётом изменения рассмотренных на рис. 2 факторов.

Финансовая политика определяет направление (ориентиры) деятельности элементов финансовой системы не только федерального и территориального уровней, но финансовую деятельность хозяйствующих субъектов в форме государственного регулирования. Последнее представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования внешних и внутренних финансовых отношений предприятий и осуществление основных видов их финансовых операций.


ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

Корректируется на основе анализа использования финансовых ресурсов в долгосрочной и краткосрочной перспективе:

официальных отчетов госфин. органов;

информации рыночных институциональных структур (банков, инвестиционных компаний, валютных и фондовых бирж);

Читать также:  Председатель правления и 502 Bad Gateway похвалили заместителя директора по финансам ooo moonlight за успешное выполнение сложной задачи

статистических данных в целом по РФ и отдельным ее регионам;

межотраслевых и межстрановых сравнений;

финансовой – бухгалтерской отчетности компаний.

Прогнозирование изменений финансового рынка осуществляется на основе:

индикаторов фондового рынка США – (идексы Доу-Джонсона, Стандарт энд Пурз, Насдак, Амекс и др.), Великобритании (ФТ-30, ФТ-100), Германии (ДАКС), Франции, (САС), Японии (Никей 225, Топикс), России (РТС, ММВБ);

метода экономического моделирования;

метода моделирования финансовых коэффициентов;

Рис.2 Схема взаимодействия финансовой политики, финансовой системы и финансового менеджмента.

Основными направлениями регулирования финансовой деятельности предприятия является регулирование: финансовых аспектов создания предприятий, порядка представления отчётности, уплаты налогов, начисления амортизации, кредитных операций, денежного обращения и форм расчётов, валютных потоков, операций с ценными бумагами, операций страхования, процедур банкротства и ликвидации предприятий и т.д.

Кроме государственного регулирования в состав микросреды деятельности предприятия (организации) входят: поставщики, покупатели, посредники, конкуренты и контактные аудитории. Под последним понимают любую группу людей, которые проявляют интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

Подводя итог сказанному выше следует отметить, что финансовая система очень сложная и многогранная организация, задача органов управления ею при проведении финансовой политики состоит в том, чтобы учесть и оценить последствия взаимодействия всех составляющих этой системы и обеспечить максимальный рост экономики. Управление финансами пронизывает все уровни финансовой системы, включая предприятие (организацию).

2. Сущность, предпосылки возникновения и направления развития науки «Финансовый менеджмент»

На федеральном и территориальном уровнях управление финансами именуется как «Государственное и муниципальное управление» (менеджеры, осуществляющие это управление называются администраторами), а на уровне предприятия (организации) – «Финансовый менеджмент». Употребление последнего термина подразумевает, что управление осуществляют наемные менеджеры (специально подготовленные управленцы), работающие на крупных корпоративных предприятиях

. Известно несколько определений сущности финансового менеджмента.

Основная масса исследователей единодушны в том, что финансовый менеджмент связан с: разработкой и реализацией управленческих решений (1, с. 55; 4, с. 20), критериями принятия финансовых решений (12, с. 8), эффективным управлением (15, с. 23), процессом управления (13, с. 15), системой управления (5, с. 14; 8, с. 10) и т.д.

В качестве объекта финансового менеджмента большинство из перечисленных выше авторов рекомендуют использовать финансовые ресурсы, денежные фонды, финансы предприятия, финансовые отношения и т. д.

На основании сравнения и обобщения различных подходов к сущности предмета финансового менеджмента нами предлагается следующее его определение – это система управления (включающая в себя объекты, субъекты, организационную структуру, функции, финансовые инструменты, прогнозноаналитические методы и т. д.), связанная с формированием, распределением и

использованием ограниченных финансовых ресурсов и организаций денежного оборота с целью реализации миссии предприятия (фирмы). Общепризнанно, что финансовый менеджмент как наука сформировался в конце XIX в.

Основными предпосылками для выделения финансового менеджмента в самостоятельную научную дисциплину являются следующие (рис.3).

Крупномасштабное (на рубеже XIX-XX вв.) производство потребовало значительных объёмов финансовых ресурсов, которые следовало, во-первых, привлечь и, во-вторых, эффективно ими распорядиться.

Расцвет и повышение роли финансового капитала дало мощный импульс развитию финансового (фондового) рынка, который выступал связующим звеном всех элементов финансовой системы.

В системе общей экономической теории началось формирование теории финансов (монетаристы, неокейнсианцы) и теории фирмы (О. Уильямсон, А. Алчиан, Р. Коуз и др.).

оформилась школа научного управления (Ф. У. Тейлор, Франк

Лилиан Гилберт, Генри Гантт), основополагающие принципы которой могли быть применены к управлению функциональной, а именно финансовой сферой деятельности организации.

Существенный вклад в методологию управления финансами внесли маржиналисты (К. Менгер, Э. Бем-Баверк, англичанин У. Джевонс, американец Дж. Б. Кларк, швейцарец В. Парето), которые предприняли попытку с помощью математического аппарата изложить экономические идеи и придать экономической науке строго доказательную форму.

Таким образом, становление финансового менеджмента как самостоятельной научной дисциплины было обусловлено необходимостью, в связи с расширением финансовых отношений, и возможностью, обусловленной теоретическим заделом в смежных науках.

За более чем столетний период своего существования финансовый менеджмент в своём развитии, по мнению И. А. Бланка

прошёл четыре этапа (см. рис. 3).

3. Финансовый менеджмент как система управления. Субъекты и объекты управления.

Рассмотрев эволюцию финансового менеджмента перейдем к изучению его управленческо-финансовых аспектов. В основе финансового менеджмента как системы управления лежат две основные составляющие: принципы управления и базовые концепции (рис. 4).

Основными принципами управления финансами предприятия являются на наш взгляд следующие:

Евгения Солодова

Эксперт по предмету «Экономика»

преподавательский стаж — 8 лет

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент оперирует категорией финансы. Финансы представлены экономической категорией, которая выражает определенную часть экономических отношений, связанных с созданием фондов денежных средств и направлениеи их на стимулирование производства и удовлетворения нужд общества в социальной сфере.

Финансовые отношения в своей общей совокупности можно разделить на две крупные области:

В соответствии с характером деятельности субъектов каждой из этих областей присущи разные звенья. Каждое звено может выполнять собственную задачу, имея свою организационную структуру финансового аппарата. При этом все звенья финансового аппарата в совокупности формируют финансовую государственную систему.

Предмет изучения финансового менеджмента представлен исследованием механизма управления финансовыми фондами, отношениями, то есть всем тем, что определяет понятие финансы.

Определение финансового менеджмента включает отношение понятия механизма управления финансов к финансам или финансовому механизму. Финансовый механизм включает систему действий финансовых рычагов, которая выражается на предприятии в планировании и использовании финансовых ресурсов.

Основа финансового менеджмента состоит в направлении на рост финансовых ресурсов, инвестиций и рост объема капитала.

Финансовый менеджмент является неотъемлемой частью системы управления компанией, включающей определённые подсистемы: объект управления и субъект управления.

В свою очередь объект управления представляет собой управляемую подсистему, а субъект управления представлен управляющей подсистемой.

Объект управления финансового менеджмента является совокупностью условий осуществления денежного оборота, движением финансов и финансовых отношений между предприятиями.

«Экономика и финансовый менеджмент» 👇

Субъектом управления являются конкретные профессионалы, специальные группы, которые через различные формы управленческого воздействия проводят целенаправленное функционирование объектов.

Основные цели финансового менеджмента заключены в функциях объектов и субъектов управления. Основные цели финансового менеджмента представлены:

Роль финансового менеджмента в экономике

Финансовый менеджмент представляет собой неотделимую часть общего менеджмента. По этой причине он тесно связан с родственными дисциплинами, включая экономику, бухгалтерский учёт, маркетинг и различные области производства.

Финансовый менеджмент связан с экономикой, поскольку компании работают в тесном макроэкономическом окружении. По этой причине финансовые менеджеры должны знать и хорошо быть ориентированными в вопросах макроэкономики.

Вопросы экономики очень важны для работы финансовых менеджеров, поскольку они должны предполагать, каким образом денежная и кредитная государственная политика может воздействовать на ценные наличные средства.

Менеджеры также должны быть опытными в сфере фискальной политики и определять воздействие на экономику. Они должны знать соответствующие финансовые институты, включая образ их действия и оценку потенциальных рисков.

Также экономика помогает предполагать последствия разных способов и уровней активизации финансовой деятельности, а также воздействие изменения экономической политики финансовых решений предприятия.

Экономика помогает финансовому менеджменту в знании взаимоотношения спроса и предложения и стратегии максимизации прибыли. Также с помощью экономики рассчитываются результаты, имеющие отношение к изменению родственных факторов, оптимальному уровню реализации продукции и результатам ценовой стратегии.

Читать также:  СХОДСТВО ФИНАНСОВ И ДЕНЕГ СОСТОИТ В ТОМ ЧТО ЭТО

Экономика определяет предпочтительный размер выгодности, риск и определение стоимости.

Экономика и менеджмент

Экономика представлена наукой о том, каким образом субъекты хозяйственной деятельности способны осуществлять производство разных товаров и услуг при условии ограниченных ресурсов.

Экономика имеет большое количество неотъемлемых элементов, включая экономику управления. Данную часть экономики можно отнести к разным управленческим процессам, включая управление конкретным субъектом деятельности или управление отраслями.

Менеджмент появляется вместе с термином рыночная экономика. В сфере науки данный термин понимается в качестве изучения процесса эффективного управления предприятиями или субъектами.

Финансовый менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но является отдельной наукой для исследования. В практическом применении экономика и менеджмент имеют тесную взаимосвязь, поскольку постоянно изучаются в комплексе.

Экономика управления представляет учение, которое основано на принципах планирования методов достижения успеха в целых отраслях экономической жизни или конкретного субъекта в лице предприятия.

Финансовый менеджмент рассчитывается на использовании в условиях микроэкономики, включая непосредственных производителей товаров и услуг, а экономика управления представляет собой науку об общих принципах планирования не только предприятий, но и целых отраслей, а также экономики в целом.

Финансовый менеджмент очень тесно связан с финансами, имеющими различные направления. Суть финансового менеджмента можно свести к эффективному управлению финансовой системой различных предприятий, прежде всего, в специфической сфере управления должны участвовать бухгалтера и финансисты, которые определяют обращение с деньгами для исключения проблем с разными контролирующими органами.

Можно сказать, что современная экономика не может существовать без финансового менеджмента. Также и финансовый менеджмент не может существовать без экономики. Это было доказано не только различными научными исследованиями, но и в практической деятельности предприятий. По этой причине современные специалисты неразрывно связывают два понятия экономики и менеджмента.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Термин
“финансовый менеджмент” в переводе
означает “управление финансами». В
широком понимании, финансовый менеджмент
— наука и искусство принимать инвестиционные
решения и находить для этого финансовые
источники.

В
более узком понимании финансовый
менеджмент — это управление движением
финансовых ресурсов и финансовыми
отношениями субъектов рынка.

Инструменты
и процедуры финансового менеджмента в
секторе государственного управления,
активно используются правительствами
экономически развитых стран со второй
половины 1980-х гг. К этому времени
возобладала точка зрения, что
государственные организации, как и
частные компании, должны были использовать
финансовые средства с максимальной
отдачей. Более того, руководители
государственных ведомств обязаны
подходить к расходованию бюджетных
ассигнований даже с большей ответственностью,
чем менеджеры частных корпораций,
поскольку они управляют ресурсами,
принадлежащими всему обществу (деньгами
налогоплательщиков).

На
начальном этапе финансовый менеджмент
рассматривался как инструмент контроля
над бюджетными расходами. В настоящее
время он понимается как система
руководства финансами государственной
организации, которая обеспечивает
оптимальные способы использования
ограниченных объемов бюджетных ресурсов
для эффективного и результативного
достижения целей, стоящих перед этой
организацией.

Стандарты
финансового менеджмента и модели оценки
его уровня разрабатываются центральными
ведомствами (министерствами финансов
или высшими контрольными органами в
сфере госфинансов) и отражаются в
специальных регулирующих документах.
В Австралии и США стандарты финансового
менеджмента в секторе государственного
управления утверждены законами. В
Великобритании организовано структурное
подразделение Казначейства – директорат
финансового менеджмента, главная задача
которого сформулирована следующим
образом: обеспечить достижение мировых
стандартов финансового менеджмента во
всем секторе государственного управления.

Финансовый
менеджмент в секторе государственного
управления предполагает сопоставление
расходов с результатами и определение
сложившихся между ними соотношений. По
итогам расчета различных показателей
(экономичности, эффективности,
результативности), мониторинга и учета
всех факторов принимаются, выполняются,
корректируются и контролируются
управленческие решения об увеличении
или уменьшении бюджетных расходов на
осуществление тех или иных целей и задач
ведомства.

В
бюджетировании, ориентированном на
результаты (БОР), в сфере бюджетных
расходов меняют две важнейшие
характеристики: объект управления и
критерий управленческой эффективности.

Объектом
управления становится структура
совокупных расходов ведомства. В рамках
традиционного бюджета таким объектом
являлись неиспользованные вовремя
бюджетные средства. Критерием
управленческой эффективности является
достижение результатов. В рамках
традиционного бюджета об успехах
ведомства судили по точности исполнения
бюджетной росписи (устанавливает
распределение бюджетных ассигнований
между получателями бюджетных средств
и составляется в соответствии с бюджетной
классификацией) и по величине
неиспользованных средств на конец года.

Система
финансового управления включает в себя:


условия реализации

1.
нормативно — правовое регулирование –
наличие комплексной системы
нормативно-правовых и методических
документов, разрабатываемых соответственно
как Минфином, так и самими органами
государственной власти. Эти документы
должны обеспечивать наиболее эффективные
решения в области финансового менеджмента,
принятых руководителями любого звена
министерства или ведомства, используя
имеющуюся у них информацию и ресурсы;

2.система
распределения полномочий и обязанностей
в рамках финансового менеджмента на
уровне ведомства — делегирование
полномочий и обязанностей по осуществлению
финансового менеджмента «сверху вниз»

3.обеспечение
кадровых и технологических возможностей
для осуществления финансового менеджмента,


инструменты и процедуры.

1.на
этапе составления бюджета:

1.1.увязываются
расходы с результатами

1.2.бюджетное
планирование на трехлетний период,
интегрируется в бюджетный процесс;
проекты доходов и расходов задаются на
три года вперед, при этом проект годового
бюджета соответствует первому году
трехлетки;

1.3.единство планирования
текущих и капитальных расходов на срок
не менее трех лет, взаимоувязываются
текущие/капитальные расходы и расходы
на приобретение/обслуживание активов;

1.4.гибкость
в определении структуры расходов —
снижение детализации расходов по мере
повышения уровня управленческой иерархии
и предоставления ведомствам права
переносить на следующие год ассигнования,
не использованные на конец истекающего
года);

2
на этапе исполнение бюджета:

реализуются
соглашения об оказании государственных
услуг

а)
между министерством финансов и отраслевым
министерством,

б)
между отраслевым министерством и
подведомственными ему органами и
организациями

в)
делегирование полномочий «снизу вверх»:
и ответственности.

Распределение
полномочий и ответственности закрепляется
в нормативных актах ведомств, имеет
предельно четкий характер и исключает
дублирование.

Неукоснительно
соблюдаются графики финансирования
расходов. Ведомства получают запланированные
бюджетные ассигнования от центрального
финансового органа (казначейства) строго
по графику, а также в установленном
порядке в случае возникновения
непредвиденных обстоятельств. Объем
ассигнований может быть сокращен лишь
в чрезвычайных обстоятельствах

3.на
этапе учета и отчетности:

используют
метод начисления в бухгалтерском учете,
предоставляют в законодательный орган
страны годовой отчет о деятельности
ведомства и годовой бухгалтерской
отчетности, достоверность которой
подтверждается заключением органа
государственного внешнего аудита;
использование, наряду с бюджетным учетом
и отчетностью, управленческого учета
и отчетности.

4.
на этапе внутреннего контроля и аудита:

1.
анализ надлежащему проведению операций
госуправления, соблюдению требований
нормативно-правовых актов, защите
ресурсов от злоупотреблений, мошенничества,
коррупции;

2
проводится мониторинг деятельности и
реализации бюджетных программ.

Важнейшей
функцией внутреннего аудита является
активное взаимодействие с органом
государственного внешнего аудита,
проверяющим и подтверждающим достоверность
отчетов ведомства.

Эффективность
госбюджета складывается из трех
показателей: качества планирования
бюджета, его исполнения и контроля над
исполнением. Главным критерием оценки
эффективности госбюджета становится
конечный результат.

В
качестве индикаторов выступают показатели
по росту доли промышленного производства,
увеличению числа малых и средних
предприятий, расширению налоговой базы
и т.д.

Новый
трехлетний бюджет государства дает
возможность для проведения более
сбалансированной экономической и
социальной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *