Финансовый отдел компании решает задачи, связанные с распределением и контролем процессов

Показать все разделы библиотеки управления

Государственный финансовый контроль

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Пример 3. Метод наблюдения

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4. 0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12. 0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения; их специфическое общественное назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового продукта, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др. ; в орбиту действия распределительной функции попадает амортизационный фонд, т. часть фонда возмещения.

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Этими’лицами являются: государство, предприятия (объединения), организации учреждения, граждане.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью. Финансы обслуживают разные этапы распределения, участвуя как в первичном распределении стоимости общественного продукта, так и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. И, наконец, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадий. С помощью этой функции осуществляется, прежде всего, возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах; вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорции на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности.

Распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспроизводства образуются «ножницы», своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т. Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, «сообщая» о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через другую функцию — контрольную.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее «сигналам» общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются, и т.

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной, В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции — это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Читать также:  И НН 7735057951 ОГРН 1027700280937 для ГКФ, ООО

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность — в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственней деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел в народном хозяйстве, могут притаиться, обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всех предприятий, организации, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Требования финансовой дисциплины определяются, с одной стороны, общими принципами организации финансов, а с другой, специфическими условиями функционирования финансов в структурных подразделениях материального производства и непроизводственной сферы. Финансовая дисциплина несовместима с ведомственным или местническим подходом к выполнению финансовых обязательств, не допускает противопоставления общественных и коллективных интересов.

Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

— формирование, поддержание и наращивание оптимальной структуры экономического потенциала предприятия;

— обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности:

— обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальных процессов.

Финансы на службе холдинга

Ирина ОлейниковаНачальник отдела бюджетирования и управленческого учета ЗАО «Телесистемы Украины»
Журнал «&. ФИНАНСИСТ», № 8 за 2007 год

Специфика работы холдинга, как и любой другой компании, определяется целями, которые ставят собственники бизнеса. В зависимости от целей возможны различные типы холдинговых структур, отличающихся друг от друга распределением управленческих функций между головной компанией (управляющей) и дочерними предприятиями. Точно так же будет отличаться и финансовое управление в холдингах различных типов, а значит, эти особенности необходимо учитывать при построении работы финансовых служб.

Холдинговые компании делятся на два основных типа: финансовые и операционные. В состав финансового холдинга входят предприятия из разных отраслей. Его собственники не стремятся контролировать текущую операционную деятельность отдельных предприятий, их интересует только прибыльность компаний, входящих в группу (рис. Операционные холдинги обычно состоят из предприятий одной отрасли, образующих вертикально или горизонтально интегрированную цепочку (как правило, нефтяные компании, предприятия ГМК). Для них в большей степени характерна централизованная организационная и финансовая структура, при этом отдельные производственные предприятия имеют ограниченный круг финансовых полномочий, а все оперативное управление осуществляется головной компанией (рис.

В составах как операционного, так и финансового холдингов присутствуют структуры управляющих компаний, хотя выполняемые ими функции и степень полномочий различны. В отличие от операционного холдинга, в котором предприятия — лишь центры затрат, в финансовом холдинге дочерние компании выступают как центры затрат, доходов, прибыли и даже инвестиций. Очевидно, что и структура, и функции финансовой службы управляющей компании будут отличаться в зависимости от вида холдинга.

Часто финансовую службу управляющей компании рассматривают как ревизионный и контролирующий орган. Однако основной задачей финансовой службы является не осуществление функции контроля, а создание такой системы управления финансовыми ресурсами, которая способствовала бы развитию всех предприятий холдинга. Финансовому директору нужно вовремя спрогнозировать возможные проблемы снижения рентабельности, ликвидности, стоимости бизнеса; найти причины, предложить мероприятия по предупреждению либо устранению подобных нежелательных процессов. Поэтому финансисты должны достаточно хорошо понимать специфику бизнеса, в котором им приходится работать.

Централизованная структура управления финансами

В централизованной структуре деятельность финансовых служб дочерних предприятий координируется из головного офиса холдинговой компании. Это означает, что финансовый департамент холдинга контролирует составление и исполнение бюджетов дочерних предприятий, отвечает за финансовое планирование, риски, привлечение, перераспределение средств, управляет себестоимостью производств и оценивает целесообразность дальнейшей интеграции. Также управляющая компания координирует процессы закупок (особенно ключевого сырья и материалов), сбыта продукции, всю инвестиционную деятельность и согласует не только размер заработной платы персонала, но и графики проведения текущих и капитальных ремонтов на предприятиях холдинга.

Дочерние предприятия играют только учетную функцию и зачастую могут вообще не иметь финансовых отделов, а функция финансового директора выполняется либо главным бухгалтером, либо управляющей компанией. Подотчетные предприятия строят свою деятельность в соответствии с утвержденным бюджетом, а в конце месяца сдают отчет о его выполнении вместе с бухгалтерской отчетностью в головной офис. Часть информации для формирования управленческих отчетов может предоставляться по необходимости ежедневно. При этом финансовый отдел головной компании зачастую контролирует все платежи дочерних обществ вплоть до создания системы корпоративного управления расчетными счетами подотчетных предприятий. Ни одно платежное поручение (или платежное поручение, превышающее определенную сумму) не проводится банком без соответствующей визы сотрудника головного офиса. Корпоративный центр также занимается консолидацией отчетности, при необходимости — переводом ее в международные стандарты, а также планированием налоговых платежей.

Хотелось бы акцентировать внимание на применении именно управленческого, а не бухгалтерского учета. Например, если мы говорим об учете и анализе основных средств, то для целей управленческого учета и проведения последующего анализа недостаточно деления основных средств на первую, вторую, третью или четвертую группы. Для принятия управленческих решений необходимо оперировать такими дополнительными аналитическими разрезами, как деление по территориальному признаку, оценивание каждого основного средства (с учетом генерируемых этим основным средством доходов) с целью оценки его окупаемости и принятия решения о необходимости наличия каждого основного средства и т. Очевидно, что бухгалтерский учет такую информацию предоставить не может.

Нередко выигрышным шагом для финансовой службы является создание казначейства, осуществляющего контроль над текущими платежами, а также управляющего ликвидностью (посредством платежного календаря) и рисками. Централизация казначейских функций в холдинге позволяет эффективно перераспределять между предприятиями финансовые ресурсы, управлять структурой оборотных активов, на более выгодных условиях размещать денежные средства на депозитах и привлекать кредиты для финансирования работы дочерних предприятий.

При решении вопроса контроля над платежами дочерних предприятий можно пойти тремя путями. Первый — передача финансовой службе холдинга функций акцептования платежей дочерних предприятий до их проведения; второй — проверка платежей на предмет выполнения бюджета в разрезе статей движения денежных средств; третий — установление лимитов по статьям и контроль над соблюдением этих лимитов. Выбор варианта зависит от желания делегировать полномочия дочерним предприятиям и технической возможности осуществлять контроль.

Практика финансового управления в операционном холдинге

Мне приходилось работать в управляющих компаниях как операционного, так и финансового холдингов. В операционном холдинге — создавать финансовую службу с нуля, в финансовом — работать в уже сложившейся структуре с определенными правилами игры. Причем реорганизацию приходилось проводить в обеих структурах. Одна из них была типичным операционным холдингом, все производственные предприятия которого использовали одно и то же сырье, и в ходе практически одинаковых технологических процессов производили продукцию схожего ассортимента. Как же осуществлялось управление предприятиями в этом холдинге?

Формирование бюджетов проходило в управляющей компании: бюджет реализации продукции согласовывался с самым узким местом в системе — закупками основного сырья. Уже после согласования бюджетов закупок сырья и реализации продукции до предприятий доводился план производства. Все остальные затраты предприятий формировались на основе утвержденных нормативов. Финансовая служба сводила бюджеты доходов/расходов и движения денежных средств как на уровне каждого из предприятий холдинга, так и в масштабе всего холдинга (консолидированный бюджет), а также составляла платежный календарь каждой из компаний и прогнозный баланс холдинга в целом. Затем ежедневно формировались управленческие отчеты с планфактным анализом отклонений: о движении денежных средств, основного сырья (закупки, использование в производстве, остатки), реализации.

Кроме формирования отчетов, казначейство управляющей компании ежедневно осуществляло управление денежными средствами холдинга путем формирования реестров на оплату текущих расходов предприятий с учетом утвержденного бюджета и условий оплаты по договорам. Этот процесс проходил следующим образом. В системе документооборота инициаторы размещали заявки на оплату, сотрудники финансовой службы управляющей компании проверяли эти заявки на соответствие бюджету и условиям оплаты по договору, утверждали и включали в реестр, который согласовывался руководством холдинга и затем подавался в банк на оплату. Согласование платежей, не предусмотренных в бюджете, требовало обоснования от инициатора и утверждалось либо отклонялось руководством.

На предприятиях холдинга финансовых отделов не было, существовала только бухгалтерия, занимавшаяся вводом первичных документов и ведением налогового учета. В управляющей компании, кроме оперативной ежедневной отчетности, формировалась ежемесячная управленческая отчетность по каждой из компаний и проводился более детальный факторный анализ отклонений. Использование оперативной управленческой отчетности давало возможность своевременно реагировать на отклонения. На основе ежемесячной отчетности и подробного анализа действовала система мотивации и составлялся прогноз достижения компанией долговременных стратегических целей.

Читать также:  Органы управления финансами в РФ. Финансовый аппарат и финансовые органы

За все время моей работы в этой компании (около четырех лет) в результате очень четкого и детального планирования, ежедневного контроля за выполнением планов и принятия своевременных мер месячные планы не выполнялись всего три раза (из 48 — 3 месяца!). Причиной этих трех невыполнений всегда были внешние факторы, спрогнозировать которые было практически невозможно: изменение государством тарифной политики, тарифное регулирование экспорта. Как правило, планы перевыполнялись на 3–7%.

На мой взгляд, централизация управления имеет преимущества: во многих случаях позволяет более гибко управлять группой предприятий, а также привлекать более дешевые ресурсы как для текущего, так и для инвестиционного финансирования. При централизованных финансовых потоках общий финансовый риск холдинга снижается, что положительно влияет на капитализацию. Вертикально интегрированная структура позволяет минимизировать затраты и способствует увеличению доходов.

Децентрализованная структура управления финансами

В децентрализованной структуре финансовая служба управляющей компании занимается общими вопросами: стратегическим планированием, определением нормы доходности дочерних предприятий, размещением свободных средств холдинга и расчетом общего финансового риска группы. Среди полномочий финансовой службы также могут быть функции оценки управленческой команды дочерних предприятий, управление структурой капитала и принятие решений об инвестициях или сделках, объем которых превышает определенную сумму. Ответственность за оперативное финансовое планирование полностью ложится на финансовые отделы дочерних предприятий, от которых, как правило, требуется достижение установленных управляющей компанией финансовых показателей.

При организации децентрализованной финансовой службы редко прибегают к созданию казначейств. Если в этом есть необходимость, то особое внимание следует уделить регламентации полномочий финансовых руководителей дочерних предприятий: лимиты остатков на расчетных счетах, перечень статей расходов и соответствующие им суммы выплат, которыми финансовые руководители могут распоряжаться по собственному усмотрению, типы решений, которые они могут принимать самостоятельно. При отсутствии жесткой регламентации полномочий финансовые службы дочерних предприятий могут взять на себя все функции финансового управления, тогда фактический контроль над денежными ресурсами холдинга будет потерян.

Если в холдинг входит большое количество предприятий, да еще и работающих в разных отраслях, финансовая служба управляющей компании физически не может оперативно управлять таким количеством субъектов и осуществлять систематический контроль над финансовой деятельностью предприятий холдинга. В этом случае практически все имеющиеся предприятия логично будет структурировать по отраслевой принадлежности, то есть создавать небольшие холдинговые структуры (субхолдинги). Их управляющие компании в свою очередь являются центрами финансовой ответственности, определяющими полномочия подотчетных предприятий по финансовому управлению и планированию. Именно финансисты центральных офисов субхолдингов отвечают за формирование, ведение единой учетной политики и консолидацию финансовых результатов. Головная управляющая компания устанавливает только основные требования к таким субхолдинговым управляющим компаниям, а оперативные вопросы решаются на местах.

Опыт создания финслужбы финансового холдинга с нуля

Расскажу об опыте работы в управляющей компании финансового холдинга. На момент начала моей работы управление финансами выглядело следующим образом. Предприятия так же защищали собственные бюджеты, но консолидация бюджета осуществлялась только по верхнему уровню статей, поскольку работали эти предприятия в различных отраслях и их собственные детализированные бюджеты существенно отличались структурно.

Для каждого предприятия утверждалась норма прибыли и размер инвестиций на бюджетный период. Причем норма при были рассчитывалась исходя из средне рыночных показателей в этой отрасли с учетом специфики предприятия, а размер инвестиций — на основе защиты бизнес-плана на определенный период.

Управление денежными средствами сводилось к финансированию потребностей предприятия на основании служебной записки и утвержденного годового бюджета. Свести консолидированный отчет о прибылях/убытках было практически невозможно, потому что учетная политика на предприятиях холдинга существенно отличалась. Консолидированный баланс отсутствовал. Думаю, финансисты поймут, в каком неуютном положении я оказалась. Управлять финансами, не имея ничего, кроме годового бюджета, — идти по лезвию бритвы.

Первое, с чего пришлось начать, — составление плана стратегического развития на пять лет в цифрах с разбивкой по месяцам, в основу которого легли прогнозирование, анализ отчета по продажам, а также общих тенденций рынка. Естественно, по истечении определенного периода времени вносились соответствующие корректировки. Данный план существовал как стратегический план развития компании. Кроме этого, формировался оперативный ежеквартальный бюджет, который при утверждении проверялся на соответствие стратегическому плану развития. Следующим шагом стало создание системы управления денежными средствами на ежедневной основе и стандартизация учетной политики для предприятий холдинга. На начальном этапе было налажено получение ежедневных отчетов о движении денежных средств, на основе которого шло формирование консолидированного отчета. Затем перешли к формированию месячного платежного календаря, планированию и управлению денежными средствами. В результате грамотного управления денежными средствами (размещение свободных остатков, недопущение кассовых разрывов, использование различных инструментов финансирования) у предприятия появился дополнительный доход и сократились расходы по финансовой деятельности. На следующем этапе была разработана единая учетная политика и с начала года состоялся перевод всех предприятий на ведение бухгалтерского учета в соответствии с утвержденной учетной политикой. Для контроля над банковскими счетами мы воспользовались программным продуктом Profix, в который ежедневно производилась выгрузка движения денежных средств по разным расчетным счетам в различных банках, а специалисты финансового департамента из внутреннего оборота формировали отчеты.

На что обратить внимание при создании финансовой службы холдинга

Обобщая свой опыт, предлагаю такую последовательность создания подразделений в финансовой службе.

Начинать стоит с управления денежными потоками (именно наличие подобной информации дает инвестору на первых порах наиболее понятную картину по холдингу).

Вторым логично создавать договорной отдел, так как корректно составленный договор (с указанием условий оплаты по договору, графика платежей, территориальной локализации), своевременное внесение каждого договора в базу данных и последующее сопровождение позволяют упростить дальнейшее планирование, сведение любой управленческой отчетности, принятие управленческих решений.

Третий шаг — практически параллельное создание отделов управленческого учета и бюджетирования.

Опыт моей работы показал, что, независимо от типа холдинга, проблемы, возникающие у финансовых служб управляющих компаний очень похожи. К наиболее распространенным можно отнести организацию единообразного и прозрачного управленческого учета в группе компаний. Если одновременно с вхождением предприятия в состав холдинга его учетная политика не приводится в соответствие с корпоративными стандартами, это влечет за собой несопоставимость учетных данных и, как следствие, невозможность формирования консолидированной отчетности. Смена учетной политики в уже сложившейся организации — процедура достаточно трудоемкая, требующая привлечения административного ресурса, а иногда и перестройки организационной структуры.

Еще одной проблемой является координация денежных потоков внутри холдинга и управление платежеспособностью и ликвидностью группы компаний. Часто в холдингах отсутствует целевое управление — даже финансисты порой не знают, на какой уровень прибыльности и ликвидности должна быть нацелена их работа. Кроме того, неэффективно осуществляется управление финансовыми рисками.

Немаловажным вопросом при построении финансовой службы является квалифицированный подбор персонала. Если в отдел управленческого учета мною подбирался персонал с бухгалтерским образованием и навыками работы в таких программах, как «1С: Бухгалтерия» и «Парус», то для работы в отделе анализа требовались финансисты. Отделы формировались специалистами по мере загрузки; при определении количества сотрудников для казначейства буквально приходилось измерять секундомером длительность выполнения операции одним работником и затем умножать полученный результат на предполагаемое количество операций.

Одним из способов активной помощи работникам финансовой службы управляющей компании является построение системы бюджетного управления. Приступая к бюджетированию, нужно понимать, что только создание действительно комплексной системы бюджетного управления поможет решить многие проблемы финансовой службы. Поэтому очень важно, чтобы процесс начинался с управляющей компании и создавался единый стандарт для всех дочерних предприятий холдинга. Только в этом случае можно:

  • иметь консолидированную отчетность с минимальными затратами ресурсов (очень важно также, чтобы эта функция была автоматизирована);
  • формировать именно те информационные потоки (по содержанию, объему и направленности), которые помогут в решении основных задач финансовой службы;
  • определиться со степенью децентрализации полномочий и финансовой ответственности;
  • cоздать прозрачную и понятную для всех систему взаимодействия как финансовых подразделений холдинга с финслужбой управляющей компании, так и между финансовой службой и другими функциональными подразделениями холдинга.

При соблюдении этих условий можно говорить об эффективности, а, следовательно, и целесообразности создания общего центра обслуживания, обеспечивающего учетную функцию для группы предприятий холдинга. Очевидно, что только создание комплексной системы бюджетного управления позволит унифицировать учетные процессы, стандартизировать методики и отчетность для группы предприятий и, самое главное, обеспечить оперативные и достоверные данные с уровня первичных документов предприятий. В противном случае работники финансовой службы холдинга не смогут отвечать за достоверность данных, представляемых им дочерними предприятиями.

Читать также:  В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно правовой формы

Напоследок хотелось бы отметить, что согласно классике менеджмента операционные холдинги создаются на этапе становления бизнеса, и по мере роста и развития компаний управление становится все более децентрализованным. Тем не менее, финансовые холдинги в чистом виде в Украине встречаются крайне редко. Существует множество холдинговых структур, сочетающих в себе признаки как финансовых, так и операционных холдингов — так называемые смешанные холдинги. В этом случае практически все имеющиеся предприятия структурируют по отраслевой принадлежности, то есть создают небольшие холдинговые компании (субхолдинги), управление которыми осуществляется аналогично управлению операционным холдингом.

Бесспорно, создание финансовой службы в структуре холдинга — длительный и нелегкий процесс, порождающий массу трудностей, но в то же время в большинстве случаев создание финансового департамента — единственный способ эффективно управлять финансами группы предприятий.

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

  • анализа;
  • обследования;
  • наблюдения.

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п. 2 ст. 270. 2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п. 3 ст. 270. 2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п. 4 ст. 270. 2 БК РФ.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *