ФИНАНСЫ 2009 2011

Виды бюджетных ассигнований и методы их расчета

Вид БА
Метод расчета
5. Бюджетные целевые программы (ДЦП, ФЦП и
плановый
ВЦП)
плановый,
6. Межбюджетные трансферты (БК РФ, ст. 69)
нормативный,
индексации
7. Платежи, взносы, безвозмездные перечисления
плановый
субъектам международного права (БК РФ, ст. 69)
8.
Обслуживание
(муниципального) долга
69)
государственного
(БК РФ, ст.
плановый
24

Виды бюджетных ассигнований и методы их расчета

Вид БА
Метод расчета
1. Обеспечение выполнения функций бюджетных
индексации
учреждений, кроме бюджетных инвестиций (БК РФ, ст.
70)
2. Социальное обеспечение населения (БК РФ, ст. нормативный
74.1)
3. Субсидии юридическим лицам (за исключением
плановый,
субсидий
государственным
(муниципальным)
индексации
учреждениям), в т.ч. субсидии некоммерческим
организациям,
не
являющимся
бюджетными
учреждениями (БК РФ, ст. 78.1)
4. Бюджетные инвестиции (БК РФ, ст. 79 и 80)
плановый
23

Структура обоснования бюджетного ассигнования

Составные части
ОБАС
7. Сведения о
непосредственных
результатах
8. Сведения о
конечных
результатах
9. Пояснительная
записка
Источник
информации
Особенности заполнения
Приводятся значения показателей
непосредственных результатов 2008Формируется
2011 гг. и значения показателей
ГРБС
непосредственных результатов,
указанные в ОБАСах 2008-2010 гг.
Приводится количественно измеримый
ДРОНД
показатель, номер и наименование
цели (задачи) из ДРОНД
Обоснование изменений объемов БА,
показателей непосредственных и
конечных результатов
29

Основные виды расходных обязательств

Расходные
обязательства
Публичные
Основание для возникновения и оплаты
Законы (акты), определяющие объем и (или) правила
определения
объема
обязательств
перед
физическими, юридическими лицами, органами власти
в том числе нормативные в
том
числе
законы
(акты)
прямого
действия,
устанавливающие права граждан на получение социальных
выплат (пенсий, пособий, компенсаций) в соответствии с
определенным нормативом (в фиксированном объеме)
Гражданско-правовые
Государственный (муниципальный) контракт, трудовое
соглашение (контракт), выплаты, обусловленные
исполнением трудовых (служебных) обязанностей
Межгосударственные
Межгосударственный договор (соглашение)
5

Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов РФ

2008
2009
2010
2011
5 882,4
6 726,3
7 473,4
8 311,0
122,0
114,3
111,1
111,2
4 845,6
5 502,5
6 249,3
7 093,4
125,7
113,6
113,6
113,5
Межбюджетные трансферты из федерального
бюджета
1 036,7
1 223,7
1 224,1
1 217,6
в т.ч. дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности
328,6
374,0
400,2
427,4
Доля межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета в общем объеме доходов,
%
17,6
18,2
16,4
14,7
Доля дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности в общем объеме доходов, %
5,6
5,6
5,4
5,1
5 824,8
6 675,5
7 433,0
8 271,1
Доходы всего
Темпы роста к предыдущему году, %
Налоговые и неналоговые доходы, млрд.руб.
Темпы роста к предыдущему году, %
Расходы всего
35

Основные характеристики федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов

2008
2009
2010
2011
Закон*
Ожидаемое
Закон*
проект
Закон*
проект
проект
8 965,7
9 897,2
9 518,3
10 927,1
10 402,4
11 733,6
12
839,0
21,2
22,5
19,6
21,2
18,7
19,8
19,0
В % к предыдущему году
115,2
127,2
106,2
121,9
109,3
123,3
109,4
Расходы — всего
7 021,9
7 412,9
8 746,6
9 024,7
9 667,4
10 320,3
11
317,7
В % к ВВП
16,6
16,8
18,0
17,5
17,4
17,4
16,7
В % к предыдущему году
117,3
123,8
124,6
128,5
110,5
118,0
109,7
1 943,8
2 484,3
771,7
1 902,4
735,0
1 413,3
1 521,3
4,6
5,6
1,6
3,7
1,3
2,4
2,3
Доходы — всего
В % к ВВП
Профицит
В %% к ВВП
* показатели, установленные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года №
122-ФЗ)

Расходы федерального бюджета по основным функциям с учетом межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ*

Млрд.руб.
2009 (проект)
в том числе
Всего
по соотв.
разде-лам
транс-ферты
Социальная политика**
2 274,3
297,7
1 976,60
Национальная экономика***
1 606,6
1 292,20
314,4
Национальная оборона
1 277,5
1 277,50

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
1 085,9
1 085,90

Общегосударственные вопросы
1 064,9
1 064,90

527

527
Образование
457,9
423,1
34,8
Здравоохранение и спорт**
443,1
365,8
77,3
Жилищно-коммунальное хозяйство
156,4
107,7
48,7
Культура, кинематография и СМИ
117,3
113,9
3,4
Охрана окружающей среды
13,8
13,8
Межбюджетные трансферты субъектам РФ общего характера
13
* в порядке снижения объемов расходов в 2009 году; ** включая межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ; ***
включая ассигнования, предусмотренные по Инвестиционному фонду

Основные этапы бюджетной реформы

С 1 января 2000 года вступил в силу Бюджетный кодекс, установивший базовые принципы
организации бюджетной системы и бюджетного процесса;
В 2004 – 2007 гг. функционировал Стабилизационный фонд, послуживший основой для
создания Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
В 2004 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам
межбюджетных отношений (разграничению расходных обязательств и доходных
источников, ликвидации «необеспеченных мандатов», формализации трансфертов);
В 2007 году приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам организации
бюджетного процесса (в том числе переходу к трехлетнему бюджету), использования
нефтегазовых доходов, управления государственным долгом;
В 2008 году планируется внести комплексные поправки в Бюджетный кодекс по вопросам
государственного (муниципального) финансового контроля и мер ответственности за
нарушения бюджетного законодательства;
С 1 января 2010 года предлагается ввести в действие новую редакцию Бюджетного
кодекса, создающую, на основе бюджетных реформ 2000-х годов, законодательную базу
модернизации управления общественными финансами на период до 2020 года.
42

Основные направления налоговых реформ

1) поддержка человеческого капитала и
инновационного развития страны:
налоговые льготы для расходов на
профессиональное образование,
здравоохранение, пенсионное
обеспечение, на уплату процентов по
ипотечным кредитам;
создание благоприятных налоговых
условий для деятельности
некоммерческих организаций,
оказывающих социально значимые
услуги;
увеличение размеров вычетов по
налогу на доходы физических лиц и
единому социальному налогу;
ускоренное отнесение на расходы
затрат на приоритетные НИОКР
3) повышение качества
2) создание стимулов для инвестиций и
налоговой системы,
развитие промышленности и малого
устранение пробелов и
бизнеса:
противоречий:
совершенствование
амортизационной политики,
оптимизация налоговой нагрузки на
добычу нефти;
дифференциация акцизов на
моторное топливо;
уменьшение налоговой и
административной нагрузки на
малый бизнес;
создание консолидированных
групп налогоплательщиков по
налогу на прибыль организаций
налоговый контроль за
трансфертным
ценообразованием;
создание комфортных
налоговых условий для
деятельности на рынке
ценных бумаг;
дальнейшее улучшение
администрирования НДС,
налога на прибыль, прочих
налогов, устранение
неясностей и неточностей
в Налоговом кодексе
10

Общая характеристика Федерального бюджета

Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

Бюджет 2011 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2011 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2010 году — 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2010 году — 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2011 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.

Основными источниками покрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Доходы Федерального бюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2011 году остаются на уровне 2011 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 7-9 %.

Динамика экономических показателей деятельности РА «Санора» за 2009 — 2011 гг. представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Динамика технико-экономических показателей деятельности РА за 2009-2011 гг.

Данные приведенной таблицы 2.1 позволяют отследить динамику результатов хозяйственной деятельности компании за три предыдущих года, чтобы сделать маркетинговые и рекламные прогнозы на следующий период развития агентства.

Данные приведённые в таблице позволяют увидеть динамику экономической деятельности рекламного агентства за три года. В целом, мы можем увидеть рост основных показателей, таких как объём оказанных услуг, выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции и прибыль от реализации. Ниже представлена диаграмма, которая позволяет наглядно увидеть рост этих показателей.

Рис. 3.1 — динамика объёма оказанных услуг, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции за 2009, 2010, 2011 гг.

Как видно из рисунка выручка от реализации имела положительную динамику и возросла с 31545,0 тыс. руб. (2009г) до 37806,0 тыс. руб. (2011г).

Себестоимость реализованной продукции также возросла.

Объём оказанных услуг увеличился. Что является положительным моментом, даже, несмотря на увеличение себестоимости.

Так же на отдельном рисунке покажем динамику прибыли от реализации.


ФИНАНСЫ 2009 2011

Рис. 3.2 — Прибыль от реализации тыс. руб.

Анализируя данные представленные в таблице видно, что прибыль от реализации с 2009 года по 2011 год увеличилась на 188 тыс. руб. Такая динамика является положительным моментом в развитии фирмы.

Рентабельность РА «Санора» за три года снизилась на 0,3%, что не является положительным моментом. Но это обусловлено тем, что на рынке рекламной продукции появляется всё большее количество конкурентов, которые могут предложить различные услуги.

Читать также:  ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЦЕНТР ФИНАНС ЗАЙМ

Фондоотдача РА «Санора» снизилась за три года, в общем, снизилась на 0,4. Но если за 2009 год её показатель упал на 0,8. То за 2010 он вырос на 0,4. Это мы видим на рисунке 3.3

Рисунок 3.3 — Фондоотдача руб./руб.

При цитировании материалов в рефератах, курсовых, дипломных работах правильно указывайте источник цитирования, для удобства можете скопировать из поля ниже:

Формирование доходов федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2009-2011 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008 году.

Минэкономразвития РФ в 2008 г. разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2011 года по двум основным вариантамСайт Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/.

Так, в основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть — умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2008 г до 88 долл/баррель в 2011года. Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

Первый вариант — инерционный — отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 проц в 2007 г до 5,4—5,9 проц в 2010—2011 годах.

Второй вариант — инновационный — ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009—2011 годы прогнозируются на уровне 6,2—6,7 проц.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009—2011 годы предлагается второй вариант прогноза — инновационный.

В соответствии с Федеральным Законом от 31 октября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» представлены следующие основные характеристики бюджета:

Доходы: в 2009 году — 10 927,1 млрд. руб. (18,98% ВВП); в 2010 году — 11 733,6 млрд. руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году — 12 839,0 млрд. руб. (18,06% ВВП), из них нефтегазовые: в 2009 году — 4 692,5 млрд. руб. (6,81% к ВВП), в 2010 и 2011 годах 4 536,2 млрд. руб. (5,93% к ВВП) и 4 637,5 млрд. руб. (5,24% к ВВП) соответственно.

Объем Резервного фонда: в 2009 году (на конец года) — 5 147, 5 млрд. руб.; в 2010 году — 5 914,6 млрд. руб. и в 2011 году — 6 761,0 млрд. руб.

Объем Фонда национального благосостояния: в 2009 году — 3 331,1 млрд. руб.; в 2010 году — 4 588,1 млрд. руб.; в 2011 году — 6 080,1 млрд. руб.

Объем Инвестиционного фонда: в 2009 году — 252,6 млрд. руб.; в 2010 году — 100,0 млрд. руб.

На обеспечение функционирования и развития автодорог будут направлены 239,2 млрд. руб. в 2009 году, 410,7 млрд. руб. в 2010 году и 529,4 млрд. руб. в 2011 году.

Объем ВВП: в 2009 г. — 51 475 млрд. руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году — 59 146 млрд. руб.; в 2011 году — 67 610 млрд. руб.

Уровень инфляции: в 2009 году — 8,5%; в 2010 году — 7,0%; в 2011 году — 6,8%.

Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 — в 2010 году и 27,3 — в 2011 году.

Структура расходов и их динамика представлена в таблице 1.

Функциональная структура расходов О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон РФ от 31 октября 2008 г., №204-ФЗ.

Продолжится реализация приоритетных национальных проектов:

— «Образование» — объем расходов в 2009 году — 30,9 млрд. руб., в 2010 году — 7,9 млрд. руб. и в 2011 году — 7,9 млрд. руб.;

— «Здоровье» — в 2009 году — 111,9 млрд. руб., в 2010 году — 105,9 млрд. руб. и в 2011 году 109,3- млрд. руб.;

— «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — в 2009 году — 91,2 млрд. руб., в 2010 году — 69,1 млрд. руб., в 2011 году — 10,6 млрд. руб.

— Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия: на 2009 год — 120 млрд. руб.; на 2010 год — 140 млрд. руб. и 2011 год — 146 млрд. руб.

Как мы видим, по многим ключевым позициям прогнозируется рост. Бюджет 2009 г. назван социальным бюджетом, в виду больших расходов на социальную сферу.

Однако нужно заметить, что прогнозы социально-экономического развития и сам бюджет начинали разрабатываться без учета влияния мирового финансового кризиса. О том как повлиял мировой кризис на формирование бюджета рассмотрено в 3 пункте нашей работы.

Основные параметры бюджетной системы на 2009 -2011годы

Таблица 4.1 Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2008 — 2011 годы

Отклонение параметров бюджетной системы Российской Федерации бюджетного периода 2009 — 2011 годов от соответствующих параметров предыдущего бюджетного периода 2008 — 2010 годов составило по доходам: в 2009 году — 5 020,49 млрд. рублей, или 37,8 %, в 2010 году — 5 572,49 млрд. рублей, или 38,2 %; по расходам: в 2009 году — 3 118,84 млрд. рублей, или 23,5 %, в 2010 году — 4 221,3 млрд. рублей, или 29,2 %; по профициту: в 2009 году — 1 901,65 млрд. рублей, или в 51 раз, в 2010 году — 1 351,28 млрд. рублей, или в 14 раз.

Таблица 4.2 Динамика основных параметров консолидированного бюджета Российской Федерации на 2008 — 2011.

Указанные отклонения среднесрочных параметров бюджетной системы и консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствуют о необходимости повышения качества среднесрочного бюджетного планирования.

Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010, планирование расходов федерального бюджета впервые осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств. Однако общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств на 2009 — 2011 годы в материалах к законопроекту не определен. Счетная палата полагает целесообразным отражать в пояснительной записке к законопроекту общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

Концептуальными и характерными структурными особенностями проекта федерального бюджета являются:

— планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета раздельно на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств;

— изменение параметров утвержденного в предыдущем бюджетном цикле федерального бюджета на 2009 и 2010 годы, добавление их значений на 2011 год; — утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств раздельно на 2009, 2010 и 2011 годы;

— наличие в ведомственной структуре расходов бюджетных ассигнований со знаком «минус»; — существенное увеличение бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку предприятий наукоемких и стратегических отраслей экономики; — расширение государственных гарантий для реализации проектов на принципах разделения рисков с частными инвесторами;

— отказ от принятия расходных обязательств по новым займам международных финансовых организаций.

Таблица 4.3 Основные показатели проекта федерального бюджета

Законопроектом за 2009 — 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 — 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило 18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).

Рисунок 4.1 Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 — 2011 годах


ФИНАНСЫ 2009 2011

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС — 35 % (оценка 2008 года — 23,6 %), таможенных пошлин — 33,4 % (39,4 %), НДПИ — 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций — 7,3 % (6,9 %), акцизов — 2,0 % (1,5 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2009 — 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) — в 2009 году, 36,0 % — в 2010 году и 37,2 % — в 2011 году; на втором месте — бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 — 2011 годах, на третьем месте — бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, — соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области

Читать также:  ФИНАНСЫ ЭТО ДВИЖЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

Таблица 4.4 Структура расходов федерального бюджета на 2008 — 2011

национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году — 11,7 %, в 2011 году — 12,9 %.

В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году — ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году — ниже на 4,9 процентного пункта.

Оценка ресурсов для принимаемых
расходных обязательств
Млрд.руб
2011
2009
2010
Доходы без учета нефтегазовых доходов
6 234,6
7 207,4
8 201,50
Нефтегазовый трансферт
2 531,1
2 661,6
2 501,6
258,9
451,3
614,6
Расходы всего
9 024,7
10 320,3
11 317,7
Действующие расходные обязательства
7 451,2
8 090,0
8 512,0
258,0
565,9
1 972,3
2 239,8
Источники финансирования дефицита
Условно утвержденные расходы (в цикле 20092011 гг.)
Ресурсы для принимаемых расходных
обязательств
1 573,5
16

Завершение реформы бюджетного процесса

• Удлинение горизонта бюджетного прогнозирования (до 15
лет)
• Интеграция капитальных и «текущих» расходов
• Реальный переход к действующим и принимаемым
обязательствам
• Новая классификация (ЦСР – ВР), объекты инвестиций?
• Программный бюджет (ДЦП – ВЦП)
38

Разграничение расходных полномочий

Полномочия по:
Нормативно-правовому
регулированию обязательств
Введение
Установление
Финансо-вому
обеспечению
обязательств
Исполнению
обязательств
(осуществлению расходов)
1. Собственные полномочия
Федерация
РФ
РФ
РФ
РФ
Субъекты РФ
СФ
СФ
СФ
СФ
Органы МСУ
МСУ
МСУ
МСУ
МСУ
2. Рамочное федеральное регулирование
Полномочий СФ
РФ
СФ
СФ
СФ
Полномочий МСУ
РФ
МСУ
МСУ
МСУ
3а. Делегирование полномочий Федерацией
Субъектам РФ
РФ
РФ
РФ
СФ
Органам МСУ
РФ
РФ
РФ
МСУ
3б. Делегирование полномочий субъектами РФ
Органам МСУ
РФ/СФ
СФ
СФ
4
МСУ

Особенности разделения действующих расходных обязательств (ДРО) и принимаемых расходных обязательств (ПРО)

Наименование
Особенности
ДРО
1. Корректировка ДРО происходит за счет расчета на
новые значения параметров формулы расчета объема
бюджетных ассигнований на исполнение ДРО; расчет
обусловлен индексацией на уровень инфляции
2.
Корректировка
ДРО
не
требует
принятия
дополнительных решений, обуславливающих состав и
(или) объем бюджетных ассигнований на исполнение
ДРО
ПРО
1. Увеличение ДРО происходит за счет изменения
параметров формулы расчета объема бюджетных
ассигнований на исполнение ДРО
Увеличение
2. Увеличение ДРО всегда требует принятия
ДРО
дополнительных решений, обуславливающих увеличение
состава и (или) объема бюджетных ассигнований на
исполнение ДРО
1. Новые расходные обязательства (НРО), обусловленные
20
НРО
новыми решениями

Темпы роста основных доходов консолидированного бюджета
субъектов РФ (%)
Налоговые доходы
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Акцизы
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Земельный налог
Налоги на совокупный доход
Неналоговые доходы
2008
оценка
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
2009
проект
114,3
110,6
120,7
111,8
120,0
112,5
116,8
106,5
124,5
106,5
2010
проект
130,8
123,2
143,5
124,4
144,0
127,5
134,3
114,0
148,9
112,4
2011
проект
149,5
137,2
168,1
142,4
172,8
145,6
153,5
121,5
179,0
117,7
36

Целевые межбюджетные трансферты субъектам РФ

Млрд.руб
2008
2009
2010
2011
Национальная экономика
219,8
303,8
309,2
312,0
Социальная политика
166,1
203,1
218,4
232,2
Здравоохранение и спорт
42,1
56,4
59,2
55,2
Жилищно-коммунальное хозяйство
37,3
48,7
27,6
13,8
Образование
36,5
34,8
29,2
29,9
37

Корректировка объема бюджетного ассигнования на исполнение
действующих расходных обязательств методом индексации
БА(2009)= БАроспись 2008-2010(2009)* Инд(2009)/ Индзакон 2008-2010(2009)
БА(2009) – объем бюджетного ассигнования в 2009 г.;
БА роспись 2008-2010 (2009) – объем бюджетного ассигнования в 2009 г., предусмотренный росписью расходов
федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. с учетом изменений;
Инд(2009) – прогнозируемый индекс потребительских цен в 2009 г.;
Индзакон 2008-2010(2009) – значение индекса потребительских цен в 2009 г., применявшееся при расчете объема
бюджетного ассигнования в 2009 г., утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов».
Код расходов классификации
федерального бюджета
2009 год
Индекс, %
Объем бюджетного ассигнования, тыс. руб.
Рз
Пз
ЦСР
ВР
КОСГУ
значение,
использованное при
составлени
и ФЗ о ФБ
на 20082010 гг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
04
01
093 99
00
001
212
105,0
107,0
1 000,0
1 000,0
1 019,0
19,0
значение
для
расчета
ФЗ о
ФБ на
20082010 гг.
уточненная
роспись
расчетное
значение
(гр.9)*(гр.7)
(гр.6)
изменение
гр.10- гр.8

Определения

Непосредственный результат использования БА — количественная
характеристика оказанных для третьей стороны государственных услуг,
выполненных государственных функций в процессе осуществления
деятельности ГРБС, обусловленная объемом и структурой
предусмотренных ГРБС бюджетных ассигнований
Конечный результат — целевое состояние (изменение состояния) уровня и
качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной
безопасности, государственных институтов, степени реализации других
общественно-значимых интересов и потребностей в сфере ведения СБП,
вызванное достижением непосредственных результатов деятельности
ГРБС, а также внешними по отношению к СБП факторами.
32

Субъекты бюджетных правоотношений

Публично-правовые образования:
Российская Федерация
Субъекты Российской Федерации
Муниципальные образования
Участники бюджетного процесса
Законодательные органы власти
Исполнительные органы власти
высшие» (правительства)
«финансовые» (минфины, финорганы, казначейство)
ведомственные (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы
доходов, главные администраторы источников финансирования
дефицита)
Получатели бюджетных средств – только бюджетные учреждения
2

Альтернативы развития программно- целевого планирования

Альтернативы развития программноцелевого планирования
1) Долгосрочные
целевые
программы (подпрограммы) и
ведомственные
целевые
программы – 2 самостоятельных
«бюджетных» инструмента
2) Ведомственные
целевые
программы

составные
(«бюджетные»)
части
долгосрочных целевых программ
Конечные
результаты
Конечные
результаты
Непосредственные
результаты
Непосредственные
результаты
Расходы
Расходы
ВЦП
ДЦП
Регулирование
Реформирование
Конечные
результаты
Непосредственные
результаты
Расходы
Регулирование
Реформирование
ВЦП
40
ДЦП

Предложения по оплате труда, учтенные при формировании проекта федерального бюджета

2009 год
Заработная плата работников
федеральных бюджетных
учреждений и федеральных
госорганов, а также
гражданского персонала
воинских частей
Денежное содержание федеральных
государственных служащих и
денежное довольствие
военнослужащих и
приравненных к ним лиц
Должностные оклады судей,
компенсационные
вознаграждения присяжным и
арбитражным заседателям
2010 год
2011 год
с 1 января 2008 г. – новая система оплаты труда:
на 30%
(с 01.12.08)
с 1января – на 7%
с 1января – на 6,8%
с 1августа – на 8,5%
с 1января – на 7%
с 1января – на 6,8%
с 1июля – на 8,5%
с 1января – на 7%
с 1января – на 6,8%
15

Корректировка объема бюджетного ассигнования на исполнение
действующих расходных обязательств нормативным методом
Изм_БА(2009) = БА(2009) – БА закон 2008-2010 (2009)
Изм_БА(2009) – изменение объема бюджетных ассигнований в 2009 г.;
БА(2009) – объем бюджетного ассигнования в 2009 г.;
БА закон 2008-2010(2009) – объем бюджетных ассигнований в 2009 г., утвержденный Федеральным законом «О
федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
2009
Код расходов классификации
федерального бюджета
норматив,
тыс. руб.
количество
получателей,
чел.
объем бюджетного ассигнования,
тыс. руб.
Рз
Пз
ЦСР
ВР
КОСГУ
ФЗ о
ФБ
на
20082010
гг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
04
427
99
00
001
290
100,0
100,0
100,0
110,0
10 000,0
11 000,0
1 000,0
07
значение
для
расчета
ФЗ о
ФБ
на
20082010
гг.
значение
для
расчета
ФЗ о ФБ на
2008-2010 гг.
(гр.6)*(гр.8)
расчетное
значение
(гр.7)*(гр.9)
изменени
е (гр.11)(гр.10)

Параметры индексация пенсий, учтенные при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета

2009 год
Абсолютный размер,
руб. в месяц
на 01.01.2009
Базовая часть трудовой пенсии
2010 год
Размер
индексации
(увеличения) %
Абсолютный
размер,
руб. в
месяц
8,50%
1946,5
2011 год
Размер
индексации
(увеличения),
%
Абсолютный
размер,
руб. в
месяц
Размер
индексации
(увеличения),
%
Абсолютный
размер,
руб. в
месяц
9,94%
2706
9,53%
2964
1794
с 1 марта
с 1 апреля
с 1 декабря
26,45%
2461,3
Размер социальной пенсии
3014
4135
4546
4980
Прожиточный минимум в среднем на одного пенсионера
3665
4135
4552
4989
Страховая часть трудовой
пенсии
2505
с 1 февраля
с 1 апреля
15,60%
2896
8,50%
3142
7,00%
3702
10,10%
3460
6,40%
3939
14

Темп роста тарифов на услуги (продукцию) естественных монополий

2008
2009
2010
2011
электроэнергия, %
август 2007
112,0
115,0
118,0
май 2008
122,0
125,0
125,0
125,0
цены на газ, %
август 2007
125,0
127,7
127,7
май 2008
128,6
125,0
130,0
140
индекс дефлятор по продукции промышленности, %
август 2007
107,3
107,1
106,6
май 2008
105,7
109,9
109,5
109,5
индекс дефлятор по продукции сельского хозяйства, %
август 2007
106,0
105,2
май 2008
108,4
106,9
106,9
тарифы на пассажирские перевозки, %
август 2007
114,0
113,0
112,0
май 2008
114,0
113,0
112,0
114,0
26

Читать также:  Приказу министра финансов республики казахстан от 28 июня 2017 года 404

Темпы роста расходов федерального бюджета (в % к предыдущему году)*

2009
к закону 2008
к ожидаемому
2008
2010
2011
128,5
119,8
114,4
109,7
Жилищно-коммунальное хозяйство
168,2
166,1
109,9
93,2
Общегосударственные вопросы
151,4
117,6
93,9
97,3
Общегосударственные вопросы (без учета
процентных расходов)
162,1
119
89,6
89,3
Здравоохранение и спорт
159,1
122,1
103,7
100,8
Охрана окружающей среды
139,7
138,7
106,3
102,6
Национальная экономика
134,8
129,6
113,6
117,2
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
131,3
130,7
110,4
105,7
Образование
125,9
122,3
110,8
103,4
Национальная оборона
125,7
124,1
108,9
106,5
Культура, кинематография и СМИ
121,6
121
100,4
100
Межбюджетные трансферты (без учета
трансфертов внебюджетным фондам)
118,0
110,8
100,0
99,5
Трансферты внебюджетным фондам
118,0
118,3
136,3
Социальная политика
108,0
85,4
113,7
116,1
12
90,9
ВСЕГО
* в порядке снижения темпов роста в 2009 году (к установленному законом на 2008 г.)

Прогноз основных макроэкономических параметров
на 2009-2011 годы
2008
Показатели
Цены на нефть Urals,
долл. / барр.
2009
2010
2011
Закон*
ожидаемое
Закон*
прогноз
Закон*
прогноз
прогноз
92
112
78
95
74
90
88
106-107,5
107,5-108,5
105-107
105,5-107
105-106,8
Инфляция (ИПЦ)
декабрь к декабрю
109-110,5 110,5-111,8
предыдущего года, в %
Внутренний валовый
продукт (ВВП), обьем,
млрд. руб.
42 240,2
44 056,5
48 619,9
51 475,3
55 689,8
59 146,0
67 610,0
Темп роста ВВП к
предыдущему году, %
107,6
107,8
106,6
106,7
106,5
106,6
106,2
Курс доллара США,
руб. за доллар
24,0
23,8
25,6
25,4
26,8
26,6
28,0
* параметры, учтенные при формировании федерального бюджета на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов (с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 22 июля 2008 года № 122-ФЗ)

Примеры действующих расходных обязательств (ДРО) и принимаемых расходных обязательств (ПРО)

Наименование
ДРО
Пример
1. Индексация оплаты труда работников бюджетных учреждений
2. Индексация пенсионных и иных социальных выплат населению
1. Изменение ставок (условий) оплаты труда (денежного содержания,
денежного вознаграждения)
2.
Изменение
численности
работников
бюджетной
сферы
(государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним)
3. Изменение паспортов федеральных целевых программ
Увеличение
4. Изменение размера социальных выплат населению в расчете на
ДРО
ПРО
НРО
одного получателя
5. Расширение категорий лиц, имеющих право на социальные выплаты
6. Изменение методик предоставления субвенций другим бюджетам
бюджетной системы, утвержденных Правительством Российской
Федерации
1. Предложения по принятию новых расходных обязательств (НРО) в
области реформирования денежного содержания федеральных
государственных гражданских служащих
2. Предложения по новым федеральным целевым программам 21

Изменения закона + изменения ГРБС = сводная бюджетная роспись

Приложение 1
2009
ГРБС-Р-Пр-ЦСР-ВР
ГРБС-Р-Пр-ЦСР-ВР
Приложение 2
2010
2011
Изменение
С учетом
изменений
Изменение
С учетом
изменений
Абс.
объем
+ 50,2
— 100,0
150,2
— 80,0
+ 150,0
+ 50,0
200,0
50,0
300,0
0,0
8

Приказ Минфина России от 17.04.2008 № 47н
Определяет порядок и методику планирования бюджетных ассигнований
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (единые для Минфина
России и СБП):
• Минфин России доводит до СБП методические указания по составлению РРО,
методические рекомендации по учету отраслевых (ведомственных)
особенностей планирования БА
• СБП участвует в формировании предельных объемов – представляет в
Минфин России расчеты объемов (изменений объемов) БА на исполнение ДРО
по установленным формам и предложения по объему и структуре ПРО
• Минфин России доводит после рассмотрения на заседании Правительства РФ
предельные объемы БА
• СБП представляет распределение предельных объемов БА по ГРБС,
разделам, подразделам, ЦСР, ВР классификации расходов федерального
22
бюджета

Формирование и исполнение обязательств публично-правовых образований

• Расходные обязательства
• Бюджетные обязательства
• Бюджетные ассигнования
• Лимиты бюджетных обязательств
• Денежные обязательства
• Оплата денежных обязательств (кассовые выплаты,
кассовые расходы)
3

«Скользящая трехлетка»:
предсказуемость
гибкость
резерв (5%)
Очередной
Плановый период
год
(2 года)
корректировка
Очередной
Плановый период
год
(2 года)
разработка
корректировка
Очередной
Плановый период
год
(2 года)
t +1
t +2
t +3
разработка
t +4
t +5
7

Принципы планирования бюджетных ассигнований

• На очередной финансовый год и 1-й год планового
периода – расчет изменений объемов БА (корректировка
действующих + принимаемые РО) по сравнению с
объемами, утвержденными законом (решением) о бюджете
• На 2-й год планового периода – расчет объемов БА на
исполнение действующих и принимаемых расходных
обязательств
19

«Жизненный цикл» расходных обязательств

Этап
1. Правовая основа
2. Бюджетное планирование
Публичные
нормативные
обязательства
Законы (акты)
«прямого действия»
Иные законы (акты),
межгосударственные
договоры
Определение бюджетных обязательств
на соответствующий год
3. Закон (решение) о бюджете
4.
Лимиты
на
принятие
обязательств
5. Принятие обязательств
6. Подтверждение обязательств
7. Исполнение обязательств
Иные расходные
обязательства
Бюджетные ассигнования

Доведение лимитов
бюджетных обязательство
Договоры, соглашения в
пределах ЛБО
Денежные обязательства
Расходы бюджеты
6

Базовая схема бюджетного планирования на федеральном уровне

Ненефтегазовые
доходы
Источники
дефицитного
Нефтегазовый
трансферт, в % к ВВП
≤1% ВВП
финансирования
включают все доходы,
кроме нефтегазовых
доходов и доходов от
управления Резервным
фондом и ФНБ.
РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
ДРО
1 год
2 год
3 год
ПРО
корректировка
объём
изменение
ДРО
новые РО
17

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходах консолидированного бюджета РФ, %

2009
2010
2011
Доходы всего ( до трансфертов)
33,5
34,8
35,6
Доходы всего (до трансфертов, без учета поступлений в
Резервный фонд и ФНБ и ЕСН)
40,3
40,6
41,8
Доходы после трансфертов (без учета поступлений в
Резервный фонд и ФНБ и ЕСН)
49,2
48,5
49,0
Расходы всего
46,1
45,0
45,0
Расходы без учета трансфертов федерального бюджета
государственным внебюджетным фондам
52,5
52,6
53,1
34

Предварительное обоснование бюджетного ассигнования на 2009 год и на
плановый период 2010 и 2011 гг.

3. Объем бюджетного ассигнования, утвержденный ФЗ о ФБ на 2008-2010 гг., (тыс. руб.)
Код расходов классификации
федерального бюджета
Рз
Пз
ЦСР
ВР
КОСГУ
09
01
470 02 00
220
290
2008 год
2009 год
2010 год
22 000,0
26 000,0
29 000,0
4. Изменение объема бюджетного ассигнования на исполнение действующего расходного
обязательства (тыс. руб.)
Код расходов классификации
федерального бюджета
Рз
Пз
ЦСР
ВР
КОСГУ
09
01
470 02 00
001
220
2008 год
2009 год
2010 год
0,0
1 000,0
2 000,0

Условный пример второго подхода:
ДЦП «Обеспечение доступного и качественного образования»
(Минобрнауки России)
Повышение уровня, доступности и качества образования в соответствии с потребностями
граждан, общества и рынков труда (+индикаторы)
Конечный
результат
План нормативно-правового
регулирования
1)
Ратификация Болонского соглашения и
принятие вытекающих из него актов
(перечень, сроки)
2)
Принятие нормативного акта
«О
формировании
и
финансовом
обеспечении государственного задания на
подготовку специалистов с высшим
образованием» (июнь 2009)
Непосредственные
результаты
3)
Утверждение
порядка
мониторинга
качества и доступности образовательных
услуг
4)
Разработка и утверждение стандартов
среднего образования и базовых учебных
программ
5)
Поправки в ФЗ «Об образовании» и т.д.
Бюджетные ассигнования 285 млрд.руб, в
том числе:
1)
ВЦП «Выполнение государственного задания на
подготовку
специалистов
с
высшим
профессиональным образованием — 250 млрд.
(Федеральное агентство по образованию)
2)
ВЦП «Мониторинг процессов развития сферы
образования в РФ» — 5 млрд. руб (Федеральная
служба по надзору в сфере образования и науки)
3)
ВЦП
«Содействие
внедрению
новых
образовательных
технологий
в
общеобразовательных школах» — 20 млрд. руб
(Федеральное агентство по образованию–
субсидия регионам)
4)
ВЦП «Обеспечение среднего профессионального
образования военнослужащих срочной службы» 10 млрд.руб. ( Минобороны)
41

Директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. Лавров

Семинар «Задачи и перспективы бюджетных реформ»
27-29 августа 2008 г., п. Дагомыс
Директор Департамента бюджетной политики и методологии
Минфина России А. М. Лавров
Формирование бюджетов на 2009-2011 гг.
в условиях нового бюджетного
законодательства

Пример предварительного обоснования бюджетного ассигнования на
2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.

1. Правовые основания действующего расходного обязательства
Наименование
расходного
обязательства
Обеспечение
оказания
государственных
услуг в сфере
здравоохранения
Реквизиты НПА
вид
дата
Постановление Правительства
Российской Федерации
30.10.2006
номер
наименование
635
«Об утверждении Положения о
Федеральном агентстве по
высокотехнологичной медицинской
помощи»
2. Объем бюджетного ассигнования на исполнение действующего расходного обязательства
(тыс. руб.)
Код расходов классификации
федерального бюджета
Рз
Пз
ЦСР
ВР
КОСГУ
09
01
470 02 00
001
220
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
0,0
22 000,0
27 000,0
31 000,0
33 000,0

Модель управления результатами

Стратегия
(концепция)
долгосрочного
развития
ДРОНД
(Стратегия Министерства)
3-хлетний
бюджет и
долгосрочный
бюджетный прогноз
Долгосрочные
целевые программы
ВЦП (ОБАС)
Планы реформ
(регулирование)
(бюджетные ассигнования и
непосредственные
результаты)
Годовой отчет
(оценка результативности)
39

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *