ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Финансы
предприятия – это финансовые или
денежные отношения, возникающие в
процессе формирования основного и
оборотного капитала, фондов денежных
средств предприятия и их распределения
и использования.

Финансы
предприятий – это основа финансовой
системы государства, поскольку предприятия
являются основным звеном народнохозяйственного
комплекса. За счет налоговых поступлений
организаций формируются централизованные
(на уровне государства и местного
самоуправления: государственные и
муниципальные финансы; финансы
государственных внебюджетных фондов;
финансы государственного кредита;
финансы системы страхования; финансы
организаций и финансы граждан) и
децентрализованные (на уровне хозяйствующих
субъектов: финансы домашних хозяйств,
финансы граждан, финансы системы
страхования) фонды денежных средств.

Источники
финансовых ресурсов зависят от
организационно-правовой формы предприятий.

У
государственных предприятий, имущество,
которого принадлежит государству,
такими источниками являются прибыль
от предпринимательской деятельности
и бюджетное финансирование при участии
государственных программ.

У
коммерческих организаций, основной
целью которых является получение
прибыли, такими источниками являются:
доход от предпринимательской деятельности;
заемные средства (краткосрочные и
долгосрочные ссуды); целевое финансирование
(м.б. бюджетным или коммерческим);
добровольное пожертвование.

У
некоммерческих организаций, основной
целью которых является не получение
прибыли, а удовлетворение социальной
потребности общества, такими источниками
являются: доход от предпринимательской
деятельности; бюджетное финансирование
(если участвует в тендере); гранты;
пожертвования.

У
бюджетных организаций, деятельность,
которых связана с социальной сферой, в
отличие от некоммерческих организаций,
основным источником является бюджетное
финансирование. Второй источник

доходы от предпринимательской
деятельности, которые должны отправляться
на расширение деятельности. Основами
финансового планирования является
смета доходов и расходов. В качестве
учредителей бюджетных организаций
выступают органы государственной власти
страны, субъектов или местного
самоуправления.

Бюджетные
организации классифицируются по ряду
признаков:

в
зависимости от выполняемых функций по
роду деятельности: государственное
управление, муниципальное управление,
судебная власть, международная
деятельность.

в
зависимости от источников финансирования:
за счет федерального бюджета, за счет
средств субъектов, за счет местных
бюджетов.

по
источникам формирования средств:
оказывающие платные услуги, не оказывающие.

Особенностями
финансов бюджетных учреждений являются:
исключительная связь с бюджетом,
результатом является недополучение
средств бюджета, которое приводит к
недофинансированию расходов организации;
может предоставлять платные услуги, за
счет этого формирует часть собственных
средств; отсутствие самостоятельности
в расходовании средств, осуществляется
контроль со стороны государства за
экономным и рациональным использованием
бюджетных средств.

Основные
принципы организации финансов бюджетных
учреждений:


целевое использование средств;


жесткое разграничение бюджетного
финансирования и самостоятельно
заработанных средств, по каждой группе
составляется смета по их расходованию.
При недостатке бюджетных средств
организации разрешено использовать
средства от предпринимательской
деятельности, но не предусматривается
их возмещение из бюджета.

Сущность
сметно-бюджетного финансирования
с

остоит в том,
что государственные и муниципальные
учреждения непроизводственной сферы,
не имеющие своих доходов, все свои
расходы на текущее содержание и расширение
деятельности покрывают за счет бюджета
на основе финансовых планов — смет
расходов. Объем необходимых затрат
согласно сметам закрепляется в бюджетах
всех уровней. Предусмотренные сметами
расходов конкретных учреждений и
утвержденные бюджетами суммы денежных
средств носят название бюджетных
ассигнований.
Сметно-бюджетное
финансирование — это безвозвратный и
безвозмездный отпуск денежных средств
на основе общих принципов финансирования.
Однако ему свойственны и специальные
принципы, такие как отпуск средств на
обеспечение деятельности учреждений
и организаций из бюджета, соответствующего
их подчиненности; отпуск средств в
соответствии с программами и планами
экономического и социального развития
на каждый бюджетный год и в меру их
выполнения; планирование и финансирование
на основе экономических нормативов,
научно обоснованных с применением
технических норм либо на конкурсной
основе с выбором приоритетных
направлений.
На сметно-бюджетном
финансировании находятся учреждения
социальной сферы: образовательные
учреждения; учреждения культуры. Среди
социально-культурных мероприятий и
учреждений, финансируемых из бюджетов
разных уровней, ведущее место занимают
народное образование и подготовка
кадров (высшие учебные заведения,
профессионально-технические училища,
средние специальные учебные заведения,
институты повышения квалификации и
т.п.). Согласно Закону Российской Федерации
«Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ
государство должно гарантировать
ежегодное выделение финансовых средств
на нужды образования в размере не менее
10% национального дохода, а также
защищенность соответствующих расходных
статей бюджетов всех уровней.
В каждом
субъекте РФ имеются организации, имеющие
региональное значение. Источником
финансирования их деятельности выступают
региональные бюджеты.
Из муниципальных
бюджетов финансируется самая массовая
сеть государственных учреждений.

Читать также:  Лучшие приложения для учета финансов ios 2020

Наличие сметы обеспечивает эффективное
бюджетное планирование и строго целевое
использование выделенных средств.
Из
перечисленных основных понятий вытекает,
что бюджетному учреждению не предоставлено
право распоряжаться по своему усмотрению
имеющимися в наличии средствами. Это,
обусловлено тем, что бюджетное учреждение
не является собственником переданного
ему имущества, а распоряжается им по
доверенности собственника (государства
или муниципального органа) на условиях
оперативного управления.
Наряду с
ассигнованиями из бюджета бюджетные
учреждения имеют источники доходов,
которые они получают не из бюджета, а
от разных предприятий, организаций,
учреждений, граждан, объединений граждан
за выполненные для них работы или услуги
(специальные средства) в зависимости
от профиля бюджетного учреждения. На
счета бюджетных учреждений поступают
суммы от арендной и квартирной платы,
доходы от зданий и помещений, а также
поступления от субарендаторов за
объединенное хозяйственное обслуживание
(отопление, уборка помещений, телефон
и т.д.), т.е. средства, получаемые в
результате выполнения однотипных форм
деятельности бюджетными учреждениями
независимо от профиля их основной
деятельности.
Специальные средства
получают бюджетные учреждения и в
результате проведения мероприятий,
которые соответствуют характеру их
основной деятельности: например,
средства, поступающие от родителей за
обучение детей в музыкальных школах,
за содержание детей в дошкольных и
образовательных бюджетных учреждениях,
и т.д.
Принцип финансирования расходов
на культуру — сочетание бюджетного
финансирования с элементами коммерческой
деятельности, что вполне соответствует
структуре современного рыночного
механизма.

Особенности планирования расходов

бюджетных учреждений.
Расходы на
образование в соответствии с бюджетной
клас¬сификацией включают затраты на
общее образование, воспита¬ние детей
и подростков, культурно-просветительскую
работу, подготовку кадров.
Законом
предусмотрено, что область образования
входит в компетенцию Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления. В
компетенции Российской Федерации доля
федерального бюджета, направляе¬мая
на финансирование образования, а также
формирование федерального бюджета в
части расходов на образование, феде¬ральных
фондов развития образования, налоговых
льгот, стиму¬лирующих развитие
образования, федеральных нормативов
фи¬нансирования образования в зависимости
от количества учащих¬ся, воспитанников,
минимальных размеров ставок заработной
платы и должностных окладов работников
образовательных уч¬реждений и
государственных органов управления
образованием.
В компетенции субъектов
Федерации в этой области — фор¬мирование
их бюджетов в части расходов на
образование, уста¬новление региональных
нормативов финансирования образова¬ния.
В
компетенции органов местного самоуправления
находятся формирование местных бюджетов
и фондов развития образова¬ния, разработка
и принятие местных нормативов
финансирова¬ния образования.
Федеральные
нормативы финансирования должны
утвер¬ждаться ежегодно Государственной
Думой одновременно с при¬нятием закона
о федеральном бюджете на очередной год
и быть минимально допустимыми.
Региональные
и местные нормативы финансирования
долж¬ны учитывать специфику образовательного
учреждения и быть достаточными для
покрытия средних по данной терри¬тории
текущих расходов, связанных с
образовательным процес¬сом и эксплуатацией
зданий, сооружений и штатного оборудо¬вания
образовательного учреждения.
Схема
финансирования государственного и
муниципального образовательных
учреждений определяется типовым
положением о соответствующем виде
образовательного учреждения.
Бюджетное
финансирование получают и негосударственные
образовательные учреждения по нормативам
финансирования, аналогичным для
государственных и муниципальных
образова¬тельных учреждений на данной
территории. Эти учреждения получают
право на государственное и муниципальное
финанси¬рование с момента их государственной
регистрации.
Переход к рыночным
отношениям расширил возможности
образовательных учреждений по привлечению
денежных средств для финансирования
своей основной деятельности. Они вправе
привлекать в соответствии с действующим
законодательством финансовые ресурсы,
в том числе валютные, за счет предостав¬ления
платных дополнительных образовательных
и иных услуг, предусмотренных уставом,
а также добровольных пожертвова¬ний и
целевых взносов юридических и физических
лиц. При¬влечение образовательным
учреждением дополнительных средств не
влечет за собой снижения нормативов и
абсолютных размеров его финансирования
из бюджетной системы.
К дополнительным
платным услугам населению относятся:

обучение по дополнительным образовательным
программам;
• преподавание специальных
курсов и циклов дисциплин;

репетиторство;
• углубленное изучение
отдельных предметов и др.

Читать также:  ФИНАНСЫ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ КРЕДИТ ПОД РЕД Л А ДРОБОЗИНОЙ М ФИНАНСЫ 1997

  • #
  • #

    БЛИЦ 1345-с 6 изм Актуально на 28.02.11.rtf

  • #
  • #
  • #

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал
РГГУ в г. Электросталь

Кафедра
экономико-управленческих и правовых
дисциплин

080502-«Экономика и
управление на предприятии»

ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Составитель: преподаватель Л. М. Шигалёва

Программа
адаптирована преподавателем Ланиной
Е. С.

Рабочая программа рассмотрена

и одобрена на заседании кафедры
экономико-управленческих и правовых
дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь
10.09.2009 протокол № 3.

Предисловие

Бюджетные учреждения – одна из самых
многочисленных групп организаций,
функционирующих в России в настоящее
время. Бюджетные учреждения – это
организации, основным источником
финансирования которых являются средства
федерального, регионального, местного
бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда. Бюджетные учреждения
выполняют социальные, политические,
экономические, научно-исследовательские
и иные функции, жизненно важные для
нашего государства. Поэтому от величины
средств, предоставляемых бюджетным
учреждениям, и от эффективности их
использования будет зависеть качество
выполнения задач, стоящих перед бюджетными
учреждениями.

Актуальность изучения организации и
функционирования финансов бюджетных
учреждений связана также с изменениями
в бюджетном законодательстве РФ на
современном этапе.

Изучение дисциплины «Финансы бюджетных
организаций» направлено на ознакомление
студентов с функциями бюджетных
учреждений, основами их финансов,
источниками формирования и направлениями
расходования их средств, на приобретение
практических навыков в области бюджетного
планирования, подготовки расчетов для
составления бюджетных смет.

Дисциплина «Финансы бюджетных учреждений»
дает комплекс как теоретических, так и
практических знаний в области организации
и функционирования финансов бюджетных
учреждений в России.

В тематическом плане дисциплины
«Финансы бюджетных организаций» подробно
изложено содержание лекционных занятий
по основным разделам и темам курса.

Дисциплина «Финансы бюджетных
организаций» выступает в качестве
специального курса экономической науки,
предметом изучения которого является
совокупность финансовых отношений
бюджетных учреждений.

Читать также:  Базы данных, разработанные и используемые digo sm

Учебно-методический комплекс по
дисциплине «Финансы бюджетных организаций»
является основным элементом методического
обеспечения курса.

УМК разработан в соответствии с
требованиями Государственных
образовательных стандартов специальности
№ 080501 «Финансы и кредит» и включает
программу курса, тематический план,
контрольные вопросы, тематику курсовых
работ, план семинарских занятий, список
рекомендуемых источников и литературы.

Объединение в рамках УМК учебных и
методических разработок, раскрывающих
структуру, объем и содержание курса,
рекомендации по его изучению, материалы
по контролю знаний студентов и организации
их самостоятельной работы, позволяет
комплексно представить дисциплину и
определить требования к ее изучению.

УМК по дисциплине «Финансы бюджетных
организаций» предназначен для студентов
экономического факультета специальности
№ 080501 «Финансы и кредит», обучающихся
по очной, очно-заочной и заочной формам
обучения.

Соседние файлы в папке ЭУ 09

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *