ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Соседние файлы в папке ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

1
Домохозяйства как субъекты финансовых
отношений

Понятие
домохозяйств, состав их доходов и
расходов и характеристика финансовых
взаимосвязей с другими субъектами
финансовых отношений (государством,
хозяйствующими субъектами).

2
Анализ структуры доходов и расходов
домохозяйств и их динамика

Сравнить
доходы и расходы домохозяйств на начало,
середину, конец 90-х г.г. и за последние
годы.

3
Обобщение вопроса о роли и месте
домохозяйств и о возможности включения
их в состав финансовой системы в качестве
отдельной сферы или звена

Привести
примеры схем финансовой системы из
учебной литературы, где указаны финансы
домохозяйств.

Бюджетная система Российской Федерации: Шпаргалка

Шпаргалки от РИОРа –

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджетная система Российской Федерации: Шпаргалка

Финансовая система
представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы
можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру: 1) централизованные финансы: а) государственный бюджет; б) внебюджетные фонды; в) государственный кредит; г) фонды имущественного и личного страхования; д) фондовый рынок; 2) децентрализованные финансы: а) финансы коммерческих предприятий и организаций; б) финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); в) некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.

Каждое звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Так, централизованные финансы
используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы
используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств
– это личные финансы, т. е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.

Финансовая система
– это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы
Российской Федерации входят:

– бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

– внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

– финансы предприятий, организаций, учреждений;

– финансы страхования;

– кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия. Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными
. Централизованные
денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным
относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения.
Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Основное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система
, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды
средства которых должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов. Внебюджетные средства – это денежные средства, получаемые учреждениями (например Пенсионный фонд РФ) помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета.

Финансы предприятий, организаций, учреждений
– обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Две группы: финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственный (муниципальный) кредит
– это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Страхование
– это система отношений по защите имущественных интересов граждан, организаций и государства. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Функции домашних
хозяйств: распределительная, контрольная,
инвестиционная, регулирующая.

Роль домашних
хозяйств в соц-эк развитии страны:

  1. ДХ ведут личное
    подсобное хозяйство (земельные участки,
    сады и т.д.), создавая большой объем с/х
    продукции;

  2. ИП в процессе
    своей деятельности создают Т,У. Это
    является важнейшим сектором экономики.

  3. экономическая
    непроизводственная деятельность: сдача
    в аренду, операции с ценными бумагами,
    вклады в банке;

  4. это
    сфера приложения труда.

  • валовые, включая
    денежные доходы, стоимость поступивших
    продуктов питания, предоставленных
    льгот, дотаций;

  • денежные
    доходы: оплата труда, доходы от
    предпринимательской деятельности,
    социальные выплаты, доходы от
    собственности.

В
РФ по

IV

квартал 2008 г. ср. распол доход на 1 человека
сост 13538 руб в месяц

Доходы:
83% — денежные доходы; 2,8% — стоимость
поступивших продуктов питания; 13% — суммы
привлеченных средств и используемых
сбережений.

Расходы: 9441 руб.
на одного члена семьи. Из них 34% — питание;
42% непродовольственные товары; 1,6% —
алкогольные напитки; 22% — оплата услуг.

21
трлн 308 млрд руб – ден доходы населения
РФ в 2007 году. Из них: оплата труда 14,3 трлн
руб., доходы от предпринимательской
деятельности 2,1 трлн руб., социальные
выплаты – 2,47 трлн руб., доходы от
собственности – 1,9 трлн. руб.

21 трлн 308 млрд
руб – расходы населения РФ в 2007 году.
Из них: покупка Т, оплата У. – 69%;
обязательные платежи и взнос – 11,8%;
приобретение недвижимости – 3,9%; прирост
финансовых активов – 14,7%

Финансы
домашних хозяйств – это звено финансовой
системы, имеет исключительно важное
значение в регулировании платежеспособного
спроса страны, чем выше доходы общества,
тем выше спрос на производственные
материальные ценности, товары и услуги.

Население
является важнейшим экономическим
фактором, именно поступки и поведение
людей определяют ход и результаты
экономического процесса. Финансовая
система, финансовые отношения – это
прежде всего отношения между людьми.
Но в составе этой универсальной
деятельности человека, во всей
хозяйственной сфере следует особо
выделять то, что связано с удовлетворением
потребностей его самого и его семьи.
Люди получают доходы. Зарабатывают
деньги и тратят их на свои нужды, на
этом, в сущности, и держится вся
экономическая система. В условиях
рыночной экономики население, совокупность
семей, образуют особый сектор хозяйства
– ДХ. Именно ДХ являются в конечном
счете источником всех ресурсов экономики.
Это прежде всего труд как главный
производственный фактор, а на основе
труда создается и весь громадный
производственный аппарат современной
экономики. Это и природные ресурсы в
той мере, в какой они находятся в частной
собственности.

ДХ
являются поставщиком производственных
ресурсов либо непосредственно, либо в
косвенной форме, они получают большую
часть всех текущих доходов, создаваемых
в обществе, они же формируют и преобладающую
часть платежеспособного спроса на
конечную продукцию. Именно ДХ являются
основой всей экономики, так как
производство функционирует ради
потребления, а потребляют ДХ. Поэтому
финансовые потоки, как входящие в сектор
ДХ, так и выходящие из него, по определению
являются важнейшими в общей схеме
передвижения финансовых ресурсов в
обществе.

ДХ создают накопления
финансовых ресурсов и таким образом
формируют источники перспективного
развития производства и общества в
целом.

Сектор
ДХ представляет собой очень сложное
экономическое явление. В нутрии самого
ДХ происходят очень сложные экономические
процессы. Современная экономическая
наука полагает, что в рамках ДХ
осуществляется производство продуктов
и услуг. Но это производство не получает
внешней экономической оценки. В основном
речь идет о приготовлении домашней еды
и о воспитании детей.

Современный сектор
ДХ России характерен достаточно большим
объемом производства продукции,
потребляемой внутри него же. В этом
принципиальное отличие России от
развитых рыночных стран. Главная причина
этого – низкий уровень жизни населения.

Денежные
доходы населения с т.з. их экономической
характеристики можно условно разделить
на тир группы: первая – доходы, связанные
с участием в производстве товаров и
услуг, приобретаемых другими членами
общества за деньги (доход наемника и
доход собственника); вторая – это
денежные выплаты за счет государственных
фондов финансовых ресурсов, а также за
счет фондов благотворительных и
некоммерческих организаций, эти выплаты
могут иметь форму заработной платы или
просто целевого субсидирования; третья
группа доходов – это доходы, связанные
с финансовыми операциями: % по вкладам,
страховые возмещения, доходы от операций
с ценными бумагами, включая валюту и
тд.

Другой стороной
финансового баланса сектора ДХ являются
расходы населения. Расходы показывают,
на что и сколько тратит денежных средств
население, т.е. характеризует в укрупненном
виде структуру потребностей населения.

Виды расходов ДХ:
главной статьей денежных расходов ДХ
является приобретение товаров и услуг
(около 70%); обязательные платежи – это
в основном налоги; приобретение
недвижимости; сбережения; покупка
валюты.

Читать также:  Комитет по финансам и экономике администрации муниципального образования эхирит булагатский район

Денежные
расходы населения в принципе должны
иметь более устойчивую структуру, чем
доходы, так как потребности населения
зависят больше от уровня душевых доходов,
а не от системы хозяйства.

Финансы домашних
хозяйств представляют собой отдельную
сферу денежных отношений, возникающих
в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта в
связи с формированием и использованием
денежных доходов, поступлений и накоплений
домашних хозяйств. Они являются составной
частью финансовой системы государства.
Финансовые взаимосвязи домашних хозяйств
характеризуются значительным
разнообразием. В их составе выделяются
следующие
взаимоотношения

:
с работодателями в связи с оплатой
труда и иными выплатами аналогичного
характера; с хозяйствующими субъектами
в связи с формированием смешанных
доходов; между членами хозяйства в связи
с формированием и использованием
денежных доходов, поступлений и
накоплений; с другими домашними
хозяйствами по совместному формированию
и использованию денежных доходов,
поступлений и накоплений; с кредитными
организациями и тп. Перечисленные виды
взаимоотношений образуют в совокупности
содержание финансов домашних хозяйств.

Финансы домашних
хозяйств выполняют следующие основные
функции
:
1) воспроизводственную

функцию (обеспечение людей материальными
и социально-культурными благами и
услугами, в том числе и производственного
характера). Роль этой функции возросла
в условиях развития рыночных отношений
в стране и сокращения общественных
фондов потребления; 2) распределительную

функцию (распределение стоимости
валового внутреннего продукта и
созданного национального дохода между
домашними хозяйствами, его отдельными
участниками и государством, домашними
хозяйствами, его отдельными участниками
и предприятиями, между отдельными
участниками внутри домашнего хозяйства);
3) контрольную

функцию
(уровень жизни членов домашнего хозяйства
полностью зависит от величины приходящегося
на его долю дохода. Под воздействием
различных факторов эта величина может
изменяться как в сторону увеличения,
так и в сторону уменьшения. Поэтому
поддержание обычного уровня потребления
невозможно без контроля за распределением
полученного дохода по различным
направлениям расходования денежных
средств, а также за их целевым
использованием). В условиях развития
рыночных отношений роль домашнего
хозяйства в экономике страны существенно
возросла. По данным последних переписей
населения в России всего насчитывается
примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том
числе 40 млн. семейных и около 10 млн.
домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи
или утративших с нею связь. Особенно
велика роль домашних хозяйств в сельской
местности (личные подсобные хозяйства,
коллективные и индивидуальные сады,
коллективные и индивидуальные огороды,
фермерские хозяйства). Домашние хозяйства
производят сельскохозяйственную
продукцию как продукцию растениеводства,
так и продукцию животноводства. В общем
объеме сельскохозяйственной продукции
доля продукции, произведенной домашними
хозяйствами, составляет свыше 50 %, а
фермерскими хозяйствами – около 6 %.

Формирование
денежных доходов

домашних хозяйств характеризуется
посредством различных показателей

совокупных, располагаемых, номинальных
и реальных доходов населения. Совокупные
(общие) доходы

определяются суммированием денежных
и натуральных доходов, а также стоимости
бесплатных и льготных услуг, предоставляемых
за счет социальных фондов. Располагаемые
доходы

определяются исключением из совокупных
доходов населения налогов и обязательных
платежей. Номинальные
доходы

характеризуют доходы домашнего хозяйства
за определенный период времени в
денежных единицах по нарицательной
стоимости. Реальные
доходы

представляют собой денежные доходы
текущего периода, скорректированные
на индекс потребительских цен. Денежные
доходы домашних хозяйств

классифицируются, как правило, по
источникам

их формирования. Выделяются следующие
виды доходов: оплата труда наемных
работников; социальные трансферты;
смешанный или предпринимательский
доход; доходы от собственности; другие
доходы. Оплата
труда




включает
денежные средства, полученные членами
домашних хозяйств за выполненную ими
работу по найму. Оплата труда является
основной формой доходов домашних
хозяйств. Социальные
трансферты

представляют собой форму денежных
доходов домашних хозяйств в виде пенсий,
пособий, и иных социальных выплат,
выплачиваемых из бюджетов разного
уровня и бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Смешанный
или предпринимательский доход

– это доход, полученный домашними
хозяйствами в процессе предпринимательской
деятельности. Это может быть прибыль
или оплата труда.

Наиболее
разнообразными по составу являются
денежные
доходы домашних хозяйств от

собственности

.
К ним относятся доходы от долевого
участия в организации; доходы от
размещения временно свободных денежных
средств в банковские вклады; доходы от
вложений в ценные бумаги; доходы,
полученные в результате передачи в
аренду или продажи движимого и недвижимого
имущества, принадлежащего членам
домашнего хозяйства; доходы, полученные
от личных подсобных хозяйств в результате
продажи излишков продукции, без
организации их производства с целью
регулярной реализации и т.п. Другие
доходы

домашних хозяйств образуются в виде
поступлений денежных средств по договорам
банковских ссуд, договоров займа, за
счет их наследования и т.д. Расходы
домашних хозяйств

классифицируются по различным критериям.

В их составе можно выделить следующие
расходы: 1) на покупку товаров и оплату
услуг; 2) обязательные платежи и
разнообразные взносы; 3) приобретение
недвижимости; 4) на прирост финансовых
активов. Расходы
на покупку товаров и услуг

условно можно подразделить на две
категории: текущие

расходы и капитальные

расходы. Текущие
расходы

включают достаточно большой перечень
затрат, связанных с первоочередными
нуждами или производимых регулярно
Капитальные
расходы

включают в себя затраты по приобретению
непродовольственных товаров длительного
пользования (мебель, хозяйственное
оборудование, движимое имущество),
Обязательные
платежи




обусловлены
необходимостью уплаты налогов и сборов
в бюджеты разных уровней и в государственные
внебюджетные фонды, а также, платежей
по страхованию, коммунальных платежей
населения, процентов за товарный кредит,
взносов в общественные и кооперативные
организации и т.д. В системе налогообложения
домашних хозяйств наиболее значимым
является НДФЛ, которым охвачено
практически все трудоспособное население.
Наряду с НДФЛ, обязательными для домашних
хозяйств являются платежи, связанные
с уплатой: сбора за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биол ресурсов; водн налога; гос
пошлины; транс налога; земельного налога;
налога на имущество физических лиц.
Доля этих платежей и взносов в денежных
расходах приближается к 10%. Расходы
на приобретение недвижимости

включают затраты на строительство и
покупку жилых помещений, дач, летних
садовых домиков, баз отдыха, других
помещений, предназначенных для
постоянного, сезонного или временного
проживания, а также отдыха. Доля этих
платежей в денежных расходах составляет
немного больше 2,5%. Расходы
на прирост финансовых активов

включают операции по использованию
денежных сбережений путем их размещения
на депозитных счетах в банковских и
иных кредитных организациях, вложений
в ценные бумаги и иные финансовые
инструменты, и их накопление путем
приобретения валюты и сохранения на
руках у населения. Доля этих видов
расходов в общих денежных расходах
приближается к 20%. Причем доля денег на
руках у населения в приросте финансовых
активов составляет 9,5 %.

Тема 13. Сбалансированность бюджета и пути ее обеспечения

1
Сбалансированность бюджета как основное
условие нормального его функционирования

Понятие
сбалансированности, дефицита и профицита
бюджета в мировой практике и в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ. Причины
возникновения и способы финансирования
бюджетного дефицита. Экономические и
социальные последствия бюджетного
дефицита. Мероприятия по управлению
бюджетным дефицитом. Роль Стабилизационного
и Резервного фондов в управлении
дефицитом федерального бюджета РФ.

2
Анализ динамики и источников финансирования
дефицита федерального бюджета РФ

Проанализировать
размер дефицита и источники его
финансирования в 1992-1994г.г., в 1995-1999г.г. и
в 2000-е годы.

3
Обобщение путей и мер управления
дефицитом бюджета на федеральном уровне

Деперсонифицированные данные ответов респондентов на вопросы анкет 5-й волны опроса (данные Банка России)

Тема 11. Неналоговые доходы федерального бюджета, анализ их динамики и структуры

1
Сущность
и состав неналоговых доходов

Понятие
неналоговых доходов, их роль в формировании
доходов бюджетов. Классификация
неналоговых доходов. Состав неналоговых
доходов федерального бюджета.

2
Анализ динамики и структуры неналоговых
доходов федерального бюджета

Показать
в динамике долю неналоговых доходов в
совокупности всех доходов бюджета,
рассмотреть изменения в их структуре.

3
Обобщение возможных путей пополнения
доходов федерального бюджета за счет
неналоговых доходов

Деперсонифицированные данные ответов респондетов на вопросы всех пяти волн опроса (данные Банка России и Минфина России)

Информация, полученная в ходе обследования домохозяйств, является основой для работ как сотрудников Банка России, так и внешних исследователей.

Публикации на основе данных Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам текущей (5-й)
и прошлых волн обследования:

Е. Бессонова, А. Цветкова, Финансы российских домохозяйств в 2022 году
,

Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования, Банк России,  2023

Е. Бессонова, А. Цветкова, Финансовое поведение домохозяйств в период пандемии
,

Вопросы экономики, № 8, 2023

А. Тишин, Влияние демографии на развитие финансового сектора Российской Федерации
,

Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования, Банк России, 2020

М. Мамедли, А. Синяков, Финансы домохозяйств в России: шоки дохода и сглаживание потребления
,

Вопросы экономики, № 5, 2018

А. Синяков, Ю. Ушакова, Опыт двух кредитных бумов в России и текущий рост ипотеки: почему важно вовремя остановиться
,

Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования, Банк России, 2018

М. Артемова, М. Мамедли, А. Синяков, Кредитование домохозяйств в разрезе федеральных округов по данным опроса финансов домохозяйств: региональные особенности и потенциальные риски
,

Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования, Банк России, 2018

М. Мамедли, А. Синяков, Потребительское кредитование в России: перспективы и риски на основе обследований финансов домашних хозяйств
,

Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования, Банк России, 2017

Последнее обновление страницы: 14.08.2023

Финансовая система Российской Федерации

·
командировочные и
иные компенсационные выплаты работникам,

·
оплата товаров,
работ и услуг.

Указанные
расходы осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют
собой выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения
конкретных потребностей.

Применяются
разнообразные виды денежных норм:

— 
нормы, основанные
на натуральных показателях использования материальных ценностей (нормы расходов
питания, приобретения медикаментов, мягкого инвентаря, форменной одежды и др.);

— 
обобщенные
индивидуальные выплаты (заработная плата, пенсии, стипендии, командировочные
расходы);

— 
нормы,
построенные опытно – статистическим способом на основе обобщения показателей
расхода средств в прошлые периоды и с учетом бюджетных возможностей.

По
степени сложности нормы подразделяются на:

— 
простые
(отдельные виды расходов);

— 
комбинированные
(укрупненные, охватывающие совокупность видов расходов образующих статью или
несколько родственных статей или все расходы учреждения).

Читать также:  Еще одно задание. Место Александра III в истории государства и народа. Эссе по истории. Государственные деятели. Н. К. Бунге

Смета
расходов – это основной финансовый план бюджетных учреждений.

11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их
совершенствования

Все бюджеты, входящие в бюджетную
систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с
формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются
на следующих принципах:

· 
распределения и
закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы
Российской Федерации;

· 
разграничения
(закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам)
регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

· 
равенства
бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав
муниципальных образований;

· 
выравнивания
уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;

· 
равенства всех
бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом,
равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской
Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных
расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из
бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.

 Доходы территориальных бюджетов (республиканских, республик
РФ, краевых, областных, окружных и местных) состоят из собственных доходов и
поступающих от вышестоящих бюджетов.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на
постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами
законодательством Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими
бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством
Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а
также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть
доходов территориальных бюджетов. Так в доходах местных бюджетов они составляют
около 30 %.

Доходы, поступающие от вышестоящих бюджетов — доходы,
зачисляемые в нижестоящий бюджет по нормативам отчислений (в %) из бюджетов
вышестоящего уровня на очередной финансовый год или на долговременной основе.

К доходам, поступающим от вышестоящих бюджетов в
территориальные бюджеты относятся трансферты — это средства, зачисляемые из
федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер
которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Впервые новый механизм межбюджетных отношений в России был
введен в 1994г, при котором важным регулятором этих отношений стал выступать
Целевой фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда распределяются
для всех регионов по единому принципу.

Кроме того, для сбалансирования
территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия
текущих расходов.

Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной
основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету
другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого
финансирования целевых расходов.

12.
Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны

Внебюджетные
фонды государства – это совокупность финансовых средств, находящихся в
распоряжениях центральных или региональных органов власти и имеющих целевое
назначение.

Они
являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и
использования регламентируются финансовым законодательством.

Внебюджетные
фонды создаются двумя путями:

1.
Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение.

2. Формирования
внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Внебюджетные
специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в название
фондов указаны цели расходования средств.

В
финансовой системе РФ внебюджетные фонды были образованы в соответствии с
законом РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ». Главная
причина возникновение внебюджетных фондов в необходимости выделения чрезвычайно
важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их
самостоятельными источниками доходов. Решение образования внебюджетных фондов
принимает федеральное собрание РФ.

Перед
внебюджетными фондами РФ стоят такие важные задачи, как:

1. 
Обеспечить
дополнительными ресурсами приоритетные отрасли в сфере экономики (экономические
фонды, НИОКР, экологические и дорожные фонды).

2. 
Расширить
социальные услуги населению (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Фонды обязательного медицинского страхования).

Правовые
основы образования государственных внебюджетных фондов в настоящее время
закреплены в Бюджетном Кодексе РФ.

Наиболее
важными и крупными государственными внебюджетными фондами являются:

Пенсионный
фонд Российской Федерации

1. 
Фонд социального
страхования Российской Федерации

2. 
Фонды
обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим
источники формирования и направления расходования средств государственных
внебюджетных фондов.

Доходы
государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счет:

3. 
Добровольных
взносов юридических и физических лиц,

4. 
Прибыли от
собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим
лицом.

5. 
Кредитов банка (в
исключительных случаях).

С
1 января 2005 года основная ставка ЕСН, если начисленный годовой доход
физического лица составляет до 280000 руб. – 26 % и распределяется она
следующим образом:

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          бюджет 20%                ФСС РФ 2,9%        
ФОМС РФ 3,1%

ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               ФБ 6%      ПФ РФ 14%                        ФФОМС
1,1%     ТФОН 2,0%

                         Страховая
часть             Накопительная часть

                                трудовой
пенсии          трудовой пенсии

                        Процент
соотношения зависит от возрастной категории граждан.

Процент
соотношения зависит от возрастной категории граждан.

Если
гражданин 1966 года рождения и старше, то работодатель уплачивает с его фонда
оплаты труда полностью на страховую часть, а если гражданин 1967 года рождения
и моложе, то от суммы его оплаты труда работодатель уплачивает как указано по
схеме на страховую и накопительную части трудовой пенсии соответственно 8% и 6%.

Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФ РФ) – это централизованный фонд государства,
обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях
пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Средства
пенсионного фонда используются на выплату:

Страницы: 1
, 2
, 3
, 4
, 5
, 6
, 7
, 8
, 9, 10
, 11
, 12

Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам

Проект стартовал в 2013 году, обследование проводится раз в два года. Четыре первые волны были организованы Минфином России, в 2022 году в ходе 5-й
волны Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам опрос провел Банк России. Координацию и реализацию всех волн обследования, включая полевые работы, осуществляет ООО «Демоскоп».

В 2022 году было опрошено 6081 домохозяйств, включая 12 162 респондента, проживающих в 32 субъектах Российской Федерации. 70% итогового количества респондентов было опрошено в мае — июне 2022 года.

 Домохозяйство — это люди, проживающие вместе по одному адресу и имеющие общие доходы и расходы. Респондентами обследования стали все члены домохозяйств в возрасте от 18 лет, находящиеся по месту жительства во время проведения обследования.

Благодаря обследованию удается получить уникальную информацию о финансах и финансовом поведении на уровне домохозяйства (семьи). Учитывая, что решения людей о расходах, сбережениях, приобретении активов и принятии обязательств определяются в семье, именно домохозяйство, а не отдельный индивид является правильным объектом для изучения закономерностей финансового поведения.

Еще одно преимущество данного обследования — это то, что значительная часть домохозяйств принимала участие в нескольких раундах обследования. Это позволяет измерять изменения у одних и тех же респондентов во времени, что расширяет возможности для анализа и исследований. 

Подготовленная база данных помогает в динамике исследовать финансовые и нефинансовые активы домохозяйств, их финансовые обязательства, доходы и расходы, разные аспекты финансового поведения, закономерности его изменений и зарождающиеся тенденции финансового поведения и стратегий российских домохозяйств.

Репрезентативность опроса обеспечивается вероятностным характером выборки, дизайн которой описан в прилагаемой «Методологии проведения обследования — 5-я
волна 2022».

Вопросник для домохозяйства позволяет составить представление о следующем:

  • социо-демографических характеристиках домохозяйства;
  • жилищных условиях, в том числе объектах недвижимости в собственности, финансовых источниках их приобретения, оценке их стоимости;
  • кредитах на покупку объектов недвижимости;
  • планах/намерениях в отношении приобретения жилья, участка;
  • доходах и расходах домозяйства и их структуре;
  • стабильности получения доходов;
  • сбережениях из доходов, их структуре и горизонте финансового планирования.

Индивидуальный вопросник позволяет составить представление о следующем:

  • оценке экономической ситуации и настроениях. Ожиданиях в отношении динамики доходов, инфляции, курсов валют, процентных ставок;
  • занятости;
  • объеме и структуре финансовых активов;
  • предпочтения в отношении желаемой структуры финансовых активов по их видам;
  • используемых платежных инструментах;
  • объеме и структуре финансовых обязательств, в том числе фактическом и планируемом спросе на кредиты;
  • предпочтениях относительно суммы сбережений из доходов (сберегательное поведение) или суммы принимаемых финансовых обязательств;
  • стоимости и структуре прочих нефинансовых активов (транспортные средства);
  • уровне финансовой грамотности;
  • финансовом самочувствии;
  • финансовой доступности.

Результаты обследования представляют ценность для анализа и исследований целого ряда актуальных вопросов.

Во-первых, это исследования источников финансирования потребительского спроса, на который приходится обычно около 70% ВВП. Они включают изучение потребительского и сберегательного поведения, спроса на кредиты, роли доходов, процентных ставок, финансовой доступности и финансовой грамотности в принятии финансовых решений.

Во-вторых, это исследования дисбалансов в финансах домохозяйств и оценка рисков для финансовой стабильности через измерение объема, структуры и динамики долговой нагрузки.

В-третьих, это исследования того, как домохозяйства адаптируются к экономическим шокам, кризисам и как различные меры политики влияют на них.

В-четвертых, это исследования ограничений на стороне предложения и предпочтений домохозяйств на стороне спроса, важные для выработки стратегии развития финансового рынка и обеспечения финансовой доступности.

Доступ к данным

Банк России приветствует проведение экономических исследований академическим сообществом на  актуальные темы
  с использованием гранулярных данных Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам.

Данные опроса представлены в формате .csv и не являются очищенными от выбросов и пропусков.

Данные представлены в виде общего файла с результатами опросов всех волн, а отдельно выделены результаты опроса волны 2022 года. Информация за 2022 год идентична в общем файле и в файле за 2022 год.

В файлах опросов по анкете домохозяйств переменная id_w отражает год волны проведения опроса. Переменная id_h отражает код домохозяйства в соответствующую волну опроса. В зависимости от волны опроса id_h может меняться. Для того чтобы добавить данные домохозяйств из другой волны, необходимо воспользоваться следующими переменными: aid_h bid_h cid_h did_h eid_h. Первая буква названия переменной соответствует волне проведения опроса: a — 2013, b — 2015, c — 2018, d — 2020, e — 2022.

Например, если необходимо соединить данные за 2018 год с данными за 2013 год, то сначала необходимо провести фильтрацию отдельно по каждой волне. Затем присоединить данные так, чтобы значение переменной id_h в данных за волну 2013 года совпадало со значением переменной aid_h в данных за волну 2018 года.

Переменная redidh отражает номер домохозяйства внутри одной волны. Совпадения между волнами не носят содержательного характера.

В файле опросов по индивидуальной анкете переменная id_w также отражает год проведения опроса. Идентификатор индивида — переменная idind, она является сквозной для всех волн. Поэтому соединение данных индивидов по волнам можно осуществлять с помощью этой переменной.

Читать также:  Деньги есть. 10 шагов, которые научат управлять своим бюджетом

Для слияния данных индивидов и домохозяйств одной волны можно пользоваться переменной id_h, которая отражает, к какому домохозяйству относится индивид в данную волну. Чтобы соединить данные индивидов и домохозяйств нескольких волн, необходимо провести слияние по каждой волне отдельно, поскольку id_h может изменяться от волны к волне.

Переменные id_i и redidi отражают номера индивидов внутри одной волны. Совпадения между волнами не носят содержательного характера.

В объединенных базах данных с  1-й
по  5-ю
волну по анкетам домохозяйств и по анкетам индивидов больше переменных, чем в вопросниках, поэтому переменные, которые не представлены в вопросниках являются пустыми. В базах данных для  5-й
волны по анкетам домохозяйств и по анкетам индивидов переменных столько же, сколько в вопросниках.

Субъект Российской Федерации, к которому относится домохозяйство, представлен переменной psu. Принадлежность к населенному пункту внутри субъекта в базах данных не представлена.

Тема 12. Межбюджетные отношения в рф

1
Бюджетная
система и межбюджетные отношения

Понятие
бюджетной системы и ее связь с
государственным устройством страны.
Структура бюджетной системы РФ и
изменения в ней. Принципы бюджетной
системы РФ.

Понятие межбюджетных
отношений и их развитие в РФ. Межбюджетные
трансферты и условия их предоставления.

2
Анализ форм и методов предоставления
межбюджетных трансфертов

Проанализировать
долю безвозмездных перечислений в
доходах регионального и местного
бюджетов и их структуру по назначению
и форме предоставления межбюджетных
трансфертов.

3
Обобщение состояния и путей дальнейшего
развития межбюджетных отношений в РФ

Тема 10. Налоговые доходы в бюджетах различных уровней

1
Налоговые доходы и их разграничение
между уровнями бюджетной системы

Сущность
и функции налогов. Понятие налоговых
доходов и их классификация. Распределение
налогов между уровнями бюджетной системы
в соответствии с бюджетным законодательством .

2
Анализ различий в структуре налоговых
доходов в бюджетах различных уровней
(на примере
федерального, регионального и местного
бюджетов)

3
Основные пути реформирования налоговой
системы в современных условиях и на
перспективу

Финансовая система Российской Федерации

Его содержание определяется государственным и бюджетным
устройством страны, его содержанием, бюджетными правами соответствующих органов
и юридических лиц.

Продолжительность бюджетного процесса, который включает
четыре стадии, длится около трех лет:

2) 
рассмотрение и
утверждение занимают около года,

3) 
исполнение, или бюджетный
период, — с 1 января по 31 декабря (календарный год),

4) 
составление
отчета об исполнении бюджета и его утверждение — восемь месяцев.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов
разного уровня РФ, а также контроль за исполнением и ответственность за
нарушение бюджетного законодательства РФ регулируется Законом РФ «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ» и Бюджетным кодексом РФ.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е.
частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Задачи бюджетного процесса:

1) максимальное выявление всех материальных и финансовых
резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному
рынку;

2) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и
другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми
программами социально-экономического развития;

3) установление расходов бюджета по целевому назначению, а
также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех
мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4) согласование бюджета с общей программой финансовой
стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и
инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной
денежной единицы;

5) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет
экономически оправданных источников;

6) осуществление бюджетного регулирования в целях
сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников
доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими
регионами;

7) повышение роли перспективного бюджетного планирования
(прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность
всех крупномасштабных социально-экономических программ;

8) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и
доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9) автоматизация процесса составления
и исполнения бюджетов через автоматизированную систему финансовых расчетов с
широким использованием электронно-вычислительной техники.

Принципы организации бюджетного процесса:

1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой
бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для
статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного
бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный
процесс. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов,
а также правом определять направления их использования;

3) балансовый метод, который заключается в установлении
правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов. Это должно
обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств
между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие метода —
соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот
принцип — главная цель всей финансовой политики.

Участниками бюджетного процесса являются:

— 
Органы
законодательной (представительной) власти,

— 
Органы денежно –
кредитного регулирования,

— 
Главные
распорядители и распорядители бюджетных средств,

— 
Иные органы, на
которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Первая стадия бюджетного процесса – составление проекта
бюджета.

Составлению проекта бюджетов предшествует разработка прогнозов
социально – экономического развития Российской Федерации, муниципальных
образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых
балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют
разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется
Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового
года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной
финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской
Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными
органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического
и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные
макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров
среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий
Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и
расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров
основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и
пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий
в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение
Правительства РФ. После их принятия Правительством РФ они могут быть
представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные
характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом
исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и
среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными
органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов
бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение
финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом
Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие
финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в
среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве
финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от
субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.
Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за
соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей
финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности
мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с
внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов
Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который
рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости
поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

Если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям
бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на
рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными
органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и
сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть
завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета.

Государственная Дума РФ рассматривает проект федерального
бюджета в четырех чтениях.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального
бюджета в первом чтении (в течении 30 дней) обсуждается его концепция и прогноз
социально – экономического развития Российской Федерации на очередной
финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и
расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ,
проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные
характеристики федерального бюджета:

— 
доходы
федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией,

— 
распределение
доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами
субъектов РФ,

— 
дефицит
федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального
бюджета и источники его покрытия.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального
бюджета Государственная Дума может:

— 
передать
указанный законопроект в Согласительную комиссию (состоит из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ) по уточнению
основных характеристик федерального бюджета,

— 
вернуть проект
федерального бюджета в Правительство РФ на доработку,

— 
поставить вопрос
о доверии Правительству РФ.

Во втором чтении (в течение 25 дней со дня принятия
федерального бюджета в первом чтении) утверждаются расходы федерального бюджета
по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ.

Утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации и главным распорядителям средств федерального
бюджета, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки
субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного
заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых
программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый
год, государственная программа вооружения, программа предоставления гарантий
Правительства РФ, Программа государственных внешних заимствований и др.

Страницы: 1
, 2
, 3
, 4
, 5
, 6, 7
, 8
, 9
, 10
, 11
, 12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *